"Иранский Горбачев" в Москве

@@

Президент Хатами приехал для диалога со стратегическим соседом

2001-03-13 / Марианна Беленькая







ВЧЕРА вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов встретил в аэропорту президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами, который прибыл в Москву с официальным визитом. Это первый визит в Россию главы исполнительной власти Ирана (по иранской Конституции президент не является главой государства).

Очевидно, что сейчас Иран находится на одном из центральных направлений российской внешней политики. Однако в МИД РФ подчеркивают, что "о стратегическом партнерстве между Ираном и Россией речи не идет - нет такой близости позиций". Хотя в Иране Россию называют "стратегическим соседом". Экономическое же сотрудничество Ирана и России проходит по очень тонкому водоразделу. Иран не только выгодный партнер, но и соперник. Обе страны борются за влияние в бывших советских республиках Закавказья и Средней Азии, наличествует конкуренция и в вопросах раздела Каспия. Помимо региональных аспектов, союз Ирана и России вызывает сильное беспокойство на Западе. К крупнейшему международному скандалу привело в прошлом году разглашение американцами подробностей конфиденциального соглашения Гор-Черномырдин. Скандал, правда, обернулся для России большими экономическими выгодами, так как снял оковы с энергетического и военного сотрудничества между Ираном и Россией, нравится это Вашингтону или нет.

Вашингтон периодически предлагает другим странам наложить ограничения на сотрудничество с Ираном в тех или иных областях. В Тегеране, соответственно, часто пытаются втянуть третьи страны в противостояние между США и Ираном. Так, в клерикальных кругах этой страны предпринимались попытки окрасить визит Хатами в Россию в антиамериканские лозунги. Тем более что пикантность делу придает тот факт, что в июне в Иране должны состояться президентские выборы. И практически накануне визита в Тегеране разгорелись страсти вокруг обсуждения планов о выдвижении кандидатуры Хатами на второй срок.

Иранского президента называют часто иранским Горбачевым. Лозунг его правления - гражданское общество и диктатура закона в Иране. Практически весь период его президентства происходили трения между реформистскими кругами и радикальными, клерикальными силами. Но именно с приходом Хатами произошло оживление экономического сотрудничества с Западом, и именно с ним любят беседовать западные и российские политики, характеризуя его как умного и интересного собеседника.

Именно благодаря разумной позиции иранского президента его визит в Россию не пройдет под антиамериканскими лозунгами.

Ведь Москве и Тегерану есть что обсудить в вопросах мировой политики и не затрагивая ее американский аспект. Во-первых, это вопросы международной безопасности. Как утверждают высокопоставленные источники в Кремле, без помощи Ирана Россия не смогла бы остановить войну в Таджикистане. Примечательно, что накануне визита Хатами в Москву министр обороны Ирана посетил Таджикистан, где, как отметили иранские аналитики, впервые публично со стороны официального иранского лица прозвучали слова о тройственном союзе Ирана, Таджикистана и России. Иранские военные аналитики утверждают, что Москва заинтересована в активизации роли Тегерана на Северном Кавказе и в Средней Азии с тем, чтобы помешать США и НАТО расширить свое влияние в этом регионе. Заметим, что Москве не нравятся как попытки США активизироваться в этом регионе, так и растущая роль там Ирана. Однако в последнее время все чаще и чаще упоминают о выстраивании региональной диспозиции, по одну сторону которой находятся США-Турция-Азербайджан-Пакистан, а по другую - Иран, Россия, Таджикистан.

Общий язык стороны находят и в решении проблем, связанных с Афганистаном. Сотрудничество распространяется и на борьбу с наркоторговлей и терроризмом.

Москва также заинтересована в посредничестве между Ираном и Ираком. И хотя отношения между двумя странами восстановлены, время от времени дают о себе знать некоторые трения. Москве же выгодно сотрудничество с обеими сторонами и совсем не хочется оказаться в ситуации, когда придется занять чью-то определенную сторону (аналог - ситуация с лучшими нашими союзниками, не очень любящими друг друга, - Китаем и Индией).

Что касается экономических проектов, то Иран предоставляет широкие возможности для инвестиций. В связи с тем, что эта страна испытывает дефицит энергии, у России есть реальный шанс осуществить несколько крупных проектов в Иране по строительству АЭС и ТЭС. Вопрос расширения сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, возможно, также будет рассматриваться в ходе визита Хатами, но не на президентском уровне, а между представителями тех или иных ведомств. Президенты же обсудят проекты завершения строительства Россией первого энергоблока АЭС в Бушере и перспективы получения контрактов на строительство еще трех энергоблоков на этой станции. Строительство идет под наблюдением МАГАТЭ. Один контракт в Бушере стоит около миллиарда долларов. Россия также занимается строительством ТЭС в Исфагане и Ахвазе. Множество проектов существует в нефтегазовой сфере. Так, "Газпром" участвует в разработке месторождения в Южном Парсе. Активно сотрудничают наши страны и в области металлургии, строительства в Иране автомашин "Газель" и самолетов гражданской авиации (см. "НГ" от 15.02.2001). Объем товарооборота между Ираном и Россией составляет 600 млн. долларов. Немаловажной проблемой, которую нужно обсудить Москве и Тегерану, стали планы США по строительству нефтепровода Баку-Джейхан (Турция) в обход России и Ирана.

