"Масхадову тоже надо дать шанс"

@@

Председатель Комиссии по правам человека при президенте Элла Памфилова считает, что участие лидеров чеченской опозиции в выборах поможет установлению мира и согласия в республике

2003-07-22 / Сергей Мигалин Заявления Эллы Памфиловой, касающиеся выборов президента Чечни и событий вокруг ЮКОСа, вызвали громкий резонанс в обществе. Наступление на крупный бизнес и возможность безальтернативных президентских выборов в Чечне заставляют правозащитников говорить об реальной угрозе правам человека в России. Обо всем этом глава президентской комиссии Элла Панфилова согласилась рассказать в интервью "НГ".







Элла Памфилова не устает доказывать власти, что права человека выше, чем политические амбиции.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

-Элла Александровна, ваши недавние заявления, касающиеся событий вокруг компании ЮКОС и выборов президента Чечни, вызвали неоднозначную оценку в обществе и со стороны высокопоставленных чиновников. Вы не опасаетесь, что столь смелые высказывания председателя Комиссии по правам человека при президенте могут иметь для вашей карьеры негативные последствия?

- Эти заявления не отражают официальной точки зрения в высших эшелонах власти. Это мой взгляд, моя личная позиция и мнение моих коллег, возглавляющих правозащитные организации. Мнения Комиссии по правам человека по тем или иным проблемам порой бывают спорными, часто отличаются от принятой официальной линии. Но ведь для того и нужна комиссия, чтобы выражать отличную от ведомств точку зрения и убеждать власть скорректировать свою позицию в интересах общества. У нас и так сегодня мало конструктивно оппонирующих власти сторон. На мой взгляд, когда возникает монополия на истину, власть становится только слабее.

- Выходит, заявления означают высокую степень доверия к вам и возглавляемой вами комиссии со стороны президента?

- Наша комиссия общественная, поэтому у меня, как ее председателя, действительно есть высокая степень свободы и определенная степень доверия со стороны президента. Вместе с тем я не могу злоупотреблять этим и подводить главу государства. Президент выступает за то, чтобы не сглаживать острые проблемы, а совместно находить способы их решения. Зачем же ему тогда нужна Комиссия по правам человека, которая будет петь в общем хоре? У нас для этого и так больше чем надо чиновников и структур.

@@@
"Масхадову тоже надо дать шанс"
"Олигархический бунт" продолжается
"По пути реформ надо идти последовательно"
"Поведение олигархов объясняется страхом"
"Тройка уже есть, но фамилий не скажу"
"Шестой канал": минимум олигархов и без Примакова?
50 миллиардов долларов разойдутся среди избранных

Апрельские тезисы Владимира Путина

@@

Премьер построил свое выступление перед Госдумой на антикризисном популизме

2009-04-07 / Игорь Наумов

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









Министры и вице-премьеры слушали Путина так, как будто он обращался прежде всего не к депутатам, а к ним.

Фото РИА Новости

Вчера премьер Владимир Путин впервые отчитался в Госдуме об итогах работы правительства за 2008 год в качестве премьера. Акцент его выступления был сделан не столько на подведении итогов, сколько на анонсировании подготовленных в правительстве антикризисных мер. Важнейшие акценты были расставлены в вопросах сохранения как минимум до окончания кризиса неизменными 13-процентной плоской шкалы подоходного налога, 26% ставки от фонда оплаты труда социальных страховых выплат. Премьер также сделал реверансы в адрес населения. Он пообещал пенсионерам резко увеличить в 2010 году их пенсии, а получателям материнского капитала возможность использовать незначительную часть этих денег по своему усмотрению.

Это был первый отчет главы правительства перед Госдумой после внесения соответствующих поправок в Конституцию, которые установили контрольные полномочия парламента в отношении кабинета министров. Присутствующие могли отметить, что вчерашний Путин не был похож на Путина образца мая 2008 года, когда Госдума утверждала его на должность главы правительства. Вчера премьер был явно лучше, чем обычно, подготовлен для ответов по сложным экономическим вопросам, профессионально оперировал цифрами и дискутировал с оппонентами, не путаясь в терминах и понятиях.

Тезисы выступления премьера – 48 листов текста – содержали ряд заявлений, которые еще не звучали в ходе обсуждения нового варианта бюджета-2009 и программы антикризисных мер правительства. Эти домашние заготовки усилили содержательную часть отчета Путина. В частности, он упомянул о «практической» готовности завершить формирование правовых основ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. «Я думаю, что запустить работу Таможенного союза мы сможем на год раньше – уже с 2010 года», – отметил премьер.

Другое его заявление должно было поставить точки над «i» в разгоравшихся в последние годы, в том числе в правительственных кругах, время от времени спорах о целесообразности перехода на дифференцированную ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Доходы бюджета за счет увеличения собираемости НДФЛ за восемь лет выросли в 12 раз и сейчас превышают поступления от НДС. «Весь мир нам завидует. Я вам точно говорю», – эмоционально убеждал депутатов Путин.

По его мнению, отказ от этой системы опять загонит зарплаты в тень, что особенно несвоевременно в условиях кризиса. Дифференциация НДФЛ возможна лишь в условиях устойчивого экономического развития. И премьер не стал зарекаться вчера, что правительство не пойдет на этот шаг в будущем, но до конца кризиса, похоже, этот вопрос подниматься больше не будет.

К налогам Путин вернулся еще раз, комментируя выступления депутатов, предложивших ввести налоговые каникулы для предприятий малого и среднего бизнеса. «Налоговые каникулы для отдельных видов бизнеса – неплохо. Но у нас это уже было в 90-х годах, и тогда мы столкнулись с проблемой фирм-однодневок, которые не доживали до того, когда должны были отчитываться и за полученные льготы, и за результаты своей финансово-экономической деятельности», – заявил он. И чтобы не подставлять правительство под огонь будущей критики, если история с фирмами-однодневками повторится, Путин фактически предложил думцам разделить с правительством ответственность. «Мы тоже хотим найти эффективные пути поддержки, в том числе малого и среднего бизнеса. Давайте подумаем, но только так, чтобы не повторить прежние ошибки», – призвал к сотрудничеству премьер.

