"Данон" испугался силовиков

@@

Кризис становится системным

2003-10-30 / Петр Орехин



Не прошло и недели с момента ареста Михаила Ходорковского, а иностранные инвесторы уже стали отказываться от работы в России. Сбываются самые пессимистичные прогнозы о резком ухудшении инвестиционного климата и оттоке капиталов.

Вчера британская газета Financial Times сообщила, что французская группа "Данон" приостановила переговоры о приобретении контрольного пакета акций российской компании "Вимм-Билль-Данн" (сумма сделки составляет почти 1 млрд. долл.). При этом издание напрямую связывает этот шаг "Данон" с арестом Ходорковского. Сами компании эту информацию никак не комментируют. Однако настроения, царящие на Западе, эти сведения иллюстрируют отлично.

@@@
"Данон" испугался силовиков
"Де Бирс" выходит из ОАО "Североалмаз"
"Момент истины" для киргизской экономики
"Морской бой" за западного инвестора
"При президенте Путине бизнесу существовать легче"
«Дело ЮКОСа» будет жить вечно
«Международным инвесторам нужны разъяснения»

А теперь еще раз: кто такой мистер Путин?

@@

В Давосе русские рассказали о своем главе государства и о том, как будет решаться проблема внешнего долга

2001-01-27 / Дмитрий Горностаев



Вопрос, памятный многим по прошлогоднему форуму в Давосе, - "Ху из мистер Путин?" - вновь возник уже на нынешней встрече Всемирного экономического форума. Тогда, как известно, ответом на него было неловкое молчание россиян и ехидный смех зала. Правда, на этот раз на специальной дискуссии по России он был задан российским представителям в двух формах. Сначала этот же вопрос слово в слово задали Владимиру Рыжкову, участвовавшему в прошлогоднем заседании (но не сидевшему тогда на сцене). Затем автор того знаменитого вопроса 2000 года - журналистка из "Филадельфиа инкуайрер" трансформировала его: "Какое государство строит мистер Путин?"

И если Рыжкову удалось на первый вопрос отшутиться: "Сегодня Путин - это президент России", - то вице-премьер Алексей Кудрин вынужден был отвечать на второй гораздо подробнее. Несмотря на то что в отличие от прошлогоднего "ответчика" Михаила Касьянова Кудрин не говорит по-английски (как принято в Давосе), он не создал (как прошлогодние участники) неловкой и длинной паузы. Хотя, впрочем, реплика вице-премьера, по сути, ничего нового не дала: Путин - прагматик, Путин - в первую очередь юрист и помощник демократа Собчака, а уже во вторую - бывший сотрудник спецслужб, а потому он уважает все международные правовые нормы и ждать от него скатывания к авторитаризму и попранию гражданских свобод нельзя. Таково вкратце объяснение Кудрина. Рыжков был более осторожен и частично разделил опасения об угрозе свободе прессы. Без свободных СМИ (на которые идет наступление, и это факт, считает Рыжков) нельзя бороться с коррупцией, а эффективным проведение реформ станет лишь тогда, когда их судьба не будет зависеть от расклада сил в правительстве.

Естественно, что в ходе дискуссии нельзя было избежать проблемы внешнего долга. Предвосхищая вопросы из зала, Алексей Кудрин обрисовал схемы действия правительства: Россия не будет в одностороннем порядке платить долги, но будет вести переговоры, чтобы в трудные для экономики моменты России давали бы отсрочку по платежам. Чего, собственно, правительство хочет и сейчас. Через некоторое время, естественно, эта задолженность будет погашена. В полном объеме обслуживать свой долг, как надеется Кудрин, Россия вновь начнет примерно через полтора месяца. По его словам, для этого придется внести изменения в бюджет - и сейчас разрабатываются меры, которые могли бы позволить решить этот вопрос. Естественно, для этого потребуется согласие Госдумы.

О возможных вариантах решения рассказал глава думского комитета по бюджету Александр Жуков, но уже вне рамок семинара по России. По его словам, для начала стоит пересмотреть переходящие остатки с прошлого года, которые, по предварительной оценке, могут составлять 40-50 млрд. рублей (1,4-1,7 млрд. долларов). Однако этой суммы явно недостаточно, поскольку за 2001 год Россия должна выплатить около 3,5 млрд. долларов (из которых в I квартале 1,6 млрд.). Возможно, будет взят кредит у Центробанка, для чего нужно получить согласие МВФ. Как считает Жуков, Фонд может при определенных условиях пойти на это. (Вчера, кстати, поздним вечером Кудрин встречался со Стенли Фишером, первым заместителем главы МВФ.)

Советник президента по экономике Андрей Илларионов, занимающий отличную от правительства позицию по долгам, на этот раз предоставил возможность в основном говорить Кудрину. И министр финансов уже после завершения семинара сказал, что прошедшее обсуждение можно считать точкой в дискуссии о позиции России по внешней задолженности.

