"Из-за чиновников страна теряет миллиарды"

@@

Председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Собянин считает, что федеральный Центр пренебрежительно относится к регионам

1999-11-19 / Игорь Агейчев, Борис Юрьев



Сергей Собянин.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

- Сергей Семенович, как вы оцениваете ситуацию с принятым недавно бюджетом-2000 с позиций северных регионов?

- Сегодня около 80 субъектов Федерации в России - в той или иной степени бюджетополучатели. А есть чистые доноры, которые вообще не получают денег из Центра. Их немного, всего восемь территорий. И в первых рядах Ханты-Мансийский автономный округ - самый крупный донор после Москвы. У нас подход к бюджету, конечно, несколько иной, чем у тех регионов, бюджет которых зачастую более чем на 80% состоит из дотаций. Для нас самое главное - стабильность межбюджетных отношений. Однако в последнее время, даже несмотря на введение Кодекса о распределении бюджетных отношений в пропорции 50 на 50, делаются попытки изменить баланс в сторону Центра, причем без особых на то оснований. В прошлом году этот баланс был изменен на 3%. Если мы вернемся к вопросу через год, я уверен, что баланс будет уже 40 на 60 в пользу Центра. Причем это делается не только открыто, но и скрытно. Уменьшаются налоги, которые распределяются между бюджетами субъектов Федерации, и увеличиваются прямые сборы в федеральный бюджет. Те же таможенные пошлины. Но происходят и более удивительные вещи. Сегодня до региональных налоговых инспекций доводятся планы сбора только федерального бюджета, и стимулирование налоговых инспекций производится только в случае исполнения или неисполнения федерального бюджета.

Складывается впечатление, что в России существует два государства. Одно - в рамках Садового кольца, другое - на уровне регионов, в провинции. Очевидно, что федеральные власти не заинтересованы в формировании самостоятельных бюджетов на местах. Я думаю, это позиции не премьера или президента, а среднего чиновничества. Из-за государственных чиновников страна теряет миллиарды долларов. Тем более что мы выполняем федеральные функции. Это здравоохранение, народное образование, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство дорог, в том числе межрегиональных и федеральных. Мы занимаемся жизнеобеспечением населения. А от качества этого процесса зависит в первую очередь отношение населения к президенту и правительству. Это действительно зависит от малого: от того, как человека обслужили в магазине или вылечили в больнице. К сожалению, федеральные власти этого не понимают и совершенно не заинтересованы в формировании самостоятельных бюджетов на местах. Больше того, Центр не понимает, что мы-то с ним находимся в одной лодке. Но, я думаю, это позиция не президента и не премьера, а мелкого и среднего чиновничества, которое постоянно борется за сохранение своего места путем формальных показателей. То есть выполнения федеральной части бюджета и ряда социальных программ. Остальное их не волнует.

От такого положения нужно избавляться, проводя единую политику с Центром. Тогда наше государство будет крепнуть. А сейчас есть постоянная обида на федеральную власть, потому что пренебрежение к проблемам регионов видно не только в формировании налоговой политики, но и во всем остальном.

- Как, по-вашему, в свете того, о чем мы говорим, складывается предвыборная кампания?

- Именно из-за невнимания к проблемам субъектов Федерации и возникают самые различные региональные движения и блоки. Ведь в Думе нет ни одной фракции, которая бы при принятии любого закона жестко и последовательно отстаивала интересы регионов. А те фракции, которые сейчас работают в Думе, прозевали эту волну, не подняли на щит региональные интересы.

Главная проблема в том, что законы, принимаемые Думой, жестко и последовательно централизуют власть. А ведь полномочия, согласно Конституции, должны разделяться пропорционально. Мы дошли до того, что в каждом субъекте средней величины работают от 15 до 20 тыс. госчиновников, которые выполняют те функции, которые на них систематически возлагает именно Государственная Дума. Формально да, это государственная власть. А на деле получается так, что за тысячи километров от Москвы федеральная власть просто не в состоянии их контролировать. Такого распределения функций нет нигде, даже в унитарных государствах.

