«Нечеткое» партнерство Россия–НАТО

@@

Путин не знает, поедет ли в Стамбул на саммит альянса

2004-04-09 / Александр Куранов, Дмитрий Суслов







Яап де Хооп Схеффер и Владимир Путин наконец познакомились.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Владимир Путин оказал теплый прием новому генсеку НАТО Яапу де Хооп Схефферу. Однако осталось неясно, примет ли российский президент участие в июньском саммите НАТО в Стамбуле. Де Хооп Схеффер заявил, что «очень надеется» на участие президента РФ.

В Москве генсек провел также переговоры с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, обороны Сергеем Ивановым, секретарем Совбеза Игорем Ивановым, а также депутатами Госдумы.

По признанию самого де Хооп Схеффера, главной темой визита стало обсуждение последствий расширения НАТО и отношения России с альянсом, состоящим уже из 26 членов. Вступление в альянс стран Балтии, их неприсоединение к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), начавшееся патрулирование авиацией альянса воздушного пространства Эстонии, Латвии и Литвы, подготовка Литвой аэродромов для размещения натовских истребителей – все это, по мнению наблюдателей, вызвало серьезную озабоченность в Москве. В итоге с российской стороны главная цель визита была сформулирована Сергеем Ивановым в его статье в «Нью-Йорк таймс» таким образом: «В Брюсселе и Вашингтоне должны четко и однозначно сказать России: продолжается ли стратегическое партнерство или же мы возвращаемся к «холодному» миру».

@@@
«Нечеткое» партнерство Россия–НАТО
Арабский мир призывает палестинцев к порядку
Армейский призыв под угрозой срыва
Атака на Северную Корею возможна
Борис Ельцин лично возглавит делегацию России на Стамбульском саммите
Брюссель не хочет перемен
В Баку удовлетворены итогами саммита

В Белграде охотятся за русскими друзьями

@@

Арест трех шпионов, возможно, связан с изменением политической ориентации сербов

2003-09-24 / Валентин Кодачигов







Думал ли Примаков в 1999 году, разворачивая самолет над Атлантикой, что Белград начнет сдавать российских агентов?

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В понедельник вечером было распространено официальное заявление об аресте Службой безопасности Министерства обороны Сербии и Черногории подполковника Драголюба Живковича, которому были предъявлены обвинения в шпионаже путем сбора секретных данных о вооруженных силах страны и использовании поддельных документов, свидетельствующих о его принадлежности к Службе государственной безопасности и Военной службе безопасности.

Однако данное заявление последовало уже после ранее появившихся сообщений агентства "Бета", которое со ссылкой на неофициальный источник в военном ведомстве страны передало о задержании не одного, а трех офицеров Минобороны, имена которых, правда, не разглашались. Но здесь речь шла уже не только о сборе секретных материалов, но и об их передаче российской разведке. Два подполковника и полковник Генерального штаба были арестованы после того, как на банковский счет одного из офицеров были перечислены 16 000 евро за полученные от него секретные документы. Посредником в связях с иностранными спецслужбами якобы выступал черногорский бизнесмен, проживающий в Москве. Черногорская газета "Вести" отмечает, что арестованные были не просто функционерами аппарата оборонного ведомства, а возглавляли подразделения служб военной разведки, причем услуги по передаче закрытой информации оказывали регулярно и в течение длительного периода времени, по крайней мере два последних года.

@@@
В Белграде охотятся за русскими друзьями
Вашингтон не знает, куда движется Россия
Венесуэльский «брат» купит 40 вертолетов Ми-17
Война в Чечне возможна
Вопросы из Москвы: достаточно ли у СЩА мудрости, чтобы вести конструктивный диалог с Россией?
Генерал Уильямс: "Лишь матерям дано судить, за что их сыновья воюют"
Германия взяла ДОВСЕ в свои руки

Главковерх устроил показательный разнос высшим чинам

@@ 2007-11-21 / Наталья Меликова







Критика со стороны президента воспринята правильно.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера Владимир Путин пришел на ежегодный сбор командного состава Вооруженных сил. Встреча проходила в жесткой обстановке: Верховный главнокомандующий на этот раз не ограничился критикой известных врагов России, размещающих свои ненавистные ПРО в Восточной Европе. За 10 дней до выборов Путин устроил выволочку главным недругам всего рядового состава и младшего офицерства – генералам, отвечающим за социальное обеспечение военнослужащих.

Начальник Генштаба Вооруженных сил Юрий Балуевский в ожидании Главковерха пообещал журналистам, что мораторий на участие России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) вступит в силу 12 декабря этого года «точно и в срок». «Иначе Россия потеряет лицо», – ответственно заявил начальник Генштаба. А вот выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, чем угрожал Путин США, не нужен. Вместо этого, по мнению Балуевского, необходимо «втащить туда всех, кто производит это оружие». «Ожидаете ли вы, что президент попросит военных проявить активную гражданскую позицию и принять участие в голосовании?» – спросила я главу Генштаба. «Президент не может просить, он приказывает, а мы говорим «есть» и «так точно», – прояснил ситуацию Балуевский. Политическая позиция главы Генштаба проста: «Я буду голосовать за Путина и за те задачи, которые он поставил». А на выборы придет вся его семья, кроме маленькой внучки. «А если новый Главковерх придет и поставит новые задачи?» – уточнила корреспондент «НГ». «Придет новый, а задачи останутся. Если не будет преемственности, Россия будет колебаться в правую и левую сторону, а для государства главное – стабильность. А армия – гарант этой стабильности», – заметил Балуевский. Завершая беседу, глава Генштаба посмотрел в мой блокнот: «У вас впереди президент, оставьте бумагу на него».

