"На погашение внешнего долга надо отправлять все средства"

@@

Советник президента Андрей Илларионов считает схему распределения дополнительных доходов не очень удачной

2000-10-18 / Марина Волкова



- АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, какие выгоды Россия могла бы получить от высоких цен на нефть?

- В первую очередь следует обратить внимание на то, что в последние десять лет цены на нефть колеблются вокруг тренда, имеющего тенденцию к снижению. Значение тренда реальных цен на нефть в начале десятилетия составило около 17 долларов в ценах 1990 года. К концу десятилетия он спустился до 15 долларов.

Во-вторых, совершенно ясно, что на смену относительно высоким ценам на нефть сегодня очень скоро придут более низкие цены. Откат в обратную сторону абсолютно неизбежен.

Краткосрочные колебания цен на нефть предопределяются рядом факторов. Одним из них - со стороны спроса - является динамика экономической активности в мире: динамика ВВП или промышленного производства, другим - со стороны предложения выступает - динамика ввода мощностей по добыче нефти. Высокие цены на нефть в течение длительного времени делают рентабельной добычу нефти в тех районах, которые считались до этого неэффективными. Увеличиваются инвестиции в добычу нефти, начинается разработка новых скважин, производство нефти увеличивается.

С другой стороны, темпы экономического роста мировой экономики сейчас находятся на самом высоком уровне за последние 10 лет. По последнему прогнозу МВФ и Мирового банка, в этом году они составят 4,7%, а могут достичь и 5,2%. Однако в последующие годы ожидается замедление экономической динамики. Совместное действие этих факторов приведет к тому, что нефти будет производиться больше, а спрос на нее будет падать, что неизбежно приведет к снижению цены.

- Но пока они все-таки высокие и держатся на этом уровне довольно давно. Что может сделать Россия в такой ситуации?

- Нам надо прежде всего решить, на что ориентироваться в среднесрочной перспективе, - на исключительно высокую цену или же на разумно-консервативную. То, что в бюджет заложены прогнозные цены на нефть в размере 21 доллара за баррель, с точки зрения некоторых депутатов Думы, является сверхпессимистичной оценкой. С моей точки зрения, это сверхоптимистично. А если цена на нефть в следующем году окажется ниже 17-18 долларов за баррель? Бюджет может оказаться в очень тяжелом положении.

Было бы разумнее в дальнейшем рассчитывать обычный бюджет исходя из чрезвычайно консервативного прогноза цен на нефть - по минимальной цене, достигнутой в последние годы, - скажем, по 10 долларов за баррель. Эти деньги, судя по всему, мы получаем гарантированно. Доходы же от нефти при повышении ее цены выше 10 долларов за баррель следовало бы направлять в специальный фонд, который можно назвать фондом будущего поколения, фондом погашения государственного долга, фондом выживания, фондом проблем 2003 года - как больше понравится. Главное же заключается в том, что характер использования средств этого специального фонда должен принципиально отличаться от характера использования средств регулярного бюджета.

- Правительство фактически пытается сейчас сделать то же самое, просто не объявляя о создании этого фонда.

- Отчасти да. Но наше предложение заключается в том, чтобы это институционализировать. На самом деле создание фонда - это часть более широкого предложения о реорганизации бюджета. Согласно этой реорганизации бюджет делился бы на две части: на бюджет текущего и капитального характера. Фактически такая схема существовала в Российской империи до 1917 года. Скажем, большая часть налогов текущего характера, таких, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, идут на текущие цели. А в капитальный бюджет закладываются доходы от приватизации, реализации имущества, поступления от погашения долга нашей стране, а также рентная составляющая от продажи той же нефти. Все, что выше 10 долларов за баррель, идет в капитальный бюджет.

- Но при низких ценах на нефть исполнять бюджет тяжеловато. Когда цена на нефть была в районе 10 долларов за баррель, пошло накопление долга бюджетникам.

