"НГ". Хроника десятилетия

@@ 2000-12-21



1990 г.

4 марта. На выборах в Моссовет победу одерживают кандидаты демократических сил.

20 апреля. Председателем Моссовета избирается Гавриил Попов.

12 июня. Принят Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации", запрещающий цензуру и вводящий заявительный метод регистрации СМИ.

Конец июня. Депутат нового Моссовета Валерий Выжутович по телефону предлагает Виталию Третьякову создать и возглавить "газету Моссовета".

В.Третьяков встречается с Г.Поповым и предлагает ему создать не "газету Моссовета", а независимую (тогда это еще не название) общенациональную политическую газету. Г.Попов соглашается.

19 июля. Президиум Моссовета учреждает "Независимую газету" и утверждает ее главным редактором В.Третьякова.

29 августа. В.Третьяков увольняется из редакции газеты "Московские новости". Начинается работа по подбору кадров в новое издание и организационная работа, в которой особую помощь еще не существующему изданию оказывают Г.Попов, С.Станкевич, Ю.Лужков, А.Музыкантский, О.Орлов (все из Моссовета), а также М.Полторанин.

29 августа. "Независимая газета" регистрируется в Госкомпечати СССР (регистрационный # 54).

30 августа. "НГ" регистрируется (на всякий случай) и в Минпечати РСФСР (регистрационный # 27).

Сентябрь-ноябрь. Обращение В.Третьякова к 100 представителям советской интеллигенции с просьбой передать по 1000 рублей в фонд создания "Независимой газеты". Успешное осуществление этой акции.

21 декабря. Выход первого номера "НГ".

28 декабря. Выход второго номера "НГ".

1991 г.

3 января. Начало регулярного выхода "НГ" три раза в неделю (вторник, четверг, суббота).

19 августа. ГКЧП.

Редакция готовит номер за 20 августа (вторник), начинает его набор в типографии "Известий", но приходит сообщение о запрете ГКЧП ряда изданий, в том числе "НГ".

На основе материалов номера редакция выпускает листовки и рассылает сообщения по факсу.

В.Третьяков пишет "Обращение ко всем журналистам мира", которое рассылается по зарубежным информационным агентствам.

Корреспондент "НГ" Татьяна Малкина на пресс-конференции членов ГКЧП задает Геннадию Янаеву вопрос: "Вы понимаете, что совершили сегодня ночью государственный переворот?" Г.Янаев объясняет несправедливость, с его точки зрения, этого утверждения.

20 августа. По инициативе главного редактора "Московских новостей" Егора Яковлева группа главных редакторов нескольких изданий учреждает "Общую газету". В.Третьяков от имени "НГ" ставит свою подпись под учредительными документами "ОГ".

22 августа. Издание "НГ" возобновляется.

10 сентября. "НГ" начинает выходить четыре раза в неделю (вторник, среда, четверг, суббота).

15 декабря. В созданном при "НГ" книжном издательстве выходит первая книга - "Родная речь" Петра Вайля и Александра Гениса.

1992 г.

14 января. "НГ" начинает выходить пять раз в неделю.

29 февраля. Праздник, посвященный первой годовщине выхода "НГ" (перенесенный с декабря 1991 г. из-за распада СССР), - знаменитый "Устричный бал" в Московском доме кино.

Август. Из "НГ" уходит Михаил Леонтьев, договорившийся с Владимиром Гусинским о финансировании издания новой газеты, позднее названной "Сегодня". (В конце 1996 г. Владимир Гусинский, признав проект неудачным, расформировал всю редакцию, собранную М.Леонтьевым, сменил гл. редактора "Сегодня" и набрал новую команду журналистов).

Сентябрь 1992-го - март 1993 г. Отдельными группами ряд журналистов и технических работников покидают "НГ" в направлении, указанном М.Леонтьевым.

В.Третьяков набирает новых сотрудников взамен ушедших.

1 декабря. Выходит первый номер "НГ", сверстанный компьютерным способом.

1993 г.

3 февраля. В "НГ" впервые появляется ежемесячный рейтинг "100 наиболее влиятельных политиков". С тех пор не прерывался ни разу, даже когда "НГ" не выходила.

Начало весны. Председатель Моссовета Николай Гончар отказывает "одному из первых лиц государства" в требовании снять В.Третьякова с поста главного редактора "НГ".

24 сентября. Указ Бориса Ельцина # 1400, в частности, ликвидирующий Моссовет, который являлся учредителем "НГ".

4 октября. Возобновление в стране цензуры. В типографии "Известий", где печатается "НГ", появляются цензоры, без визы которых не может быть принята в печать ни одна полоса газеты.

5-6 октября. "НГ" (и еще четыре центральные газеты) выходит с белыми пятнами вместо снятых цензурой материалов.

Вечер 6 октября. Цензура вновь отменяется.

Октябрь. Редакция - в связи с ликвидацией своего учредителя - пытается перерегистрировать "НГ" на имя нового учредителя (самой редакции). Министерство печати всячески сопротивляется этому и тянет время. В.Третьяков публично угрожает в случае отказа в перерегистрации обратиться за поддержкой к ведущим журналистам и юристам мира.

4 ноября. Газета перерегистрируется (регистрационный # 27).

1994 г.

Весь год - ухудшение финансового положения газеты.

По просьбе гл. редактора "НГ" ряд частных и юридических лиц оказывают финансовую поддержку газете. Всего на сумму 1,5 млрд. рублей (в ценах того периода).

28 октября. На страницах "НГ" впервые появляется Титус Советологов со своими "Мизантропиями".

10 декабря. "НГ" вынуждена перейти на 4-полосный выпуск вместо 8-полосного.

1995 г.

11 февраля. Разовый 16-полосный выпуск "НГ" - первый раз появляется приложение "Независимое военное обозрение".

Март. В Лондоне В.Третьяков навещает Владимира Гусинского. В частности, обсуждается финансовое положение "НГ". В.Третьяков сообщает В.Гусинскому, что скорее всего вскоре он будет вынужден приостановить выпуск "НГ". В.Гусинский высказывается в том смысле, что "такая газета не должна погибнуть".

22 апреля. Выходит 1000-й номер "НГ".

24 мая. Выход номера "НГ", в котором В.Третьяков объявляет о приостановке выхода газеты и обращается к читателям с предложением создать открытое акционерное общество для возобновления издания "НГ".

Долг редакции составляет около 500 000 долларов.

Начало июня. Евгений Киселев предлагает В.Третьякову, чтобы в воскресных "Итогах" - до возобновления "НГ" - выходили "Мизантропии" Титуса Советологова. Этот проект "работает" до начала сентября.

Ряд редакций и отдельных лиц оказывают "НГ" финансовую поддержку, но этих сумм недостаточно для возобновления выпуска газеты.

21 июня. В связи с захватом чеченскими террористами больницы в Буденновске выходит разовый спецвыпуск "НГ".

Середина июля. Виктор Черномырдин встречается с В.Третьяковым и обсуждает возможности возобновления выпуска "НГ".