Учитывая достаточно авторитарный стиль руководства Путина правительством, это походило на популизм. И не только оно одно. К популистским можно отнести и некоторые другие инициативы премьера, озвученные вчера в Госдуме. В частности, увеличить в 2010 году на 45% в номинальном и на 30% в реальном выражении к уровню 2009 года пенсии, не повышая при этом размеры страховых выплат, которые заменят единый социальный налог. Это важно было услышать и для пенсионеров, некоторые из которых до сих пор получают ничтожную пенсию в размере 1950 руб., и для бизнеса, которому повышение выплат по ЕСН с 26 до 34% в условиях кризиса было бы очень критично.



Вчера Путин выглядел более экономически подкованным, чем обычно.

Фото РИА Новости

Не забыл Путин о материнском капитале. Заложенная в бюджете 13-процентная индексация материнского капитала правительством преподносится как одна из важнейших антикризисных мер социальной поддержки. Между тем это всего лишь компенсация прогнозируемых потерь от инфляции, что в полном объеме не делалось ни в 2007, ни в 2008 годах. Вчера Путин впервые заговорил о возможности направить материнский капитал не только на погашение ипотечных кредитов, но и на повседневные нужды. Правда, в данном случае размер использования средств материнского капитала ограничен 12 тыс. руб. Учитывая, что детские подгузники стоят сегодня около 700 руб., этих денег должно хватить на 17 упаковок памперсов.

Не забыл премьер также «пнуть» крупный бизнес, которому ранее правительство готово было предоставить все блага. Путин жестко сказал, что не исключает того, что заложенное ВЭБу под перекредитование западных кредитов имущество будет изъято у его собственников. «Мы обеспечили перезакладку активов стратегических предприятий РФ из иностранных банков в российские, – сказал премьер. – Мы выдали ВЭБу 50 миллиардов долларов на это. Но это не подарок. Если владельцы компаний не смогут рассчитаться с государством, ВЭБ обратит взыскание на заложенные активы». При этом премьер отметил, что бизнесмены воспользовались только 10 млрд. долл. выделенной помощи, а 40 млрд. остались невостребованы.

@@@
Апрельские тезисы Владимира Путина
Архитектоника-2008: крупный бизнес меняется местами с номенклатурой
Ашхабад распродает собственность
Бесчеловечная игра с жертвами нацизма
Бизнес и власть стали чаще встречаться
Борис Березовский получил вольную
Бюрократический застой в реформе ЖКХ близок к завершению

В России объявилась восьмибоярщина

@@

Нефтегазовые бароны не только правят национальной экономикой, но и лично владеют миллиардами долларов

2001-06-23 / Денис Прокопенко







У ВЛАСТИ появился еще один повод для самохваления. Экономический бум, начавшийся в нашей стране после кризиса августа 1998 года, привел к увеличению числа граждан, чье состояние можно оценить в миллиарды долларов.

Список самых богатых людей планеты ежегодно публикует американский деловой журнал "Форбс". Вчера на сайте журнала появился очередной рейтинг миллиардеров. Из 538 магнатов, чье состояние изменяется суммой с девятью нулями, восемь человек являются гражданами России.

Самым богатым россиянином, по версии "Форбс", оказался глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский, состояние которого оценивается в 2,4 млрд. долл. Кроме него, в восьмерку вошли глава "Интерроса" Владимир Потанин (1,8 млрд. долл.), гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов (1,6), экс-председатель правления "Газпрома" Рем Вяхирев (1,5), губернатор Чукотки Роман Абрамович (1,4), президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов (1,3), глава Альфа-банка Михаил Фридман (1,3). Замыкает список богатейших россиян посол нашей страны на Украине Виктор Черномырдин (1,1 млрд.).

Из списка видно, что практически все отечественные миллиардеры так или иначе связаны с сырьем или сферой его первичной обработки. Именно на эту продукцию российской промышленности на мировых рынках сейчас держатся небывало высокие цены.

Состав российской восьмерки миллиардеров очень сильно напоминает "клуб олигархов", сформировавшийся еще во времена Бориса Ельцина. Напомним, что в 1996 году, сразу после президентских выборов, у Ельцина состоялась встреча с семью крупнейшими банкирами, поддержавшими его в ходе избирательной кампании. Тогда это было названо семибанкирщиной. В состав этой группы вошли такие олигархи, как Борис Березовский, Владимир Гусинский, Владимир Виноградов, Михаил Ходорковский, Александр Смоленский, Владимир Потанин, Михаил Фридман.

В основном это были финансисты, чье состояние формировалось в условиях экономического спада и прежде всего благодаря умению находить диалог с властью. Не случайно на прошедших после президентских выборов 1996 года залоговых аукционах именно эти люди (за редким исключением) получили контроль над доходными частями госсобственности.

Кризис 1998 года и последовавшие за ним события, в том числе и политические, изменили состав "олигархов" - категории бизнесменов, тесно связанных с властью. Двое из них - Владимир Гусинский и Борис Березовский были объявлены врагами власти. А экономический бум вывел в лидеры руководителей тех предприятий, продукция которых пользуется наибольшим спросом как внутри страны, так и за рубежом.

Состояние нынешних миллиардеров обеспечено небывалым за последние десять лет экономическим подъемом в России. А он, в свою очередь, связан с тем, что российские нефть, газ и цветные металлы успешно продаются на мировых рынках. Кроме того, российские миллиардеры за последнее время приложили немало усилий для повышения прозрачности и открытости своих компаний, что способствовало увеличению их капитализации. Ярким примером последнего может служить динамика курса акций компании ЮКОС, котировки которых только с начала года увеличились почти в 2 раза.

