"Большая восьмерка" перепишет Киотский протокол

@@

Россия превысит квоту на выброс парниковых газов только к 2020 году

2008-05-27 / Михаил Сергеев







У экологов есть претензии к современной энергетике.

Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Министры экологии стран «большой восьмерки» рекомендовали вчера ужесточить условия Киотского протокола и сократить выбросы парниковых газов на 50% к 2050 году. Действующая версия Киотского протокола требует от стран-подписантов снизить выбросы к 2012 году всего на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Российские эксперты считают, что будущие посткиотские ограничения будут более выгодны для России, хотя и потребуют модернизации угольных электростанций.

Министры экологии стран – членов «Группы восьми» по итогам встречи, завершившейся в японском Кобе, объявили о намерении добиться сокращения выбросов парниковых газов в мире на 50% к 2050 году. Проблема глобального изменения климата может занять одно из центральных мест на саммите G8 в Японии в июле. В декабре участники международной конференции ООН по климатическим изменениям договорились согласовать новый документ, который придет на смену Киотскому протоколу. Однако развитые и развивающиеся страны пока не могут договориться о четких обязательствах по ограничению выбросов.

На нынешней встрече в Японии министры G8 договорились провести во втором полугодии переговоры в Великобритании, а в 2009 году – в Италии, чтобы ускорить подготовку нового соглашения, которое придет на смену Киотскому протоколу, истекающему в 2012 году. В коммюнике встречи в Кобе говорится, что страны считают необходимым завершить переговоры по новому соглашению не позже декабря 2009 года. Экологи считают, что сокращение эмиссии необходимо провести уже до 2020 года. Это поможет избежать катастрофического повышения температуры в мире – более чем на 2 градуса.

Действующий Киотский протокол предусматривает, что 37 подписавших его стран снизят выбросы на 5,2% до 2012 года по сравнению с уровнем 1990 года. Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны: Евросоюз должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада — на 6%, а Россия и Украина должны сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 годах на уровне 1990 года. Самыми крупными источниками эмиссии парниковых газов в России являются электроэнергетика (около 29% всех выбросов), транспорт и ЖКХ (44%), добыча и переработка газа (10%), а также металлургия (2%) и химия (1%).

«Опасения превысить уровень выбросов 1990 года чуть ли не к 2010 году оказались сильно преувеличенными, и на этот уровень российская экономика выйдет только к 2020 году», – заявил «НГ» экс-замдиректора департамента нефтегазового комплекса Минпромэнерго Виталий Караганов. По его словам, страны – подписанты Киотского протокола убедились в его неэффективности, поскольку многие страны так и не взяли на себя никаких обязательств. «Формат ограничений должен быть обязательным для всех стран, по крайней мере такова позиция большинства российских экспертов», – отмечает Караганов. Такое справедливое международное распределение экологических обязательств сделает опасения в дискриминации России безосновательными. «Если новый протокол будет учитывать реальные возможности каждой экономики, то он не приведет к тем негативным последствиям, которых опасались противники Киотского протокола», – считает Караганов.

«Прогнозы на 20 или на 40 лет сбываются далеко не всегда. Тем не менее генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в России предполагает увеличение доли АЭС в общем объеме установленной мощности с нынешних 11 до 15% в 2020 году. При этом объем генерации на АЭС вырастет с нынешних 16 до 21%», – отмечает аналитик «Финама» Константин Рейли. Однако угольным электростанциям, по его словам, скорее всего потребуется глубокая модернизация. «Россия экспортирует уголь с гораздо меньшим показателем зольности, чем использует на собственных электростанциях, и этот подход угольщикам и энергетикам, вероятно, придется изменить», – считает Рейли.

@@@
"Большая восьмерка" перепишет Киотский протокол
«Пока цены на нефть высоки – политических проблем у власти не будет»
«Это попытка удара по стране»
Агенты экономической безопасности
Антикоррупционная идея Медведева
Апология кочегарки
Банки ждут от государства поддержки

В Кремле критикуют бюрократию

@@

Аркадий Дворкович призвал к смене чиновничьей элиты

2009-03-02 / Павел Петровский

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









Аркадий Дворкович нашел кадровую подоплеку низких показателей экономики.

Фото Александра Чернявского

В Кремле нарастает недовольство действиями правительства и отдельных чиновников. В субботу в эффективности системы госуправления, сложившейся в России за последние годы, усомнился начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Фактически чиновник открыто призвал к смене бюрократической элиты, доставшейся президенту Дмитрию Медведеву в наследство от предшественника.

