"Каких-либо опасений относительно интеграции в СНГ у нас нет"

@@

Премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев считает многовекторность естественным состоянием внешней политики страны

2000-03-01 / Сергей Козлов



Касымжомарт Токаев.

Фото ИТАР-ТАСС

- ВАШЕ НАЗНАЧЕНИЕ премьер-министром вызвало в Казахстане немало дискуссий. Впервые на должность главы правительства пришел профессиональный дипломат. Многими наблюдателями это объясняется особым положением Касымжомарта Токаева на казахстанской политической сцене - его непричастностью к борьбе кланов и группировок и в то же время авторитетом на международной арене и опытом работы в предыдущих составах правительства. Согласны ли вы с этими утверждениями?

- На протяжении нескольких лет, начиная с девяносто второго года, работая в Министерстве иностранных дел, я действительно был далек от клановых или олигархических "разборок" у нас в стране. Назначение же на должность премьер-министра было неожиданным, но в то же время оно в какой-то мере было предсказуемым. Президент, выступая на заседании парламента, подчеркнул, что несколько раз беседовал со мной на эту тему, и с моей стороны высказывались самые серьезные сомнения в отношении целесообразности прихода на должность премьер-министра.

Чем же вызвано это назначение? Сам факт, что политик становится премьер-министром в принципе достаточно общепринят в мировой практике. С другой стороны, для Казахстана это скорее всего вынужденная необходимость. Начиная с девяносто первого года правительства возглавляли экономисты всех профилей: специалист в области сельского хозяйства, макроэкономист, производственник и так далее. Может, не от сладкой жизни президент принял решение о назначении политика на эту должность, потому что сейчас необходимо, как мне представляется, и об этом мне говорил глава государства при назначении, консолидировать все силы, которые находятся в правительстве, вне его и в целом в обществе. Консолидировать на выполнение главной, пожалуй, задачи - обеспечение устойчивого экономического роста.

Несколько лет я руководил внешней политикой Казахстана, и за годы независимости основная внешнеполитическая задача, на мой взгляд, была выполнена: Казахстан стал узнаваемым государством в мире, сумел наладить стабильные отношения, прежде всего с соседними государствами. Наше государство определило свои приоритеты, из которых одним из основных, что вполне естественно, являются отношения с Россией. И главное, это то, что мы внешнеполитическими средствами сумели обеспечить хорошие условия для стабильного претворения в жизнь экономических преобразований внутри страны. В целом, я считаю, кто бы ни был следующим премьером Казахстана, это должен быть узнаваемый в мире человек. Ситуация сегодня такова, что премьер-министр является политической фигурой, постоянно ведущей сложные международные переговоры, и без известности, определенного авторитета в мировом сообществе выполнять ему свои функции весьма сложно.

Было также немало дискуссий по поводу многовекторности политики Казахстана, она вытекает, во-первых, из геополитического, географического положения нашей страны, во-вторых, из ее потенциала. Если даже Казахстан захотел бы замкнуться в каких-то узких пределах, стать провинциальным, региональным государством, ничего не получилось бы, потому что интерес к нашей стране в мире очень большой. Поэтому многовекторность - это вполне естественное состояние внешней политики республики.

- Если пришло время руководить кабинетом министров Казахстана видному политику, не означает ли это, что проблемы, стоящие перед страной, не в силах решить, как принято у нас говорить, экономисты-хозяйственники?

- Как я уже сказал, наверное, назначение политика на эту должность произошло не от сладкой жизни. Видимо, экономисты в значительной степени себя исчерпали или, может быть, даже скомпрометировали. Экономистов у нас, как известно, множество, масса докторов наук, людей, считающих себя специалистами в области финансов и в целом в экономике. Но положение в стране не подтверждает их претензий на какое-то особое понимание путей ее успешного экономического развития. Главное, мне кажется, в другом - в острой необходимости организовать работу, четко расставить приоритеты, настроить весь коллектив, который проводит экономическую политику страны.

Одним из приоритетов своего правительства я вижу борьбу с коррупцией. Это очень серьезная проблема, которая в будущем может реально поставить под угрозу национальную безопасность. Кроме того, нам нужно разобраться с расстановкой акцентов экономической политики, в условиях, когда Казахстан вступил, с одной стороны, на путь рыночных преобразований, а с другой - находится в Таможенном союзе, имея открытые границы. Здесь много различных факторов, осложняющих развитие нашей экономики. Нашу страну, огромную по территории, в принципе можно назвать небольшой по своему населению и удельному экономическому весу, поэтому большое значение для Казахстана имеют внешние рынки. Поднять производство - это одно дело, но обеспечить рынки сбыта, наладить спрос на нашу продукцию - это одна из первостепенных наших задач.

- Первым обвинением в адрес кабинета министров Токаева, прозвучавшим в казахстанской прессе, было "лоббирование интересов иностранных компаний" в республике. Чем, на ваш взгляд, вызваны эти обвинения?

