Абыр, абыр, абырвалг

@@

Почему не радуют новые "детективы" Бориса Акунина

2001-07-19 / Дмитрий Ольшанский



Борис Акунин, плавно перемещающий свои сюжеты все ближе и ближе к концу прекрасной эпохи, добрался-таки до 1900 года - времени незакрытых бледных ног Брюсова, антихриста Мережковского, отца-дьявола Сологуба и акунинского соавтора по "Чайке" Чехова, предлагавшего всю эту теплую компанию символистов забрить в солдаты. Два новых романа из жизни декадентов, "Любовник Смерти" и "Любовница смерти", посвящены смерти и смертью же озаглавлены. Логично, если вспомнить о том, что предыдущие жертвы романиста, сытые мудрые русские люди 1880-х, прощание с жизнью не смаковали, в то время как дети их, ужасно любившие красиво говорить, только и твердили, что о погружении во мрак и расставанье с надоевшей жизнью - а тут и детективный сюжет подоспел, и сам Акунин декадентов умирать заставил, только уже не в стихах, а вроде как на самом деле.

Однако при том, что материал беллетристу попался на редкость благодатный, сами романы вышли провальными - и не потому даже, что механическая стилизация простонародной речи в "Любовнике Cмерти" и велеречивого символистского косноязычия в "Любовнице" утомляют, и утомляют сильно. Не потому, что терминатор-Фандорин окончательно изжил свою, теперь уже и для самых непонятливых (увлеченных) безликую и однообразную личину - не случайно в двух новых историях его называют Неймлес (Безымянный). И не потому, что Акунину, компилирующему плохие голливудские фильмы и переводные англо-американские бестселлеры, до сих пор кажется, что если чем и пугать читателя - так это непременно тайными обществами (тех самых "любовников смерти"). Беллетристу невдомек, что только глубоко провинциальное, в сущности своей инфантильное сознание склонно устрашаться "мировым заговором" во всех его проявлениях - человеку несколько более искушенному скромные, "мелкобуржуазные", убивающие богатого дядюшку злодеи куда интересней. Ведь именно они, а вовсе не изобретенные кинематографом монстры, воплощают тот вочеловеченный, христианский масштаб зла, с которым имеет дело литература (и детективная в том числе). И все-таки беда с новыми романами Акунина не от того.

Детектив как жанр имеет дело прежде всего с загадкой. Подобно тому, как всякая тайна может быть раскрыта и рассказана, криминальная загадка также нуждается в отгадывании, в изощренном ходе мыслей и, поскольку перед нами текст, в словах. Невозмутимые объяснения Холмса, осторожные беседы мисс Марпл - вот подлинный двигатель интриги в детективе, основной инструмент, с помощью которого автор, а за ним и читатель продвигается к развязке. Мы в буквальном смысле слова цепляемся к словам - и тогда для нас, вслед за удивленным Ватсоном, дело становится поистине "элементарным". Не то у Акунина. Вопрос о том, "кто убил", не имеет в его "любовниках" и "любовницах" никакого значения - кому бы ни было приписано злодеяние, кем бы из героев ни были озвучены преступные реплики, мы поглощены совершенно другим, в некотором роде антидетективным и антилитературным процессом. Этот процесс, образующий стержень акунинского действия, есть преследование злодея, и вместо чудаковатого сыщика в романах Акунина перед нами предстает идеальный преследователь, охотник. Проще говоря, пес. А потому и ближайшая ассоциация к этим романам - вовсе не дедуктивные успехи мистера Холмса, но ретивые погони заведующего подотделом очистки П.П. Шарикова. А вот и типическое содержание акунинских "детективов": "Пес извернулся, спружинился и вдруг ударил в дверь здоровым боком так, что хрястнуло по всей квартире. Потом отлетел назад, закрутился на месте, как кубарь под кнутом, причем вывернул на пол белое ведро... Где у них черная лестница?.. - соображал пес. Он развернулся и комком ударил наобум в стекло, в надежде, что это вторая дверь. Туча осколков вылетела с громом и звоном... В запертой ванной по стенам что-то запрыгало, обрушились тазы, дикий голос Шарикова глухо проревел за дверью:

- Убью на месте..."

В том месте повествования, где Холмс, пошедший по неверному логическому следу, берется за трубку или скрипку, разочарованный герой Акунина испытывает примерно следующее: "Котяра проклятый лампу раскокал, - ответил Шариков, - а я стал его, подлеца, за ноги хватать, кран вывернул, а теперь найти не могу". Что тут скажешь? Догнать, схватить и крепко приложить злодея об пол - безусловно, намерение благородное, однако Борис Акунин, наводняющий свои сочинения подобными приемами, или, точнее выражаясь, ухватками, вряд ли может считаться автором детектива - старинного и трудного жанра, конфликт которого отнюдь не исчерпывается безудержным желанием "разъяснить сову".

@@@
Абыр, абыр, абырвалг
В Москву возвращается страх пустых прилавков
В память о русском братстве
Взгляд с другого берега
Владикавказ многонациональный
Время бомжей
Двадцать лет спустя

Девушка на перепутье

@@

Режиссер Юрий Павлов снял фильм по "Дикарке" Островского

2001-04-28 / Екатерина Варкан







РЕЖИССЕР Юрий Павлов завершил работу над картиной "Дикарка". Пьеса эта (значится как комедия) была написана в 1879 г. Островским и Соловьевым. В старой России "Дикарка" была запрещена для постановки в народных театрах как пьеса аморальная, - тем не менее ее с удовольствием играли лучшие русские актрисы. В 1913 г. Владимир Гардин поставил фильм по этой пьесе, ставший одним из знаменательных событий русского немого кино еще и потому, что главную роль (Вари Зубаревой) блестяще сыграла Алиса Коонен. Но картина, к сожалению, в Госфильмофонде не сохранилась. А вот новая "Дикарка" скоро выйдет на широкий российский экран.

В роли Вари Зубаревой снялась Даша Мороз, Ашметьева сыграл Сергей Шакуров, его жену фермершу Марью Петровну - Ирина Розанова. В фильме также участвуют Сергей Никоненко, Нина Усатова, Валерий Дегтярь. Художник - Вера Зелинская, оператор Игорь Клебанов. Специально к этой картине музыку написал Исаак Шварц. Режиссер Юрий Павлов (он известен нам по фильму "Сотворение Адама") после своей новой работы окончательно перешел из кинокритиков в кинорежиссеры.

- Юрий, сохраняется интрига, связанная с этой пьесой как запрещенной. В чем же ее аморальность, которая стала поводом для гонений?