Илларионов же говорил больше об экономической свободе и инвестициях. Их, считает советник Путина, не должно быть ни слишком много, ни слишком мало. Инвестиций должно быть ровно столько, сколько нужно, чтобы экономика работала эффективно. Эта фраза, похоже, нашла понимание у западных слушателей, поскольку по такому принципу работают и американская, и многие другие экономики мира, а "инвестиционного потопа" и следующего за ним обвала курса не надо никому - стоит вспомнить Таиланд летом 1997 года.

В общем, трое из четырех русских участников российского семинара - Рыжков в определенной степени занял критическую позицию по отношению к ряду действий исполнительной власти - доказывают, что все не так уж плохо. Проблема "Медиа-МОСТа" тоже затрагивалась, но особого развития не получила. Гораздо критичнее выглядел Григорий Явлинский, который накануне провел сольную пресс-конференцию.

После нее он ответил на вопросы корреспондента "НГ".

- Григорий Алексеевич, вы уже давно регулярно приезжаете на Давосский форум. Но в последнее время, особенно, вероятно, после 1996 года, к России здесь, как говорят многие, отношение в основном опасливо-негативное. Вы согласны с такими утверждениями?

- К разным людям из России здесь разное отношение...

- Если рассматривать не персоналии, а проблему инвестиционного климата, то отношение все же достаточно однозначное. По крайней мере это следует из выступлений западных участников форума.

- В этом смысле они покупатели. А покупатель всегда прав. Это же их деньги. Я здесь сказал, что все же Россия старается, работает. Но дело в том, что многие люди, которые приезжали сюда перед тем периодом, о котором вы говорите - Черномырдин, Чубайс, например, - они врали здесь столько, что в Давосе перестали верить всем официальным лицам из России.

- Но эти люди до сих пор приезжают сюда...

- Нас здесь принимали 10 лет. За это время Россия прошла две войны, одна из которых продолжается, два дефолта, один из которых очень большой - 1998 года, одну гиперинфляцию и один расстрел парламента. Долги при каждом удобном случае не хотим отдавать. Вы хотите, чтобы нам аплодировали?

- Нужно ли тогда приезжать в Давос?

- Мне нужно.

- Хорошо, вы приезжаете. И какая отдача? Не для вас лично...

- Для страны очень неплохая отдача. Потому что здесь видят, что в России есть люди, которые по-другому оценивают ситуацию и понимают, что надо делать.

- И это все?

- А что вы хотите?

- Здесь ведь помимо прочего заключаются контракты, планируются проекты. Вы говорили, что будете вести речь об интернет-проектах для России...

@@@
А теперь еще раз: кто такой мистер Путин?
Англичане не торопились с приватизацией
Банки обожглись на ЮКОСе и дуют на ТНК-ВР
Бизнес предвкушает приход Волошина в РАО "ЕЭС"
Бизнесмены сходили в Генпрокуратуру
ВПК - пасынок государства
Вашингтон слегка призадумался

Вернется ли "долларовая собака" в опостылевший дом?

@@

Эксперты ЕБРР утверждают, что налоговая амнистия не приведет к массовому возвращению в Россию беглых капиталов

2002-08-14 / Иван Сас



Российская власть психологически созрела к реализации идеи налоговой амнистии с целью возвращения на родину беглых капиталов - об этом свидетельствуют весьма недвусмысленные заявления главы государства, а также многих высших госчиновников, занимающих ключевые посты. Даже представители Федеральной службы налоговой полиции РФ уже не говорят категорическое "нет", осторожно призывают к "взвешенным подходам", суть которых заключается не в поголовном "прощении" всех беглых капиталов, а только тех, чье происхождение не имеет криминальной подоплеки. Власть созрела, но остается один немаловажный вопрос: а созрели ли в России условия для возврата вывезенных за границу средств?

На днях Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) обнародовал некоторые итоги специального исследования, посвященного особенностям инвестиционного климата в России. Вывод аналитиков, участвовавших в исследовании, далек от эйфорических прогнозов московских политиков и весьма однозначен: капиталы, которые российские бизнесмены попрятали в офшорных зонах, при объявлении амнистии не хлынут обратно в тех объемах, на которые рассчитывает Москва. Если и вернется, то весьма мизерная часть (по оценкам экспертов ЕБРР, отток капитала на протяжении 90-х годов составлял 20-25 млрд. долл. ежегодно), которая не спасет сложившуюся ситуацию с инвестициями в российскую экономику. То есть затея с налоговой амнистией экономического эффекта не даст, зато укрепит в общественном сознании убеждение, что с государством можно и нужно играть нечестно - придет время, и оно же все грехи спишет.

