"Отечество в опасности!"

@@

Банкиры предсказывают экономическую дистрофию

2003-04-24 / Марина Борисова



Прошедший вчера съезд Ассоциации российских банков еще раз продемонстрировал, что взаимные претензии банкиров друг к другу, к Сбербанку и ЦБ отошли на второй план перед лицом общей опасности - угрозы экспансии иностранного банковского капитала. Президент АРБ Гарегин Тосунян обвинил законодательную и исполнительную власть в непонимании всей остроты проблемы. По его словам, банковская система - ключевой элемент национальной экономики и если не наполнить эту кровеносную систему финансовыми потоками и не создать для отечественных банков нормальных конкурентных условий, экономика впадет в дистрофию.

Банкиры считают, что их душат чрезмерные отчисления в ФОР, отсутствие нормальной системы рефинансирования, огромный объем обязательной отчетности, нежелание государства оказывать поддержку инвестиционной деятельности, нестыковки законодательства. Но больше всего они боятся преждевременного открытия российского рынка банковских услуг для иностранных конкурентов.

Правда, несмотря на не слишком благоприятные условия, российский банковский сектор пока успешно развивается. По словам председателя ЦБ Сергея Игнатьева, в прошлом году его активы в реальном выражении увеличились примерно на 18%, капитал - на 11%, кредиты, предоставленные реальному сектору, - на 19%, депозиты граждан - почти на 35%. Причем все эти показатели росли намного быстрее, чем ВВП. Прибыль банков в 2002 году составила тоже очень приличную сумму - 93 млрд. руб., рентабельность капитала, рассчитанная по методике ЦБ, - 18% (по экономике в целом - 8%). Это, считает глава ЦБ, говорит о том, что банковский бизнес постепенно становится привлекательным для инвесторов.

Однако рентабельность очень сильно варьируется, отметил он. У 100 крупнейших российских банков она за последние 3 года изменялась незначительно - от 16 до 21%, причем у 8 из них она ни разу за три года не превысила 3%, а у одного при ежегодно показываемой прибыли рентабельность не поднималась выше 0,5%. Ситуация, по мнению Сергея Игнатьева, странная. Он предложил три версии объяснения. Первая: неэффективный менеджмент (что маловероятно, поскольку у большинства этих банков капитал быстро растет). Вторая: искусственно раздутый капитал. Третья: занижение прибыли с целью уклонения от налогов, увод ее в офшоры. Похоже, попытка банкиров переложить всю ответственность за свою недостаточную конкурентную привлекательность не лишена лукавства.

Центробанк разделяет их тревогу по поводу либерализации валютного регулирования, чреватой большими рисками, связанными с движением краткосрочного капитала. Вслед за его масштабным притоком, спровоцированным относительно высокими процентными ставками и ожиданием укрепления национальной валюты, может последовать неожиданный отток. Поэтому, считает ЦБ, либерализация должна быть постепенной. Но и сами банки должны повышать свою конкурентоспособность, отказываясь от практики участия во всевозможных "серых" схемах. В частности, по возмещению НДС, когда для имитации поступлений из-за рубежа денег за якобы экспортируемые товары платеж проводится по замкнутому кругу целого ряда счетов подставных фирм. При этом сумма платежа зачастую намного превышает остаток средств на любом из этих счетов. Банки, занимающиеся подобным бизнесом, получают, конечно, дополнительные конкурентные преимущества, но в результате, по словам Сергея Игнатьева, побеждают не самые эффективные, а самые "шустрые".

@@@
"Отечество в опасности!"
"ЮКОС я не брошу"
«Рентгеновское обследование» в ЦБ
Банки срывают гособоронзаказ
Банкиры недовольны правительством
Биржи не дождались позитива
Государство заглянуло под матрас

Давайте считать, что кризиса нет

@@

Михаил Саакашвили хочет дружить с Россией невзирая на проблемы

2005-01-21 / Юрий Симонян



На этой неделе в Тбилиси завершилась сделка по приобретению российским Внешторгбанком контрольного пакета акций «Объединенного банка Грузии». Вхождение российского капитала в грузинский банковский сектор президент Михаил Саакашвили использовал в качестве очередного повода, чтобы послать через журналистов своеобразный месседж Москве о том, что Грузия хочет иметь с Россией добрососедские партнерские отношения.

