'Памяти великого артиста. Посвящение Олегу Кагану'

@@ 2007-11-09



С 13 по 23 ноября, Большой зал консерватории

Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Миша Майский, Эдуард Бруннер, Андрес Мустонен и ансамбль Hortus musicus, Александр Рудин и камерный оркестр Musica Viva, Теодор Курентзис, Роман Кофман и другие музыканты примут участие в Восьмом международном фестивале, посвященном памяти выдающегося скрипача Олега Кагана. Традиционно фестиваль проводится в ноябре, к дню рождения музыканта (21 ноября). В этот день пройдет, пожалуй, один из самых интересных концертов: в исполнении всемирно известных музыкантов Миши Майского, Максима Рысанова и Юлиана Рахлина прозвучат «Гольдберг-вариации» Баха в переложении для струнного трио.

@@@
'Памяти великого артиста. Посвящение Олегу Кагану'
Афишная тумба
Башмет Кагану
Бродячая собака
Весь этот джаз и Шнитке
Время моды на Россию прошло
Всё коту масленица

День рождения Маэстро

@@

К юбилею Владимира Спивакова

2004-09-13 / Григорий Заславский







Спиваков пытается заложить традиции в Международный дом музыки.

Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

В предъюбилейные дни в рекламных паузах государственного телеканала имя маэстро с двух сторон подпирали названия знаменитой пивоваренной компании и какого-то нового лекарства от геморроя: пивоваренный гигант поздравлял Спивакова с близящимся юбилеем, ну а средство от геморроя говорило, так сказать, само за себя.

Владимир Спиваков сегодня не просто музыкант, в первую очередь он музыкальный деятель и организатор музыкального производства. Настоящий музыкальный олигарх (когда ему говорят об этом, Владимир Теодорович тут же парирует: «Думаю, что до прокуратуры не дойдет»). В его руках – что-то вроде «безотходного производства»: Благотворительный фонд, где воспитываются молодые музыканты, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», большой Национальный филармонический оркестр и Дом музыки, где всем этим коллективам найдется «уголок».

Знатоки говорят, что отношения с Евгением Федоровичем Светлановым у Спивакова были непростые. Тем не менее, став президентом Дома музыки, Спиваков первым делом предложил присвоить Большому залу имя великого дирижера. Сейчас там монтируется самый большой в столице и, вероятно, во всей России орган.

Благотворительному фонду Спивакова в этом году исполнилось 10 лет. Из 800 стипендиатов 350 стали лауреатами международных конкурсов и фестивалей, проведено 1000 концертов в России и за рубежом, в том числе – перед Папой Римским, президентами, королями и королевами, заключенными российских колоний…

@@@
День рождения Маэстро
Джем-сейшн на Эвересте
Дирижер без палочки
И ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ...
Концентрат звуков: от Моцарта до Шнитке
Микрофоны убивают голос
Моцарт и Моцартъ

Оркестры перед лицом госзаказа

@@

Как заставить ведущие российские оркестры гастролировать по России?

2003-04-15 / Андрей Хрипин



Насколько богата талантами земля русская, настолько же бедна во всех смыслах музыкальная жизнь на российских просторах, особенно же в наших малых городах, где нет ни филармоний, ни театров. (Естественно, мы имеем в виду нормальную музыку - классическую то есть, а не потребительскую попсу под бутерброд, которая нынче несется из любой щели.) Обитатели Мурома и Кинешмы, Череповца, Ельца и других городов подобного ранга сегодня практически лишены звуков живого симфонического оркестра и могут услышать симфонии Чайковского и Бетховена, "Болеро" Равеля и "Полет валькирий", не говоря уже о целых операх, исключительно по радио и телевидению, при условии если в их городе ловятся радиостанция "Орфей" или канал "Культура". Послушать классику на компакт-дисках в таких городах тоже проблема - в палатках и магазинных отделах бывшего культторга выбор на классическую тему почти равен нулю.