- Однако если посмотреть на некоторые исключительно северные проблемы, то становится понятно, что без чиновников не обойтись. Например, тот же северный, или правильнее - досрочный завоз. И раньше, и сейчас его организуют чиновники.

- Да, они его организуют, и организуют безобразно. Происходит это следующим образом. Финансовые ресурсы централизуются, а потом делятся. При этом северным регионам говорят: "Вот вам деньги на централизованный завоз муки или ГСМ". Причем средства берутся отнюдь не из бюджета региона, в который производится завоз. Поэтому сам субъект заинтересован в первую очередь в том, чтобы как можно больше денег забрать, а потом кричать на каждом углу, что у него гибнут люди и ему необходимо срочно завозить продукцию. А получив эти деньги, он тратит их на что угодно, только не на завоз. В результате Федерация начинает хватать за руку региональных чиновников, а те - сопротивляться. Хотя проблема-то решается просто. Нужно всего-навсего учесть в региональном бюджете расходы на досрочный завоз. И тогда каждый губернатор как рачительный хозяин израсходует ровно столько, сколько ему требуется.

- Почему получилось так, что в нынешнем году деньги, которые надо было заплатить по завозу, скажем, нефтяным компаниям, северные регионы отдали по большей части в сентябре, в то время как должны были чуть ли не в феврале?

- Потому что российский бюджет имеет поквартальную структуру. Выплаты идут так, что в первый квартал из бюджета отчисляется минимальная сумма, во второй с учетом инфляции выплачивают больше, в третий - еще больше, а в четвертый выбирают все остатки. А деньги за досрочный завоз надо платить в первом квартале, то есть тогда, когда их нет. Они "размазаны" по бюджету всего года!

- Борьба за деньги развернулась не только у регионов, которые вынуждены закупать нефтепродукты, но и у самих нефтяных компаний. Известно, например, что интересы "СИДАНКО" и Тюменской нефтяной компании столкнулись при проведении процедур банкротства по отношению к дочерним предприятиям первой. Уже можно говорит о переделе собственности в нефтяной области?

- Передел собственности происходит тогда, когда у предприятия есть хороший хозяин, который эффективно им управляет, а у него пытаются отобрать этого хозяина неправовым путем. В случае, к примеру, с компанией "Кондпетролеум" ситуация совершенно иная. Никто не мешал "СИДАНКО" работать, повышать производительность труда, снижать себестоимость и наращивать объемы. Вместо этого компания снизила объемы производства почти в два раза, скупала продукцию по явно заниженным ценам, рассчитываясь за нее не деньгами, а собственными кредитами, и тем самым загнала предприятие в долговую яму. Она не рассчитывалась с местным и федеральным бюджетом, с Пенсионным фондом. И естественно, подошла к классическому банкротству.

- Как вы смотрите на саму процедуру банкротства в России? Ведь уже не первый год говорят, что Закон о несостоятельности далек от идеала.

- Я считаю, что он неэффективен по той самой причине, о которой мы говорили вначале. Смотрите, что получается. Те же федеральные чиновники учат временных управляющих, выдают им лицензии. Потом сами же назначают их управлять обанкротившимися предприятиями и сами же их контролируют, не имея, кстати, никакой личной заинтересованности в итогах работы. А основной груз ответственности за неэффективно работающее предприятие несет не агентство по банкротству, а местная власть. Именно к ней идут за социальной помощью безработные, которые оказались на улице. В результате банкротств предприятий разоряются целые города, лихорадит экономику регионов. И в то же время ни муниципалитеты, ни региональная власть не имеют никакого отношения к процедуре банкротства. Их даже близко не подпускают! И вот это уже сделано искусственно, это работает именно на передел собственности.

- Кредиторы другого близкого к банкротству предприятия - "Черногорнефти" приняли решение о продаже бизнеса этой компании...

