Luftхамство

@@

Немецкий авиаперевозчик относится к российским пассажирам с пренебрежением монополиста

2003-07-09 / Сергей Антонов, Иван Сас, Андрей Бондаренко (Самара) Менее чем через месяц, 4 августа, Красноглинский районный суд г. Самары приступит к рассмотрению иска депутата городской Думы Михаила Анисимова к немецкой авиакомпании "Люфтганза". Такое решение было принято на днях в ходе предварительных судебных слушаний.







Вольфганг Майрхубер (справа), один из топ-менеджеров 'Люфтганзы', доволен новой услугой - доступом в интернет с борта самолета. Российским клиентам не до интернета - им бы улететь вовремя и без багажа не остаться.

Самарский законодатель намерен взыскать с известнейшего европейского авиаперевозчика компенсацию за материальный и моральный ущерб, который был нанесен его дочери Оле, а также всей семье Анисимовых. Истец намерен доказать, что служащие "Люфтганзы" не только не выполняют своих обязательств, но и ведут себя с российскими пассажирами как с "людьми второго сорта". Ближайшее знакомство юной пассажирки Оли Анисимовой с хваленым сервисом показало, что рекламная позолота, на которую не скупясь тратится "Люфтганза", во многих местах облупилась, приоткрыв картины весьма неприглядные и даже пугающие.

Что такое "Люфтганза" в России

"Люфтганза" - признанный лидер среди иностранных авиакомпаний, осваивающих рынок стран бывшего СССР. Она выполняет 119 рейсов в неделю в 12 городов России и СНГ. Но львиная доля полетов - 85 рейсов - приходится на Россию. Лайнеры "Люфтганзы" принимают и отправляют в аэропортах Москвы (49 рейсов в неделю), Санкт-Петербурга (21), Екатеринбурга (3), Нижнего Новгорода (3), Перми (3), Казани (3) и Самары (3 рейса). В пользу "Люфтганзы" работает то, что ее самолеты связывают перечисленные российские города с аэропортами Франкфурта-на-Майне и Мюнхена, которые фактически являются главной европейской "перевалочной базой". С этого воздушного "перекрестка" можно улететь почти в любую точку земного шара. Это делает рейсы "Люфтганзы" особенно привлекательными для российских предпринимателей, туристов и просто состоятельных граждан. Но, увы, в последние годы для многих россиян слово "Люфтганза" стало синонимом не только скорости, но и проблем.

@@@
Luftхамство
[5] Исход НКО
Без вины виноватые
Белому дому легче занять у чужих, чем у своих
Бориску на царство!
В России появятся "новые левые"
Виктор Калюжный: "Медлить с определением статуса Каспия опасно"

Владивосток обрекли на безрыбье

@@

По Приморью прокатилась волна акций протеста с требованиями отставки главы Минэкономразвития

2003-01-21 / Игорь Верба



Во Владивостоке, Находке, Ольгинском, Тернейском и Хасанском районах края приморские рыбаки вышли на митинги протеста с лозунгами: "За экономическое удушение рыбной отрасли правительство в отставку, Грефа под суд!", "Президент Путин В.В., защити приморских рыбаков от произвола правительства!"

Поводом к акциям послужило новогоднее решение правительства о перераспределении промышленных квот на вылов водных биоресурсов в 2003 году. У Приморья изъяли 25% квот, часть из которых отдана в резервный фонд правительства, а другая - Чукотке, Магаданской области и Хабаровскому краю. Характерно, что это произошло уже после проведенных в конце декабря трех рыбных аукционов, когда предприятия, зная свою долю причитающихся им "бесплатных" квот, вкладывали в аукционы большие средства.

Рыбодобывающие компании, понесшие значительные расходы, теперь оказались в тяжелейшем положении. Генеральный директор Находкинской базы активного морского рыболовства Анатолий Колесниченко заявил, что решение правительства неминуемо повлечет за собой сокращение численности работников предприятия. Другие компании и вовсе оказались на грани банкротства.

Постановление правительства оказалось полной неожиданностью как для рыбаков, так и для администрации края.

Когда право на распределение рыбных квот было отдано Минэкономразвития, в администрации Приморского края восприняли это как положительный шаг. Причем Сергей Дарькин неоднократно заявлял о своем полном взаимопонимании с министром Германом Грефом. А тут выяснилось, что взаимопонимание, по крайней мере со стороны Грефа, носило исключительно прагматический характер.

Теперь победа Дарькина над Наздратенко выглядит скорее как пиррова. Между тем из всех федеральных чиновников только Евгений Наздратенко и спикер Совета Федерации Сергей Миронов вступились за приморских рыбаков.