«Должна быть сменяемость элит, то есть на смену нынешней, прежде всего бюрократической, элите должна прийти новая элита, которая будет более открыта для общества. И вот это само по себе может стать серьезным фактором роста российской экономики», – заявил Дворкович журналистам по итогам Красноярского экономического форума. При этом он критически отозвался о способности нынешней власти результативно работать в условиях экономического кризиса. «Готовность власти, как и общества, прожить длительный период в кризисе низкая», – признал Дворкович. Обескураживающей была и оценка итогов первого года президентства Медведева. «За этот год мы могли бы сделать все то, что было заявлено президентом, а сделано было не все», – сказал Дворкович.

Неприятные выводы, сделанные помощником президента относительно вертикали исполнительной власти, свидетельствуют об определенных противоречиях в отношениях Медведева и Путина. Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что в словах Дворковича содержится завуалированная критика премьера. Президент явно недоволен и доставшейся ему в наследство структурой госуправления, и ситуацией в экономике и социальной сфере. Именно к этому фактически сводятся все его выступления за последний месяц. Тяжелая ситуация, в которой оказалась российская экономика, ошибки, допускаемые госорганами, – все это издержки не нескольких кризисных месяцев, а нескольких лет, подчеркнул Делягин.

@@@
В Кремле критикуют бюрократию
В ответ - лишь эхо
В экономике: России предрекают и скорый рост, и глубокое падение
Власть недовольна собственным вмешательством в экономику
Восемь лет экономике не хватало политической стабильности
Деловой фуршет у Путина
Деньги на вывоз

Дипломатия под давлением бизнеса

@@

Посол Великобритании считает, что Запад обязан открыть России рынки на ее условиях

2002-07-16 / Марина Калашникова Недавно представительная делегация британских политиков, бизнесменов и военных инициировала целую серию новых проектов в Ростовской области. Посол Великобритании сэр Родерик Лайн, который побывал в Ростове в шестой раз, видит в этом модель отношений с Россией в целом. Он считает перспективы сотрудничества многообещающими, хотя и признает, что Россия и Запад остаются очень разными.

Из досье "НГ"

Сэр Родерик Лайн - посол Великобритании в Российской Федерации, кавалер ордена Британской империи и ордена Св. Михаила и Св. Георгия. Стал послом в РФ в январе 2000 года. Состоит на дипломатической службе с 1970 года. В 1972-1974 годах находился в Москве в своей первой загранкомандировке в должности третьего секретаря посольства. 1976-1979 гг. работал в Лондоне в восточно-европейском и советском департаменте МИДа и занимался проблемами СССР. 1987-1990 гг. - советник по политическим вопросам, возглавлял политический отдел посольства в Москве. 1990-1993 гг. - начальник советского департамента, переименованного после распада СССР в восточный департамент МИДа, внес большой вклад в развитие новой фазы отношений между Соединенным Королевством и Российской Федерацией, а также со странами СНГ и Балтии. В совершенстве владеет русским языком. Дипломатическая карьера сэра Родерика Лайна включает работу в британском посольстве в Сенегале, а также родезийском департаменте внешнеполитического ведомства. 1979-1982 гг. - в аппарате министра иностранных дел лорда Каррингтона отвечал за развитие отношений с неевропейскими странами. 1982-1986 гг. - первый секретарь в британском представительстве в ООН в Нью-Йорке по делам Азии, Африки и связям с прессой. 1993-1996 гг. - личный секретарь премьер-министра Джона Мейджора по иностранным делам, проблемам обороны и Северной Ирландии. Сопровождал премьера во время его поездок в Россию в 1994 и 1995 годах. Окончил исторический факультет Университета в Лидсе. В 1969 году женился на Мэнди Смит (дочери посла в Чехословакии и СССР). Имеет троих детей. Разносторонний спортсмен: играет в теннис, сквош, крикет, футбол, увлекается бегом, равнинными и горными лыжами.







- В своей статье, недавно опубликованной в газете "Moscow Times", вы охарактеризовали формулу сотрудничества Великобритании и России как "обоюдный выигрыш". Как она конкретно работает в программах, реализуемых Британией в Ростовской области?

- В Ростове-на-Дону эта формула сотрудничества действительно очень хорошо работает. Здесь успешно действует один из нескольких открытых в России центров переподготовки офицеров, который поддерживает британское правительство. Программа началась семь лет назад. Почему мы за это взялись? В британских вооруженных силах офицеры уходят в отставку в возрасте 35-40 лет и обычно начинают после этого вторую карьеру. Поэтому у нас есть чем поделиться в смысле переквалификации отставников на гражданские специальности.

