"Де Бирс" меняет имидж

@@

Вопреки расхожему мнению компания не только сохранила свое монопольное положение на мировом алмазном рынке, но и укрепила его

2000-09-09 / Владимир Санько



Большой резонанс в алмазных кругах всего мира имело программное июльское заявление руководства "Де Бирс" о новой стратегии компании. Несомненно, что южноафриканцы решили полностью изменить свой имидж в глазах мирового сообщества. Прежде всего совершенно не упоминается основной принцип "Де Бирс", которого компания придерживалась более семидесяти лет, - одноканальная система сбыта алмазов. Последовательная приверженность этому принципу позволила компании стать мировым алмазным монополистом. Провозглашается, что отныне компания исповедует исключительно рыночные принципы поведения на рынке. Делается упор на работу с клиентами, продвижение своей торговой марки The Diamond Trading Company (DTC) при торговле алмазами, формирование правил деловой этики мирового рынка.

На первый взгляд новая стратегия "Де Бирс" в корне меняет отношения стран-производителей на мировом рынке - они лишаются ее патронажа. Но так ли это?

Демонстративное изменение стратегии алмазного гиганта в принципе вызвано рядом обстоятельств.

Взаимоотношения между производителями алмазов и компанией в последние годы существенно изменились. Если советское правительство в течение 30 лет четко придерживалось линии тесного сотрудничества с алмазным монополистом, то российские чиновники все время не скрывали своего стремления к сворачиванию торговых отношений с "Де Бирс" - cтоль велико было их желание заниматься коммерческими операциями на мировом рынке. В первые годы реформ правительство распродавало ювелирные алмазы полусотне фирм с зарубежным капиталом, которые фактически служили каналом перекачки алмазов из стоков Гохрана за рубеж. Счетная палата, проверявшая двухлетнюю (1994-1995 гг.) деятельность Роскомдрагмета, которым руководил Евгений Бычков, установила, что вывоз алмазов из страны достигал одного миллиарда долларов в год. Причем одна половина вывозилась контрабандой, а другая - на законном основании в виде "давальческого сырья". Все это делалось в нарушение основных положений торгового соглашения с "Де Бирс".

В 1997 году, когда запасы ювелирных алмазов в Гохране иссякли, исполнительная власть в лице администрации президента, кабинета министров, Минфина, в чье подчинение был передан Гохран после ликвидации Роскомдрагмета, стала усиленно навязывать клиентов ведомства Евгения Бычкова российскому производителю алмазов компании "АЛРОСА". Объемы качественного сырья у компании, конечно, не те, что имелись в Гохране, но почему бы не прибрать к рукам алмазы на полтора миллиарда долларов, да еще на льготных условиях? Но этому мешали обязательные поставки по торговому соглашению.

В период обострения кризиса 1997 года, когда в Юго-Восточной Азии резко упал (особенно в Японии) спрос на украшения с бриллиантами, австралийская компания, которой принадлежит крупнейший в мире карьер "Аргайл", не продлила торгового соглашения с "Де Бирс". Причина самая банальная - экономическая: пользоваться услугами посредника стало для австралийцев непозволительной роскошью из-за снижения мировых цен на основные категории их алмазов (в срезе только 5% камней ювелирного качества, а 95% - "индийский товар" и технические алмазы).

Сокращению объемов алмазов, реализацию которых осуществляла Центральная сбытовая организация (ЦСО), способствовали не только Россия и Австралия, но и борьба международных организаций во главе с ООН против закупок "конфликтных" алмазов. В ряде стран Африканского континента антиправительственные формирования ведут разработку алмазных месторождений и на выручку от реализации камней закупают оружие. Во исполнение резолюции ООН, принятой в июне 1998 года, "Де Бирс" в октябре 1999 года закрыла свои закупочные офисы в Анголе, Демократической республике Конго и Гвинее. Закупки в Либерии и Сьерра-Леоне были прекращены еще несколько лет назад. "Конфликтные" алмазы составляют не более 4% общего объема добычи.