Иран интересен России и как крупнейший транзитный узел. Проект коридора Север-Юг был подписан в Санкт-Петербурге в сентябре прошлого года между Россией, Индией и Ираном и уже начал работу. Речь идет о доставке грузов из Азии в Европу и наоборот через порты Аббас и Астрахань на Каспии. Сейчас о присоединении к договору говорят Бахрейн и Казахстан. Планируется, что к концу этого года пропускная способность коридора достигнет около 80-100 тысяч контейнеров в год.

Все эти вопросы обсуждались вчера на встрече президента Ирана Хатами с президентом Путиным. По завершении переговоров стороны подписали "Договор об основах взаимоотношений и принципов сотрудничества между Россией и Республикой Иран". В договоре подчеркивается, что каждая из сторон обязуется не применять во взаимных отношениях силу и не представлять своей территории для совершения агрессии против другой стороны.

Президенты также пришли к мнению, что до саммита прикаспийских государств, проведение которого планируется в апреле, было бы целесообразно провести встречу на уровне экспертов. Что касается вопросов военно-технического сотрудничества, то, по словам Путина, Иран подал заявки только на оборонительные виды вооружения. Президент РФ сказал, что "Иран не претендует на вооружение, которое лежит за рамками международной практики и соответствующих обязательств России". Главным итогом своих переговоров с Путиным президент Ирана назвал соглашение о расширении всестороннего сотрудничества. А в Москве надеются, что этому будет также способствовать скорейшая ратификация парламентом Ирана соглашения об избежании двойного налогообложения.

Хатами и Путин сделали также совместное заявление о статусе Каспийского моря. В нем говорится, что Россия и Иран "до усовершенствования правового режима каспийского моря официально не признают никаких границ на этом море". Все договоренности по Каспию будут иметь силу только после того, как все пять прикаспийских государств согласятся их принять.

По завершению переговоров Хатами пригласил Путина посетить Иран, и российский президент принял приглашение.

@@@
"Иранский Горбачев" в Москве
"Карьерист, фанатик и бандит"
"Мы находимся во враждебной среде"
"Рядом с Октябрьской революцией только рождение Иисуса Христа"
Александр Усс: Людей надо убеждать, а не "строить"
Аслан Масхадов готов извиниться перед своим народом
Бендукидзе уходит из ТВС

В Израиле опасаются путча

@@

Насильственная депортация еврейских поселенцев может быть сорвана

2005-08-15 / Габриэль Вольфсон



Сегодня начинается отступление Израиля из Газы и части Западного берега реки Иордан, именуемое планом одностороннего размежевания. Более 55 тысяч солдат и полицейских будут обеспечивать порядок во время эвакуации еврейских поселенцев. С сегодняшнего утра движение гражданских лиц по дорогам Газы и Западного берега будет осуществляться лишь в одну сторону – из поселений. Зоны, предназначенные для эвакуации, перекрыты шестью кругами оцепления. Это защита от противников размежевания, проникающих в поселения, а также палестинских террористов.

@@@
В Израиле опасаются путча
Визовый режим как часть общей системы безопасности
Возвращение на передний край
Дмитрий Киселев с национальным интересом
Друзья России готовы защищать друг друга
Европа предлагает Америке делать ставки вместе
Здоровье людей и животных

Когда беззащитными становятся все

@@

Безнравственность как угроза национальной безопасности

2000-04-05 / Александр Юрьев Александр Иванович Юрьев - заведующий кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета.



Рисунок Вадима Мисюка

ОПАСНОСТЬ нравственного беспредела в сегодняшнем российском обществе столь велика и очевидна, бороться с нею надо немедленно. Трудность заключается в том, что необходимо искать такой способ восстановления нравственности, который нашел бы поддержку в обществе, и такую форму обсуждения этих проблем, которая будет принята людьми.

ЖИЗНЬ "БЕЛАЯ" И "ЧЕРНАЯ"

Убеждать в пользе нравственности - значит ломиться в открытую дверь. Нравственность есть, потому что люди острейшим образом реагируют на ложь, клевету, беззаконие в отношении их лично. Но в реальной жизни России масштабы нарушения нравственных стандартов поведения превысили все мыслимые пределы. К тому же все наши проблемы принято обсуждать и решать только на рациональном языке экономики и права. "Курс рубля", "иностранные инвестиции" стали магическими заклинаниями. С этими понятиями связываются надежды на восстановление России. Однако время идет, а ситуация в стране усугубляется. Так следует ли рассчитывать на то, что здоровая экономика породит нравственное поведение? А может быть, нравственное поведение - условие появления сильной экономики? Или нравственность и экономика - это параллельные, не связанные между собой явления?