17 августа. "Общая газета" выпускает на своих страницах три полосы "НГ".

Июнь-август. В.Третьяков ведет переговоры с различными лицами, но решить проблему финансирования издания "НГ" не удается. В июне и июле зарплата сотрудникам выплачивается.

Конец августа. На втором съезде движения "Наш дом - Россия", куда В.Третьяков приглашен в качестве гостя, Борис Березовский предлагает начать финансирование издания газеты. Через несколько дней они встречаются и обсуждают детали этого проекта. В.Третьяков не дает окончательного согласия.

29 августа. Общее собрание коллектива "НГ" в очередной раз заслушивает сообщение В.Третьякова о вариантах возобновления выпуска газеты. "Группа товарищей" ставит на голосование вопрос о снятии В.Третьякова с поста главного редактора. Это предложение получает абсолютное большинство голосов "за". В.Третьяков покидает собрание.

30 августа. Группа журналистов, не согласных с "мнением большинства", обсуждает с В.Третьяковым возможность "контрпереворота". В.Третьяков, так и не принявший окончательного решения согласиться на предложение Б.Березовского, не дает определенного ответа.

1 сентября. В.Третьяков с семьей по приглашению своих друзей - итальянских журналистов Фьяметы Кукурния и Джульетто Кьеза - улетает на греческий остров Антипарос.

В отсутствие В.Третьякова оформляется приказ о его увольнении из "НГ" - "За однократное грубое нарушение трудовых обязанностей" (п.1 ст. 254 КЗоТ).

3-5 сентября. По телефону ряд сотрудников "НГ" информируют В.Третьякова о положении в редакции и настаивают на его возвращении.

7 сентября. На Антипарос звонит Б.Березовский и еще раз предлагает начать финансирование издания "НГ" в случае срочного возвращения В.Третьякова в Москву.

В.Третьяков, заручившись согласием тех журналистов, которые просят его вернуться, дает Б.Березовскому положительный ответ.

10 сентября. В.Третьяков вылетает в Москву, где вечером того же дня встречается с Б.Березовским и обговаривает условия совместной работы и план возвращения В.Третьякова в редакцию.

11 сентября. В.Третьяков появляется в здании "НГ" и занимает свой рабочий кабинет. Одни назовут это "силовой акцией", другие - "восстановлением конституционного порядка".

В.Третьяков собирает редколлегию и сообщает о том, что он вновь приступил к исполнению своих обязанностей и что газета будет финансироваться Б.Березовским. Через некоторое время ему возвращают печать редакции и ключи от редакционной кассы.

3 октября. Возобновляется регулярный выпуск "НГ".

21 декабря. Учреждается литературная премия Антибукер, с тех пор вручаемая ежегодно.

1996 г.

20 апреля. Начало выпуска приложения "НГ-сценарии".

1997 г.

23 января. "Ex libris НГ" # 1.

30 января. "НГ-религии" # 1.

2 сентября. "НГ-наука" # 1.

18 сентября. Вышел 1500-й номер "НГ".

21 октября. "НГ-регионы" # 1.

18 ноября. "Кулиса НГ" # 1.

2 декабря. "Содружество НГ" # 1.

11 декабря. "НГ-политэкономия" # 1.

16 декабря. "Коллекция НГ" # 1.

20 декабря. "Фигуры и лица" # 1.

1998 г.

6 февраля. "Хранить вечно" # 1.

20 февраля. "Круг жизни" # 1.

17 июля. Вышел 100-й номер "НВО".

1999 г.

23 апреля. "Особая папка НГ" # 1.

1 сентября. Появление интернет-версии "НГ".

2 октября. Вышел 2000-й номер "НГ".

2000 г.

15 января. "Субботник НГ" #1.

11 февраля. 5 лет со дня выхода первого номера "НВО".

23 апреля. "Дипкурьер НГ" # 1.

21 декабря. Праздник 10-летия "НГ" в Гостином Дворе Москвы.

Хронику составили:

@@@
"НГ". Хроника десятилетия
"Татнефть" возвращает долги. В рассрочку
"Штопор" на орбите
АРКО и банки
Ан-70 будут строиться
Апология кочегарки
Банки получили отсрочку

Банкротство по-заграничному

@@

В 80% случаев виноват "человеческий фактор"

2001-09-28 / Андрей Невзоров - журналист.



ЗАПАДНЫЕ исследователи, проведя сравнительный анализ отдельных факторов банкротства предприятий, пришли к выводу, что до 80% случаев причины банкротства предприятий могут быть сведены к "человеческому фактору", т.е. к неопытности, некомпетентности, расточительности, склонности к спекуляциям или нечестности самих предпринимателей. Основная часть банкротств приходится на долю вновь образованных компаний, тогда как фирмы старше пяти лет обнаруживают более высокую устойчивость.

Главное - "правильный" банк

Как правило, новая компания испытывает острый недостаток оборотных средств. Самое простое решение данной проблемы - взять кредит в банке. Для последнего жизненно важно правильно оценить представленный бизнес-план, поскольку он рискует просто не вернуть свои деньги.

Так, крупнейший европейский банк "Креди Лионнэ" понес в начале 90-х годов значительные убытки, предоставив миллиардные кредиты на сомнительные операции итальянским финансистам Паретти и Фиорини. Помощь банку обошлась французскому государству, по некоторым оценкам, в сумму свыше 2 млрд. долл.

Широкий резонанс получило в Германии "дело Шнайдера", который, взяв крупные кредиты у ряда банков (например, Дойче Банк), весной 1994 года скрылся.

Неверная кредитная политика (в частности, одностороннее увлечение кредитованием операций с недвижимостью) привела в 1991 году почти все крупные скандинавские банки на грань краха.

Одной из основных причин банкротств стала односторонняя ориентация банка на одного или нескольких заемщиков. Так, банкротство германского концерна "Хуго Стиннес ОХГ" неизбежно повлекло за собой банкротство финансировавшего этот концерн "Хуго Стиннес-Банка".

По данным Федеральной корпорации страхования вкладов (ФКСВ) США, криминальные действия сотрудников банка и внешних лиц были причиной 25-30% случаев краха кредитных учреждений.

Карточный домик

Американский экономист Джеймс, проанализировав причины банкротств банков в США за 1985-1988 годы, пришел к выводу, что "издержки банкротств" банков (разница между балансовой и рыночной стоимостью банка на момент ликвидации) составили в среднем 30%, что значительно выше, чем при банкротстве предприятий других отраслей. Характерное для финансовой сферы взаимопереплетение капиталов в случае банкротства одного кредитного учреждения ставит под удар другие банки и предприятия, вызывая "цепную реакцию" банкротств. Вероятны и серьезные нарушения системы расчетов - при этом сбой в одном из звеньев может легко распространиться на всю систему.

Практика знает немало случаев чисто "административного" вмешательства в деятельность банков при угрозе их банкротства. В кризисных ситуациях применялись такие меры, как закрытие банков на определенный срок, назначение надзорным органом "кризисного управляющего" и др.