В последние годы в рядах производителей алмазов появилась Канада. Таким образом, объем контролируемого "Де Бирс" мирового сбыта алмазов снизился с 80 до 65%. Тем не менее утверждения о потере компанией контроля над мировым рынком сильно преувеличены. Дело в том, что доля ювелирных алмазов в срезе "Аргайла" составляет всего 5%, в якутских - 25%, в то же время в южноафриканских - 50%. Остальные камни относятся к "индийскому товару" и техническим, стоимость которых весьма низка. Поэтому в период падения на треть мирового спроса на ювелирные изделия с бриллиантами "Де Бирс" в ответ на действия австралийцев и россиян отказалась от поддержки цен только на эти категории алмазов. Цены же на ювелирные алмазы по-прежнему определяются компанией и даже в период кризиса продолжали повышаться. Таким образом, "Де Бирс", контролируя до 80% ювелирных алмазов, сохранила доминирующие позиции в этом секторе мирового рынка.

Хоронить одноканальную систему сбыта "Де Бирс" не имеет никаких оснований, так как компания не отказалась от своего "алмазного трубопровода". На мартовском годичном собрании акционеров председатель Ники Оппенгеймер уделил особое внимание этому вопросу. В январе текущего года "Де Бирс" закончила оформление покупки 87,5% акций AVMIN в компании "Сатурн партнершип", выкупила остальные 12,5% у ICH и таким образом стала единственным владельцем рудника "Венишия". Австралийская компания "Малейжа майнинг корпорейшн берхард" приняла предложение "Де Бирс" о продаже своей доли в 19,9% акций компании "Эштон", кроме того, алмазный гигант выразил желание выкупить и остальные. С покупкой этого пакета "Де Бирс" получила контроль над 40,1% акций рудника "Аргайл". Корпорация укрепила свои позиции и в Канаде - к ранее полученному праву реализации 35% объема добычи рудника "Экати" в августе совершена покупка канадской компании "Уинспеар даймондс".

Очевидно, что "Де Бирс" географически расширила сферу своей деятельности и сделала Австралию и Канаду ее составной частью. Ангола, которая является крупным поставщиком алмазов, тоже не осталась без ее внимания. Отказ корпорации от закупки "конфликтных" алмазов у повстанцев Савимби открывает путь к сотрудничеству с правительством Анголы. Уже сейчас "Де Бирс" ведет там строительство современного сортировочного центра.

Так что все разговоры об ослаблении позиции компании на мировом рынке алмазов не имеют под собой оснований. Это подтверждает и статистика объемов продаж.

Данные свидетельствуют, что кризис в сбыте алмазов миновал, а в первом полугодии этого года объем продаж превысил годовой показатель 1998 года. Если в конце 80-х годов стоимость накопленных стоков составляла 2,5 млрд. долл., то к концу 1998 года этот показатель увеличился до 5 млрд. долл. Высокий уровень продаж последние полтора года привел к снижению алмазных стоков "Де Бирс" до 2,7 млрд. долл.

Если рынок в Юго-Восточной Азии восстанавливается медленно, то в Северной Америке имеет место небывалый рост спроса на ювелирные изделия с бриллиантами. И до кризиса американские граждане закупали до одной трети всех бриллиантов (по стоимости), но "Де Бирс" не могла напрямую продвигать свой товар на территорию США, так как тамошние законодатели справедливо упрекали ее в монополизме. В условиях, когда американский рынок приобрел доминирующее значение, непосредственное присутствие алмазного гиганта на территории США стало велением времени. Именно в этом многие эксперты видят основную причину широкомасштабной кампании "Де Бирс" по изменению своего имиджа на мировом рынке алмазов.

@@@
"Де Бирс" меняет имидж
Античные маски и «сельские глины»
Гохран освободится от драгоценных камней
Заклейменные контрабандой
Золотая осень
Исламская красота
Козуля под колокольней

Криминальные привратники железнодорожных ворот

@@

Московские вокзалы стали последним пристанищем "лохотронщиков" и щипачей

2003-04-04 / Даниил Романов, Ахмед Тагиров



Ежедневный "оборот" девяти московских вокзалов (Казанского, Ленинградского, Ярославского, Киевского, Рижского, Курского, Павелецкого, Белорусского и Савеловского) исчисляется сотнями тысяч пассажиров. Каждый из них - человек с деньгами и ценными вещами, причем занятый мыслями о билетах, отходящем поезде, детях и многом другом. Психологическое состояние озабоченного, нередко растерянного, усталого, с рассеянным вниманием человека и есть та самая база, на которой основан криминальный вокзальный бизнес.