Почему аналитики ЕБРР пришли к столь безутешному для Москвы выводу? Они исходят из аксиомы, согласно которой деньги, пересекая границы, текут только в те страны, где стабильно привлекателен инвестиционный климат. Россия, увы, к таким державам не принадлежит. А налоговая амнистия сама по себе изменить этот климат не в состоянии. Для того чтобы российский бизнес не опасался за свои репатриированные капиталы, мало просто освободить их владельцев от уголовной ответственности за уклонение от налогообложения, взыскав в казну 13% возвращенных сумм. Для бизнес-элиты гораздо важнее вопрос, как эти капиталы сохранить и приумножить. Российская банковская система по части надежности еще долго не сможет избавиться от дурной репутации. Отечественная экономика, пожалуй, еще более пугает денежных людей, вкладывать в нее средства - дело необычайно рискованное. Эксперты ЕБРР не без оснований считают, что амнистия может быть успешной лишь при быстрых и основательных изменениях тех направлений экономической политики, которые и вызвали бегство капиталов за рубеж. И пока государство не переломит ситуацию, осевшие по офшорам российские капиталы предпочтут статус невозвращенца.

Прислушается ли Москва к аргументам ЕБРР, сказать трудно. В России у одержимых идеей, которая уже начала воплощаться на уровне законопроектов, всегда найдется достойный ответ "недоброжелателям" из зарубежного банка. Нашим сторонникам налоговой амнистии перспектива кажется куда привлекательней и красочней. Все это подкреплено конкретными расчетами. В изложении одного из высокопоставленных чиновников в российском Белом доме они выглядят так. Правительственные эксперты оценивают беглые российские капиталы примерно в 300 млрд. долл. Вернуть все, разумеется, здесь не мечтают, но на одну треть рассчитывают. Если будет легализовано 100 млрд., то только подоходного налога в казну ляжет 13 млрд. долл., что сразу поднимет доходы бюджета на 18,5%. На 20 млрд. долл. увеличится совокупный банковский капитал, что приведет к росту инвестиций в российскую экономику. А если вернется не треть, а, скажем, половина вывезенных средств? Это же просто золотой дождь на головы россиян! А если больше половины?

@@@
Вернется ли "долларовая собака" в опостылевший дом?
Владимир Егоров: 'Калининград был, есть и будет российским'
Год глобального антитеррора
Греф и Чубайс вселяют в губернаторов тревогу
Дайте нам бумагу настоящую, окончательную!
Два сверхдержавных «одиночества»
Доллар, евро – матрас

Дума о президенте

@@

Верхняя палата ждет от главы государства решительных действий

2001-03-24 Интересы граждан во властных структурах, как известно, представляет Государственная Дума. Именно поэтому в канун завершения года президентства Владимира Путина редакция "НГ" обратилась к лидерам думских фракций со следующими вопросами: 1. Какие успехи и достижения были у Владимира Путина за прошедший после выборов президента год? 2. Какие неудачи, ошибки или недочеты он совершил? 3. Что президент должен делать в течение второго года после его избрания и чего не должен?



Руководитель думской фракции "Единство" Борис Грызлов:

- Российская демократия перестала быть наивной, а либерализация экономики начала входить в правовое русло. Россия ныне более четко ведет свою внешнюю политику, основываясь на национальных интересах евразийской державы. При Владимире Путине укрепилось российское государство. Это сказалось не только на росте самостоятельности России в отстаивании национальных интересов и отражении внешних угроз. Усиление властной вертикали ознаменовало и начало новой региональной политики. Общество сегодня объединилось вокруг президентского курса, суть которого - эффективная власть в сочетании с экономическими свободами. Эта консолидация, помимо прочих факторов, дала возможность сосредоточиться на проблемах экономики. Однако более важным является достигнутое понимание того, что реформы не должны ложиться непосильным бременем на народ. Сегодня социальная политика наконец обрела у нас различимые черты. Полагаю, что развитие положительных тенденций будет тем более успешным, если законодатели подкрепят их соответствующими по содержанию законами.

Руководитель группы "Регионы России" Олег Морозов:

- Я бы в другую плоскость перевел этот вопрос. Я сегодня абсолютно четко осознаю, что в России есть верховная исполнительная власть в лице президента. Как гражданин, как политик я чувствую, что власть имеет волю и настойчивость, чтобы проводить какие-то решения, в действиях власти и самого президента есть некая логика. Мне также импонирует, что Путин находится с Государственной Думой в режиме постоянного диалога, чего не было при Борисе Ельцине. Негативные моменты, которые я ощущаю, состоят в том, что, не очень понятна система принятия решений, то есть какова же все-таки их цель, каковы механизмы достижения этой цели, что за стратегия реализуется сегодня президентом и его командой. От имени нашей группы я уже высказал пожелание президенту: нужно разработать четкую и понятную обществу технологию принятия государственных решений. Есть несколько компонентов такой технологии. Во-первых, это послание президента Федеральному собранию. Во-вторых, на основе этого послания правительство должно предложить Думе свою программу, в том числе набор тех законов, которые депутаты должны принять для того, чтобы реализовать эту программу. И третий компонент - это бюджет, который мы принимаем для того, чтобы подставить финансовую основу под стратегию президента и правительства.

