"Медная лихорадка" вместо хозяйки медной горы

@@

На один легальный пункт приема цветных металлов на Новгородчине приходится полдюжины нелегальных

2002-02-09 / Андрей Рискин Воровство цветных металлов в России давно уже стало чем-то вроде национального хобби. По данным РАО "ЕЭС России", за 1999-2000 гг. на энергетических предприятиях страны украли 8 тыс. км проводов. Ущерб оценивается в 100 млн. долл. Похищенными проводами можно было бы перекрыть расстояние от Москвы до Владивостока. И полагать, что в прошлом году ситуация изменилась в лучшую сторону, не приходится.



Люди гибнут за металл

В маленькой Новгородчине масштабы, конечно же, меньше российских, но и они впечатляют. В минувшем году ущерб местных энергетиков от хищений составил 6 млн. руб. Причем тащат не только провода. "Догадливые" трактористы сливают масло из трансформаторов, в итоге агрегаты горят, как свечки. И если несколько лет назад в области ежегодно вводилось в строй 120-140 км линий электропередачи, то в 2001 г. построить смогли только 36 км. Остальные средства ушли на восстановление разграбленного.

На предупреждающие таблички народ внимания не обращает. В упомянутые годы (более свежей статистики еще нет) при попытках краж проводов в России 1180 человек получили удары током, 834 из них скончались. Но это мало кого останавливает. В Малой Вишере в прошлом году шестнадцатилетний парень залез на столб ЛЭП, чтобы снять провода, получил удар током и впал в состояние клинической смерти. Но, падая вниз, опять задел провода, что, как утверждают врачи, заставило сердце заработать. Правда, "счастливчику" пришлось ампутировать два пальца и часть тонкой кишки, через которую вышел разряд.

Но вообще-то народ у нас по большей части грамотный и сперва линию обесточивает. В деревнях подчас электрические опоры "заваливают" трактором, а когда линия автоматически отключается, отдирают заклепанные провода и сбывают их за мизерную цену. В июне 2000 г. по Новгородской области пронесся небывалой силы ураган, стихия вывела из строя линии электропередачи и телефонной связи. Десятки людей, увидев поваленные столбы, тут же бросились срезать оборванные провода, чтобы сдать их на нелегальные пункты приема цветного металла.

"Новгородэнерго" даже планирует создать охранные службы во всех районах области. По предварительным расчетам, на их формирование и содержание необходимо 234 млн. руб. В областном бюджете таких денег нет, а потому их предполагается получить за счет увеличения тарифов на электроэнергию на 9-10 коп. То есть решать свои проблемы энергетики собираются за счет населения, и без того не жирующего.

Впрочем, тащат не только провода. Житель деревни Пестово за три ночи разукомплектовал 10 товарных вагонов, сняв с них воздухораспределители на сумму в 23 тыс. руб. На пункте приема цветного металла злоумышленник получил смешные деньги, которых едва хватило на три бутылки водки. Дошло до того, что в приемные пункты приносят совершенно целые дюралевые "Казанки". А рекордной кражей последнего времени стало хищение 20 вагонеток стоимостью почти миллион рублей.

Против лома нет приема, даже в дзюдо

Как сообщила "НГ" пресс-секретарь Управления судебного департамента по Новгородской области Анастасия Демкив-Наумченкова, в 2000 г. (данные за прошлый год еще не обобщены) "уголовные дела о контрабанде черных и цветных металлов, незаконном предпринимательстве и иных преступлениях, связанных с неправомерным завладением, сбытом и перемещением через границу РФ черных и цветных металлов, судами области не рассматривались". То есть опять страдали мелкие воришки, а "киты" данного бизнеса оказались неподсудными.

Таких уголовных дел было рассмотрено 534, осуждены 923 человека. 41,9% из них приговорены к лишению свободы, 4,8% - к исправительным работам, 4,7% - к штрафу и 48,6% отделались условным наказанием.

По словам начальника УВД Новгородской области Александра Богданова, за 10 месяцев минувшего года выявлен 431 человек, совершивший кражи металла, в основном цветного, так как черный слишком дешев. Только 26% задержанных находились в состоянии опьянения. "Это, - полагает генерал-майор милиции, - говорит о том, что большинство идет на кражу, как на работу: отдохнувшие, трезвые". И еще один любопытный момент: лишь 20% расхитителей - подростки, 80% - взрослые люди".