- Отношения между стареющим мужчиной (если вычислять его возраст, то ему под 60) и 18-летней девочкой, отвергающей жениха и еще одного сравнительно молодого человека из-за любви к пожилому господину.

- И как выглядит у вас любовь молодой девушки и пожилого господина?

- Главная героиня - Варя Зубарева, которую все считают дикаркой и дурочкой, сама о себе говорит: "Меня воспитала природа". И именно главный герой, пожилой Ашметьев, проявляет к ней интерес, он, в отличие от окружающих, видит Варину уникальность и неповторимость. Но вот способен ли 60-летний мужчина пылко ответить на порыв страсти юной девушки? На этом и строится сюжет. Хотя по жанру пьеса определена как комедия, она пронизана трагическим мироощущением - уходящая эпоха, уходящий класс. В этом смысле Островский - предтеча Чехова. Именно в "Дикарке" он ввел в обиход понятия "новые русские люди" и "старые русские люди".

- Более ста лет прошло с момента написания пьесы. Неужели в конце ХХ века не нашлось более достойного текста, который можно было бы экранизировать?

- Современные тексты в основном отражают проблемы сиюминутные. А мне неинтересно заниматься социальным обличительством и вставать на прокурорскую позицию, я ищу в любом материале позитивный взгляд и более общие проблемы. Пьеса Островского дает возможность не сталкивать лбами новых и старых русских, а показать, как несчастливы и те, и другие. У Островского смысл не в противопоставлении двух мировоззрений, а в поисках гармонии и единения. Мы с художником по костюмам решили перенести действие на 10 лет ранее, поэтому оно происходит в пореформенной России, что для нас принципиально. Все коллизии и социальный контекст сохраняются. Большое внимание мы уделили женской моде. В 70-х годах XIX века носили кринолины, а уже после 70-х появились турнюры. Отнесение времени действия к 70-м годам позволило привнести в картину стилистику Борисова-Мусатова: этот художник творил на рубеже XIX-XX веков, но своих женщин облачал в платья с кринолинами. Борисов-Мусатов предпочитал пастельные - розовые, голубые, персиковые - тона, ярких красок вы у него не найдете. Съемки проходили в Щелыкове, в усадьбе Островского. Сохранился и дом, и интерьеры, которые он описал в пьесе. Так что дивная щелыковская природа, линия моды и цвет продиктовали единое стилевое решение и свет кадра.

- Припомнив вашу первую картину "Сотворение Адама", замечу, что там была попытка выхода если не в мистическое, то в метафизическое пространство. Есть ли здесь подобный эксперимент?

@@@
Девушка на перепутье
Дискриминация
Из России - с миллиардами
Историческая сенсация: найден неизвестный автограф К.Р.!
Легко в России богатеть, а жить трудно!
Люди не господа, а часть природы
Мне стыдно за то, как ваша газета и ей подобные освящает события, связанные с гибелью подводной лодки

Мы все - часть материка

@@

"НГ" объединит два "острова" русской диаспоры

2002-04-10 / Наталья Айрапетова



"Независимая" начинает сегодня "Русский проект", главная цель которого - объединить русское зарубежье, два "острова" русской диаспоры.

Время сегодня в России не самое лучшее для проектов, особенно "русских", но, как уже не раз было доказано историей, другого - "подходящего" - времени у России нет, как нет и другой карты. Однако сила слов и человеческой солидарности, ощущение себя в едином пространстве истории и культуры, желание сделать шаг навстречу другим людям - все это тоже создает свой мир, свою реальность, не менее ощутимую, чем реальность выпадающих из времени политиков, вечно впадающих потом в исторический цейтнот, просадивших целую страну за зеленым сукном - и при этом не перестающих говорить вслух о своей нетрадиционной политической ориентации. Но, возможно, правы те, кто считает, что в России национальная катастрофа и национальное возрождение всегда идут рядом. А раз так, то самое время начинать "Русский проект", который главной своей целью ставит духовное объединение - или по крайней мере понимание - двух разорванных историей частей единого материка по имени Россия. Ибо каждый из нас есть часть материка, часть суши. И потому мы хотели бы объединить на своей "территории" русскую эмиграцию ХХ века, ставшую значительным явлением в истории европейской и мировой культуры и науки, и "новых эмигрантов", очутившихся в одночасье на чужой территории других стран после развала единого отечества - бывшего СССР.

Еще недавно казалось, что как-либо объединить эти части разорванного в клочья "человечества русского" невозможно: слишком разные обстоятельства жизни складывались вокруг двух миров, слишком высок и сегодня порог непонимания. Например, во Франции - на второй родине русской эмиграции после 1917 года - никогда не запрещали русский язык, русскую культуру, русскую литературу, их никогда не изгоняли из приличного общества, как это практиковалось и успешно практикуется в "европейских странах" Балтии и на Украине, в Молдавии и Казахстане. С учетом именно этой ситуации "Независимая" еще два года назад ("НГ" от 24.05.2000) предоставила русским из СНГ свою "независимую территорию" - на страницах газеты и ее интернет-версии. Однако тут же посыпались вопросы от представителей русской диаспоры в США и Англии, Франции и Великобритании, Чехии и Польши: почему вас интересуют только русские в странах СНГ и Балтии? Почему вас не интересуют судьбы людей из разных волн русской эмиграции? Почему вы равнодушны к русской диаспоре дальнего зарубежья? И стало ясно, что на дворе - новое тысячелетие: в кои-то веки русские люди в разных точках планеты почувствовали интерес друг к другу, желание помочь и понять, дабы употребить свою энергию в мирных целях - для осуществления социальных программ, бизнес-проектов, благотворительных акций и меценатства. Поэтому сегодняшний "Русский проект" на страницах "Независимой" - это проект солидарности русских диаспор, рассеянных по всему миру. Это территория, где будут обсуждаться вопросы культуры, политики и бизнеса, уникального опыта выживания - с учетом опыта диаспор других народов (венгерской, еврейской, немецкой и т.д.), с выводами, прогнозами и анализом ученых, специалистов, бизнесменов, дипломатов и практиков.