Пока же в стране сформировались две нравственные реальности: "аппарат государства", который публично исповедует все обязательные нормы цивилизованной жизни, и "жизнь государства", где эти нормы фактически не действуют.

Совершенно очевидно, что, сделав ставку в управлении обществом на материальные, физические инструменты, государство допустило ошибку, которая ныне угрожает ему самому. Нечто чрезвычайно важное было выброшено из системы управления огромными массами людей. При этом никто не говорил открыто о бесполезности нравственных ценностей - чести, совести, правды, верности, долга, - но очень многие своими действиями уничтожали их влияние. Неограниченные права на власть в стране получили деньги и сила, независимо от их происхождения.

Жертвами приоритета материального над идеальным только сначала становятся самые слабые, потом очередь доходит и до самых сильных, а потом и до самого государства. В результате страна теряет управляемость. А это уже угроза национальной безопасности.

Социологи и политологи основательно исследовали жизненные ценности, которые сегодня представляются нашему народу более или менее актуальными. В этот список входят: семья, безопасность, достаток, закон, мир, права человека, справедливость, стабильность, порядок, достоинство, совесть, труд, духовность, демократия и т.д. Предполагается, что они могут быть обретены путем интенсивного применения инструментов власти и денег. Однако на практике такой образ действия лишь ухудшал жизнь людей.

В том-то и дело, что в действительности жизненные ценности вторичны по отношению к первичным, высшим человеческим ценностям. Однако обсуждение последних оказывается делом сложным, непривычным, чрезвычайно щепетильным. Понятия, описывающие смысл человеческого бытия, могут быть приравнены к личной тайне, остро задевают самые чувствительные стороны личности и крайне редко используются вне профессиональных аудиторий. Но если нравственность не будет обсуждаться и насаждаться, все другие инструменты управления огромными массами людей окажутся беспомощными. Формировать высшие человеческие ценности общество может путем воздействия на образ жизни, жизненную позицию, мировоззрение людей.

РОССИЙСКИЙ СТАНДАРТ

Образ жизни - система принципов и правил сохранения физического и психического здоровья людей, обеспечивающая прирост населения и продолжительность жизни граждан страны. Когда-то в СССР применялся термин "американский образ жизни", под которым подразумевались джинсы, банки кока-колы, голливудские фильмы, жевательная резинка и т.п. Хорошо это или плохо, но США стали законодателями мировых мод на дороги, компьютеры, небоскребы, кинофильмы. Американцы потратили огромные усилия на создание комфортного жилья, быстрого обслуживания, доступного транспорта, удобной одежды, дежурной улыбки. Все это пришлось принять нашей стране вместе с массовой автомобилизацией, памперсами, прокладками, аэробикой и многим другим - пришлось принять, потому что наши стандарты не выдержали конкуренции с американскими.

Но существует ли российский стандарт образа жизни? Как преодолеть сокращение населения России на миллион человек в год, превращение стариков в изгоев общества, варварское отношение к детям, пьянство, хамство в общении, преждевременную смертность мужчин? Можно, конечно, оправдывать "свинцовые мерзости" кризисным состоянием экономики, плохим питанием, произволом властей, тяжелой наследственностью и т.п. Однако нежелание иметь детей или сживание со свету стариков имеет нравственные, а не экономические корни.

За образом жизни стоит высшая ценность, которая дает силы делать невозможное. Это она дает силы женщине без обеих ног родить нескольких детей, слепому - писать картины, больному - встать со смертного одра. Она позволяет преодолевать внешние обстоятельства, которые заставляют слабых запить горькую, отнять кусок хлеба у старика, сбежать от собственного ребенка. Каждая минута нашего существования оплачена любовью родных и неизвестных нам людей. Никакие стандарты образа жизни, для соблюдения которых требуется мощное внутреннее усилие, не могут обойтись без стремления к такой ценности, как любовь. Немногие знают, что только любовь "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всегда надеется, все превозносит". Но в практических интересах любого человека - следовать этим заповедям.

У России есть альтернатива: или выживать за счет эффективного использования своих ископаемых ресурсов, или жить с опорой на свои человеческие ресурсы. Правда, для этого последние должны быть конкурентоспособны с человеческими ресурсами других стран. Едва ли это возможно без здорового образа жизни, в основе которого как раз и лежит готовность терпеть, никому не завидовать, не раздражаться, не бесчинствовать. Нет необходимости изобретать список нравственных ценностей, которые формируют современный образ жизни. И если в России этим никто не будет заниматься, то нам придется или довольствоваться хаосом в поведении сограждан, или заимствовать чужой образ жизни. Очевидно, что перед Россией стоит проблема собственных нравственных стандартов образа жизни. В реальной политической деятельности можно слово "нравственность" не употреблять, но не стоит его забывать.

ТРУД - ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?