- Не вижу ничего предосудительного в том, что одной из задач правительства является защита законных интересов иностранных инвесторов. Они должны работать в точном соответствии с нашими законами, но при этом чувствовать себя на территории Казахстана огражденными от правового произвола. Те чиновники, которые пытаются выкачивать из инвесторов праведными и неправедными путями различного рода, мягко говоря, материальные льготы для себя, наносят огромный ущерб прежде всего самому Казахстану. Иностранные предприниматели, подвергшиеся незаконным притеснениям, вправе негативно оценить свой опыт, что отнюдь не способствует инвестиционной привлекательности нашей страны. Кроме соблюдения центральными и местными властями законов страны применительно к деятельности иностранных инвесторов - никаких иных требований у них нет.

А обвинения в наш адрес появились в связи с тем, что мы твердо решили обеспечить выполнение закона "Об иностранных инвестициях" и отменили ряд дискриминационных мер местных властей в отношении одной американской компании, работающей в Павлодарской области. Разразился шумный, явно инспирированный газетный скандал, но он не поколебал нашей позиции: хорошая это компания или плохая, но она имеет право на то, чтобы условия контракта с ней в соответствии с этим законом не нарушались.

- В связи с относительной экономической стабилизацией в России многие связывают надежды на прогресс и в странах, интегрированных с этой страной. Какова точка зрения казахстанского правительства на возможные благоприятные перспективы экономики республики?

- Действительно, те государства, которые реально и наиболее тесно интегрированы с Российской Федерацией, пожалуй, могут выиграть, если там произойдет экономический рост. Недавно я встречался в Москве с первым вице-премьером правительства Михаилом Касьяновым. Он очень подробно мне рассказал о том, как развивается экономика России. У россиян очень оптимистический взгляд на будущее. Конечно, общий уровень жизни населения после дефолта упал, но тем не менее есть и позитивные его последствия, которые выразились в росте производства. Заметны, особенно в свете последних заявлений президента США Клинтона, успехи Москвы и в сфере внешней политики. При условии же реальной интеграции с Россией и проведении согласованной тарифной и курсовой политики Казахстан только выиграет.

События последних лет на мировой арене показали, что наиболее верный путь для нас - это интегрироваться с Российской Федерацией в области экономики, на двусторонней основе и в целом в рамках Таможенного союза. Других союзов пока для Казахстана не предвидится.

- Решены ли, по вашему мнению, такие сложные казахстанско-российские проблемы, как раздел акватории Каспийского моря, совместное освоение космоса, создание топливно-энергетической системы? И какие, быть может, новые задачи двустороннего сотрудничества стоят сегодня перед нашими странами?

- Шестого июля девяносто восьмого года на высшем уровне в Москве было подписано очень важное соглашение, дающее толчок к пониманию того, каким должен быть юридический статус Каспийского моря. Сейчас же идут переговоры о делимитации дна северной части Каспия. Я бы не назвал эти переговоры легкими, потому что здесь задействовано огромное число специалистов, большой объем материалов. Но тем не менее главное достигнуто - определен принцип деления Каспийского моря на национальные секторы по дну, в соответствии с принципом срединной линии.

- Значит ли это, что в данном вопросе возобладала все-таки казахстанская точка зрения?

- Да, это именно так. Мы всегда выступали именно за такой принцип деления, и в этой связи я очень благодарен российским специалистам. Не последнюю роль в таком решении вопроса сыграл и бывший министр иностранных дел России Евгений Примаков.

Очень перспективным направлением нашего сотрудничества видится создание совместной топливно-энергетической компании, у которого есть, конечно, критики. Опять же нас обвиняют в "сдаче суверенитета" и так далее. Это настолько большая глупость, что даже трудно ее комментировать. Казахстан абсолютно заинтересован в получении доступа на рынки России и через ее рынки в другие страны. Мы можем экспортировать свою электроэнергию и нуждаемся в этом экспорте. Кроме того, в связи с плохим управлением на Экибастузской ГРЭС-2, из-за отъезда некоторых специалистов, в том числе и в Россию, там сложилась трудная ситуация. И решить ее путем передачи части наших акций РАО "ЕЭС России" - оптимальный выход.

На вещи надо смотреть реально. Никакой сдачи суверенитета нашей страны нет и не будет - есть сотрудничество и интеграция. Никто флаг Республики Казахстан из ООН изымать не собирается. Надо понимать, что сейчас происходит глобализация, то есть теснейшее переплетение экономических интересов всех государств, и там, где есть возможность, они интегрируются. Нам нельзя отставать, тем более в процессе интеграции с Россией, которая находится рядом и, по существу, является близким государством для Казахстана.

Во время встречи в Кремле с Владимиром Путиным мы говорили как раз о том, что Казахстану Россия, конечно, нужна, но и России Казахстан ведь тоже нужен. И взаимное экономическое сближение должно подкрепляться именно экономическими действиями.

Это и энергетика, и нефть - в частности, строительство нефтепровода на Новороссийск. И космос - сотрудничество на Байконуре, несмотря на все трудности, все же я расцениваю наше взаимодействие в космосе очень положительно. И, конечно, в гуманитарной сфере. Настало время, чтобы на территории Казахстана были созданы российские вузы, российские гимназии, нужно проводить фестивали культуры, как это было раньше, - фестиваль, например, российской культуры в Казахстане. По этим вопросам были достигнуты конкретные договоренности между нашим президентом и исполняющим обязанности президента Российской Федерации во время их последней встречи в Кремле.