Ломброзо отдыхает

Лучше бы вам никогда не бывать в привокзальных отделах милиции. Но уж если доведется, вы по достоинству оцените это путешествие во времени и пространстве. Вот кабинет оперативников уголовного розыска линейного отдела внутренних дел на К-ском вокзале Москвы. Если бы не треньканье мобильных телефонов (едва ли приобретенных на средства милицейского бюджета), можно было бы поверить, что на дворе не третье тысячелетие, а 70-е годы прошлого века. Обшарпанные столы. Треск допотопных пишущих машинок, на которых местные жегловы и шараповы печатают бесконечные "уголовные" бумаги. Старые альбомы в коленкоровом переплете с картонными страницами - собрание фотопортретов криминального вокзального люда.

Листаем фототеку, пытаясь найти хотя бы отдаленное подтверждение теории Ломброзо. Не получается. Самые обычные мужские и женские лица - славянские, кавказские, вроде бы молдавские. Встречаются, конечно, физиономии крайне неприятные, но - ни одной рожи патологического убийцы.

- И не найдете, - уверяет нас Геннадий, оперативник в капитанском звании. - На вокзалах крайне редки преступления против личности (т. е. убийства или изнасилования. - "НГ"). Не та среда. Вокзалы - это золотое дно. Здесь для преступника почти каждый пассажир - потенциальная дойная корова. Ловушек, причем самых неожиданных, - масса. Сейчас увидите. Ну что, пошли? - Наш Вергилий сдвигает под полу куртки изящную кобуру-"бикини" (тоже, похоже, не с милицейского склада) со штатным "макаровым", и мы покидаем его офис.

Карманник от "Russo"

Самый распространенный вид вокзальных преступлений, - разумеется, карманные кражи. Чаще всего они совершаются в многолюдных очередях у билетных касс и в сонных залах ожидания. Эти люди научились приспосабливаться к окружающей среде в соответствии с уровнем вокзала. На Курском, Казанском или Ярославском карманники маскируются под отъезжающих: в их "джентльменский набор" может входить сумка-тележка с потрепанным грязным баулом. А вот карманники с Ленинградского или Рижского вокзала могут щегольнуть модным костюмом-тройкой, из-под которого выглядывает белоснежная сорочка от "Russo" с настоящими золотыми запонками. Ну кто в таком респектабельном гражданине заподозрит вора? Вокзальные карманники в последнее время обращают внимание исключительно на деньги и очень редко берут сотовые телефоны или документы.

Не менее прибыльная работа у так называемых "билетеров". Это люди, занимающиеся незаконной реализацией билетов. Работа эта сезонная, а пика достигает в июле-августе, когда приобрести билет в сторону южных курортов весьма трудно. Но если раньше жулики не гнушались "штамповать" билеты на ксероксе (бывали случаи, когда на одно место в купе претендовали сразу по 5-7 человек), то теперь действуют более осмотрительно. Заранее договариваются с кассиром и выкупают несколько проездных документов на подставную фамилию. А когда появляется клиент, лжебилеты сдают в кассу, покупают новые - уже на настоящую фамилию покупателя и продают пассажиру. Но втридорога.

Расплата за отзывчивость

Сравнительно новый вид преступлений - завладение путем обмана мобильными телефонами.

- Видите вон ту красотку? - Геннадий кивает в сторону газетного киоска. - Пять раз ее гоняли, и вот опять появилась.