Приморский вице-губернатор Федор Новиков предполагает, что при подготовке правительственного постановления об изъятии краевых квот, был использован подлог. Это предположение представляется достоверным, если учесть, что на первых трех зимних рыбных аукционах вырученный доход составил 9,1 млрд. руб. при годовом плане в 13 млрд. руб.

Вполне вероятно, что необычайная аукционная активность рыбаков сыграла с ними злую шутку. Минэкономразвития решило продемонстрировать явное преимущество министерства над Госкомрыболовством в плане управления рыбной отраслью. На протестную шумиху Греф, по-видимому, не рассчитывал. Как известно, 30% вырученной на аукционах суммы достается регионам, а доля Приморья в этой сумме, согласно Закону "О федеральном бюджете на 2003 год" составляет 7,78%. Получается, и лоббисты из других регионов - сыты, и приморские бюджетники - целы. И Греф на коне.

Однако в жертву была принесена приморская экономика, львиная доля которой составляет рыбную отрасль.

@@@
Владивосток обрекли на безрыбье
Военная реформа останется неутвержденной
Георгиев узел молекулярной биологии
Глобализация взяточничества
Двенадцать лет в средней школе не спасут от кризиса
Думская горизонталь
Игра любви и случая

Как Приморье осталось без "Бора"

@@

Московские чиновники, банкротящие предприятия в российской глубинке, готовы несмотря ни на что отстаивать честь мундира

2000-09-20 / Сергей Смирнов



БОЛЕЕ двух лет потребовалось властям Приморья и федеральным органам, чтобы остановить начавшийся еще весной 1998 процесс реорганизации ОАО "Бор" - крупнейшего в России и третьего в мире комбината по производству боросодержащей продукции. Напомним, что результатом этой реорганизации, проведенной в рамках процедуры банкротства ОАО "Бор", стало создание на базе комбината совместного предприятия "Энергомаш-Бор", стопроцентный пакет акций которого, по сути, перешел в руки офшорных компаний. Лишь в июле этого года краевой Арбитражный суд Приморья признал создание ЗАО "Энергомаш-Бор" незаконным, а его учредительные документы - недействительными. Таким образом, перед едва не "обанкроченным" ОАО "Бор", контрольный пакет акций которого по-прежнему находится в федеральной собственности, забрезжила надежда на спасение. Окончательно вопрос о судьбе этого стратегически важного для промышленности России предприятия должен решиться 20 сентября на заседании Арбитражного суда Приморского края.

Тем не менее главный инициатор банкротства "Бора" - ОАО "Энергомашкорпорация" (ЭМК) не считает дело проигранным и, по-видимому, всерьез рассчитывает на поддержку из Москвы. Прежде всего со стороны Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО), с которой в свое время согласовывались все мероприятия, проводимые внешним управляющим ОАО "Бор" в рамках плана внешнего управления. В том числе и создание скандального ОАО "Энергомаш-Бор". Любопытно, что ранее аналогичные схемы банкротства неоднократно применялись "Энергомашкорпорацией" на крупнейших предприятиях российской промышленности - как правило, в энергомашиностроительной отрасли. Это позволило корпорации за несколько лет полностью подчинить себе почти три десятка крупнейших энергомашиностроительных предприятий России, включая знаменитый некогда "Атоммаш", переход которого под контроль "Энергомаша" также проходил не без участия ФСФО.

Первоначально события на ОАО "Бор" шли по "накатанной" схеме: в 1998 году ОАО "Энергомашиностроительная корпорация" (Москва), к тому времени владевшим 30-процентным пакетом акций ОАО "Бор", Б.Душаниным (занимающим пост руководителя департамента ЭМК и, по слухам, входящим в состав Совета директоров корпорации) на базе ОАО "Бор" предполагалось создать дочернее предприятия ОАО "Энергомаш-Бор". В дальнейшем на средства, вырученные от продажи акций нового предприятия, предполагалось погасить кредиторскую задолженность комбината. Однако уже к осени 1998 года ситуация в корне изменилась. Прежде всего августовский кризис превратил ОАО "Бор", львиная доля продукции которого идет на экспорт, в сверхрентабельное предприятие. Резкий скачок курса доллара в результате кризиса привел к тому, что "Энергомашиностроительная корпорация" из кредитора превратилась... в должника комбината, а получаемая предприятием прибыль, по расчетам специалистов, позволяла ОАО "Бор" уже к концу того же 1998 года успешно погасить все накопившиеся долги.