Впрочем, вряд ли стоит думать, что крупный бизнес утратил свое влияние на власть даже после известного стремления "равноудалить" их от этой самой власти. Ярким примером может служить один факт. В своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин выразил неудовлетворение сырьевой направленностью российской экономики. По словам Путина, "мы по-прежнему живем преимущественно в "рентной", а не в производительной экономике", а "наша экономическая система, по сути, мало изменилась".

По мнению президента, дополнительные доходы от экспорта либо "проедаются", либо питают отток капитала. А все потому, что экспортные доходы не могли найти эффективного применения в других отраслях экономики России. В итоге, по словам Путина, "консервируется и даже усиливается сырьевая направленность нашей экономики". В связи с этим предполагалось увеличить рентные платежи с сырьевого сектора экономики и даже было дано поручение премьер-министру Михаилу Касьянову разработать соответствующие документы.

Позиция российских олигархов на эти высказывания понятна - они считают, что и так выплачивают государству ренту через повышенные налоги. Однако не совсем ясна позиция председателя правительства Касьянова. Две недели, отведенные на разработку соответствующих нормативов, уже давно истекли, а российский премьер так ничего и не представил. И это, кстати, уже не первый случай невыполнения поручений правительству, высказанных в том числе и в самом президентском Послании.

Вернемся к российским миллиардерам. Если присутствие сырьевых королей, возглавляющих (или возглавлявших) сырьевые компании, вполне понятно, то возникают вопросы относительно посла на Украине Виктора Черномырдина. Конечно, он известен как создатель "Газпрома", но начиная с 1992 года он находится на государственной службе.

Четыре года назад, в бытность премьером, с фамилией Черномырдина был связан громкий скандал. В 1997 году авторитетная французская газета "Монд" оценила состояние Черномырдина в 5 млрд. долл.

@@@
В России объявилась восьмибоярщина
В стане «донецких» зреет измена
Вольскому не удалось поддержать президента
Государство и бизнес соединит электронный мост
Государству в борьбе с олигархами пригодится английский опыт
Губернатором Питера может стать Владимир Литвиненко
Два года борьбы из-за "трех куриц"

Дворкович шьет Касьянову уголовку

@@

Россия накануне правительственного кризиса. Вмешается ли в ситуацию президент?

2003-05-15 / Светлана Офитова, Петр Орехин, Константин Фрумкин







Аркадий Дворкович встал грудью на пути аппаратных интриг правительства.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Сегодня состоится заседание правительства, на котором, вопреки ожиданиям общественности и СМИ, Михаил Касьянов не будет отчитывать Минэкономразвития. В этом нет необходимости - все, что было возможно сказать публично и сделать "подковерно", уже сделано. Вчера замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович фактически обвинил аппарат правительства в подлоге документов, т.е. чуть ли не в уголовном преступлении. По его словам, программа социально-экономического развития России до 2005 года, разработанная МЭРТом, изменена до неузнаваемости. "Президенту России была направлена не та программа, которую мы готовили несколько месяцев, а совсем другая!" - заявил возмущенный замминистра.

Напомним, что среднесрочная программа развития России в версии МЭРТа принята правительством за основу 20 февраля, 15 апреля МЭРТ внес в аппарат премьер-министра уже доработанный вариант программы, который в том числе учитывал мнение бизнеса и общественных организаций. Теперь выяснилось, что все было зря - в окончательном варианте документ уменьшился в 1,5 раза. Раздел по судебной реформе из программы вычеркнули вообще, и, главное, раздел по административной реформе сократили в 5 раз. Также исчезла глава о механизмах реализации программы. Из программы вычеркнуты все нерешенные вопросы, связанные с реформой "Газпрома". Пропали упоминания о свободных экономических зонах. Резко уменьшен раздел о недропользовании - реформы в этой сфере являются предметом борьбы между крупнейшими экспортно-сырьевыми корпорациями. Раздел же по административной реформе пострадал из-за того, что ее контуры еще окончательно не сложились, а то, что есть, не нравится Михаилу Касьянову.

Некоторые внесенные в текст документа дополнения свидетельствуют о том, что анонимные редакторы придерживаются несколько иных, чем ведомство Германа Грефа, взглядов на экономическую политику. По словам Дворковича, в программу вставлено заявление, что государство должно определять приоритетные направления для инвестиций. К тому же целью программы объявлен экономический рост, в то время как в варианте МЭРТа рост считался лишь средством для достижения конкурентоспособности и повышения благосостояния граждан. Пока неясно, кто мог "испортить" либеральный труд команды Грефа, но, по некоторым данным, таким образом мог проявить себя недавно назначенный вице-премьер Борис Алешин.

В аппарате правительства спокойно восприняли обвинения в свой адрес. Источник "НГ" в Белом доме заявил буквально следующее. "Это типичная ситуация с Минэкономразвития. Они все вносят в последний момент, когда сроки уже истекают. Вместо нормально проработанных бумаг иногда попадаются просто психоделические документы. Приходится исправлять даже лежащие на поверхности глупости и идиотизмы, не говоря уже про опечатки, чтобы как-то прикрыть МЭРТ. А они обижаются и говорят: это не глупость, верните ее на место". По словам чиновника, "нормальные люди из аппарата правительства" подлогом документов не занимаются.

Тем не менее это не первый случай, когда в сторону возглавляемого Игорем Шуваловым аппарата высказываются обвинения в переписывании документов. Об этом говорил и Герман Греф (его фраза о том, что "верблюд - это арабский скакун, прошедший все согласования" уже стала крылатой), и вице-премьер Алексей Кудрин, и советник президента по экономике Андрей Илларионов, и еще целый ряд ответственных чиновников. Иногда случались весьма громкие скандалы. Можно вспомнить историю, когда Михаил Касьянов подписал постановление о новом таможенном тарифе, внутри которого было спрятано повышение пошлин на иномарки. Тогда сотрудники аппарата заявляли, что сами ничего не знали, планировалось даже провести служебное расследование.