Миловидная особа лет 25 с южными чертами лица вроде бы разглядывает печатную продукцию, а на самом деле внимательно поглядывает по сторонам. По словам нашего провожатого, ее мишень - это как правило 16-17-летние ребята с мобильными телефонами. Действует мошенница так. С мобильником в руке подходит к пареньку и ласково просит одолжить ей телефон буквально на полминуты, поскольку, дескать, у ее аппарата сел аккумулятор, а ей ах как срочно нужно позвонить. Мальчишка, естественно, отказать не может. Девица делает вид, что набирает номер, в это время мимо проходит группа молодых людей, и телефон исчезает. "Ай, у меня его вырвали", - изображает растерянность незнакомка. Пока паренек приходит в себя, преступников и след простыл. Даже если "телефонистку" удается задержать, доказать ее причастность к преступлению крайне сложно. Вот и выходит она на промысел вновь и вновь, а мобильники устойчиво поступают на "вторичный" рынок.

На фоне вокзальных жуликов особняком стоят люди, которые скупают ювелирные изделия, монеты, предметы старины, телефоны и всякого рода антиквариат. Чаще всего прямо у здания вокзала стоит автомобиль с затемненными стеклами (от обыкновенного "жигуленка" до дорогого джипа), с солидным объявлением на лобовом стекле: "Оценка и реализация. Золото, серебро, украшения, награды, предметы старины". Что это за люди, понять невозможно. В свое время считалось, что вокзальные скупщики - сотрудники милицейских спецслужб, вылавливающие таким образом воров разных мастей. Мимо автомобилей скупщиков постоянно вразвалочку проходят милицейские патрули и наводящие ужас своим видом бойцы столичного ОМОНа. Реакции никакой. В то же время, когда корреспондент "НГ" просунулся в окошко автомобиля и попытался продать золотое кольцо, оказалось, что это возможно. Правда, всего за четверть цены.

Железнодорожные вокзалы - традиционно излюбленное место "лохотронщиков". Еще года три назад на каждом московском вокзале можно было видеть будки с мониторами, на которых светились беговые лошадки или слоники. Вокруг крутились назойливые личности, пристававшие к прохожим: "Мужчина, помогите начать игру!" И вскоре простодушный бездельник оказывался без рубля в кармане. Таких "официальных" "лохотронов" больше нет. Зато неистребимы привокзальные группировки, втягивающие наивных и падких на халяву в "беспроигрышные" лотереи. Стоит принять из рук одного из таких доброхотов приманку в виде бесплатной безделицы (скажем, пачку бумажных салфеток) - пиши пропало. Жертва сначала якобы что-то выигрывает, а потом расстается со всей своей наличностью. Стало уже притчей во языцех, что "лохотронщики" действуют не только с ведома милиции, но и под ее прикрытием.

Кодекс не писан

Что со всем этим делать? Оперативники сетуют, что с принятием нового УПК работать стало гораздо сложнее и поэтому раскрываемость преступлений снизилась. "За три часа после задержания я должен составить протокол, в котором в подробностях рассказать, в чем человек подозревается. Не успеешь, прокурорские работники начальству нажалуются - прокуратура проверяет постоянно, как милиция права человека соблюдает. А посмотрите сами, что у нас творится", - говорит Геннадий, кивая на десяток толпящихся у "дежурки" небритых личностей, и хватает трубку неумолкающего телефона.

@@@
Криминальные привратники железнодорожных ворот
Курьезы московского антик-рынка
Московский край ойкумены
Невзирая на чины и звания
Недетские воспоминания восьмилетнего блокадника
Новости
Подарки из всемирной паутины без обмана

Потребительский бум декабря

@@

Ювелирные изделия, часы и предметы роскоши – самые популярные новогодние подарки, которые покупают владельцы кредитных карт

2007-12-10 / Татьяна Емельянова Новогодние и рождественские праздники – пиковое время для супермаркетов. Россияне устремляются за подарками и не жалеют на шопинг ни времени, ни средств. В ход идут и наличность, и кредитные карты, и заемные средства. Неудивительно, что многие банки стремятся предоставить своим клиентам в эти дни всевозможные льготы и подарки, а банковские акции стимулируют покупательскую активность.







Новый год – семейный праздник, поэтому расходы на покупку детских игрушек вырастают в разы.