Однако ЭМК с помощью суда удалось добиться продолжения процедуры банкротства предприятия. Тем временем в первоначальный план внешнего управления были внесены изменения, в корне менявшие картину происходящего. Так, акции вновь создаваемой "дочки" было решено продать оптом безо всякого конкурса одному-единственному покупателю - "Энергомашкорпорации", зарегистрированной в г. Вельске (Архангельская область).

Любопытно, что к тому времени акционер и инициатор банкротства "Бора" - ОАО "Энергомашиностроительная корпорация" (Москва) внезапно объявило себя банкротом и де-факто прекратило свое существование. Одновременно в далеком северном городе Вельске появилась новая структура с очень похожим названием - ОАО "Энергомашкорпорация", учредителем которого стала зарегистрированная на Кипре офшорная фирма. Именно этой структуре по инициативе Б.Душанина ("автоматически" занявшего пост руководителя департамента в новой корпорации) и были предназначены акции ОАО "Энергомаш-Бор". По сути это означало полную профанацию самой идеи финансового оздоровления. В самом деле, едва ли можно считать финансовым оздоровлением ликвидацию предприятия и переход его активов под контроль компаний с иностранной "пропиской". Прежде всего это означало потерю государством контроля над предприятием, а принадлежащий государству 66-процентный пакет акций комбината превращался в ничто. Кроме того, переход ОАО "Бор" под контроль "Энергомашкорпорации" противоречил существующему статусу комбината, поскольку превращал стратегически важное, градообразующее предприятие в частную лавочку, находящуюся к тому же вне юрисдикции России.

Все это стало поводом для проверки всех обстоятельств этого более чем странного банкротства со стороны краевой администрации, федеральных органов и прокуратуры. Результаты проведенных проверок обескураживали: оказалось, что на ОАО "Энерго-Бор" не было не только коммерческого отдела или элементарной службы сбыта, но и... бухгалтерии. Не дожидаясь проведения хотя бы формальных торгов по акциям предприятия, "Энергомашкорпорация" уже "потрудилась" перевести к себе всю бухгалтерию и делопроизводство комбината. Кроме того, как обнаружилось, при проведении реорганизации гигантский комбинат существенно "полегчал" - в результате произведенной в апреле этого года "рыночной оценки" имущество ОАО "Бор", включая его акции, на декабрь прошлого года оценивавшееся почти в 670 млн. рублей, внезапно "усохло" до 140 млн. руб.

Такое "финансовое оздоровление" предприятия вызвало немало вопросов не только к "Энергомашкорпорации" и внешнему управляющему Б.Душанину, но и к Федеральной службе финансового оздоровления, поскольку именно это ведомство осуществляет контроль за проведением процедуры банкротства и действиями внешнего управляющего. Однако в ФСФО лишь разводили руками и ссылались на запутанность ситуации и на невыполнение внешним управляющим "рекомендаций" службы. Что, впрочем, не помешало ФСФО в течение двух лет успешно игнорировать просьбы кредиторов ОАО "Бор" и администрации Приморья сменить внешнего управляющего, в действиях которого просматривалась прямая заинтересованность в переходе активов комбината в руки лишь одного из кредиторов. Даже в июле этого года, когда решением Арбитражного суда Приморского края по иску краевой прокуратуры создание ОАО "Энергомаш-Бор" было признано незаконным, ФСФО не спешила применять санкции в отношении Б.Душанина, ожидая рассмотрения апелляции, поданной "Энергомашкорпорацией". Тем не менее 14 августа суд апелляцию отклонил, и лишь тогда ФСФО приняла деятельность Б.Душанина под надзорное производство.

Тем временем для "Энергомашкорпорации" начались "критические дни". Сегодня и правоохранительные органы, и Минимущество вплотную занялись вопросом о наличии признаков умышленного банкротства как самого ОАО "Бор", так и главного инициатора этого процесса - московской "Энергомашиностроительной корпорации". И снова ФСФО поспешила отрапортовать - ни в том, ни в другом случае признаков умышленного банкротства не обнаружено.

Впрочем, такое "покровительство" со стороны ФСФО вполне объяснимо. Многолетняя экспансия "Энергомашкорпорации" на крупнейшие отечественные предприятия традиционно проходила посредством процедуры банкротства, а значит - при непосредственном участии ФСФО. Вот и ситуация с ОАО "Бор", по заключению прокуратуры Приморского края, стала возможной "в связи с отсутствием надлежащего контроля за деятельностью внешнего управляющего со стороны ФСФО".