В одном из министерств (не в МЭРТе), "обиженном" подобными "аппаратными штучками", "НГ" рассказали, что у Касьянова даже появилось новое прозвище - "тихий сапа". Дело в том, что по нынешнему закону о правительстве премьер единолично имеет право вносить коррективы в предоставляемые ему документы. Он может не учитывать возражений или предложений разработчиков после своей собственной правки. Поэтому влияние и роль аппарата правительства безграничны. Документы поступают в правительство, и аппарат их спокойно переписывает так, как хочет глава кабинета. "Минэкономразвития - это не истина в последней инстанции. Премьер должен выслушать все предложения, но окончательное решение принимает лишь только он", - объяснил "НГ" высокопоставленный чиновник в Белом доме.

Однако, как считают в "пострадавших" министерствах, вместо того чтобы проверять орфографию и политкорректность, сотрудники аппарата фактически берут на себя роль, которая закреплена за министрами. "В убранных абзацах про административную реформу четко предлагалось спрашивать за "конкретику" с министров, а роль аппарата стиралась, - объясняют в МЭРТе. - Естественно, это не могло понравиться аппарату, который и предпочел изъять неудобные формулировки".

Аркадий Дворкович вряд ли атаковал правительство по собственной инициативе и без согласования с Германом Грефом. Поэтому вполне вероятно, что Греф получил некий карт-бланш от президента. Об этом, в частности, говорит тот факт, что, по данным из разных источников, глава Минэкономразвития принимает активное участие в подготовке президентского Послания, особенно в части административной реформы. По предварительной информации, предлагается существенно увеличить самостоятельность отдельных ведомств, что сведет к минимуму влиятельность Игоря Шувалова и его подразделения.

Чрезмерная активность и слишком большой объем функций, возложенных на аппарат правительства, беспокоят не только МЭРТ, но и крупный бизнес. По словам вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Игоря Юргенса, в той концепции административной реформы, которую сегодня союз передал президенту, аппарат вообще не рассматривается как орган федеральной исполнительной власти. За ним должны остаться чисто координационные задачи. Иными словами, "аппарат" должен превратиться в "секретариат". По этой логике и вице-премьер должен быть не куратором тех или иных направлений экономической жизни, а просто заместителем премьера на время его отсутствия.

@@@
Дворкович шьет Касьянову уголовку
Задержание Гусинского спровоцировало "второй Давос"
Каспий освобождается от политики
Корпорация как социальный институт
Кремль и бизнес: ни мира ни войны
Крупные бизнес-группы
Кто объединит крупный бизнес?

Минприроды стучится в закрытую дверь

@@

Ведомство Виталия Артюхова требует добровольной сдачи лицензий у "Газпрома" и "ЛУКОЙЛа"

2002-06-24 / Оксана Фадеева



Министерство природных ресурсов подготовило перечень компаний, которые могут быть лишены лицензий на добычу углеводородов. Речь идет о расположенных в северных автономных округах 74 месторождениях нефти и газа. Среди проштрафившихся оказались как небольшие фирмы, так предприятия, в которых значительные доли акций принадлежат крупным нефтяным компаниям, а также дочерние структуры "Газпрома".

В черный список МПР внесены месторождения, принадлежащие 100-процентным "дочкам" газовой компании в Ямало-Ненецком автономном округе -"Уренгойгазпрому", "Надымгазпрому", "Ноябрьскгаздобыче" и "Ямбурггаздобыче". Ведомство Виталия Артюхова усомнилось даже в правильности соблюдения лицензионного соглашения по части Ямбургского месторождения, одного из крупнейших залежей газа, разрабатываемого "Газпромом". Другой крупный нарушитель - нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". В Минприроды считают, что "Архангельскгеолдобыча", в которой компании Вагита Алекперова принадлежит 74% акций, не выполняет условий лицензий в Ненецком автономном округе. АГД, по словам источника в министерстве, не удалось выполнить представленную ею в конце прошлого года программу отставания по двум месторождениям. Кроме того, в список МПР попали принадлежащие головной компании и ее 100-процентной "дочке" "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" месторождения в Ханты-Мансийском АО. По словам источника в МПР, речь идет в основном о средних месторождениях, "гигантов там нет".

Попытка со стороны Минприроды лишить крупные компании лицензий на месторождения уже не первая. В прошлом году министерство провело инвентаризацию более чем 27 тыс. месторождений и выяснило, что более чем в половине случаев оговоренные условия соглашения не соблюдаются. Однако, как пояснили корреспонденту "НГ" в МПР, сейчас речь идет о самых крайних ситуациях: когда недропользователи систематически не выполняют важнейших условий лицензионных соглашений.

Напомним, что прошлой осенью Главное контрольное управление президента подсчитало: невыполнение лицензионных соглашений за 2000 и первую половину 2001 года стоило государству 70 млрд. руб. Лидерами в этой области как раз и стали "Газпром", который добыл на 60 млрд. куб. газа меньше, чем оговорено в лицензиях, а также "ЛУКОЙЛ", от которого условия соглашений требовали добыть нефти на 2,1 млн. тонн больше.

Однако ожидать крупного конфликта министерства с бизнесом вряд ли стоит. Государство сейчас практически не в состоянии досрочно прекратить действие лицензии. Экспертная группа МПР может выносить сколь угодно много предупреждений компаниям, однако, когда речь доходит до последней стадии - постановления об отзыве лицензий, - процесс заходит в тупик. Все дело в том, что на этом документе должны появиться две подписи - представителя федерального Центра и губернатора, на чьей территории находится месторождение. Последние чаще всего и отказываются ставить свою визу на документе. Так называемое право "второго ключа", которое имеет сегодня региональный начальник, пока перевешивает все остальные способы воздействия государства на крупный бизнес. За последнее время МПР удалось осуществить задуманное только в отношении мелких компаний. Однако еще чаще они по собственной инициативе возвращали лицензии государству, поняв, что освоение имеющихся в наличии месторождений они не потянут. Есть и другой вариант развития событий - длящиеся несколько лет судебные процессы.