Вмешательство в деятельность банков требует соответствующих финансовых средств, одним из источников которых являются системы депозитного страхования (СДС), создаваемые самими банками. Такого рода системы существуют сейчас практически во всех развитых странах мира.

В последнее время в США, Норвегии, Финляндии, Швеции возникла потребность в государственной финансовой поддержке банковской системы. В начале 90-х годов, например, правительства Швеции, Финляндии и Норвегии объявили, что они гарантируют своевременное выполнение банками своих обязательств, для того чтобы рассеять сомнения в международных финансовых кругах и облегчить тем самым получение кредитов за рубежом. Размеры предоставляемой банкам поддержки в Норвегии в 1991 году составили (за счет как частных фондов, так и государственных средств) около 2% ВВП, в Финляндии в 1992 году - 5,7%, в Швеции в 1993 году - 2,4%.

Лечение выжиданием

Есть несколько путей воздействия на банки, находящиеся в критической ситуации. Зарубежные исследователи выделяют три основные стратегии такого воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса.

Стратегия выжидания действует в том случае, если затруднения банка носят временный характер и он сам в состоянии преодолеть их. Такая стратегия использовалась, например, в отношении ряда крупных банков США непосредственно после обострения долгового кризиса развивающихся стран в 80-е годы и в ряде случаев сопровождалась предоставлением надзорными органами некоторых льгот банкам.

Ликвидация (продажа кредитного учреждения по частям) применяется сравнительно редко, так как разделение банка приводит к разрушению сложившихся отношений с клиентурой и потому связано со значительными потерями. В Японии и Скандинавских странах она использовалась почти исключительно по отношению к небанковским финансовым компаниям, в США - к сберегательным кассам. Реструктуризация баланса (санация) предполагает прямое или косвенное увеличение капитала. В Германии и Швейцарии существует практика, когда надзорный орган путем ужесточения контроля, а также мер "морального воздействия" побуждает акционеров и собственников к предоставлению дополнительного капитала. Тем самым акционеры подают публике сигнал, что они уверены в жизнеспособности и будущей рентабельности банка. Отказ акционеров от соответствующих действий может рассматриваться в качестве аргумента для инициирования процедуры банкротства.

Президент Банка Франции может предложить акционерам банка, попавшего в затруднительное положение, продолжать выполнение своих обязанностей или прибегнуть к поддержке других банков, что может в конечном счете означать слияние и поглощение.

В Скандинавских странах в увеличении капитала традиционно значительную роль играет государство - либо в форме прямых "инъекций", либо в форме предоставления гарантий.

Страхуйся от банкротства

Важнейшую роль в организации процедуры воздействия на "проблемные" банки за рубежом играют системы депозитного страхования (СДС).

Основными функциями этих систем являются: обеспечение стабильности и укрепление доверия к банковской и финансовой системе, защита интересов мелких вкладчиков, минимизация издержек страхования.

Так, к числу основных задач Фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям. Для решения этой задачи используются все необходимые для поддержки меры, в том числе платежи отдельным кредиторам, финансовая поддержка банков, предоставление гарантий или принятие на себя их обязательств. Наряду с этим можно использовать и такие меры, как временное закрытие банка, запрет на осуществление финансовых операций, которые не служат цели погашения долгов, запрет на прием новых вкладов и т.д.

В Германии в 1974 году по инициативе Федерального банка был создан Консорциальный банк ликвидности (Лико-банк), который предоставляет в целом устойчивым кредитным учреждениям ликвидные средства, если они испытывают временные платежные затруднения. Уставный фонд банка был сформирован за счет средств Федерального банка (30%), а также взносов всех банковских групп Германии.

В США в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка.

ФКСВ может учреждать на срок до пяти лет и так называемые бридж-банки, если после закрытия кредитного учреждения не удается сразу найти подходящего покупателя.

Бридж-банк имеет статус национального и управляется советом директоров, которые назначаются ФКСВ. Создаются такие банки при условии, что издержки, связанные с их организацией и функционированием, не превышают затрат по ликвидации банков-банкротов.

В процессе санации нередко производится выделение недействующих активов банка в особое управление.

В США сепаратное управление является обычным и осуществляется специально создаваемым банком или ликвидационным обществом под управлением ФКСВ. В Швеции "проблемные" требования передаются специальной дочерней компании соответствующего банка или независимой фирме. Сходная система существует в Японии.

Санация банковских учреждений, как и других предприятий, рассматривается за рубежом лишь в качестве средства, позволяющего повысить эффективность использования финансовых и других ресурсов, и потому обычно сопровождается реструктуризацией. Она, как правило, предусматривает совершенствование организационной структуры; упорядочение филиальной сети; концентрацию на тех сферах деятельности, которые приносят наибольшую прибыль, и отказ от других; высвобождение работников и т.д.

Вопросы замены руководства решаются при этом в разных странах неодинаково.

В США, например, смена руководства банка является нормой. В Швеции и Финляндии данная мера осуществлялась реже, что отчасти объясняется тем, что одновременное возникновение проблем у многих кредитных учреждений рассматривается там в качестве аргумента в пользу "невиновности" руководства отдельных банков, а отчасти тем, что в небольших странах ощущается дефицит высококвалифицированных руководящих банковских работников.

Доверяй, но проверяй

В то же время за рубежом исходят обычно из того, что руководство банка обязано сознавать роль доверия в банковском деле и предпринимать все возможное для того, чтобы не допустить даже временной неплатежеспособности. Поэтому неплатежеспособность рассматривается СДС прежде всего как сигнал возможной неэффективности банка и некомпетентности его руководства.

Юридические процедуры объявления банка банкротом и организационные мероприятия по его ликвидации в целом сходны с процедурами, предусмотренными для предприятий вообще, а основная нагрузка по решению организационных вопросов, касающихся банкротства кредитных учреждений, ложится на СДС.

Так, в США после объявления ФКСВ банка банкротом, как правило, назначается управляющий его имуществом. ФКСВ действует при этом как доверительный собственник в отношении затронутого банкротством имущества в пользу кредиторов. ФКСВ проводит оценку имущества, реализует активы обанкротившегося банка, удовлетворяет требования кредиторов и ликвидирует банк. При этом преимущественное право на удовлетворение своих требований имеют массовые вкладчики. Возврат вкладов осуществляется в течение трех-пяти рабочих дней после закрытия банка. Выплаты производятся наличными или переводом вклада в другой банк - член ФКСВ. При выборе второго варианта ФКСВ стремится продать за определенное вознаграждение застрахованные вклады ликвидируемого банка другому устойчивому в финансовом отношении учреждению, которое действовало бы как агент ФКСВ по их выплате.

"Кризисное управление" при возникновении у банков финансовых затруднений должно дополняться мерами по предотвращению кризисных явлений в перспективе. Зарубежные исследователи выделяют два основных направления таких мер: сбалансированная макроэкономическая политика и совершенствование банковского надзора.