- Существуют ли опасения у казахстанского правительства в связи с последними событиями в России, связанными со сменой высшего руководства? Каковым в такой ситуации видится в Астане будущее СНГ и Таможенного союза?

- Все идет к тому, что Владимир Путин будет избран президентом Российской Федерации. Думаю, что это очень благоприятный исход для Казахстана, тем более что мы имели контакты с Владимиром Владимировичем и вели очень плодотворные переговоры. Каких либо оснований для того, чтобы беспокоиться о будущем СНГ или о будущем Казахстана в контексте Содружества нет. Мы всегда выступали за интеграцию, и это должным образом оценивается во всех странах, прежде всего в России. Мы считаем, что эта страна является ведущим государством в СНГ - надо об этом открыто говорить - в силу своего потенциала, высокого уровня демократии, в силу того, что рыночные преобразования здесь набрали очень сильные обороты. Поэтому мы будем содействовать России в развитии интеграции.

Российское правительство сейчас размышляет о том, вводить ли в действие договор о зоне свободной торговли. Мы с пониманием относимся к сомнениям российского руководства, потому что они связаны с большим объемом расчетов последствий этого соглашения для экономики России. Встречаясь с руководителями правительства в Москве, я говорил, что мы не спешим, мы, конечно, хотели бы, чтобы соответствующее решение было принято как можно быстрее. Но в то же время видим все те трудности, с которыми российское правительство сталкивается сейчас, особенно учитывая затраты на военную операцию в Чечне.

Что касается Таможенного союза, то это, как мы считаем, локомотив, ядро интеграции в СНГ. Таможенный союз успешно развивается. Каких-либо опасений относительно этих двух интеграционных объединений - Содружества и Таможенного союза у Казахстана нет. Все идет поступательно, так, как хотели бы мы и другие наши партнеры по СНГ.

- Однако в последнее время все реже звучит тема Евразийского союза, автором которой, как известно, был президент Назарбаев. Означает ли это, что идея не нашла понимания у лидеров СНГ?

- На начальном этапе эта идея действительно была воспринята лидерами СНГ с очень большой настороженностью. Может быть, это объяснялось обычной политической ревностью, поскольку идея принадлежала президенту Казахстана. Но, с другой стороны, идея имеет перспективу быть реализованной. Таможенный союз развивается, например, достаточно динамично, и, если там экономические процессы пойдут настолько успешно, что страны этого союза не будут испытывать друг к другу каких-либо подозрений, опасений, прежде всего в экономическом плане, ну а затем и в политическом, я не исключаю возможности того, что в будущем Таможенный союз сменит свое сугубо функциональное наименование на более широкое, политическое название - Евразийский союз. С естественным добавлением целого ряда политических функций, как, к примеру, делегирование каких-то политических полномочий какому-то наднациональному органу, как это прописано в концепции президента Казахстана о Евразийском союзе.

- После президентских выборов в прошлом году Запад сильно критиковал Казахстан, обвиняя его в несоблюдении принятых в ОБСЕ демократических стандартов. Каково сейчас состояние отношений республики с западными странами?

@@@
"Каких-либо опасений относительно интеграции в СНГ у нас нет"
"Медведи" сосчитали свои ряды
10 000 ростовских шахтеров выброшены на улицу
«Мы получаем большое количество сигналов»
Безымянных солдат втянули в большую политику
Дырявый заслон от "легочной чумы"
Ждать ли сенсационных перестановок в период майских праздников?

Коротко

@@ 2006-02-03



В НОВОСИБИРСКЕ ВОЕННЫЙ СУД приговорил к штрафу в 60 тысяч рублей заместителя командира по тылу Глуховской гвардейской дивизии РВСН полковника Владимира Контонистова, обвинявшегося в злоупотреблении должностными полномочиями и в получении взятки, сообщает Интерфакс. По данным следствия, офицер направлял военнослужащих из некоторых воинских частей соединения и военную технику на работу в коммерческие организации. Деньги, которые поступали в дивизию в порядке шефской помощи, он тоже тратил по своему усмотрению на цели, не предусмотренные сметой доходов и расходов Минобороны. Установленный в ходе предварительного следствия ущерб составил 121 тыс. 794 рубля. Приговор вынесла выездная сессия 61-го гарнизонного суда. Контонистову запретили также в течение трех лет занимать командно-административные должности. Представители обвинения, просившие назначить обвиняемому три года лишения свободы в колонии общего режима и лишить воинского звания «полковник», сочли приговор слишком мягким и заявили, что будут его обжаловать.

@@@
Коротко
Кто станет следующим президентом Азербайджана?
Мемориальный присмотр
Политика: новости
Полицию гонят на улицу
Половодье беспомощности
Полпред президента Петр Латышев: "Я лоббирую только интересы президента"

Приморье как зеркало общерос-

@@ сийского кризиса

По всей стране зима вновь выявила несовершенство экономики и организации энергетики

2001-01-23 / Евгений Иванович Наздратенко - губернатор Приморского края.



Чуть ли не ежедневно на протяжении двух последних месяцев центральные СМИ рассказывают о ситуации в топливно-энергетическом комплексе Приморья. Сюжеты напоминают фронтовые сводки, а отчеты с совещаний и заседаний - залпы артиллерийских орудий по неприятелю... При этом неприятелем выступает администрация края, прежде всего губернатор.