@@@
Минприроды стучится в закрытую дверь
Митволь не стал размениваться на мелочи
Михаил Горбачев: Я должен был действовать жестче
Москве не верят
Мы такие разные!
Мысли чрезвычайного человека
На предвыборной тропе войны

Никакого поражения олигархии не было

@@

Эксперты «НГ» полагают, что крупный бизнес всего лишь изменил тактику влияния на политические процессы

2005-08-04 / Опрос подготовили Екатерина Блинова, Дмитрий Симакин, Антон Трофимов. 7 сентября истекает срок полномочий губернатора Иркутской области Бориса Говорина. В ближайшие дни, за месяц до представления списка кандидатур на утверждение депутатам областного Заксобрания, полпред Квашнин должен представить его в администрацию президента. Пока имена кандидатов держатся в секрете, однако в прессе некоторые из них уже названы: это, как утверждается, депутат Госдумы Виталий Шуба, сенатор Валентин Межевич и мэр Иркутска Владимир Якубовский. По данным СМИ, Шубу поддерживает компания «Илим Палп», Межевича – Потанин (группа «Интеррос»), а Якубовского – Вексельберг (холдинг «СУАЛ»). Кроме того, свои интересы в Иркутской области имеют также «Альфа» и «Базэл». Возможна ли ситуация локального реванша олигархии в отдельно взятом регионе? И существует ли механизм противодействия лоббистским действиям ФПГ в ситуации с назначением иркутского губернатора? На эти вопросы «НГ» отвечали известные политики и политологи.



Сергей Митрохин, заместитель председателя партии «Яблоко»

 

Я, если честно, не очень понимаю смысла слова «реванш» в данном контексте. Потому что власть в регионах никуда не уходила из рук олигархических кланов. На федеральном уровне применяется несколько иная, чем раньше, тактика и другие технологии влияния. В целом же я не вижу, чтобы клановое влияние ограничилось каким бы то ни было уровнем – федеральным или региональным. Та группировка, которую представлял Говорин, находится, видимо, не в самом лучшем положении. Наверное, она будет как-то отстаивать свои интересы, но не исключено, что на ее место придет другая. При этом для населения Иркутской области ровным счетом ничего не изменится.

@@@
Никакого поражения олигархии не было
Нужны ли российской власти деньги
О последствиях «Ночного дозора»
Олигархам Баффет не пример
Олигархи согласились сделать себе харакири
Он оставил страну с электробалалайкой
От заката до рассвета

Польша отпраздновала 4 ноября в Кремле

@@

Представителя католиков на прием пригласили, но с Путиным поговорить ему не удалось

2005-11-07 / Наталья Меликова







Министр здравоохранения Михаил Зурабов хорошо выпил за победу русского оружия над польскими оккупантами.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Новый праздник, в историчности которого в России сомневаются слишком многие, Владимир Путин отметил в компании более чем 300 известных благотворителей, представителей всех религиозных конфессий и членов Общественной палаты. В своей речи глава государства особо подчеркнул, что почти четыре века назад земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от иноземных захватчиков. Особые чувства, как можно предположить, эти слова вызвали у представителя Римско-Католической Церкви, поляка по национальности Тадеуша Кондрусевича.

Помимо людей, имеющих самое непосредственное отношение к благотворительной деятельности, там были граждане, до этого в филантропических акциях не замеченные. Поедали бараньи ребрышки под гранатовым соусом советник кремлевской администрации Глеб Павловский, прокремлевский политолог Вячеслав Никонов и ведущий программы «Момент истины» Андрей Караулов. Среди приглашенных были сын самарского губернатора Константина Титова Алексей, в регалиях которого помимо председателя совета директоров ОАО КБ «Солидарность» значилась скромная запись «благотворитель». А вот крупный бизнес представлял только глава РСПП Александр Шохин. Он рассказал корреспонденту «НГ», что собирается создать при союзе совет благотворителей и «сделать Аркадия Вольского старшим». «Это будет институализацией механизма лоббирования благотворительных проектов», – пояснил глава РСПП.

@@@
Польша отпраздновала 4 ноября в Кремле
Президента попросят изменить экономическую политику
Приговор дороже денег
Путин и жупел олигархии
РСПП продолжает настаивать на встрече с Генпрокурором
Свердловские «единороссы» делят медвежью шкуру
Север - наша земля

Сергей Кириенко: "Нам удалось укрепить Россию"

@@

Полпред президента РФ в Приволжье считает, что рост среднего класса обеспечит стране политическую стабильность и предсказуемость

2001-09-04 / Захар Виноградов Разговор с полпредом президента РФ по Приволжскому федеральному округу Сергеем Кириенко происходил у нас в воздухе - на исходе дня в самолете Як-40, который летел из Саратова в Пермь. В Саратовской области команда Кириенко обследовала предприятие по уничтожению химоружия, в Пермь летели на совещание по подготовке к зиме. В салоне царила непринужденная обстановка: люди, которые окружали полпреда, были командой - это чувствовалось и по тому, как в соседнем салоне шла подготовка к предстоящим встречам в Перми и в Москве, и по тому, как они вместе использовали короткую передышку.



- CЕРГЕЙ ВЛАДИЛЕНОВИЧ, прошло более года, как президент Путин издал указ о введении в России института полномочных представителей президента РФ. В одном из семи округов, "нарезанных" в России, доверено представлять главу государства вам. Что изменилось за это время в стране в целом и в Приволжье в частности?

- Дело в том, что представитель президента - часть администрации президента, на которую возложены определенные задачи. Во-первых, контроль за соблюдением федерального законодательства и приведение законодательств субъектов РФ в соответствие с ним. В этом направлении была проделана большая работа в прошлом году. Во-вторых, выстраивание вертикали власти. Федеральная вертикаль - это не просто иерархия власти, это то, что объединяет страну. И одной из важнейших задач является разграничение полномочий. Мы, полпреды, должны построить федеральную вертикаль в зоне федеральной ответственности и ни в коем случае не подменять собой губернаторов, мэров, субъекты, муниципалитет.