- Я плохо себе представляю, какой бизнес там можно продать. Можно продать имущество обанкротившегося предприятия. Но в этом случае лицензия на недропользование к покупателю не перейдет. И покупатель снова вынужден будет участвовать в аукционе. То есть можно будет купить имущество без права добывать нефть. Это тоже абсурдная ситуация. Я считаю, она требует законодательного урегулирования.

@@@
"Из-за чиновников страна теряет миллиарды"
"Каждый из нас в отдельности более уязвим"
"Экономический рост нужно поддержать налоговой реформой"
"Японки" вышли из-под контроля
Nord Stream съедает денег без счету
Бедняки снова проиграли лоббистам
Вячеслав Лысаков: "Настало время кабинетной работы"

Госдума займется проблемой утечки капитала

@@

Новый законопроект предлагает поддержать российский рубль

2001-05-23 / Андрей Якушевич



ДО ДУМСКИХ каникул правительство не без понуканий со стороны администрации президента загрузило работой нижнюю палату как никогда. Помимо закона о партиях, по сведениям источников в администрации президента, до конца продленной сессии Кремль надеется, что в первом чтении будут приняты КЗОТ, пенсионная реформа (хотя не исключено, что она может "уйти" и на осень), Земельный кодекс, а также поправки к УПК, таможенные пошлины, поправки к закону о валютном регулировании.

Последним Госдума займется на этой неделе. Это связано с тем, что в настоящее время существуют серьезные трудности по возврату в страну валютной выручки, полученной российскими организациями - экспортерами. Попытки кардинально изменить ситуацию с утечкой капитала делались и раньше, но те меры административного регулирования, которые предпринимались правительством и Центробанком - введение паспортов внешнеэкономических сделок, депонирование валютных средств на счетах экспортеров, обязательная продажа 75% валютной выручки на бирже, проведение контрольных мероприятий, - фактически ни к чему не привели. Только в течение 2000 года вывоз капитала из Российской Федерации превысил 25 млрд. долларов США.

Законопроект "О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и изменения в Федеральный закон "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", предложенные к обсуждению Госдумой заместителем председателя думского комитета по собственности Евгением Ищенко, могут в корне изменить положение дел. Целью этого законопроекта является создание принципиально нового экономического механизма валютного контроля путем существенного сокращения количества валютных операций с участием резидентов и нерезидентов. По мнению самого автора документа, эта мера будет способствовать полному возврату валютной выручки всеми субъектами внешнеэкономической деятельности.

Предлагаемый законопроектом механизм расчетов при экспорте российского сырья и промышленной продукции заключается в следующем: все расчеты между резидентами - экспортерами и нерезидентами-импортерами указанных товаров должны осуществляться в валюте Российской Федерации (в рублях). Поэтому нерезиденты, являющиеся импортерами указанных товаров, будут вынуждены осуществлять покупку рублей за иностранную валюту на российском или зарубежных валютных рынках. Следствием таких нововведений, считает депутат, станет укрепление и стабилизация рубля, существенное уменьшение долларизации российской экономики и постепенное движение к внешней конвертируемости национальной валюты путем обеспечения стабильного спроса на нее на международных финансовых рынках. Именно по такой схеме сегодня успешно работают экономики развитых стран Западной Европы, Китая, Малайзии и других стран Юго-Восточной Азии.

@@@
Госдума займется проблемой утечки капитала
Гром грянул, но мужик не перекрестился
Десять лет системной трансформации
Добро пожаловать, господин Рубенс!
Если требует дело
За митингами автомобилистов стоят интересы серых дилеров
За россиян некому заступиться

Забрать и не делить

@@

Власти Казахстана стремятся усилить влияние на нефтяной сектор республики

2005-10-24 / Василий Харламов



С 28 октября в Казахстане вводятся таможенные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Правительство республики, согласно официальному комментарию к постановлению, планирует таким образом обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами, стабилизировать ситуацию с ценами на внутреннем рынке ГСМ и увеличить доходную часть республиканского бюджета.

