"Пражская осень" для немцев

@@

Вашингтон надеется изменить позицию Берлина по Ираку

2002-11-21 / Евгений Григорьев



Пражский саммит НАТО, открывающийся сегодня, предоставлял, на взгляд немцев, возможность растопить лед в американо-германских отношениях. Однако в Вашингтоне пока не забыли жесткую критику американской внешней политики, которую себе позволил в предвыборный период канцлер Герхард Шредер. Так что отдельной встречи Буша и Шредера в Праге не предвидится.

Чтобы согласовать вопрос о свидании двух лидеров, в Вашингтон был специально отряжен новый внешнеполитический советник канцлера Бернд Мутцельбург. Он обсуждал это дело с Кондолизой Райс. Однако за три дня до саммита именно советник президента США по национальной безопасности, знакомя прессу с программой турне Буша, окончательно разбила немецкие ожидания. В списке собеседников американского президента в Праге фамилия Шредера не значится. Попутно Райс отнесла Германию даже не к союзникам, а к "важным государствам". А представитель Белого дома Скотт Маклиллан добавил как бы в утешение, что президент обменяется рукопожатием с канцлером в рамках общей встречи участников саммита НАТО.

Итак, эмбарго на президентские контакты с Берлином продолжает действовать. Между тем в преддверии пражского саммита германским кабинетом были предприняты большие усилия, чтобы переломить ситуацию. При любой возможности подчеркивалась солидарность ФРГ и ее верность союзничеству с США. Шеф бундесвера Петер Штрук заявил, что Германия будет продолжать свои военные усилия против терроризма "на стороне США столько, сколько необходимо". В свою очередь, глава МИДа Йошка Фишер в ходе внешнеполитических дебатов в бундестаге старательно обошел молчанием тему возможной иракской войны. Одновременно Берлин назвал конструктивным предложение США о создании сил быстрого реагирования в рамках НАТО.

Вашингтонский отказ от переговоров Буш-Шредер отбрасывает назад немецкие усилия по восстановлению нормальной атмосферы в отношениях с США. Возможно, Буш не может простить оскорбления в свой адрес. Однако загвоздка прежде всего в позиции правительства ФРГ по Ираку, поскольку оно и после выборов выступает против военной акции, даже если она будет одобрена СБ ООН.

@@@
"Пражская осень" для немцев
"Пятерка" расширяет формат
Армии ШОС нужны НАТО
Бельгия предлагает создать НАТО-2
В Евросоюзе грядут перемены
В Петербурге рубили окно в Европу
В СНГ появились миротворцы

В США появятся силы быстрого реагирования

@@

Личный эксперт президента Буша по предвыборному пиару занялась улучшением престижа Вашингтона за рубежом

2005-09-28 / Артур Блинов







У Джорджа Буша большие планы в области глобального пиара.

Фото Reuters

Заместитель госсекретаря США по вопросам публичной политики и отношений с общественностью Карен Хьюз совершает поездку в страны Ближневосточного региона – Египет и Саудовскую Аравию, а также в Турцию. Это первое зарубежное турне Хьюз после того, как она заняла пост, впервые созданный в структуре внешнеполитического ведомства США. Ее задача – исправить имидж своей страны за рубежом, серьезно пострадавший в результате войны в Ираке.

Хьюз – человек из свиты президента, его сподвижница еще с тех времен, когда он боролся за губернаторский пост. Профессиональная журналистка, она занималась вопросами пиара в штабах избирательных кампаний Джорджа Буша и работала по этой части в аппарате Белого дома. Теперь таланты Хьюз было решено задействовать для исправления негативных представлений о США в арабском мире и других мусульманских странах. Назначение произошло в момент, когда, по мнению Консультативного комитета при Госдепартаменте по вопросам дипломатии в сфере культуры, «имидж и репутация США за рубежом хуже, чем когда-либо», и в значительной части мира «на США смотрят не столько как на маяк надежды, сколько как на опасную силу, которой надо противостоять».

Это цитаты из еще не опубликованного официально доклада комитета, составленного по следам посещения Ближнего Востока его представителями. Ссылаясь на данные опросов, авторы доклада сообщают, что большинство населения таких стран, как Египет, Марокко и Саудовская Аравия, «рассматривает Джорджа Буша как более значительную угрозу миропорядку, чем Усама бен Ладен». Как отмечается в докладе, особенно сильный ущерб репутации США наносят передаваемые местным телевидением сюжеты о политике Вашингтона в регионе, в первую очередь о войне в Ираке и ближневосточной проблеме. Комитет рекомендует активизировать борьбу за улучшение имиджа США за границей, в частности, усилить это направление работы кадрами, обеспечить дополнительное финансирование и даже сформировать специальные «команды быстрого реагирования, способные противодействовать распространению неблагоприятных для Вашингтона слухов».