На встрече с российскими журналистами Саакашвили отметил, что с первого дня нахождения у власти руководство страны осознавало важность экономических связей с Россией: «и вхождение в банковский сектор, и открытие новой паромно-железнодорожной переправы из России в Грузию – это важные события, очень важные и в психологическом плане». Он подчеркнул, что, несмотря на двойственность пропаганды, на самом деле в Грузии очень тепло принимают российское присутствие. «Реально не только нет никаких антироссийских настроений, а, напротив, в Грузии люди прекрасно осознают, что мы не только часть общих экономических и политических отношений, но и часть большого человеческого пространства, сильных культурных корней, глубоких исторических взаимоотношений», – заявил Саакашвили.

@@@
Давайте считать, что кризиса нет
Еще один шаг к социализму
Железный занавес еще не поднят
Западным монстрам не отдадут российского вкладчика
Касьянов пообещал все рассказать
Китай нам друг, но истина дороже
Компании-гиганты – российский способ вхождения в глобальную экономику?

Коротко: экономика

@@ 2001-04-04



Запрет поставок из Европы вызовет подорожание мясных продуктов

ВВЕДЕННЫЙ Россией с 26 марта запрет на ввоз животноводческой продукции из Европы в связи с распространением заболевания животных ящуром может привести к росту цен на продукцию отечественных мясоперерабатывающих предприятий. После введения запрета на ввоз мяса из Европы российские поставщики увеличили цены на 15-20%. Как считают эксперты, ценовая ситуация на мясном рынке может осложниться и из-за того, что возникли проблемы с поставкой мяса из неевропейских стран. Как уже сообщалось, транзит продукции третьих стран по территории Европы запрещен. Однако поставщики мяса пока не могут воспользоваться и разрешением ветслужбы России использовать порты Европы для перегрузки товаров, перевозимых в контейнерах. Эта же проблема задерживает поставку в Россию и американской говядины и свинины, отметили в московском представительстве Федерации США по экспорту мяса.

Единый налог за пользование природными ресурсами

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ подготовило проект главы Налогового кодекса о налоге за пользование природными ресурсами (роялти), сообщил первый замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. Он напомнил, что в настоящее время предприятия, занимающиеся эксплуатацией природных ресурсов, в частности добывающей отрасли, платят два "ресурсных" налога - на воспроизведение минерально-сырьевой базы и на пользование природными ресурсами (роялти). По словам первого замминистра, предполагается, что налог на воспроизведение минерально-сырьевой базы будет отменен, а в налог на пользование природными ресурсами будут внесены существенные коррективы. Предполагается сделать единую методику расчета ставки роялти, а за счет корректировочных коэффициентов учитывать степень разработки месторождения, удаленность от транспортных путей и ряд других факторов.

Интерфакс

Итоги контроля за соблюдением налоговых законов

НАЛОГОВЫМИ органами в результате контрольных мероприятий в 2000 году в государственную казну дополнительно начислено налогов и пеней и предъявлено налоговых санкций на сумму 249 млрд. руб., что по сравнению с 1999 годом больше на 46 млрд. руб. В федеральный бюджет доначислено 142 млрд. руб. (57% общей суммы доначислений). Из доначисленных платежей в бюджетную систему поступило 41,6 млрд. руб., в федеральный бюджет взыскано 21,5 млрд. руб. (52% общей суммы взысканных по результатам контрольных акций платежей). Проведено 1,2 млн. проверок организаций и свыше 4,7 млн. проверок физических лиц, при этом выявлено 351,1 тыс. нарушений организациями и 492,5 тыс. физическими лицами. Наиболее значительные доначисления и взыскания (по абсолютной величине), по результатам проверок, были произведены в налоговых органах Московского региона, в Санкт-Петербурге, Челябинской, Кемеровской, Самарской и Свердловской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Башкортостан.

@@@
Коротко: экономика
Крупный бизнес требует от банка ювелирной работы
Кудрин ставит на банки
Массового прихода западных банков не будет
Михаил Касьянов: Глава правительства всегда должен быть немного консервативен
Нужны ли российской власти деньги
Питер Мандельсон: "Европа не расстроилась бы, если бы Медведев победил"

При вступлении в ВТО надо избежать "дикого капитализма"

@@

Председатель ФКЦБ Игорь Костиков утверждает, что фондовый рынок уже дает инвестиций для промышленности больше, чем банковский сектор

2002-11-14 / Константин Фрумкин Что нужно сделать, чтобы финансовый рынок стал источником экономического роста? Об этом корреспондент "НГ" беседует с председателем Федеральной комиссии по ценным бумагам Игорем Костиковым.



- Михаил Касьянов неоднократно поднимал вопрос о том, что одной из основных функций финансового рынка является привлечение инвестиций в реальный сектор. Однако приток инвестиций через этот рынок сейчас недостаточен. Что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию в этой сфере?