Опыт оздоровления в Восточной Европе

В странах Восточной Европы, для которых характерен глубокий кризис банковской системы, размеры финансовой поддержки банков нередко выходят за рамки возможностей СДС и бюджета. В связи с этим в странах Восточной Европы обычно стремились осуществлять меры по оздоровлению финансовой системы в целом.

К числу проблем банковской сферы постсоциалистических стран относятся недостаточный размер собственного капитала, слабый банковский надзор, чрезмерная зависимость от ограниченного числа клиентов и учредителей, дефицит квалифицированных кадров, коррупция и др. Однако наиболее острой проблемой, типичной для постсоциалистических стран, является рост взаимных неплатежей предприятий, а соответственно недействующих кредитов и убытков в банковских балансах.

Поскольку обе эти проблемы неразрывно взаимосвязаны, в Восточной Европе широкое распространение получило мнение, что оздоровление кредитной сферы должно осуществляться одновременно с финансовым оздоровлением и реструктуризацией небанковского сектора экономики.

Три кита

Существуют три принципиальные возможности решения проблемы сомнительных долгов.

Наиболее простым стало бы их списание, что улучшило бы финансовое состояние предприятий, но возложило бы всю тяжесть оздоровления на банки.

Данный путь возможен, когда доля недействующих кредитов в активах банков относительно невелика и их списание не приведет к массовым банкротствам.

Другая возможность состоит в принудительном банкротстве заемщиков.

Третья возможность заключается в подключении государства к процессу финансового оздоровления путем дополнительного бюджетного финансирования в рамках тщательно разработанной программы реструктуризации.

Третий путь ввиду остроты и масштабности проблемы неплатежей в настоящее время наиболее приемлем.

Участие государства может осуществляться разными способами. Оно может предоставить предприятиям дополнительные средства в форме кредитов или специальных государственных обязательств; заменить в балансах коммерческих банков безнадежные долги предприятий своими долгосрочными обязательствами и т.п.

Перспективным считается вариант предоставления дополнительных финансовых ресурсов банкам при условии их подключения в качестве активных участников к процессу реструктуризации предприятий. К преимуществам такого варианта относят заинтересованность банков в возврате долгов, а следовательно, в разработке схем реструктуризации предприятий-должников в обмен на предоставление дополнительных государственных средств; наличие у банков более полной и достоверной информации о положении на предприятиях и др.

Практически все названные варианты в тех или иных формах применялись в странах Восточной Европы.

В Венгрии государство предложило коммерческим банкам выкупить долги предприятий со скидкой 20-25%. Эта мера, однако, не имела успеха, поскольку банки опасались ухудшить свое и без того шаткое финансовое положение.

В Румынии правительство в целях преодоления кризиса неплатежей предоставило предприятиям в 1992 году дополнительные кредиты, но после некоторого улучшения на начальной стадии проблема неплатежей обострилась вновь.

В Польше, а в последнее время и в Венгрии практикуется подключение банков к реструктуризации предприятий с оказанием банкам государственной финансовой помощи.

В Польше в начале 1993 года был принят закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков.

Банкам было предоставлено право выделить "проблемные" кредиты и передать их под надзор специально образуемых для этого подразделений тех же банков. К числу основных задач таких подразделений относятся: изучение состояния дел на предприятиях-должниках; выявление предприятий, которые могут быть реструктуризованы, и предприятий, "реабилитация" которых не имеет смысла; организация "согласительных" процедур с целью разработки программ оздоровления реструктуризации; оценка таких программ. Если программа принимается банком, долг предприятия может быть реструктуризован, а часть его списана.

Государство оказывает поддержку путем выпуска и предоставления банкам, участвующим в соответствующих процедурах, долгосрочных "реструктуризационных облигаций", обслуживание которых осуществляется специальным Фондом приватизации Банка Польши.

В отношении "безнадежных" предприятий банки имеют право инициировать процедуру банкротства, конвертировать долги в акции предприятия, продавать со скидкой долги другим кредиторам в течение определенного времени.

Реструктуризация оказалась достаточно эффективным инструментом: к началу 1994 года свыше 50% сомнительных долгов было охвачено соответствующими процедурами; те или иные решения были приняты примерно по 30% от объема рассматривавшихся долгов.

В Словении был применен иной способ финансового оздоровления банковской системы и предприятий с участием государства.

В 1991-1992 годах был принят ряд законов о пререабилитации, реабилитации и ликвидации банков. В соответствии с этими законами было создано Агентство по реабилитации банков (АРБ). Его основная задача - управление и надзор за "проблемными" банками.

Финансовая реабилитация банков осуществляется посредством списания части долгов, передачи недействующих активов АРБ, а также предоставления необходимого минимума финансовых средств. В последних двух случаях активную роль играет государство через механизм выпуска долгосрочных казначейских обязательств.

АРБ были предоставлены широкие права и в плане воздействия на предприятия-заемщики. В случае если предприятие не погашает долги банку, взятому под управление АРБ, предприятие автоматически становится должником агентства. Оно имеет право устанавливать свой контроль над таким предприятием и инициировать необходимые изменения, включая меры по повышению эффективности производства.

Предполагается, что эти меры приведут к тому, что в скором времени около 80% банковских активов Словении будут сосредоточены в четырех-шести крупных кредитных учреждениях.

@@@
Банкротство по-заграничному
Бартер да тощий кошелек
Безопасный смех
Британские сны о Голливуде
Бродячая собака
В казанской мэрии станет больше кислорода
Владимир Путин разобрался с философией Муды

Военная "проза" станичной жизни

@@

Ставропольские милиционеры - гарант стабильности

2002-01-25 / Мария Бондаренко



В станице Новотерская ставропольские милиционеры обосновались всерьез и надолго. В трехэтажном здании поселкового ОВД "сталинской" постройки застеклили окна, выгребли мусор, побелили стены. По длинным коридорам в обе стороны расходятся комнаты. Вот "кабинет" командира отряда, а вот одна за другой "спальни" с двухъярусными железными кроватями. А на двери следующей комнаты - табличка "казино", внутри - телевизор, стол, за которым режутся в шахматы парни в камуфляже, в углу комнаты - стопка газет.

Начальника ГУВД Ставрополья генерал-лейтенанта Александра Сапрунова здесь не ждали. О его приезде не сообщили даже командиру сводного отряда Юрию П. И хотя от визитов высокого начальства ничего приятного не ожидают (проверяющих в погонах здесь хватает), "своему" генералу очень обрадовались. Бойцы уже знали, что это по его приказу их семьи получили по тысяче рублей. Эти деньги развезли в самые отдаленные села и станицы Ставропольского края. Вручая женам конверты, благодарили за службу их мужей. Тысяча рублей для семьи милиционера - большие деньги, чуть ли не месячная зарплата. А потому едут они в Чечню еще и затем, чтобы поправить свое финансовое положение. Здесь им платят двойную зарплату и тройные командировочные.

Владимир М. уже второй раз в Чечне. В 1996 году он проходил срочную службу под Грозным. Сейчас оказался здесь, в Наурском районе. Володя не скрывает своего опасения насчет того, что война в Чечне закончится еще не скоро, и эта командировка в республику, может быть, не последняя.