@@@
В США появятся силы быстрого реагирования
В соответствии с духом времени
Вашингтон намеревается засекретить ЕС
Военная доктрина ЕС
Доклад рабочей группы по отношениям Россия-НАТО
Европа мечтает о своей армии
Завтра в Хабаровском крае - день траура

И жизнь, и кошелек…

@@

В Иркутске у гастарбайтеров забирают последнее

2002-08-02 / Сергей Кез



Три дерзких ограбления, жертвами которых стали иностранные граждане, совершены за последнее время в областном центре Прибайкалья. Все преступления объединяет одно: злоумышленники представлялись соответствующим образом омоновцами. Розыск бандитов, по словам начальника пресс-службы УВД Иркутской области Сергея Марфицина, пока никаких результатов не дал. Тем не менее круг подозреваемых очерчен, идет их проверка на предмет причастности к вооруженным грабежам.

Первое в нынешнее лето разбойное нападение на иностранцев с использованием камуфляжной формы местная милиция зафиксировала еще 18 июня. Около восьми часов утра в Куйбышевский РОВД Иркутска поступило сообщение о том, что около семи часов утра в частный одноэтажный дом, хозяйкой которого являлась гражданка КНР, ворвалась группа вооруженных людей. Сотрудникам группы быстрого реагирования коммерсантка из Поднебесной пояснила, что ее разбудил звонок. Когда она подошла к двери, то увидела в глазок несколько человек в камуфляжной форме. Все они, как утверждала китаянка, представились сотрудниками милиции. Как только открылась дверь, в жилище ворвались четыре человека. Сбив с ног хозяйку дома, они принялись избивать ее сожителя. В квартире был учинен разгром. Добычей преступников, одежда двоих из них были с нашивками "ОМОН", стали золотые украшения, дорогостоящая аппаратура, десять сумок с товаром и "ГАЗель" с документами, на которой мнимые милиционеры и увезли награбленное. Материальный ущерб китаянка оценила в 200 000 рублей, не считая угнанного автомобиля.

Не успели местные милиционеры раскрутить это дело, как уже в другом конце областного центра вновь засветилась какая-то банда лжеомоновцев. На этот раз объектом нападения стали киргизские гастарбайтеры, которые строили коттеджи в поселке Молодежный. Как пояснили киргизские строители, 18 июля в три часа ночи в их вагончик ворвались семь человек, шестеро из которых были одеты в камуфляжную милицейскую форму. Нападавшие, по словам киргизов, имели пистолет, карабин "Сайга" и электрошокер. Попытку сопротивления рабочих бандиты тут же пресекли электрошокером. Приставив ствол карабина к виску бригадира строительной бригады, ночные разбойники потребовали отдать им деньги. Под угрозой применения оружия строителям пришлось выдать заработанные за половину летнего сезона 200 тысяч рублей.

Между тем лжеомоновцы не успокаивались. Двадцатого июля в том же поселке Молодежный в час ночи шестеро человек в камуфляжной форме напали на вагончик, в котором проживали таджикские строители. Ночные визитеры вновь представились сотрудниками иркутского ОМОНа. Попытавшихся подняться с постели рабочих уложили резиновыми дубинками. Как рассказали рабочие, обыск шел по всем милицейским правилам, и команды звучали вполне профессионально. Добычей бандитов на этот раз стали 26 тысяч рублей и кое-какие вещи, без внимания не осталась даже старая кожаная куртка.

@@@
И жизнь, и кошелек…
Индия начала военную реформу
Казахстан знает, куда идет
Концепция внешней политики Российской Федерации
Коротко: в мире
Косовский колокол
Котласский ЦБК пахнет водкой и хлором

Криминал и терроризм - близнецы-братья

@@

Международную борьбу с экстремизмом наиболее эффективно можно вести под флагом Интерпола

2002-07-26 / Анатолий Сергеевич Куликов - депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по безопасности ГД, доктор экономических наук, генерал армии.



Современный терроризм как проблема, к сожалению, до конца не изучен. Что мы можем сказать о причинах террористических акций? Видимо, здесь и разные подходы в мировоззрении, сохраняющиеся стереотипы холодной войны, разные методологии в оценке современных мировых процессов, и это в тех условиях, когда, по мнению большинства экспертов, сохраняется достаточно высокая вероятность повторения масштабных терактов. Кроме причин мы плохо знаем пусковые механизмы конкретных субъектов, стоящих за подобными преступлениями. Мы только предполагаем, что это религиозные экстремисты, наркодилеры, транснациональные корпорации (как явно преступные, так и благополучные внешне), ведущие борьбу за передел финансовых рынков и денежных потоков.

Что в связи с этим следует делать в области борьбы с терроризмом?

Во-первых, необходима организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы по выработке общего понятия терроризма или по крайней мере его основных признаков. Нужна дальнейшая разработка на международно-правовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом (неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им; обязательность национальных мер по ликвидации выявленных террористических организаций; недопустимость использования форм и методов терроризма для решения любых социальных и политических задач, включая реализацию права наций на самоопределение; недопустимость политических уступок террористам и двойных стандартов в отношении к терроризму и др.).

Во-вторых, на основе имеющегося опыта и с учетом того, что терроризм приобретает международный характер, необходимо разработать модельный закон о борьбе с терроризмом. И это уже ни у кого не вызывает сомнений и тем более возражений. Прежде всего необходимо определить в данном законе главные принципы и качественно новые подходы. Речь должна в нем идти о защите объектов террористических посягательств; борьбе с финансированием террористической деятельности; информационном противодействии терроризму; международном сотрудничестве Российской Федерации в области борьбы с терроризмом и т.д.