- Но это же очень сложно, потому что в указе президента не прописано, допустим, участие полпреда в политической жизни региона. С другой стороны, известно, что все полпреды так или иначе участвовали в проходивших в их округах предвыборных кампаниях. И при этом, как правило, не были нейтральны.

- Понимаете, право на участие в политике, с одной стороны, не прописано, а с другой - на нас колоссальная ответственность, и мы располагаем огромными возможностями. Президент имеет право делегировать своим представителям любые полномочия, предусмотренные Конституцией.

Надо четко понимать, что приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным было обусловлено необходимостью более важного, я бы сказал, жизненно важного обстоятельства - сохранением целостности России. И участие полпредов в политическом процессе, наше активное участие в выборах различных уровней власти было вызвано именно этим требованием президента.

И нам за этот год удалось поддержать Россию, укрепить ее внутреннюю политическую и государственную структуру.

Сейчас мы летим в Пермь на два совещания. Первое - по разграничению полномочий, второе - по подготовке к зиме. Разграничение полномочий играет ключевую роль. Если приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным происходило сверху вниз, то разграничение полномочий должно происходить в обратном направлении.

- Но ведь существуют договоры между регионами и Центром, где оговорены рамки этих полномочий...

- Приоритетом является Конституция РФ. То есть Федерация существует не в силу того, что регионы о чем-то договорились, а в силу того, что есть Конституция РФ и договоры действуют только в той части, в которой они ей не противоречат. Федеральной власти не нужны лишние полномочия, лишняя ответственность. Это же нонсенс, когда президент в стране начинает отвечать за все: и за аварии, и за отключение электроэнергии… Поэтому разграничение полномочий надо начинать снизу вверх. С муниципалитета, а не с области, республики. Вот зона ответственности муниципалитета, вот его финансовые полномочия. Не может что-то муниципалитет на своем уровне решить, подняли выше - субъект Федерации с соответствующими финансовыми полномочиями и ответственностью. Не может субъект - передали в федеральный округ. На федеральный уровень необходимо забрать только то, что обеспечивает целостность страны и что невозможно реализовать на местном уровне: это внешнеэкономическая, внешнеполитическая деятельность, оборона страны. Пожалуй, главное - стратегия развития. Президент, президентская ветвь власти - единственная, которая отвечает в стране за стратегию развития, если хотите - за будущее. Тем не менее, если в регионе не хватает полномочий, возможностей или умения, возникают случаи, в которые федеральная власть может, а иногда даже обязана вмешаться. Таким образом, у нас появилась еще одна задача, третья - это антикризисная деятельность. В случае, если в регионе, в муниципалитете складывается кризисная ситуация и власть на местах не в состоянии преодолеть этот кризис, мы обязаны вмешиваться. Потому что сколько бы мы с вами ни говорили о разграничении полномочий, человеку, у которого зимой отключили горячую воду и отопление, нельзя объяснить, что это не то что не уровень президента, даже мэра, это - уровень начальника ЖЭКа. Он говорит: вы - власть, вы решайте. Поэтому мы специально выработали для себя условия такого антикризисного вмешательства. Это, например весенний паводок, когда никакой регион не может решить эту проблему в одиночку в силу того, что это требует межрегиональной и межведомственной координации. Или, скажем, другая проблема, связанная с разливом рек, но уже рукотворным. На территории Чувашии находится Чебоксарская ГЭС. Чувашия заинтересована в подъеме уровня воды, за счет чего возрастет выработка и снизится стоимость электроэнергии. Но при этом Волга затопит сельхозугодья в Марий Эл и Нижегородской области. Опять требуется координация более крупного масштаба, чем отдельный субъект Федерации. Мы создали у себя антикризисный центр, который следит за возникновением кризисных ситуаций, выработали критерии этих кризисных ситуаций - их очень много. Это не только паводок или техногенные катастрофы, это и национальные, и конфессиональные отношения. Та же зима с ее проблемами тепло- и электроснабжения.

- Сергей Владиленович, институт полпредов, как я понимаю, возник не случайно. При тех гигантских размерах, которые имеет Россия, значительных количествах руководителей всех рангов и их аппаратов президент физически не в состоянии дойти до каждого региона. С другой стороны, полпреды стали еще одной ступенью между президентом и руководителями регионов, что чревато конфликтами, неизбежными человеческими обидами...

- По моему мнению, нельзя вмешиваться в решения мэров и губернаторов, за исключением случаев, когда они нарушают федеральный закон. Весь прошлый год мы вмешивались в их деятельность, часто и энергично, кто-то на нас обижался, кто-то понимал.

Я думаю, большая часть руководителей понимала, что изменение законодательства - это не вопрос наших личных отношений, а вопрос будущего страны. Мне повезло в этом смысле, в нашем округе сильные руководители. Конфликт у меня был только с одним человеком - президентом Республики Марий Эл Кислицыным, который руководствовался незаконными предпосылками в управлении республикой. Ни регионы, ни их руководители не виноваты в том, что их законодательство пришло в противоречие с федеральным. Помните период, когда президент Ельцин сказал: берите полномочий сколько хотите? Ну и взяли. Более того, я не хочу в этом никого упрекать. Возможно, что тогда этот тезис спас страну от распада. Сейчас многое изменилось, поэтому нельзя упрекать руководителей регионов, которые на этих конституциях принимали присягу. Но теперь мы требуем от них изменить эти конституции. Абсолютно правильно сформулировал это Владимир Владимирович в Самаре, когда первый раз собирал глав субъектов Федерации Приволжского федерального округа первого сентября прошлого года. Многие из руководителей регионов говорили: зачем вы заставляете менять некоторые нормы наших уставов и конституций? Конечно, неправильно, когда в конституциях предусмотрен приоритет республиканских законов. Но, дескать, на деле мы никогда и не пользуемся этими мертвыми нормами.

