"Белая ворона" из Казани

@@

История одного нетипичного купца третьей гильдии

2000-10-10 / Сергей Ивановский



ТЕ, КТО читал повесть Алексея Толстого "Гадюка", наверное, помнят, что действие ее начинается с пожара на Проломной улице в Казани, в доме купца Зотова. Именно на этой улице задолго до описанных в повести событий прошла большая часть жизни Василия Ивановича Заусайлова, казанского миллионера, почетного гражданина города, купца 3-й гильдии, археолога-любителя, неутомимого коллекционера и мецената, одним словом, интереснейшего человека, сочетавшего в себя многие противоречивые черты русского характера.

Современная Казань - в равной степени русский и татарский город, хотя и с узнаваемым лицом чисто волжской старины. Старая, прежняя Казань более чем вековой давности - город преимущественно русский, крупный промышленно-торговый и культурный центр России, ни в чем не уступавший столице Поволжья - Нижнему Новгороду. Достаточно назвать один из старейших в России университетов с его всемирно известными школами математики и химии или, наверное, лучший в провинции Казанский театр, постоянно имевший в своем распоряжении не только драматическую, но и прекрасную оперную труппу. К этому перечню надо добавить и редкий по красоте белокаменный Казанский кремль, заново восстановленный и отстроенный еще во времена Ивана IV.

Одна из центральных улиц города раньше называлась Большой Проломной (теперь улица Баумана). Такое название пришло из прошлого, поскольку улица начинается от стены кремля, примерно в том месте, где по приказу Ивана Грозного при штурме был произведен взрыв, образовавший большой пролом в стене татарской крепости. Эта улица вместе с улицей Спасской (ныне улица Ленина) была центром деловой жизни города. И если пройти по улице Баумана от стены кремля немного вниз, под гору, то с правой стороны находится двухэтажное здание (дом #36/12), где до недавнего времени было ателье мод, а ранее размещались "Сибирские номера", принадлежавшие Василию Заусайлову.

В русской литературе никому так не повезло в отображении самых низменных, мерзких проявлений человеческой природы, как купеческому сословию. Пожалуй, лишь Горький несколько выпадает из этой традиции. Он стал последним, кто во всем многообразии, с гениальной простотой описал тип нового русского купца и промышленника, властелина жизни, вскоре сметенного и уничтоженного революцией 1917 г.

Писатель Константин Федин, большой ценитель и знаток горьковского творчества, как-то дал очень сжатую и яркую характеристику подобному персонажу:

"Обладатель множества не изученных психологом черт, противоречащих одна другой, вызывающих ужас и ненависть, страх и отвращение, любовь и смех, - кулак-миллионер, зиждитель храмов, циник, беспутник, хитрец, умница, выжиматель пота из ближнего и дальнего, ханжа, изобретатель, организатор, ловкач, кутила, меценат, смиренник, хам, блюститель престола, покровитель наук, оруженосец черной сотни, укрыватель революционеров, церковный ктитор, эстет, постоянный гость "Ямы" и - боже мой! - в каких еще видах и званиях ни выступает властелин века..."

Многие из этих черт, правда, в основном положительного свойства, хотя в чем-то противоречащие одна другой, были присущи и Василию Ивановичу Заусайлову, своего рода провинциальному Савве Морозову, но, конечно, не столь знаменитому и менее известному за пределами родного города.

Расхожее определение купца как "кулака-миллионера" к нему мало подходит. Во многом он, как и Савва Морозов, был вне купеческой среды - вернее, оба они, начисто лишенные родового инстинкта собственника, переросли рамки интересов своего круга, и в дальнейшем это стало их личной трагедией. Для них обоих в большей степени подходят другие определения из фединской характеристики - "умница, меценат, покровитель наук, укрыватель революционеров и эстет". С помощью этих ключевых слов можно составить довольно полную картину основного рода занятий Василия Заусайлова, хотя ему, безусловно, приходилось заниматься и своими прямыми обязанностями богатого наследника крупного состояния.

Фамилия Заусайловых появилась в Казани довольно давно, еще в XVIII веке. Это подтверждается тем, что один из них, Василий Якимович Заусайлов, в 1824-1826 гг. занимал даже пост городского головы. Вероятно, это был дед Василия Ивановича, которого по семейной традиции назвали именем деда.

По возрасту лет на десять-двенадцать старше Саввы Морозова, Василий Заусайлов также получил великолепное образование - закончил Казанский университет, где он изучал химию, пройдя полный курс в лаборатории выдающегося ученого-химика Александра Бутлерова. Но истинной его страстью стала весьма далекая от химии наука - археология, а толчком послужило посещение выставки-коллекции, приуроченной к проходившему в 1877 г. в Казани IV археологическому съезду.