@@@
Как Приморье осталось без "Бора"
Криминальный механизм дождался слома
Министров хотели сделать уголовниками
Мода на пластик
Мы обижаем, нас обижают…
Нам новые цели поставила жизнь
Наркоз при тоталитарном реванше

Не надо ломать Конституцию

@@

Сергей Шахрай считает, что Чеченской Республике противопоказан единоличный лидер

2002-12-27 / Валерий Цыганков "Главный юрист" команды президента Ельцина возвращаться в публичную политику не собирается. Сегодня бывший вице-премьер, профессор МГИМО, доктор юридических наук Сергей Шахрай занимает должность заместителя руководителя аппарата Счетной палаты РФ. В интервью "НГ" один из авторов ныне действующей Конституции России утверждает, что время переписывать Основной закон страны не пришло и вряд ли придет.



- Сергей Михайлович, некоторые политики сегодня утверждают, что Конституции мешает реформам и предлагают ее пересмотреть. На ваш взгляд, это действительно необходимо или поступил некий заказ от власти?

- Год назад президент четко сказал: "Не надо ломать Конституцию". Но все-таки мне кажется, что в 2005 году, а может быть, уже в конце 2004-го будут попытки провести конституционную реформу. В нашей Конституции был специально оставлен довольно широкий "коридор", в рамках которого должна была происходить "взаимопритирка" элементов нового государственного устройства. В условиях острейшей политической борьбы в 1993 году многие вещи просто нельзя было записывать в Основной закон - например, об отношениях Центра и регионов. Кроме того, противостояние законодательной и исполнительной властей приводило к некоторым дисбалансам. Поэтому мы, например, предусмотрели в самом тексте Конституции необходимость принятия полутора десятков конституционных законов в будущем, когда уйдет политическая острота ситуации. И потом эти законы появились.

Сегодня модно говорить об укрупнении субъектов Федерации, ради которого якобы надо поменять Основной закон. Но Конституция изначально содержит необходимые инструменты для решения этой проблемы. Конституционный суд специально разъяснял этот вопрос в деле о толковании статьей 136 и 137 Основного закона. Семь лет назад было сказано: если два субъекта объединяются, то для этого не надо начинать процедуру внесения поправок - достаточно конституционного закона. А название нового субъекта в статью 65 Конституции вносится указом президента. И, кстати, это уже трижды делалось, в том числе и Владимиром Путиным.

Может быть, президент все-таки сломает эту традицию переписывания Основного закона под каждого лидера страны. Ведь в США более чем за двести лет в Конституцию внесено всего лишь двадцать шесть поправок. А она гораздо короче нашей и менее подробна.

- На ваш взгляд, оправдали ли себя семь федеральных округов, созданные президентом как составные властной вертикали?

- Федеральные округа воспринимаются как новая нарезка территории России. Но это не так. Речь идет о представителях президента, которые помогают реализовывать его полномочия в этих территориальных пределах. Это конституционное право главы государства. Но как только эта грань будет нарушена и полпреды выйдут за очерченные рамки, решая вопросы перераспределения власти, денег и территорий, тогда мы получим негативный процесс.

- Но ведь так уже происходит. Полпреды активно пытаются влиять на выборные процессы в регионах, вступают в конфликты с главами местной власти, пытаясь "порулить"...

- Может быть, это пока чисто рабочие моменты, попытка найти баланс. Но если все-таки на уровне округа замкнутся и станут самодостаточными федеральные полномочия, то в этот же момент возникнет угроза Центру, территориальной целостности Федерации. Сама вертикаль власти не может быть самоцелью. Это средство решения экономических и политических проблем. У нас же в результате получилось так, что под сильную идею популярного президента число чиновников растет в геометрической прогрессии. Но проблема в том, что вся эта вертикаль или, точнее, "пирамида" пока стоит вершиной вниз на президенте. И если из-под этой конструкции убрать президента или он поменяет позицию, то мы увидим, что эта вертикаль, как карточный домик, рассыплется. Ведь все эти чиновники держатся на авторитете Путина. Значит, надо "пирамиду" перевернуть и поставить ее основанием на землю. По-моему, президент видит эту опасность и пытается не просто ограничиться словами о вертикали власти, а подвести под работу государственной машины политическую, законодательную и социальную базу.

- Как вы оцениваете работу комиссии Дмитрия Козака?