@@@
Мы все - часть материка
На круги своя
Настоящую дружбу народов Клара Новикова узнала на рынке
Ноги, руки, голова...
Перепись русских общин продолжается
Плюсы и минусы цивилизационного кризиса
Полюбите нас русскими

Почта

@@ 1999-09-11



Исторические параллели

25 августа исполнилось 140 лет со дня окончания военных действий в Дагестане в ходе освободительной войны под руководством имама Шамиля. Историческая память народов бессмертна. Но уроки той Кавказской войны все еще не востребованы, не усвоены. Первый из них в том, что великий сын Дагестана Шамиль был созидателем, ярым противником насилия и насильственного навязывания народам инородных порядков. Любые попытки использовать славное имя и знамя Шамиля для насаждения силой чуждых традициям и менталитету дагестанцев взглядов обречены на провал. Как бы бандиты ни прикрывались, ни молились, ни притворялись, преступность их деяний очевидна всем. Именно поэтому сплотились народы Дагестана для отпора агрессии.

Любителям исторических параллелей следовало бы напомнить, что люди на Северном Кавказе (за исключением тех, из-за которых возникают "горячие точки") почти не изменились, как не изменились снежные вершины, горные перевалы, теплое море, экзотическая природа, уникальный климат и традиционное гостеприимство местных жителей. С сожалением можно констатировать, что мало изменились в горах и условия жизни людей. В аулах нет дорог, нет газа, нет предприятий, нет водопровода, не всегда есть электричество. Зато в городах стоят полупустые крупные военные предприятия, ожидающие обещанной конверсии.

Второй урок той Кавказской войны, урок великого Шамиля, не выученный потомками, заключается в том, что наши предки еще 150 лет тому назад жили в демократическом правовом государстве, в котором были отменены крепостная зависимость и сословные привилегии, узаконено реальное равноправие граждан. В этом многонациональном государстве национализм был объявлен тягчайшим преступлением, коррупция - причиной разрушения государства и порядка, а несвобода - позором человечества. Реформы Шамиля способствовали формированию общекавказского самосознания, утверждению государственности, порядка и права, созданию гражданского общества. Не случайно в Имамате Дагестана и Чечни для беглых солдат и крепостных крестьян строили церкви, для польских батальонов - костелы. Имамат накопил огромный опыт преодоления тормозящих развитие общества пережитков и предрассудков, создал действенные механизмы предотвращения межнациональных и межконфессиональных проблем. Разве не этого так не хватает сегодня России?

Став гражданином России, Шамиль встречался в Москве с "Грозой Кавказа" Ермоловым. Имам сказал ему тогда: "Ты злой человек, Ярмул, ты не любишь ни свою Родину, ни Кавказ. Люди, которых ты превратил во врагов, могли быть друзьями твоими и твоего царя. Теперь я вижу, что русские люди совсем не такие, как ты". Ермолов был стар, плохо передвигался, но порывался проводить Шамиля до кареты. Тогда имам велел сыну нести Ермолова на руках. Это третий урок потомкам.

Деятельность Шамиля как руководителя демократического государства оказала мощное влияние на общественное сознание, заняла особое место в российской культуре. Ближе узнав русский народ, Шамиль настоятельно рекомендовал императору отменить крепостное право.

Всякая трансформация общества не обходится без трудностей переходного периода. Россия меняется. Но инерция общества так велика, что рабская психология и советское мышление все еще слишком реальны. Необходимость изменения методов управления и структурной перестройки производства очевидна, в том числе и Дагестане. Люди изнемогают от искусственных проблем и отбрасывающих назад конфликтов. Государство, федеральный Центр, выучив уроки Шамиля, могут содействовать созданию благоприятных условий для развития Дагестана. Дагестанцы - народ энергичный", такими их сделала природа и вечная борьба за выживание. Предприимчивый ум, творческий потенциал вкупе с хорошим образованием являются гарантией процветания и благополучия наших народов.

Гаджимурад ОМАРОВ, Президент Кавказского Клуба



О правовом регулировании оборота наркотических и психотропных веществ

Ознакомившись со статьей Станислава Тимченко "Феномен фенамина", опубликованной в "Независимой газете" 4 августа 1999 года, полагаем необходимым высказать свое мнение и дать ряд пояснений по затронутым автором вопросам.

Признавая право автора высказывать свое личное мнение, совпадающее, правда, с хорошо понятной и просто объясняемой позицией адвокатов, хотелось бы осветить другую точку зрения.

Всем известно, что наркомания в России с каждым годом приобретает все более широкие масштабы. Практически во всех регионах страны растет число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. В настоящее время в России их официально зарегистрировано Минздравом России около 320 тысяч, а по оценкам экспертов - более 3 миллионов.

Поэтому сегодня как никогда обуздание социального зла, каким является злоупотребление наркотиками, становится задачей первостепенной государственной важности. Это, как нам кажется, не оспаривается и самим автором.

Вместе с тем автор статьи ставит под сомнение соответствие российского законодательства нормам международного права.

Действительно, фенамин не включен в списки подконтрольных Единой конвенции ООН "О наркотических средствах" 1961 года веществ, однако пункт 8 статьи 2 названной Конвенции гласит, что "...стороны делают все от них зависящее, чтобы применять к веществам, не подпадающим под действие настоящей Конвенции, но которые могут быть использованы для незаконного изготовления наркотических средств, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы".

Иными словами, список не является исчерпывающим и каждая сторона вправе расширять перечень контролируемых на ее территории веществ. Существует также процедура, позволяющая стороне добиться внесения дополнений и в списки самой Конвенции.

Кроме того, препарат фенамин, сам по себе являющийся наркотиком, используется также для незаконного изготовления наркотических средств амфетаминовой группы, в просторечии называемых "экстази", о чем упоминает и автор статьи. Поэтому включение его в "Список наркотических средств и психотропных веществ", оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1997 года # 647, полностью правомерно.

Для справки: Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", название которого, кстати, неверно упоминает автор и к принятию которого "правительство Кириенко" никакого отношения не имеет, не содержит непосредственного перечня подконтрольных веществ.

Решение о включении того или иного препарата в вышеназванный перечень принимается правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Естественно, этому решению предшествует тщательная комиссионная проработка вопроса при активном участии постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН) при Минздраве России под председательством академика Бабаяна Э.А.

Что касается конкретных уголовных дел, по которым в качестве обвиняемых привлечены упоминаемые автором статьи Новаковский и Семенов, то проверка, проведенная следственным комитетом при МВД России, показала, что нарушения законности при расследовании не было допущено, оба привлечены к уголовной ответственности обоснованно, и их вина в совершении инкриминируемых им преступлений полностью подтверждена собранными доказательствами.

Обвинительные заключения по уголовным делам утверждены надзирающими прокурорами, а сами дела находятся в настоящее время на стадии судебного разбирательства.