В-третьих, надо выработать не только стратегию, но и тактику создания единого мирового антитеррористического центра, кроме того, что уже сформировалась и действует антитеррористическая коалиция государств. На мой взгляд, здесь следует учитывать ряд важных моментов.

Вопросами борьбы с терроризмом деятельность мирового антитеррористического центра в рамках ООН ограничиваться не должна. Сейчас уже всем ясно, что крупные террористические акции невозможны без мощного финансового обеспечения, которое в подавляющем большинстве случаев происходит за счет "отмывания" грязных денег, полученных от наркосделок, незаконной торговли оружием. А это означает, что следует вести речь о создании не просто мирового антитеррористического центра, а мирового центра борьбы с международной преступностью.

При этом необходимо концептуально менять подходы к борьбе с терроризмом. Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность. Однако интересы спецслужб в разных странах, и даже порой в рамках одной страны, часто не совпадают. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции (милиции) разных стран.

Может быть, в этой связи более рационально ставить вопрос о преобразовании Интерпола в такой центр? При этом необходимо менять конституцию Интерпола и основополагающие принципы его деятельности. Речь идет о том, чтобы помимо разветвленного информационного обмена Интерпол выполнял функции международных расследований и международных оперативно-разыскных операций и имел для этого соответствующие структуры и подготовленные силы быстрого реагирования.

В-четвертых, при организации масштабной борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, как показывает практика Афганистана, не обойтись без разработки международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций с закреплением обязанности санкции Совета Безопасности ООН на их осуществление и контроль за их ходом. Мы предлагаем подготовить своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и базовых правил взаимопомощи в конкретных ситуациях.

В-пятых, принятие мер по скорейшей ратификации членами международного сообщества конвенций по борьбе с терроризмом и последующему внесению ими необходимых изменений в национальное законодательство. Потребуется созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с терроризмом и принятие ею соответствующих решений.

В-шестых, чрезвычайно важно видеть и понимать, как меняется облик терроризма в современных условиях. Появились так называемые кибертеррористы. Не меньшую опасность таит в себе применение террористами химического, биологического оружия, радиоактивных веществ.

В-седьмых, эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои населения.

Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного антикриминального и антитеррористического форума

@@@
Криминал и терроризм - близнецы-братья
Минобороны РФ создает антитеррористический интернационал
Минобороны быстрого реагирования
НАТО готова «реагировать» по всему миру
Нефть – под надежную армейскую защиту
Новости
ОДКБ демонстрирует беспомощность

Операция в Дагестане вступила в решающую стадию

@@

Боевикам на этот раз вряд ли позволят беспрепятственно уйти в Чечню

1999-09-03 / Илья Максаков, Милрад Фатуллаев



Дагестанским ополченцам, даже если у них есть оружие, не справиться с обученными бандформированиями в одиночку.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

ОПЕРАЦИЯ по разоружению экстремистов в Кадарской зоне Дагестана, судя по логике развивающихся там событий, приближается к завершающей фазе. Специальные отряды быстрого реагирования МВД Дагестана овладели Кадаром и Карамахи, где располагался штаб экстремистов, до этого дважды переходившим из рук в руки. Кстати, и третий захват Карамахи, судя по противоречивым сообщениям, не был окончательным и полным. Приступившие к зачистке этих заминированных населенных пунктов милиционеры и поддерживающие их ополченцы из числа местных жителей подвергаются снайперскому огню с окраин села, где активно перемещаются мобильные группы боевиков.

Штурмовые подразделения внутренних войск МВД вчера проводили подготовительные мероприятия перед атакой третьего села Кадарской зоны - Чабанмахи, все еще удерживаемого радикалами. Однако во второй половине дня уже было официально объявлено об освобождении этого селения. По данным военных, здесь на хорошо укрепленных в фортификационном отношении позициях держали оборону около сотни боевиков. Примерно еще полсотни удерживают близлежащие к селам сопки, заграждая передвижение милиции огнем из винтовок с глушителями. Куда делись остальные из 500 боевиков, о которых официально сообщалось, неизвестно. По некоторым предположениям, они получили ранения и находились в Чабанмахи. Кстати, в зоне боевых действий боевиков не только не слышно, но и не видно. В течение года после провозглашения "независимой исламской территории" они успели наладить подземные ходы сообщения. В сумерках боевики приближаются к позициям военных, обстреливая занятые ими высоты, а на рассвете возвращаются обратно.

Несколько лет "общения" со своим главным противником - управлением по борьбе с организованной преступностью МВД Дагестана, спецподразделения которого сейчас штурмуют кадарские села, привели к тому, что боевики знают по именам все руководство управления и даже отдельных его сотрудников. В их адрес, а также в адрес ополченцев - карамахинцев раздаются угрозы расправы. Чтобы наладить после завершения операции конституционный порядок и мирную жизнь в Буйнакском районе, здесь будут восстановлены усиленные посты милиции, патрульно-постовая служба и размещен батальон МВД оперативного назначения. Несмотря на наступивший перелом, даже по самым оптимистичным прикидкам, понадобится еще несколько дней, прежде чем поставить точку во втором этапе силовой операции против экстремистов в Дагестане. Чтобы дезориентировать противника, как заверяют военные, не сообщалось о потерях с российской стороны. Только через пять дней операции было сообщено о 13 погибших и 91 раненом военнослужащих федеральных сил и милиционерах. 1 сентября в несколько медучреждений Махачкалы поступили 26 раненых, примерно столько же - в Буйнакск.