- Как раз наоборот. В сентябре-декабре 1998 года цена на нефть падала, в то же время началось резкое сокращение задолженности.

- В то время начал срабатывать девальвационный эффект.

- Во-первых, у нас девальвация не прекращалась более десяти лет. Во-вторых, сама девальвация к вопросу задолженности бюджетникам не имеет прямого отношения. Возникновение задолженности связано с не полным исполнением бюджета, с тем, сколько средств собирается в бюджет, с тем, каковы реальные обязательства бюджета по отношению к бюджетникам. Сыграла свою роль не столько девальвация, сколько уменьшение реальных обязательств бюджета по отношению к бюджетникам.

- Давайте вернемся в настоящее. На что должны идти деньги из этого фонда или второго бюджета?

- На пассивы долгосрочного характера. Это государственный и прежде всего внешний долг. Он представляет собой самую большую проблему в среднесрочном развитии России. Именно на решение этой проблемы должны направляться основные ресурсы. В среднесрочной перспективе пассивами долгосрочного характера являются пенсионные обязательства. В условиях накопительной пенсионной системы самые большие проблемы возникают при обеспечении тех, кому сегодня 45-50 лет. Сами они за оставшиеся трудовые годы уже не успевают накопить достаточно средств на свою пенсию. Поэтому необходимо финансирование перехода от распределительной пенсионной системы к накопительной. Этот период может занимать 10-20 лет.

- А стимулирование производства - это не проблема?

- Теоретически не исключено финансирование некоторых инфраструктурных проектов за счет государственных средств. Лично я не являюсь большим сторонником государственных инвестиционных проектов в силу их известной неэффективности. Вряд ли следует за счет государства финансировать легкую промышленность, хлопковое дело, льноводство, строительство самолетов. Но есть некоторые проекты, которые в принципе могут быть профинансированы из такого фонда.

- А как проконтролировать исполнение этого второго бюджета?

- Так же, как и исполнение бюджета, - через парламент. Капитальный бюджет может быть и не сбалансирован. Это, конечно, нездорово, но возможно, поскольку в качестве источников такого бюджета могут входить, например, и долгосрочные целевые зарубежные кредиты. В принципе такая система разделения бюджетов должна находиться под контролем законодательной власти и быть понятной для исполнения.

- Кто будет принимать решение, на какие цели направлять деньги?

- Естественно, правительство.

- Премьер-министр, судя по его заявлениям, не горит желанием распределять дополнительные доходы...

- Если речь идет о перспективе, то средствами капитального бюджета должно распоряжаться правительство. Если же о конкретных дополнительных доходах в 2001 году, - то это результат соглашения с Госдумой.

- Тем не менее правительство уже предложило примерную схему их распределения, а Госдума ее одобрила.

- Я считаю, что она не совсем удачна.

- Почему, ведь там половина дополнительных доходов идет на погашение внешнего долга, что, как вы считаете, и является приоритетным для России?

- С моей точки зрения, на погашение внешнего долга надо было бы отправлять все средства. Более приоритетных вещей, чем снижение долговых обязательств, сейчас нет. Есть, конечно, другие цели, но они другого уровня.

- Вы говорили об этом с президентом?

- Мы о многом говорили.

- Не любите вы отвечать на подобные вопросы.

- Почему?

- Тогда скажите, вы часто с президентом встречаетесь?

- Встречи происходят регулярно.

- Все инициативы правительства дают вам на экспертизу?

- По-разному. Это зависит от документа.

- По поводу налоговой реформы с вами советовались?

- Естественно. Любые решения - это плод коллективного труда. Вообще работа в правительстве, в администрации - это командная игра. Поэтому в конце концов принимаются только те решения, по поводу которых у значительного числа участников есть согласие.

- Когда-то вы сказали, что правительство, которое затеет налоговую реформу, направленную на снижение ставок, не удержится у власти и четыре месяца...

- Я такое говорил?

- Да. На "круглом столе", который проходил в нашей газете.