Мы поднимаемся на смотровую площадку, оборудованную на крыше здания. Здесь идет круглосуточное дежурство. С крыши хорошо просматривается окрестность: справа - дорога на Грозный, слева, за верхушками тополей, видна крыша местной школы, а прямо - дом местного имама. Владимир смотрит на часы: "Сейчас будет молитва". Через пару минут мы услышали голос муллы. Не разбирая ни слова, мы верили, что имам просит у Пророка мира на чеченской земле.

В ворота въезжает БТР - это бойцы вернулись с поста на мосту через Терек, который находится в считанных километрах от станицы. "Сегодня обошлось без стрельбы, - говорит командир Юра. - Вот вчера палили из кустов. Но, видно, нас Бог уберег - ни одного раненого". Слушая Юру, вспомнила "груз 200", который готовили к отправке в аэропорту "Северный" во время первой чеченской войны. Двенадцать мальчишек заворачивали в фольгу. Одного из них убил чеченский снайпер. В его гимнастерке нашли письмо от матери из Татарстана. В том же конверте была и молитва к Аллаху.

"У нас в отряде почти все бойцы - народ стреляный, - рассказывает командир. - Они знают цену жизни. Поэтому о дисциплине мы практически не говорим. Никто из нас не позволяет себе такой роскоши, как прогулка по станице. Нет полной уверенности, что в Новотерской не будут стрелять в нас из-за угла в спину".

В то же время станице никак не обойтись без милиционеров. Они как гарант того хрупкого мира, который установился здесь недавно. Патрулируют по улицам, разносят старикам пенсии, дежурят в школе. Нередки здесь и разбойные нападения, случаи хищения. И первые, к кому обращается население, - имам и милиционеры.

Такое почтение к бойцам оказывается населением в критические моменты их станичной жизни. Но нередко можно увидеть и обратную сторону почтения: стайку чеченских пацанов, встречающих милиционеров свистом, местных мужчин, провожающих патруль колючими взглядами. А если одному зайти в киоск, то могут и отказать в продаже товара. "Мы стараемся не замечать таких проявлений ненависти, - говорит лейтенант Александр Н. - Понимаем, что время - лучший судья".

У лейтенанта сегодня увольнительная. В "красном уголке" (так называют просторную раздевалку в бане) он готовит репертуар своего выступления перед школьниками. Раздувая мехи старенького баяна, Саша вспоминает песни своих школьных лет. "На ум приходят только пионерские, - вздыхает лейтенант. - Не петь же им "Взвейтесь кострами, синие ночи...". В отряде подобралось немало музыкантов и певцов. Некоторые из них обнаружили в себе талант именно здесь. И когда в школе один за другим к милиционерам стали обращаться руководители классов с просьбой выступить перед ребятами, те охотно соглашались. "Жалко детей, у них глаза печальные, даже когда они смеются", - говорит лейтенант.

У местных детей руки натруженные, как у взрослых. Практически в каждом дворе есть подсобное хозяйство: овцы, куры, гуси. И дети здесь - главные помощники взрослых. Они понимают, что для их безработных семей (а здесь таких большинство) - это единственный шанс выжить. От своего двора каждый старается далеко не отходить. В окрестностях еще осталось немало мин.

В Новотерской, как и в других чеченских селениях, много детей пострадали из-за войны. В руках одного мальчишки разорвалась подобранная на улице граната, другой подорвался на мине. А сколько мальчишек и девчонок остались без родителей, в основном без отцов! И неудивительно, что в их душах осталась ненависть к людям в камуфляже и сильное чувство мести.

На улицах станицы, которая когда-то считалась казачьей, практически не встречаешь русских. Здесь осталось всего 20 русских семей. Они состоят на негласном учете бойцов ставропольского отряда, которые постоянно их навещают, помогают решать бытовые проблемы. Русские считаются тут самыми не приспособленными к жизни, самыми нищими. Среди них и Валентина К., которую в 1995 году уволили из автогаража лишь по той причине, что она русская. Пытались они с мужем продать свой коттедж на два хозяина (во второй половине живет чеченец) - не получилось. Сосед, с которым они жили душа в душу не один десяток лет (Валентина с мужем - родом из Новотерской), поставил им условие: "Куплю только я и только за 7 тысяч рублей". Повзрослевших детей семья К. отправила на учебу в Ставропольский край, а сами надеются, что тоже уедут следом за ними, как только продадут свой дом. Но вот сколько сейчас за него даст сосед Абдулла, не знают. "Даже страшно к нему подходить с таким вопросом", - признается Валентина.

Недавно домой на выходные приезжала дочь. "Я так хочу, чтобы наш дом остался здесь, в Новотерской, он мне постоянно снится, - призналась девушка. - Может, все образуется". Но Валентина, которая давно перестала бояться смерти - "вот только за детей сердце болит", - готова жить даже в землянке, но только подальше от своей опасной родины - Новотерской.

…Бойцы собирались на построение. Подтянутые, в начищенных ботинках: не каждый же день перед ними выступает начальник ГУВД. "Я доволен вашей службой, - сказал генерал Александр Сапрунов своим подчиненным. - И тем, как вы хорошо обустроились". Действительно, обустройство отряда в Новотерской не закончилось только баней, которую принято считать пределом всех желаний бойца. Здесь оборудован целый спортивный комплекс. Поэтому начальник не зря пожелал бойцам в свободное время заниматься спортом. "У себя дома вряд ли у вас будет такая возможность, - подчеркнул Сапрунов. - Ведь, кроме работы, вас ждут еще семейные дела".

@@@
Военная "проза" станичной жизни
Глава Минатома Евгений Адамов утверждает, что уровень безопасности наших АЭС соответствует международным требованиям
Жизнь Парфенова оценили в 50 тысяч долларов
Как выбрать страховщика
Как остановить эмиграцию солярки
Кризис задавил автопроизводителей
Криминальный глинозем

Крылатая месть Москвы Киеву

@@

Целая отрасль, важная для экономики и бюджета Украины, может прекратить существование

2008-06-19 / Татьяна Ивженко



Во вторник, когда из Киева улетала делегация НАТО под руководством генерального секретаря организации Яапа де Хоопа Схеффера, Москва нанесла Украине предупредительный удар в оборонной сфере. Информагентства передали слова гендиректора государственного НИИ авиационных материалов Евгения Каблова о готовности российских авиаторов отказаться от украинских двигателей для крылатых ракет, которыми оснащаются российские подводные лодки и стратегические бомбардировщики.

Эксперты считают, что следующим шагом станет отказ от вертолетных двигателей, и это поставит украинских производителей в сложное финансовое положение.

@@@
Крылатая месть Москвы Киеву
Лишь бы нефть не подкачала
Монетизация разоряет самарских транспортников
Мори на грани отставки
Неприглядная история затягивается
Несчастный случай на подлодке
Неудача российских реформ

О добрососедстве подлинном и мнимом

@@

Послесловие к визиту в Москву президента Литвы

2001-04-07 / Алексей Плотников



ЗАВЕРШИЛСЯ визит в Москву президента Литвы Валдаса Адамкуса. Завершился тихо, без лишней помпы и сколько-нибудь широкого освещения в электронных СМИ.