По версии официальной Астаны, данное решение относится к ряду и других мер, таких, как продление запрета на вывоз дизтоплива, предпринятых правительством республики для стабилизации ценовой ситуации на рынке ГСМ, где за последние недели цена на бензин взлетела с 92 до 200 тенге (1 долл. равен 134,2 тенге). Однако у большинства экспертов и представителей нефтегазового сектора иное мнение.

@@@
Забрать и не делить
Заторы на дорогах
И власть, и экономика, и президент на 7 лет
Импортерам подержанных иномарок дали передышку
Ирландское вето как благо
Калининградская таможня стала крайней
Коллекционеров все больше… А вопросов – еще больше

Кремлевский арбитр из Леноблпрокуратуры

@@

Кого отставить - Устинова или Ванина, будет решать неизвестный доселе житель Северо-Западного федерального округа

2002-01-28 / Андрей Савицкий







Вертикаль власти, которую взялся строить в России Владимир Путин, должна была, по выражению госсоветовцев, освободить президента от ответственности "за каждый не работающий в стране водопроводный кран". Но пока эта вертикаль отстроена не до конца. "Президент в России больше чем президент", - говорил в своей инаугурационной речи Путин. И еще одним доказательством тому стало развитие скандала между Генпрокуратурой и ГТК, связанного с расследованием дел о контрабанде мебели.

Суть его такова. С одной стороны, существуют материалы уголовного дела, сначала возбужденного на основании расследования ГТК по 400 эпизодам незаконного ввоза в Россию мебели, а потом, в мае 2001 года, закрытого. Еще одно дело (по 39 эпизодам) пока не закрыто, и в нем фигурируют те же фирмы, что и в первом случае, да и схемы ввоза используются те же. "Цена" этих дел порядка 15 млн. долл. недополученных государством таможенных платежей только по ввезенной из одной страны - Италии - мебели. С другой - Генпрокуратурой возбуждено три уголовных дела: в отношении сотрудников ГТК Волкова и Файзулина за превышение служебных полномочий в деле о контрабанде мебели; по факту недостачи мебели на таможенных складах, где она хранилась; по факту избиения гендиректора торговых комплексов "Три кита" и "Гранд" Сергея Зуева сотрудниками СОБРа, охранявших таможенные склады.

Развитие скандал получил 14 января, когда, по данным "НГ", следственным комитетом при МВД было возбуждено еще одно уголовное дело "мебельной тематики" в отношении фирм-дилеров "Лига-Марс" и "Бастион", связанных с Зуевым. Уже на следующий день оно было затребовано Генпрокуратурой для изучения. 16 января помощник генпрокурора Ефанов отменил постановление следственного комитета "по мотивам незаконного и необоснованного его возбуждения".

Примерно в то же время ГТК направил в Генпрокуратуру оперативные легализованные (выданные на основании судебного решения) сводки переговоров Зуева, состоявшихся еще до избиения. В них, как утверждают источники "НГ", обсуждается сценарий его избиения и дальнейшие его действия по обращению в химкинскую больницу.

В свою очередь, Генпрокуратура вызвала на допрос сначала руководителя ГТК Михаила Ванина, а потом его заместителя Гутина. По данным "НГ", протокол допроса последнего не занимает и страницы. Ему задали всего два вопроса, прямого отношения к мебельному скандалу не имеющих, - о генерале Орлове из МВД.

А где-то с осени генпрокурор Владимир Устинов и руководитель ГТК Михаил Ванин поочередно с докладами бывали у президента. Результатом их путешествий в Кремль, по данным источников "НГ", стало указание президента разобраться в этом деле. Для этих целей в Москву был командирован следователь Леноблпрокуратуры тезка Путина - Владимир Владимирович Лоскутов. По данным тех же источников, Генпрокуратуре он не подчиняется и получил право прямого доступа к президенту.