Руководитель группы "Народный депутат" Геннадий Райков:

- После своего избрания президент огласил две главные задачи - укрепление государства и законности и борьба с бедностью. Давайте и возьмем эти два направления. Государственная Дума приняла ряд законов, внесенных президентом, которые направлены на укрепление государства. Что же касается второго направления - ликвидации бедности, то в прошлом году на 41 процент в среднем поднялись пенсии. Поднята и зарплата бюджетникам. Определенная стабилизация за прошедший год в обществе наступила. Это довольно большое достижение президента. Что же касается недостатков, то к ним можно было бы отнести некоторую медлительность в решении ряда важных вопросов. Возможно, правда, что обстановка не позволяет президенту так поступать, но он у нас стоит на позиции соблюдения буквы закона. В течение второго года Путин должен укреплять все те позиции, которые он уже завоевал. Для чего избирали президента? Для того, чтобы люди жили хорошо. Чтобы во второй год его президентства существенную надбавку увидели в каждой семье. Тогда все мы будем довольны. Ну и второе - надо более резкие меры принимать в борьбе с преступностью. Более резкие - вплоть до введения смертной казни за убийство, за поставки и распространение наркотиков.

Председатель фракции "Союз правых сил" Борис Немцов:

- Я считаю, что в области государственного строительства президент сделал довольно важные вещи. Несмотря на то, что здесь есть отрицательные моменты, это все-таки укрепление России. Второе: я считаю достаточно позитивными и закон о формировании Совета Федерации, хотя, на мой взгляд, было бы более правильным, если бы Совет Федерации избирал народ. Но я думаю, что такие мысли скоро и у самого президента появятся. Я отношу к плюсам и то, что президенту удалось сдвинуть с мертвой точки налоговую реформу, например, установить 13-процентную ставку подоходного налога. Самый же большой плюс, связанный с Путиным, состоит в том, что с его приходом в стране установилась высокой степени политическая стабильность. Теперь минусы. Я считаю, что самый крупномасштабный провал - это Чечня. Мы завязли в Чечне, стратегии выхода из кризиса нет. Второй крупномасштабный минус состоит в том, что упущены некоторые возможности в экономической сфере. Возьмем, например, пенсионную реформу. Совершенно очевидно, что если сейчас мы ее не сделаем, то через пять лет будет поздно - просто потому, что изменится демографическая ситуация и число пенсионеров сравняется с числом работников. Или возьмем военную реформу. Президент объявил о сокращении Вооруженных сил, но этого же мало, нужно вообще заново строить всю военную организацию - нужно переходить на профессиональную армию. Или та же налоговая реформа: сейчас мы остановились на полпути, не приняли налог на прибыль предприятий, а от этого зависит инвестиционная активность в стране. Далее - очень слабо наводится порядок в естественных монополиях, которые определяют экономический каркас государства. И в кадровом плане пока нет никаких перемен, и в структурном плане - тоже пока одни разговоры. Самой же большой проблемой, связанной с Путиным, я бы все-таки назвал отсутствие во власти новых людей. Он доверяет только тем, кто был с ним в разведке, а также тем, с кем он работал при Собчаке или при Ельцине. Тем не менее я считаю, что у Владимира Путина есть безусловный потенциал. Что я имею в виду: его личные качества - он энергичный, образованный человек, достаточно современный, не зацикленный на каких-то левых идеях. Проблема его - помимо боязни приводить новых людей - еще и в том, что он хочет, чтобы его любили все. И последнее - по поводу свободы. Путин в отличие от Ельцина, на мой взгляд, не считает свободу, и в частности свободу слова, базовой ценностью. Мне кажется, что он к ней относится неплохо, но это у него идет не от сердца. Если сказать коротко о том, что Путин должен делать в течение второго года, то он должен работать. Прекратить смотреть свои рейтинги и еще телевизор. Третий совет - определить для себя несколько базовых задач, которые надо решить. Я бы к ним отнес: военное строительство, модернизацию пенсионной системы, доведение до логического конца налоговой реформы, проведение земельной и судебной реформ. И наконец, в течение следующего года все-таки привлечь к власти новых людей, не бояться вводить их во все государственные органы.

Заместитель руководителя фракции "ЯБЛОКО" Сергей Иваненко:

- Это, безусловно, был год Путина. Главным его содержанием было изменившееся отношение людей к власти. Ей стали доверять, чего раньше не было. Но сама власть этот кредит доверия использовала недостаточно эффективно. Самые большие достижения - подоходный налог в 13% и введение земли в экономический оборот. Однако это лишь отдельные проблески на фоне совершенно невнятной экономической политики. Ключевые для развития страны проблемы не решены и находятся в том же состоянии, что и год назад: военная, судебная реформа, защита экономической свободы, развитие местного самоуправления, создание благоприятного инвестиционного климата. В политической сфере заметно давление на свободу слова, резкое усиление роли правоохранительных органов.

