"Мы готовы прогнозировать возможные конфликты"

@@

Руководитель Антитеррористического центра СНГ Борис Мыльников считает необходимым наращивать коллективные усилия в борьбе с терроризмом

2001-12-22 / Владимир Георгиев Вопросы борьбы с международным терроризмом сегодня стоят на повестке дня особенно остро. Ряд государств СНГ, особенно Россия, вот уже ряд лет противостоят этому злу, и не случайно, что в отдельных странах Содружества в последние годы были достигнуты значительные успехи в борьбе с террором. В то же время очевидно, что в одиночку победить терроризм нельзя. Созданный в 2000 г. Антитеррористический центр СНГ является примером координации усилий в этой важнейшей сфере. Его руководитель рассказал о работе Центра корреспонденту "НГ".

Из досье "НГ" Борис Александрович Мыльников - руководитель Антитеррористического центра СНГ, генерал-лейтенант. Родился в 1952 г. в Ленинграде в семье военнослужащих. В 1975 г. окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности "инженер-механик". С 1975 по 1999 г. служил в органах государственной безопасности в должностях от оперуполномоченного до начальника оперативного управления ФСБ РФ. С 2000 г. - первый заместитель руководителя Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ, начальник Управления по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом. Неоднократно выезжал в Чечню, где принимал участие в спецоперациях по освобождению заложников. 21 июня 2000 г. назначен руководителем Антитеррористического центра стран СНГ. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.







-Борис Александрович, каковы основные задачи центра, его структура, функции?

- Антитеррористический центр СНГ был создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 июня 2000 года. АТЦ является отраслевым органом, предназначенным для координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ.

В своей работе АТЦ взаимодействует с Советом министров внутренних дел, Советом министров обороны, Координационным советом генеральных прокуроров, Советом командующих пограничными войсками государств - участников СНГ, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества. Мы осуществляем свою деятельность с использованием возможностей специализированных антитеррористических подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации, объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств - участников СНГ.

Руководитель Центра назначается и освобождается решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств по представлению председателя Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ. Руководитель АТЦ, его первый заместитель и заместители не являются представителями одного государства, при исполнении своих обязанностей они соблюдают интересы всех государств Содружества. Государства - участники СНГ направляют в АТЦ своих полномочных представителей, которые состоят на службе и материальном обеспечении в компетентных органах своих государств. Заместители руководителя Центра и полномочные представители государств - участников СНГ образуют постоянно действующее совещание при руководителе Центра, на котором рассматриваются наиболее важные вопросы координации взаимодействия Центра с компетентными органами государств - участников СНГ.

- Какими документами, кроме Положения об АТЦ, регламентирована ваша деятельность?

- Основным документом, определяющим направление нашей деятельности, является разработанная и утвержденная в рамках СНГ Программа государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. При участии АТЦ разработано и утверждено Советом глав правительств СНГ "Положение о полномочных представителях государств - участников СНГ при АТЦ СНГ". В связи с обострением оперативной обстановки, вызванным террористическими актами в США, разработан и направлен в государства - участники СНГ для согласования проект комплексного плана первоочередных совместных мероприятий органов СНГ по усилению борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Кроме этого, нами разработан проект положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ. Этот документ будет регламентировать деятельность спецподразделений государств СНГ при возникновении чрезвычайных ситуаций.

- Проходили ли какие-нибудь совместные учения с участием соответствующих структур государств СНГ?

- АТЦ действует всего около года. Мы нарабатываем нормативно-правовую базу, определяющую общие положения и действия государств, заинтересованных в совместной антитеррористической борьбе, создаем информационные массивы банка данных по проблемам угроз безопасности в различных регионах СНГ, проводим аналитическую работу. В то же время в поле нашего зрения находятся и практические вопросы. В апреле 2001 года Антитеррористическим центром СНГ проведены первые после распада СССР совместные учения в городе Ош (Киргизия) под названием "Юг-Антитеррор". В учениях приняли участие сотрудники компетентных органов Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии и России. Прорыв "террористов" через границу, захват плотины и заложников - все это стало частью сценария учений, которые завершились операцией по освобождению заложников. Представителями органов безопасности и спецслужб государств - участников СНГ были положительно оценены действия участников учений.

- Каким образом и откуда вы получаете информацию?

- Все источники информации у нас официальные - это в первую очередь данные, которые мы получаем по линии органов безопасности и спецслужб государств Содружества. В России, в частности, мы наладили информационное взаимодействие с Федеральным агентством правительственной связи, с Главным разведывательным управлением Генштаба, с МИДом. Получаем мы информацию и от своей оперативной группы, которая на основе решения Совета руководителей органов безопасности и спецслужб действует с 1 августа в Бишкеке. В настоящее время в группе задействованы представители России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

- Поддерживает ли АТЦ международные контакты?

- Да, у нас были неоднократные рабочие контакты с представителями ряда зарубежных спецслужб по вопросам, представляющим взаимный интерес, прежде всего по проблемам Афганистана и Центрально-Азиатского региона. У нас уже установлены отношения с Управлением по контролю за наркотиками и предупреждением преступности Организации Объединенных Наций.

