Свет и тени энергосистемы Армении


@@@

Почему власти республики отвергают выгодные предложения российской стороны

2001-04-07 / Николай Полянский







ИЗ ЗАКАВКАЗСКИХ республик бывшего СССР энергетика Армении сохранила наиболее высокий эксплуатационный уровень, что в значительной мере обусловлено наличием высококвалифицированного персонала, способного поддерживать надлежащий технический уровень энергетических объектов страны. Нынешний потенциал энергетики Армении позволяет не только обеспечить собственных потребителей бесперебойным и качественным энергоснабжением, но и без дополнительных инвестиций наладить производство и экспорт 4-5 млрд. кВт-ч электроэнергии в сопредельные с Арменией страны региона: Иран (и далее в Ирак), Турцию, Грузию, Азербайджан. По предварительным подсчетам, это может принести дополнительно 180-200 млн. долл. в год, а также позволит укрепиться на региональном рынке экспорта электроэнергии. Имея необходимую техническую базу для производства таких объемов электроэнергии, Армения, используя российский газ и ядерное топливо, может нарастить поставки ее в третьи страны. Свою заинтересованность в увеличении экспорта энергоносителей в Армению неоднократно заявляли "Итера", "Газпром" и Министерство атомной энергетики РФ.

Такое взаимовыгодное сотрудничество позволит за короткие сроки вывести Армению в лидеры по экспорту электроэнергии в регионе, укрепить экономические связи с Россией и Ираном и содействовать нормализации армяно-турецких отношений. Более того, российская сторона предлагает провести соответствующие мероприятия по продлению сроков эксплуатации второго блока Армянской АЭС до 2017 г., гарантийный срок эксплуатации которого рассчитан до 2008 г., и изыскать дополнительно 300 млн. долл. для перезапуска ныне законсервированного первого блока. Несмотря на то что это позволит увеличить объемы экспортируемой из Армении электроэнергии еще на 100 млн. долл., указанные предложения упорно отвергаются армянской стороной.

Летом прошлого года Россия на высшем уровне предложила Еревану создать российско-армянское СП в сфере электроэнергетики. С армянской стороны в качестве уставного вклада в данное СП предполагалась передача 50% акций Армянской АЭС и Разданской ТЭЦ (оба объекта работают исключительно на российских энергоносителях), а на сумму внесенных армянской стороной активов предлагалось списание соответствующей части государственного долга Армении перед Россией (120 млн. долл., причем проценты в 2000 г. не выплачены). Кроме того, предлагалось ощутимое снижение цен на поставляемые в республику российские энергоносители. Казалось бы, беспроигрышный вариант для обеих сторон. Россия расширила бы рынки сбыта своих энергоносителей, сохраняя свое присутствие в энергетике Закавказья. Армения же получила бы дополнительно сотни миллионов долларов и могла бы пойти на снижение чрезмерно высокого для населения тарифа на электроэнергию с 25 драмов (около 4,5 цента) до 15 драмов за один кВт-ч.

Вряд ли стоит говорить, что это означает для населения республики, где средняя зарплата составляет 15-20 долл. в месяц и где в условиях отсутствия в большинстве домов горячей воды и отопления электроэнергия является основным средством поддержания жизнедеятельности людей.

Несмотря на очевидную целесообразность, руководство Армении не идет на создание российско-армянского СП, отказываясь под давлением Запада включить в него Армянскую АЭС (хотя, согласно заключенным ранее соглашениям о предоставлении Армении государственных кредитов, 27% акций АЭС находятся де-юре в залоге у РФ). Официальный Ереван ссылается на мнение Евросоюза, который якобы приостановит в этом случае экономическую помощь Армении.

Напрашивается вопрос: о чем же думали армянские власти, давая ЕС обязательство закрыть Армянскую АЭС в 2004 г.? Наверное, не о нуждах собственного населения. Ведь станцию уже закрывали, чем вызвали социальную катастрофу в Армении. И перезапущена была ААЭС в 1995 г., между прочим, не на американские, а на российские средства.

В качестве другого "веского" довода против СП армянские официальные лица ссылаются на свои обязательства, данные международным финансовым организациям. Видимо, поэтому в самом начале тендера без достаточных обоснований не были допущены к конкурсу РАО "ЕЭС России", "Росэнергоатом" и МЭК "Итера" в пользу американской АЕS Silk Road (далее - АЕS). Причем если от российских компаний требовали купить распределительные сети за 160-200 млн. долл., то американцам их готовы уступить за 16-18 млн. "Почувствуйте разницу"!

Примечательно, что в начале большинство депутатов Национального собрания Армении выступили против приватизации сетей по западному сценарию, но после того, как на народных избранников было оказано жесткое давление, многие из них чудесным образом изменили свою позицию.