Руководитель Агропромышленной депутатской группы Николай Харитонов:

- В актив Владимиру Путину я бы отнес то, что он пытается действовать очень осторожно и аккуратно. Но, с другой стороны, это иногда может выглядеть и как недостаток. За первый год президентства Путина удалось стабилизировать по крайней мере политическую ситуацию. Хотя, о консолидации пока рано говорить. Удалось президенту наладить выплату пенсий и зарплаты бюджетникам. Я думаю, что тем избирательным ресурсом, которым Владимир Путин сегодня пока еще располагает, все-таки долго злоупотреблять нельзя. Ему нужно наращивать свой собственный капитал, вырабатывать свой особый почерк в решении крупных государственных вопросов. Для этого он должен консолидировать общество. Мне кажется, что для этого он сам должен четко знать программу своих действий, цели и механизмы их достижения. Если же говорить о том, что президент обязательно не должен делать в течение второго года после своего избрания, то я скажу так: он не должен запускать механизм купли-продажи и залога земель сельскохозяйственного назначения. Я думаю, что он также не должен производить действий, связанных с преследованием людей за их убеждения и высказывания.

Активист думской фракции ЛДПР Алексей Митрофанов:

- Успехом мне кажется некоторая новая ориентация во внешней политике: Путин увидел не только Запад, но и Восток, наших бывших союзников. Внутри же страны он обеспечил некоторую стабильность. Если же говорить о минусах, то сразу же нужно сказать, что мы ждали от него большего. Мы ждали от него более решительных изменений, более радикальных движений. Он же делает все медленно. Что Владимиру Путину нужно делать дальше? Я думаю, что прежде всего он должен взять в собственные руки финансовую политику в стране. Чего Путин не должен делать? Он не должен прогибаться под американцев. Удар с их стороны - ответный удар с нашей. Наш президент мог бы ночью дать сигнал на подъем орбиты станции "Мир". Неожиданно приехать в ЦУП, отстранить Коптева - вот был бы пиар-ход. Во внутренней политике он не должен: разгонять Думу; продвигать этот ненужный закон о псевдопартиях; продолжать нынешнюю практику взаимоотношений с руководителями субъектов Федерации.

Заместитель руководителя думской фракции "Отечество - вся Россия" Вячеслав Володин:

- Институты государства за этот год укреплены, выстроена отчасти вертикаль власти, которая раньше или просто отсутствовала, или не работала. Среди проблем, которые не решены, я бы отметил все-таки экономический блок. Мы здесь до сегодняшнего дня буксуем, потому что не определена стратегическая программа развития экономики России. Не ясно также, что завтра будет с Чечней. На второй год могут начинаться кадровые перестановки, пойдет уже формирование профессиональной монолитной команды. Кстати, именно второй год - это самый подходящий год для принятия различных непопулярных решений, потому что дальше новая избирательная кампания становится близкой и такие решения принимать уже трудно.

Координатор думской фракции КПРФ Сергей Решульский:

@@@
Дума о президенте
Евгений Ясин: после всех этих изменений я пребываю в шоке
Еще одна встреча с инвесторами
Из бизнеса в большую политику
Инвесторов продолжают уговаривать
Иностранные инвестиции не помогут
Коммюнике совещания "Группы восьми" на Окинаве 2000 года

Кредиторы мирятся с "СИДАНКО"

@@

Западные финансисты отмечают потепление инвестиционного климата России

2000-01-25 / Людмила Романова



МЕЖДУНАРОДНЫЙ клуб нефтяных генералов, измерявших привлекательность инвестиционного климата России по бизнес-успехам своих коллег в этом государстве, получил вчера из Москвы отличные новости. Англо-американскому альянсу "Бритиш Петролеум - Амоко", занимающему первое место среди мировых нефтеконцернов, удалось сохранить один из своих центральных российских проектов. Компания "СИДАНКО", в которой "БиПи" принадлежит 10% акционерного капитала, а также и почти 24,2 млн. долл. кредиторской задолженности, по решению совета кредиторов фактически перестала быть банкротом. Кредиторы, наиболее крупным из которых является консорциум западных банков, одобрили подписание мирового соглашения, которое через два дня будет представлено на утверждение арбитражному суду Московской области.

Главной причиной принятия такого решения стало нахождение компромисса "БиПи" и ТНК в вопросе о "Черногорнефти".

По мнению менеджеров "СИДАНКО", активы этого добывающего предприятия позволят головному холдингу рассчитаться по своим долгам с меньшими финансовыми потерями.