- Я тешу себя надеждой, что одна из моих аналитических записок президенту тоже внесла маленький вклад в то, что такая комиссия появилась. Деятельность Дмитрия Козака и его комиссии в целом оцениваю положительно. По крайней мере само ее существование говорит о том, что предметы совместного ведения Центра и регионов, на которые так ополчились многие деятели, - не "досадное юридическое недоразумение", а реальное явление жизни федеративного государства. Однако хочу подчеркнуть, что разграничение полномочий - тоже не вечный двигатель. Цель-то в другом. Вот в статье 72 федеральной Конституции записаны предметы совместного ведения Центра и регионов. Но и в комиссии, и в регионах есть такие представители, которые считают: давайте все предметы совместного ведения "распилим" до конца. Законами, указами все пропишем: это - твое, это - мое. Это невыполнимая задача. Но если только представить, что кому-то все-таки удастся ее решить, то конец стране. Самодостаточные регионы, которые мы называем донорами, тут же окажутся отрезанными от нас нашими же усилиями. Мы попытались в Конституцию России вложить модель кооперативного федерализма, основанного на сотрудничестве Центра и регионов, поэтому предметы совместного ведения надо сохранить.

Кроме того, надо полностью исключить обвинения в несоответствии Конституции отдельных положений подготовленных комиссией документов. Например, в Основном законе заложено, что субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти помимо вопросов, закрепленных за федеральным Центром. Действует "остаточный принцип": это федеральное, все остальное - у субъектов. Один из законопроектов построен на другом принципе - в нем предпринята попытка прописать полномочия, которые принадлежат регионам (порядка 40 таких полномочий). Полагаю, что эти полномочия могут быть сформулированы в федеральном законе лишь как рекомендация, но не как императив. Иначе пройдет время, и через Конституционный суд перечеркнут огромную и нужную работу, которая была сделана комиссией.

Далее. Согласно Конституции внутреннее территориальное устройство республик, краев, областей - их исключительное ведение. Проект закона о местном самоуправлении дает основания трактовать его таким образом, что в нем прописано административно-территориальные устройство субъектов. Это не соответствует Конституции и решениям Конституционного суда. Поэтому в законопроекте можно устанавливать модель, ориентир, рекомендации. Я уверен, что в России выращивать местное самоуправление придется еще очень долго. Потому что у нас 14 регионов - доноры, все остальные - реципиенты. Если сохранится такое соотношение бедных и богатых регионов, то деньги на местное самоуправление будут поступать из Москвы. Что это изменит? Ведь местное самоуправление должно осуществляться на свои деньги, под свою ответственность.

- В 1994 году вы провели через Госдуму постановление, рекомендующее власти вести политический диалог со всеми силами Чеченской Республики. Какие рекомендации вы дали бы в нынешней ситуации?

- Это единственный пример, когда в той Думе был принят документ о ситуации в республике, значение которого до сих пор велико. Там была формула: диалог и свободные выборы по итогам этого диалога. Я считаю, что ситуация в Чечне, если оттуда гипотетически убрать федеральные силы, приведет к открытой фазе гражданской войны. Мне кажется, применительно к Чечне приемлемы способы межтаджикского урегулирования, то есть налаживание диалога враждующих сторон - оппозиции и власти. Но в присутствии и под давлением федерального Центра. По сути, речь идет о трехсторонней модели. Этот диалог должен состояться до референдума, чтобы обеспечить легитимность будущей Конституции республики, легитимность выборов.

Чеченской Республике противопоказан единоличный глава, сильная президентская власть. Еще Шамиль говорил, что "у чеченцев нет пьедестала для своих героев". Может быть, Госсовет, парламент. В крайнем случае, если будет президент, рядом с ним должен быть "орган народного представительства", сформированный по принципу представительства населенных пунктов и через них - представителей всех сил в республике. Нельзя создавать конструкцию, которая окажется нежизнеспособной.

- Из данных, получаемых Счетной палатой, вам хорошо известна реальная ситуация в стране. Верно ли утверждение, что в державе царит бардак?

- Да нет, в стране довольно много порядка. Другое дело, что не каждый установившийся "порядок" является правовым. А если серьезно, то ситуация, конечно, непростая, но потихонечку страна выкарабкивается из тяжелых времен переходного периода. Мы по материалам, получаемым СП, видим, что не удалось полностью выполнить обязательства, например, по погашению задолженностей по заработной плате. Видим несовершенство бюджетного процесса, когда львиная доля денег концентрируется в Центре и затем раздается в виде трансфертов регионам. У регионов пропадает стимул работать, расширять налогооблагаемую базу, и страна постепенно может опять вернуться к бартерным отношениям. Это опасная тенденция. Мне кажется, что жизнь нашла оптимальное соотношение - 50 на 50. В федеративном государстве этот баланс позволял бы и Центру проводить сильную политику, и регионы подталкивал бы к саморазвитию.