В маленькой, изолированной и скудной собственными природными ресурсами Армении иностранными компаниями уже скандально приватизированы по бросовым ценам такие важные для народного хозяйства предприятия, как знаменитый Ереванский коньячный завод "Арарат" (70% продукции которого идет на естественный традиционный рынок - в Россию), монополист в сфере средств связи "Арментел", ряд золотодобывающих предприятий и т.д. В результате, несмотря на заверения властей, в республике резко сократилось производство армянского коньяка, а абсолютная монополия "Арментела" привела к увеличению тарифов за телефонные разговоры в ущерб качеству связи. И таких примеров предостаточно. На этом фоне нетрудно предугадать и судьбу распределительных энергосетей Армении, учитывая то обстоятельство, что за одного из ее потенциальных покупателей, AЕS, президенты Казахстана и Грузии уже принесли извинения своим народам, так как после передачи (естественно, за бесценок) национальных энергосистем американской АЕS состояние в энергосекторе этих стран стало еще хуже, чем прежде.

Несмотря на все это, армянские официальные лица, отвергая взаимовыгодное предложение российской стороны по созданию армянско-российского совместного предприятия в области электроэнергетики с участием Армянской АЭС, проявляют особый интерес к приватизации распределительных сетей той же АЕS.

За последние несколько лет в Армении сложилась достаточно организованная система, координируемая кругом влиятельных в республике руководителей, позволяющая уводить в тень финансовые потоки, получаемые в результате реализации электроэнергии населению и предприятиям. Сегодня в республике трудно найти человека, который отрицал бы факт исправных платежей за электроэнергию со стороны населения. В то же время уже стали хроническими неплатежи многим генерирующим станциям, а также подрядным и ремонтным организациям, работающим в области энергетики. Самая большая задолженность имеется у ГЗАО "Армэнерго" перед АОЗТ "Армянская АЭС" (на сегодня превышает 110 млн. долл.). Вместе с тем задолженность Армении перед российскими поставщиками ядерного топлива для той же Армянской АЭС составляет 17 млн. долл., причем в последний год платежи вообще не производились.

Кстати, задолженности за российский газ удивительным образом относительно пунктуально оплачиваются, хотя и здесь имеются долги перед российскими поставщиками (около 20 млн. долл.). Естественно, такая пунктуальность похвальна, однако чем же объясняется нерадивое отношение к задолженности Армянской АЭС за ядерное топливо?

Дело в том, что в механизме увода финансовых потоков энергетики в тень задействованы практически все организации, работающие по цепочке: природный газ - производство электроэнергии - Госэнергонадзор Армении - высоковольтные линии электропередачи - Армэнерго - распределительные сети - потребители.

Процесс начинается с поставки газа от границы с Грузией по магистральным газопроводам до тепловых электростанций в виде образования сверхнормативных потерь, иногда достигающих 10-15% от общего объема поступающего в республику газа (в 2000 г. в Армению было поставлено примерно 1,4 млрд. куб. м по цене 53 долл. за 1000 куб. м). Далее неучтенный сверхнормативный газ поставляется на тепловые электростанции, где, суммируясь с искусственно завышенным удельным расходом топлива, зачастую доходящим до 20% от установленных норм, превращается в неучтенную электроэнергию.

Последняя, поступив в высоковольтные сети, в свою очередь, увеличивается путем приписок сверхнормативных потерь в высоковольтных сетях, доходящих до 6-7%.

Следующий этап наращивания объемов неучтенного электричества осуществляется в распределительных сетях (которые так алчут заполучить американские "друзья" Армении), где наряду со сверхнормативными потерями, достигающими 35%, имеет место скрытое списание электроэнергии на население (оно, как мы помним, платит исправно), бюджетных потребителей, систему орошения (кому есть дело до постигшей Армению в прошлом году опустошительной засухи?) и "Водоканал".

С завершением каждого отчетного месяца для сокрытия "излишков" газа и электроэнергии по всей энергосистеме производится скоординированная подгонка счетчиков по цепочке: газ-электроэнергия-распределение-потребление, с активным участием Госэнергонадзора, подведомственного Министерству энергетики РА.

Полученный навар от реализации левой электрической энергии разными ухищрениями снимается через обслуживающие энергосистему банки.

На этом процесс увода денег в тень внутри республики в основном завершается, и начинается этап съема денег за пределами республики при осуществлении платежей за природный газ, преимущественно за клиринговые поставки через Туркмению, с использованием так называемых клиринговых коэффициентов.

Учитывая, что с момента повторного запуска в 1995 г. Армянская АЭС всегда получает только около 25% причитающихся ей за произведенную электроэнергию средств, нетрудно догадаться, что остальные 75% средств идут на покрытие приписанных по всей энергосистеме потерь.

Отсюда ясно, почему армянская сторона принципиально отказывается включать Армянскую АЭС в состав армянско-российского совместного предприятия. Ведь тогда придется объяснить новым собственникам, а заодно и собственному населению, куда идут 75% недополучаемых АЭС средств. Кстати говоря, высококвалифицированный персонал атомной станции уже пятый месяц не получает зарплату.

Существующий сравнительно высокий тариф на потребляемую населением и предприятиями электроэнергию, который устанавливается "независимой" Энергетической комиссией Армении, безусловно, выгоден теневым хозяевам описанной выше чудодейственной цепочки. Ведь чем выше цена 1кВт-ч, тем больше абсолютная величина уводимых в тень денег.

Высокий тариф выгоден и международным финансовым организациям, поскольку, когда собственниками сетей станут западные компании, они получат на блюдечке неоправданно высокий тариф на свою продукцию.

Происходит смычка интересов энергетических теневиков с интересами международных финансовых организаций и западных претендентов на распределительные сети.

@@@