Неудачная попытка экстремистов вырваться из окружения, отчаянное сопротивление боевиков, среди которых немало тех, кому уже нечего терять, свидетельствуют, что белый флаг обороняющиеся не поднимут и операция завершится лишь с полным их уничтожением. К тому же Кадарская зона в отличие от Ботлихского района находится в центре Дагестана, что не позволит боевикам беспрепятственно уйти в Чечню. Большинство оценок сводится к тому, что завершение операции в Буйнакском районе еще потребует времени. Опасаясь прицельного огня боевиков, штурмовые спецподразделения милиции не предпринимают решительных действий, пока все намеченные при наступлении огневые точки противника не будут уничтожены с воздуха и с земли. Зажатые в плотное кольцо боевики запросили по рации помощь из Чечни, и, видимо, с целью отвлечь внимание от Кадарской зоны боевиками численностью до 20 человек была предпринята попытка прорваться из Чечни через перевал Ягудаг в селение Кеги Цумадинского района. После двухчасового боя с ополченцами они отступили. Ночью из минометов было также обстреляно приграничное село Дучи Новолакского района, повреждено 2 дома.

С вступлением в завершающую фазу операции в Кадарской зоне по всей республике начались системные информационно-идеологические и профилактические мероприятия в отношении сторонников радикального течения в исламе.

Зона нынешних боевых действий в отличие от Ботлихского и Цумадинского районов Дагестана удалена от Чечни, поэтому боевики будут не "выдворены", а уничтожены

Инфографика "НГ"
По подсчетам корреспондента "НГ", с начала августа среди них арестованы не менее 80 человек, задержаны также около 150 их пособников и подозрительных лиц. Среди них тесть Хаттаба, которого родственники пытались вывезти из зоны боев, закутав в ковер.

В связи с боевыми действиями в Ботлихском и Буйнакском районах изменились сетка вещания и режим работы дагестанского телевидения. Специальные выпуски информационной программы "Дагестан" вместо двух, как это было до августа, выходят теперь пять раз в день и без выходных. Основной упор вещания местного телевидения при этом перенесен со второго и третьего каналов на первый, так как диапазон охвата ОРТ шире, чем РТР и НТВ, и передачи с него могут получить практически во всех горных селах. Кроме того, в Дагестане временно была отключена сотовая связь, что расценивается в республике неоднозначно. Местные наблюдатели отмечают, что таким образом оперативной связи лишены органы власти, но не экстремисты, располагающие спутниковыми телефонами.

Тем временем официальный Грозный уже далеко не впервые приостановил трансляцию в Чечне российских телеканалов ОРТ, РТР и НТВ. Ни один из представителей руководства республики не выступил с официальным разъяснением такого решения, поэтому непонятно, кем определено, что формальным поводом отключения каналов стало нежелание погасить долги за ретрансляцию телепередач на территорию ЧР. К тому же не уточняется, кто кому в данном случае должен.

Тем не менее чеченские телезрители лишены возможности смотреть передачи российских каналов. Местные наблюдатели, поделившиеся своими соображениями с Интерфаксом, назвали истинной причиной отключения каналов недовольство руководства Чечни освещением этими телекомпаниями событий в Ботлихском районе Дагестана, где в августе происходили бои между федеральными силами и боевиками. Однако это вряд ли может послужить поводом для подобного рода акций, поскольку российские телеканалы поначалу вообще не имели четкой позиции по отношению к событиям в горах Дагестана, а потому не могли вызвать раздражения только у чеченской стороны. По крайней мере, упреки в адрес тележурналистов раздавались и в Махачкале, и в Москве. Кстати, во время конфликта в Ботлихском районе выступления официальных представителей Грозного, в том числе Аслана Масхадова, Казбека Махашева и других, находили на телеэкранах не менее полное отражение, чем, например, раздача Шамилем Басаевым арбузов.

Другие предположения о подоплеке решения чеченских властей связываются с их претензиями по поводу "искаженной" подачи информации о похищениях людей. В частности, в Грозном убеждены, что военнослужащие, об освобождении которых периодически сообщают СМИ, содержались в плену не в Чечне. Но такие видеоматериалы передаются российскими телекомпаниями достаточно давно, и, более того, в последнее время эти сюжеты появляются не так часто. Таким образом, освещение освобождения заложников также не может служить причиной отключения телеканалов.

Скорее всего если в Чечне действительно отключены передачи российского телевидения, то это не связано с политическими мотивами. Можно предположить, что вещание прекращено по техническим причинам и в ближайшее время будет восстановлено.