В конце 1999 г. британским и тюменским менеджерам удалось договориться о том, что ТНК расплачивается с кредиторами предприятия, выкупает 27% его акций и передает "СИДАНКО" уже 100-процентный пакет. Взамен тюменцы смогут поучаствовать в эмиссии акций "СИДАНКО", при условии что 10%-ная доля "БиПи" размыта не будет, а также получить право выкупить блокирующий пакет - 25% плюс 1 акция.

@@@
Кредиторы мирятся с "СИДАНКО"
Лившиц открыл форточку в Европу
Лукашенко завлекает Запад
Лукашенко отменил "золотую акцию"
Мяч в свои ворота
НЕГА сообщает
Надо, в конце концов, думать об интересах России

Направления главного удара Дмитрия Козака

@@

Министр регионального развития собрался менять отношение Центра к субъектам Федерации

2007-10-29 / Андрей Рискин







На собрание советов муниципальных образований Дмитрий Козак (слева) пришел с уже готовым планом реформы системы взаимоотношений федерального Центра и регионов.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Систему взаимоотношений между федеральным Центром и регионами нужно радикально менять. Об этом заявил в минувший четверг министр регионального развития РФ Дмитрий Козак, выступая в Совете Федерации. «Нам необходимо выработать и создать такую систему взаимоотношений между федеральным Центром и регионами, – подчеркнул Козак, – чтобы максимально стимулировать их развитие, и в первую очередь депрессивных регионов».

Дмитрий Козак даже указал три «направления главного удара», должных спасти ситуацию. Это, во-первых, распределение полномочий между различными уровнями местной власти, во-вторых, финансовая помощь субъектам Федерации и, наконец, в-третьих, улучшение финансово-инвестиционного климата в регионах.

Будут сопротивляться – отключим газ

Самая большая неразбериха, конечно же, с первым вопросом. С тех пор как муниципалитеты были выведены из системы государственного управления, федеральный Центр и региональные власти делали все возможное и невозможное, чтобы все-таки встроить местное самоуправление в вертикаль власти.

Методы использовались разные. В ходе реформы местного самоуправления, как известно, муниципалитеты существенно урезали в финансах, что вынудило глав местных самоуправлений регулярно ходить на поклон к региональным руководителям, гарантируя последним полную политическую лояльность. Правда, с мэрами крупных городов было несколько сложнее. Они обладают, как правило, неплохими бюджетными возможностями и солидным в отличие от губернаторов-назначенцев электоральным ресурсом. Последнее, кстати, и привлекло внимание «Справедливой России», которая пыталась «вербовать» градоначальников, обделенных партией власти. И даже добилась определенных успехов: на Ставрополье, к примеру, эсэры на выборах в краевую Думу обошли единороссов во многом благодаря ресурсам мэра Ставрополя Дмитрия Кузьмина.

@@@
Направления главного удара Дмитрия Козака
Нацвопрос для президента
Не хватает прозрачности
Новый лозунг правительства - "ускоренная диверсификация"
Норвежцы удобряют российский фондовый рынок
Переформатирование Барселонского процесса
Петр Латышев: наша цель - единое пространство

Плигин успокоил бизнес

@@

У «Единой России» появилась определенность в вопросе, кто будет президентом

2005-09-21 / Анастасия Корня



Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, член генерального политсовета ЕР и неофициальный лидер либерального крыла партии власти Владимир Плигин вчера попытался внести свой вклад в улучшение инвестиционного климата страны. Все под контролем, заверил он журналистов, политические и финансовые риски выборов 2007–2008 годов сведены к минимуму, страна может спокойно жить и работать. Впрочем, выступление думца, прозвучавшее за два года до ожидаемых кампаний, заставляет усомниться в оптимистическом варианте развития событий.

@@@
Плигин успокоил бизнес
Почему регионы России зависят от Лондона
Правительство займется энергетикой
Правительство ужесточит налоговые проверки
Проблема выбора
Прощай, чизбургер, - здравствуй, драник!
Регионы всегда будут пытаться взять деньги из Центра

Российская нефть вырывается на свободу

@@

К чему приведет отказ от экспортных ограничений

2002-05-29 / Андрей Цунский Россия отказалась от ограничений на экспорт нефти. Какие долгосрочные последствия для нефтяного рынка это будет иметь? Будет ли расширяться продажа готовых нефтепродуктов за рубеж? Расширятся ли экспортные возможности России в связи с последними политическими событиями?



Дмитрий Дружинин, аналитик ИК "Проспект":

Решение было вполне ожидаемым. Я считал и считаю, что Россия компенсирует потери, вызванные сокращением экспорта, уже в течение июня, а вот дальнейшее увеличение - дело третьего квартала. Графики прокачки, впрочем, уже сверстаны, и менять их никто не станет. Несмотря на то что ОПЕК превысила собственные квоты, цены, которые достигли высшей точки в мае, пусть и несколько снизятся, но останутся в рамках 22-24 долларов за баррель. Эта цена - очень хорошая, и с учетом роста экспорта повысятся прибыли нефтяных компаний, а также увеличатся доходы государства.