Лоскутов уже создал совместную рабочую группу из числа сотрудников ГТК и МВД и, по данным "НГ", уже вышел на след закрытого Генпрокуратурой дела "Трех китов", где также фигурируют материалы легализованной прослушки, содержащей обсуждение цен на открытие уголовных дел на сотрудников ГТК. Впрочем, расследование в отношении таможенников ведется весьма избирательно. К примеру, выявленные самим ГТК нарушения в работе Балтийской таможни, через которую и шли грузы, фигурирующие в деле о "Трех китах", остались без внимания Гепрокуратуры. Именно на этом терминале любые грузы - что телевизоры, что алкогольная продукция - "превращались" в зеленый горошек, таможенные пошлины за поставку которого в Россию несравнимо меньше, чем за тот же алкоголь.

@@@
Кремлевский арбитр из Леноблпрокуратуры
Курдам не нужна новая диктатура
Леонид Кучма махнул на Россию рукой
Минфин пугает единороссов
На пути к общему экономическому пространству
Навстречу торговле по мировым правилам
Налоговая полиция борется за русский лес

Нет антикварным пистолетам

@@

В ближайшие годы легально торговать старинным оружием не получится

2003-04-25 / Дмитрий Буткевич



Во вторник на этой неделе аукционный дом "Гелос" устроил акцию, призванную помочь благородному делу: легализовать в России торговлю антикварным оружием. Для этого он устроил достаточно помпезный (даже с телерекламой) круглый стол, куда пригласил "все заинтересованные стороны". Были крупные работники из Минкульта, МВД и Госдумы, завсегдатай антик-мероприятий министр труда Починок и научный руководитель музея "Московский Кремль" Александр Левыкин. Было много пишущих и тележурналистов...

Напомню вкратце суть проблемы. В двух словах: хранить, а тем более продавать антикварное оружие в России сейчас нельзя, - если вас поймают, дадут от шести месяцев до трех лет за огнестрельное или от 7,5 суток до трех лет за холодное. Хождение всякого оружия на территории России в настоящее время регулируется (в основном запрещается) Федеральным законом "Об оружии" от 13.12.1996 # 150-ФЗ. В этом законе не прописано отдельного понятия "антикварное оружие". Зато в Законе РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.1993 # 4806-1 предусмотрены "виды оружия, являющиеся культурными ценностями". Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (постановление правительства РФ от 21.07.1998 # 814) "не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность". Таковы основные законодательные акты России, касающиеся данного вопроса. Выглядят они крайне невнятно, но ясно одно: если вас "заметут" со старинным холодным либо огнестрельным, срок скорее всего не дадут (правда, нужен будет хороший адвокат). Зато предмет отберут сначала на экспертизу, а потом или вообще не вернут, или вернут в таком состоянии, что "антикварным" он считаться уже не сможет...

Конкретным поводом нынешнего круглого стола с немного пафосным названием "Скрытый пласт культурной жизни страны" явились действия аукционного дома "Гелос". Последний ввез из Испании купленные там бельгийские дуэльные пистолеты середины XIX века, официально оформил ввоз и заплатил таможенные пошлины, провел искусствоведческую экспертизу, в которой за подписью Левыкина предмет определяется как "антикварное оружие, представляющее культурную ценность". После чего выставил пистолеты на мартовские торги. При этом "Гелос" разослал всем заинтересованным ведомствам письма с оповещением о своих намерениях... Закончилось все тем, что за три дня до даты аукциона представители МВД все же явились в "Гелос" и оформили "добровольную выдачу" пистолетов. Провели дознание и отказали в возбуждении уголовного дела против сотрудников фирмы. Однако пистолеты не вернули, и дальнейшая их судьба, равно как и перспективы их аукционирования, неясны. В частных беседах руководители "Гелоса" говорят, что пойдут дальше и все равно будут пытаться выставить предметы на открытые торги...

@@@
Нет антикварным пистолетам
Ни грамма за рубеж
Правительство Киргизии утвердило экспортные сезонные таможенные пошлины на пшеницу
Правительство отыгралось на младенцах
Приморский автобум
Произведения искусства теперь могут возвращаться
Производителям удобрений навязали низкие цены

Пшеницей по рапсу

@@

Казахстан намерен снизить продовольственную зависимость от России

2007-12-24 / Айгуль Султанова



С нового года Казахстан снижает пошлины на ввозимые в страну продукты питания и расширяет географию импортных поставок. Это делается для того, чтобы, как заметил «НГ» заместитель министра индустрии и торговли Куандык Бишимбаев, предотвратить продовольственный кризис в стране и одновременно уйти от продовольственной зависимости от России.