@@@
Операция в Дагестане вступила в решающую стадию
Очередное побоище в Баку
Парижский «квартет»
Прикрытие Саддама Хусейна
Про морковку и не только
Пуля для боевого товарища
Развитие современного мира идет по опасному пути

Расширение НАТО будет значительным

@@

"Оно начнется уже в этом году", - уверенно заявляет посол США в штаб-квартире альянса Николас Бернс

2002-03-13 / Игорь Коротченко Североатлантический союз готовится к очередной волне расширения. В ноябре на саммите в Праге будет принято решение о том, кто из девяти стран-кандидатов получит приглашение присоединиться к НАТО. Одновременно альянс намерен выйти на новый формат отношений с Россией. Чем "двадцатка" будет отличаться от СПС? Каковы перспективы альянса в ХХI веке? На эти и другие вопросы "НГ" отвечает посол США в НАТО Николас Бернс.







- Господин посол, какие задачи стоят перед НАТО в текущем году?

- Это крупные миротворческие миссии - операции в Косово, Боснии и Македонии. В них участвуют Россия, НАТО, США и партнеры. Мы будем продолжать наши действия в Косово, где очень сложная обстановка для установления условий мира. В Боснии мы уже находимся 6 лет. Там НАТО может снизить присутствие своего контингента. Но это не значит, что мы выведем свои силы, мы лишь уменьшим их численность, потому что некоторые функции уже берут на себя гражданские структуры. По меньшей мере 12 тысяч военнослужащих у нас останется - это наш контингент и контингенты партнеров. Мы стараемся предотвратить гражданскую войну в Македонии, где сотрудничаем с национальным правительством и с ООН. Я полагаю, что по истечении марта мы по-прежнему будем выполнять там задачи.

Мы налаживаем отношения с Европейским союзом. Сейчас ЕС создает собственные силы быстрого реагирования в соответствии со своей политикой безопасности и обороны. Будем продолжать вести обсуждение этих вопросов с Европейским союзом.

Мы также заинтересованы в улучшении отношений с Украиной, поскольку она является очень важной страной, как, впрочем, и Россия. Надеемся в 2002 году улучшить эти отношения.

В ноябре нынешнего года состоится саммит в Праге. Его цель - обсудить будущее альянса, Балкан, взаимоотношений с Россией и Украиной, а также заложить основы для того, чтобы НАТО смогло продолжить реформу в отношении собственного военного потенциала, особенно в свете событий 11 сентября, чтобы у нас были военные силы и средства для борьбы с терроризмом.

Наконец, на Пражском саммите мы должны будем принять решение о расширении НАТО и приеме новых членов. Правительство США еще не решило, какие из девяти стран-кандидатов смогут получить нашу поддержку. Я могу сказать, что и альянс в целом еще не принял такого решения. Очевидно, оно созреет только к осени. Всем странам-кандидатам мы пока говорим, что для них очень важна военная реформа, мы будем продолжать сотрудничество с ними, и осенью примем окончательное решение.

Как вы знаете, США поддерживает расширение альянса. Президент Буш, выступая в Варшаве, сказал, что НАТО необходимо расширяться, чтобы увеличить стабильность в Европе. Я ожидаю, что расширение действительно состоится, причем значительное. Но какие страны будут приглашены и сколько, пока мы не знаем.

Вместе с тем появились новые основы для отношений России и НАТО. Это решение принято на высоком уровне, в ходе встреч президента Путина с президентом Бушем и премьер-министром Блэром. После саммита в Кроуфорде мы решили, что альянс и Россия должны улучшить свои отношения. Я не думаю, что российская и американская стороны были удовлетворены работой в рамках Совместного постоянного совета (СПС) Россия-НАТО.

- В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие "двадцатки" от Совместного постоянного совета Россия-НАТО?

- "Двадцатка" - это очень важно, это означает, что российский посол будет сидеть на заседаниях Североатлантического совета вместе с послами стран НАТО. Мы сможем работать с самого начала возникновения кризиса, а не выходить на сотрудничество, когда кризис уже развился. Президент Буш считает, что это правильный ход отношений между Россией и НАТО.

Один мой российский коллега сказал, что проблема с СПС такая: это не девятнадцать плюс один, а девятнадцать против одного. С обеих сторон Совместный постоянный совет так и не стал динамичным органом, где сотрудничество начинается с самого начала какой-то кризисной или чрезвычайной ситуации. А на уровне "двадцатки" - будет. В этом и состоит принципиальное отличие.

Я, конечно, представляю США на заседании СПС, и неоднократно повторял, что мы можем лучше, более плодотворно и конструктивно работать, более честно. Особенно по таким вопросам, где у НАТО и России есть общие интересы. Это борьба с терроризмом, война в Афганистане и так далее. У нас очень много общих интересов. Лорд Робертсон, наш генеральный секретарь, часто говорит: дело не в арифметике - девятнадцать плюс один, девятнадцать минус один, - весь вопрос в химии. Имеется в виду, что важна не форма стола, за которым вы сидите, не то, как устроен Совет, а важен дух, который там царит. Из общения с российской стороной и в Кремле, и в Министерстве иностранных дел мы чувствуем, что нам нужен новый дух сотрудничества. Я должен вам честно сказать, что такое же желание исходит из высших эшелонов моего правительства. Поэтому мы смотрим на это как на новое предприятие с большими перспективами, и надеемся, что очень скоро новый орган начнет свою работу на практической основе.