У всей системы "Транснефти" сейчас не грандиозный запас нефти, и есть выход самый краткий, не требующий затрат: экспорт нефти в Украину, Белоруссию и Литву с последующей переработкой и экспортом готовой продукции. БТС-2 только появится в следующем году, и до этого времени такой способ очень привлекателен. Кроме того, строительство нефтепродуктопроводов позволит увеличить экспорт готовой продукции. Рост поставок на 150 000 баррелей компании, не сокращая поставок в СНГ, могут легко потянуть. Что касается того, что лежит сверх этой цифры, то нужно будет увеличивать сырьевой экспорт. Разные компании будут действовать по-разному. "ЛУКОЙЛ" имеет сбытовую сеть в Европе, ЮКОС пытается такую сеть купить, и они скорее всего будут продавать готовые нефтепродукты. Другие нефтяные компании будут продавать нефть в чистом виде.

Денис Матафонов, аналитик ИК "Центринвест":

То, что мы увеличиваем экспорт, - скорее стратегическое направление, по которому Россия старается предстать перед Америкой в качестве стратегического партнера и избавить США от зависимости от настроений арабов, получив при этом свои политические выгоды. Именно поэтому Касьянов регулярно встречается с главами российских нефтяных компаний. Я слышал, что недавно им подписано некое неафишируемое постановление по нефтяному экспорту, подтверждающее эту версию. Нефть - пока единственный стабильный источник дохода для России и ее бюджета. Но сейчас не самое удачное время для повышения экспорта - цены еще не столь велики, чтобы можно было начинать такие игры с ОПЕК.

ОПЕК может сбросить цены на нефть, чтобы разделаться с Россией и Норвегией, "открыть кран", чтобы залить мир дешевой нефтью, однако для стран ОПЕК резкое снижение прибыли от продаж нефти может обойтись еще дороже. Такой шаг с их стороны возможен - но маловероятен.

Константин Чернышев, начальник информационно-аналитического отдела ИБГ "НИКойл":

Наработки, возникшие за полгода сокращения экспорта, можно будет использовать и в дальнейшем. Но и традиционный экспорт может расшириться. Последний диалог между Россией и США показывает, что Россия готова увеличить свои поставки в Америку. Возникает, конечно, транспортная проблема, наши восточные мощности не способны резко увеличить объем прокачки через Сибирь и Дальний Восток. Потребуются вложения. Это будет, в свою очередь, зависеть от стабильности цен на мировом рынке. Теоретически американцы, если они заинтересуются таким альтернативным источником энергоносителей всерьез, тоже могут вложиться в подобный проект, но это вопрос, который не решится быстро. Основным условием станет улучшение общей ситуации в России, инвестиционного климата, гарантий необратимости реформ.

А вот на вопрос, снизятся ли цены на нефть, однозначного ответа пока нет - ведь ОПЕК сама не отличается дисциплиной в отношении собственных квот, да и реальный экспорт России тоже не был так уж сильно сокращен. Шел реэкспорт через Белоруссию, изыскивались другие способы. Это скорее психологическая мера, и в соответствующем масштабе она и повлияет на рынок. ОПЕК будет, судя по заявлениям руководителей этой организации, придерживаться прежней политики, так что у цен на нефть есть хороший шанс удержаться на высоком уровне. Надежда на окончание рецессии в мировой экономике тоже поддерживает высокие цены.

Владимир Детинич, аналитик ИК "Атон":

ОПЕК угрожала ценовой войной в конце прошлого года - перед тем, как были заключены соглашения об ограничении экспорта. Но тогда цены действительно падали. А теперь цены высоки, и ОПЕК будет делать вид, что не замечает нашего увеличения экспорта, а наши будут делать вид, что не очень-то его и увеличили. Пока цена держится выше 25, даже 20 долларов за баррель, вероятность агрессивных действий со стороны ОПЕК небольшая.

Разумеется, линия на увеличение доли в экспорте готовых нефтепродуктов будет продолжаться, и здесь есть две крупные выгоды - во-первых, более высокая добавленная стоимость, а во-вторых, экспорт нефтепродуктов никогда не подпадал и не подпадет под ограничения ОПЕК. Многие события последнего года вынудили российских участников, вплоть до правительственного уровня, развивать эту линию нефтяного экспорта как стратегическую.

Западные же страны заинтересованы в поставках дешевых нефтепродуктов и энергоносителей. И более того, в диверсификации этих поставок, чтобы были разнообразные их источники. Не заинтересованы в таком развитии событий будут только владельцы западных НПЗ, но их голоса не будут иметь достаточного веса, тем более что наши нефтяные компании имеют и приобретают свои сбытовые сети, так что практически будут поставлять нефтепродукты сами себе, никаких претензий к ним и быть не может.