С начала 90-х гг. в российской промышленности, как известно, произошел резкий спад. Он совпал с повсеместным открытием пунктов приема цветного металла. Оборудование, детали машин и станки скупались за бесценок, а потом целыми вагонами уходили в Прибалтику, Китай и т.д.

Этот бизнес бессмертен, пока существует возможность неконтролируемого вывоза цветных металлов за рубеж. Тем более что в странах Балтии тонна цветного лома стоит 1000 долл., то есть в 20 раз дороже, чем в России. В итоге ежегодно из страны вывозится цветного лома на 750-800 млн. долл. По оценкам экспертов, только половина вывозимого образуется естественным путем, остальное - краденый металл. Только из Новгородской области в 2001 г. вывезли за рубеж 1346 тонн цветмета.

По словам заведующего отделом областной администрации Бориса Быстрова, таможенные тарифы на вывоз цветного лома "буквально копеечные": на отходы медного лома - всего 40-59%, а на лом алюминиевый - только 5% от вывозной таможенной стоимости. А так как стоимость определяют продавец и покупатель, они всегда договорятся о низкой цене. Обращения администрации в правительство и СЗФО (область просила поднять тарифы до 200%, а то и вовсе запретить вывоз лома как стратегического сырья на 5 лет) к конкретным результатам не привели. Кстати, что такое алюминиевый лом? Это обычный провод, украденный с ЛЭП и переплавленный в подпольной (а то и легальной) мастерской. Мало того, государство еще и возвращает экспортерам слитков НДС.

В недавнем прошлом губернатор области Михаил Прусак обращался к президенту России с просьбой принять решение об ужесточении контроля за экспортом лома. Владимир Владимирович, разумеется, не ответил, а вот из Государственного таможенного комитета пришло письмо. Мол, ГТК внес в правительство ряд предложений на этот счет. От установления госмонополии на экспорт лома и отходов черных металлов до ужесточения административной и уголовной ответственности за хищение цветных и черных металлов. Прошел почти год - воз и ныне там. Надо заметить, что Госдума в ноябре 2000 г. пыталась запретить вывоз из страны лома цветных металлов до 1 января 2005 г., но Владимир Путин принятый Думой закон не подписал.

Как сделать медь "золотом"

Компании, занимающиеся сбором, переработкой лома, разумеется, резко возражают против запрета на его экспорт. Пресс-секретарь промышленной группы "МАИР" Михаил Жарков утверждает, что проблемы на рынке металлолома - от мелких полулегальных и нелегальных пунктов его приема и переработки: "Именно они дискредитируют бизнес, и ужесточать контроль нужно прежде всего за ними". Но, к примеру, сотрудники Новгородского ОБЭП полагают, что именно имеющие лицензию фирмы финансируют нелегальные приемные пункты.

Сегодня в области зарегистрировано 13 фирм, работающих с цветным металлом, и 11, занимающихся оборотом металла черного. Количество же легальных приемных пунктов не превышает трех десятков. При этом в прошлом году милицией выявлено более 110 нелегальных пунктов приема "цветмета" (изъято 330 тонн металла). Но это капля в море: такие пункты имеются практически в каждой деревне. В селах и поселках - сразу по нескольку "баз складирования". О них, кстати, все знают, но мало кто пойдет в милицию жаловаться: недолго и "красного петуха" в гости заполучить.

Весь металл, собранный как законно, так и ворованный, в итоге оседает на складах легальных фирм, после чего отправляется на отечественные металлургические заводы или за границу. Но сюда "цветмет" и черный металлолом поступают уже совершенно "отмытыми". То есть с полным комплектом документов. Что неудивительно: эти фирмы работают только с юридическими лицами. Другое дело, что "лица" эти, как правило, имеют липовый оттенок (фирмы-однодневки, зарегистрированные на подставных лиц и т.д.).

Каждый район Новгородчины имеет своего "кустового", отвечающего за своевременную доставку груза, знающего, на каком "складе", у какой бабульки сколько какого металла хранится. Обнаружить, а уж тем более проверить все эти "склады" милиция не способна физически. Да и если обнаружит, толку мало. Наложат несерьезный штраф, который с лихвой компенсируется парой сотен метров алюминиевого провода.