Министерство индустрии и торговли (МИиТ) предлагает на полгода снизить таможенные пошлины на сахар, рис, колбасные изделия, сыры и творог, масло и маргарин, рыбу, масло рапсовое, свежие фрукты и овощи. Тогда цены на ввозимые продовольственные товары снизятся, и внутренний рынок будет обеспечен полностью, сказал «НГ» вице-министр Куандык Бишимбаев. Вместе с тем МИиТ инициирует введение ограничений на экспорт отдельных товаров. В частности, пшеницы и продуктов, «по которым будут наблюдаться опережающие темпы роста экспорта, влияющие на продовольственную обеспеченность страны», добавил чиновник. Эта мера будет введена с начала будущего года и тоже на шесть месяцев. Бишимбаев отметил, что подобные шаги вскоре планирует предпринять и правительство России. Российские ограничения коснутся таких товаров, как молоко и сливки, пшеница и маслины, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная или пшенично-ржаная, соевые бобы, семена рапса и подсолнечника. «Если данные меры будут распространяться в отношении Казахстана, то нам уже сейчас необходимо активизировать импортные поставки из других стран для снижения продовольственной зависимости от Российской Федерации», – отметил «НГ» представитель министерства.

@@@
Пшеницей по рапсу
Реформы отдельно, экономика отдельно
Россия больна зерновой лихорадкой
Россия стала своей в АТЭС
Русский лес сгноят на корню
Сахалинское ускорение
Сербия попросит льгот для Volkswagen и Iveco

Угроза голодных бунтов растет

@@

Власти Киргизии пытаются обеспечить продовольственную безопасность страны

2008-06-16 / Григорий Михайлов







В первую очередь от голода пострадают дети.

Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)

Киргизия ввела экспортные таможенные пошлины в отношении пшеницы, муки, растительного масла и семян подсолнечника. В ближайшее время предполагается «принять меры по ограничению вывоза сахара и риса». Таким образом руководство Киргизии пытается смягчить рост цен и обеспечить продовольственную безопасность республики.

«Последствия неграмотной политики, а также мировые тенденции и тяжелая зима могут стать причиной голода в Киргизии», – предупреждали эксперты в начале года. Фраза «продовольственная безопасность под угрозой» закрепилась на страницах прессы.

Киргизия – страна, которая зависит от импорта, поэтому мировое подорожание продуктов, главным образом зерна и растительного масла, сильно ударило по населению страны. Особенно пострадали малообеспеченные граждане, число которых в Киргизии составляет около 50%. Менее чем за год цены на продукты первой необходимости выросли в 2–3 раза. Резко увеличились тарифы на коммунальные услуги, транспорт. Небогатое государство, испытывающее серьезные проблемы в энергоотрасли, не в состоянии компенсировать возросшие издержки.

Одним из главных факторов, угрожающих продовольственной безопасности страны, эксперты и чиновники называют плачевную ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве Киргизии. С развалом СССР бывшие советские колхозы были расформированы, а крестьяне получили во владение земельные участки. На данный момент в Киргизии насчитывается около 300 тыс. фермерских и личных хозяйств общей посевной площадью 913 тыс. га, что в среднем означает чуть больше 3 га на одно хозяйство. Между тем для эффективной работы фермеры должны возделывать как минимум 100 га земли. По мнению экспертов, это позволит обеспечить постоянное чередование сельхозкультур, плановое удобрение земель минералами, поливной водой и эффективную культивацию с использованием различной техники. Всего этого у киргизских крестьян нет.

@@@
Угроза голодных бунтов растет
Условия выживания и предпосылки развития российской экономики
ЭКОНОМИКА: КОРОТКО
ЮКОСу осталось жить 1 месяц