Чуть богаче ситуация в областных центрах типа Владимира, Ярославля или Ульяновска (городах без консерваторий и оперных театров), где амбразуру музыкального просветительства тщедушным тельцем прикрывают нищие филармонии, в которых теплится хоть какой-то очаг концертной и гастрольной жизни. В одних городах это пламя ровное и стабильное, в других - чуть тлеющие угли. Перед президентскими выборами три элитных оркестра (БСО, ГАСО и темиркановский) получат наконец обещанный "новогодний" президентский грант, но ведь это только самая верхушка айсберга. Копнуть чуть глубже - и увидим, что финансовая поддержка государством музыки и музыкальных учреждений в провинции по-прежнему остается копеечной и осуществляется по остаточному принципу, "лишь бы не сдохли". Всякие локальные гранты и конкурсы типа "Окна в Россию" - не более чем профилактическая припарка. Рассчитывать на капитальную спонсорскую помощь тоже не приходится - потенциальным инвесторам и меценатам наше "правовое" государство уже давно и надолго отбило "дающие руки", а вместе с ними и всякую охоту помогать культуре (какому нормальному человеку нужны лишние налоговые передряги?).

Региональным талантам, хоть малость возвысившимся над местным уровнем, свойственно расти дальше и централизоваться в направлении столиц. Оставшиеся кадры инструменталистов и вокалистов содержатся в черном теле - средства целенаправленно экономятся на знаменитых гастролеров из столицы (часто спорного качества) - народ в провинции ходит на имя. Будь ты молодым гением семи пядей во лбу, но еще не засветившимся на Конкурсе Чайковского или попросту нераскрученным, зал на твоем концерте будет заполнен на треть, потому что тебя не знают, а вот звучное имя вроде Николая Петрова, которого, кстати, охотно приглашают все областные филармонии, несмотря на кусающиеся цены, соберет аншлаг.

Во многих областных городах есть симфонические оркестры с достаточно славными традициями. Многие из них с приходом новых времен быстро переменили свой статус и стали называться губернаторскими. А это уже и другое положение в областном рейтинге культурных ценностей и совсем другие деньги. И если концертные отделы многих филармоний по-прежнему в отчаянии рвут на голове волосы, вымучивая афишу на следующий месяц, и скребут по пустым сусекам в надежде найти хоть копеечку для оплаты какого-нибудь средненького певца или скрипача из Москвы, то губернаторские оркестры в своем нынешнем автономном положении больше напоминают о буржуазном благополучии, часто дают концерты, на которые сбегается весь город, что бы ни играли и какие бы солисты ни приехали.

Но все равно тяга к большой культуре из Центра на местах остается, да и жить в гордой замкнутости одними собственными соками непродуктивно. Оптимальным выходом был бы круговорот музыки по России. И вот на последней встрече президента Путина со своим Советом по культуре и искусству впервые и вслух вновь прозвучал такой термин, как госзаказ. Путин довольно много говорил о том, что государство должно ответственнее относиться к художникам, но и художники должны почувствовать какую-то ответственность перед государством за вложенные в них деньги.

Наши большие государственные симфонические оркестры за последние 10 лет почти не выезжали в провинцию - волжские туры РНО (самого мощного негосударственного оркестра) в рамках сложившейся гастрольной морали, что выезжать пристало только за границу, смотрятся странным исключением из диких правил.

Действительно, центральные оркестры содержатся на деньги России, получают от государства не только маленькую зарплату, но и репетиционную базу, ноты, инструменты, концертные площадки, возможность записей, государственной рекламы, и в конце концов в названии многих содержатся слова с корнем "Россия". Почему такие Российские оркестры принимают все это как должное и играют только в Москве да Петербурге (и то зачастую с неохотой), предпочитая зарабатывать на Западе? Почему бы им не отправиться в благородное путешествие по России (подобно Рихтеру, за которым по всей Сибири на поезде ехал рояль) и не "отработать" свое перед родиной и народом, что для честных людей по-прежнему не пустые слова? Резонно. Но классику любили и сполна оплачивали только "коммунисты", шедшие в бой с Рахманиновым и умиравшие под Шопена - те времена далеко. "Где деньги?" - спросят директора оркестров - в условиях рынка продажа билетов не окупит столь убыточной поездки. Тут-то и должен в филармонической жизни сработать принцип государственного заказа.