Жизненная позиция определяется главным образом отношением к труду: по одну сторону баррикады труд считается высшей доблестью, наградой для каждого человека, по другую - унижением, тяжелым испытанием, которого нужно избегать всеми доступными способами. Баланс между этими позициями определяет могущество государства или его беспомощность. Совершенно очевидно, что главной причиной развала СССР и нынешних проблем России является крайне низкая производительность и качество труда в стране. Все российские кризисы - Смутное время, Петровские реформы, революции 1917 и 1991 гг. - были обусловлены неконкурентоспособностью товаров российского производства или их отсутствием. Решить вполне материальную проблему производства нельзя без решения идеальной проблемы - жизненной позиции граждан России.

Конечно, недопустимо считать, что гражданам России изначально присуща склонность плохо работать. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что трудящиеся в СССР в массовом порядке использовали все возможные тогда приемы уклонения от труда: тунеядство, прогулы, симуляции, курилки, имитацию работы, невыполнение норм выработки, приписки, технические остановки и т.д. В стране становилось все меньше эффективных работников, способных создать потребительную стоимость. Положение не улучшилось и после 1991 г.: в новых условиях частного производства отношение к труду осталось прежним. Теперь для выполнения работ, требующих высокого качества, Россия ввозит иностранных рабочих. Несомненно, есть причины подобного положения на нашем рынке труда: это отсутствие эффективной трудовой мотивации и разложение системы подготовки людей, способных к квалифицированному производительному труду.

Проблема трудовой мотивации существует во всех странах мира. Дело в том, что труд - это потребление рабочей силы, которое требует предельного напряжения воли работника. Волевое усилие тяжело дается, и возбуждается оно только очень сильной мотивацией, которая базируется на мощнейших нравственных ценностях. Даже если мотивация выстроена, ее приходится изменять каждые 25-30 лет из-за совершенствования средств и предметов труда, прихода на производство новых поколений работников. В связи с этим происходят реформы, революции, смена руководителей стран и правящих партий - все они приносят новые модели трудовой мотивации. Именно в этом основа подавляющего преимущества западных производителей над Россией, эксплуатирующей устаревшую модель мотивации к труду без всяких изменений уже много лет. Нашим работникам до сих пор предлагают такую же мотивацию к труду, какая существовала при Иване Грозном и при Сталине, в лучшем случае - систему Тейлора, изобретенную в США в конце прошлого века. И работают они - соответственно.

Таким образом, перед страной, если она намеревается сохранить свое положение в мире, стоит задача разработать новую систему побуждения к труду. Эту задачу не смогли решить ни Александр II, ни Николай II, ни Ленин, ни Сталин, ни Брежнев, и в результате мы дважды потеряли страну. После 1991 г. политический процесс в России двинулся в сторону раскрепощения производительных сил, но остановился, когда новые работодатели поняли, задачу какой сложности предстоит решить, - побудить народ работать так же эффективно, как работают японцы или американцы. Вывозить сырье и деньги за рубеж оказалось много проще, чем ломать голову над нравственными механизмами трудовой деятельности. Но сохранить свой человеческий облик народ может только в процессе производительного труда. Незанятость страшна не только тем, что у людей нет средств к существованию, но и тем, что без труда разрушаются высшие психические функции, которые делают человека человеком. Эту нравственно-политическую проблему предстоит решить лидерам нашей страны.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ВЕРА

Мировоззрение - это совокупность нравственных ценностей, которые делают человека сторонником или противником определенных общественно-исторических отношений. Мировоззрение вполне конкретно проявляется в материальной жизни людей. Самое поверхностное проявление безнравственного мировоззрения - это физическое уничтожение любого рукотворного объекта, если он никем не охраняется. Уничтожаются телефоны-автоматы, уличные скамейки, транспортные павильоны, оборудование электричек, оставленные без надзора здания, памятники, промышленные объекты, парадные жилых домов и т.д. По этой причине Россия практически не сохранила своих памятников старины, уничтожавшихся при малейшем ослаблении государственной власти. Обычно это явление именуют вандализмом, но в России оно не сводится к простому варварству.

Не все обращают внимание на то, что бытовому вандализму сопутствует вандализм политический, когда "представители народа" разрушают собственное государство энергичнее, чем самые заклятые внешние враги. Большую часть того, что потеряла Россия за обозримый исторический период, уничтожили не внешние враги, а внутренние вандалы. Среди их жертв - дважды преданное государство, миллионы соотечественников, убитых их руками, тысячи разрушенных храмов, десятки тысяч снесенных с лица земли дворянских усадеб, миллионы сожженных книг. Они лишили Россию не только памятников старины, но даже природного ландшафта: в стране исчезают пейзаж и архитектура, на которых можно остановить взгляд. Шайка уличных вандалов - ничто по сравнению с организациями политических разрушителей, которые превратили прекрасную страну в помойку и сырьевой карьер. Но у вандалов всех мастей общая природа - безнравственное мировоззрение.