@@@
Главковерх устроил показательный разнос высшим чинам
ДОВСЕ не предусматривает возможности приостановления
ДОВСЕ приостановлен
Дипломатия под давлением бизнеса
Договоры на грани краха
Дождется ли импичмента Вахид?
Доклад рабочей группы по отношениям Россия-НАТО

Ельцин намерен убедить Запад

@@

На форуме ОБСЕ Россия экспромтов не готовит

1999-11-18 / Дмитрий Горностаев



НА СТАМБУЛЬСКОМ саммите ОБСЕ не Россия должна искать понимания у Запада, а наоборот, - такова позиция президента РФ Бориса Ельцина. Прибыв вчера во второй половине дня в крупнейший город Турции, где сегодня открывается общеевропейская встреча в верхах, глава государства сразу дал понять, что российская делегация займет жесткую наступательную позицию. "Надеюсь, все поймут, что Россия в Чечне действует по международным цивилизованным меркам и правилам. Наконец, поймут это, особенно после моего выступления на саммите", - заявил Ельцин в первые минуты пребывания в своей резиденции, расположенной в фешенебельном стамбульском "Суисс-отеле". Логично дополнил слова Ельцина и министр иностранных дел России Игорь Иванов: "Нам не требуется, чтобы кто-то поддерживал нашу позицию. Чечня - это внутреннее дело России, и российское руководство выполняет свой долг перед своим народом. Мы надеемся на понимание, а не на поддержку. Понимание того, что идет сложная борьба с международным терроризмом и что терроризм - это не только проблема России, а потому здесь требуются солидарность и понимание. Если же кто-то будет стремиться политизировать эту проблему, если кто-то будет пытаться спекулировать, то это, во-первых, не будет отвечать повестке дня саммита, а во-вторых, вряд ли будет способствовать созданию конструктивной атмосферы для работы конференции". То есть фактически российский министр дал понять, что излишняя критика России по Чечне может оказаться причиной окончательного срыва диалога между Россией и Западом по этой конкретной проблеме.

Президент Ельцин определил позицию и по второму важному для России вопросу нынешнего саммита - Хартии европейской безопасности: "Если она будет в том виде, в котором она в последний раз согласовывалась, то Россия будет ее подписывать". Действительно, вопросов накануне нынешнего саммита ОБСЕ больше всего по российской тематике, да и у Москвы есть немало озабоченностей по отношению к Западу. Слова Игоря Иванова, продолжившего общение Ельцина с прессой, вселили уверенность, что ожидаемых обычно на крупных международных встречах экспромтов от Бориса Николаевича быть не должно. "Россия никаких сюрпризов не готовит", - заявил министр. Но вот от других участников форума, прежде всего от США, можно ждать всякого. В первую очередь проблемы могут возникнуть по центральному документу саммита Хартии европейской безопасности. Как известно, основная цель Вашингтона в этом контексте - добиться снижения роли ОБСЕ и вывести на первый план НАТО в системе безопасности континента. Поэтому в тексте Хартии американцы не хотят видеть упоминание о центральной или главенствующей роли ОБСЕ. Существует и немало других разногласий, о которых "НГ" подробно сообщала в предыдущих номерах, поэтому текст документа будет согласовываться даже сегодня в первой половине дня. Нельзя исключать, что возникнут сложности, да и от угрозы срыва подписания гарантий дать никто не может. По крайней мере, еще вчера, по словам Иванова, оставалось несколько формулировок, требующих дополнительного согласования. Однако Россия исходила из того, что к сегодняшнему дню Хартию вполне реально подписать.

Дорабатывался в последние часы и готовящийся к подписанию адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Главы дипломатического и военного ведомств России Игорь Иванов и Игорь Сергеев проводили последние консультации с грузинской и молдавской делегациями. Как известно, именно со стороны Тбилиси и Кишинева в последнее время возникли сложности в вопросе фланговых ограничений. Вопрос о военном присутствии на территории Грузии и Молдавии российских войск также поднимается в ходе завершения согласования адаптированного ДОВСЕ. И все же самой острой будет, вероятно, дискуссия вокруг чеченского вопроса. И хотя в российской делегации высказывают уверенность в том, что эта проблема будет подниматься лишь в устных выступлениях и не найдет никакого отражения в финальных документах, излишнее пресыщение чеченской тематикой не пойдет на пользу атмосфере саммита.

Жесткие слова Ельцина и Иванова внесли сумятицу в ряды западных политиков и заставили их сильно засомневаться в правильности выбранной стратегии. Показать миру полное бессилие перед Россией дипломаты и лидеры государств Запада не очень-то и хотят.

