Проблема терроризма в России тесно связана с нелегальной миграцией


@@@

После взрывов жилых домов Москва должна приостановить безвизовый въезд в страну из государств СНГ

1999-10-02 / Наталья Айрапетова



Миграционный поток на протяжении десяти лет из СНГ движется в основном в одну сторону - России.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
КАЖЕТСЯ, Россия уже справилась со своей ролью беспечного проходного двора для всех без исключения граждан СНГ и "третьих стран": террористические акты в Буйнакске, Москве и Волгодонске снова ставят со всей остротой нерешенный вопрос об эффективной борьбе с "нелегалами", то есть с нелегальной и незаконной миграцией на территории России. Вопрос этот сегодня имеет прямое отношение и к национальной безопасности страны, и к безопасности ее обычных граждан, поскольку мы становимся участниками и свидетелями двойного и очень опасного удара: девятый вал международного терроризма обрушился на Россию вместе со штормовой волной нелегальной миграции, а такую "синхронизацию" без решительных и комплексных действий со стороны правительства и всего общества не выдержит ни одно государство. Однако в течение последних десяти лет власть на всех уровнях делала вид, что никакой опасности для государственности России и ее граждан "нелегалы" не представляют, - и в отличие от своих партнеров по СНГ расслабилась до такой степени, что сегодня мы лишены не только правового, но и статистического инструментария для решения этой проблемы, не говоря уже о полнейшем отсутствии мощной финансовой и материальной базы для цивилизованного приближения к таковому решению. Но прежде полезно разобраться, против кого должна быть направлена не созданная пока система защиты и государства, и конкретного человека.

Против "нелегалов", как и против терроризма, вправе бороться любое государство - и это право зафиксировано в многочисленных международных документах. Но, поскольку сегодня мы имеем дело с определенным сценарием, исполнители которого должны раскачать ситуацию в России на крови обычного гражданского населения (теракты и взрывы, как легко заметить, были целенаправленными, поскольку жертвами стали люди небогатые, из рабочих кварталов), спровоцировав не только социальный, но и межнациональный взрыв, полезно проанализировать, куда столь последовательно режиссеры терактов направляют страх и ненависть людей.

ДВОЙНОЙ УДАР ГОТОВИЛСЯ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Ровно десять лет назад межнациональные конфликты развалили Союз - и этот же простенький, но испытанный метод должен сегодня сработать и при развале России. Тем более что сама власть со всеми своими ветвями (увы, включая четвертую, которая и сегодня подбрасывает якобы случайные дровишки в огонь людской ненависти) много способствовала тому, чтобы "перелетные птицы" со всего СНГ и из "третьих стран" беспрепятственно селились и гнездились в России. С другой стороны, именно российская власть повседневно в течение многих лет унижала собственный народ этим последовательным попустительством нелегальной миграции (а также преступности и любому "интернациональному" криминалу) на фоне изгнания русских сначала из стран СНГ, а потом и из собственных национальных республик России.

Главы администраций, губернаторы, правоохранительные органы, которые сегодня вдруг вспомнили про патриотизм и свою прямую обязанность - защищать прежде всего граждан собственной страны, - на протяжении ряда лет демонстрировали, причем откровенно, свой особый номенклатурный "интернационализм", уходящий корнями в советские времена: "свои" - это те, кто платит регулярную мзду местному начальству от имени многочисленных этнических общин "нелегалов", а "чужие" - это все остальные, будь они хоть трижды россияне. Наверное, можно было предвидеть и без семи пядей во лбу нынешний итог: постоянное насыщение российских городов пришлым криминалом (вдобавок к своему, отечественному) не может не кончиться взрывом - в прямом и переносном смысле.

"ЛИЦА КАВКАЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ"

Эмоциональный взрыв в обществе можно тоже назвать "целенаправленным", поскольку он направляется прежде всего на "лиц кавказской национальности", тем более что серьезные основания для этого вроде бы имеются: подозреваемые в недавних терактах лица - уроженцы Кавказа, нельзя сбрасывать со счетов и так называемую этническую преступность. Однако, чтобы не быть марионетками в чужих руках, полезно подумать, кто они - "лица кавказской национальности", почему обществу предлагается вместо решения конкретных проблем долгосрочный мордобой "всех против всех", откуда берутся призывы выслать "всех кавказцев" и против чего конкретно должна будет сработать новая, еще не созданная система национальной безопасности, частью которой должна быть новая миграционная политика. Речь, по сути, должна идти о простых вещах: о тех, кто находится на территории России на законных основаниях, независимо от своей нацпринадлежности, и тех, кто таких оснований не имеет и пополняет ряды "нелегалов", бороться с которыми - нелишне это повторить - долг и обязанность каждого государства.