Данное письмо прошу считать официальным опровержением недостоверной информации, изложенной в статье С.Тимченко.

Л.П. ТАНЦОРОВ, и.о. начальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России



Арестованные в Индии летчики стали инвалидами

Просматривая после отпуска прессу, с интересом прочла в вашей газете от 31 июля письмо первого секретаря посольства Индии в России г-на Анила К. Тригунаята по поводу экипажа русских летчиков, находящихся вот уже почти четыре года в тюрьме в Калькутте по делу о сбросе оружия в районе Пурулия (Западная Бенгалия).

Мы рады, что индийское посольство вступило наконец в открытый диалог по этому вопросу.

В письме, в частности, уделяется много внимания вопросу медицинского обслуживания находящихся в тюрьме летчиков. Мы выражаем искреннюю благодарность правительству Индии за то, что после трех лет произвола тюремных властей в этом вопросе оно дало указание комендатуре тюрьмы принять ряд мер по улучшению положения заключенных по этому делу. При этом нельзя не напомнить, что члены экипажа самолета по определению были совершенно здоровыми людьми, когда они были арестованы вместе с самолетом. Но через два года тюрьмы они стали инвалидами и, по предварительным оценкам врачей, уже вряд ли смогут вернуться к своей профессии. Штурман Игорь Москвитин уже более полутора лет находится в больнице по поводу туберкулеза двух легких, и лечение не дает положительных результатов. Евгений Антипенко перенес в тюрьме три сердечных приступа. Есть серьезные опасения, что, если процесс будет и дальше затягиваться, они так и не дождутся окончания этого процесса. Физическое и психическое состояние остальных заключенных по этому делу также на грани крайнего истощения.

Господин Тригунаята заверяет читателей, что судебные заседания проводятся ежедневно. В связи с этим хочется напомнить, что в течение двух с половиной лет судебные заседания проводились изредка (раз в 2-6 недель продолжительностью примерно 20 минут). Сейчас тоже бывают необоснованные, на наш взгляд, перерывы по нескольку дней, а продолжительность заседаний возросла аж (!) до часа-полутора.

В письме также содержатся заверения, что приговор будет вынесен к середине сентября. Мы хотели бы этому верить. Но в декабре прошлого года представители нашего комитета присутствовали на заседании суда, когда судья, прося летчиков не начинать объявленную ими заранее бессрочную голодовку в знак протеста против затягивания процесса, заверял их публично, что процесс будет завершен в марте или в крайнем случае в апреле 1999 г. Мы внимательно следим за ходом рассмотрения дела и с сожалением должны констатировать, что близкого конца процесса пока не видно. Есть серьезные опасения, что летчиков хотят заморить в тюрьме, поскольку нет доказательств того, что они "потворствовали подрывной деятельности против государства" Индии, как это формулируется в заметке, а дело это приобрело широкую известность в стране, и Центральному бюро расследований, которое поддерживает обвинение, трудно признать, что истинных виновников сброса оружия упустили. Именно поэтому летчиков и арестованного вместе с ними английского бизнесмена Питера Блича хотят сделать козлами отпущения.

И последнее, г-н Тригунаят утверждает, что "суд в Индии является справедливым, свободным и независимым и обвиняемому предоставлены все возможности, чтобы защитить себя". Мы не подвергаем сомнению утверждение в отношении справедливого, свободного и независимого характера индийского суда, но что касается "всех возможностей защитить себя", мы должны напомнить, что в отношении заключенных по этому делу был нарушен целый ряд прав, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах, участником которого является и Индия; в частности, обвиняемым до сих пор не представлено обвинительное заключение на русском языке и для них до сих пор не обеспечивается перевод хода процесса и документов на русский язык, заседания суда проводятся в отсутствие адвоката, имеются и другие нарушения, о которых пресса писала.

В заключение хотим заявить, что мы всегда рассматривали и продолжаем рассматривать Индию как дружественную страну, и глубоко сожалеем, что вынуждены бороться за права и жизнь наших соотечественников в этой стране, известной своими гуманистическими традициями, за скорое и справедливое завершение этого сложного процесса.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за внимание к этой проблеме.

С уважением,

Татьяна ЕЛИСЕЕВА, пресс-секретарь Международного комитета гуманитарной поддержки заключенных в Калькутте по делу о сбросе оружия в районе Пурулия



Разъяснение

Данное разъяснение касается статьи Алексея Тамилина из Дели "Пакистанские связи с террористами", напечатанной в вашей уважаемой газете 2 сентября 1999 г. Статья пристрастна, является клеветой и направлена на то, чтобы дискредитировать освободительную борьбу народа Кашмира против индийского правления в течение более полувека.

Прежде всего назвать борцов за свободу Кашмира террористами нечестно согласно любым критериям. Во-вторых, опасения лидера оппозиции в пакистанском парламенте не что иное, как обычная критика политики правительства по различным внутренним и международным проблемам, и их надо рассматривать в этом смысле.

Призыв премьер-министра Пакистана к моджахедам Кашмира покинуть сектор Каргил спас народ Южной Азии от ужасов смертельной войны между двумя ядерными государствами. Жест премьер-министра был одобрен международным сообществом, и президент Клинтон даже пообещал помощь в решении проблемы Кашмира. Пакистан, являющийся одной из сторон в споре по Кашмиру, должен оказывать политическую, моральную и дипломатическую поддержку в борьбе кашмирцев за независимость.

Кроме того, обвинения Индии в провокации Пакистаном перестрелки также не являются правдой. В то время как Пакистан с нетерпением ждет скорейшего возобновления лахорского мирного процесса, Индия пытается отвлечь мировое сообщество от центральной проблемы Кашмира.

Г.Х. БАДЖВА, советник по прессе посольства Пакистана



"Ельцинизм" после Ельцина

В авторском пояснении к "Предложениям о поправках и преамбуле к главам 3-8 Конституции РФ" ("НГ" от 9 августа с.г.) Г.Сатаров и М.Краснов предполагают в ходе дискуссии без эмоций и ярлыков понять, "насколько искренни стремления политических лидеров пожертвовать своими сиюминутными интересами ради прогресса страны".

Надеюсь, элитный, по мнению маститых авторов, масштаб вопроса не воспрещает принять участие в его обсуждении и рядовых читателей.