- Очевидно, я имел в виду не снижение ставок, а снижение реального налогового бремени. Реальное налоговое бремя пока не уменьшилось, а возросло. В течение последних пяти лет - в 1995-1999 гг. - совокупное налоговое бремя составило около 30% ВВП.

@@@
"На погашение внешнего долга надо отправлять все средства"
"Потенциал у нас колоссальный, но денег нет"
Алекперов верит в Urals
Бензину не дают дешеветь
Георгий Боос: «Нельзя осчастливить людей силой»
Грядет новый инвестиционный бум
Евро давит на доллар

Инвесторы поверили в Россию?

@@

Думская атака на режим СРП может закончиться его ликвидацией

2002-03-16 / Владимир Санько



Идею отказа от режима соглашения о разделе продукции как рудимента эпохи налоговой и экономической нестабильности в России на днях высказал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков. По его мнению, поводом для этого может стать обсуждение 24-й главы Налогового кодекса, описывающей налогообложение компаний, работающих в рамках соглашений о разделе продукции.

Напомним, что сейчас на рассмотрении в Думе находятся два альтернативных законопроекта о налогообложении в рамках СРП. Причем правительственный вариант предполагает введение обычных налоговых норм для всех предприятий, работающих в режиме СРП, в том числе и для тех, на которые не распространяется этот режим. Таким образом, правительственный вариант "сам смысл СРП ставит под сомнение". Жуков не видит в этом ничего страшного: Россия прошла этап недоверия со стороны инвесторов, когда капиталы можно было привлечь только обещанием натурального раздела продукции.

Похоже, что уже на весенней сессии в Думе развернется активная дискуссия, которая может завершиться фактической ликвидацией режима СРП в России.

Пока же нефтяные проекты СРП по-прежнему реализуются без должного учета интересов владельца ресурсов. Так, на состоявшемся заседании наблюдательного совета проекта "Сахалин-2" утверждение сметы освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на 2002-2006 годы отложено на апрель. Причины такого решения не сообщаются, но о них можно догадаться, если проанализировать план проекта "Сахалин-2".

Прежде всего этот план не соответствует действующим в России нормативным актам о структуре проектно-сметной документации. Проектная часть его не тянет даже на предпроект. Смета представлена в обобщенном виде, без необходимой деталировки по статьям затрат, без перечня закупаемого оборудования. Поэтому убедиться в обоснованности капитальных и эксплуатационных затрат не представляется возможным. В отсутствие информации о необходимых поставках оборудования и услуг в значительной степени снижаются шансы российских подрядчиков на победу в тендерах.

Кроме того, авторы старательно занижают эффективность проекта. В предложенных сметно-финансовых расчетах выручки в период с 1996 по 2045 год вызывает недоумение прогноз цены сырья. Если в 2001 году стоимость тонны нефти принята за 153 долл., то к 2009 году она снижается до 140 долл., а к 2045-му - до 130-135 долл. Обоснованность такого прогноза опровергается мировым опытом: за последние четыре десятилетия прошлого века цена на нефть возросла в десять раз. По расчетам же авторов плана разработки столь крупного нефтегазового проекта, доход государства за весь 50-летний период оценивают всего в 5 млрд. долл.

При такой надежности оценок возникают сомнения в правильности выбора варианта освоения Лунского газонефтеконденсатного месторождения с одной буровой платформы, как ни странно, одобренного российской стороной. Вариант с двумя платформами был отклонен из-за того, что показатели эффективности с точки зрения оператора, проекта ухудшались на 1-1,5%. При выборе варианта с одной платформой были проигнорированы некоторые весомые аргументы.

Прежде всего нужно отметить, что Лунское месторождение до сих пор еще не до конца разведано (шести лет на эти работы оказалось недостаточно). У оператора нет твердой уверенности, что предложенный вариант позволит произвести полный отбор газа из северной части месторождения. Поэтому не случайно он оставляет за собой возможность строительства второй платформы после 2030 года. Однако уже сейчас можно утверждать, что 4 млн. тонн нефти будут потеряны безвозвратно.