Итак, кто они - "лица кавказской национальности"? Есть, во-первых, законопослушные граждане России независимо от цвета кожи и разреза глаз, а государство прежде всего должно защищать своих граждан, их жизнь и безопасность. Более того, есть "кавказцы", коренные жители России, которые на протяжении не одного поколения доказывали свою лояльность и преданность русскому народу независимо от формы государственного правления. Поэтому когда "отдельные представители" московской милиции простодушно объясняют задержанным, что им, дескать, велено "отлавливать дагестанцев", то это не просто глупость - это преступление, грозящее обвалом очень предсказуемых эмоций на всем Северном Кавказе (что тоже входит в сценарий дестабилизации) и по всей России: значит, пока Дагестан и дагестанцы вместе с федеральными силами отстаивают интересы и границы России, в ее столице "отлавливают" именно уроженцев республики? Такие случаи надо немедленно пресекать, виновных исполнителей - наказывать, одновременно разъясняя населению, что цель столичных и российских властей - не "отлавливать" кого бы то ни было по национальному признаку, а прежде всего искать преступников, поскольку некоторые из них, судя по предварительной информации, могут быть уроженцами в том числе и Дагестана. Власть - любая - в подобных ситуациях должна действовать, с одной стороны, жестко и определенно, а с другой - достаточно гибко и осторожно, чтобы не тушить пожар бензином…

И, наконец, есть "лица кавказской национальности" из стран Закавказья, живущие в России, как правило, на нелегальном положении - и вот именно они наряду со всеми другими нелегалами, в том числе и из "третьих стран", должны быть в центре внимания органов миграционной службы, милиции, паспортно-визовой службы и других структур, пока не складывающихся в "единый кулак" и единую систему.

ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

В России, по разным экспертным оценкам, "перелетных птиц", то бишь нелегалов, от 700 тысяч до 1,5 миллиона (по мнению спецслужб, эта цифра достигает и 3 миллионов). По данным Федеральной миграционной службы России, у нас "гостят" господа-товарищи из Китая, Афганистана, Пакистана, Сирии, Ливана, Турции, Шри-Ланки, Северной Кореи, Индии, Вьетнама - всего насчитывается "флагов" более 60 стран мира плюс все страны СНГ. Только в Москве, по экспертным оценкам, около 200 тысяч нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья плюс около 500 тысяч мигрантов из СНГ "благодаря" безвизовому режиму, который ударяет прежде всего по России, поскольку миграционный поток на протяжении десяти лет из СНГ движется в основном только в одну сторону - в сторону Российской Федерации.

Из граждан СНГ первые места среди "нелегалов" занимают граждане Азербайджана и Грузии (мягко говоря, не слишком дружественно настроенных к России государств, к тому же сыгравших свою роль в поддержке Чечни, в том числе и ее известных лидеров, промышляющих террором и похищением людей), а также жители Украины. Последнее обстоятельство указывает на то, что среди нелегалов (поставщиков наркотиков и оружия, потенциальных исполнителей терактов и просто криминальных личностей) напрасно искать непременно "лиц кавказской национальности" - уже известны случаи, когда из Таджикистана и других стран СНГ в Россию нелегально проникают и славяне, и этот криминальный канал братки из СНГ в ближайшем будущем будут непременно использовать для смены "имиджа".

По данным азербайджанских источников, в РФ постоянно проживают более 500 тысяч азербайджанцев, но надо полагать, что эта цифра выше. По данным российских экспертов, ежегодно только Азербайджан "поставляет" в Россию до 900 тысяч трудовых мигрантов и сезонных рабочих (хотя эта цифра у некоторых наблюдателей вызывает сомнения). Впрочем, все это экспертные оценки, которые очень разнятся между собой в зависимости от структур и ведомств, и это лишний раз свидетельствует о том, что мы не готовы эту проблему решать, так как даже приблизительно не знаем ее очертаний.

Если же говорить о нелегальных мигрантах из "третьих стран", то здесь лидирует Китай - с учетом колоссальной безработицы в этой стране (по данным профессора Вили Гельбраса, цифра может колебаться от 130-150 млн. безработных до 200 млн.) численность нелегальной и полулегальной общины к 2010 году может возрасти, по оценкам экспертов, до 8-10 миллионов, и, таким образом, на фоне демографического кризиса в России, население которой сокращается на 1 миллион ежегодно, китайцы могут стать второй по численности этнической группой в стране.