Безнравственность мировоззрения обнаруживается и в форме "фени" - уголовной и нецензурной лексики. Получив широчайшее распространение среди населения, включая представителей культуры, образования, науки, управления, она породила соответствующий ей взгляд на жизнь. Так случилось, что через систему тюрем и лагерей было пропущено около половины населения России. Подобная школа жизни отвратила от государства множество граждан, которые стали говорить на двух языках одновременно: государственном (цензурном) и криминальном (нецензурном). С одной стороны, эта "школа" мешает поднимать вопросы нравственности и морали. С другой стороны, с ее помощью была выстроена идеология "черного нала", "теневого производства", "черного суда". Эта "школа" породила множество форм противодействия государству: от предупреждения водителей о засаде гаишников до выборов депутатов всех уровней из числа антигосударственников. Антигосударственники доминировали в Государственной Думе при Николае II, они и сейчас представлены в органах власти.

Причиной всех видов вандализма является утрата веры в существование и значимость высших нравственных ценностей. Массы людей в России не верят никому и ничему, они считают, что весь мир враждебен им, что им в этом мире ничего не принадлежит. Поэтому они и разрушают все вокруг себя. Ни сила, ни деньги не могут быть эффективны в управлении этой частью общества. Поэтому основные усилия общества и государства должны быть сосредоточены на возвращении людям веры, сила которой многократно превосходит власть денег и оружия. Добиться того, чтобы люди обрели веру, - историческая задача, которая входит в обязательные функции государства. Не столь важно, какова вера того или иного гражданина России, - важно, чтобы она была.

ГУМАНИТАРНЫЙ ВАКУУМ

Образ жизни, жизненная позиция, мировоззрение, в свою очередь, являются только условиями достижения высшей, интегральной ценности, название которой практически табуировано. Только в состоянии крайнего вдохновения или возбуждения или тогда, когда аргументы исчерпаны, а все другие слова ничего не объясняют, люди позволяют себе признаться, что они хотят быть счастливыми. Но самое скрываемое желание является самым подлинным и самым сильным. В меру своего опыта и образования каждый человек почти интуитивно выстраивает свое счастье. Он делает это, кем бы он ни был и как бы он ни объяснял свое поведение.

Проблема счастья не является личным делом каждого отдельного человека. Стремление к счастью есть та пуповина, которая связывает гражданина и государство. На пути к этой высшей ценности возникают и труд, и любовь, и вера. Государство несет ответственность за то, счастливы его граждане или нет. В роковой тайне достижения счастья скрыта как сила объединения людей в государство, так и причина распада государства. Косвенным образом каждый политик и каждая политическая сила обещает людям именно счастье. Но при этом речь идет не непосредственно об этой цели, а о материальных условиях ее достижения: зарплате, социальной защите, правах личности и т.п.

Трудность обсуждения понятий такого уровня не в том, что "этого" нет, а в том, что "этого" нельзя понять без слов и мыслей, которые содержатся в поэзии, литературе, в гуманитарном образовании вообще. Сейчас, когда поэзия, литература и другие составляющие гуманитарного цикла из-за своей экономической нерентабельности почти прекратили существование, вместе с ними из размышлений, намерений, планов, разговоров, действий масс людей ушли слова и мысли о фундаментальных мотивах их поведения. Никогда ранее Россия не была так бедна на философские разговоры, которые побуждают к служению обществу на поле боя, в труде, в науке. Поэтому фундаментальные понятия из гуманитарного цикла трудно воспринимаются и даже вызывают отторжение.

@@@
Когда беззащитными становятся все
Миронов признался в любви партии власти
НАТО примирила Бухарест с Кишиневом
Нам и дома хорошо
Обратная сторона Туринской Плащаницы
Общеевропейское партнерство
Переживет ли Земля 2880 год

Переплавленные колокола

@@

Несколько замечаний, навеянных сериалом "Российская империя"

2000-11-15 / Сергей Земляной



ВЗЯВШИСЬ воссоздавать историю, особенно серийно, телеэпопейно, человек легко может впасть в самогипноз, подпасть под обаяние рисуемого им монументального полотна. И, сам того не замечая, ратуя за историческую достоверность вкупе с занимательностью, сотворить некую новую фальсификацию. Что-то в этом роде, видимо, произошло с создателем просветительского сериала "Российская империя" Леонидом Парфеновым. Режиссера, сценариста, ведущего и, не побоюсь этого слова, главного героя этого образцового для НТВ произведения документального свойства.