- После побед над талибами уменьшится ли вероятность "экспорта" терроризма в Россию?

- Говорить о какой-либо возможности уменьшения "экспорта" терроризма некорректно. При оценке развития ситуации в том или ином регионе или конкретном государстве с точки зрения террористических проявлений либо проявлений экстремизма с той или иной окраской (то ли национального, то ли религиозного) надо, помимо прочего, учитывать социально-экономическую обстановку в стране. В этой связи следует обратить внимание на то, что активность любой террористической и экстремистской организации зависит в первую очередь от источника и объемов ее финансирования. Можно предположить, что после разгрома очага международного терроризма в Афганистане финансовая основа международного терроризма будет существенно подорвана.

- А вообще можно ли сделать прогноз развития ситуации в так называемых потенциальных горячих точках СНГ?

- На это как раз и нацелена деятельность АТЦ. Нас беспокоит обстановка, складывающаяся в регионах Центральной Азии, Закавказье и на Северном Кавказе. Мы ее изучаем и прогнозируем.

- Если Россия выполнит свои обязательства перед ОБСЕ по выводу войск из Приднестровья, возможна ли там война?

- Это в конечном итоге зависит от мудрости политиков и Приднестровья, и Молдавии. Я более чем уверен, что на сегодняшний день военный путь решения проблемы там бесперспективен.

- Существуют ли потенциальные очаги нестабильности на Украине и в Белоруссии?

- На сегодняшний день по крайней мере с точки зрения каких-то проявлений - нет. Ни в Белоруссии, ни на Украине.

- Нельзя ли назвать бюджет АТЦ?

- Здесь тайны никакой нет, на будущий год бюджет АТЦ предусмотрен в размере около 30 миллионов рублей. А формируется он так: 50% - Россия, 14% - Украина, остальные государства - от 3 до 5%.

- А какие страны не финансируют деятельность АТЦ?

- Ничего не заплатил Узбекистан. Ташкент занял позицию наблюдателя. У него свой особый подход к финансированию структур СНГ: Узбекистан финансирует содержание только тех структур, где работают представители этого государства.

- Как вы оцениваете нынешний опыт борьбы США с террористами в Афганистане?

- Я бы не сказал, что сегодня можно говорить о каком-то опыте проведения антитеррористической операции Соединенными Штатами в Афганистане. Об опыте будем судить после завершения операции. Пока же можно говорить о совместных успешных действиях стран антитеррористической коалиции и сил Северного альянса по освобождению территории Афганистана. Однако банды террористов пока не уничтожены, они переместились в горы.

- Каковы планы АТЦ на 2002 год?

@@@
"Мы готовы прогнозировать возможные конфликты"
"Неуд" за неспортивное поведение
Армейское двоевластие
Белоруссия готовится к отражению агрессии
Бои в Чечне
В Минобороны разгорелась кадровая революция
Виртуальные маневры в Москве

Выборы-2003: новая интрига

@@

Смена лидера и поддержка оппозиции крупным бизнесом могут кардинально изменить расстановку политических сил

2003-04-18 / Игорь Бунин - генеральный директор; Алексей Зудин - руководитель департамента политологических программ; Борис Макаренко - первый заместитель генерального директора; Алексей Макаркин - руководитель аналитического департамента Центра политических технологий.



Несмотря на то что до официального начала избирательной кампании еще несколько месяцев, электоральная мобилизация (вовлечение избирателей в избирательный процесс) уже началась, а формирование институциональных и политических рамок кампании вступает в завершающую стадию.

По данным ВЦИОМ, установка на участие в выборах становится более выраженной. Правда, доля твердых противников участия в выборах уже два месяца остается без изменений (16%), зато доля тех, кто твердо решил участвовать в выборах, увеличилась с 21% до 28%, категория не определившихся с решением сократилась с 32% до 25%.

В результате в конце марта общий "вес" сторонников участия в выборах ("твердых" и "мягких") достиг 57% (против 50% в феврале). Начало электоральной мобилизации совпало по времени с активизацией протестных настроений и, судя по всему, испытывало влияние с ее стороны.

Институциональные рамки федеральной избирательной кампании в основных чертах можно считать определившимися. С конца февраля по начало апреля 2003 г. действия основных игроков были в основном направлены на то, чтобы добиться корректировки официальных правил игры. Теперь центр политической торговли переносится на неформальные договоренности.

"Единая Россия": больше не лидер

В марте 2003 г. произошло новое относительное ухудшение рейтинговых показателей, в результате которого "Единая Россия" (ЕР) лишилась позиций лидера в избирательной кампании. По данным ВЦИОМ, уровень поддержки партии среди избирателей с февраля по март практически не изменился: 23% и 21% соответственно. Но в результате резкого прироста электоральной поддержки КПРФ обозначилось значительное (на 10 процентных пунктов) отставание партии власти от своего главного соперника.