- Как будет осуществляться взаимодействие между НАТО и Еврокорпусом? Кому он станет подчиняться?

- Мы глубоко привержены хорошим отношениям между НАТО и Европейским союзом. Как вы знаете, мы работаем в одном городе, ежемесячно встречаемся на уровне послов, у нас очень много неофициальных связей и контактов. Хавьер Солана и Джордж Робертсон часто встречаются, и вообще они работают сообща. США поддерживают создание Европейского корпуса и сил быстрого реагирования. Нашим интересам отвечает, чтобы у Европы были силы и средства для выполнения миротворческих и гуманитарных задач.

Мы надеемся, что у корпуса будет прочная основа, так как многие страны Европейского союза входят и в НАТО. Любой рост потенциала Европейского корпуса будет содействовать укреплению потенциала альянса. Понятно, что для создания Еврокорпуса требуется время. Нужно посмотреть, сколько средств сможет внести ЕС, чтобы корпус стал полностью оперативно готовым. В настоящее время в США по-прежнему считают, что главной организацией по обеспечению безопасности в Европе является НАТО и в случае кризиса в Европе альянс готов к адекватному реагированию. И только в случае неспособности или нежелания НАТО участвовать в какой-то операции Европейский корпус сможет выступить на первый план.

Европейский корпус пока что не создан организационно, как фактическая сила. Мы неоднократно говорили, что если ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или по миротворчеству, то не надо дублировать структуры. У Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе есть соответствующие структуры, штаб и органы, которые могут использоваться для оперативной и планирующей работы. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют, чем создавать параллельные, чтобы не расходовать лишние средства и силы, чтобы был симбиоз между НАТО и ЕС.

- Вы сказали, что после событий 11 сентября 2001 года альянс нуждается в реформе. Какие структуры затронут эти реформы, как будут выглядеть войска НАТО после их окончания?

- Мое правительство глубоко верит в НАТО. Это очень успешная военная организация. У Североатлантического альянса большое будущее в XXI веке. Мы считаем, что у НАТО есть целый ряд задач. Во-первых, традиционная - коллективная защита своих членов, здесь, в Европе, и в Северной Америке от любого нападения извне. Альянс должен сохранить эту главную свою задачу. Но в дополнение к этому, если какой-то из конфликтов, который возникнет в перспективе, будет асимметричным, неконвенциональным или будет исходить от какой-то группы типа "Аль-Каиды" или "Талибана", у нас должна быть возможность быстрого и гибкого реагирования адекватными силами и средствами. Поэтому НАТО необходимо создать такой военный потенциал, чтобы в будущем кризисе реагировать так быстро, как это станет необходимо. Естественно, это вопрос сил и средств.

НАТО всегда была организацией с крупными членами, такими, как США, это объективный факт. Соединенные Штаты тратят очень большие средства на национальную оборону, на модернизацию своих вооруженных сил. Мы надеемся, что наши европейские союзники также смогут сделать соответствующие инвестиции в обновление своих армий. То, что мы видели в Афганистане в последние несколько месяцев, показывает, что высокие технологии, совершенная техника на поле боя имеют огромное значение. Это прежде всего высокоточное оружие, стратегические средства переброски, средства связи и коммуникации. В НАТО обсуждаются все эти вопросы. Я думаю, что мы решим, как выйти на этот уровень, и добьемся здесь должных результатов.

- Соответствуют ли Литва, Латвия и Эстония тем формальным критериям, которые необходимо соблюсти странам-кандидатам для вступления в НАТО?

- Каждая из стран Балтии обратилась с просьбой принять ее в НАТО. Они являются кандидатами среди девяти стран-претендентов и в течение многих лет работали в соответствии со своей заявкой. Они также участвуют в миротворческих операциях в Боснии и Косово, являются членами "Партнерства ради мира", как, впрочем, и Россия. США, как я уже говорил, не приняли решения в отношении того или иного кандидата. Но мы хотим продолжать активно сотрудничать с этими странами в процессе принятия решения в течение 2002 года.

- Возможна ли ситуация, когда на саммите в Праге получит приглашение только одна страна Балтии, конкретно - Литва. Или же пригласят все три сразу?

- Еще раз подчеркну, не было принято никаких решений в отношении кандидатов. Это произойдет осенью. Мы не считаем, что альянс угрожает кому бы то ни было, в том числе и России. Поэтому заявляем, что расширение пойдет своим ходом. Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что это будет крупное расширение, но не сказал, за счет каких стран. n

Из досье "НГ":

@@@
Расширение НАТО будет значительным
Расширение против террора
Революционные шаги Сердюкова
Робертсон прощается с Москвой
Россия поделится с соседями деньгами и военными
СБ ООН увеличивает контингент в Сьерра-Леоне
США вновь настаивают на создании НПРО

США хотят сделать ОБСЕ инструментом давления на Россию

@@

На саммите в Стамбуле Вашингтон постарается совместить усиление роли НАТО в Европе и ослабление позиций Москвы на Кавказе

1999-11-13 / Дмитрий Горностаев



Билл Клинтон, похоже, приготовил "другу Борису" дипломатическую "вилку" в Стамбуле.