Президент России очень точно ответил: конечно, они мертвые, вы ими не пользуетесь сейчас и, пока я президент России, не воспользуетесь, но мы должны думать о своей ответственности перед будущими поколениями. Завтра я не буду президентом России, вы не будете президентами и губернаторами своих республик и областей, на наше место придут другие люди, мы не имеем права им оставить в наследство эти мины замедленного действия, которые рано или поздно в иной ситуации, при другом президенте, при других руководителях регионов могут взорвать единство страны. Это - наша ответственность перед детьми.

На самом деле то, что сделано за прошедший год, очень важно. Да, в вопросах приведения законодательств в соответствие мы действовали порой жестко. В вопросе кадровой политики мы действуем не менее жестко, потому что нам надо приучить всех к тому, что есть федеральная компетенция. Эта наша беда - у нас нет культуры разграничения полномочий. Многие руководители регионов искренне считают, что все, что происходит на территории региона, - его, если в это вмешиваются, это обижает. На самом деле никто его не обижает. Я все время привожу пример, к сожалению, голливудских фильмов, единственный живой пример, который все понимают. Все видели американские детективы и знают, что там есть шерифы, которые несут ответственность за борьбу с преступностью в своих регионах. Но если преступление особой значимости, появляются агенты ФБР, которые достают удостоверения и говорят: это федеральная юрисдикция. После чего шериф отходит в сторону, ругаясь, но понимая, что это зона федеральной ответственности.

- Сейчас, находясь в Саратовской области, ваша команда посетила ряд объектов, где хранится химоружие. Здесь что, тоже кризисная ситуация?

- Эта ситуация пока не стала кризисной. Это проблема, с которой заведомо не может справиться один отдельный регион. Так сложилось, что пять из семи российских баз по хранению химического оружия находятся на территории Приволжского федерального округа. В целом программа по уничтожению химического оружия - это 92 миллиарда рублей в сегодняшних ценах. В США выделено 14 миллиардов долларов, при том что у них - 30 тысяч тонн, а у нас - 40 тысяч тонн, у нас самые большие запасы химического оружия в мире. Наши боеприпасы еще могут лежать. У них толстые стенки: 6-8 миллиметров упрочненного чугуна в отличие от тонкостенных американских снарядов, сделанных из алюминиевых сплавов. И все же есть боезапасы в аварийном состоянии, и с каждым годом их будет больше. Поэтому мы считаем эту проблему наиболее опасной среди ожидаемых в ближайшее время кризисов и начали разрабатывать программу по ее решению. Инициатива, как известно, наказуема, поэтому она закончилась рассмотрением вопроса на Совете безопасности России и решением президента о формировании государственной комиссии по уничтожению химического оружия. Затем президент принял решение о том, что председателем комиссии по должности является полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе. Сейчас нами разработана программа по постепенному уничтожению химоружия и в округе, и в стране, важнейшим пунктом которой является обеспечение безопасности этого процесса.

Уничтожение российского химического оружия - это наши обязательства в соответствии с международной Конвенцией. Поэтому мы намерены предложить международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) продлить срок уничтожения до 2012 года. Нам досталось тяжелое наследство, потому что на протяжении 5 последних лет эта программа не выполнялась. Действительно, деньги выделялись, но меньше, чем надо, а те, которые выделялись, непонятно куда тратились. В итоге оружие не уничтожено. Сейчас надо начинать все сначала. По поручению президента, договорившегося с лидерами на саммите в Генуе, у нас в сентябре запланирована поездка по странам "большой восьмерки" с представлением нашей программы. Там планируются встречи с людьми, отвечающими за аналогичные проблемы.

Уничтожение российского химического оружия - это мировая проблема. Мы не сделали вовремя то, что обещали, поэтому предоставление иностранной помощи было приостановлено. А помощь нам нужна, поскольку это очень дорогостоящее дело. Его нельзя целиком финансировать из бюджета РФ. Нам нужны дополнительные средства, поэтому в сентябре мы будем вести об этом переговоры с соответствующими организациями в Японии, США, Великобритании, Италии, Франции, Германии, в Европейском союзе, и все это мы закончим 24-26 сентября в Гааге на сессии ОЗХО. Нам необходимы дополнительные оборудование и деньги, потому что мы должны реализовать к 2012 году программу абсолютно безопасного уничтожения российского химоружия.

- Сергей Владиленович, говоря о разграничении полномочий, о разграничении компетенции федеральной и региональной власти, вы приводили примеры из области политики, законодательства. Понятно, что здесь вы действовали жестко. Но ведь в Приволжском округе есть еще и экономика. Насколько допустимо вмешательство полпреда в экономические процессы?

- В экономике, я думаю, надо ограничивать зону, в которой требуется вмешательство полпреда. Хотя есть такие проблемы, при решении которых оно необходимо. Это те экономические проекты, которые не могут быть реализованы в отдельном субъекте Федерации. В Приволжском федеральном округе мы выявили несколько таких проектов. Например, у нас сосредоточено 80% российского автомобилестроения. Нижний Новгород, Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Павлово, Елабуга - известные центры автомобилестроения России. А производство комплектующих разбросано по всему округу. Система сбыта, снабжения рассредоточена по всей территории страны, поэтому обеспечить успех отрасли - это задача федерального уровня. Мы полгода занимались разработкой программы по автомобилестроению, и закончилась наша работа в июне совещанием у президента, где принят целый ряд очень важных решений. В нефтехимии, авиастроении - аналогичная ситуация. Еще возникает проблема транспортных коридоров, потому что Приволжский федеральный округ - транзитный. Через столицу округа - Нижний Новгород проходит пересечение основных транспортных коридоров Север-Юг, Ближний Восток-Санкт-Петербург-Скандинавия и Восток-Запад. Через Нижний Новгород идут трансконтинентальные экспрессы Пекин-Москва, Москва-Улан-Батор. Проект по развитию транспортных коридоров дает возможность получить от транзита грузов доход в миллиарды долларов.