В России офицеры традиционно служат дольше, однако многие хотят найти свое новое призвание. Тем не менее поначалу, 5-7 лет назад, наша инициатива встречала сопротивление, в том числе в российском Министерстве обороны. Может быть, кто-то там не хотел, чтобы британское военное ведомство работало с российскими офицерами. Многие в военных кругах вашей страны отнеслись к этой идее с подозрением.

Мы же терпеливо разъясняли, что совершенно искренне предлагаем нечто выгодное для российской стороны, хотя в этом также есть интерес Великобритании. В чем он состоит? Офицеры, прошедшие курсы переподготовки, могут внести существенный вклад в становление стабильной России с динамично развивающейся экономикой. Это выгодно всем в Европе.

В конце концов мы начали проект. На сегодня ростовский центр переподготовки имеет на своем счету 4400 выпускников, а в целом наши курсы в нескольких городах окончили 15 000 человек. Они изучали налоговое законодательство, финансы, информационные технологии, деловой менеджмент, английский язык. 70-80% из них быстро получили новую работу. То есть это прекрасный пример нашего взаимодействия.

А вот вариант делового сотрудничества. В составе делегации британских предпринимателей в Ростове находились представители двух компаний, занимающихся энергетикой и разработкой угля. Было подписано соглашение о намерениях, по которому эти компании собираются участвовать в создании нового угледобывающего производства в Донском бассейне. Мы надеемся, что они помогут построить здесь новую шахту и две электростанции с использованием самых передовых технологий, разработанных в Великобритании. Все это позволит использовать для производства электроэнергии даже низкосортные угли без нанесения экологического ущерба. Надеюсь, будет дан импульс экономике региона, которая испытывает сегодня большие трудности.

Другая британская компания помогла открыть в Ростове российско-британский консалтинговый центр, который занимался, в частности, трудоустройством местных горняков. Это еще один "обоюдный выигрыш". Наше правительство поддерживало этот центр в течение четырех лет. Теперь он - частная фирма, принадлежащая россиянам и управляемая россиянами. В ней работают десять человек. Прямого участия с нашей стороны нет, но сотрудничать с британскими компаниями она продолжает.

- В чем вы видите "обоюдный выигрыш" во внешней политике?

- Возьмем операцию в Афганистане. В российских политических кругах многие были поначалу озабочены вовлеченностью американских, британских, французских и других западных контингентов в Афганистане и Центральной Азии. Говорили, что эти силы действуют в традиционной зоне российского влияния. Но это устаревший взгляд. Если же подойти к этому так, как сделали президент Путин, премьер-министр Блэр и президент Буш, то все обстоит иначе. Имеется исходящая из Афганистана общая угроза стабильности России, Америки и Западной Европы, угроза в виде терроризма и наркоторговли. Поэтому Россия была не меньше заинтересована в проведении антитеррористической операции, чем другие ее участники. Отказ от сотрудничества нанес бы ущерб самой России.

- Вы поддерживаете много гуманитарных проектов в ростовском регионе, включая помощь беженцам, которая особенно важна в этих краях. Российское правительство в настоящее время активно занято пересмотром законов о беженцах. Каким вам представляется возможное сотрудничество в этой области с учетом опыта британской политики в сфере иммиграции?

- Такое сотрудничество уже существует, и мы можем его расширить. Некоторые депутаты Госдумы обсуждали проблемы иммиграции с членами британского парламента, которые недавно побывали в Москве. Это очень сложная область, где наши парламентарии должны сопоставлять имеющийся опыт. Для успеха важно соблюдать два принципа: предотвращать нелегальную иммиграцию и упорядочивать легальную. И не занимать враждебную позицию по отношению к иммигрантам вообще. Легальная иммиграция - важная реальность, и мы должны относиться к ней цивилизованно и прагматично. Британия с выгодой для себя использовала фактор иммигрантов на протяжении столетий, особенно в последние 50 лет. Они принесли нам свои профессиональные навыки, укрепили нашу страну во многих отношениях. Америка, Австралия, Канада - страны иммигрантов, сумевшие добиться больших успехов. Так что сама по себе иммиграция не плоха и может сослужить ценную службу для общества.

Россия испытывает демографический кризис, ее население сокращается ежегодно почти на миллион. Поэтому поток профессионально квалифицированных людей мог бы быть для нее очень полезен.