- Вступив в должность заместителя руководителя аппарата Счетной палаты, вы заявили о намерении подготовить поправки к закону о статусе СП, "чтобы наработанный материал проверок не шел в корзину, а получал юридическую реализацию". Ваши предложения эту корзину миновали?

- Сейчас в Госдуме лежит и ждет первого чтения проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О Счетной палате". Субъектом законодательной инициативы выступил Совет Федерации. Но из того, что мы предлагали, осталось около 40%. Остальные вопросы - это, наверное, дело будущего. Сегодня в стране нет понимания того, что такое внешний государственный финансовый контроль. У нас пока считается нормальным, когда исполнительная власть сама себя проверяет. Между тем весь мир идет по пути создания внешнего контроля независимого от казны. Мне также представляется, что СП может от имени государства сама обращаться в суд и требовать от недобросовестных получателей федерального бюджета возвращение денег в казну.

- Счетная палата - контролирующий орган, однако просматривается и политическая составляющая его действий. Не кажется ли вам, что "убойная" информация СП становится достоянием гласности только тогда, когда требуется урезонить какого-то политика?

@@@
Не надо ломать Конституцию
Нефтегазовая недостача
Пластиковое наступление
По замкнутому кругу
Приморский автобум
Приморским школьникам недокладывают мяса
Природные катаклизмы размывают функции властей

Против течения

@@

Локальные марки и штемпеля спецгашений почты Приднестровья

2002-05-17 / Сергей Новиков



Сегодняшнее Приднестровье - это непризнанное государственное образование с центром в Тирасполе, расположенное на левом берегу Днестра между Республикой Молдова и Украиной. В официальной кишиневской терминологии миниатюрная (площадью около 4000 кв. км) Приднестровская Молдавская Республика именуется "восточными районами РМ". Однако в настоящее время регион имеет все атрибуты независимости: президента, Верховный совет, Конституцию, силовые органы (МО, МВД и МГБ), валюту (1 приднестровский рубль = 100 копейкам) и, что для нас наиболее важно, почтовую службу (организационно внутри Республиканского управления связи ПМР). И, значит, собственные почтовые марки.

ПМP - первая марка региона

Крылатое выражение "Почтовая марка - визитная карточка страны" давно стало аксиомой. Действительно, помимо своих основных обязанностей марка служит атрибутом самостоятельности и самобытности любого государства.

По мере укрепления экономической и политической самостоятельности в Приднестровье выпуск собственных знаков почтовой оплаты становился делом чести. Решением президиума Верховного совета ПМР от 18 ноября 1993 г. издание марок было поручено Госкомитету по телевидению, радиовещанию и печати. 29 декабря председатель Госкомитета Б.Акулов утвердил в печать проект первой марки ПМР. Автором проекта был художник Г.Бронза, в 1991 г. работавший над созданием первых марок Молдовы. А уже через два дня первенец приднестровской почты официально поступил в обращение на всей территории ПМР. Общий тираж беззубцовых марок, изданных в малых листах на голубоватой этикетной бумаге, превысил 365 000 экземпляров - примерно по одной марке на каждых двух жителей непризнанной республики. В тот же день в отделении связи "Тирасполь-18" проводилось гашение марок спецштемпелем. Следующим решительным шагом почтовиков Приднестровья стал запрет хождения марок Молдовы на территории ПМР с 21 февраля 1994 г., то есть установление монополии местной почты на контролируемой Тирасполем территории.

В то же время руководители Приднестровья хорошо осознавали и осознают, что, во-первых, регион в ближайшем будущем не будет признан в качестве субъекта международного права. Во-вторых, территория действия почты ПМР недостаточно четко определена.

Известно, что восточная граница Приднестровья повторяет границу бывшей МССР с Украиной, а естественная западная (с Молдовой) проходит по р. Днестр. Однако реальная "граница" ПМР-Молдова настолько призрачна, что известна лишь местным жителям, и настолько прозрачна, что на сухопутных ее участках разделенные двумя десятками метров приднестровские "зеленые фуражки" и дорожные полицейские Молдовы чуть ли не ходят в гости на посты друг друга.

Авторы "Атласа ПМР", изданного в Тирасполе в 1996 г., проводят "границу" по Днестру, окраинам правобережного города Бендеры с селом Гиска и Слободзейскому району, который целиком отнесен к ПМР. С другой стороны, по итогам боевых действий 1992 г. левобережные села Дороцкое, Кочиеры, Кошница, Новая Маловата, Погребя, Пырыта и Роги Дубоссарского района, а также правобережная Копанка Слободзейского района остались под контролем властей (и, следовательно, почты) РМ. Получается, что почта непризнанной республики обслуживает территорию Каменского, Рыбницкого. Григориопольского, частично Дубоссарского и Слободзейского районов, а также городов Тирасполь и Бендеры.