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ТРАДИЦИЯ ставить встречу в верхах ОБСЕ под угрозу срыва из-за кавказских конфликтов, похоже, может быть продолжена на предстоящем стамбульском саммите, который откроется 18 ноября. Если прошлый форум Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе едва не завершился конфузом из-за несогласованности армянской и азербайджанской позиций по форме упоминания в заключительном документе карабахского кризиса, то на этот раз яблоком раздора может стать чеченский вопрос. Не секрет, что западные страны активно готовят политическое наступление на Россию с целью вынудить ее изменить тактику и даже стратегию решения проблемы терроризма в Чечне. В этой связи в Соединенных Штатах и европейских странах в принципе довольны тем, что российскую делегацию в Стамбуле возглавит президент Борис Ельцин - на него, полагают западные дипломаты, гораздо легче оказать влияние, от него гораздо легче добиться если не уступок, то по крайней мере изменения позиции Москвы. Вариант замены Ельцина на премьера Владимира Путина в западных стратегов оптимизма не вселяет, поскольку пробить его по чеченскому вопросу до сих пор не представляется возможным. Кстати, вчера пресс-секретарь премьера Михаил Кожухов сообщил, как передает Интерфакс, что Путин собирается в Стамбул, правда, неясно пока, в качестве главы делегации или же как сопровождающее лицо.

Однако Чечня не станет единственным вопросом, по которому западные страны, и в первую очередь США, поведут наступление на Россию. Осознавая, что объективно Москве придется держать основную оборону в Стамбуле именно на чеченском направлении, Вашингтон постарается добиться преимущества по другим не менее, если не более, важным вопросам, хотя в данный момент не столь актуальным, как война на Северном Кавказе.

Прежде всего нас в ходе обычного дипломатического торга по тексту финальных документов постараются вынудить пойти на уступки по вопросу о системе будущей европейской безопасности, в частности о месте ОБСЕ. Планируется, что окончательные формы этого будут зафиксированы в Хартии европейской безопасности, которую лидеры стран ОБСЕ должны принять в Стамбуле. Как известно, Россия настаивает на том, чтобы именно этой универсальной европейской организации принадлежала системообразующая роль. Соединенные Штаты и их союзники хотят поставить в центр европейской безопасности Североатлантический альянс.

Как стало известно "НГ" из дипломатических источников, накануне начала саммита позиция Вашингтона сводится к следующему: в США считают неприемлемым создание какой-либо "иерархической структуры" для организаций в сфере европейской безопасности и негативно относятся к любым формулировкам о центральной и координирующей роли ОБСЕ. В последнее время американцы продвигают так называемую концепцию "трех корон". Суть ее в том, что существующие на евроатлантическом пространстве организации должны выполнять во многом схожие задачи, но каждая в той области, где она имеет "сравнительные преимущества": НАТО - в сфере безопасности; Европейский союз - в области экономического сотрудничества; ОБСЕ - в том, что касается проблематики прав человека, демократического развития и предотвращения конфликтов. При этом ведется линия на усиление тенденции на вмешательство ОБСЕ во внутренние дела государств.

Таким образом, все, что касается военных вопросов и вопросов безопасности на континенте, предлагается отдать на откуп организации, во-первых, совершившей в этом году агрессию против суверенного государства, во-вторых, не включающей в себя Россию и, в-третьих, расширяющейся против нее политически и продвигающей свою военную мощь к нашим границам. Вашингтон заявляет о своей заинтересованности в "сильной и гибкой" ОБСЕ, которая, однако, не будет "соревноваться с НАТО" и должна занимать "среднее положение между дипломатией и силой".

Но это лишь одна сторона проблемы. Ведя линию на построение натоцентристской системы безопасности в регионе, США отводят ОБСЕ роль "инструмента прямого воздействия" на постюгославское и постсоветское пространство. И если намерения влиять через ОБСЕ на процессы на Балканах и в СНГ реализуются уже давно, то в последние дни эта же тенденция проявляется на чисто российском поле. Напомним, что уже официально глава миссии ОБСЕ, побывавшей в Ингушетии, норвежец Ким Тровак заявил, что конфликт в Чечне выходит за рамки внутренней проблемы России. И хотя по статусу (миссия носила сугубо гуманитарный характер) ему нельзя делать политических заявлений и выводов, сказанное Троваком уже стало предметом комментариев на тему "Запад рассматривает возможность вмешательства в чеченский конфликт". На деле так оно и есть. Фактически предлагается повторно реализовать (как это было на Балканах) концепцию "ограниченного суверенитета".

Здесь нас пытаются бить нашим же оружием. Если Россия выступает за усиление роли ОБСЕ в Европе, то почему она противится участию ОБСЕ в чеченском конфликте? Таков будет главный аргумент наших оппонентов на саммите в Стамбуле. Но в таком случае речь пойдет о подмене понятий, поскольку организация должна заниматься отношениями между государствами, а не их внутренними делами.

Вчера на встрече с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Норвегии Кнутом Воллебэком глава МИД РФ Игорь Иванов подтвердил такую позицию Москвы. По словам Воллебэка, Россия отвергла предложение о посредничестве ОБСЕ в чеченском конфликте, указав, что в Москве пока не представляют, какую роль организация может сыграть на данном этапе конфликта.