Вот несколько характерных примеров аберраций и изъянов авторского зрения Леонида Парфенова, касающихся начала Северной войны. Во избежание кривотолков привожу стенографическую запись соответствующих высказываний г-на Парфенова в фильме: "Большинство в русской армии - новобранцы, не доверяющие командирам-иноземцам, и не зря. Союзники никудышные: у выборного польского короля мало власти, Дания позорно сбежит через несколько дней. Противник - ведущая военная держава, Швеция". И далее: "Карл подкрался незаметно, учинил полный разгром", причем командующий русской армией наемный иностранный генерал сдался в плен первым. "А бывшие потешные полки были единственными, кто не побежал. Нарвская конфузия стоила трети войска и всей артиллерии. Европу потешала памятная медаль: Петр, потерявший шапку, бросив шпагу, бежит, утирая слезы". Парфенов несгибаемо продолжает: "Неунывающий Петр вряд ли и слезинку-то проронил. Он принялся собирать новые полки, а на новую артиллерию велел конфисковать четверть всех монастырских и церковных колоколов. Так собрали полторы тысячи тонн меди". Дальше ирония: "За эту знаменитую крутую меру - переплавить колокола на пушки - Петра очень любила советская историческая наука. В этом видели что-то богоборческое, почти атеистическое: бесполезные вроде колокола превратить в полезное оружие. Все для фронта, все для победы. То есть советские историки смотрели на Петра, как самые религиозные прихожане его времени, считавшие, что только антихрист способен на такое кощунство". И финансовая концовка на разрыв аорты: "И еще, конечно, вводят новые налоги и без устали чеканят новые монеты. Денежная эмиссия после поражения у Нарвы обесценит рубль вдвое. Так оплачена вторая попытка прорыва к морю".

Но факты свидетельствуют, что без иностранных офицеров и наемников и до Петра, и при Петре, и после Петра русской армии попросту не было бы. В самом деле, Ключевский, чьим именем и ликом освящены первые серии телепроекта, свидетельствовал: "Хорошее жалованье привлекало иностранцев в русскую службу, и в XVII в. число иностранных офицеров в русском войске увеличилось в значительной степени. При Мейерберге (в 1662 г.), кроме 4 генералов, в Москве было более 100 иноземных полковников, множество подполковников, майоров и других офицеров. Усилившийся наплыв людей, знавших военное дело, дал правительству возможность ввести хотя в некоторые части войска правильное устройство и обучение военному делу. Такие войска были и конные, и пешие; они назывались рейтарскими и солдатскими полками, которые набирались из охочих людей, беспоместных или малопоместных дворян и детей боярских, а также из крестьян по всему государству. Ими командовали преимущественно иностранцы. Рейтенфельс уверяет, что эти полки могли равняться с лучшими войсками Европы". А вот что он же рассказывает в другой работе по поводу нестойкости иностранцев в русской армии и нелюбви к ним: "Дворцовая гвардия, оберегавшая царя Бориса, была составлена исключительно из иноземцев. Впрочем, уже в то время эти царские телохранители получили отличную боевую репутацию. В 1604 г. в битве под Новгородом-Северским малочисленный отряд Лжедмитрия опрокинул бы огромную русскую рать, если б не поддержал иноземный отряд; и в следующем году в битве при Добрыничах они же поддержали колеблющуюся рать и решили победу в пользу Бориса. "Русские, - замечает один современник, - стали любить иноземцев, хвалили их мужество и говорили: знать, немецкий бог сильнее русского, ваших горсть устояла, а мы бежали". Признание превосходства иноземной рати заставило Московское правительство усиленно вербовать иностранцев в русскую армию".

Теперь по поводу "неунывающего" Петра, его крутых мер и недалеких советских историков. Я очень, очень понимаю г-на Парфенова, когда он иронизирует над царем, распорядившимся церковным имуществом точно так же, как во время Великой Отечественной войны советское руководство распорядилось всей государственной собственностью: "Все для фронта, все для победы". Но что до финансовой концовки блестящего изложения г-на Парфенова, она меня поразила по контрасту. Вот, значит, чем было оплачено поражение Петра под Нарвой: обесцениванием рубля вдвое и новыми налогами. Какой ужас! Для сведения: в годы правления Петра никакого роста налогового бремени не наблюдалось, напротив, его реальная величина снизилась на 15 процентов (русский экономист Струмилин и примкнувший к нему датский историк Баггер). Данные по снижению налогового бремени и многопорядковой девальвации рубля после победы реформ г-н Парфенов может самостоятельно получить в Госкомстате.

Теперь - о главном. О средоточии замысла. Об империи. Императоре. Об имперском граде. Опыт их изображения в "Российской империи" великолепно демонстрирует оптические эффекты парфеновского просвещения: оно очень напоминает фонарь, который выхватывает в темноте только одну фигуру, один факт, одну сторону медали, как если бы других не существовало вовсе. Объяснюсь. Меня просто-таки обезоружил такой внутренний монолог Петра-пораженца в исполнении автора телесериала: "Император - это абсолютная полнота власти. И никакой стесняющей его духовной власти он не потерпит. Петр очень хорошо различал: что Богово, а что его, кесарево. И больше ничье". Дошел, стало быть, Петр благодаря государственному наитию до монархического сознания. Докатился. И тут же, безо всяких переходов и средостений, Россия стала империей, а Петр - императором. Прямо по Вольтеру: "Все таково, каким должно быть. Носы созданы для очков, потому мы и носим очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы их обувать, вот мы их и обуваем". Государство в России, добавлю, назначено, видимо, для того, чтобы оно обувало россиян, и вот оно нас обувает. А Россия, положим, создана для того, чтобы быть империей, и вот она империя.