Его мать, Анастасия Афанасьевна, довольно рано овдовела и, будучи женщиной деловой и предприимчивой, сумела удачно пустить в оборот оставшийся ей от мужа небольшой капитал. В дальнейшем, вторично выйдя замуж за военного интенданта Печенкина, она открыла в городе торговлю керосиновыми лампами, а затем взяла подряд на городское уличное освещение. Вскоре ей удалось создать товарищество "Банкирская контора А.А. Печенкина и К?", основателями которой считались трое - она сама, ее сын Василий Заусайлов и их компаньон В.В. Мартинсон. Дело пошло столь успешно, что их первоначальный капитал в 45 тысяч рублей через три десятка лет вырос почти до 13 миллионов. Именно эта сумма была на балансе товарищества, когда в 1887 г. было решено открыть главную контору в С.-Петербурге на Невском проспекте. До этого прибыли и убытки внутри товарищества делились поровну: одна половина доставалась Анастасии Афанасьевне с сыном, другая поступала в распоряжение Мартинсона. Но стоило только правлению во главе с Мартинсоном перебраться в столицу, как эта пропорция стала нарушаться. На Василия Ивановича и его казанскую контору старались списать большую часть убытков, оставляя при этом побольше прибыли себе.

К тому времени практически все дела в Казани перешли к Василию Заусайлову. Используя свои все еще немалые средства, он перешел к воплощению многих давнишних замыслов и увлечений. Самой большой его слабостью были археологические раскопки, он и сам принимал в них участие, но главным образом скупал всякие древние редкости у населения Казанской губернии. Именно на этой основе ему удалось собрать уникальную коллекцию древних каменных орудий (так он вначале ее называл).

Свою коллекцию Василий Иванович начал собирать в 1878 г., а в 1884-м он опубликовал иллюстрированный альбом каменных предметов (69 листов, 473 рисунка в натуральную величину). Во введении к альбому Заусайлов рассказывал: "Орудия в огромном большинстве случаев отыскивались таким образом, что я объезжал поочередно деревни, губернии и в каждой из деревень по прибытии собирал сведения, не имеет ли кто из жителей громовых стрел, так как только под этим названием известны крестьянам древние каменные орудия; оказавшиеся предметы покупал, разумеется, при согласии на то владельцев. Только в очень немногих местностях мне удалось добыть каменные орудия путем производства раскопок".

Известна также его благотворительная и общественная деятельность. Так, Василия Заусайлова по праву считают одним из основателей Казанского музея (теперь Государственный музей Республики Татарстан), открытого в 1894 г. в здании бывшего Гостиного двора. При учреждении музея он стал его казначеем, а также одно время заведовал "Лихачевским отделом" - это более 40 тыс. единиц хранения из собрания А.Ф. Лихачева. Ему было поручено закупать различные экспонаты для музея. Например, он купил коллекцию античной терракоты (керамики) из Темрюка. Все эти закупленные им вещи до сих пор в описях обозначены как заусайловские.

В это же время Василий Иванович был гласным городской Думы, а вскоре стал и почетным гражданином Казани. Круг его знакомых той поры чрезвычайно широк - это известные ученые, профессора Казанского университета, нередко такие же неутомимые коллекционеры, это земские деятели и чиновники, актеры, военные, а вскоре и первые российские революционеры - народники и эсеры. Так, чуть позже, в конце 90-х гг., он познакомился с В.П. Геркеном, потомственным дворянином Казанской губернии, отставным поручиком, земским деятелем, близким к эсерам, в то время владельцем поместья в селе Рамодан Спасского уезда, который вскоре женился на его дочери.

Но появились первые признаки неблагополучия в делах. Главная петербургская контора стала вести их все более агрессивно, часто переходя ту грань, которая отличает обычный коммерческий риск от авантюры. Правление под нажимом Мартинсона одобрило целый ряд сомнительных сделок - аренду золотых приисков, покупку обширных лесных массивов в Нижегородской губернии, а также нескольких магазинов колониальных товаров. Почувствовав бесконтрольность, Мартинсон пустился во все тяжкие, фактически занявшись спекуляцией. В частности, он перепродал семь картин школы Рафаэля, стал скупать и продавать втридорога участки в пригороде Вильно. Мало того, в это же время он сумел тайно переправить за границу значительную часть денежного капитала товарищества. Когда это вскрылось, было уже поздно что-либо предпринимать - в 1904 г. началась Русско-японская война, вызвавшая резкое падение курса ценных бумаг. Контора вынуждена была объявить себя банкротом, вкладчики потеряли почти 10 миллионов рублей. Понятно, где были эти деньги, но Мартинсон к тому времени уже скрылся за границей и был недосягаем для российского закона.