Завершился благостно, с общим - особенно подчеркнутым центральными теле- и радиоканалами - рефреном о том, что из трех постсоветских Прибалтийских республик, известных своей жесткой антироссийской и антирусской политикой, Литва является самой дружественной, самой "образцовой", и если и существуют некоторые нерешенные проблемы и противоречия (например, неурегулированный вопрос с российским транзитом в Калининградскую область, о чем неоднократно писалось в последнее время), то они не идут ни в какое сравнение с проблемами российско-латвийских и российско-эстонских отношений.

Следует признать, что подобный стереотип в отношении Литвы действительно сложился (а точнее, был сознательно внедрен) за последние годы и в общественное сознание, и в сферу нашей политики.

Стереотип, совершенно не соответствующий действительности и создающий в обществе, а зачастую и во властных структурах опасную иллюзию на этот счет. Считается, что политика Литвы является менее русофобской, чем политика Латвии и Эстонии, и, как уже отмечалось, даже чуть ли не "образцовой" в нынешней Прибалтике.

Однако это только кажется. На деле все обстоит не так или совсем не так.

Внешне действительно все выглядит не так, как в соседних Латвии и Эстонии. На практике Вильнюс проводит ту же дискриминационную национальную политику, что и два его северных соседа, но делает это более скрытно и незаметно, не забывая публично заявлять об обратном.

Начнем с того, что литовское правительство проводит целенаправленную и последовательную - хотя и не такую открытую, как в Риге и Таллине, - политику ассимиляции русскоязычного населения.

За десять лет независимости Литвы ее властями делается все, чтобы избавиться от всего русского, советского, и напоминается о "годах большевистской и коммунистической оккупации", (странно только, почему сюда же не прибавлен ущерб от "оккупации проклятым русским царизмом" со времен третьего раздела Польши в 1795 г.).

Налицо попытки создания мононационального литовского государства, в котором, естественно, нет места "некоренным" нацменьшинствам. Сфера языка и образования выбрана здесь и как наиболее изощренная, и как наиболее перспективная.

Формально подписав и признав все международные законы и декларации о правах национальных меньшинств и приняв "нулевой" вариант гражданства (предоставление гражданства всем лицам, проживавшим на территории Литвы на момент обретения независимости), литовские власти обезопасили себя от нападок и упреков в откровенном национализме, как в Латвии и Эстонии.

При этом, "тихо" приняв закон о государственном языке и другие нормативно-правовые акты, фактически свели на нет и эти декларации, и собственную литовскую Конституцию.

Обратимся к статистике. К 1991 г. в Литве проживали более 20% граждан нелитовского происхождения (сейчас нелитовское население составляет около 18%).

Основная часть русскоязычного населения проживает в юго-восточных районах республики, а также в промышленных центрах, созданных в годы все той же "советской оккупации" (от "оккупационной" промышленности и приращенной за счет "оккупантов" территории Литва почему-то не отказывается), и сосредоточена в таких городах, как Вильнюс ("нелитовское" население составляет здесь более 40% - в основном русские и поляки), Клайпеда, Висагинас (Игналинская АЭС), Шальчининкай, а также в Вильнюсском и Клайпедском районах. Это население и является главным объектом политики языковой дискриминации и ассимиляции.

В апреле 1992 г. литовское правительство приняло постановление, которым для русскоязычного населения были установлены специальные категории владения государственным литовским языком и определено, какие должности в государственных учреждениях можно занимать в зависимости от конкретной "категории", а также установлен порядок сдачи экзаменов на знание литовского языка для представителей "нетитульной" нации. Из-за этого постановления большая часть русскоязычных граждан, т.е., напомним, население наиболее промышленно развитых районов республики, была вынуждена оставить работу в госучреждениях из-за недостаточного знания литовского языка.

Дело в том, что в силу исторически сложившихся обстоятельств большая часть русскоязычного населения (прежде всего в промышленности) не владеет в должной мере государственным языком, что не дает им возможности занимать определенные должности и получать соответствующую образованию и опыту работу. Во многом (и в первую очередь) это коснулось квалифицированных специалистов - инженеров, врачей, преподавателей, не говоря уже о бывших военных.

При этом литовское государство не взяло на себя почти никаких обязательств по обучению нелитовского населения литовскому языку. Принятие 31 января 1995 г. Закона "О государственном языке" окончательно расставило все точки над "i", еще более ухудшив социально-экономическое положение русскоязычных граждан республики.

Русский язык оказался полностью вытесненным из всех сфер общественной жизни, кроме бытовой. Он исключен из официального делопроизводства, переписки, финансовой и технической документации, которые обязаны вестись только на литовском языке, не употребляется во взаимоотношениях государственных, коммерческих и иных учреждениях и организациях, действующих на территории Литвы. Свободное использование русского языка не запрещается только, как уже отмечалось, на бытовом уровне и в мероприятиях, проводимых общинами "национальных меньшинств". Нетрудно понять, что под ними прежде всего и главным образом подразумевается русскоязычное население.

Подобные требования к использованию государственного языка привели к тому, что даже в русских школах все надписи на кабинетах, наглядная агитация, педагогическая документация, ведение классных журналов и дневников учащихся должны осуществляться только на литовском языке. Более того, на литовский лад должны писаться фамилии и имена учащихся.

Для контроля за исполнением Закона "О государственном языке" создан специальный "карающий" орган с огромными полномочиями - Инспекция по государственному языку при Сейме Литвы. За несоблюдение этого закона в Литве широко применяются административные взыскания в виде денежных штрафов, налагаемых на руководителей и ответственных лиц.

Таким образом, в "демократическом" литовском государстве закон о государственном языке в том виде, в каком он применяется на практике, фактически является инструментом принудительной ассимиляции "некоренного" населения в форме "цивилизованного" принуждения (а фактически нарушения) основополагающих прав и свобод человека и гражданина, о которых так любят рассуждать - применительно, естественно, только к "коренной" титульной национальности - литовские власти разных уровней.

Не менее показательны "достижения" современной литовской демократии в сфере образования. Начнем с того, что получение образования на русском (и любом другом родном) языке в Литве ограничено рамками общеобразовательной школы. Получить на русском языке высшее образование можно только в Педагогическом университете на факультете славянской филологии в группе из 20 человек. Комментарии, как говорится, излишни.

Дальше - больше. Все абитуриенты, закончившие нелитовские школы, обязаны проходить собеседование на знание литовского языка и платить за это деньги. И только после этого они имеют право сдавать документы в высшие учебные заведения.