Выбирая вариант, государственными интересами, похоже, пренебрегли полностью. Дело в том, что при варианте двух платформ не только 4 млн. т нефти были бы дополнительно извлечены из недр, но и существенно повысилась бы эффективность разработки соседних (северных и южных) месторождений, относящихся к проекту "Сахалин-3". Этот эффект при выборе варианта освоения Лунского месторождения вовсе не принимался в расчет ни оператором, ни российскими представителями. Более того, затраты на вторую платформу для государства были бы возмещены при ее последующем использовании.

@@@
Инвесторы поверили в Россию?
Кто победил на выборах?
МВФ все еще проверяет Россию
МВФ предрекает снижение темпов экономического роста в России
Михаил Гуцериев: "Президент "Славнефти" - должность скорее политическая"
Нефтяной ответ силовикам
ОПЕК и Россия диктуют цены всему миру

ОПЕК испугалась падающих цен

@@

Нефтяной картель будет вынужден снова ограничить добычу нефти, если цена черного золота упадет до 28 долларов за баррель

2004-06-07 / Евлалия Самедова



Конференция ОПЕК в Бейруте не внесла спокойствия в жизнь нефтяного сообщества. Если до 3 июня все участники рынка были всерьез обеспокоены рекордными ценами на нефть, то после принятия долгожданного решения об увеличении квот нефтяные цены резко пошли вниз, и это вызвало едва ли не большее беспокойство, особенно среди членов нефтяного картеля. Некоторые представители нефтедобывающих стран даже начали задумываться о том, чтобы снова снизить квоты. В конце прошлой недели с таким предложением уже выступил советник президента Нигерии по вопросам энергетики Эдмунд Даукору. По его словам, «если цена на нефть из «корзины» ОПЕК упадет с 36 до 28 долл. за один баррель, то это послужит сигналом для размышлений, не поторопился ли картель с решением об увеличении объемов добычи нефти». Подобные сомнения возникли и у других стран – членов ОПЕК: Ирана и Кувейта.

@@@
ОПЕК испугалась падающих цен
Обиды нефтяного рынка
Политические пляски над креслом генсека
Потребители переплатят за газ и за бензин
Правительство готово рискнуть
Рекордное внешнеторговое сальдо
России опять немного повезло

Россия снова хочет влезть в долги

@@

Страна может возобновить внешние заимствования в 2009 году

2008-12-25 / Игорь Наумов

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









Аркадий Дворкович намерен избежать контроля со стороны МВФ.

Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Власти всерьез рассматривают возможность прибегнуть к внешним заимствованиям для преодоления последствий глобального финансового кризиса. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, соответствующее решение может быть принято в 2009 году, а не через год-два, как на днях объявили чиновники Минфина. При этом чиновники настаивают на том, чтобы займы брались у организаций, которые не требуют жесткого контроля над финансово-экономической политикой страны.

Вчера Аркадий Дворкович говорил журналистам о теоретической возможности возобновления Россией практики внешних заимствований. «Как и в любой год, мы можем прибегнуть к этой возможности, у нас очень низкий уровень долга и заимствований на внешних рынках; это нормальная практика. Но ни о каких МВФ и подобных организациях речь не идет», – заявил он. Начало заимствований Дворкович поставил в зависимость от ситуации на рынках, подчеркнув, что до тех пор, «пока рынки находятся в плохом состоянии, в ближайшие несколько месяцев это не актуально». Однако как только положение дел улучшится, речь зайдет о рыночных заимствованиях – на развитие экономики. «Россия считается хорошим заемщиком; если необходимо, это будет сделано», – отметил чиновник.

