"Бюджета пока нет"

@@

Глава "Федерации" Валерий Горегляд пытается найти способы для активного участия верхней палаты в торге за основной финансовый документ страны

2001-08-24 / Ольга Тропкина Министр финансов Алексей Кудрин, представляя проект бюджета на 2002 г., уже успел заявить, что с его прохождением проблем возникнуть не должно. Однако в Думе подготовлены два альтернативных документа - коммунистами и "яблочниками". В Совете же Федерации и вовсе считают, что нижней палате парламента следует отклонить бюджет в первом чтении и создать трехстороннюю согласительную комиссию. Об этом рассказал "НГ" глава группы "Федерация" в СФ Валерий Горегляд.



- ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ, вы уже успели ознакомиться с проектом бюджета на 2002 год. Как, на ваш взгляд, он будет проходить через Совет Федерации?

- Фактически бюджета пока нет. Во вторник на заседании правительства он только обсуждался. По Бюджетному кодексу он должен быть внесен в Госдуму 26 августа, и только после этого можно будет говорить о каком-то документе. Подобного рода документы просто обязаны трудно проходить через парламент. В противном случае непонятна функция парламента как органа представительной власти. Бюджет - это компромисс различных участников бюджетного процесса. Не случайно правительство, когда вносит бюджет, в первую очередь декларирует приоритеты. Что-то "выпадает" из приоритетов и остается менее "удовлетворенным" финансами. И за этими "неудовлетворенными" сферами тоже стоят конкретные социальные слои, конкретные группы в парламенте. Поэтому любой бюджет обязан иметь трудную судьбу. Что касается бюджета на 2002 год, то обсуждение в правительстве вселяет в меня некоторую долю оптимизма. И в целом я должен сказать, что бюджет 2002 года свидетельствует об определенных успехах той последовательной линии, которая проводилась правительством в последние годы, в частности, после августовского кризиса 1998 года. Действительно, это политика макроэкономической стабилизации, роста общественного производства, увеличения бюджетных доходов и расходов, выплаты внешнего долга.

- Вы сказали, что бюджет - это прежде всего компромисс. Фракция "ЯБЛОКО" объясняет необходимость разработки своего альтернативного бюджета тем, что выходящий из правительства документ - как раз продукт давления различных групп интересов. И ставит ему это в вину.

- Все зависит от степени "компромиссности". Но от этого никуда не денешься. Бюджет - не абстрактный экономический документ, а отражение реальной жизни. Поэтому "рафинированный" документ вряд ли кому-то нужен. Он будет отражать интересы абстрактных экономистов-теоретиков, которые ставят эксперимент над обществом. Впрочем, бюджет не должен быть беспредельно популистским. Поэтому правительство, когда вносит бюджет, оставляет определенный диапазон возможности "для отступления". Но правительство должно четко представлять, до каких пределов оно может уступать парламенту, поскольку бюджет может поменять идеологию. Но составление альтернативных бюджетов - дело нормальное, во всяком случае в этом процессе рождаются полезные идеи, которые можно будет учесть в окончательном варианте.

- Будет ли группа "Федерация" в таком случае предлагать что-то свое, альтернативное?

- Готовить свой вариант не самоцель. Работа над бюджетом не конкурс программ.

- Но вы же заявляли о том, что одной из целей группы "Федерация" является работа над бюджетом еще до первого чтения в Государственной Думе, подготовка пакета собственных предложений...

- Мы это и делаем. Скажем так, бюджет "начинается" не с 26 августа, бюджет "начинается" раньше. Он начинался еще с нашего активного участия в разработке и с обсуждения программы бюджетного федерализма. Потому что в ней заложены принципы взаимоотношения бюджетов разных уровней. В работе трехсторонней комиссии, которая начала работу в прошлую пятницу, мы детализируем наши подходы, наши взаимоотношения с федеральным бюджетом. Кроме того, мы постараемся выстроить бюджетный процесс таким образом, чтобы наша точка зрения прозвучала и была услышана до того, как будет приниматься решение в Государственной Думе. После первого чтения вступать в процесс корректировки конструкции бюджета по идеологии уже бессмысленно. Мы попытаемся сыграть "на опережение". Как только бюджет поступит в Думу, под эгидой группы "Федерация" пройдет большая конференция, в которой, я надеюсь, примут участие депутаты, члены правительства, Совета Федерации. Мы постараемся привлечь к этому процессу и научных деятелей.

- В вину правительству ставят то, что оно не вело консультаций по бюджету с Государственной Думой и Советом Федерации...

- Я бы не сказал, что правительство ни с кем не советовалось. Но мы не удовлетворены теми консультациями, которые проводились. Правильнее "договориться на берегу". А когда кабинет министров заранее говорит: "Мы знаем, что это натолкнется на сопротивление Совета Федерации, но мы должны сделать так, поскольку у нас другие интересы, другая позиция", - разве это можно назвать консультациями? Ведь именно Совет Федерации находится в сложном положении. Дума имеет право формировать статьи бюджета. А у Совета Федерации в этом плане возможности более ограниченные. Нам говорят: "Когда по Конституции ваш срок наступит, тогда и делайте что хотите". Но мы же понимаем, что возможностей что-то поменять просто нет - подходит к концу финансовый год, страна ждет бюджет, и его непринятие еще хуже, чем плохой бюджет.