Я нисколько не снимаю с себя как с главы администрации региона ответственности за происходящее в Приморье. Но дело в том, что чисто экономические и административные проблемы в этих боях переводятся в политическое русло. Беда здесь кроется в том, что, увлекшись расстановкой политических акцентов и поиском крайних, мы можем утерять главное - корень проблемы.

Что происходит в Приморье на самом деле и, главное, почему?

Первое. О том, что ТЭК Приморья постоянно находится в критическом и кризисном состоянии, мы знали давно и поэтому предпринимали необходимые, с нашей точки зрения, меры для того чтобы избежать кризиса. Дело в том, что ТЭК Приморья создавался в доперестроечные времена под те энергетические загрузки, которые тогда существовали. Мы должны были обеспечивать электроэнергией Транссиб, предприятия края, Дальневосточную часть Вооруженных сил, включая Тихоокеанский флот. Что произошло в последующие годы, известно всем: в несколько раз снизились транспортные нагрузки на Транссибе, многие энергоемкие предприятия, в том числе горнодобывающие, закрылись, Вооруженные силы, в том числе Тихоокеанский флот, финансируются лишь частично. А ведь мы не можем оставить без электроэнергии, к примеру, те же атомные подводные лодки, базирующиеся в Приморском крае. Без электроэнергии, необходимой для обеспечения деятельности субмарин, находящихся у причальной стенки, может произойти трагедия, сравнимая с Чернобылем. Таким образом, полное или частичное отсутствие средств у федеральных структур, у предприятий привело к тому, что они, эти структуры, не могут в полной мере оплачивать потребляемую ими электроэнергию.

Второе. Одновременно шел и другой процесс - акционирование ТЭКа. На месте государственных энергетических предприятий стали вырастать акционерные общества со своим уставом, подчинением непосредственно РАО "ЕЭС России". Ни губернатор, ни местная власть, по сути, не имеют возможности влиять на ценовую и кадровую политику этих АО. А эти предприятия начали активную работу по извлечению прибыли. При этом принцип был прост: раз нельзя получить деньги со всех потребителей, необходимо поднимать тарифы на потребляемую электроэнергию.

Выросли тарифы еще по другой причине. Одновременно с акционированием энергетических предприятий в начале 90-х шел и обратный процесс - закрытие так называемых нерентабельных шахт и угольных разрезов. Так, например, Партизанск еще несколько лет назад был центром угольной промышленности юга Дальнего Востока. Здесь работало 6 шахт. Сегодня - ни одной. Реструктуризация угольной промышленности по указке МВФ в конечном итоге привела к тому, что из-за закрытия шахт в Приморье стало резко не хватать собственного твердого топлива. А сотни квалифицированных специалистов потеряли работу.

Между тем завоз твердого и жидкого топлива в Приморье крайне дорог. А в этом году цены на мазут вообще поднялись в 5 раз. Это не было предусмотрено в бюджете, что еще более обострило проблему.

Сразу скажу, что администрация края последовательно выступала против акционирования энергетических предприятий, закрытия шахт. Предлагали вместо закрытия нерентабельных открывать новые. Ведь запасы угля в крае значительны. Но, увы, к нам не прислушались. Процесс пошел. В результате тариф на электроэнергию для промышленных предприятий Приморья составляет 70 копеек за киловатт-час. А в некоторых регионах (Иркутск, Красноярск, Ульяновск) - 15 копеек. Таким образом, Приморье оказалось, с одной стороны, в неравных экономических условиях с остальными российскими регионами, с другой - в критической ситуации, когда из-за высоких тарифов на электроэнергию многие, особенно федеральные структуры, "ходят" у нас в вечных должниках у энергетиков и местных властей, которые сами еле концы с концами сводят.

В свое время администрация края получила от правительства России дотации на погашение разницы между приморскими и среднероссийскими тарифами. Однако затем это решение правительства РФ было отменено. И в крае начались проблемы, которые год от года нарастают, как снежный ком. Между тем РАО "ЕЭС России" стало требовать от региональной энергетической комиссии увеличения тарифа до 84 копеек за киловатт-час, что вообще развалит экономику Приморья полностью. Не только мне очевидно неразумное "энергетическое" устройство нынешней России. Страна не может работать на обеспечение потребностей энергетиков. Скорее наоборот. Именно энергетическое хозяйство России должно подстраиваться под нужды населения, предприятий, под нужды государства. Но это возможно лишь в том случае, если потребности в электроэнергии, тепле будут учитываться теми, кто их (тепло и электроэнергию) подает в дома и на предприятия. Увы, пока ни местная власть, ни руководители регионов, ни правительство таких рычагов не имеют.

В августе 2000 года РАО "ЕЭС России", кстати, пошло навстречу и сменило руководство АО "Дальэнерго", директором которого стал Юрий Лихойда - профессионал высокого класса. И вот этой зимой дела пошли на предприятии лучше, хотя наследство Лихойде досталось трудное. Действительно, кадры решают если не все, то многое.