Помимо прочего, одной из тем, обсуждаемых на саммите, станет проблема Нагорного Карабаха. В последние часы накануне начала работы форума появилась информация о том, что в рамках встречи будет согласован и, возможно, подписан некий документ, правда, источники в армянской и азербайджанской делегациях сходились во мнении, что, скорее всего, он будет носить декларативный характер, тем не менее важен для того, чтобы переговоры не были сорваны. Ереван и Баку собираются подтвердить свое принципиальное намерение продолжать переговоры. Правда, не исключается, что возникнет и новый сюжет, в частности, в таком плане: возможно, речь зайдет об установлении конфедеративных отношений между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. То есть фактически Нагорный Карабах будет существовать независимо от Баку, но в то же время юридически останется в составе Азербайджана.

@@@
Ельцин намерен убедить Запад
За десять лет Милошевич сменил 252 министра
Запад возрождает холодную войну
Казахстан меняет армию
Какого цвета пикейные жилеты?
Капитуляция или переход к партнерству?
Колумбию возродят по плану

Концепция внешней политики Российской Федерации

@@

Документ

2000-07-11 Вчера министр иностранных дел РФ Игорь Иванов официально представил этот документ на пресс-конференции в пресс-центре МИДа в Москве. Перед нами документ, подготовка которого была начата еще в конце 1999 года. На прошлой неделе он был подписан президентом Владимиром Путиным. Предыдущий был подписан Борисом Ельциным в 1993 году и действовал - с формальной точки зрения - до сего дня. Среди заметных положений нынешнего главного документа российской внешней политики - обозначение высшего приоритета таковой, а именно - служения интересам личности (которая поставлена на первое место), общества и государства.



I. Общие положения

КОНЦЕПЦИЯ внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.

Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. # 24.

Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. # 284-рп, и в других документах.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

II. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий холодной войны, продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.

В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.

Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.

Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;

усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике ("Группа восьми", МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях;

развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;

военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.

Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации, что затрудняет успешное отстаивание ее внешнеэкономических интересов, сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом.

Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения достойного места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший переход к устойчивому экономическому росту.

В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.

Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.

Россия - это надежный партнер в международных отношениях. Общепризнана ее конструктивная роль в решении острых международных проблем.

Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

III. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем

Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем и наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.

1. Формирование нового мироустройства

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

Главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах.

Усиление консолидирующей роли ООН в мире предполагает:

неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН;

рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, включая наращивание ее возможностей по предотвращению и урегулированию кризисов и конфликтов;

дальнейшее повышение эффективности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу большей представительности за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь авторитетных развивающихся государств. Реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Россия придает большое значение своему участию в группе восьми наиболее развитых индустриальных государств. Рассматривая механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим проблемам современности как одно из существенных средств отстаивания и продвижения своих внешнеполитических интересов, Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие с партнерами по этому форуму.

2. Укрепление международной безопасности

Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация: будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств;

готова идти на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США и - в многостороннем формате - с участием других ядерных держав при том условии, что стратегическая стабильность в ядерной области не будет нарушена. Россия будет добиваться сохранения и соблюдения Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны - краеугольного камня стратегической стабильности. Реализация США планов создания противоракетной обороны территории страны неизбежно вынудит Российскую Федерацию принять адекватные меры по поддержанию на должном уровне своей национальной безопасности;

подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки, а также соответствующих материалов и технологий. Российская Федерация - твердый сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов, включая создание Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Российская Федерация намерена твердо придерживаться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и призывает присоединиться к нему все государства мира;

уделяет особое внимание такому аспекту укрепления стратегической стабильности, как обеспечение информационной безопасности;

намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил, а также применения мер доверия в военной области;

считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, Российская Федерация намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и в конкретных случаях региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру;

исходит из того, что применение силы в нарушение Устава ООН является нелегитимным и угрожает стабилизации всей системы международных отношений. Неприемлемы попытки внедрить в международный оборот концепции типа "гуманитарной интервенции" и "ограниченного суверенитета" в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. Будучи готовой к предметному диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, Российская Федерация исходит из того, что поиск конкретных форм реагирования международного сообщества на различные острые ситуации, включая гуманитарные кризисы, должен вестись коллективно, на основе четкого соблюдения норм международного права и Устава ООН;

будет участвовать в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации стихийных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам;

рассматривает как важнейшую внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах. Российская Федерация выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Прямая обязанность любого государства - защита своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, и непредоставление убежища террористам;

будет целенаправленно противодействовать незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двустороннем уровне.

3. Международные экономические отношения

Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели необходимо:

обеспечить благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа и для становления обновленной внешнеэкономической специализации Российской Федерации, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия в международном разделении труда;

добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны;

способствовать формированию справедливой международной торговой системы при полноправном участии Российской Федерации в международных экономических организациях, обеспечивающем защиту в них национальных интересов страны;

содействовать расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в страну, а также российскому предпринимательству за рубежом, поддерживать его интересы на внешнем рынке и противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров, обеспечивать строгое соблюдение отечественными субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства при осуществлении таких операций;

содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики;

обеспечивать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом;

приводить обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны, добиваться максимального возврата средств в счет кредитов иностранным государствам;

формировать комплексную систему российского законодательства и международную договорно-правовую базу в экономической сфере.

Россия должна быть готова к использованию всех имеющихся в ее распоряжении экономических рычагов и ресурсов для защиты своих национальных интересов.

Учитывая возрастание угрозы глобальных катастроф природного и техногенного характера, Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий, в интересах всего международного сообщества.