Простой, безо всяких подковырок вводный вопрос: для скольких империй предназначалась Европа? Ну, скажем, при Петре? Отвечу, как в анекдоте: для одной, ну от силы - для двух. Одна уже имелась - вернее, осталась - в наличии: Священная Римская империя германского народа. Другая - канула в бездну истории: Восточная Римская империя, Византия, империя ромеев, захваченная в 1453 г. турками. В июле 1439 г. во Флоренции представителями церковных властей Константинополя и Москвы (Исидор, глава русской епархии) был подписан с "латинянами" акт о соединении христианских церквей (унии) под главенством Рима. В марте 1441 г. Исидор вернулся в Москву, и во время литургии в Успенском соборе имя константинопольского патриарха было заменено именем Римского Папы. Вслед за тем была зачитана грамота о соединении Церквей. Три дня московские правители старались склонить Исидора к отказу от унии, на четвертый день его заточили в Чудов монастырь, откуда тот благополучно сбежал - сперва в Тверь, потом в Рим. Новый митрополит так и не был избран без согласования с патриархом до конца XV в.

Захват Византии турками непосредственно откликнулся в Московии при Иване III, который женился вторым браком на греческой царевне Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, погибшего при штурме Константинополя. Папа Римский взял Софью под свое покровительство, сватал за нее короля Франции. Но его планам было суждено сбыться в дальней Московии: осенью 1471 г. в сопровождении ярого поборника унии папского посла Антонио Софья прибыла в Москву. И хотя униатские затеи Антонио успехом не увенчались, в Италии - Риме и Венеции - не отказались от намерения разыграть московскую карту: поддержка Москвы была позарез нужна Риму и Венеции для войны с турками, укрепления антитурецкой лиги. Платой за союзничество была императорская корона, предложенная Ивану III - в одном пакете с унией. В 1473 г. сенат Венеции обратился к великому князю Московскому со словами: "Восточная империя, захваченная оттоманом, должна, за прекращением императорского рода в мужском колене, принадлежать вашей сиятельной власти в силу вашего благополучного брака". Идея, выраженная в послании сенаторов, пала на подготовленную почву. В этой исторической почве коренилась и проповедь Симона и Филофея в XV-XVI веках о Москве как "третьем Риме".

Само выражение "новый Рим" в применении к Москве и Московии появилось в переработке "Изложения пасхалии" (1495 г.) в кругу игумена Троице-Сергиева монастыря Симона Чижа, который тогда же стал митрополитом московским. Поставление Симона, между прочим, совершалось по новому чину, который до мелочей напоминал поставление патриарха в Константинополе. "Митрополит символически получал власть от великого князя, подобно тому как в Константинополе патриарх получал ее от византийского императора" (Успенский). Московский князь тем самым уподоблялся византийскому императору, заявляя о себе как преемнике ромейских "автократоров" и "василевсов". Именно при митрополите Симоне появился новый обряд интронизации (инаугурации), то есть поставления на великое княжество Московское, разительно напоминавший венчание на царство в Константинополе. Именно так 4 февраля 1498 г. был поставлен и венчан великокняжеской шапкой, известной в дальнейшем как шапка Мономаха, Дмитрий Иванович, внук Ивана III. При этом наследственные реликвии московских царей - шапка и бармы - служили знаками царского достоинства. В политическом сознании правящей верхушки Московии утвердилась имперская доктрина. В 1497 г. ее гербом стал византийский герб - двуглавый орел, а великий князь Московский стал называть себя "самодержцем", что является точным переводом византийского императорского титула "автократор".

Московии трудно было играть роль преемницы могущественной Восточно-Римской империи, пока она находилась под пятой Золотой Орды. До конца XVII века Московия платила дань крымским татарам, союзникам турков, что и было подлинной движущей причиной Азовского похода Петра. Хотя сама идея империи, повторяю, жила в государственном разуме московских правителей.

Еще один имперский сюжет в телесериале, весьма деликатный: кто первым в России объявил себя императором, принял сан императора? Этот сюжет раскрывается Парфеновым искренно, но - недостоверно. Им был не Петр. Объяснюсь. Первый самоназванный император в России появился в Смутное время. Им был не кто иной, как Лжедмитрий. Дело в том, что гражданская война вырвала нити правления у Боярской думы и необычайно усилила самовластие царя. Стремясь закрепить успех, Лжедмитрий принял императорский титул. Отныне в официальных обращениях он именовал себя так: "Мы, наияснейший и непобедимый самодержец, великий государь цесарь" или: "Мы, непобедимейший монарх, Божьей милостью император и великий князь всея России, и многих земель государь, и царь самодержец, и прочая, и прочая, и прочая". Так мелкий галицкий дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, принявший имя Дмитрий, стал первым в русской истории императором. Объясняя смысл своего титула, самодержец объявил иностранным послам, что он как император обладает огромной властью и нет ему равного в полночных (северных) краях.