Еще один ключевой принцип - наладить хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей и религий, чтобы не возникало этнической, расовой и конфессиональной напряженности между различными общинами. Это легко сказать, но очень трудно сделать. Но это чрезвычайно важная задача. В мире нет страны, где ситуация была бы идеальной. В России есть напряженность между разными этническими группами, есть она и у нас в Британии. В некоторых британских городах в прошлом году произошли волнения. Если взять Ростов, то только в нем одном живут люди более ста национальностей. Здесь много беженцев, которые в последнее время прибывали с Кавказа или из Центральной Азии. Им необходимы жилье, работа, финансовая поддержка, а это может означать, что между ними и коренными жителями будут возникать трения.

В Глазго, который является городом-побратимом Ростова, всегда было много иммигрантов и соответственно много национальных общин. Неправительственные и официальные организации помогают там установить добрые отношения и терпимость между разными этническими группами. Мы обсуждали это в Ростове на семинаре с представителями неправительственных организаций. В нем участвовал также мэр Глазго. Вместе с ним мы думаем теперь о том, чтобы британские эксперты из Глазго приехали в Ростов для обмена опытом.

- Не кажется ли вам, что ход антитеррористической операции и ее последствия уже вызвали в России определенное разочарование, которое, в свою очередь, питает никогда не затухавшую у нас враждебность к Западу? Сказывается ли это как-то на российско-британском сотрудничестве?

- Я вообще не думаю, что отношение россиян к Британии и к Западу в целом изменилось после 11 сентября. В ходе моих поездок по России мне не встречались проявления враждебности по отношению к Западу. В Ростове, например, в ходе выпускной церемонии, где собрались около трехсот офицеров и членов их семей, была удивительно дружелюбная, просто великолепная атмосфера. Если среди этих пяти-шести сотен людей и был кто-то враждебно настроенный к Западу, то я этого не заметил.

- Я имею в виду другой уровень - различные ведомства, военные круги и их риторику.

- Во многих странах военные живут несколько иной жизнью, изолированно от других частей общества, к тому же они люди консервативные и отстают от современных тенденций. Но главное, что мне хотелось бы подчеркнуть, - это отсутствие у россиян враждебности к Западу. Сегодня они посещают Запад так часто, как никогда раньше. Миллионы граждан России ежегодно бывают в Западной Европе в деловых поездках и по программам образовательного обмена. С другой стороны, опросы общественного мнения среди россиян в мае показали, что 52% поддерживают интеграцию России в ЕС и только 18% настроены против нее.

Как выглядит будущее России и ее основные интересы? Неужели она мыслит себя отдельно от остального мира? Как Россия собирается повысить уровень жизни и оздоровить экономику, чтобы люди были довольны качеством жизни? Любой россиянин ищет ответы на подобные вопросы и вряд ли приходит к выводу, что будущее его страны - в изоляции от мира. Россия уже имела такой опыт в течение 70 лет, и возврат к нему бесперспективен. Россия открывает себя миру прежде всего потому, что это в ее собственных интересах, а не потому, что этого хотят на Западе. Но мы поддерживаем ее в этих усилиях.

Скажем, российским интересам отвечает устранение террористической угрозы, исходящей из Афганистана. Следовательно, операция в Афганистане имеет не антироссийский, а пророссийский характер. В российских интересах - наладить более свободный режим торговли с Западной Европой, расширить свой рынок. На мой взгляд, все это и означает прогресс для России в условиях, когда она набирает экономический вес и реформирует свою экономику. Другое дело, что изменить менталитет советского образца, особенно у пожилых людей, непросто и не быстро. Но от молодых людей, которые имеют опыт общения с Западом, вы уже вряд ли услышите слова враждебности по отношению к нему. Что же касается Запада, то и он не враждебен по отношению к России. Сегодня нет политических противоречий и идеологической войны, нет различных политических и экономических систем.

- В своей статье вы говорите, что Россия живет по своим собственным специфическим правилам. С какими из них вы могли бы согласиться, а с какими нет?

- Дело не в том, согласен я или нет. Любой человек, имеющий дело с Россией - будь то дипломат, бизнесмен или политик, - должен начать с того, чтобы ее понять. У России своя история, традиции и способ ведения дел. Рассчитывать на успех, впрочем, как и в работе с любой другой страной, можно только начав ее понимать. Диктовать России поступать так, а не иначе, потому что так мы действуем у себя дома, недопустимо. Что нам следует делать, приезжая в Россию, так это внимательно ее изучать. Я имею в виду не только русский язык, но и то, как россияне работают и каков оптимальный путь сотрудничества.

Скажем, в России очень много значит человеческий фактор. На Западе деловая активность во многом связана с документацией, мониторингом информации в прессе и на биржах, консалтингом. Она гораздо меньше зависит от того, как давно люди знакомы друг с другом. В каждой стране - свой способ строить деловую жизнь. Это составляет главную трудность в бизнесе, и иногда приводит к непониманию или разочарованиям. Мой главный тезис - понять, почему каждая сторона ведет дела так, а не иначе.