Карающий меч правосудия изрядно затупился. В ныне действующем Административном кодексе есть только статья "О кустарном производстве". Наказать хозяев нелегальных приемных пунктов как скупщиков краденого нелегко: попробуй докажи, что валяющаяся кастрюлька украдена. "Незаконное предпринимательство" исключается: для этого нужно доказать прибыль в размере 200 "минималок". Остается "брать за жабры" дачных воришек и охотников за проводами.

Борьба на уровне регионов особого эффекта не дает. Когда в Новгородской области власти попытались усилить административную ответственность за хищения цветного металла, они тут же "нарвались" на окрик местного антимонопольного комитета. Поиск нелегальных "точек" приема "цветмета" тоже бесполезен: на месте одного "разгромленного" пункта мгновенно, словно Феникс, появляется другой. Мало толку и от проверок на дорогах: в стране нет единых правил перевозки грузов. Лишь бы был документ, печатью заверенный. А печать за полтинник вам сделают в пять минут, любую. К тому же ни для кого не секрет, что каждый водитель, отправляющий груз из Новгорода в питерский морской порт (через который и уходит металл), получает от хозяина в первую очередь не накладную, а пять сотенных бумажек - для беспроблемного проезда милицейских постов.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

МВД, без сомнения, что-то делает с проблемой "цветмета". Борется. Но если это борьба, то где же результат. Оперативники жалуются, что в нормативных документах и законах есть почти все, кроме санкций. В местном Управлении ФСБ человека, курирующего эту тематику, как сообщили "НГ", нет. В Новгородской таможне вообще отказались давать какие-либо комментарии, сославшись на отсутствие специалиста, "который мог бы прокомментировать тарифы на вывоз цветного металла" (сообщили только о количестве вывезенного из области металла). Создание "летучих отрядов" энергетиками тоже вряд ли поможет: в Московской области служба безопасности "Мосэнерго" еженедельно проводит рейды по пунктам сбора металлолома, но это больше похоже на штопанье одной-единственной дыры в кафтане, где их сотни.

Тем не менее сложившуюся ситуацию нет оснований считать безвыходной. Во-первых, следовало запретить вывоз металла, во что трудно поверить, учитывая лоббистские возможности его экспортеров. Во-вторых, уравнять цену на цветной металл в России и странах Балтии, к примеру, что тоже далеко от реальности. О повышении таможенных тарифов говорят все, но толку от этих разговоров пока что нет. В-третьих, отрегулировать проблему на законодательном уровне, поставив эту сферу деятельности в жесткие рамки закона (а тут нужен целый комплекс законов) и, безусловно, ужесточив наказание за хищение цветного металла.

@@@
"Медная лихорадка" вместо хозяйки медной горы
Во время транспортировки чаще всего страдают мобильники
Войны XXI века
Георгий Кутовой не станет "тарифным" премьером
Госрегулирования не будет
Делегация Белого Дома посетила Калининград
Из Кузбасса к южным портам на новой тяге

Индийский океан станет ближе

@@

В Баку принята совместная концепция по проекту "Север–Юг"

2008-06-24 / Сохбет Мамедов



В преддверии первого официального визита в Азербайджан президента РФ Дмитрия Медведева, который запланирован на 4 июля, Баку и Москва сверяют позиции во всем, что касается двусторонних отношений. На этом фоне особую актуальность приобретает строительство железной дороги в рамках международного транспортного коридора «Север–Юг». Проект является одним из приоритетных направлений развития железных дорог России, Азербайджана и Ирана и призван обеспечить транзитные перевозки грузов из Скандинавских стран до берегов Индийского океана.

@@@
Индийский океан станет ближе
Калининград интегрируют в ЕС?
Калининградские дальнобойщики готовятся к бунту
МПС протянет широкую колею в Европу
Начальственный посыл
Николай Аксененко: Стараемся не форсировать процесс подорожания билетов
Новости

С Севера на Юг через Махачкалу

@@

У Дагестана появилась реальная возможность вписаться в мировую транспортную систему

2001-07-20 / Милрад Фатуллаев



НА ДНЯХ в Махачкале прошло обычное рабочее совещание высоких чинов из Москвы. И все же "обычным" его не назовешь. Ведь фактически присутствовавшие на нем столичные чиновники и руководители местных предприятий обсуждали проблему интеграции Махачкалы, а еще шире - Дагестана - в глобальную экономическую и политическую систему.