Слишком уж зримо "сиюминутный интерес" пронизывает Проект. Не нравятся Кремлю нынешние начальники столиц - а давайте лишим города федерального значения статуса субъекта Федерации (ст. 66, п. 4), превратив Лужкова и Яковлева в заурядных руководителей местного самоуправления, которых, подверстав соответствующий закон, можно будет, с подачи Жириновского, просто назначать, - и не будет никакого ОВР, центристской оппозиции. Не нравится Скуратов - а давайте генпрокурора будет назначать президент (ст. 83, п. "в"). Не нравится "Ленинградская область" - а давайте президент будет переименовывать географические объекты (ст. 89-г). Говорят, в доисторические времена Тамбов собирались переименовать в Маленков. Чего теперь ожидать? И т.д. и т.п.

Перечтя такое, как всякий социальный аутсайдер начинаешь ненавидеть элиту и всех подозревать. Каким, например, образом может содействовать "большей устойчивости государственной системы" провокационно-антиисторическая новация в преамбуле, объявляющая советский период отечественной истории годами утраты российского суверенитета? Трудно поверить в искренность более чем информированных аналитиков, полагающих Конституцию-93 добротной "с правовой точки зрения", да вот, беда, народишко подвел.

Итак, предусматриваются сугубо одномандатные выборы в Госдуму. Следовательно, авторы сознательно стремятся к "непартийной демократии" (по-ливийски?), к атомизации депутатского корпуса, который заведомо не сможет сформировать четкого большинства и, следовательно, практически не сможет реализовать право представлять президенту кандидатуру премьера.

Предлагается преодолеть "вредный европоцентризм" и сосредоточить реальную парламентскую жизнь в верхней палате, которую авторы именуют то Совет Федерации, то Сенат (см. ст. 125). Г.Сатаров и М.Краснов, кажется, идут на смелую демократизацию, предлагая выборность сенаторов (ст. 95, п. 2). Но выборы выборам рознь. Выбирали и в 1937-м. Оказывается, избиратель выбирать не будет, он лишь будет вотировать кандидатуры, предлагаемые козлу-электорату местными властями.

Но главная "тайна" проекта - в ст. 84-в, наделяющей президента неограниченным правом на проведение референдумов. Выстраивается конструкция непартийной плебисцитной "демократии", реализованная уже в каком-нибудь Судане.

Тактическую идею "более точного распределения" авторы проговаривают в пояснении: дистанцирование президента от текущей политики. В контексте вышесказанного это будет означать еще большую политико-правовую безответственность главы РФ, чем предусматривается нынешней редакцией Конституции.

"Ельцинизм" после Ельцина - сверхидея их конституционных предложений.

Александр АВРЕХ, Тамбов



Об органе законодательной власти

В настоящее время Государственная Дума - это политическая тусовка, озабоченная всем, кроме государственных нужд.

Конечно, законы принимаются, только неясно, чья это законодательная инициатива, во-первых, и, во-вторых, почему этим должны заниматься непрофессионалы. Складывается ощущение, что эти непрофессионалы в основном сами изобретают, какие бы еще законы принять, и сами их принимают.

Осмелюсь высказать крамольную точку зрения: не следует превращать орган государственного управления в трибуну для политических боев. Слямзили структуру с зарубежных образцов, забыв при этом о главном: разногласия, скажем, в США между республиканцами и демократами в конгрессе носят не столько политический, сколько конъюнктурный характер, поэтому все показательные бои между партиями не отражаются на экономике страны, которая развивается по своим законам.

Возможно, когда-нибудь в будущем, когда мы станем немножко более цивилизованными, Госдума как аппарат государственного управления действительно будет выполнять функции, ей предназначенные, однако в настоящее время это просматривается неотчетливо.

Аргументы типа "ГД отражает интересы всех (большинства) политических партий России" вряд ли убеждают. Во-первых, не всех и даже не большинства. Во-вторых, а на кой черт их отражать? С большой долей вероятности можно предположить, что основная масса населения фактически ничего общего с политическими партиями не имеет и иметь не хочет. По сути, так называемые партийные интересы - это интересы руководства партии, их приближенных и кучки фанатиков, выдаваемых за электорат.

Между тем государственное управление - такая же сфера деятельности, как любая другая (сапожник, пирожник и т.д.), и работать в ней также должны профессионалы, а не трибуны.

С. КОВЕРГА, Москва



Охота началась

Скоро выборы. Все внимание обращено на партийное движение. Кто с кем блок составит. Кто в списке первый, второй, третий, далее - все остальные. Это важно, интересно. Но я хотел бы обратить ваше внимание на другую часть Госдумы, избираемую по мажоритарным округам, где люди выбирают именно человека, имеющего имя, фамилию, отчество, место жительства, профессию и т.д.

Была первая волна: Собчак, Попов, Станкевич, Болдырев и т.д. Потом вторая, третья. А теперь кто пойдет? Как ни странно, появляются представители первой волны: Собчак, например, даже Станкевич собирался. Думаю, это интересная тема для обсуждения.

Кого же выбрать? Вот я - обычный обыватель. Кухарку нельзя, она законы писать не может. Просто честного, среднего, интеллигентного человека? Уж очень быстро Дума превращает людей в лоббистов... Я повторяю слово "обыватель", потому что обычный труженик превратился в основном или в человека без определенных занятий (ЧБОЗ), или обывателя, делающего деньги кое-как для приобретения хлеба и дешевых предметов для обыденной жизни.

Этих людей очень трудно заставить идти на голосование. Они уже успели несколько раз политизироваться и снова деполитизироваться. Теперь они вообще ничего от политиков не ждут.

Все знают, что криминалитет рвется к власти. Но эта черта была больше присуща предыдущей волне. Сейчас эта черта трансформируется в более изысканные виды, а именно: к власти рвутся работники нетрудового бизнеса (РНБ).

Кто эти люди? Я думаю, сами догадаетесь - выглядят респектабельно, одеты красиво, элегантно, со вкусом, говорят без жаргона. Это уже не мэр Ленинска-Кузнецкого с воровской внешностью. Чьи интересы будут они вести, думаю, понятно: их не интересуют ни будущее реформы, ни жилищно-коммунальное хозяйство, ни будущее бывших заводов-гигантов. Их интересует движение денежных потоков.

Однако это интересно и партиям. Партии, конечно, в первую очередь интересует власть. Естественно, чтобы потом контролировать денежные потоки. Ну, конечно, в придачу еще и социальные нужды, зарплата и т.д. Теперь возникает вопрос - партии интересуются мажоритарными округами? Конечно, еще как! А как они будут бороться за эти места. Будут торговаться между собой - кто купит вышеупомянутых элегантных людей. Если у партии нет достаточного рейтинга у населения, а денег хватает, то можно просто купить одномандатное место, заплатив все избирательные расходы. От кандидата требуется только условие "быть умненьким", вести себя "разумно" - все остальное сделают имиджмейкеры, спичрайтеры и др. профессионалы, нанятые партиями. А когда он будет избранным депутатом, он уже будет в капкане этой партии.