- Группа британских парламентариев, которая недавно побывала в Москве и беседовала с депутатами Госдумы, высказала мнение, что Россия во многих отношениях еще все-таки далека от западных стандартов. На какой основе и по каким конкретно правилам Запад собирается налаживать партнерство с Россией, в частности, в НАТО?

- Я бы сказал, с НАТО меньше всего проблем. Если бы мы пытались интегрировать наши вооруженные силы в одну структуру, мы бы столкнулись с большими проблемами, но у нас нет такой задачи. Россия также не собирается объединять свои вооруженные силы с натовскими. Что же касается совместных усилий в решении проблем безопасности под эгидой НАТО, то практика показывает, что мы не испытываем больших затруднений, поскольку опираемся на сходные оценки. Скажем, проблема терроризма представляет собой угрозу и для России, и для нас. Мы начали с обмена информацией и аналитическими оценками по этой проблематике. Это предполагает особый уровень доверия, которого нам нужно добиться. Такое начало само по себе не есть нечто принципиально новое, но мы хотим расширить рамки взаимного доверия. А затем вместе поискать способы борьбы с терроризмом - будь то в Афганистане или в любом другом месте.

Совместными усилиями многих стран, включая Россию, нам удалось запустить процесс политического урегулирования в Афганистане. Россия выступила влиятельным участником форума в Бонне, который состоялся несколько месяцев назад. Мы тесно сотрудничаем в мирном урегулировании ситуации на Ближнем Востоке, и Россия там действует вместе с Европой, Америкой и ООН, но никак не вопреки их усилиям.

В том, что надо делать для снятия напряженности в отношениях между Израилем и Палестиной, наши подходы были почти идентичны. Российской дипломатии в этом регионе мира принадлежит важная роль, и она ее активно играла наряду с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН. Лидеры наших стран и министры иностранных дел были в постоянном тесном контакте.

В Алма-Ате президент Владимир Путин встречался с премьер-министром Индии и президентом Пакистана. Он доносил до них точку зрения на урегулирование конфликта между этими странами, выработанную вместе с западными партнерами на саммите в Риме. Это еще одно свидетельство успешного сотрудничества в международной политике.

- Вы не считаете, что сотрудничество России и Запада в международных делах несколько обгоняет развитие деловых контактов?

- В известном смысле это так. В некоторых вопросах внешней политики мы сотрудничаем больше и успешнее. Развитие деловых связей все еще сдерживается несовершенством правовой базы в России. Успех рыночной экономики сильно зависит от выполнения законов, правил и нормативных актов. В Ростове, в частности, мы согласовывали правовую базу сотрудничества британских и российских компаний, транспарентность, защиту интеллектуальной собственности, методы бухгалтерского учета. Все эти нормы в российском предпринимательстве далеки от западных. Это неудивительно, потому что Запад совершенствовал их в последние 100 лет, вырабатывая механизмы, которые не позволяют рыночной экономике полностью выйти из-под контроля.

В середине 90-х годов российский рынок развивался абсолютно хаотично и непредсказуемо, что привело ко многим неприятным последствиям. Сегодня ситуация значительно лучше, но все еще сохраняются явления, которые противоречат правилам западной рыночной экономики. Есть случаи, когда бизнес строится на основе личных связей с правительством как на региональном, так и на национальном уровне. В правительстве есть люди, которые реализуют свои коммерческие интересы. Служащим правительства в западных странах закон запрещает извлекать коммерческую выгоду, используя служебное положение. Они не имеют права помогать своим друзьям или родственникам получать выгодные контракты или лицензии.

Проблема коррупции в России известна, о ней говорил президент Путин в своем послании к нации. Так или иначе, коррупция присутствует во всех странах. Однако в России бизнес слишком ею поражен, и это подрывает деловые отношения, настораживает зарубежных партнеров. Одна из самых болезненных точек - соблюдение прав акционеров. Если права акционеров нарушаются, можно легко присвоить чужую собственность. Особенно сильно нарушаются права миноритарных акционеров - будь то российские или иностранные граждане. Необходимо выработать строгие правила на этот счет и придерживаться их.

Говоря обо всех этих недостатках, я в то же время хотел бы подчеркнуть, что прошло еще слишком мало времени, чтобы российская экономика и общество могли от них избавиться. Возможно, понадобится еще 10-15 лет, чтобы люди выработали привычку соблюдать эти правила и чтобы российский бизнес не напоминал джунгли. Однако, на мой взгляд, Россия движется в правильном направлении, и это вдохновляет.