Заявление Дворковича вступает в противоречие с позицией Минфина – на днях замминистра финансов Дмитрий Панкин объявил о возможном пересмотре стратегии госзаимствований. Минфину деньги нужны не на развитие экономики, а на пополнение бюджета. По словам Панкина, обращение к внешним заимствованиям станет неизбежным через один-два года, если «хронически цена на нефть будет меньше 40 долларов за баррель и долгое время будет держаться ниже 30 долларов». Отметим, что без крупных внешних займов страна обходилась последние 10 лет.

Бюджет России в 2009 году станет «безусловно дефицитным», признал Аркадий Дворкович. Конкретных цифр он не назвал, сославшись на то, что существуют разные расчеты, а нового варианта проекта бюджета Минфин не представил. Между тем в СМИ – со ссылкой на источник в министерстве – появилась информация о том, что, по прогнозам, дефицит бюджета в будущем году может составить от 3 до 6%.

В этих условиях возникают вопросы относительно некоторых действий правительства. В частности, по поводу перечисления средств в Фонд финансовых операций МВФ. В конце текущего года Россия удовлетворила заявку фонда на 670 млн. долл., хотя очевидно, что в сложившихся условиях в этих деньгах остро нуждалась собственная экономика. Еще большее недоумение вызывают продолжающиеся до сих пор переговоры с Исландией о выделении этой стране, серьезно пострадавшей от глобального финансового кризиса, стабилизационного кредита. По словам Дмитрия Панкина, решение по этому вопросу пока не принято. Сначала речь шла о предоставлении Исландии 4 млрд. евро, сейчас цена вопроса снизилась до 500 млн. долл.

Не исключено, что в правительстве и Минфине сейчас сожалеют о досрочном погашении в предыдущие годы многомиллиардных кредитов МВФ и других международных организаций, которые были взяты под низкие по нынешним меркам проценты.

Независимые эксперты считают, что действия и заявления российских властей противоречат логике управления финансами страны в условиях кризиса. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин напоминает, что сегодня в резервах государства сосредоточены 6,8 трлн. руб. Из этой суммы более 2 трлн. руб. находится внутри страны, остальные выведены за границу и размещены там под низкие проценты – около 3% годовых. Эксперт считает, что эти деньги следует вернуть в страну и использовать на компенсацию выпадающих доходов бюджета, что будет самым простым решением вопроса, учитывая то обстоятельство, что кредиты Россия могла бы сейчас получить в лучшем случае под 14–18% годовых.

«Выполнение обязательств перед МВФ – чистая демонстрация того, какие мы крутые», – говорит Делягин. Что касается Исландии, то эксперт не исключает, что речь идет о коррупционной схеме спасения денег неких российских вкладчиков исландских банков. Самое поразительное здесь то, что руководство Исландии – страны, в наименьшей степени подверженной коррупции, – долгое время не могло понять, чего от него хотят российские партнеры и почему они требуют, чтобы выделенные кредитные ресурсы были обязательно размещены строго в определенных банках, сказал Делягин.

@@@
Россия снова хочет влезть в долги
Россия увеличивает экспорт нефти
Рост цен на нефть скоро закончится
Рубль не выдержал откровений правительства
Сергей Григорьев: "Выбор зависит от правительства, и только от правительства"
Сергей Иваненко: "ЯБЛОКО" готовит рафинированный бюджет
Среднемесячная цена на нефть марки Urals в I квартале составила 43,51 доллара за баррель

Стандартные меры ОПЕК не подействовали

@@

Несмотря на неоднократное сокращение квот на добычу, цена нефти продолжает падать

2001-04-04 / Денис Петров



С НАЧАЛА 2001 года на мировом рынке наблюдается устойчивая тенденция к снижению цен на нефть. Если в конце прошлого года 1 баррель российской нефти в среднем стоил 23-24 долл., то к концу марта текущего года - 20-21 долл. Основной поставщик нефти на мировой рынок Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в этом году уже делала попытки урегулировать уровень цен, однако эти меры не смогли изменить ситуации, и падение продолжилось. В частности, в январе этого года ОПЕК снизила квоты на 1,5 млн. баррелей в сутки, затем, уже в марте, нормативы были снова уменьшены, в этот раз на 1 млн. баррелей.