Около половины мирового грузопотока приходится на перевозки из Европы в Азию и в обратном направлении. Транспортные компании и страны, через которые транзитом следуют грузы, получают от эксплуатации этих торговых путей-дорог свыше 1 трлн. долл. ежегодно. Геополитические условия России исключительно удобны для взятия на себя приоритета в организации международных транспортных коридоров как по горизонтали "Восток-Запад", так и по вертикали "Север-Юг". И в том и в другом случае российская территория является тем обширным "терминалом", через который наиболее экономически выгодно осуществлять крупномасштабные мультимодальные перевозки.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют три международных транспортных коридора (МТК): Транссиб, 9-й панъевропейский и Северный морской путь. Эти МТК не отражают действительного положения дел в области грузоперевозок. Деловым людям необходимы стабильность и гарантии, разумная тарифная политика и, как результат, прибыль. Ничего этого нет на наших транспортных просторах. Более того, в 1994 году по инициативе ЕС стал осуществляться проект TRASECA, который предполагал транзит товаров из Европы в Азию через территорию России и Закавказья. Отсутствие стабильности, несогласованность действий российских министерств и ведомств, коммерческих структур, желание каждого звена выделиться и "натянуть одеяло на себя" привели к плачевному для России и закономерному в мировой системе конкурентной борьбы результату: транспортный коридор на интересующем нас отрезке пошел по линии Баку-Поти, в обход российской территории. Таким образом, новый транспортный коридор уже замкнут, по нему налаженно идут грузы, и переориентировать участников процесса в свою пользу, равно как и интегрировать в отлаженную схему, значительно сложнее.

В связи с данной ситуацией в конце 90-х годов появилась идея создания МТК "Север-Юг", призванного фундаментально осуществлять полномасштабные транспортные перевозки различных видов европейско-азиатских грузов. Новый МТК должен способствовать интеграции России в мировую систему транспортных перевозок, заложить прочные основы для перспективного расширения экономических связей.

Свое начало транспортный коридор "Север-Юг" берет со стран Центральной Европы и Скандинавии. Через российскую территорию к южным портам Оля и Махачкала он продолжается к портам Ирана и далее, в Ирак, Сирию, Пакистан, Индию, а также в страны Персидского бассейна, включая ОАЭ и Кувейт. Еще большее значение приобретает вопрос создания МТК "Север-Юг" в свете решения Ирана осуществить строительство судоходного канала "Каспий-Персидский залив".

Проект создания нового евроазиатского коридора вызвал большой интерес в мире. Это обусловлено тем, что, как считают сотрудники КИПИ, уже в настоящее время грузопоток по данному маршруту может составить от 6 до 20 млн. тонн в год. Идея создания нового МТК уже начала осуществляться: 12-13 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге при участии премьер-министра РФ Михаила Касьянова министрами транспорта России, Ирана и Индии было подписано трехстороннее соглашение о создании МТК "Север-Юг". Реализацией проекта занимается международный консорциум "Nostras".

Решая вопрос о создании трассы соединения российского и иранского участков транспортного коридора, необходимо отметить приоритеты Махачкалинского морского торгового порта (ММТП). Это, во-первых, уже действующий порт, во-вторых, единственный незамерзающий порт России на Каспии.

Махачкалинский порт в 2000 году обработал более 120 тыс. тонн генеральных грузов и около 1,5 млн. тонн нефтепродуктов. При этом следует заметить, что мощности ММТП задействованы сегодня лишь на 20%. Порт обслуживает железная дорога, имеющая пропускную способность более 10 млн. тонн в год, а также Махачкалинская нефтебаза - одна из самых крупных на юге России, располагающая нефтяным терминалом общей емкостью 500 тыс. кубометров хранения нефти и нефтепродуктов. Махачкалинский порт располагает собственным транспортным флотом. Общая грузоподъемность сухогрузов типа "река-море" составляет 7,3 тыс. тонн, соответственно наливных судов - 7,5 тыс. тонн. Это позволяет осуществлять гибкую тарифную политику в работе с экспедиторскими компаниями.