- То есть все свои идеи вам придется вбрасывать через Думу?

- Перед первым чтением мы проведем целый ряд мероприятий и подготовим развернутое заключение. Я постараюсь встретиться с профильными комитетами Государственной Думы и обговорить с ними возможные формы совместной деятельности. Мы были бы заинтересованы в парламентских слушаниях перед первым чтением, поскольку это позволит повлиять на позицию депутатов. Но в идеале нам нужна такая процедура, как согласительная комиссия. Дума принимает решение об отклонении бюджета в первом чтении и создании трехсторонней согласительной комиссии с участием двух палат парламента и правительства. В этом случае степень нашего участия в формировании бюджета будет значительно выше. Дума-то готова пойти на этот шаг, а правительство - боится. Поскольку отклонение бюджета в первом чтении - это своего рода оценка. Это якобы и нехороший резонанс, и политические интриги. Уж очень этого правительству не хочется. Оно уговаривает Думу: "Мы потом все учтем, а сейчас, пожалуйста, не принимайте решения об отклонении в первом чтении". Может, правительство и выполнит свои обещания Думе, а мы оказываемся крайними. Мы - вне процесса формирования бюджета.

- Что не устраивает Совет Федерации в бюджете?

- Я бы не хотел говорить о цифрах. Можно рассуждать о категориях. Перед первым чтением мы должны сосредоточиться на концепции бюджета, на его идеологии. Какие приоритеты провозглашаются, какие проблемы он решает, какие - не решает. Бюджет сбалансирован по доходам и расходам. С существенным профицитом, и в нем отражен экономический рост. Мне нравятся приоритеты, которые провозглашены правительством. Один из них - существенное снижение налоговой нагрузки на производство. Нравится то, что правительство все-таки пытается занять достаточно реалистичную позицию в расчете основных бюджетообразующих параметров: заложены пессимистические цены на нефть, которые гарантируют достаточно высокий уровень непроцентных расходов, чтобы покрыть основные социальные издержки, и выполнение основных государственных функций. Получается достаточно большой профицит, который идет на покрытие внешних долгов, что тоже очень важно. При этом правительство изыскивает ресурсы в бюджете на проведение разного рода реформ. В частности, судебная реформа, которая уже назрела в обществе, подкрепляется, может быть, скромными, но реальными средствами. Мне нравиться, что приоритет - желание сбалансировать бюджеты разных уровней - федерального и субъектов Федерации. Но я не уверен, что это будет достигнуто. И есть такие опасения, что как раз "благополучие" федерального бюджета во многом достигнуто за счет неблагополучия бюджетов региональных. И для Совета Федерации это очень важная проблема.

- То есть в целом вы считаете бюджет реальным. А как тогда быть с такими цифрами, как инфляция в 12%, которую уже называют нереальной?

- Это же ориентир, цель бюджетной политики. Хотя я сторонник того, чтобы прогноз выполнялся точно. В этом, собственно, и состоит задача правительства. Пока это выполняется недостаточно. Но у нас все-таки молодая демократия, молодая бюджетная политика. С каждым годом прогноз становится точнее. И то, что к концу года уровень инфляции у нас может составить где-то около 18% - более реалистичный факт. Уровень в 12% - это та цель, к которой, мне кажется, надо стремиться. Но если честно, то я тоже не очень верю, что так будет и в реальности. Однако закладывать более высокую инфляцию - еще хуже, это рождает, в свою очередь, высокие инфляционные ожидания

- А как, по вашему мнению, нужно бороться с инфляцией?

- Все об этом говорят. У нас инфляция - главный критерий благополучия жизни нации? Если мы ее победим и сделаем нулевой, это будет экономический прогресс? Мне кажется, это все из области жесткого, вульгарного монетаризма. Инфляция - как температура у больного. Если мы температуру собьем до уровня 36,6 градуса, мы что, вылечили больного? Как и высокая температура, инфляция иногда способствует выздоровлению. В задачи бюджетной политики не входит разработка способов борьбы с инфляцией. Надо думать о росте производства, благосостояния нации. Для меня важнее соотносить, насколько выросла реальная заработная плата по отношению к инфляции.

- А как быть с новыми кредитами МВФ, которые снова планируется брать под определенные статьи? Неужели правительство игнорирует "наказ" Владимира Путина, который заявлял, что занимать Россия больше не намерена?

- Насколько я понял по выступлениям на заседании правительства во вторник, раньше мы привлекали кредиты МВФ для достижения экономической стабилизации, для обеспечения устойчивости рубля. Сейчас же речь идет о несколько других вещах. Сегодня мы обслуживаем внешний долг исходя из собственных средств. А кредит - сама по себе вещь-то неплохая, другое дело, на что он будет тратиться. Если под конкретные инвестиционные проекты - хорошо, потому что мы очень мало под это получаем кредитов.

- В проекте бюджета существенно увеличены расходы на администрацию президента и Государственную Думу. Если по первому пункту это объясняется появлением института полпредов, то с парламентом ситуация неясна.