На минувшем съезде утвердилась новая модель партии, которую можно условно определить как "смешанную". Это компромисс между двумя сценариями - традиционной "партии власти" (то есть партии федерального и регионального начальства) и "партии Кремля" (новой бюрократии, близкой к президенту).

"Исторические лидеры" "Единства" и ОВР в руководстве партии остались, но удалены в Высший совет, выполняющий скорее представительские функции. Это позволяет сохранить имиджевый капитал и доступ к политическим ресурсам "исторических лидеров", но лишает последних властных полномочий в партии.

Новая модель несколько разгрузила руководящие органы, но не преодолела двух серьезных проблем: множественности центров и перенасыщенности руководящих органов партии "статусными фигурами". Функции оперативного управления разделены между тремя центрами принятия решений: Б.Грызловым, секретарем генсовета В.Богомоловым и Ю.Волковым, вероятность назначения которого на пост председателя Центрального исполкома достаточно высока (ему также приписывают связи с заместителем руководителя администрации президента В.Ивановым).

Сохранение множественности центров принятия решений и "статусной перенасыщенности" позволяет предположить, что избирательный штаб будет выведен за контур оперативного управления.

Важной особенностью новой идейной ниши "Единой России" стала открытая и резкая критика правительства, достаточно естественно соседствующая с дистанцированием от "старых партий власти", к числу которых были причислены Коммунистическая партия советского времени и политическое руководство "ельцинского" периода.

Такая линия продиктована рациональной целью - попыткой выйти за рамки традиционного для "партии власти" конформистского электората и привлечь на свою сторону часть протестных избирателей, голосовавших за "Единство" на выборах 1999 года. Размер такого электората оценивается в 10-12% от общего числа российских избирателей.

Лидеры ЕР стремятся "оседлать" протестные настроения в обществе и сконцентрировать их на правительстве, не допустив распространения общественного недовольства на фигуру президента.

Однако критика правительства, исходящая от министров, воспринимается общественным мнением как не вполне "натуральная". По данным качественных социологических исследований Центра политических технологий, проведенных в период после съезда "Единой России", к партии прочно "прилип" имидж "партии власти" в самом отрицательном смысле этого слова. По крайней мере пока критика правительства лидерами ЕР оказывается неспособной преодолеть невыигрышные стереотипы восприятия партии.

Неспособность ЕР, несмотря на декларированную открытость протестным настроениям в обществе, "впитывать" общественное недовольство можно объяснить двояко.

Первое объяснение - неустранимые особенности "Единой России". Фигура общенационального лидера (В.Путин) может справиться с задачей совмещения "правой" и "левой" версии популистских настроений, но политическая партия - нет, поскольку от нее ожидают идеологической последовательности. Но если ЕР не в состоянии впитывать протестные настроения, то ее антиправительственная кампания контрпродуктивна, поскольку укрепляет позиции главного политического соперника - КПРФ.

Второе объяснение - критика правительства, окрашенная в популистские тона, плохо совмещается с лозунгом "общенационального успеха". По своим электоральным последствиям решение ЕР сдвинуться вправо, продиктованное, судя по всему, подготовкой к роли правительственного большинства в парламенте, может оказаться ошибкой.

Рядом с Кремлем

Политические перспективы других близких к Кремлю партий выглядят по-разному, при этом наилучшие шансы - у возглавляемой Геннадием Райковым Народной партии.

Народная партия

Ситуация с Народной партией Российской Федерации (НПРФ) стала еще более неопределенной в связи с появлением нового "окна возможностей". В активе партии - автономная депутатская группа, связи с региональными и местными элитами, "выстроенные" отношения с Кремлем. Элитный потенциал и имидж "второй партии Кремля" подталкивал к участию в парламентских выборах самостоятельным списком, но приоритетной задачей для НПРФ как "партии одномандатников" остаются округа (согласованные с ЕР).

Трудности "Единой России" и активизация протестных настроений, похоже, могут открыть перед НПРФ возможности участия в выборах полноценным списком. Имидж партии неплохо подходит для впитывания симпатий некоммунистического протестного избирателя. Но из-за низкой "раскрученности" партия может просто не успеть включиться в борьбу за "протестного избирателя".

Партия жизни

Публичное признание лидером ПЖ С.Мироновым безусловного лидерства "Единой России" подтвердило предположение, что партия не станет выставлять своего списка на выборах в Государственную Думу. Главная цель руководителей и спонсоров ПЖ, судя по всему, состоит в том, чтобы ввести несколько своих представителей в список ЕР и/или согласованных кандидатов в одномандатных округах.

Альтернативные левые партии

Очевидная слабость партии "Возрождения России" Г.Селезнева побудила Кремль в апреле 2003 года пополнить список "патронируемых" партий Аграрной партией России М.Лапшина. Допуск этих партий самостоятельными списками в избирательную кампанию и их ограниченная поддержка могли бы позволить ограничить экспансию КПРФ в левый центр, однако в Кремле всерьез опасаются того, что они будут отбирать голоса не столько у коммунистов, сколько у "Единой России".

Коммунисты, вперед!