Тем не менее на сегодняшний день ММТП не обладает всеми необходимыми техническими данными для всестороннего осуществления задач, поставленных МТК "Север-Юг". Порт нуждается в дополнительной реконструкции. В течение последних лет Махачкалинский порт, опираясь в основном на собственные силы и средства, сумел осуществить частичную реконструкцию: в кратчайшие сроки, за год, был построен и сдан в эксплуатацию в конце 2000 года нефтепирс # 2 с двумя причалами мощностью 3,5 млн. тонн.

В нефтеналивной гавани с февраля 2001 г. начата реконструкция причалов пирса # 1 мощностью 3,5 млн. тонн в год, предусматривается укрепление существующего волнолома. Реконструкция сухогрузной гавани включает строительство складских площадей (43,9 тыс. кв. м) с устройством подъездных железнодорожных путей. Для успешного продолжения работ по реконструкции и развитию порта в текущем году необходима государственная поддержка в размере не менее 100 млн. руб.

По окончании работ проекта к 2004 году Махачкалинский порт в состоянии будет увеличить свою мощность по грузообороту до 8,5 млн. тонн, включая 7,9 млн. тонн наливных грузов. Это даст возможность создать 2,5 тысячи дополнительных рабочих мест и увеличить платежи в бюджет всех уровней более чем в пять раз. Сегодня представляется предпочтительным завершить работы по строительству и реконструкции Махачкалинского порта в сроки, установленные правительством Российской Федерации, без строительства дополнительных объектов на российском побережье Каспия. Этот вариант выгоден ввиду экономической целесообразности, размера уже вложенных финансовых ресурсов, возможности круглогодичной работы порта.

Кроме того, Махачкалинский порт может стать более предпочтительным для российских и иностранных деловых кругов при условии осуществления проекта Свободной таможенной зоны "Махачкала-порт". Создание Свободной таможенной зоны позволило бы создать конкурентоспособную среду как в зоне действия Махачкалинского транспортного узла, так и по южному региону России в целом. Это способствовало бы привлечению дополнительных объемов грузопотоков, которые в дальнейшем направлялись бы через центральную Россию на Калининград и далее, в страны Европы, и в обратном порядке по аналогичной схеме.

Махачкалинский порт необходимо рассматривать не как один из ряда портов России, а как один из самых прибыльных проектов державы. Об этом шел разговор на состоявшемся 10 июля в Махачкале расширенном совещании Минтранса России, Госсовета и правительства Республики Дагестан по вопросам развития транспортного комплекса Республики Дагестан, где было отмечено исключительное значение Махачкалинского транспортного узла, уже обладающего морскими, железнодорожными, автомобильными, авиационными, трубопроводными транспортными артериями, другой соответствующей инфраструктурой. Выступавшие на совещании и.о. руководителя департамента Минэкономразвития и торговли РФ П.Подольский, генеральный директор госзаказчика по реализации программы "Возрождение торгового флота России" В.Аристархов поддержали руководство республики и порта по вопросу дополнительных инвестиций в программу реконструкции порта в нынешнем году.

Особое внимание было уделено проблеме определения тарифной ставки. Вице-президент компании "Волготанкер АМС" И.Кацнельсон для перенаправления грузопотоков на Россию предложил прежде всего снизить тарифы до конкурентоспособного уровня. Участники совещания пришли к единодушному решению о создании консорциума, имеющего твердые полномочия и гарантии.

В сущности, идея такого образования давно была предъявлена временем и в мировой практике успешно реализовывается. Без структуры, способной на общедемократической основе создать универсальную политику мультимодальных перевозок с согласованным использованием всех видов транспорта, включая железнодорожный, автомобильный и водный, сегодня невозможно говорить об организации серьезных, солидно работающих на перспективу транспортных маршрутов, не может быть и речи о крупном инвестировании и высоких прибылях.

Совещание в Махачкале свидетельствует, что экономическая перспективность реализации проекта по созданию МТК "Север-Юг" не ограничивается вопросами реконструкции, внедрением современных технологий или созданием сквозной тарифной ставки перевозки грузов на всем пути следования. Она прежде всего опирается на отлаженное транспортное законодательство и требует оперативной координации решений всех задействованных министерств и ведомств.

@@@
С Севера на Юг через Махачкалу
СНГ станет антитеррористической коалицией
Саакашвили подарил Алиеву тбилисский меридиан
Союзный Совмин без Бородина,
Счастье на европоддоне с голубой каемочкой
Транзит третьего тысячелетия
УНИТА опять говорит о мире