4. Права человека и международные отношения

Россия, приверженная ценностям демократического общества, включая уважение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы:

добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире на основе соблюдения норм международного права;

защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений. Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями;

развивать международное сотрудничество в области гуманитарного обмена;

расширять участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека;

продолжать приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными обязательствами России.

5. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности

Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом.

IV. Региональные приоритеты

Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны.

Упор будет делаться на развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.

Исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами - участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, Договоре о коллективной безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств.

Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Серьезный акцент будет сделан на развитие экономического сотрудничества, включая создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов. В частности, Россия будет добиваться выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга.

Российская Федерация будет прилагать усилия для обеспечения выполнения взаимных обязательств по сохранению и приумножению в государствах - участниках СНГ общего культурного наследия.

Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.

Важно максимально использовать накопленный этой организацией после принятия в 1975 году хельсинкского Заключительного акта нормотворческий потенциал, полностью сохраняющий свою актуальность. Россия будет решительно противодействовать сужению функций ОБСЕ, в частности попыткам перепрофилировать ее деятельность на постсоветское пространство и Балканы.

Россия будет добиваться превращения адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в эффективное средство обеспечения европейской безопасности, а также придания мерам доверия всеобъемлющего характера, включающего, в частности, коалиционную деятельность и деятельность военно-морских сил.

Исходя из собственных потребностей в построении гражданского общества, Россия намерена продолжать участвовать в деятельности Совета Европы.

Ключевое значение имеют отношения с Европейским союзом (ЕС). Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в Европе. Это расширение ЕС, переход к единой валюте, институциональная реформа, становление общей внешней политики и политики в области безопасности, оборонной идентичности. Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия будет добиваться должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами - членами ЕС.

Российская Федерация видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний.

Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся военно-политическое измерение ЕС.

Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия. Необходимая база для этого заложена в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г. Интенсивность сотрудничества с НАТО будет зависеть от выполнения ею ключевых положений этого документа, в первую очередь касающихся неприменения силы и угрозы силой, неразмещения на территориях новых членов группировок обычных вооруженных сил, ядерного оружия и средств его доставки.

Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.

Насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения принятых на себя взаимных обязательств.

Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Хорошие перспективы имеет развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения.

Россия будет всемерно содействовать достижению прочного и справедливого урегулирования ситуации на Балканах, основанного на согласованных решениях международного сообщества. Принципиально важно сохранить территориальную целостность Союзной Республики Югославии, противодействовать расчленению этого государства, что чревато угрозой возникновения общебалканского конфликта с непредсказуемыми последствиями.

Российская Федерация готова к преодолению значительных трудностей последнего времени в отношениях с США, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско-американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности.

Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. Только при активном диалоге с США возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Во взаимных интересах поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам.

Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизации участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона - форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России "шанхайской пятерке" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики - одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

Россия намерена углублять традиционное партнерство с Индией, в том числе в международных делах, способствовать преодолению сохраняющихся в Южной Азии проблем, укреплению стабильности в регионе.

Россия рассматривает подписание Индией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия как важный фактор обеспечения стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она будет поддерживать линию на создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления международно признанной границы между двумя государствами.

Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии.

Важно и далее развивать отношения с Ираном.

Принципиальное значение для России имеет общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Наибольшую озабоченность вызывает обстановка на Корейском полуострове. Усилия будут сосредоточиваться на обеспечении равноправного участия России в решении корейской проблемы, на поддержании сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами.

Затяжной конфликт в Афганистане создает реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивает российские интересы. Во взаимодействии с другими заинтересованными государствами Россия будет прилагать последовательные усилия в целях достижения прочного и справедливого политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма и экстремизма из этой страны.

Россия будет добиваться стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку, учитывая при этом воздействие ситуации в регионе на обстановку во всем мире. Используя свой статус как коспонсора мирного процесса, Россия намерена вести линию на активное участие в нормализации обстановки в регионе после кризиса. В этом контексте приоритетной задачей России будет восстановление и укрепление ее позиций, особенно экономических, в этом богатом и важном для наших интересов районе мира.

Рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей.

Россия будет расширять взаимодействие с африканскими государствами, содействовать скорейшему урегулированию региональных военных конфликтов в Африке. Необходимо также развитие политического диалога с Организацией африканского единства (ОАЕ) и субрегиональными организациями, использование их возможностей для подключения России к многосторонним экономическим проектам на континенте.

Россия стремится к повышению уровня политического диалога и экономического сотрудничества со странами Центральной и Южной Америки, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях России с этим регионом в 90-е годы. Она будет стремиться, в частности, к расширению взаимодействия с государствами Центральной и Южной Америки в международных организациях, поощрению экспорта в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, развитию с ними военно-технического сотрудничества и кооперации.

При определении региональных приоритетов своей внешней политики Российская Федерация будет учитывать интенсивность и направленность формирования основных мировых центров, степень готовности их участников к расширению двустороннего взаимодействия с Россией.

V. Формирование и реализациЯ внешней политики Российской Федерации

Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств.

Совет безопасности Российской Федерации осуществляет подготовку решений президента Российской Федерации в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением.

Министерство иностранных дел Российской Федерации ведет работу по непосредственной реализации утвержденного президентом Российской Федерации внешнеполитического курса. МИД России осуществляет координацию внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти и контроль за ней в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. # 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".

Субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и другими законодательными актами. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса государства федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями России. Более широкое вовлечение неправительственных организаций в сферу внешнеполитической деятельности страны отвечает задаче обеспечения максимальной поддержки гражданским обществом внешней политики государства и способно внести вклад в ее эффективную реализацию.

@@@
Концепция внешней политики Российской Федерации
Марек Сивец отличает политику от эмоций
Мастер спорта из джамаата
Министры обороны почти подружились
Минобороны РФ оправдывается
Мировые столицы обеспокоены поведением Москвы
Миссия НАТО в Москве

Москву в Стамбуле будут уговаривать

@@

Запад считает, что президент Ельцин более уступчив в вопросе о Чечне, чем премьер Путин

1999-11-16 / Евгений Григорьев



В ПРЕДДВЕРИИ общеевропейской встречи в верхах ответственные круги в германской столице подчеркивают ее очень важное значение для укрепления основ безопасности и сотрудничества на нашем континенте. Хотя в некоторых германских СМИ все еще "педалируют" чеченскую тему, то утверждая, что "из-за упрямой позиции Москвы саммит ОБСЕ в Стамбуле почти целиком пройдет под впечатлением чеченской войны", то подхватывая слух, будто британский премьер Тони Блэр "уже взвешивал, стоит ли ему из-за российских действий на Кавказе принимать участие во встрече". Правительство ФРГ, судя по всему, придерживается трезвой и взвешенной линии в отношении предстоящего на Босфоре события.

Во-первых, здесь отмечают, что Москва старается соответствовать принципам Договора ОБСЕ 1994 года. В этой связи позитивно воспринят тот факт, что российское правительство допустило в мятежный регион не только миссию наблюдателей ОБСЕ (хотя и отмечается ее неудовлетворенность этой поездкой), но и не препятствует появлению там представителей ряда международных гуманитарных организаций.

Во-вторых, в Берлине с удовлетворением воспринято известие, что президент РФ Борис Ельцин примет личное участие в стамбульской встрече. Если бы Россию представлял премьер Путин, считает "Франкфуртер альгемайне", то "было бы труднее побудить Россию к уступкам в чеченском вопросе". По ее мнению, участие Ельцина, возможно, "улучшит шансы на то, что конфликт в Чечне найдет упоминание в подготавливаемом заключительном заявлении встречи в верхах". Заметим попутно, что отношение к нынешнему российскому премьеру, которого считают "решительным сторонником военного похода в кавказской республике", в Германии почти прямо противоположно его рейтингу в России.

На прошлой неделе, когда министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер находился в США и участвовал там в нью-йоркском марафоне, он не только пробежал успешно 42 километра за три часа, но и нашел время обсудить со своей коллегой Мадлен Олбрайт вопросы предстоящего саммита в Стамбуле. Как сообщается, он настаивал в этой беседе на том, чтобы встреча прошла так, как первоначально планировалось. Германскому правительству важно, чтобы в Стамбуле, как и намечалось, были подписаны все подготавливаемые документы - Хартия европейской безопасности, Соглашение об адаптации (т.е. о поправках и дополнениях), договора об обычных вооруженных силах в Европе, новый венский документ о мерах доверия. Здесь отмечают, что эти тексты уже по большей части готовы.

В минувшую среду федеральное правительство приняло решение подписать соглашение по адаптации ДОВСЕ. При обсуждении этой темы в Бундестаге государственный министр МИД ФРГ Кристоф Цопель подчеркнул, что было бы ошибкой отказаться от этого документа из-за российских действий в Чечне. "Соглашение улучшит возможности международного контроля за вооружениями, а без него, - сказал он, - безопасность и стабильность во многих регионах были бы ослаблены".

Тем не менее в германских СМИ продолжается кампания, смахивающая на информационную войну против России. Примечателен в этом смысле комментарий "Не бояться России" в пятничном издании влиятельной газеты "Вельт". Она утверждает, что "русские с холодной улыбкой продолжают геноцид в Чечне" и критикует Запад за то, что "до сих пор Вашингтон, Лондон, Париж и Берлин, ООН вкупе со всеми другими международными организациями вели себя сдержанно". Как полагает газета, были бы уместны четкие оценки и совместное давление - причем в связи не только с Чечней, но и с тем, что Москва попирает западные интересы, дестабилизируя целый регион, и выставляет на посмешище такие институты, как ОБСЕ. "Соединенным Штатам и Европе, - рекомендуется в комментарии, - надлежит действовать, хотя, разумеется, ниже уровня военных угроз". Газета пишет: "Угроза в отказе от любых дальнейших кредитов может стать таким же действенным средством, как и заявление о том, что Москве будет отказано в участии в "большой восьмерке", что будет приостановлено ее членство в Совете Европы, а ее преступления станут главным пунктом переговоров на предстоящем совещании в Стамбуле и вопрос о них будет поднят в Совете Безопасности ООН".