- Не так давно на нашей политической сцене вновь появился экс-президент Борис Ельцин. Могла бы его роль в деле поддержки и продолжения реформ вновь оказаться востребованной в России и на Западе?

- Вряд ли я смогу прокомментировать намерения экс-президента Ельцина. Однако хочу напомнить, что во время своего президентства в начале 90-х годов он внес неоценимый вклад в развитие демократии и свободы слова в России. И нам не следует об этом забывать.

- В свое время академик Андрей Сахаров предупреждал об опасности увлечься рыночными свободами в ущерб демократическим. Он настаивал на том, чтобы либерализация экономики ни в коем случае не проводилась на фоне тоталитарных тенденций. Вам не кажется, что в России как раз назрела подобная ситуация? Если взять прессу, то в середине 90-х годов при хаосе в экономике мы имели независимые СМИ. Сегодня ситуация меняется.

- Я совершенно согласен с тезисом академика Сахарова: нельзя развивать рыночную экономику ценой ущемления демократических свобод. Я бы сказал, что демократия - залог здорового рынка. Они не должны конфликтовать между собой. СССР распался во многом из-за краха экономики, а последний, в свою очередь, был частично обусловлен несовершенством свободы слова. Чрезмерная секретность тормозила нормальную творческую работу.

Что касается российских СМИ, то здесь действительно очень сложная ситуация. Как и в экономике, в этой сфере не создана правовая база и контрольные механизмы, и пресса оказывается лицом к лицу с несовершенным рынком.

В любой западной стране деятельность СМИ регламентируется. В Британии есть государственная компания Би-би-си, независимая комиссия по телевидению, комиссия по жалобам прессы. Специальные законы регулируют, кто и какой частью СМИ может владеть, чтобы состоятельные люди не установили слишком сильный контроль над СМИ. Закон также запрещает использовать телевидение в партийно-политической конкуренции и предусматривает равные возможности, в том числе равное эфирное время для партий во время предвыборных кампаний. Британская пресса не свободна в том смысле, что журналисты не могут говорить и писать все, что им захочется. Если они напишут обо мне неправду - я подам на них в суд. То есть свобода прессы - немного неточное понятие. Другое дело, что пресса должна быть независима, представлять широкий спектр мнений и действовать в рамках транспарентных законов. Нынешний закон о СМИ в России, к сожалению, пока не обеспечивает этих условий. Поэтому и возникает напряженность вокруг того, что позволительно делать прессе.

@@@
Дипломатия под давлением бизнеса
Догнать Таджикистан и затем заняться Португалией
Западный бизнес хочет сильного государства в России
К елке - с отчетом!
Касьянов подумал об императорских пингвинах
Крупные бизнес-группы
Кто процветает на рынке высоких технологий

МВФ предрекает падение экономике России

@@

ВВП страны ужмется сильнее, чем рассчитывают в Минэкономразвития

2009-01-29 / Михаил Сергеев

Все материалы по теме "Мировой финансовый кризис"









До сих пор функционеры МВФ переоценивали перспективы нашей страны.

Фото с сайта www.imf.org

Международный валютный фонд (МВФ) резко ухудшил прогноз развития экономики России и мира на 2009 год. По расчетам его экспертов, экономику нашей страны ждет более серьезный спад, чем ожидают в правительстве. Объем отечественного ВВП в версии фонда упадет на 0,7%, а не на 0,2%, как надеются в Минэкономразвития. Но даже такой прогноз российские экономисты считают излишне оптимистичным. Текущие темпы падения доходов населения предвещают более значительное снижение ВВП.

Эксперты МВФ ожидают в нынешнем году сокращение российского ВВП на 0,7%. Такие цифры содержатся в опубликованном вчера новом уточненном прогнозе МВФ на ближайшую перспективу. Он оказался значительно хуже предыдущего. В ноябре МВФ прогнозировал, что экономика России не только не ужмется в объемах, но и вырастет в этом году на 3,5%. При этом такой прогноз считался довольно пессимистическим. Ранее МВФ публиковал доклады World Economic Outlook (WEO) о состоянии и ближайших перспективах мировой и национальных экономик по два раза в год – весной и осенью. Однако из-за кризиса эксперты вынуждены готовить дополнительные промежуточные уточнения своих оценок. Так, октябрьский доклад WEO был пересмотрен фондом уже в ноябре. Тогда прогноз роста российской экономики был уменьшен с 5,5 до 3,5% ВВП в 2009 году. Теперь же о росте экономики России в этом году речи не идет. Правда, в будущем году российская экономика, по прогнозам МВФ, все-таки должна вырасти – на 1,3%.