В эти дни в Приморье работал вместе с нами заместитель председателя РАО "ЕЭС России" Анатолий Копсов. Нам удалось выработать совместные решения, которые позволили преодолеть некоторые последствия энергетического кризиса. Хочется верить, что эта тенденция сохранится.

Большую помощь приморцам оказало правительство. После встречи с Михаилом Касьяновым стали поступать средства для погашения огромных федеральных долгов. В декабре поступило 70 млн. руб. ссуды для закупки топлива на ОАО "Дальэнерго", решается вопрос о ссуде в 100 млн. руб. на нужды муниципальной энергетики (эти деньги мы просили еще летом). После визита С.Шойгу в Приморье начали поступать деньги на компенсацию последствий летних наводнений, которые серьезно усугубили проблему подготовки к зиме. Конечно, главным образом все это стало возможным после активного вмешательства в ситуацию президента России Владимира Путина.

Кстати, Главное контрольное управление провело проверку администрации края и сняло с нас необоснованные обвинения в нецелевом расходовании средств. Принимаемые правительством меры уже в значительной степени снижают отрицательную роль экономического коллапса в ТЭКе края. Однако есть и другие причины кризиса. Они также характерны не только для Приморья.

Третье. На протяжении последних лет жилищно-коммунальное хозяйство края, как и всей страны в целом, не получало достаточных средств для ремонта и реконструкции устаревших систем отопления. Оборудование ветшало и, естественно, стало выходить из строя в самые трудные для нас дни, когда начались сильные морозы. Просто в Приморье эти проблемы начались на несколько недель раньше, чем в целом по России. В ряде регионов, не только Дальнего Востока и Сибири, но и в европейской части страны стало происходить то же самое - отопительные и энергетические системы не выдержали резко возросших нагрузок. И тогда стало ясно, что дело не в политической составляющей, как это иногда пытаются представить некоторые центральные СМИ и некоторые политики, требующие немедленного наказания виновных. Если бы все дело было только в Приморье! Нет, такая же ситуация сложилась в других регионах. Следовательно, кризис имеет куда более серьезную - экономическую и организационную - основу в целом по России.

И, наконец, четвертое. Не могу не сказать еще об одном факторе, который также сыграл отрицательную роль в приморском кризисе. В те дни, когда в Приморском крае находился Сергей Шойгу, выяснилось, например, что глава муниципального образования Хасанского района Анатолий Мельниченко, у которого в районе люди оказались без тепла и света, выехал... в Китай. По той же схеме действовал и глава другого муниципального образования из Уссурийска Владимир Ведерников. Вернулся из Китая и обнаружил, что на его территории топлива осталось на два дня. Виновной попытался выставить администрацию края. Между тем в Уссурийске уже давно находилось три тысячи тонн мазута, предназначенных для котельных города.

В другом районе Приморья было все - и топливо, и котельные были подготовлены к зиме, но из-за элементарной халатности не слили своевременно воду из системы, в результате чего полопались трубы в домах и магистралях теплотрассы.

И здесь очевидно, что люди, пришедшие к власти с помощью популистских лозунгов, избранные жителями этих районов, оказались элементарно неспособными организовать работу подведомственных им служб и организаций.

Сейчас в крае возбуждены уголовные дела в отношении ряда тех руководителей, которые оказались виновными в топливном кризисе. К сожалению, по существующему законодательству о местном самоуправлении ни губернатор края, ни его администрация на таких руководителей пока не имеют законной возможности воздействовать другими способами.

В декабре в Приморье прошли выборы глав муниципальных образований. Практически везде, где люди остались без тепла и света, сменились руководители. Но для того чтобы произошла такая смена, понадобилось несколько лет - от выборов до выборов. Очевидно, необходимы и иные законодательные меры, которые позволяли бы губернаторам, главам краевых и областных администраций оперативно воздействовать на профессионально не подготовленных руководителей муниципальных образований.

@@@
Приморье как зеркало общерос-
Путин потребовал решить проблемы голодающих Светлогорья
Реформа городского транспорта: миф или реальность?
Сабантуй - московский праздник
Связь оправдывает средства
Сергей Богданчиков: "Идет нормальный процесс отделения бизнеса от власти"
Стране не хватает хороших менеджеров

Чубайс теряет монополию

@@

С созданием Администратора торговой системы РАО "ЕЭС России" лишится безраздельного господства на оптовом рынке электроэнергии

2001-09-25 / Николай Сидоров



ВЕСЬ объем вырабатываемой в России электроэнергии со второго квартала 2002 года будет продаваться через Администратора торговой системы (АТС) - своего рода оптовую биржу электроэнергии. Об этом заявил вице-премьер российского правительства Виктор Христенко. Под его председательством на днях состоялось совещание, на котором участники решили доработать уставные и учредительные документы по созданию АТС в течение двух недель.

Голоса в наблюдательном совете АТС поделят поровну между производителями и потребителями электроэнергии. "Государство не будет непосредственно принимать участия в работе торговой площадки, а будет действовать через своего комиссара, который будет обладать правом наложения вето на любое решение совета, нарушающее законодательство или ущемляющее конкуренцию на рынке электроэнергии", - подчеркнул вице-премьер. В состав АТС полностью будет передан федеральный оптовый рынок электроэнергии, в рамках которого сейчас осуществляется продажа небольших объемов электроэнергии.