- Недавно прошло заседание Совета по предпринимательству при правительстве, там этот вопрос обсуждался, и все его участники обращали внимание на одну главную проблему - налоговую систему. К сожалению, в ходе налоговой реформы была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль, и это, безусловно, сказалось на инвестиционном климате. Предприятия стали уменьшать заявляемую прибыль, соответственно произошла переоценка активов в худшую сторону. В мае этот процесс стал очевидным для всех, с этого времени несколько снизились темпы роста капитализации нашего фондового рынка. Я не думаю, что это реально отражает ситуацию в экономике страны. Решение проблемы надо искать в области законодательства по налогообложению прибыли.

Между тем инвестиции в реальный сектор экономики через фондовый рынок поступают. В этом году фондовый рынок даже обогнал банковский сектор в сфере обеспечения предприятий финансовыми ресурсами.

- Президент Путин наложил вето на предложенные ФКЦБ поправки к закону о рынке ценных бумаг. Каковы ваши прогнозы развития ситуации?

- Сейчас идет работа над новой редакцией законопроекта. В ближайшее время мы его согласуем. Обращаю ваше внимание на то, что вето было наложено по юридическим и техническим причинам, оно не было связано с содержанием этого нормативного акта. Речь идет об отдельных формулировках, о соотношении этих формулировок с гражданским законодательством.

- С точки зрения фондового рынка какие главные проблемы содержит процесс вступления России в ВТО?

- Главная проблема - мы должны войти в ВТО с адекватной нормативно-регулирующей базой. В противном случае наступит если не повторение начала 90-х годов, то, по крайней мере, некая эпоха "дикого капитализма". Необходимо принятие таких законов, как закон об инсайдерской информации, закон об афиллированных лицах, необходимо обеспечить внесение поправок в уголовное законодательство, касающихся преступлений на фондовом рынке, которые сегодня Уголовным кодексом не предусмотрены. Это те необходимые меры, которые должно предпринять государство. С другой стороны, нам хотелось бы, чтобы за оставшийся до открытия наших финансовых рынков период российские профессиональные участники фондового рынка стали финансово стабильными и конкурентоспособными. Неправильно говорить, что ФКЦБ будет стоять на пути конкуренции, но мы бы хотели, чтобы наши профучастники преодолели все последствия, вызванные экономическим кризисом 1998 года.

- Когда вы говорите о периоде "дикого капитализма", вы имеете в виду возможные эксцессы, которые будут сопровождать появление на наших рынках иностранных фондовых институтов?

- У нас есть достаточно примеров, каким образом сегодня и иностранцы, и ряд российских компаний, зная, что такое инсайдерская информация, и умея с ней обращаться, пользуются инсайдом и искажают ситуацию на рынке. У нас сегодня в законодательстве нет ни определения, что такое инсайд, ни возможности пресекать действия участников рынка, связанные с ним.

- А на какой стадии в настоящее время находится законопроект об инсайдерской информации?

- Закон об инсайде находится в Госдуме. Мы работаем над этим проектом совместно с депутатами и надеемся, что в течение следующего года этот закон будет принят. Одновременно должны быть приняты поправки в Уголовный кодекс, которые обеспечат правоприменение по данному закону. Тут хотелось бы обратить ваше внимание, что на фондовом рынке есть много проблем, связанных с правоприменением. Вы знаете, что в России Комиссия по рынку ценных бумаг не обладает функциями, которые имеют подобные ведомства в западных странах. В нашей стране вопросы правоприменения по большей части относятся к компетенции российских правоохранительных органов. При этом мы считаем, что в России достаточное количество таких ведомств, и наделять сейчас Комиссию правами силовиков нет никакой необходимости. Возможно, через 5-10 лет этот вопрос встанет на повестке дня, но сегодня мы такой необходимости не видим. Наша задача - выстроить систему взаимодействия с правоохранительными органами. Это сотрудничество у нас есть, но оно нуждается в серьезном совершенствовании.

- Летом вы объявляли, что на нашем рынке скоро появятся ценные бумаги международных финансовых организаций - МФК, ЕБРР и Всемирного банка. Какой смысл в этом шаге?

- В первую очередь у нас на рынке появятся бумаги Европейского банка реконструкции и развития - этого события мы ждем в будущем году. Оно имеет важное значение по целому ряду причин. Главное, на нашем рынке появятся ценные бумаги очень высокого рейтинга. Российские инвесторы смогут улучшить свои инвестиционные портфели. Но еще важнее то, что инвесторы смогут использовать ценные бумаги ЕБРР как базу, как точку отсчета при расчете риска по другим ценным бумагам. Если такой точки отсчета нет, стоимость облигаций на рынке начинает плавать, и никто не понимает, сколько и за какой риск допустимо платить. А так риск по каждому из эмитентов можно будет рассчитывать, сравнивая его с риском по базовым ценным бумагам, имеющим рейтинг ААА.