@@@
Москву в Стамбуле будут уговаривать
Москву критикуют за централизацию власти
НАТО и страны Балтии бросают вызов
На грани разложения
На улицах Тбилиси появились танки
Не более чем пропагандистский жест
Невидимая миру ГЛОНАСС

Никому не нужный ДОВСЕ

@@

Год назад Россия объявила мораторий на участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе

2008-11-14



В списке тем, которые планируют обсудить руководители внешнеполитических ведомств и ведущие специалисты Москвы и Вашингтона в области обороны и безопасности накануне смены администрации на американском олимпе, значится достаточно много проблем. Здесь и последствия августовского конфликта на Кавказе, переговоры о продолжении или замене Договора СНВ, срок действия которого истекает в декабре будущего года, навязшая в зубах проблема ПРО США в Восточной Европе, отношения между НАТО и Россией, даже вопросы, связанные с Северной Корей и Ираном… Но нет упоминания такого важного вопроса, как ДОВСЕ – Договора об обычных вооруженных силах в Европе, участие в котором Кремль заморозил ровно год назад.

@@@
Никому не нужный ДОВСЕ
О безопасности под финскую закуску
Ответный мораторий НАТО
Ошибка или нет? Сегодня в Париже Борис Ельцин подпишет договор Россия - НАТО
Пакистан перебрасывает войска к границе с Индией
Пожизненный срок для Наваза Шарифа
Преодолеть историческое деление Европы

Прикрытие Саддама Хусейна

@@

Службы разведки, контрразведки и государственной охраны Ирака перед решающим испытанием

2003-03-20 / Сергей Александрович Модестов - действительный член Академии военных наук, доктор политических и философских наук. Подробнее о спецслужбах Ирака см. # 10 "Независимого военного обозрения".)



Спецслужбы Саддама Хусейна в основном справляются со своей главной задачей: им в значительной степени принадлежит заслуга в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на долю населения Ирака после 1991 г., оно остается послушным властям.

Система специальных служб была одним из наиболее надежных и эффективно действующих инструментов иракского государства. Ее основное предназначение на протяжении многих лет состояло не только в обеспечении национальной безопасности страны, но и лично Саддама Хусейна. Как отмечает журнал "Джейнс интеллидженс ревью", эта задача непосредственно решается Хымаят ар-раис (охрана президента), в которую входят Аль-харас аль-хасс (специальная охрана), отвечающая за обеспечение режима безопасности резиденций Саддама, Хымая (служба телохранителей, насчитывающая до 40 человек) и Аль-хымая аль-хасса (группа специалистов).

Высшее положение в иерархии спецслужб Ирака занимает Джихаз аль-амн аль-хасс (Специальная служба безопасности, ССБ), подчиняющаяся с 1991 г. старшему сыну президента Кусэю. Однако непосредственным ее руководителем является генерал-майор Валид Хамид Тауфик ан-Насыри. Служба образована в 1982 г. как ведомство по охране высшего руководства страны. Она насчитывает 10 тыс. сотрудников и помимо обеспечения личной безопасности правящей верхушки защищает внешний периметр президентских объектов, контролирует правительственную связь, замыкает на себя остальные органы разведки и контрразведки, узурпировав право доклада информации президенту.

Даират аль-мухабарат аль-амма (Главное управление разведки, ГУР) - старейшая спецслужба Ирака, основанная в 1968 г. В нынешнем виде она существует после реорганизации в 1973 г. Первоначально эта служба возглавляла разведсообщество страны, однако затем отошла на второй план, уступив приоритет ССБ. ГУР ведет разнообразную разведывательную и контрразведывательную работу как за рубежом, так и внутри Ирака. Ему доверено контрразведывательное обеспечение высшего государственного и военного руководства и партии "Баас".

Аль-истихбарат аль-аскерийа (Главное управление военной разведки, ГУВР) также имеет как разведывательное, так и контрразведывательное предназначение, причем тоже ныне оттеснено на второй план и вынуждено докладывать свою информацию через ССБ. Руководит ГУВР генерал-майор Зухэйр ан-Накыб.

Отражением внутренней конкуренции в президентской семье стало формирование в 1995 г. альтернативной спецслужбы "Фидаины Саддама", которую возглавил старший сын иракского лидера Удэй, недовольный чрезмерным усилением младшего брата Кусэя, поставившего под свой контроль все "разведывательно-контрразведывательное сообщество" страны. Теперь организация Удэя докладывает свою информацию "наверх" минуя ССБ, а круг решаемых "фидаинами" задач весьма широк. Численность "Фидаинов Саддама" оценивается в 10-40 тыс. человек. В рамках этой спецслужбы в 2001 г. образована особая оперативная группа так называемых "духов", которые наделены очень широкими полномочиями и могут, например, задерживать без предъявления каких-либо санкций любых высокопоставленных государственных чиновников или военных.

Мудирият аль-амн аль-амма (Главное управление безопасности, ГУБ) возглавляет директор Рафи Абид ат-Тальфах - двоюродный брат президента. Эта спецслужба несет основную ответственность за обеспечение внутренней безопасности и первоначально входила в состав МВД, но в конце 1970-х гг. обособилась. Объектом ее интересов являются оппозиционные силы, в которых она ведет активную оперативно-агентурную работу. Налажено тесное сотрудничество с местными отделениями партии "Баас", полицией. Сотрудники ведомства широко используют оперативную технику. Имеется несколько батальонов, предназначенных для борьбы с уличными беспорядками. Всего в ГУБ насчитывается около 10 тыс. человек. Подчиняется оно Специальной службе безопасности.