Данный факт является не чем иным, как формой откровенной дискриминации по национальному признаку, осуждаемой везде в мире. При этом отсутствие реальной и действенной государственной программы по изучению литовского языка для "национальных меньшинств" (составляющих, напомним, около одной пятой населения Литвы), система изощренных конституционных и нормативно-правовых актов, экономическое и финансовое положение в Литве, бьющее в первую очередь по тому же русскоязычному населению, вынуждает русскоязычных граждан приспосабливаться к реально существующему положению дел.

Это приводит к тому, что многие "русскоговорящие" родители вынуждены отдавать своих детей в литовские дошкольные учреждения с последующим направлением их в литовские школы.

Однако и это еще не все. Проводимая в последние годы в Литве так называемая реформа русских школ имеет своей фактической целью не что иное, как их всемерное сокращение. Особенно отчетливо это видно на примере столицы республики - Вильнюса - и пригорода Новая Вильна, где только за последние годы было закрыто (под предлогом реорганизации) несколько средних и начальных русских школ. И эта политика продолжается.

@@@
О добрососедстве подлинном и мнимом
Опасные юридические казусы
Передел собственности продолжается
Перспективы сахалинских проектов
Пирамиды строят зомби
Почта
Преемник президента

Приватизационный список располнел

@@

Государство планирует в этом году избавиться от значительной части низкодоходных предприятий

2002-04-03 / Владимир Кузьмин



Обжегшись на сборе налогов, правительство начинает в срочном порядке изыскивать другие способы пополнения бюджета. Исправить финансовое положение государственной казны было решено за счет расширения списка предприятий, которые будут проданы.

Подготовка к очередному этапу реализации государственной собственности продолжается полным ходом. Еще в феврале этого года в правительство был передан основной список приватизируемых предприятий. По первоначальному плану приватизации, утвержденному осенью прошлого года, из общего объема выставленных на аукцион государственных пакетов акций 65% составляют малые (до 25%), 29% - блокирующие и лишь 8% - контрольные. Из числа крупных предприятий, попавших в перечень, следует выделить "Славнефть" и Магнитогорский металлургический комбинат: государство собирается продать 19,6 и 17% соответственно принадлежащих ему акций этих предприятий. Помимо этого планируется реализовать 5,9% акций нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", так как в прошлом году из-за неблагоприятной ситуации, сложившейся на мировых рынках, продажа была бы нецелесообразной.

Однако на этом решили не останавливаться. На прошедшей в начале февраля коллегии Минимущества, в которой принял участие и премьер-министр Михаил Касьянов, министерству было поручено до 1 апреля подготовить дополнительный список предприятий, подлежащих приватизации в 2002 году. В начале недели этот расширенный перечень был представлен на рассмотрение кабинета министров. В него вошли полторы тысячи государственных унитарных предприятий (ГУП) и пятьсот акционерных обществ. В самом Минимущества наотрез отказываются называть хотя бы часть предприятий, числящихся в этом перечне, по той причине, что он пока не утвержден правительством. А на вопрос корреспондента "НГ", зачем же список все-таки был составлен, ответили: "Так, на всякий случай". Если брать во внимание концепцию приватизации государственного имущества на 2002 год, основной задачей которой является оптимизация структуры федерального имущества, то получается, что в дополнительный список внесены именно низкодоходные предприятия, эффективное управление которыми ограничено.

@@@
Приватизационный список располнел
Призрак Мавроди бродит по Питеру
Россию ожидает очередная головоломка
Сессия отменяется
Счетная палата "посягает" на Центробанк
Танцы в кабинете директора
Третье поколение выбирает контент

Украинская антиспикериада

@@

Возможно, в начале февраля сменится руководство Верховной Рады

2000-01-27 / Андрей Капустин



В КИЕВЕ в самом разгаре новая парламентская забава, которая в этот раз именуется антиспикериадой. И судя по тому, с каким азартом в нее играют народные избранники, не исключено, что в самое ближайшее время Верховная Рада приступит к избранию нового спикера и его первого зама.

То, что часы Александра Ткаченко в парламентском кресле сочтены, стало ясно на прошлой неделе, когда второй вице-спикер Александр Медведчук подписал распоряжение, согласно которому пятничное пленарное заседание переносится в здание Украинского дома, что стоит в начале Крещатика.

Поводом для этого знаменательного события послужило трехдневное противостояние между официально сформированным, но незарегистрированным парламентским правоцентристским большинством и оставшимися в меньшинстве левыми во главе с Александром Ткаченко. В канун Старого Нового года 237 народных депутатов распространили заявление парламентского большинства Верховной Рады, согласно которому в состав этого большинства вошли депутаты - члены фракции "Батькивщина", группы "Возрождение регионов", фракций "Громада", НДП, обе фракции Народного Руха, группа "Независимые", фракции Партии "зеленых" Украины, фракции "Реформы-Конгресс", СДПУ(о) и Трудовой партии, а также внефракционные депутаты. Координатором был избран экс-президент Украины Леонид Кравчук.

Понятно, что столь скоропалительный альянс был сколочен в ответ на подписание Леонидом Кучмой указа о проведении 16 апреля всенародного референдума, несмотря на мораторий на референдумы, незадолго до этого проголосованный парламентом. Среди прочих вопросов предстоящего плебисцита шла речь и о доверии нынешнему парламенту. Тень досрочных выборов, нависшая над Верховной Радой, и подтолкнула недавних противников собраться под единое пропрезидентское знамя во имя самосохранения.

Жертвами на алтарь спасения парламента были избраны спикер Александр Ткаченко и его первый заместитель, коммунист Адам Мартынюк.

Но ни спикер, ни его зам на роль добровольных жертв не согласились, и началось многодневное противостояние, завершившееся еще до референдума с вопросом о двухпалатном парламенте разделом парламента нынешнего на две палаты.

Причем, пока баталии проходили в здании ВР, на граждан Украины выплеснулась внеплановая волна компромата. Например, спикер Ткаченко начал попрекать лидера фракции НДП Александра Карпова пятикомнатной квартирой, полученной последним не без помощи самого Александра Ткаченко. Помимо этого Александр Николаевич решил играть ва-банк и попросту блокировал выступления своих оппонентов, пытавшихся отстранить его от ведения сессии хотя бы на два дня. Вся эта возня привела к тому, что в конце минувшей недели, в день смерти В.И. Ленина, отчаявшееся найти правду в сессионном зале парламентское правоцентристское большинство под руководством второго вице-спикера Виктора Медведчука собралось в бывшем музее имени Ленина, где и провело последнее на этой сессии пленарное заседание, на котором практически единогласно проголосовало за отставку Александра Ткаченко и Адама Мартынюка. А также за смену советской символики на здании Верховной Рады.