@@@
МВФ предрекает падение экономике России
Мировой финансовый кризис возможен
Москва и Вашингтон несут уникальную историческую ответственность
На замену оборудования денег по-прежнему нет
Новая индустриализация: как преодолеть экономическую патологию
Одной ногой в ВТО
От вступления в ВТО ни вреда, ни пользы

Памфилова вступилась за бизнес

@@

Государственная правозащитница не верит в успехи реформ в нынешней ситуации

2003-11-12 / Александра Самарина



"Невозможно проводить реформы в условиях, когда идет беспрецедентное давление на бизнес", - заявила вчера председатель комиссии при президенте РФ по правам человека Элла Памфилова на Международной конференции губернаторов и мэров городов России и Европы, собравшихся в столичном "Мариотт-отеле", чтобы обсудить вопросы экономического и финансового развития регионов. Вопросы эти сводились, естественно, к необходимости инвестиций. Однако российская экономика по-прежнему остается минным полем для возможных инвесторов - главным образом в силу незащищенности российского бизнеса.

@@@
Памфилова вступилась за бизнес
Передел собственности по Быкову и Бакову
Правда, большая правда и статистика
Правительство переходит на режим экономии
Правый, он же – крайний
Председатель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд: "Благополучие Европы зависит от процветания России"
Растем, несмотря на спад инвестиций

Россию пугают углублением кризиса

@@

Эксперты МВФ и Дрезднер банка рассказали о возможных последствиях кризиса в США

2008-02-13 / Алексей Щеглов



Вчера представители сразу двух уважаемых международных институтов – Международного валютного фонда и Дрезднер банка – высказали мнение о перспективах развития мирового финансового кризиса и его возможных последствиях для экономики всего мира. Оба прогноза оказались далеко не радужными.

Управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан вчера заявил, что динамика развития мировой экономики во многом зависит от ситуации на энергетических рынках, а также вероятности и глубины рецессии в США, влияние которой на развивающиеся экономики, а к их числу относится и российская, окажется глубже, чем предполагалось.

По его словам, падение экономики Соединенных Штатов будет существенным и затяжным и затронет экономики множества стран.

Глава МВФ отметил, что негативное воздействие спада в США почувствуют на себе не только развитые европейские экономики, но и экономики развивающихся стран, поскольку финансовые связи между различными государствами и регионами имеют сложный, комплексный характер. В развитых странах произойдет дальнейшее снижение внутреннего спроса, а развивающиеся рынки и страны с развивающейся экономикой будут в большей мере подвержены внешнему экономическому воздействию. При этом Стросс-Кан назвал ошибочной идеей стремление некоторых экспертов разделять развитые рынки и страны с развивающейся экономикой. «Мы живем в объединенном мире, и поэтому глобальные проблемы требуют общих решений. Каждый должен быть готов к тому, чтобы выработать скоординированные действия, поскольку не может быть локального решения глобальной проблемы», – предупредил управляющий директор МВФ.

Предупреждения Стросс-Кана во многом сходятся с обнародованными вчера в Москве оценками аналитиков Дрезднер банка, которые в отличие от главы МВФ сделали упор не только на перспективах мировой экономики, но и отдельно остановились на экономике России, причем предложили сразу три варианта ее развития в зависимости от глубины рецессии в США.

По базовому сценарию в 2008 году в России продолжится рост ВВП. Серьезное ухудшение макроэкономических показателей возможно только в случае глубокой рецессии в США. Среди основных угроз для устойчивого развития в среднесрочной перспективе эксперты выделили неэффективность государственного управления и инвестиций, инфляцию, отсутствие структурных реформ и политические риски.

По базовому сценарию Дрезднер банка в 2008 году рост российской экономики несколько притормозится, но все равно будет на достаточно высоком уровне в 6,8% против 7,5% в 2007 году. В этом случае объем ВВП достигнет 1,547 трлн. долл. Продолжится также быстрый рост государственных резервов. Впрочем, произойдет значительное сокращение положительного фискального и текущего платежного балансов, что вызвано увеличением госрасходов и нарастанием импорта. «Пока сохраняются такие угрозы для устойчивого развития российской экономики, как неэффективность государственного управления и инвестиций, инфляция, отсутствие структурных реформ и политические риски»,– подчеркнул эксперт Дрезднер банка Ивайло Веселинов.

В то же время, по его мнению, поставленная президентом Владимиром Путиным в 2002 году задача удвоить ВВП России вполне достижима к 2012 году, и российская экономика способна стать пятой по объему в мире к 2020 году, если удастся избежать резкого спада в США.