Мало известно широкой общественности ведомство, именуемое "проектом аль-Хади" или "проектом 858". Оно занимается радио- и радиотехнической разведкой. Штаб-квартира этой спецслужбы расположена в городке ар-Рашидия (20 км к северу от Багдада). Кроме того, в других районах Ирака развернуты пять пунктов электронной разведки, контролирующих излучения радиоэлектронных средств на территории сопредельных стран.

В сообществе спецслужб Ирака культивируется дух соперничества. Сферы ответственности "органов" зачастую перекрывают друг друга. Поэтому руководство государства пытается координировать их деятельность через Совет национальной безопасности. Однако СНБ играет скорее совещательную роль. При постановке задач на подготовку и проведение конкретных операций президент и его сын действуют обычно напрямую, минуя СНБ. Но есть при Совете и некий специальный комитет, сыгравший заметную роль при проведении кадровых чисток в вооруженных силах и спецслужбах страны летом 1996 г. после неудавшейся попытки переворота. В этот комитет, возглавляемый Кусэем, входят руководители основных разведывательных и контрразведывательных ведомств.

При Совете национальной безопасности в комплексе президентского дворца действует объединенный оперативный центр. Его обслуживает персонал из ССБ, использующий современную вычислительную технику, сетевое оборудование, средства связи и коллективного отображения информации для контроля за оперативной обстановкой в Багдаде. При возникновении чрезвычайных ситуаций в том или ином районе столицы отсюда поступают распоряжения в бригаду быстрого реагирования Главного управления безопасности, батальон быстрого реагирования и батальон обеспечения безопасности военной разведки, бригаду быстрого реагирования Республиканской гвардии общественной безопасности. Центр связан с базой данных Главного управления разведки в багдадском районе Мансур, где хранятся данные на значительную часть населения страны. Аналогичный автоматизированный учет организован в Министерстве внутренних дел.

@@@
Прикрытие Саддама Хусейна
Путин в Осло
Путь к авантюре
Райс и Гейтс познакомились с преемником
Ратификация ДОВСЕ затягивается
Республиканцы решили, что "ядерный зонтик" им нужен
Рига не исключает развертывания объектов НАТО

Рогозин подготовил НАТО к своему приезду

@@

Новый постпред России предупредил альянс о недопустимости ущемления чужих интересов

2008-01-14 / Юлия Петровская



В ближайшее время к работе в Брюсселе должен приступить новый постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. Он сменит на этом посту Константина Тоцкого. В начале января альянс дал зеленый свет назначению Рогозина. Однако свои вещи в Брюссель будущий посол, по данным «НГ», направил в декабре.

Дмитрий Рогозин, безусловно, станет одним из наиболее колоритных российских послов. Он хорошо известен антизападной риторикой, которую Дмитрий Олегович не счел нужным приглушить даже в последнее время. Накануне отъезда в Брюссель Рогозин выступил с новыми жесткими высказываниями в адрес НАТО. Страны Североатлантического альянса должны понимать недопустимость обеспечения собственной безопасности за счет ущемления чужой, заявил постпред в интервью «Российской газете».

По мнению Рогозина, перед ним стоят в первую очередь политические, а не дипломатические задачи. Подобный настрой определяет и риторику новоиспеченного посла. А эта риторика вызывает раздражение в штаб-квартире НАТО, с чем в немалой степени, по данным «НГ», было связано затягивание в Брюсселе вопроса с назначением Рогозина. Назидательный тон и угрозы, пусть и завуалированные, в адрес партнеров обычно не практикуются послами, тем более в период подготовки к отъезду. Однако у экс-лидера «Родины» свое понимание гибкости и дипломатичности. В этом смысле встречи с дипломатами на Смоленской-Сенной оказались для Рогозина бесполезны.

Рогозин приступает к работе в непростой период в отношениях России с НАТО. Альянс, как и следовало ожидать, болезненно воспринял введение Москвой в конце прошлого года моратория на исполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Американцы, считающие ДОВСЕ «одним из наиважнейших элементов, определяющих структуру Европы после холодной войны», заблокировали программу сотрудничества Совета Россия–НАТО на 2008 год.

Комментируя проблему ДОВСЕ, Рогозин выражается весьма образно: «Здесь речь пойдет об освобождении этой сферы, я бы сказал, от колониальной зависимости в вопросах безопасности».

@@@
Рогозин подготовил НАТО к своему приезду
Рокировка в шпионской службе Пакистана
Россия выиграла у Запада стамбульскую партию
Россия собрала чрезвычайную конференцию по ограничению вооружений
Россия ставит НАТО перед выбором
Русским шпионам грозит разоблачение
СНГ: НЕГА сообщает

США блокировали проекты РФ–НАТО

@@ 2007-12-10 / Андрей Терехов







Госсекретарю США Кондолизе Райс и главе МИД РФ Сергею Лаврову в Брюсселе не удалось настроиться на одну волну.

Фото Reuters

США заблокировали одобрение программы сотрудничества России и НАТО на 2008 год. Вашингтон увязал принятие документа с продолжением выполнения Москвой обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе – ДОВСЕ. Об этом в субботу заявил глава МИДа Сергей Лавров.

«Американская делегация заблокировала одобрение всей программы сотрудничества России и НАТО на 2008 год», – сообщил Лавров российским журналистам по возвращении в Москву из Брюсселя, где в пятницу проходило заседание Совета Россия–НАТО. Министр подчеркнул, что важный документ не может быть принят из-за «абсолютно идеологизированной позиции американских коллег». .