Охота за "партийными птенцами" уже началась.

Грачик Ваганович САРУХАНЯН, начальник отдела информатики МП "Жилищный трест".

Александров, Владимирская область.



В оргкомитет не входил

Уважаемые коллеги!

К сожалению, в вашем спецвыпуске, посвященном фестивалю "Неофициальная Москва", была допущена ошибка.

Я не имел и не имею чести состоять членом оргкомитета означенного фестиваля.

Как московский литератор, как депутат Московской Думы, координирующий вопросы культуры и искусства, я, конечно же, не мог не поддержать инициативы организаторов и участников фестиваля, многие из которых в сфере современного искусства имеют высокий профессиональный рейтинг. Однако активное использование одной из политических сил идеи и марки фестиваля для получения предвыборных очков не позволило мне войти в его оргкомитет.

Замечу при этом, что было бы совсем недурно, если бы все политические силы начали набирать предвыборные очки поддержкой культурных инициатив.

Ваш Евгений БУНИМОВИЧ

P.S. И уж совсем грустно, что в том же номере вашего авторитетного издания было довольно бессмысленно прервано мое старое стихотворение "Поколение".



От "НГ"

Приносим свои извинения уважаемому Евгению Бунимовичу. Но напомним, что спецвыпуск, посвященный фестивалю "Неофициальная Москва", готовился внутри самой "Неофициальной Москвы" и публиковался в "НГ" на рекламных основаниях.



Презумпция безответственности

Эта реплика не в качестве полемики с Валентином Осиповым ("Ex libris НГ" от 06.05.99 - "Михаил Шолохов: судьба писателя"). Ему-то как раз надо в ноги поклониться за добровольно взваленную на себя санитарную работу в храме русской литературы ХХ века, где "все кто мог, блудил и ночевал, не пахло здесь лишь только духом русским..." (Сергей Васильев).

Восхищаясь дотошностью В.Осипова (а в разговоре с "блудниками" особенно уместной и, пожалуй, единственно эффективной может стать именно такая скрупулезная экспертиза) и приветствуя его рыцарски бескомпромиссное выступление в защиту справедливости, я все же речь поведу не о предмете его безупречного, на мой взгляд, исследования, а... об отношении к мнению эксперта.

"Комсомольская правда" уличена в прямой лжи - и ничего, полгода уже не дает опровержения. "Эхо Москвы" перевирает даты, события, факты - и все сходит с рук.

На обороте страницы "НГ" со статьей Осипова находится рецензия С.Земляного на сборник "М.Горький. Неизданная переписка". И там автор вынужден заняться "очисткой" Горького от блудливого мусора комментаторов с "глиняной методологией" типа И.Вайнберга и прочих. Это только в одном номере одной газеты. А сколько такого мусора наносят ветры информации, который остается без "санобработки"?

Вот об этом-то мне и хочется высказаться. Сейчас уже недостаточно задумчиво-растерянно констатировать "что-то случилось", а пора кричать: "Случилось стра-а-ашное!" "Свобода слова" дошла до высшей точки, за которой начинается абсурд безответственности. Легион андреевых и вайнбергов впрыскивает в общественное сознание "выделения" своего видения факта; благодаря баснословному тиражированию их отсебятина становится фактом общественной и государственной жизни, практически неопровержимым, поскольку на всех осипова или земляного не хватает.

Ни издание, ни телеканал, ни общество, ни государство - никто не отвечает за ракурс показа, за купюры текста, искажающие подаваемый факт, за интерпретацию факта. Это, мол, мнение частного лица. Презумпция безответственности!

Не потому ли так агрессивно встретили руководители телеканалов предложение создать Совет по нравственности? Он потребовал бы ответственного института редакторов, стоящих на страже народной морали, интересов государства, прав человека и нации в их неразрывном единстве. Отрицают социальную педагогику только извращенцы.

Но, как ни странно, за отрицание социальной педагогики стоит и президент, отклонивший закон якобы во имя свободы слова. А если вспомнить его слова, сказанные премьеру ("на выступления прессы я не реагирую и вам не советую"), то мы и окажемся в этой самой точке абсурда.

Такие выступления, как статьи В.Осипова, С.Земляного и другие, настойчиво сигнализируют о случившейся страшной беде - атрофии общественной нравственности: "Плюй в глаза - божья роса!"

Альберт УСТИНОВ, г. Королев



ТОЧНЫЙ комментарий

Уважаемый Олег Марков!

Данным письмом выражаю вам огромную благодарность за ваш комментарий по поводу очередного празднования Дня ВДВ в Москве, опубликованный в "НГ" от 04.08.1999 г. К сожалению, я в эти дни уезжал в отпуск и не мог вам написать сразу.

Я восхищен вашим точным, смелым, изящным комментарием по поводу Дня ВДВ в Москве. Впервые я прочитал честный комментарий об этом празднике в нашей прессе.

Мне вдвойне приятно, что ваш комментарий появился именно на страницах "Независимой газеты" - газеты, которую я читаю давно, люблю (не побоюсь сказать: боготворю), считаю самой интересной и качественной газетой современной России.

Каждое положение вашего комментария разит не бровь, а в глаз. Вы сделали очень точный и справедливый вывод о том, что подобные празднества - социальный механизм защиты общества от одной из его частей. Мне очень понравились ваше сравнение Дня ВДВ с праздником сатурналий в Древнем Риме и в целом ваши мысли об архетипике этого дня.

Я полностью согласен с вами: то, что мы видим, как бывшие десантники празднуют свой День, - симптом нездоровья нашего общества.

Меня, надеюсь, так же, как и вас, очень сильно беспокоит "духовное" нездоровье России. Это, на мой взгляд, проявляется везде и всюду: от поведения на улице, в транспорте, в школах, институтах, организациях, предприятиях до поведения, поступков и решений политиков, государственных чиновников и прочих властей предержащих. Мы долго восхищались советским коллективизмом, взаимопомощью и т.п. В общем и целом для этого, наверно, были основания. Чем мы можем похвастаться сегодня? Какие успехи у нас на "духовной ниве" за последние десять лет?

Еще раз спасибо вам за прекрасный комментарий. Надеюсь, что и дальше мы будем читать такие же интересные, глубокие и острые ваши статьи, комментарии и т.п.