Впрочем, все больше экономистов склоняются к мнению, что экономике США не избежать серьезного спада. По словам начальника финансового управления банка «Москва-Сити» Александра Смирнова, инвесторы панически боятся рецессии в США, вероятность наступления которой оценивается в диапазоне от 45 до 70%. По мнению экономиста, сама по себе рецессия не столь страшна. Важно другое – экономика США, которая, подобно черной дыре, требует все больше ресурсов для рефинансирования своих долгов за счет роста средств внешних кредиторов, показывает наличие действительно серьезных проблем, разрешить многие из которых вряд ли получится не только в течение ближайших лет, но по всей видимости – более длительного периода времени. Норма сбережений в США, на долю которых приходится до 20% всего мирового производства, с 2005 года отрицательная. Однако потребляет экономика Штатов значительно больше – около 35% всего, что производится в мире. Могущество доллара длительное время гарантировало увеличение внутреннего потребления за счет роста внешнего федерального долга, составляющего, по данным за 2006 год, около 66% ВВП (около 8,7 и 13 трлн. долл. соответственно). При этом текущий платежный дефицит достиг около 850 млрд. долл. в 2006 году, что равно 6,2% ВВП США.

@@@
Россию пугают углублением кризиса
Россия готова к переходу на военную экономику
Россия ищет место в Европе
С Путиным можно не целоваться
Соперник Кадырова вытеснен в политику
Три периода постсоветской экономики
Укрепление банковской системы

Что русскому хорошо – то немцу голодная смерть

@@

России пора пересмотреть издевательские социальные стандарты

2008-05-22



На днях Росстат опубликовал внушающую оптимизм информацию. За прошлый год количество бедных в стране сократилось почти на 2% и сейчас составляет 13,4%. Что немногим больше, чем в благополучной Германии, где за чертой бедности проживают 13% населения, а еще 13% граждан не попадают в эту категорию исключительно благодаря различным социальным выплатам государства.

Впрочем, Германия скоро перестанет быть для нас ориентиром – к 2011 году в России показатель малоимущих должен будет опуститься ниже 10%, по крайней мере такую цель декларирует правительство. Вот только особой радости по этому поводу большинство наших сограждан не испытывают. Многие из них, в том числе и из тех, кого официальная статистика относит к материально обеспеченным слоям, с радостью бы поменяли свой более высокий социальный статус в России на роль бедняка в ФРГ.

Дело в том, что сейчас РФ предстает страной заниженных социальных стандартов, если, конечно, рассматривать ее с позиций среднего европейца, а не разработчиков ориентированной на отсталые страны Африки и Азии программы борьбы с бедностью из ООН, причисляющих к беднякам только тех, кто живет меньше чем на 1 долл. в день. Критерием уровня жизни у нас служит устанавливаемый властями прожиточный минимум. В регионах он разный, кроме того, для детей и пенсионеров он ниже, чем для работающих граждан. В среднем минимум – чуть более 4 тыс. руб., то есть около 110 евро, или 170 долл. в месяц на человека. В том числе на еду из этой суммы в расчетах закладывается 1643 руб., то есть менее 2 евро в день. В не имеющем (в отличие от России) поводов бодро рапортовать о стремительной динамике снижения бедности Евросоюзе стандарт значительно выше. Там малоимущими считаются граждане, чей доход ниже 790 евро.

Понятно, что столь низкий по сравнению с ЕС стандарт связан с более низким у нас уровнем ВВП на душу населения, а значит, с менее развитой экономикой. Однако в последние годы российская экономика стремительно растет, на 6–7% ежегодно, и близкие к этим темпы прогнозируются не только на ближайшие годы. На таком фоне пора властям сказать правду, что если мы хотим считаться европейцами, а не непонятными евроазиатами с особым третьим путем развития, то и стандарты жизни, причем не только материальные, но и экономические, образовательные, политические, следует приближать к ориентирам благополучной Европы. Сейчас для этого благоприятный момент. Смена президента должна сопровождаться не только разговорами о преемственности курса, но и во избежание стагнации постановкой новых амбициозных задач.

Пока обнародована одна задача – Дмитрий Медведев решил навести порядок в судебной системе и начать атаку на коррупцию во властных структурах, приблизить отечественные стандарты в этих сферах к европейским. До социалки еще не добрались. Сформулирована цель сократить бедность, но за стандарт берутся заниженные ориентиры стран третьего мира и наших лихих 90-х годов. С подобным подходом скоро бедных у нас не станет вообще, но жить мы все равно будем хуже, чем западные соседи.

@@@
Что русскому хорошо – то немцу голодная смерть