- Не могли бы вы подвести предварительные итоги работы с Кодексом корпоративного поведения?

- На уровне психологическом, на уровне оценки отношения эмитентов и инвесторов к кодексу - итоги, на наш взгляд, очень хорошие. Если же говорить о конкретных цифрах, то для оценки ситуации необходимо время: на следующей неделе будет опубликовано первое исследование по работе над кодексом, его делает Российский институт директоров совместно с Ассоциацией менеджеров. Это исследование оценит, каким образом рынок относится к кодексу. Сейчас совместно с РСПП и Торгово-промышленной палатой мы работаем над созданием Национального совета по корпоративному управлению. Премьер-министр Касьянов поддержал нас в создании такой организации. В конце января - начале февраля состоится первое заседание Совета, на котором будут обсуждаться первые итоги применения кодекса. Кроме того, на прошлой неделе все российские биржи зарегистрировали новые правила доступа ценных бумаг (правила листинга). Они предусматривают, что высший уровень листинга - категорию "А1" - получат только те компании-эмитенты, которые в полном объеме соблюдают Кодекс корпоративного управления. Остальные включенные в листинг компании обязаны раскрывать информацию о том, в какой степени они применяют кодекс. Эти правила вступят в силу в конце ноября - начале декабря, и мы уже реально увидим, что происходит в компаниях.

- И у вас есть надежда, что высшие менеджеры крупнейших компаний раскроют свои оклады?

- Я думаю, да. Здесь нет большой проблемы. Она в большой степени создана самими менеджерами. Я думаю, что наше население уже понимает, что управлять крупной компанией - довольно тяжелое дело, и оно нуждается в соответствующем вознаграждении. Шоком раскрытие этих цифр ни для кого не станет. Но, возможно, для самих менеджеров возникает вопрос, адекватно ли получаемое ими финансовое вознаграждение результатам их деятельности на предприятиях.

- Удовлетворены ли вы сложившейся в России системой фондовых бирж?

- Сейчас мы повысили требования к капиталу биржи, потому что торговая площадка должна быть хорошо капитализирована. Мы хотели бы, чтобы биржи постепенно превращались в открытые акционерные общества со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая соблюдение Кодекса корпоративного поведения и возможности привлекать ресурсы для своего развития. С одной стороны, биржа - это такой же бизнес, как и любой другой. Эта та позиция, которой сегодня придерживается Международная организация регуляторов фондового рынка. Она сейчас создает стандарты, стимулирующие переход бирж в ОАО. Уже около 70% торговых площадок в мире являются открытыми обществами. С другой стороны, биржа еще и квазирегулятор фондового рынка. И вот тут к бирже должны предъявляться гораздо более жесткие требования, чем к любому другому акционерному обществу, потому что она отвечает за справедливость цен на фондовом рынке. В этом направлении мы также работаем, уже предложены соответствующие поправки к законодательству. Недавно внесенный нами в правительство законопроект о коммерческих бумагах также предусматривает совершенствование биржевой инфраструктуры. Да вы и сами видите, что сейчас происходит на рынке. Реально работающими являются 3-4, максимум 5 существующих в нашей стране бирж. И, наверное, этого количества России в принципе и хватит.

- Скажите, а средства массовой информации имеют значение для фондового рынка?

- Этот вопрос в числе прочих мы в ближайшее время будем обсуждать на правительстве. Фондовый рынок - это виртуальный рынок. Это рынок информации. К сожалению, информация о фондовом рынке и особенно сведения, связанные с системой защиты прав граждан, до самих граждан не доходят. И здесь возникает вопрос об ответственности средств массовой информации перед обществом. СМИ часто не чувствуют ответственности при освещении не только политических событий, но и событий на фондовом рынке. Мы не говорим, что СМИ должны рекламировать фондовый рынок, но поскольку существенно изменился уровень защиты прав населения на нем, то граждане должны понимать свои права, понимать, как они защищаются, понимать какую часть рисков берет на себя население, а какую - государство.

- Кстати о рисках. Не стоит ли на повестке дня вопрос о введении обязательного страхования рисков держателей ценных бумаг?

@@@
При вступлении в ВТО надо избежать "дикого капитализма"
Путин в прямом эфире (он-лайн трансляция)
Реформа снизу
Россия обогнала "большую двадцатку"
Сбербанк ни с кем не намерен делиться
Сергей Егоров: "Не надо строить социализм"
Частные банки ожидает серьезная конкуренция