Напомним, что президент Владимир Путин подписал на прошлой неделе закон, согласно которому Россия приостановит Договор об обычных вооруженных силах в Европе – ДОВСЕ в ночь с 11 на 12 декабря.

Как разъясняют дипломаты, каждый год Совет Россия–НАТО утверждает программу сотрудничества РФ и альянса на предстоящие 12 месяцев. Основные области взаимодействия включают борьбу с терроризмом, оборонную реформу, подготовку персонала по пресечению наркотрафика для Афганистана и центральноазиатских государств. А также сотрудничество в сфере противоракетной обороны театра военных действий, кризисное управление и нераспространение ОМУ. Кроме того, программа предусматривает кооперацию для управления воздушным движением и планирование действий в чрезвычайных ситуациях. Москва, судя по словам Лаврова, выступает за то, чтобы проекты сотрудничества осуществлялись, но откладывать мораторий на ДОВСЕ не намерена.

@@@
США блокировали проекты РФ–НАТО
Сергеев и Коэн подписали программу сотрудничества
Сергей Иванов играет в поддавки
Соперничество неизбежно
Спасибо за науку
Ставка на профессиональных сержантов
Талибы стоят у границ Таджикистана

Только профессионалы

@@

Начинается коренная реорганизация армии Словакии

2001-11-02 / Виктор Павленко



Кардинальные преобразования начались в вооруженных силах пятимиллионной Словакии. Правительство республики утвердило новую концепцию, согласно которой армия отныне перестраивается на борьбу с терроризмом, участие в возможных конфликтах регионального масштаба, а также на поддержку населения в случае природных катастроф.

Бюджет словацкой армии в течение ближайших трех лет должен сохраниться на нынешнем уровне - 1,89% ВВП, что составляет чуть более 400 млн. долл. Четверть этих средств будет использоваться на модернизацию вооружения, остальная сумма - на содержание техники и личного состава. В последующие годы размер бюджета возрастет до 2% ВВП. К 2006 году состав военнослужащих и техперсонала сократится почти вдвое: останется 25 тысяч профессионалов, в том числе около 10% - женщин. По словам министра обороны Йозефа Станка, правительство республики предполагает, что на саммите НАТО в Праге в ноябре 2002 года Словакия получит приглашение на вступление в состав альянса. Поэтому и проект начавшейся реформы готовился в тесной координации с военными и политическими экспертами из США, ФРГ, Британии и Франции.

Вышеуказанных 100 млн. долл., как считают в Братиславе, не хватит на закупку новых видов вооружения, поэтому министерство подготовило к продаже значительное число своих объектов. Кроме того, втрое будет сокращено число гарнизонов, а два военных вуза сольются в один. Уже с этой недели началось увольнение в запас "лишних" генералов и офицеров, общее число которых составит около шести тысяч человек. Только в генштабе, расквартированном в городе Тренчине, теперь вместо 81 полковника работает всего 18, а число сокращенных подполковников и того выше: вместо 232 их теперь всего 90.

В числе первых крупных тендеров на закупку новых видов вооружений предполагается авиационный: к ныне имеющимся в строю самолетам советского производства, в том числе докупленным в середине 90-х годов истребителям МИГ-29, будет приобретено 18 новых авиамашин. Но пока продолжаются дебаты о том, закупать ли сверхзвуковые истребители или ограничиться более дешевыми и, наверное, более приспособленными для нужд страны дозвуковыми самолетами. В частности, на роль последних претендуют новые чешские штурмовики L-159.

Редко какой проект находил в последние годы в Словакии такую всеобщую политическую поддержку, как ныне объявленная реформа армии. Обычно встречающая в штыки любую правительственную инициативу оппозиция ныне практически не имеет никаких возражений против коренного обновления вооруженных сил.

Уже в этом году армейские ряды должны пополнить 1600 профессионалов, за счет чего сократится и очередной призыв воинов срочной службы, составляющей здесь всего 9 месяцев. Немалые планы в Братиславе строят и на экспорт своей военной техники, которая производится на заводах, созданных с помощью СССР в восточной части республики. В частности, на последних международных выставках вооружения словаки с гордостью демонстрировали новейшие образцы самоходных гаубиц "Zuzana" и бронетранспортеров "Aligator". Однако министр обороны соседней Чехии Ярослав Тврдик, побывавший на недавних учениях с участием этой техники, вылил на хозяев своего рода ушат холодной воды, заявив, что из виденного он бы приобрел для своей армии разве лишь колючую проволоку, полевые кухни и походные палатки.

Четыре года назад западные эксперты считали словацкую армию более подготовленной для вступления в НАТО, чем польскую, венгерскую или чешскую. Однако Братислава все-таки осталась за бортом альянса из-за авторитарной политики тогдашнего премьера Владимира Мечьяра. На сей раз высокопоставленные гости из Вашингтона, Брюсселя и иных западных столиц убеждают словацкие власти, что им осталось потерпеть до членства республики в НАТО совсем немного. Да и Москва, по словам шефа словацкой дипломатии Эдуарда Кукана, не чинит республике в этом абсолютно никаких препятствий.

@@@
Только профессионалы
Украинская армия как объект для подражания
Хартия европейской безопасности
Хельсинки: 30 лет спустя
Эволюция позиции Запада в чеченском кризисе
Электронный демократизатор для внутреннего употребления