Но если поначалу еще существовала какая-то надежда на то, что предпринятые действия могут изменить ситуацию, то сейчас становится ясно, что постепенное падение продолжается. Некоторые аналитики считают, что во многом это обусловлено тем, что ОПЕК недостаточно понизила квоты - по мнению специалистов, необходимо было сократить поставки не менее чем на 2 млн. баррелей в сутки.

Дальнейшее снижение цен на нефть для России, безусловно, нежелательно: экономический рост в нашей стране, наблюдавшийся в прошлом году, во многом обусловлен именно благоприятной конъюнктурой мирового рынка. Высокие цены на нефть позволили добиться профицита бюджета и улучшить макроэкономические показатели России, поскольку уровень цен на нефть существенно влияет на платежный баланс страны и на доходы бюджета, основная часть которого формируется за счет налогов и акцизов, поступающих от нефтяных компаний.

Вице-президент компании "Тройка-Диалог" Олег Вьюгин считает, что, по грубым расчетам, снижение цены на нефть на 1 долл. за баррель приводит к тому, что бюджет недополучает около 300 млн. долл. в год, а сальдо платежного баланса страны снижается на 1 млрд. долл.

Однако, по мнению Вьюгина, ситуация не станет критической до тех пор, пока цены на нефть не упадут ниже отметки 18 долл. за баррель. До того, по мнению специалиста, и баланс, и бюджет останутся состоятельными. Имеется в виду, что наша страна сможет платить по своим обязательствам без привлечения средств Центрального банка.

Конечно, речь идет о долгосрочном падении цен, когда, опустившись ниже отметки 18 долл. за баррель, стоимость нефти будет находиться на этом уровне не меньше нескольких месяцев.

Специалисты считают, что сложившаяся ценовая ситуация вызвана тем, что в настоящее время на мировом рынке нет дефицита нефти. Есть ли превышение предложения над спросом - мнения расходятся, но в том, что сегодня предложение удовлетворяет спрос, специалисты единодушны. Запасы США - основного потребителя нефтепродуктов - растут, дефицита на рынке, несмотря на все усилия ОПЕК, не наблюдается. Существенную роль сыграло и то, что экономический рост США практически остановился, и такое положение, видимо, характерно для всех экономически развитых стран. Именно поэтому многие аналитики считают, что уровень потребления нефти будет зависеть от развивающихся стран - в частности, от того, как сложатся темпы их экономического роста.

Сыграло свою роль и сезонное снижение потребления, поскольку с окончанием зимнего сезона потребность в нефтепродуктах существенно снижается.

Пока аналитики расходятся во мнении относительно того, насколько существенным будет дальнейшее снижение цен. Так, Олег Вьюгин считает, что среднегодовая цена нефти составит около 20 долл. за баррель. В пресс-службе "ЛУКОЙЛа" сообщили, что в бизнес-плане компании заложен среднегодовой уровень цен в 16-18 долл.

Однако нефтяники пока не слишком обеспокоены изменениями на мировом рынке. В частности, в компании "Роснефть" считают, что тенденций к кардинальному снижению цен все-таки пока еще нет, и оптимальный уровень стоимости нефти и для продавцов, и для потребителей - около 20-25 долл. за баррель, поскольку в таких условиях компании-продавцы могут получить достаточно существенную прибыль, а компании-потребители имеют возможность развиваться. Иными словами, депрессивные моменты сейчас не так уж и значительны, и цена на нефть в этом году вряд ли упадет ниже 18 долл. за баррель.

@@@
Стандартные меры ОПЕК не подействовали
Страна готовится к кредитной автаркии?
Трасса желаний
Цена на нефть продолжает расти
Цена на нефть установила новый рекорд
Цены на нефть упали с началом операции
Шиворот-навыворот