Еще одна проблема - привлечение инвестиций. Чтобы привлечь инвестора, ему нужно создать условия на всех уровнях: и на уровне муниципалитета, и на уровне субъекта, и на уровне федеральной власти. Я убежден, что главная ответственность федеральной власти - создание благоприятных инвестиционных условий, потому что развитие ряда отраслей возможно только при привлечении инвесторов. Это очень важно, так как никаких иностранных инвестиций не будет, пока нет вложений российского капитала. Любой западный бизнесмен скажет: ваши олигархи живут у вас в стране, они знают страну лучше нас. Если они свою прибыль, полученную на экспорте нефти, цветных металлов, оставляют на Западе, зачем нам свою прибыль везти к вам? Это будет до тех пор, пока российские бизнесмены не начнут вкладывать деньги в Россию. Поэтому мы в Приволжском округе создали экономический климат, при котором крупный российский бизнес начинает вкладывать прибыль, полученную на экспорте, внутрь России. Это пример для иностранцев. Только за последний год в автомобильную промышленность Приволжского федерального округа мы смогли привлечь инвестиций более чем на полмиллиарда долларов.

- Но ведь экономика - это не только крупный бизнес...

- Мы это понимаем, поэтому мы обязаны построить систему, обеспечивающую надежные вложения для малого и среднего бизнеса. Кстати, приводя в соответствие с федеральным региональное законодательство, мы очень много сделали для предпринимателей, потому что для бизнеса необходимо единое экономическое пространство, отсутствие барьеров на пути свободного перемещения товаров, денег, капитала, людей, означающее уменьшение административного произвола, законы по дебюрократизации, которые на федеральном уровне уже приняты. Мы создали год назад координационный совет при полномочном представителе президента по малому и среднему бизнесу и обеспечиваем, в том числе и на уровне регионального законодательства, создание единого экономического пространства. В частности, ввели в большинстве регионов так называемую "Книгу проверок". У нас большое количество организаций, которые проводят всевозможные проверки. Теперь проверяющий обязан сделать запись в "Книге проверок", которая прошнурована, опечатана и регулярно попадает на контроль аппарату полномочного представителя президента. Удивительная вещь: сам факт введения "Книги" привел к тому, что количество проверяющих снизилось.

- Я так понимаю, малый и средний бизнес - основа создания пока малочисленного сегодня среднего класса?

- Да, развитие малого и среднего бизнеса - это рабочие места, увеличение уровня дохода людей, а значит - покупательной способности. Мы не можем все время развиваться только за счет благоприятной для нас конъюнктуры цен на экспорт: на нефть, на цветные металлы. Крайне важно, чтобы был внутренний спрос на товары, чтобы промышленность поддерживалась огромным внутренним рынком России. С моей точки зрения, чем больше людей, которые относят себя к среднему классу, людей, которым есть что терять, тем больше политическая стабильность и предсказуемость в стране.

- Вы говорите о тех реформах и преобразованиях, которые идут в округе...

- И в целом по стране. Вы, вероятно, заметили, что за последние полтора года и политически, а следовательно, и экономически ситуация в России стабилизировалась.

@@@
Сергей Кириенко: "Нам удалось укрепить Россию"
Ситуация объективно толкает крупный бизнес к объединению политических усилий в регионах
Спать спокойно, но не долго
Страна получит инвестиционный рейтинг в 2004 году
Утечка мозга
Фонд Евразия и ЮКОС поставят на ноги сибирский малый бизнес
Фридман уверен, что он не Ходорковский

Хакер – это вчерашний талантливый школьник

@@

Ведущие вузы и крупные компании хотят хоть каким-то образом сохранить интеллект нации

2004-07-14 / Наталья Савицкая







Талантливому ребенку нужно больше внимания профессионалов: и педагогов и психологов.<>Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

«Есть темы, которым не уделяется достаточно внимания прессы, – заявил на недавнем заседании Российского совета по развитию образования (РОСРО) ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, – их две: образование одаренных детей и интернетизация образования».

Позволю себе развить эту тему дальше и заметить: зато куда в большей степени, чем ранее, и одаренными детьми, и интернетизацией образования занимаются сегодня как крупные компании, флагманы отечественной экономики, так и сами ведущие высшие школы. За примерами далеко ходить не надо. Здесь и потанинские стипендии отличникам-студентам и юкосовские программы (кстати, что теперь будет с ними?). Победителей олимпиад (региональных и федеральных) забирают себе Московский университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный технический университет имени Баумана, и та же Высшая школа экономики и многие другие вузы России. Забирают в основном даже без экзаменов. Все это можно рассматривать как косвенное доказательство тому, что в условиях приближающихся перемен в образовании крупный бизнес и ведущие высшие школы пытаются хоть как-то сохранить «стратегический запас страны» – интеллект нации.

Уже сегодня очевидно, что массовый прием в вузы (особенно в его сегодняшнем виде) и даже Единый госэкзамен (внедряемый столь усердно) не позволяют и не позволят выделить в потоке абитуриентов самых одаренных. Выход здесь один: «движение олимпиадников» следует расширить (в плане массовости), упрочить (в смысле его материальной базы) и вывести из «подполья» (в смысле решения вопроса его законодательной базы). Ведь до сих пор не решено, а что это такое – олимпиадное движение. Реальные силу и права наряду с другими формами поступления олимпиады будут иметь только тогда, когда законодательно будет оформлено, что они – не что иное, как вид конкурсного отбора в вузы, а не очередная лазейка для внеконкурсного приема. Сегодня этот вопрос, что называется, «завис». Вопрос «массовости» участников тоже немаловажен. Здесь важно решить, как перейти от отбора крайне малого числа детей с выдающимися способностями к расширенному отбору детей одаренных. Сегодня на четырехуровневой олимпиаде с каждого уровня отсеивается примерно 250 человек. В итоге победителей (на самой верхушке олимпиады) не больше 25 человек (по каждому предмету).

@@@
Хакер – это вчерашний талантливый школьник
Хищники в неволе не размножаются
Цена войны
Частники не достучались до чиновников
Частники теснят крупный бизнес
Чиновники ревнуют малый бизнес к их будущим доходам
Экономика на продажу