Положение КПРФ в избирательной кампании в последнее время определялось двумя основными тенденциями - рейтинговой экспансией и стабилизацией ситуации внутри партии. Оба обстоятельства превратили КПРФ в лидера избирательной кампании. По данным ВЦИОМ, с февраля по март 2003 года рейтинг КПРФ подскочил на семь процентных пунктов (с 24 до 31%).

Нынешнее лидерство КПРФ - пока во многом ситуативное. Первый этап мобилизации - преимущественно идеологический. Он построен на апелляции к электоральному ядру. Акцент делается на особенностях, которые отличают партию от всех остальных. В случае с КПРФ - это идеологический фундаментализм, включая частую апелляцию к наиболее рельефным советским и коммунистическим символам.

Далее перед коммунистами всегда вставала проблема расширения своего электората за пределы "ядра". Но сегодня есть основания говорить о том, что в обществе сложились благоприятные условия для дальнейшей мобилизации. "Разогрев" общественного мнения повышает предрасположенность относительно индифферентных избирателей к поддержке политической оппозиции. Если это произойдет, лидерство КПРФ в избирательной кампании из ситуативного станет постоянным.

Партия смогла преодолеть последствия отлучения от власти весной 2002 года, подавить внутрипартийную фронду, инспирированную администрацией президента, и выйти на традиционные для нее позиции.

На этом фоне признание М.Ходорковским готовности "отдельных акционеров" компании ЮКОС финансировать КПРФ стало знаковым. Оно удостоверило реальный политический вес партии. Попытка вытеснения КПРФ на обочину, предпринятая в период подготовки к избирательной кампании, не удалась. Возможно, признание главы ЮКОСа свидетельствует о том, что в Кремле всерьез рассматривают вариант побуждения КПРФ к внутренней эволюции в сторону большей совместимости с режимом.

СПС: активность возрастает

Рейтинговые показатели СПС оставались неизменными. По данным ВЦИОМ, в феврале и марте 2003 года этот показатель составлял 6%. Появились признаки улучшения отношений между Кремлем и СПС. Активизировалась публичная активность Б.Немцова и ее освещение федеральными телеканалами. СПС по-прежнему пользуется открытой поддержкой со стороны крупного бизнеса.

"ЯБЛОКО": удачный объект для инвестиций

По данным ВЦИОМ, с января по март 2003 года уровень электоральной поддержки партии уменьшился с 8% до 5%. Но электоральные перспективы "ЯБЛОКА" продолжали оставаться благоприятными. На войну в Ираке партия Явлинского (как и СПС) отреагировала в русле настроений, доминирующих в общественном мнении. Избирательная кампания, как и прежде, строилась на совмещении лояльности Кремлю и критики правительства.

В марте-апреле 2003 года думская фракция "ЯБЛОКА" набирала политические очки на защите бюджетников и критике реформы ЖКХ. Публичное признание М.Ходорковского, что он оказывает финансовую поддержку "ЯБЛОКУ", было воспринято как дополнительное свидетельство надежности партии в качестве объекта для политических инвестиций.

ЛДПР: сила эксцентрики

Из всех партий "второго эшелона" электоральные перспективы ЛДПР по-прежнему были наиболее благоприятными. Рейтинговые показатели ЛДПР оставались на приемлемом уровне. Негативная реакция общественного мнения на военную операцию США в Ираке способствовала их незначительному повышению. По данным ВЦИОМ, в январе и феврале 2003 года уровень электоральной поддержки партии держался на прежнем уровне (6%), а в марте составил 7%. Амплуа политического эксцентрика надежно защищало В.Жириновского от обвинений в непоследовательности. Его участие в избирательной кампании 2003-2004 гг. по-прежнему строится на последовательной лояльности Кремлю и эксплуатации отдельных сегментов протестных настроений (преимущественно среди молодежи).

Начало гонки: в ожидании сюрпризов

Главные особенности избирательной кампании с конца февраля по начало апреля 2003 года выглядят следующим образом.

Появились первые признаки "эффекта Токвиля": повышение требований общества к власти по мере стабилизации общей ситуации в стране. Произошли неблагоприятные изменения в психологической "подпочве" президентского рейтинга. Началась электоральная мобилизация, которая пока преимущественно ограничивается избирателями КПРФ. Завершается формирование институциональных и политических рамок избирательной кампании.

"Единая Россия" проходит реорганизацию по модели, предусматривающей компромисс Кремля с региональными элитами, но утратила лидерство в избирательной кампании.

КПРФ вышла на первое место в избирательной кампании с перспективой превращения ситуативного лидерства в постоянное.

Главным содержанием соперничества Кремля и КПРФ становится борьба за протестный электорат, в связи с чем повышается значение "фактора Глазьева".

Исход борьбы за протестный электорат остается неясным. Накапливается потенциал изменений, которые в перспективе могут привести к развалу парадигмы избирательной кампании, основанной на соперничестве "партии Кремля" и лево-патриотической оппозиции.