Главная проблема не в том, чтобы "гнать и не пущать" в Россию кого бы то ни было (это нереально), а в том, чтобы этнические общины нынешних "нелегалов" состояли с государством в цивильных и легальных отношениях и платили бы нормальные налоги именно в государственную казну, а не местным чиновникам всех уровней, пополняющим свой личный бюджет за счет этой категории мигрантов. К тому же нужна хорошо оснащенная система иммиграционного и миграционного контроля, без которой любые меры, включая депортацию, будут малоэффективны.

Вот последние данные представителей московского правительства, подводящие некоторые итоги "особого режима" за 10 дней, начиная с 13 сентября: более 15 тысяч человек не могли внятно объяснить причины своего присутствия в Москве, около 50 тысяч человек уклонились от повторной регистрации и несколько тысяч человек планируется депортировать к месту их бывшей "дислокации". Слово "депортация" звучит, возможно, негуманно, но если речь идет о "нелегалах" из стран СНГ, проживавших в России на незаконных основаниях, то эти меры вполне оправданны: в марте 1998 года странами Содружества было подписано (за исключением Грузии, Туркмении и Узбекистана) Соглашение о сотрудничестве по борьбе с нелегальной миграцией, причем одна из статей этого соглашения предусматривает и депортацию нелегальных мигрантов на их историческую родину. Россия готовится ратифицировать это соглашение - другой вопрос, насколько оперативно это сделают ее партнеры, подписавшие документ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Украина. Жизнь показывает, что процесс ратификации может длиться годами (соглашение вступает в силу после так называемой третьей ратификации, когда его должны подписать как минимум три участника), а Россия уже в цейтноте и заплатила за этот цейтнот человеческими жизнями.

При отсутствии современной базы данных и единой для всей страны компьютерной сети можно сколь угодно долго, по нескольку тысяч за ночь, проверять подвалы и квартиры, сверять данные регистрации и паспорта, мобилизовывать граждан на ночные дежурства, наконец, депортировать тысячи "нелегалов", но должного эффекта все эти меры в итоге не дадут, поскольку они хотя и безусловно нужны, но являются мерами вторичными: это все равно что санитарный кордон вокруг Чечни устраивать с помощью добровольных дружин, вооруженных одними красными повязками… Без современной цивилизованной компьютерной системы контроля за каждым, кто проникает на территорию России, все разрозненные меры малоэффективны, поскольку у лайпановых, как правило, есть и прописка, и российское гражданство, и деньги, и связи.

Говорят, бороться с нелегальной миграцией невозможно и что окончательной победы над ней не добились даже самые богатые страны. Да, это так, но это не означает, что Россия и дальше должна быть для всех перелетных птиц удобным и бесхозным проходным двором, где удобно селиться и гнездиться целыми семьями, кланами и даже районами в течение целого десятилетия (при этом изменения в демографической ситуации нашу власть тоже не волнуют), а во время "критических дней" нужно всего лишь перелететь из Москвы в Московскую область - и наоборот: переждать, отсидеться, а там, глядишь, снова осесть. Способствуют такой "борьбе с нелегальной миграцией", помимо отсутствия должного технического и организационного уровня иммиграционного контроля (который ФМС России планирует в ближайшее время сделать "тотальным" на всей территории страны, а не только на соответствующих пунктах по старинному принципу "прибыл-убыл", особенно когда "убывать" залетные гости не спешат), и огромные черные дыры на нашем правовом пространстве, и до неприличия "прозрачные" границы, и отсутствие должных правовых актов, одни из которых пора принимать (как, например, готовящийся в Госдуме ко второму чтению законопроект о правовом положении иностранных граждан в РФ), а другие пересматривать или корректировать, как, например, Бишкекское соглашение, которое заслуживает отдельного разговора.