Таким образом, приднестровским маркам с самого начала была уготована участь локальных. Они не признаны Всемирным почтовым союзом в качестве знаков почтовой оплаты и потому имеют хождение лишь на узкой полоске земли вдоль Днестра. В любом почтовом отделении Тирасполя и Бендер, Дубоссар и Кицкан, Рыбницы и Первомайска рядом с листами "сепаратистских" марок лежат марки "прорумынской" Молдовы, годные для франкировки отправлений в любую страну мира. Тем не менее непризнанные марки честно выполняют возложенные на них скромные обязанности, а их планомерный выпуск стал приметным явлением в филателистическом мире. Потому марки ПМР сами по себе, несомненно, достойны внимания коллекционера; но, как никакие другие, особую ценность представляют на отправлениях, реально прошедших почту. Щекотливый вопрос, собирать их или нет, пусть каждый решает сам.

Оттиск штемпеля как демонстрация самостоятельности

Тираж приднестровских почтовых миниатюр в среднем редко превышает 50 000 экз. Начиная с первого выпуска эмиссионная политика почты ПМР разумно сдержанна. Причинами тому и локальный характер марок, и тяжелое экономическое положение региона. К тому же ограниченные местные полиграфические ресурсы не отвечают всем современным требованиям маркоиздания, а печатание марок за границей - удовольствие не из дешевых.

Словом, отразить на одних только марках богатство истории и культуры, разнообразие флоры и фауны, знаменательные даты жизни своего края приднестровские почтовики объективно не в силах. Будь это возможно, письма с наклеенными "визитными карточками" ПМР все равно не разлетались бы по планете.

Другое дело - штемпель спецгашения. В отличие от заурядного календарного "кругляша" его выпускают только в честь выдающегося события. "Особому" штемпелю можно придать любую форму и размер - нет предела фантазии - и, выгравировав рисунок опять же любой степени сложности, превратить его в объект эстетического наслаждения. А главное, можно украсить им письмо, в нашем случае - из любого отделения связи (ОС) Приднестровья в любой уголок земного шара. Получится ни много ни мало оттиск приднестровской идентичности на международно признанных марках Молдовы.

Очевидно, именно этими соображениями руководствовались почтовики ПМР, детально разрабатывая годовые планы спецгашений. Иначе чем еще можно объяснить тематическое разнообразие приднестровских СГ, сюжеты которых гармонично дополняют сюжеты местных марок?! В отличие от этих последних спецгашения Приднестровья имеют выход теоретически в любую страну, включая бывшую "метрополию".

Известна почтовая карточка СССР со стандартной 4-копеечной маркой и наклеенной рядом маркой, с диагональной надпечаткой 1992 г. "MOLDOVA/8.50", отправленная из Тирасполя в Кишинев 2 сентября 1993 г., в день третьей годовщины провозглашения ПМР. При этом советская марка (к тому времени уже недействительная) погашена первым памятным спецштемпелем почты ПМР, а марка Молдовы - календарным штемпелем ОС "Тирасполь-18" советского образца. Карточка с "крамольным" спецгашением беспрепятственно прошла почту и нашла своего адресата в столице Молдовы 4 сентября.

Все эти причины обусловливают устойчивый спрос на приднестровские спецгашения среди местных коллекционеров, и не только. При более масштабном рассмотрении их применение служит доступным средством прорыва информационной блокады ПМР - наряду с изданием своих исследований по новейшей истории, организацией радио и ТВ, появлением собственных бумажных и электронных СМИ.

Похожие тенденции так или иначе прослеживаются и в деятельности других бывших горячих точек СНГ: Абхазии, Нагорного Карабаха и, возможно, Южной Осетии.

Спецгашения: история с географией

География приднестровских спецгашений (СГ) во второй половине 1997-го - 1999 г., по данным Республиканского управления связи ПМР, не очень обширна. Местами проведения гашений стали ОС Тирасполя, Бендер, Рыбниц и Григориополя, в то время как для Дубоссар, Слободзеи, Каменки и других населенных пунктов Приднестровья штемпеля спецгашений не изготавливались. Причем львиная доля оттисков (20 из 16, или 77%) приходится на Тирасполь.