@@@
Выборы-2003: новая интрига
Генштаб очищает ряды
Как ведут себя военные и милиционеры в Чечне
Конфликт "Славнефти" и ТНК продолжается
НЕГА сообщает
Надвигается существенная реорганизация Вооруженных сил
Налоговой полиции нет, но дело ее сотрудников живет

Пир победителей

@@

И писатели на нем - почетные гости

2000-10-27 / Виктор Малухин от 14 октября 1993 года



Писатель-патриот, находящийся в розыске, постучал в дверь писателя-демократа. Хозяин скорбно напоил незваного гостя чаем и уложил спать в своем кабинете, незаметно между делом выдернув из машинки листок с текстом некоего обращения. Выждав время, хозяин уединился на кухне и позвонил в демократическую госбезопасность. Ибо истинный патриотизм, который выше чистоплюйства, сегодня заключается в том, чтобы закатать всех этих сволочей в лагерь. Конечно же, у него и в мыслях не было, что в любезном нашем отечестве патриотический поступок, отвечающий представлениям господствующей партии о таковом, всегда имеет приятным следствием нечувствительное разрешение мелких бытовых и литературно-общественных затруднений отличившегося.

Эта воображаемая сценка стояла у меня перед глазами, когда я дочитывал в "Известиях" от 5 октября с.г. коллективное воззвание "Писатели требуют от правительства решительных действий". И красный вождь, и белый офицер - фанатики непримиримых вер - искали здесь, под кровлею поэта, убежища, защиты и совета. Разумеется, этих строк не смогли бы извлечь из себя ни порознь, ни сбившись в кучу для составления коллективного письма те сорок два жестоковыйных литератора из "Известий" - видно, по ассоциации с годами "лжи, падений и разрух" некстати подмешался Волошин. Наши же подписанты не оплакивали убитых сограждан, не ужасались разыгравшейся на их глазах национальной драме, не провидели впереди невиданные перемены, неслыханные мятежи. Они не пеняли своему президенту за отказ от "нулевого варианта", спровоцировавший бойню, не возмущались раздачей орденов героям братоубийственных боев, не иронизировали над предстоящими свободными выборами без оппозиции, не сравнивали Малую спортивную арену Лужников со стадионом в Сантьяго.

Увы, для того чтобы выступать с таких позиций сегодня, потребна нравственная высота Короленко, а не рост пародиста-политолога А. Иванова, как раз и предлагавшего несколько месяцев назад на встрече партийной интеллигенции со своим президентом использовать московские стадионы для интернирования оппозиционеров. Демократия пошла ему навстречу. Чего же ныне требует он от властей вместе со своими соавторами, певцами нового классового гуманизма? Разумеется, цензуры и репрессий. Пресловутый Вольтер, норовивший отдать жизнь за право на свободу слова для его оппонента, был в большом публицистическом фаворе на заре гласности. А теперь у новых времен наконец-то прорезались зубки, если воспользоваться выражением А. Бека. И разыгрался аппетит.

А потому лозунг дня, сформулированный мастерами пера и топора, по-большевистски прост. Запретить партии, в которые объединяется оппозиция, имеющая иной взгляд на вещи, как неправильные. Закрыть газеты, отражающие иную точку зрения, как излишние. Всех участников Сопротивления судить скорым и беспощадным демократическим судом. А Конституционный суд, напротив, упразднить как неуместный после проведения в жизнь предшествующих мер. Ибо изронили гуманисты золотое слово, "эти тупые негодяи уважают только силу". Слог энергичный, запоминается и ассоциируется хорошо. И опять наша демократия пошла навстречу своей литературе, видимо, по молодости лет решив, что если члены Русского ПЕН-центра требуют голову классового врага, то это и есть вожделенные общечеловеческие ценности в действии. А что к нашим условиям, оказывается, тоже подходит.

Даже по оценкам социологов-демократов, осажденному парламенту симпатизировало никак не менее десяти процентов москвичей. То есть близко к миллиону человек, чтобы не сказать "тупых негодяев". Провинциальная Россия, как известно, более консервативна, чем столица. Впрочем, жанр политического бесстыдства не входит в обстоятельства народной беды. Авторам верноподданнических коллективок и невдомек, что власть, как пахан фраера, связала их совместно пролитой кровью. Когда Георгий Марков переехал в квартиру застрелившегося Щелокова, я думал, он у нас один такой писатель без воображения. А теперь вот насчитал целых сорок два. Они составляли свой текст на крышке идейно чуждого гроба. Они вообще счастливые люди, наши писатели, ибо если бы они додумывали хоть одну мысль до конца, то, конечно, не угодили бы (последовательно) в сталинские, хрущевские, брежневские, горбачевские и ельцинские холуи, а значит, лишились бы ясности чужого мировоззрения и твердости чужой воли. Хотя справедливости ради надо сказать, что в числе подписантов я не обнаружил имен не только нескольких известных литературных праведников, но также и нескольких почему-то воздержавшихся литературных прохвостов. И тем, и другим шлю свой привет.