Желаю вам и в вашем лице всему коллективу любимой "Независимой газеты" всяческих успехов, много радости, счастья, крепкого здоровья!

С уважением,

Алексей ЧЕРНЫШ, Москва



Нашенский Юл Бриннер

Осенью пятьдесят восьмого года я листал подшивку журнала "Огонек" и прочитал открытое письмо известного советского актера Николая Крючкова, где он с сарказмом, достойным лучшего применения, рассказывал о неизвестном американском фильме, о неизвестном американском актере, игравшем в нем роль советского офицера. Запомнилась небольшая фотография этого актера, не могла не запомниться: бритая голова, пронзительный взгляд.

Прошло пять лет. На наших экранах появился американский фильм "Великолепная семерка". Семеро отчаянных ковбоев за мизерную плату решительно встали на защиту крестьян одной мексиканской деревушки от банды головорезов. Семерка виртуозно владела оружием. Грубоватые парни были полны мужского обаяния. Они буквально ворвались в нашу унылую советскую действительность. И в главной роли оказался тот самый актер - Юл Бриннер. Фильм имел большой успех у зрителей. И, конечно, тут заслуга Бриннера несомненна. Хотя кинокритики сквозь зубы цедили: так, посредственный фильм. А один, помню, заметил, что если с героев этого фильма снять штаны, то их ни за что не различишь.

Как-то Виталий Вульф в своей телепередаче "Серебряный шар" рассказывал о Юле Бриннере. Вся передача была построена на сенсации (по крайней мере, для меня), что Юл Бриннер - русский. Конечно, передача была скроена профессионально, умельцем. Но у меня вызвало досаду сквозившее равнодушие автора к этому актеру. Вульф утверждал, что Юл Бриннер на наших экранах был только в одном фильме. Это неправда.

В семидесятые годы был у нас в прокате югославский фильм "Битва на Неретве". Время действия в фильме - Вторая мировая война. В нем снимались Юл Бриннер и Сергей Бондарчук. Роли примерно одинаковые, не главные. Но как слабо, бесцветно выглядел Бондарчук по сравнению с Бриннером. Минер Владо Бриннера заметно выделялся среди множества героев этого двухсерийного фильма.

Тогда же в "Советском экране" была напечатана информация о том, что Бриннер начал сниматься в Голливуде в роли Тараса Бульбы. Это надо же: Бриннер и Тарас Бульба. Хотя, наверное, голливудский Бульба вряд ли был бы похож на гоголевского. Во время съемок Бриннер упал с лошади и сломал ногу. И неизвестно, сняли этот фильм или нет. Тем более что в затылок дышали югославы, тоже снимавшие фильм о Тарасе Бульбе.

При желании можно было бы сделать яркую, интересную передачу. Но, увы, у Вульфа не получилось!

Бриннер не так давно ушел в мир иной. Нельзя забыть кадры, показанные по телевидению. За три дня до смерти Юла сняли телеоператоры. Неподвижное лицо, неподвижный взгляд и страстный голос, призывающий людей бросить курить. Свой преждевременный уход из жизни он объяснял пристрастием к табаку.

ОРТ преподнесло телезрителям хороший подарок: 2 и 3 мая показало неувядающую "Великолепную семерку" и "Возвращение великолепной семерки". А 12 июля отличилось REN TV: демонстрировало "Змея". Этот фильм скорее всего - отрыжка холодной войны. Но и здесь Бриннер на высоте, вроде бы и роль не ахти, советского разведчика, лжеперебежчика, а герой Юла - личность, притом неординарная. Окружение Бриннера было неслабое: довольно известные французские, американские актеры.

Мне кажется, что надо писать об этом актере, показывать по телевидению. Ведь Юл-то и нашенский!

В. ХОДЕЕВ, Минеральные Воды



Антиполитический синдром

Газета "вкуснейшая", благородная, классная в подаче материалов, очень компетентная и т.д. - только превосходные (искренне! убежденно!!) степени. Но настолько политизированная, что вот она политика - к горлу подступает. Вот-вот - и вытошнит... Политика политикой погоняет. Даже экономика политизированная. Все бы хорошо, но ведь политикой народ перекормлен.

Ну что вы так, уважаемые? Мне нравится ряд приложений. Нравится и то, как вы подаете эту самую распроклятую политику, но я ею перекормлен: телевидение, все газеты, все журналы - обалдеть можно. В итоге даже такая в общем-то уникальная газета, как "НГ", начинает вызывать отторжение: антиполитический синдром, если говорить о синдромах.

Хорошая ваша газета. Но отдавайте больше сил, внимания, места жизни в ее неполитизированном многообразии.

Е.И. ФРОЛОВ, Москва

@@@
Почта
Правый марш
России нужна защита от правозащитников
Русский пейзаж в канадском Роудоне
Русско-еврейский симбиоз наших дней
Светланов возвращается в юность
Своих в беде Россия не оставит

Сталинградская мадонна

@@

Икона, написанная в России немецким священником и врачом, стала символом примирения

2000-02-22 / Елена Серенко



CТАЛИНГРАД, мороз, темнота. Той рождественской ночью - с 24 на 25 декабря 1942 г. - врач Курт Ройбер развернул перед собой в землянке русскую школьную географическую карту. Его не интересовали русские земли - он повернул карту чистой стороной. Тусклая лампа мерцала над белым бумажным полем - белым, как та бескрайняя, жгучая и зимой, и летом сталинградская степь, в которую занесла его судьба. Рядом, в госпитальном бункере, умирали от голода и ран однополчане. Раненые попросили доктора, чтобы он нарисовал им в подарок рождественскую картинку.

Доктор Курт взял в руку кусок угля, поднес его к белому листу… Что может произойти в маленькой холодной землянке от соприкосновения угля и бумаги? Свершилось чудо. Появился на свет рисунок Богоматери. Ему выпала судьба стать иконой, которую назовут "Сталинградской Мадонной".

Укутанная в черный плащ Богоматерь нежно держит на крепкой руке ребенка, склонившись над ним. Защищенный теплом ее тела и рук младенец безмятежно спит. Ее материнское объятие защищает его от ужасов жизни и смерти. Изнутри мистического круга, который образует фигура склоненной над Иисусом Девой Марией, идет свет.

В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь - знак свыше, посылаемое небесами спасение. Но по злой ли иронии судьбы или согласно приговору истории, обжалованию не подлежащему, именно 25 декабря 1942 г. стало днем, когда ловушка захлопнулась. Армия Паулюса согласно приказу немецкого командования начиная с 19 декабря пыталась в последний раз прорвать окружение русских. Но именно 25 декабря, в католическое Рождество, капкан захлопнулся - кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось.