Решение о создании Администратора торговой системы, что происходит в рамках плана реформирования российской электроэнергетики, правительство приняло еще в июле. Постановление правительства России # 526 от 11 июля 2001 года предусматривает следующее: новый Администратор будет выполнять задачи по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, следить за расчетами его участников, обеспечивать им равные условия и в экстренных случаях регулировать споры между ними в досудебном порядке.

Фактически создается альтернативный оптовый рынок электроэнергии. Существующий сегодня рынок контролирует РАО "ЕЭС России", которому принадлежит 80% акций организатора этого рынка - ЗАО "Центр договоров и расчетов Федерального оптового рынка электрической энергии и мощности" (ЦДР ФОРЭМ). Ряд производителей электроэнергии не без оснований считают, что в отношении них проводится дискриминационная политика при реализации электроэнергии. ЦДР ФОРЭМ, по замыслу участников рынка электроэнергии, будет включен в АТС. Появляется надежда, что на рынке электроэнергии наконец-то восторжествует справедливость.

АТС будет некоммерческой организацией, его основная цель - организация купли-продажи электроэнергии, как на бирже, а не получение прибыли для ее распределения между учредителями и членами партнерства. Участниками торговли станут субъекты оптового рынка, которые сами производят электроэнергию или потребляют ее в больших объемах, а также - по желанию - финансовые институты. Причем поставщики и покупатели в АТС будут представлены в равной доле. Одному субъекту (производителю или покупателю вместе с зависимыми и аффилированными лицами) не должно принадлежать более 20% совокупно принадлежащих данной категории учредителей голосов. За деятельностью АТС собирается наблюдать государство - для обеспечения равных условий для всех участников рынка.

Недобросовестные действия на рынке будут пресекаться. Порядок работы АТС предусматривает жесткие санкции за попытки манипулирования ценами в результате ценового сговора вплоть до исключения из организации. В рамках АТС создается третейский суд для разрешения споров, возникающих между участниками торгов.

По мнению главы оргкомитета по учреждению АТС, заместителя гендиректора компании "Русский алюминий" Александра Лившица, при создании Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии "найден максимально возможный в нынешних условиях компромисс". Решения в АТС будут приниматься большинством в две трети голосов. По словам Лившица, в органах управления АТС 50% голосов будет принадлежать РАО "ЕЭС России" и структурам, аффилированным с ним. Остальные 50% будут принадлежать независимым производителям и крупнейшим оптовым потребителям. "Наверное, кто-то остался частично недовольным, но впервые, учитывая все дискуссии вокруг реформы энергетики, это консолидированное решение", - считает Лившиц, под "частично недовольными" подразумевая РАО "ЕЭС России". Глава оргкомитета при этом уверен, что принятое решение является сбалансированным, то есть соблюдены интересы РАО "ЕЭС" и в то же время "есть механизмы, которые предотвращают возможное доминирование крупнейшей энергомонополии на рынке".

Эксперты называют поддержанный правительством проект создания АТС "очередным поражением" менеджмента РАО "ЕЭС России". Не так давно начальник департамента корпоративной стратегии РАО "ЕЭС" Вячеслав Синюгин заявил, что менеджмент РАО считает необходимым сохранить не менее 50% участия в создаваемом Администраторе торговой системы оптового рынка электроэнергии на время переходного периода реформ, который продлится до середины 2004 года (сейчас доля РАО "ЕЭС" в электроэнергетическом секторе составляет 60-70%). Это, по расчетам руководства компании, позволит избежать вероятных перебоев в энергоснабжении при проведении реформ.

Впрочем, не перебоев с обеспечением электричества опасается ведомство Анатолия Чубайса. Больше всего РАО боится того, что придется конкурировать с независимыми энергопроизводителями на равных условиях. На новой торговой площадке цена на электричество будет формироваться не руководством РАО: конкуренты будут предлагать потребителю электричество с низкой себестоимостью, потребитель сможет без посредников общаться с производителем - в этом случае РАО "ЕЭС России" придется всерьез заняться собственным производством. Придется снижать себестоимость выработки и обходиться без нецелевого расходования средств, в том числе на строительство медиахолдинга и другие громкие прожекты.

"Наша принципиальная позиция заключается в том, что рынок не должен монопольно управляться РАО "ЕЭС России" или кем-то другим", - заявил практически сразу после совещания у Христенко Анатолий Чубайс. Впрочем, глава РАО "ЕЭС России" тут же оговорился: "Однако исходя из важности сохранения на рынке стабильности в исполнении контрактов и расчетов по ним, а также учитывая необходимость надежного и бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергией, на данном этапе РАО должно сохранять существенное влияние на рынок".

Кому-кому, а главному либералу России Чубайсу должно быть прекрасно известно, что в рамках цивилизованной рыночной экономики на рынок влияние может оказывать тот, кто предлагает самые выгодные для большинства условия. В этом компоненте РАО "ЕЭС России" серьезно уступает своим конкурентам: издержки производства и себестоимость электроэнергии на тепловых электростанциях РАО куда выше, чем, например, у сибирских ГЭС и атомщиков. Сейчас в рамках ФОРЭМ монополист - РАО "ЕЭС России" - навязывает потребителю свои услуги, не включая в плановые поставки на оптовый рынок дешевую, но "чужую" энергию. Зато потребитель вынужден переплачивать за дорогое электричество, производимое подконтрольными РАО предприятиями.