Августовский путч 1991 года был скоротечен, и потому рептильные граждане при публичных изъявлениях лояльности победителю указывали не только день, но даже и час, когда была выказана ими активная жизненная позиция. Так в те времена помечали столбик джентльмены и также леди. Нынешний путч литераторы, наученные горьким опытом, стали готовить заблаговременно. 15 сентября президента Ельцина на бывшей язовской даче посетили тридцать шесть мастеров художественного слова, потребовавших от правителя самых крутых и окончательных мер в отношении его противников, а взамен обещали свою большую писательскую поддержку. Я думаю, гостей, съезжавшихся на дачу, можно без натяжек назвать провокаторами. Если же это некрасивое слово травмирует, то пусть будут ангелами смерти.

Мастера культуры, как и прочий обслуживающий персонал в моей стране, положительно неисправимы, хотя по-своему и среди своих порой гуманны. То же и в художественной форме, конечно. Это в политике человек превращается в упыря, а в литературе, как положено, учит доброму и хорошему.

@@@
Пир победителей
Правительству предоставили новые полномочия
Пролог Второй мировой войны
Противоракетный щит для континента
Россия возвращает себе роль правофлангового
Страна невыученных уроков
Тайна Юрункаша

Темпы военной операции не будут снижены

@@

Мнение политического руководства не разделяют многие военные

2000-01-12 / Илья Максаков, Валерий Батуев



Владимир Шаманов на позициях.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

ЗАТЯГИВАНИЕ вооруженного противостояния в Аргуне, Шали и Гудермесе, где накануне шли ожесточенные бои с вторгнувшимися сюда боевиками, как и всей антитеррористической операции в Чечне в целом, видимо, уже начало вызывать беспокойство и у российского руководства. Вчера и.о. президента РФ Владимир Путин выслушал доклад руководителей силовых структур о ситуации в Чеченской Республике. Рассказавший об этом министр обороны РФ Игорь Сергеев отметил лишь, что речь шла о мерах, которые необходимо принять для стабилизации ситуацию в Аргуне и Шали и недопущения повторения нападения боевиков на позиции федеральных сил. Высказанные на совещании предложения якобы были одобрены и утверждены Путиным. Секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов, в свою очередь, заявил, что контртеррористическая операция будет продолжена и никаких снижений ее темпов не намечается.

Остается надеяться, что до главы государства доведена реальная информация о ситуации в Чечне, а не те рассказы, которые выслушивают от военных журналисты, например, что жители Шали объявили джихад бандитам. В течение дня во вторник не было никакой ясности относительно исхода противостояния в трех крупных населенных пунктах Чечни. Лишь вечером было сообщено, что чеченские боевики их покинули. Там подразделения внутренних войск МВД РФ совместно с отрядами ОМОН и СОБР при поддержке подразделений Минобороны "с особой тщательностью" приступили к повторной "зачистке". Кстати, генерал Казанцев обвинил структуры МВД в том, что в операциях по "зачистке" они допустили ошибки, которые теперь дают о себе знать. По его мнению, эти ошибки заключались в "сердобольности" и "ничем не оправданной доверчивости". Что касается ситуации в Грозном, то для ее оценки военные пресс-службы применяют уже неоднократно использованные формулировки - войска продолжают операцию по освобождению от боевиков и наемников чеченской столицы и, блокируя город, продвигаются к центру города, используя тактику максимального сохранения личного состава и мирного населения. В руках боевиков оставалась северо-западная и центральная часть Грозного, центр города, площадь Минутка и прилегающие к ней кварталы.

Тем не менее в Аргуне, Шали и Гудермесе действительно происходили серьезные бои, о чем свидетельствуют хотя бы только официальные данные о потерях среди российских военных, а не раздача федеральными войсками напавшим на них боевикам "оплеух", выражаясь словами командующего объединенной группировкой федеральных войск в Чечне Виктора Казанцева. Командующий заявил также, что войсковая фаза антитеррористической операции завершится значительно раньше, чем в России пройдут президентские выборы, а сама операция никак не связана с интересами избирательной кампании. Напомним, что не так давно российское руководство заверяло, что антитеррористическая операция не привязана к каким-либо датам.

В условиях отсутствия ясности на фронтах чеченские боевики развернули мощное информационное наступление. Так, начальник так называемого оперативного управления вооруженных сил Чечни Мумади Сайдаев заявил Интефаксу о намерении "продемонстрировать российскому руководству несостоятельность планов решить чеченскую проблему военными методами". По его словам, боевики "специально начали операцию в тот момент, когда в Москве начали рапортовать об установлении контроля над 80% территории Чечни, взятии Грозного, блокаде Ведено, чтобы доказать, чего стоят все эти разговоры".

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

КОМАНДУЮЩИЙ 58-й армией Владимир Шаманов накануне запутанной истории, связанной с его якобы отставкой от должности командующего Западной группировкой федеральных сил в Чечне, заявил о необходимости провести повторную "зачистку" некоторых чеченских селений. Но этого не было сделано. В результате 9 января боевики развернули серьезные бои в Аргуне, Шали и Гудермесе - на "зачищенных" территориях. По официальным данным, террористы проникли в эти населенные пункты ночью, поодиночке. Но это, мягко говоря, не совсем так, поскольку многие боевики никуда оттуда и не уходили. Просто их не "заметили" при "прочесывании".