Еще более резкое заявление сделал министр обороны РФ Игорь Сергеев, выступая на сборе руководящего состава Вооруженных сил России. Указав, что в нашей стране "расширился внутригосударственный терроризм, финансируемый и направляемый из-за рубежа", Сергеев заявил, что Соединенные Штаты намерены "ослабить Россию" и "установить свой полный контроль над Северным Кавказом". По мнению министра, "национальным интересам США отвечает вариант, когда бы на Северном Кавказе тлел постоянно подогреваемый извне конфликт".

Резкость заявлений двух министров вполне оправданна. Вероятно, в Стамбуле предстоит услышать немало подобных высказываний как от российских, так и от западных представителей.

А о том, что вмешательство ОБСЕ в чеченский конфликт соответствует американским интересам, свидетельствуют и другие программные установки Вашингтона к стамбульскому саммиту. Американская сторона ведет дело к тому, чтобы Хартия европейской безопасности была сжатым политическим документом, носила общий декларативный характер без каких-либо практических механизмов и процедур, а также правовых обязательств, сводилась к подтверждению нынешних, достаточно размытых функций ОБСЕ. При этом США добиваются приоритетного внимания ОБСЕ вопросам прав человека на пространстве бывшего СССР, в первую очередь Закавказья и Центральной Азии.

Помимо этого американцы добиваются одобрения в Стамбуле инициативы о создании при ОБСЕ гражданского корпуса быстрого реагирования - REACT, который бы оперативно задействовался при возникновении этнических и других кризисов для подкрепления уже действующих миссий ОБСЕ. Главное предназначение REACT, по мнению США, - укрепление возможностей ОБСЕ в сфере превентивной дипломатии и постконфликтного урегулирования. При этом американцы стремятся отсечь REACT от миротворчества.

@@@
США хотят сделать ОБСЕ инструментом давления на Россию
Саакашвили на Аджарии не остановится
Саммит ОБСЕ - поражение Москвы?
Соблазн вмешательства
События и происшествия: новости
Согласья в НАТО нет
Соединенные Штаты Европы

Создаются силы быстрого реагирования

@@

Афганистан встревожил участников Договора о коллективной безопасности

2000-10-12 / Людмила Романова



ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ визит Владимира Путина завершился вчера участием в сессии совета государств - участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ), которая проходила в Бишкеке. Из Астаны, где днем ранее российский президент поучаствовал в заседании лидеров стран Таможенного союза, Путин прибыл примерно с часовым опозданием. От графика его, по всей видимости, отвлекло долгое прощание с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

В Бишкеке Путин отступил от первоначальных планов и вместо двусторонних встреч в официальной обстановке с президентами Киргизии Аскаром Акаевым и Таджикистана Эмомали Рахмоновым он предпочел пообщаться с ними неформально. В сопровождении Акаева Путин прокатился по улицам Бишкека, украшенным плакатами с надписью "В единстве наша сила" и портретами лидеров государств - членов ДКБ, а также побывал на открытии городской ТЭЦ. С Рахмоновым Путин беседовал на территории государственной резиденции непосредственно перед началом официальных мероприятий. На сессии Совета коллективной безопасности лидеры входящих в него стран (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) обсуждали проект соглашения о статусе формирования сил и средств системы коллективной безопасности и в результате поставили на нем свои подписи. В соответствии с документом стороны могут направлять на территории стран-участниц свои вооруженные силы для предотвращения внешней агрессии и проведения совместных контртеррористических операций в том случае, если такие просьбы последуют. Соглашение не позволяет подписантам игнорировать специфику национальных законодательств. Так что для принятия подобных решений Владимиру Путину, к примеру, потребуется заручиться поддержкой сенаторов.

Оценивая вчерашнее событие, секретарь Совбеза России Сергей Иванов сказал: работа по созданию коллективных сил быстрого реагирования хотя и связана со сложившейся ситуацией в Афганистане, но отнюдь не свидетельствует о намерении участников ДКБ нанести вооруженные удары по этому государству. Вместе с тем он подчеркнул, что речь в данном случае идет о принятии превентивных мер политико-дипломатического характера. Однако симптоматично, что в Бишкеке было принято решение о поставках в Киргизию российского вооружения (Су-25, боевые вертолеты, а также бронетанковая техника, пригодная для ведения боевых действий в горных условиях) по отпускным ценам заводов-изготовителей. В то же время государства - участники ДКБ призывают мировое сообщество, в том числе на уровне ООН и ОБСЕ, активизировать процесс урегулирования ситуации в Афганистане.

Детали подписанного соглашения, в частности сфера ответственности и квоты по финансированию, в течение месяца должны пройти согласование на уровне генштабов стран-участниц, а затем достигнутые договоренности будут вынесены на обсуждение в секретариат Совета коллективной безопасности. В настоящее время предполагается, что региональные силы будут располагаться на территории государств, входящих в ДКБ.

@@@
Создаются силы быстрого реагирования
Соседство - залог сотрудничества
У Робертсона возникли политические амбиции?