На следующий день Министерство юстиции Украины заявило, что считает постановления легитимного парламентского большинства об отзыве Александра Ткаченко и Адама Мартынюка не противоречащими Конституции и Регламенту Верховной Рады Украины. Также Минюст признал, что 20 января Александр Ткаченко "незаконно лишил депутатов рассмотрения проекта постановления об отстранении его от председательства". Правда, в соответствии со ст. 82 Конституции Украины порядок работы Верховной Рады устанавливается Конституцией и законом о Регламенте ВР. Пока этот закон не принят, остается действующим нынешний Регламент, легитимность которого в части, не противоречащей Конституции, подтверждена как соответствующим парламентским постановлением, так и решением Конституционного суда. Ни Регламент ВР, ни Конституция не предусматривают проведения альтернативных заседаний ВР по инициативе депутатского большинства - кстати, указанные акты вообще не содержат понятия "большинства" как самостоятельного субъекта политической деятельности. Каких-либо полномочий в этом плане не имеют и депутатские фракции - им гарантированы право на выступления во время заседаний и пропорциональное представительство в органах ВР, но они не наделены полномочиями по собственному усмотрению созывать сессионные заседания, а тем более выступать от имени всего парламента, что прямо запрещено ст. 4.2.3. Регламента ВР.

Во-вторых, принятые на альтернативном заседании акты, даже если за них и проголосует необходимое большинство, не будут иметь законной силы без подписи действующего спикера, поскольку, согласно Конституции, акты, принятые ВР, подписывает ее председатель (ст. 88). В-третьих, избрание на альтернативном заседании "альтернативного председателя ВР" тоже с точки зрения Регламента выглядит несколько сомнительно: ведь по Регламенту для переизбрания руководства сначала необходимо провести процедуру отзыва нынешнего председателя и только потом избирать нового председателя - если придерживаться Регламента, это должно происходить с выдвижением кандидатур от всех фракций и соблюдением других процедурных норм, что в полной мере создавало бы условия для свободного и равного волеизъявления депутатов. Необходимость подобного "свободного и равного волеизъявления депутатов" подтверждена решением КС от 3 декабря 1998 года по делу о создании депутатских фракций.

Наконец, одним из оснований признания КС какого-либо правового акта недействительным является нарушение установленной процедуры его принятия. Таким образом, КС имеет все основания признать неконституционными все акты, принятые на альтернативном заседании. Следует также заметить, что в полномочия Министерства юстиции не входит предоставление выводов относительно конституционности тех или иных актов, как не имеет оно и права толковать законы. Таким образом, заявление Минюста не имеет юридической силы и может рассматриваться только как точка зрения этого ведомства. Уже хотя бы потому, что статья 147 Основного закона определяет Конституционный суд Украины "единственным органом конституционной юрисдикции в Украине", решающим вопросы о соответствии законов и других правовых актов Конституции и дающим официальное толкование Конституции и законов Украины. Эти вопросы рассматриваются по обращениям: президента; не менее чем 45 народных депутатов; Верховного суда; уполномоченного ВР по правам человека; ВР АРК (ст. 150, а.6).

Но, несмотря на это, стало известно, что у спикера и его первого зама была отключена правительственная связь и снята охрана, а Виктор Медведчук представлял парламент на праздновании Дня соборности Украины.

В понедельник была назначена встреча Александра Ткаченко с дипломатическим корпусом, однако и здесь парламентское большинство сработало на опережение, и дипломаты встретились с Виктором Медведчуком, а Александр Ткаченко, который пока по-прежнему владеет печатью ВР и не освободил спикерский кабинет, провел пресс-конференцию, на которой заявил, что готов рассматривать вопрос о своей отставке.

С 1 февраля Ткаченко скорее всего с постом спикера распрощается. Как распрощается со своим постом и коммунист Адам Мартынюк. И, несмотря на заверения Леонида Кравчука в том, что новой спикериады не будет, есть все основания предполагать, что будет именно наоборот. Ибо не успели большевики проголосовать за отставку Ткаченко, как в их стройных рядах начались разброд и шатания. По мнению некоторых фракций, в частности ПЗУ и одного из Рухов, программа-минимум (снятие спикера и его зама) выполнена и референдум ни к чему. Помимо этого лидер одного из РУХов - УНР Юрий Костенко осудил решение о назначении временным исполняющим обязанности руководителя аппарата Верховной Рады лидера фракции НДП Александра Карпова, которого единолично назначил на эту должность Виктор Медведчук.

Но парламентская борьба высветила и еще один интересный аспект, о котором еще 2 декабря предупреждал известный украинский политолог Николай Томенко. Именно тогда г-н Томенко заявил, что после победы Леонида Кучмы те, кто "финансировал его кампанию, сделают все, чтобы максимально использовать победу". "Они будут толкать президента на реализацию идеи референдума, двухпалатного парламента и новой Конституции, чтобы еще 10 лет оставаться у власти". Говоря о 10-летнем сроке, Николай Томенко имел в виду то, что, согласно действующей Конституции, Леонид Кучма избирается впервые, а значит, может претендовать не на одно, а еще на два президентства.

И в разгар парламентских баталий именно эту идею озвучил один из самых влиятельных на сегодня политиков, бывший помощник президента, депутат ВР Александр Волков, который в интервью журналу "Политика и культура" заявил, что не исключает наличия правовых оснований для выдвижения кандидатуры Леонида Кучмы на третий президентский срок. Может быть, г-н Волков чуть поторопился, а может быть, умышленно сработал на опережение, показывая своим коллегам по депутатскому корпусу, "кто в доме хозяин" и к какому сценарию развития событий им надлежит готовиться. Потому что в этом же интервью г-н Волков, как один из лидеров "Демократического союза", заявил, что партия "Демократический союз Украины" договорилась с Социал-демократической партией Украины (объединенной) о создании единого блока на предстоящих парламентских выборах.

По мнению Александра Волкова, в новый парламент из правых, "безусловно", пройдет Рух, "если объединится". От левых, кроме КПУ, считает депутат, никто не попадет в новый состав Верховной Рады. "После развода Мороза и Ткаченко ни у социалистов, ни у селян нет шансов пройти. Особенно если будет увеличен проходной барьер". Он также не исключил, что накануне выборов на Украине появится "еще одна такая ортодоксальная партия", подобная ПСПУ. "И пусть тогда они между собой поборются... Мы способны создать еще одну такую партию".

Господин Волков заявил, что внеочередные выборы в Верховную Раду состоятся, "если депутаты не поумнеют". Тем не менее он подчеркнул, что проведение референдума "еще не означает разгона парламента".

При этом нельзя сказать, что положение самого Волкова абсолютно безоблачно. На прошлой неделе английская "Financial Times" со ссылкой на дипломатические источники сообщила, что США предложили Леониду Кучме исключить влияние на принятие политических решений трех его сподвижников, в частности неформального лидера группы "Возрождение регионов" Александра Волкова. В статье утверждается, что против Волкова, которого газета называет "менеджером президентской кампании Кучмы, ведет расследование полиция Бельгии. Она подозревает его в отмывании денег и связях с российским криминальным синдикатом. Имен двух других влиятельных лиц не называется. Отмечается лишь, что они торгуют газом. По утверждению газеты, тяжелое финансовое положение Украины, очевидно, побудит Кучму учесть пожелания США.

@@@
Украинская антиспикериада
Хорошо где мы есть
Церковь канонизировала последнего царя
Экономика: Коротко
Экспансия "БиПи" на Ковыкте
Экспорт платиноидов продолжается