Так каким же образом проводятся "зачистки"? Подразделения Минобороны блокируют селение и после этого дают карт-бланш внутренним войскам, ОМОНу, СОБРу, подчиняющимся МВД. Последние вступают в переговоры с местными жителями, требуют выдать боевиков, сдать оружие. В противном случае обещают стереть их село с лица земли. В ответ на это старейшины говорят, как правило, одно и то же: "боевиков здесь нет" или "все уже ушли", и приглашают "чистильщиков" в свое село. Местные жители, естественно, не верят, что российская власть пришла сюда надолго.

Подчиненным Владимира Рушайло одновременно приходится быть психологами и "дерматологами" - чтобы отличить боевика от мирного чеченца, надо внимательно изучить его внешность, поведение, провести осмотр плеч, запястья - на наличие ссадин, мозолей и кровоподтеков, получаемых от частого обращения с оружием. Но обследовать таким образом все мужское население села просто нереально, поэтому милиционеры и спецназовцы ограничиваются проверкой паспортов. Если у проверяемого имеется местная прописка - значит, все нормально. Прописка, разумеется, имеется и у местных боевиков. Поэтому они и остаются в селе на совершенно законных основаниях, "растворяются" в толпе, уходят в подполье до весны либо занимаются диверсионной деятельностью в ночное время. С этой задачей они отлично справляются и даже умудряются вступать в создаваемые в селах отряды ополченцев, благодаря чему оформляют разрешение на ношение оружия.

Сроки и результаты "зачисток", проведенных в последнее время, просто ошарашивают. На "прочесывание" достаточно крупного населенного пункта Аргун внутренние войска, милиция и спецназ потратили 2 дня и изъяли всего 11 стволов (теперь придется делать еще одну "зачистку"). А на осмотр Шали (свыше 20 тыс. жителей) было потрачено всего несколько часов и изъята одна снайперская винтовка. Подчиненные Рушайло так спешили покинуть Шали, что даже не обратили внимания на пациентов местной больницы. А зря: там находились раненые боевики.

Село Новые Атаги и вовсе было проверено только на одну треть. Также формально прошла проверка жителей Белгатоя, Майртупа, Новой Жизни, Бачи-юрта. В Курчалое на мельнице был обнаружен подпольный цех по производству подствольных гранатометов, крупнокалиберных винтовок и тяжелого противотанкового оружия. Однако этот цех по настоянию местных жителей так и не тронули. А в Гудермесском районе милиция взяла под свой контроль подпольный мини-завод по производству горючего и занялась нефтяным бизнесом. Кстати, в последние дни "чистильщиков" больше всего интересуют уже не тайники с оружием, а деньги и автомобили, на которые у чеченцев нет соответствующих документов.

Весной, когда деревья покроются листвой и когда в России уже пройдут президентские выборы, ситуация в Чечне может повернуться на 180 градусов и начнется широкомасштабная партизанская война, причем не только в горных районах, куда сейчас якобы вытесняют боевиков, но и на равнине, в "зачищенных" районах, где уже проведены свет и газ. Таким образом, партизанская война грозит развернуться и в тылу объединенной группировки федеральных сил.

@@@
Темпы военной операции не будут снижены
Товарищ президент пообщался с народом Шри-Ланки
Урожай созрел
ФСНП предъявила иск металлургам
Федеральные войска продолжают наступать
Что не поделили вуз и академия?
Чужой экстрим дорого стоит

Эффект Грачева

@@

Он будет регулярно возникать у гражданского министра обороны России при отсутствии радикальной перестройки системы управления военным ведомством

2001-08-22 / Михаил Ходаренок - обозреватель "Независимого военного обозрения".



В СОЗДАНИИ военной организации государства, пожалуй, можно выделить два основных способа. Сущность первого - условно назовем его русским - заключается в том, что при организации вооруженных сил качественно нового типа от ума, воли и знания дела одного человека (или в крайнем случае небольшой группы единомышленников) зависит очень многое, если не все. Под замыслы строителя вооруженных сил могут быть сконцентрированы все людские и материальные ресурсы государства. Способ этот позволяет в достаточно короткие сроки добиться впечатляющих результатов, и примеров в российской истории больше чем достаточно: Петр Первый, Дмитрий Милютин, Иосиф Сталин.

Однако в этом случае не получается поступательного и динамичного развития: с уходом "строителя-каменщика" наступает, как правило, период застоя, а то и существенного отката. Кроме того, государство совершенно не застраховано от злой воли (так называемого волюнтаризма) очередного "каменщика". В этом плане случай с Никитой Хрущевым более чем показателен. Самый яркий недостаток русского способа, вся сущность которого замыкается на способностях и возможностях практически одного человека, - перманентная потребность в последующих реформах. И в этом легко убедиться даже при поверхностном взгляде на историю отечественной армии. Наконец, русский способ весьма критичен к способностям самого "каменщика". Строитель вооруженных сил должен знать свой предмет в совершенстве, осуществлять постройку в соответствии с личным замыслом (планом) и постоянно держать все детали процесса под своим неусыпным контролем.