Фото Олега Ласточкина

По данным банковских экспертов, использование кредитных карт в предновогодние дни растет в среднем на 10–30%. Как правило, россияне используют доступные им заемные средства на подарки для себя и своих близких. На что конкретно наши соотечественники тратят эти средства, решил выяснить Ситибанк. Было проанализировано потребительское поведение более 100 клиентов банка – москвичей и петербуржцев – активных пользователей кредитных карт.

Одними из самых популярных предновогодних покупок у владельцев кредиток оказались ювелирные изделия, часы и предметы роскоши. На них в декабре тратится больше средств, чем обычно, – женщины на 125%, а мужчины аж на 184%. Таких рекордов наше население не ставит даже в преддверии женского праздника. В марте рост в разы меньше.

Другим лидером по показателям роста в декабре оказались парфюмерия и косметика. Мужчины тратят на нее на 96% больше денег, а женщины – на 78%. Это можно объяснять тем, что и те и другие дарят парфюмерию как самый распространенный и необременительный подарок. У мужчин это также связывается с меньшей ценовой чувствительностью к этой малознакомой для них категории товаров.

Среди главных новогодних покупок и электроника. Причем рост отмечен не только у мужчин (78% в декабре), но и у женщин (7%). И если популярность этой категории у мужчин вполне ожидаема, то для женщин это новый тренд, который возник именно в декабре. Скорее всего они приобретают подарки для своих спутников либо, например, модные женские модели телефонов для себя или своих родных и подруг.

@@@
Потребительский бум декабря
Председателя суда застрелили из его личного карабина
Революция в недропользовании
Рей Кларк: "Наша задача - сохранить на алмазном рынке стабильность"
Тяжелая судьба "провинциального" доллара
У грабителей - свои пристрастия
Чем отличаются бриллианты от женщин

Шесть нулей

@@

Скромное обаяние круглых чисел

2005-10-13 / Катя Метелица Среднему классу в голову ударило шампанское: в кого ни плюнь, каждый теперь миллионер. У меня столько знакомых миллионеров! И все жалуются: нет денег, одни долги. И не врут, вот что главное.







Несколько больше миллиона долларов стоит вот такая ванна, на изготовление которой пошло 18 кг золота.

Фото Reuters

С деньгами в мире вообще происходит что-то странное, как с насекомыми: вроде бы их много, но сплошь комары; без разнообразия. В процессе инфляции и интеграции деньги теряют лицо. Были красивые круглые блестящие/потускневшие/золотые/серебряные штучки, фактически ювелирные изделия, стали – просто средство платежа. Прелестные флорины и таинственные соверены найдешь только у нумизматов; франки и гульдены унизительно обесценились, а теперь тоже выведены из обращения. Кое-как держится фунт, но разве этот фунт можно хоть издали сравнить с тем фунтом, про который мы читали у Диккенса или Джейн Остин? Диккенсовский фунт был целым состоянием и делился на более мелкие состояния сложным, недесятичным образом: на шиллинги, полукроны, шестипенсовики. В этом была интрига и была романтика! А что такое этот фунт – в два раза меньше минимальной поездки на метро. Полпятачка, иным словом. Московский «пятачок на метро» теперь стоит тринадцать рублей, по курсу – почти полдоллара. Но «долларовый миллионер» – у нас по-прежнему звучит исключительно гордо. Хотя если открыть любую московскую риелторскую газетку с объявлениями и, загибая пальцы, сосчитать нули в ценах, понимаешь: миллион долларов – это не сверкающая алмазная гора, а всего лишь кусок жилплощади. Бетонный короб в нескольких метрах от внешней стороны Садового кольца, с довольно низкими потолками и кучей недостатков. Причем знакомая риелтор мне сказала, что квартиры стоимостью ровнехонько в миллион мистическим образом продаются лучше тех, что стоят, допустим, восемьсот тысяч, но и лучше тех, что стоят миллион сто. Завораживает круглая цифра. Легко представить, что кто-то когда-то поставил себе такую цель: а вот куплю себе квартиру за миллион!

@@@
Шесть нулей