Создаваемый АТС лишает искусственного монополизма РАО "ЕЭС России", фактически уравнивая в правах всех производителей энергии. А значит, потребители все же смогут приобрести более дешевую электроэнергию. Менеджмент РАО наверняка постарается прибрать к рукам пока что независимые энергокомпании. Однако поставить под свой контроль две трети участников рынка - а именно столько необходимо для принятия решений в АТС - ведомству Чубайса не удастся.

"Мы заявили, что не претендуем на то, чтобы председатель правления, то есть руководитель исполнительного органа АТС, являлся представителем РАО, и подчеркнули, что, по нашему мнению, он должен быть независимым, иначе говоря, не быть связанным какими-то отношениями с учредителями АТС и участниками национального рынка электроэнергии", - уверяет Чубайс. Однако, по нашим данным, внутри руководства РАО "ЕЭС России" началась выработка стратегии борьбы за пост председателя правления АТС. Появилась и первая кандидатура - председатель совета директоров Фондовой биржи РТС Дмитрий Пономарев. Интересно, что Пономарев почти идеально подходит под требования, сформулированные Чубайсом, - независимый и не связанный с рынком электроэнергии.

Пономарев действительно не имеет никакого отношения к энергетике, никогда не работал в этой области и, вероятно, даже не представляет себе существующих на рынке проблем. Однако то, что он не связан отношениями с учредителями АТС, - далеко не факт. Ведь именно на базе РТС по своему первоначальному плану РАО "ЕЭС" предполагало организовать работу АТС. В таком случае Пономарев, который не имеет своего собственного взгляда на регулирование энергорынка, зато имеет уже сложившиеся отношения с менеджерами РАО "ЕЭС", может оказаться для Чубайса идеальной кандидатурой, через которую легко проводить свои интересы.

Чубайс не любит проигрывать. Так что основная борьба еще впереди. Наверняка менеджмент РАО уже в ближайшее время продемонстрирует свою значимость. Зима на носу. Самое время для монополиста отключить людям свет и тепло. Пока у него не отобрали права диктовать всем свои условия. nЕСЬ объем вырабатываемой в России электроэнергии со второго квартала 2002 года будет продаваться через Администратора торговой системы (АТС) - своего рода оптовую биржу электроэнергии. Об этом заявил вице-премьер российского правительства Виктор Христенко. Под его председательством на днях состоялось совещание, на котором участники решили доработать уставные и учредительные документы по созданию АТС в течение двух недель.

Голоса в наблюдательном совете АТС поделят поровну между производителями и потребителями электроэнергии. "Государство не будет непосредственно принимать участия в работе торговой площадки, а будет действовать через своего комиссара, который будет обладать правом наложения вето на любое решение совета, нарушающее законодательство или ущемляющее конкуренцию на рынке электроэнергии", - подчеркнул вице-премьер. В состав АТС полностью будет передан федеральный оптовый рынок электроэнергии, в рамках которого сейчас осуществляется продажа небольших объемов электроэнергии.

Решение о создании Администратора торговой системы, что происходит в рамках плана реформирования российской электроэнергетики, правительство приняло еще в июле. Постановление правительства России # 526 от 11 июля 2001 года предусматривает следующее: новый Администратор будет выполнять задачи по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, следить за расчетами его участников, обеспечивать им равные условия и в экстренных случаях регулировать споры между ними в досудебном порядке.

Фактически создается альтернативный оптовый рынок электроэнергии. Существующий сегодня рынок контролирует РАО "ЕЭС России", которому принадлежит 80% акций организатора этого рынка - ЗАО "Центр договоров и расчетов Федерального оптового рынка электрической энергии и мощности" (ЦДР ФОРЭМ). Ряд производителей электроэнергии не без оснований считают, что в отношении них проводится дискриминационная политика при реализации электроэнергии. ЦДР ФОРЭМ, по замыслу участников рынка электроэнергии, будет включен в АТС. Появляется надежда, что на рынке электроэнергии наконец-то восторжествует справедливость.

АТС будет некоммерческой организацией, его основная цель - организация купли-продажи электроэнергии, как на бирже, а не получение прибыли для ее распределения между учредителями и членами партнерства. Участниками торговли станут субъекты оптового рынка, которые сами производят электроэнергию или потребляют ее в больших объемах, а также - по желанию - финансовые институты. Причем поставщики и покупатели в АТС будут представлены в равной доле. Одному субъекту (производителю или покупателю вместе с зависимыми и аффилированными лицами) не должно принадлежать более 20% совокупно принадлежащих данной категории учредителей голосов. За деятельностью АТС собирается наблюдать государство - для обеспечения равных условий для всех участников рынка.

Недобросовестные действия на рынке будут пресекаться. Порядок работы АТС предусматривает жесткие санкции за попытки манипулирования ценами в результате ценового сговора вплоть до исключения из организации. В рамках АТС создается третейский суд для разрешения споров, возникающих между участниками торгов.