@@@
"Бюджета пока нет"
«Новый курс» находит поддержку
Белла Златкис: "Нашей стране дефолт не грозит"
Бюджетная революция Алексея Кудрина
Виталий Артюхов: "История с валом Гамбурцева не окончена"
Глава Сбербанка сказал всю правду
Глава государства дал пас либералам

Государство мечтает жить по средствам

@@

Президент обратился к думцам с бюджетным посланием

2000-06-01 / Андрей Литвинов



ВЧЕРА Владимир Путин внес в Государственную Думу бюджетное послание на 2001 год. Именно этот документ должен определить основные параметры бюджетной политики правительства на следующий год и среднесрочную перспективу. Бюджетное послание президента, как правило, становится основой для экономической части послания президента Федеральному собранию, официальное оглашение которого предварительно намечено на первую половину июня.

Главными целями бюджетной политики в среднесрочной перспективе в послании названы снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение государственных обязательств, концентрация ресурсов государства на решении приоритетных задач. На первом месте в списке приоритетов бюджетной политики стоит принятие налоговых законов, далее следует пересмотр объема и структуры обязательств бюджета. Напомним, что на прошлой неделе президент обратился в Государственную Думу с письмом, где изложил основные принципы налоговой реформы.

Содержание послания дает понять, что в ближайшее время власть пойдет на существенный пересмотр своих социальных обязательств перед населением. Существующее сейчас положение охарактеризовано как "своеобразный контракт между государством и обществом, одна из сторон которого не в полной мере исполняет свои обязательства, а другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять свои". Основным принципом социальной политики государства должна стать адресная социальная поддержка, вновь подтверждается необходимость перехода к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Впрочем, в послании обещано, что сокращать расходы власть будет и за свой счет. Бюджетная политика будет способствовать одной из целей реформы власти - "разумному уменьшению числа государственных служащих". Начиная со следующего года органам исполнительной власти будет запрещено пользоваться внебюджетными источниками финансирования.

@@@
Государство мечтает жить по средствам
Деньги для бедных регионов
Итоги G20: неожиданные или ожидавшиеся?
Куделина не хочет быть стрелочником
Кудрин жертвует долларом
Лучшие лоббисты России - апрель 2002 года
Люксембург помирит Евросоюз с Москвой

Минфин и книжные неликвиды

@@

Повесть о бумажных самолетиках директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Владимира Шалаева

2005-09-08



Тут вчера на нас радость свалилась. Очередная книжная ярмарка на ВВЦ открылась. Все ходят с умным видом, страницами шелестят, о культуре российской радеют. В Думу зайдешь: «Хайдеггер» отовсюду да «Ясперс» слышатся. В Совете Федерации: «Владимир Владимирович Набоков», «Владимир Владимирович Маяковский»... В Кремле тоже: «ипостась» да «ипостась».

А до меня еще и слухи радостные докатились. Государство наше, оказывается, культуру книжную не забыло вовсе, а наоборот: всячески заботится. Даже проект один замечательный изобретен. Надо, мыслит власть, в случае чего закупать у издателей неликвиды – книжки, которые никто не купил и которые на складах валяются. Для библиотек, например.

@@@
Минфин и книжные неликвиды
Минфин пытается быть более честным
О преимуществах транжирства
Политическая цель оправдывает экономические средства
Страна готовится к кредитной автаркии?
Страна останется без гроша на "всякий случай"
Условия выживания и предпосылки развития российской экономики

Фрадков погорячился

@@

Обещая главному энергетику страны помочь с деньгами, премьер забыл посоветоваться с президентом

2005-10-10 / Опрос подготовила Наталья Костенко. На последнем заседании правительства, где Чубайс жаловался на отсутствие средств на строительство электростанций, премьер-министр Михаил Фрадков, пообещав помочь с деньгами, сказал, что у него есть вентиль от бочки со Стабилизационным фондом. Как вы думаете, у кого еще есть этот вентиль и с какой скоростью теперь будут распечатывать ранее неприступный фонд? На этот вопрос «НГ» ответили известные экономисты страны.



Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы

 

Надеюсь, в 2006 году его распечатывать не будут. Во-первых, это противоречит бюджетному Посланию президента, который сказал, что тратить эти средства можно только на погашение внешнего долга. Но политически трудно будет удержать Стабфонд. Поскольку это будет предвыборный год, то в первую очередь деньги пойдут на социальные выплаты, во вторую – на инвестиции. Может быть, в частности, на строительство электростанций. Заявление Фрадкова – это популизм. Все критикуют правительство за то, что деньги вообще не расходуются. Поскольку в бюджетном Послании президента даются принципы бюджетной политики и в этом году там содержалось прямое указание на то, что в 2006 году только на погашение внешнего долга эти средства можно использовать, то, соответственно, получается, что по-настоящему вентиль находится в руках президента.

@@@
Фрадков погорячился
Хуже не будет, но и лучше - тоже
ЦБ обещает скорую победу над ценами
Ципи Ливни спасает свой имидж
Экономика: коротко
Это правительство большего не добьется