Существует и другой способ. Его можно назвать американским. В этом случае все военное строительство находится в четких границах правового поля, и все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам создания и модернизации военной организации государства регламентированы соответствующими нормативными актами. Вооруженные силы находятся под жестким гражданским контролем, и личностные данные очередного главы государства (военного ведомства) хотя и оказывают определенное влияние на процессы строительства ВС, но никакой революции очередной назначенец в военном ведомстве совершить не может по определению. Таким образом, подобная схема значительно сужает область для проявления столь обычного в России самодурства, ошибок и вредных фантазий. По результативности этот способ значительно выше, и, самое главное, он позволяет вести военное строительство динамично и поступательно в отличие от ярко выраженной синусоиды (взлетов и падений), свойственной русскому типу.

С назначением на должность министра обороны РФ Сергея Иванова у многих появились надежды, что выдвижение на пост главы военного ведомства государства одного из ближайших сподвижников президента России и человека к тому времени уже штатского означает начало процедуры установления гражданского контроля над Вооруженными силами. Однако прочного фундамента для выдвижения на пост главы оборонного ведомства человека, не имеющего высокой военно-профессиональной подготовки, не построено, а это создает прецеденты для множества коллизий. Фактически подобным назначением причудливо смешиваются два способа строительства - русский и американский, а главным строителем назначается человек, не знающий порученного дела в необходимых деталях и не являющийся автором существующего в настоящее время плана строительства Вооруженных сил.

Подчеркнем: кресло российского министра обороны в его существующем виде весьма требовательно к личной подготовке человека, его занимающего. В качестве примера рассмотрим только некоторые особенности опыта пребывания на посту министра Минобороны генерала Грачева. К моменту назначения на должность главы военного ведомства России у 44-летнего десантного генерала о многом в жизни и деятельности Вооруженных сил имелось самое приблизительное представление. По многим вопросам управления войсками (силами) и строительства Вооруженных сил у него к тому времени просто не могло сформироваться, отстояться и выкристаллизоваться собственное мнение. Существует достаточно много примеров, подтверждающих эти факты.

Напомним, что по принятому у нас обыкновению на стол министра обороны ежедневно кладутся сотни документов самого различного содержания, требующих его резолюции. Зачастую к главе военного ведомства поступают документы совершенно противоположного содержания: один уважаемый военачальник предлагает объединить, другой (не менее именитый) - разъединить. Один полководец предлагает сформировать, а другой - расформировать. И все спешат доложить свои мнения министру обороны, надеясь, что именно у него они найдут понимание и поддержку своим устремлениям.

Таким образом, по большинству вопросов жизни и деятельности Вооруженных сил министру обороны надо иметь собственное мнение. Если его нет, то наступает "эффект Грачева". В частности, по одному из принципиальных вопросов министру обороны Грачеву докладывает один из главнокомандующих видом ВС: надо сделать так-то. Написано, подчеркнем, убедительно и обоснованно. Грачев наотмашь пишет - "согласен". На следующий день от другого главкома приходит служебная записка прямо противоположного содержания, причем составленная еще более убедительно и с еще большими обоснованиями. И вновь на бланке появляется - "согласен". Оба документа отправляются исполнителям. Аппарат дезорганизован. А драгоценное время уходит, и проблемы по-прежнему стоят в полный рост.

Кстати, их количество в Вооруженных силах за последнее время отнюдь не убавилось. Решать их надо ежедневно и ежеминутно лично главе военного ведомства, при этом за текучкой не забывать глядеть (и фактически это самое главное) на несколько лет (а то и десятилетий) вперед. Поэтому-то требования к высокой профессиональной подготовке министра обороны России в настоящее время по-прежнему высоки. Его личная компетенция требуется решительно во всем - от кадровой работы до укрепления воинской дисциплины. И так продолжится до тех пор, пока не будут созданы соответствующие процедуры принятия решений по военным вопросам, разделены функции административного и оперативного управления, установлен действенный гражданский контроль над Вооруженными силами. Только по завершении этих крупнейших организационных и структурных перемен деятельность гражданского министра обороны, сосредоточившего свое внимание на политических и административных вопросах управления военным ведомством, будет эффективной.

Теперь представим ситуацию, что ничего из перечисленного не сделано, а на должность главы военного ведомства выдвинут человек, не имеющий опыта командования даже дивизией. Все нити управления и принятия решений по важнейшим вопросам жизни Вооруженных сил замкнуты, подчеркнем, по-прежнему на него. Никакой аппарат советников в подобной ситуации не поможет, поскольку старая истина утверждает: советники, чья компетентность превышает аналогичную руководителя, сами захотят участвовать в руководстве. Надежды на существующий "коллективный разум" (даже в лице Генштаба) и коллегиальность в принятии решений (на которую иногда возлагают столько надежд) более чем неоправданны: на военные советы военачальник должен приходить уже с готовым решением, а совет после заседания - расходиться с мнением, что оно единственно возможное и исключительно верное.

@@@
Эффект Грачева