По мнению главы оргкомитета по учреждению АТС, заместителя гендиректора компании "Русский алюминий" Александра Лившица, при создании Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии "найден максимально возможный в нынешних условиях компромисс". Решения в АТС будут приниматься большинством в две трети голосов. По словам Лившица, в органах управления АТС 50% голосов будет принадлежать РАО "ЕЭС России" и структурам, аффилированным с ним. Остальные 50% будут принадлежать независимым производителям и крупнейшим оптовым потребителям. "Наверное, кто-то остался частично недовольным, но впервые, учитывая все дискуссии вокруг реформы энергетики, это консолидированное решение", - считает Лившиц, под "частично недовольными" подразумевая РАО "ЕЭС России". Глава оргкомитета при этом уверен, что принятое решение является сбалансированным, то есть соблюдены интересы РАО "ЕЭС" и в то же время "есть механизмы, которые предотвращают возможное доминирование крупнейшей энергомонополии на рынке".

Эксперты называют поддержанный правительством проект создания АТС "очередным поражением" менеджмента РАО "ЕЭС России". Не так давно начальник департамента корпоративной стратегии РАО "ЕЭС" Вячеслав Синюгин заявил, что менеджмент РАО считает необходимым сохранить не менее 50% участия в создаваемом Администраторе торговой системы оптового рынка электроэнергии на время переходного периода реформ, который продлится до середины 2004 года (сейчас доля РАО "ЕЭС" в электроэнергетическом секторе составляет 60-70%). Это, по расчетам руководства компании, позволит избежать вероятных перебоев в энергоснабжении при проведении реформ.

Впрочем, не перебоев с обеспечением электричества опасается ведомство Анатолия Чубайса. Больше всего РАО боится того, что придется конкурировать с независимыми энергопроизводителями на равных условиях. На новой торговой площадке цена на электричество будет формироваться не руководством РАО: конкуренты будут предлагать потребителю электричество с низкой себестоимостью, потребитель сможет без посредников общаться с производителем - в этом случае РАО "ЕЭС России" придется всерьез заняться собственным производством. Придется снижать себестоимость выработки и обходиться без нецелевого расходования средств, в том числе на строительство медиахолдинга и другие громкие прожекты.

"Наша принципиальная позиция заключается в том, что рынок не должен монопольно управляться РАО "ЕЭС России" или кем-то другим", - заявил практически сразу после совещания у Христенко Анатолий Чубайс. Впрочем, глава РАО "ЕЭС России" тут же оговорился: "Однако исходя из важности сохранения на рынке стабильности в исполнении контрактов и расчетов по ним, а также учитывая необходимость надежного и бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергией, на данном этапе РАО должно сохранять существенное влияние на рынок".

Кому-кому, а главному либералу России Чубайсу должно быть прекрасно известно, что в рамках цивилизованной рыночной экономики на рынок влияние может оказывать тот, кто предлагает самые выгодные для большинства условия. В этом компоненте РАО "ЕЭС России" серьезно уступает своим конкурентам: издержки производства и себестоимость электроэнергии на тепловых электростанциях РАО куда выше, чем, например, у сибирских ГЭС и атомщиков. Сейчас в рамках ФОРЭМ монополист - РАО "ЕЭС России" - навязывает потребителю свои услуги, не включая в плановые поставки на оптовый рынок дешевую, но "чужую" энергию. Зато потребитель вынужден переплачивать за дорогое электричество, производимое подконтрольными РАО предприятиями.

Создаваемый АТС лишает искусственного монополизма РАО "ЕЭС России", фактически уравнивая в правах всех производителей энергии. А значит, потребители все же смогут приобрести более дешевую электроэнергию. Менеджмент РАО наверняка постарается прибрать к рукам пока что независимые энергокомпании. Однако поставить под свой контроль две трети участников рынка - а именно столько необходимо для принятия решений в АТС - ведомству Чубайса не удастся.

"Мы заявили, что не претендуем на то, чтобы председатель правления, то есть руководитель исполнительного органа АТС, являлся представителем РАО, и подчеркнули, что, по нашему мнению, он должен быть независимым, иначе говоря, не быть связанным какими-то отношениями с учредителями АТС и участниками национального рынка электроэнергии", - уверяет Чубайс. Однако, по нашим данным, внутри руководства РАО "ЕЭС России" началась выработка стратегии борьбы за пост председателя правления АТС. Появилась и первая кандидатура - председатель совета директоров Фондовой биржи РТС Дмитрий Пономарев. Интересно, что Пономарев почти идеально подходит под требования, сформулированные Чубайсом, - независимый и не связанный с рынком электроэнергии.

Пономарев действительно не имеет никакого отношения к энергетике, никогда не работал в этой области и, вероятно, даже не представляет себе существующих на рынке проблем. Однако то, что он не связан отношениями с учредителями АТС, - далеко не факт. Ведь именно на базе РТС по своему первоначальному плану РАО "ЕЭС" предполагало организовать работу АТС. В таком случае Пономарев, который не имеет своего собственного взгляда на регулирование энергорынка, зато имеет уже сложившиеся отношения с менеджерами РАО "ЕЭС", может оказаться для Чубайса идеальной кандидатурой, через которую легко проводить свои интересы.

@@@
Чубайс теряет монополию