ДЕМОКРАТИЯ ДЛЯ "НЕЛЕГАЛОВ"

Семь лет назад, в октябре 1992 года, в Бишкеке было принято Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников, от подписания которого благоразумно уклонились правительства Туркмении и Украины. Недавно Туркмения ввела визовый режим, так что часть предназначенных ему "нелегалов" хлынула в Россию. О том, что миграционный поток будет улицей с односторонним движением, можно было бы догадаться еще в 1992 году, когда до России начали докатываться волны обвальной миграции. Однако уже тогда нашлись светлые головы, сочинившие не только статью 1 ("Граждане Сторон имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по территории Сторон без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство"), но и статью 2, открывающую все шлюзы для нелегалов всего мира, ибо эта замечательная статья гласила: "Граждане Сторон, постоянно проживающие на территории третьих государств, могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории Сторон также без виз", что, как понимает читатель, граждане СНГ активно проделывают, а вместе с ними передвигаются и различные сюрпризы, в основном наркотики...

Почему именно Россия до сегодняшнего дня с такой патологической настойчивостью соблюдала этот безвизовый режим, тогда как ее собственные граждане никуда особенно не двигались - ни в Таджикистан, ни в Казахстан (с которым границы практически не существует), ни в Азербайджан, - это загадка, но сегодня ясно одно: на карту поставлена безопасность граждан России - и правительство России должно принимать адекватные меры, тем более что и само Бишкекское соглашение это предусматривает в статье 4, где подчеркивается право Сторон "принимать особые меры по защите своих границ и территории при чрезвычайных обстоятельствах, в частности, в ситуациях, угрожающих их безопасности".Поэтому безвизовый режим не исключает права Сторон - по крайней мере на бумаге - "осуществлять соответствующий паспортный и иные виды контроля".

Однако сегодня Россия стоит перед суровой необходимостью, не довольствуясь этими оговорками, приостановить со своей стороны безвизовый режим, поскольку страна оказалась в экстремальной ситуации, беспрецедентной для всего мира, когда международный терроризм объявил войну целому народу - и причем на всей территории России.

КОНТРОЛЬ ЗА ЧИНОВНИКАМИ-"НЕЛЕГАЛАМИ"

По мнению специалистов из разных правительственных структур, ФМС и МИД России могут проявить должную инициативу при разработке и принятии тех правовых актов российского правительства, которые должны гарантировать гражданам России безопасность и значительно сократить потоки нелегальной миграции и бесконечные визиты неконтролируемых "гостей" из СНГ и третьих стран. Если необходимо для безопасности граждан и собственных границ приостановить и другие международные акты, подписанные Россией сгоряча, это надо сделать именно сегодня, а поборникам "прав человека", по старинке противопоставляющим государство личности (и тем самым играющим на разрушение государства), следует подумать и о том, что наверняка у тех, кто погиб в собственных домах, тоже были какие-то права, не говоря уже о праве на жизнь. Если же процесс корректировки Бишкекского соглашения, как и вообще переговоры с партнерами по СНГ, займет немало времени, России ничто не мешает принять национальные правовые акты в одностороннем порядке, поскольку и демократия не может быть бесконечной улицей с односторонним движением.

В контексте сегодняшних событий, круто изменивших ситуацию внутри России и вокруг ее границ, пора пересмотреть и закон о российском гражданстве, особенно о "стаже" гражданства, поскольку гражданство РФ получить сегодня легче, чем купить подпольную водку или стакан семечек, причем его с легкостью необыкновенной приобретают граждане недружественных государств СНГ (тогда как граждан России этот и другие законы не защищают по обе стороны от российской границы). Наконец, самое главное - добиться четкой координации и ответственности перед законодательной и исполнительной властью всех заинтересованных ведомств и служб - МИДа, пограничников, миграционной службы и правоохранительных органов: не секрет, что паспортно-визовые службы РФ, выдавая визы сомнительным гражданам из "третьих стран" и снабжая их вполне законными документами для пересечения российской границы, не очень обеспокоены тем, что легально прибывающие в Россию представители - граждане других государств через недельку-другую бесследно растворяются на ее просторах, пополняя ряды "нелегалов". Следовательно, пора уже привлекать к уголовной и административной ответственности всех тех, кто способствует расселению в России нелегальных мигрантов и тем самым подвергает опасности жизнь собственных граждан, а уж кто этот чиновник-"нелегал" - глава администрации, представитель МИДа или участковый, - никакого значения не имеет.

Видимо, должна возрасти и роль Федеральной миграционной службы не только как контролирующего, но и как координирующего органа - заметим, что на Западе особая роль в поимке преступников и нелегальных мигрантов принадлежит именно миграционным службам и четко работающему иммиграционному контролю, когда уже на подступах к стране террорист или криминальный авторитет может быть обезврежен.

ДВЕ ЛОВУШКИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ

@@@