Позднее в своих мемуарах фельдмаршал Манштейн напишет о тех событиях: "Чего не могли сделать тягчайшие бои, жестокий голод и лютые морозы русской степи, то довершил советский плен. Такова была судьба этих солдат…" Такова оказалась и судьба офицера вермахта, главного врача больничного бункера Курта Ройбера. Он не дотянул даже до конца войны - умер 20 января 1944 г. в плену для военнопленных под Елабугой.

Кажется, древние римляне говорили: истина - в конце. Так для чего же явилась и в праздник Рождества "Сталинградская Мадонна", если конец немцев был так близок и так безысходен? Почему не спасла она даже своего автора - фронтового врача Курта Ройбера?

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

У Сталинградской битвы, так, казалось бы, хорошо знакомой нам еще по школьным учебникам, есть неизвестное лицо. Сталинградский "котел" - не только сражения, потери и победы, это еще и "варево" эмоций, поиска смысла жизни и смерти.

Из этой малоизвестной истории - сохраненные сталинградскими музейными работницами последние письма немцев, которые так и не дошли до их семей. Это отчаянные строки о любви, о жизни и смерти, о Боге: "Иногда я молюсь, иногда думаю о своей судьбе. При этом все представляется мне бессмысленным и бесцельным. Когда и как придет избавление? И что это будет: смерть от бомбы или гранаты? Или болезнь? К тому же мучительные мысли о доме, тоска по родине стали уже болезнью. Как может все это вынести человек? Или все эти страдания - наказание Божие?"

Вот она, еще одна правда Сталинграда.

Также мало известно, что в местный музей до сих пор приносят найденные немецкие обручальные кольца, что соскользнули с исхудавших пальцев и потерялись в глубоком снегу той трагической зимой. А их владельцы выводили когда-то отчаянные строки своим любимым: "В начале недели я потерял твое обручальное кольцо… Я искал его, но в таком высоком снегу это бесполезно. Ты можешь себе представить, как тяжело мне тебе в этом признаться". Но вопреки этому отчаянию сталинградская земля хранит кольца погибших и по сей день.

Судьба Курта Ройбера - из той же неизвестной истории. Как оказался на священнике мундир?

Родился он в 1906 г. в религиозной лютеранской семье. Учился теологии в Марбурге, стал священником в деревенской церквушке в Вихмансхаузене.

Судьба свела его с Альбертом Швейцером, необыкновенным человеком - выдающимся мыслителем, музыковедом, врачом и миссионером. По совету Швейцера деревенский священник стал изучать медицину. Накануне войны, в 1938-м, получил степень доктора медицины - его научным интересом стала этика врачебного дела. Как и его наставник, Курт Ройбер увлекался вопросами этики и истории культуры. В последние годы перед войной у него открылся еще один дар - художника. В общем, его жизнь била ключом: священник, врач, художник, философ, деятельный, сильного духа счастливый человек, отец трех детей.

Неудивительно, что у национал-социалистов он был зачислен в ряды неблагонадежных. Как пастор Ройбер читал проповеди, в которых открыто критиковал национал-социализм. Однажды он устроил скандал на всю округу, отправясь в соседнюю большую общину, где демонстративно примерял костюм у еврея-портного. Каким чудом удалось ему избежать участи своих коллег-священников - немецкого концлагеря, неизвестно.

В России Курт Ройбер продолжал идти своими путями. Он рисовал русских женщин, стариков, детей. "Каждое лицо для него было прозрачным…" - скажет потом его жена, до которой дошло 150 изображений "людей Востока". Еще он оказывал помощь советским военнопленным, лечил гражданских жителей. И продолжал оставаться для всех вне зависимости от вероисповедания священником. В письмах он с удивлением рассказывал, как горячо молились простые русские люди в разрушенном Сталинграде.

Пришло время - и Курт Ройбер с однополчанами оказался в окопах Сталинграда в кольце смерти. Он писал домой: "Мы зарылись глубоко в землю, которую так бесконечно любим. Все остальное, я знаю, зависит от судьбы…"

Но и в плену Ройбер не терял присутствия духа. Здесь он нарисовал еще одну Деву Марию - "Мадонну заключенную". Она так же крепко держит в руке дитя, но как изменился ее лик! Это изможденное страданием лицо рано постаревшей женщины, глаза, полные ужаса…

Умер Курт Ройбер 38 лет от роду. Истина - в конце. Но, собственно, что считать финалом? Ведь рисунки Курта выжили. Тяжело раненный друг Курта вывез их из России. Он спасся на последнем самолете, которому суждено было вырваться из сталинградского "котла".

"Сталинградская Мадонна" находится теперь на родине Ройбера, в храме в центре Берлина. В 1990 г. ее освятили церковные иерархи трех городов Европы, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятель англиканского собора в Ковентри, епископ из Берлина и архиепископ Волгоградский и Саратовский.

А спустя много лет после Сталинградской битвы свершилось еще одно чудо. В 1993 г. бывшие воины-австрийцы, приехавшие в Волгоград на торжества, посвященные 50-летию Сталинградской битвы, привезли городу в подарок копию "Сталинградской Мадонны". Они случайно узнали о том, что в Волгограде католическая община пытается восстановить католический храм. И сколько бы длиться в наши нестабильные и безденежные времена этому восстановлению… Кому-то из австрийцев пришла в голову идея помочь восстановить костел и сделать в нем "Сталинградскую Божью Матерь" центральной иконой.

...Новый костел недавно открылся. Он очень красивый. Сколько на это потребовалось средств! Нынешний настоятель костела польский ксенз Антоний пошутил по этому поводу: "Таких денег нет даже у новых русских…"

У отца Антония есть заветная мечта. Он хочет переименовать "Сталинградскую Мадонну", считая, что это название наводит на воспоминания о битве и Сталине, а не приближает к Спасителю и Его Матери. Отец-настоятель мечтает назвать икону "Богородица Примирения".

Отец Антоний часто задумывается о своей судьбе: почему он оказался здесь, в России, в костеле, бывшую территорию которого сегодня неумолимо разрезала улица Коммунистическая?.. И пытается объяснить это для себя: "Наверное, меня призвала сюда кровь тех 150 католических священников, которые умерли в России мученической смертью после коммунистической революции…"

@@@
Сталинградская мадонна
Стальной панцирь
Уроки восстания
Ярмарка - фестиваль