Из 26 СГ только 12 приурочены к выпуску коммеморативных марок ("5-летие Бендерской трагедии", 19 июня 1997 г.; "Рисуют дети Приднестровья", 2 августа 1998 г.; "200-летие со дня рождения А.С. Пушкина", 6 июня 1999 г. и др.). Остальные 14 проводились "просто по поводу" и не были гашениями первого дня (типичный пример - ежегодные гашения в честь очередной годовщины ПМР). Такими штемпелями гасились, как правило, советские конверты с наклеенными марками ПМР с буквенным номиналом "А" либо ранее выпущенные цельные вещи Приднестровья: почтовые карточки и конверты с оригинальной маркой, секретки и т.д.

Тематика СГ ПМР сводится в основном к важнейшим историческим событиям жизни края. Регулярно выпускаются штемпеля, посвященные Великой Победе. Юбилеи городов ПМР (пусть не совсем круглые) отмечаются как общенародные праздники и получают отражение на специальных почтовых штемпелях, таких, как "Тирасполю 205 лет" (11 сентября 1997 г.), "590 лет городу Вендоры" и "Городу Рыбнице 370 лет" (соответственно 8 октября и 21 ноября 1998 г.).

Ежегодное проведение праздников славянской письменности и культуры на земле Приднестровья с его славяно-молдавским населением тоже отразилось в тематике СГ (гашение первого дня 24 мая 1999 г.).

Особое место занимают оттиски, посвященные памяти погибших в войне с Молдовой приднестровцев и добровольцев из России и с Украины. "Бендеры - наша скорбь, Бендеры - горькая память" - гласит надпись на штемпеле в честь 5-летней годовщины обороны города от вооруженных сил РМ (19 июня 1997 г.). "Те, кого помним, живут!" - вторит ей текст тираспольского штемпеля с изображением Вечного огня и часовни Мемориала защитникам Бендер (28 августа 1998 г.). Не осталось забытым и казачество России, многие представители которого воевали за Приднестровье. В июне 1998 г. войсковые атаманы по приглашению руководства ПМР провели в Бендерах свой совет (штемпель 19 июня 1998 г.).

Тематическая направленность и некоторые количественные показатели СГ ПМР за указанный отрезок времени можно изобразить в виде таблицы, которая стала итогом исследования.

@@@
Против течения
Раскола западного мира не будет никогда
Риелтор в налоговой тени
Россель усомнился в потенции уральских мужчин
Россия на панелях
Рыбные квоты должны стать частной собственностью
С МГУ все будет хорошо

Саакашвили пока отмалчивается

@@

Власти Грузии попытаются создать проблемы при рассмотрении вопроса о вступлении России в ВТО

2005-11-24 / Юрий Симонян







Противники Саакашвили отметили годовщину революции многотысячным митингом под лозунгом 'Долой Сороса!'.

Фото Reuters

Отпраздновавшая вчера вторую годовщину революции роз Грузия привлекла к себе внимание мировой общественности не только помпезными мероприятиями, но и серией резких выпадов в адрес России. Вслед за парламентом, где в минувший вторник обсуждали вопрос о выходе Грузии из «послушного Москве» СНГ, слово взяли представители исполнительной власти. Правда, не на президентском уровне: Михаил Саакашвили, не раз в течение дня появлявшийся на публике в сопровождении президентов Украины, Румынии и Эстонии, пока держит паузу и никак не обозначает своего отношения к этой острой теме.

Зато активничают министры. Так, вчера глава Министерства экономического развития Ираклий Чоговадзе сообщил журналистам, что на шестой конференции стран – членов Всемирной торговой организации, которая пройдет в середине декабря в Гонконге, он озвучит новые требования Грузии к России, претендующей на вступление в ВТО. «Хотя двусторонние переговоры по этой теме с россиянами мы завершили в мае прошлого года, появились новые обстоятельства, которые требуют обсуждения и решения», – пояснил Чоговадзе. Речь идет об участии грузинских таможенников и пограничников в работе на контрольно-пропускных пунктах «Адлер–Леселидзе» и «Рокский тоннель», находящихся на неконтролируемых Тбилиси территориях – в Абхазии и Южной Осетии. «При положительном решении этих требований Грузия, являющаяся членом ВТО с 1999 года, не будет препятствовать вступлению России в эту организацию», – сказал Чоговадзе. Бесконтрольность указанных таможенных пунктов отрицательно влияет на экономику Грузии – именно оттуда, по словам министра, на территорию страны попадает львиная доля контрабандной продукции.

@@@
Саакашвили пока отмалчивается
Скандал в литературном семействе
Счетчики крутятся. В ту ли сторону?
Творец грез
Утечка мореходов
Чужая власть
Явочный вызов уральских пенсионеров