@@@
Российская нефть вырывается на свободу
Россия сегодня, завтра и через десять лет. Страна и власть
Рыбные квоты должны стать частной собственностью
Серж де Пален: "Мы верим в будущее вашей экономики"
Сильный рубль задавил экономику
Слуги пытаются быть умнее хозяина
События и происшествия: коротко

Социальная ответственность пивоваренной отрасли

@@

Российские производители ячменного напитка отчитались о своем вкладе в социальные проекты страны

2007-12-18 / Петр Мордасов



Союз российских пивоваров на днях представил общественности Третий социальный отчет пивоваренной отрасли. Основная тема нового отчета за 2006 год – партнерство участников отрасли с государственными и общественными институтами. Главное внимание пивовары уделили социальным проектам, которые были реализованы в прошлом году.

Развитие нефинансовой отчетности – в том числе и публикация информации о том, какие социальные проекты поддерживают отрасли промышленности – для России является относительно новым делом. Впервые социальный отчет Союза российских пивоваров (СРП) был представлен по итогам развития отрасли в 2000–2004 годах. По словам представителей СРП, этот документ носил обзорный формат. В первом отчете, в частности, отражалась деятельность 13 компаний и содержались сведения об истории развития российской пивоваренной отрасли, основных тенденциях рынка мирового и российского пивоварения. В нем также рассказывалось о социальных программах предприятий, ориентированных как на их сотрудников, так и на развитие социальных программ на федеральном и региональном уровне.

Второй отчет за 2005 год был посвящен социальной активности 27 компаний, и в нем внимание уделялось в основном роли пивоваренных компаний как ответственных работодателей и их участию в социальных процессах в российских регионах.

Третий отчет (за 2006 год) был представлен общественности в Москве на заседании круглого стола на тему «Социальная ответственность пивоваренной индустрии: Репутация. Взаимодействие. Развитие». В составлении нового отчета участвовали 35 компаний, а это, по подсчетам председателя исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, почти 90% участников российского рынка. Таким образом, можно сказать, что мировой опыт сбора и публикации нефинансовой отчетности в российском пивоварении уже фактически прижился. Более того. «Сегодня практически готов отраслевой стандарт социальной отчетности, который в ближайшее время будет принят и будет использоваться Союзом», – уточнил Вячеслав Мамонтов.

Как заявил исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Свинаренко, добровольные отчеты о социальной активности сегодня становятся одним из элементов устойчивого развития отрасли. «В нашем понимании социальная отчетность – это часть бизнес-стратегии», – считает Свинаренко, по словам которого в России, при дальнейшем развитии экономики, конкуренции, такой фактор, как социальная активность предприятий и отраслей, будет иметь все большее значение.

О своем понимании социальной ответственности на заседании круглого стола рассказали не только представители крупнейших пивоваренных компаний России – вице-президент по корпоративным вопросам «Пивоваренной компании Балтика» Даниил Бриман, директор по корпоративным связям «САН ИнБев» Ирина Архипова и менеджер по корпоративным вопросам «САБМиллер Рус» Надежда Хотина. Представители средних и малых предприятий – например, генеральный директор компании «Томское пиво» Иван Кляйн и генеральный директор пивоваренного завода «Лысковский» Валерий Агафонов (Нижегородская область) также изложили свои взгляды на социальное партнерство с региональными властями.

Как показало обсуждение, развернувшееся на заседании круглого стола, и участники Союза российских пивоваров, и представители органов власти приблизительно одинаково понимают суть социального партнерства. Для государства это прежде всего своевременная и полная уплата предприятиями налогов, помощь в осуществлении федеральных и региональных социальных программ, охрана труда персонала и развитие мероприятий по охране окружающей среды. В свою очередь, пивоваренные компании ждут со стороны властей создания и поддержания благоприятного инвестиционного климата, который будет способствовать развитию бизнеса.

По данным отчета, все эти формы взаимодействия власти и пивоваров сегодня работают. Причем производители зачастую являются инициаторами социального партнерства. Так, в 2006 году компании отрасли в рамках различных программ выделили почти 80 млн. руб. на благоустройство городов, развитие инфраструктуры, проведение городских и региональных выставок, массовых мероприятий, форумов. Гораздо большие суммы участники Союза российских пивоваров направляют на благотворительные нужды. Суммарные расходы на благотворительность в 2006 году превысили 300 млн. руб. Наиболее заметным для общероссийской аудитории была акция «После 18», направленная на предотвращение продажи пива несовершеннолетним. В рамках этой инициативы разработан знак-стикер «Продажа пива несовершеннолетним запрещена». Размещение знака в розничных точках по всей стране было добровольной социальной инициативой пивоваренных компаний, входящих в СРП.

@@@
Социальная ответственность пивоваренной отрасли
Спецзадание Анатолия Кинаха
Строители объединяются
ФКЦБ предлагает всем играть по единым правилам
Хосни Мубарак: "Мир на Ближнем Востоке должен стать стратегическим выбором для всех"
Чиновники подготовили ответ президенту