Схема, судя по всему, должна быть следующей: государство выделяет на гастроли половину суммы общего бюджета, а вторую половину "добирает" сам оркестр, что вполне реально и зависит от оборотистости оркестрового менеджмента. Президентское слово только прозвучало, а уже Дирекция концертных программ Министерства культуры в поте лица разрабатывает стратегию и тактику этого заказа и уже осуществила первую крупную акцию по плановому симфоническому обслуживанию регионов - оркестр Юрия Башмета "Новая Россия" (который еще называют оркестром Минкульта) совершил под управлением скрипача и дирижера Евгения Бушкова первую вылазку в российскую провинцию, дав в каждом из пяти городов маршрута (Твери, Ярославле, Иваново, Владимире, Нижнем Новгороде) по два концерта: детский и вечерний взрослый. И это здорово. Но куда здоровее было бы, если б на такую поездку со своим коллективом сподвиг себя, войдя в компромисс с неумолимым графиком, сам шеф оркестра - у Москвы на такие величины, как Юрий Абрамович, выработался уже стойкий иммунитет, а в провинции его встретили бы, как живого бога, и искупали бы в такой народной любви, какая Западу и не снилась. Но это гамлетовский вопрос для любого художника-небожителя.

На сегодняшний день в минкультовском гастрольном кондуите значатся пять оркестров-гастролеров: четыре государственных (ГАСО России, "Новая Россия", Капелла России под управлением Валерия Полянского, народный оркестр имени Осипова) и один частный - камерный оркестр Михаила Уткина и Олега Березкина "Эрмитаж". Кто следующий и от кого это зависит? От генерального продюсера Дирекции концертных программ культурного министерства, то есть все от того же господина Березкина? Или от чего-то еще?

@@@
Оркестры перед лицом госзаказа
Параллельные миры
Пробуждение Виталия Бондарчука в ДК МЭЛЗ
Симфоническое Рождество
Уведенные Плетневым
Черешня пополам с клюквой
Шуман навсегда

Эрмитажная тоска

@@

Безупречность - самый большой недостаток гобоиста Алексея Уткина

2002-07-03 / Варвара Турова В Большом зале консерватории гобоист Алексей Уткин вместе с камерным оркестром "Эрмитаж" представил публике сочинения Филиппа Эммануила Баха, Моцарта, Гайдна и Шостаковича.



Один из немногих современных исполнителей, к качеству игры которого просто невозможно придраться, выступил в БЗК второй раз за сезон. Оба раза вместе с ним на сцене был созданный им самим камерный оркестр "Эрмитаж".

Состоит оркестр из молодых и по большей части не слишком выразительных музыкантов-студентов. Конечно, можно искренне восхититься стремлением маэстро Уткина помочь молодежи. Попытке "слепить" из обычных, еще даже непрофессиональных "детей" - взрослый, преданный камерный оркестр. Но пока что от всего этого, к сожалению, страдает публика. Все-таки, если абстрагироваться от высоких идей воспитания, Большой зал Московской консерватории ко многому обязывает.

Обидно становится, когда великолепному солисту, практически единственному хорошему духовику страны, на сцене вторят фальшивые, играющие не те ноты валторны и не контролирующий процесс даже собственной игры концертмейстер. Кстати, первая скрипка оркестра, Петр Никифоров, и в самом деле играл далеко не самым удачным образом. Небольшие мимолетные пассажи в концертоне Моцарта звучали у него так, будто скрипач очень боится куда-то опоздать - темп был загнан, и в результате понять, что играет молодой солист оркестра, было трудно.

Вполне вероятно, что подобные мелочи, которые, кстати, случились просто у всех находившихся на сцене (кроме самого Уткина), можно объяснить волнением. Но ведь и сольный концерт в БЗК - это не отчетный концерт музучилища…

Сам Уткин, как всегда, впечатлял абсолютным, совершенным владением инструмента. Порой казалось (как, например, в прелюдиях для гобоя и оркестра Шостаковича), что просто нет в гобойной литературе каких-то таких исполнительских проблем, которые Уткин не смог бы решить. Он одинаково удачно справляется и с блестящими виртуозными пьесами, и с чудными, высокими медленными частями, и с жанровыми финалами концертов.

Каждый раз в его игре поражает превосходное чувство стиля, остроумие и внимание к прелестным деталям. Ко всем прочим достоинствам Алексей Уткин и ведет себя на сцене необычайно привлекательно - трясет кудрями, улыбается, галантно раскланивается.

Но есть в самой игре Уткина всегда один и тот же существенный недостаток. Это ее безупречность.

@@@
Эрмитажная тоска
Юбилей в Кольмаре
Юбилей: звезды на ступеньках и на сцене