Еще два штриха, исторической объективности ради. Во второй части "Российской империи" затрагивается тема экономических преобразований Петра, в частности - насаждения им промышленности в России. Парфенов празднует эти меры государственного регулирования, в основе своей насильственные, как торжество капиталистических идеалов в феодальной России, как победу светлого рыночного будущего над беспросветным кабальным прошлым. Чем же они были в действительности? Приведу мнения стопроцентных либералов.

Милюков, в частности, считал, что в России петровские мануфактуры стали уродливым наростом, искусственно привитым на экономический организм страны и выжившим лишь благодаря постоянной поддержке и заботе правительства. В отличие от крупной промышленности Запада, органично развившейся из различных форм надомного производства. Мануфактурная политика Петра была - в соответствии с агрономической терминологией Ключевского - "казенно-парниковым воспитанием промышленности". В западной историографии также распространено убеждение, что петровская промышленность была создана государственной властью в условиях, когда естественные предпосылки (развитый внутренний рынок, национальный частный капитал, квалифицированная рабочая сила) еще не сложились. Другими словами, речь может идти единственно о так называемой форсированной индустриализации.

Явным достижением отечественной экономики было создание новой промышленности на Урале, которая сохранила свое значение станового хребта в крупном производстве страны вплоть до середины XIX века. Петровские домны на Урале своей продуктивностью вскоре превзошли английские, превратив Россию тем самым в одну из ведущих в мире стран в области металлургического производства. В целом же абсолютно нерыночная мануфактурная политика Петра I содействовала тому, что русская экономика смогла форсированно преодолеть отсталость, пусть даже временно. Уральские мануфактуры в преобладающей степени были основаны на использовании принудительно рекрутированной рабочей силы (крепостных или периодически переводимых в разряд приписных государственных крестьян, а также заключенных, бродяг, нищих и проституток), в то время как вольнонаемная рабочая сила, этот существеннейший атрибут капиталистической промышленности, играла на частных предприятиях самую скромную роль. Этот вывод касается и количественных, и качественных характеристик трудовых ресурсов, поскольку внеэкономически принуждаемая к труду рабочая сила доминировала, как оказалось, не только в контингенте подсобных, но и квалифицированных рабочих.

И последнее. На алтарь просвещения Леонид Парфенов готов возложить самое святое, что у него есть: звание олигарха и неприкосновенность частной жизни. Этим званием он незаслуженно награждает Никиту Демидова, организатора металлургических заводов на Урале. И, как в конце 40-х гг. в СССР, раскрывает его псевдоним: не Демидов он, а, не подумайте худого, Антуфьев. Не из скопских, а из тульских. Но никакой Демидов-Антуфьев не олигарх. Ибо кто такой олигарх? Что такое современная (неаристотелевская) олигархия? Почитаем Гильфердинга: "Буржуазная революция началась лишь тогда, когда абсолютистское государство, преодолев внутригосударственную территориальную власть крупных феодалов, сосредоточило все политические ресурсы; точно так же, как концентрация политической власти в руках немногих крупнейших феодалов в свою очередь была предпосылкой победы абсолютной монархии. Финансовый капитал в его завершении - это высшая ступень полноты экономической и политической власти, сосредоточенной в руках капиталистической олигархии. Он завершает диктатуру магнатов капитала". Какая, к черту, диктатура Демидова-Антуфьева при живом абсолютном монархе в русском стиле? Нонсенс.

@@@
Переплавленные колокола
Петрович уезжает в Венецию
По одну сторону баррикад
Полупроводниковые улицы
Порок и безначалие
Проблема терроризма в России тесно связана с нелегальной миграцией
Уж форум близится, а спонсоров все нет

Узоры из глубин тысячелетий

@@

Удмуртские умельцы учатся у древних мастеров

2007-01-15 / Нина Пузанова



В салоне Национального центра декоративно-прикладного искусства Удмуртии толпится народ. По одну сторону – прилавок с сувенирами, где всегда покупатели, по другую – присланные мастерами со всей республики работы на тему археологии Прикамья. Cовет из докторов наук вместе с руководителями центра предложил умельцам подготовить экспонаты, которые воплощали бы мотивы и формы изделий древних мастеров, найденных в разное время в раскопках.

«За пятнадцать лет существования Национального центра создана коллекция классических образцов по мотивам прошлого, – говорит доктор исторических наук Маргарита Иванова. – Многое из нее ушло за рубеж и рассредоточилось по России в качестве дорогих подарков. И вот пошли работы «второй волны». Они не повторяют первые: у мастеров теперь другой подход, стоящий внимания». Маргарита Иванова большую часть жизни провела в археологических экспедициях. Немало из знаменитых ныне предметов, воплотивших так называемый пермский стиль и ставших характерными для культуры удмуртов, были найдены ею на раскопках средневекового городища Иднакар.

@@@
Узоры из глубин тысячелетий
Холодная война в тропиках
Хороший мужик
Честные журналисты еще понадобятся