За все пришлось расплачиваться Заусайлову, который сразу из богатого предпринимателя превратился в обычного, среднего достатка обывателя с доходом, едва позволяющим содержать семью. А семья между тем выросла, он стал дедом - в 1903 г. родился внук И.В. Геркен, впоследствии довольно известный на Урале инженер, всю жизнь отдавший "заводу заводов" - Уралмашу. Конечно, Василий Иванович не бедствовал, но ему все же пришлось отказаться от всех своих привычек и увлечений, продать большой дом на Проломной и переехать в скромное жилье почти на окраине города. Еще до банкротства он передал в собственность своего зятя В.П. Геркена небольшой лесопильный и фанерный заводик в живописном местечке под Алатырем, на реке Суре, и теперь этого дохода вполне хватало, чтобы спокойно, с достоинством дожить оставшиеся дни в кругу семьи.

Такова была расплата за то, что в силу врожденной порядочности и честности он не умел в должной мере контролировать людей и излишне доверял им. Кроме того, за своими увлечениями он как-то не заметил, что пустил дело на самотек.

По решению суда все имущество Заусайлова подлежало аресту с последующей продажей на аукционе. А было у него всего не так уж и мало, если его коллекция числилась в описи ликвидационной комиссии под # 502. Он пытался спасти коллекцию. Видимо, с его подачи была занижена ее продажная цена: Заусайлов явно рассчитывал на помощь коллег. Дважды назначался аукцион по продаже коллекции, и никто не захотел приобрести ее даже за мизерную цену в 5 тысяч рублей. У него в это время уже не было таких денег, но не нашлось никого, кто бы мог оценить значение этой коллекции и выкупить ее для Казанского музея.

И, наверное, прежде всего это его добило - друзья и знакомые не выручили, на глазах рушилось и пропадало дело всей жизни. Раньше обладавший крепким здоровьем, он сразу сдал. Пришли болезни, сначала поодиночке, а затем стали цепляться одна за другую. Вынужденное бездействие убивало. Хороших дней, как прежде, почти не стало. Жизнь теряла смысл и медленно уходила. Умер Василий Иванович Заусайлов не позже 1908 г. Возможно, он был похоронен в каменной часовне-усыпальнице, построенной им на свои средства в 1891 г. Эта часовня Богородицкой церкви в селе Савинове под Казанью (сейчас уже в черте города) сохранилась до наших дней.

@@@
"Белая ворона" из Казани
"Героика" Мунка
"Повседневную жизнь нужно воспринимать поэтически"
"Сага о Форсайте"-2, или Еще раз о любви к геометрии
"Удобные люди", пассионарии и другие
Адвокатура моральных принципов
Бесконечность Баха

Бизнес на костях

@@

В Екатеринбурге множится череда загадок и скандалов вокруг места казни царской семьи

2004-02-02 / Владимир Терлецкий







Сверловские власти мечтают, чтобы главный храм областного центра стал местом паломничества не только верующих, но и иностранных туристов.

Фото автора

Говорят, в природе есть «нечистые» места, дурно влияющие на людей и служащие причиной многочисленных скандалов или темных историй. Похоже, на эту роль может претендовать небольшой участок земли на Вознесенской горке Екатеринбурга. Там стоял дом Ипатьева, волею судеб ставший плахой для последнего российского императора Николая и членов его семьи.

Спустя 85 лет со дня расстрела царской семьи в подвале дома эта трагедия не раскрыла свои тайны. Зато известно, как потомки палача Юровского сражались за территорию, на которой чья-то умная голова решила построить Храм на Крови, да и за царские останки, которые первоначально хотели захоронить в нижнем приделе церковного сооружения.

Началось все с великого злодейства, продолжилось банальным жульничеством, а закончится «увековеченье памяти царя», похоже, жуткими плясками на костях.

 

Территория скандала

 

Возведение храма сопровождалось непрерывными скандалами. Сначала местные власти долго не могли решить, кому же в конце концов отдать землю. Официально на нее претендовали Русская Православная Церковь за рубежом, Московская Патриархия и краеведы, вознамерившиеся построить историко-культурный центр. По неофициальным данным, соискателей было значительно больше. По сведениям информационного агентства «УралПолит.Ru», «вопрос о строительстве Храма на Крови и комплекса решался тет-а-тет. С одной стороны заинтересованным лицом выступил Патриарх всея Руси, с другой – некто, владеющий солидными финансовыми ресурсами и политическими амбициями… За землеотвод стали биться местные коммерческие компании: в частности, Евро-Азиатская компания, «ИнтерУрал», «Технезис». Коммерческие проекты поражали размахом. В самый масштабный входили пятизвездочная гостиница, паломнический центр, мастерская по производству сувениров и религиозной утвари и собственно храм».

@@@
Бизнес на костях
Большие дельфийские игры
Большой фестиваль мультфильмов
Боос верен гитаре и мотоциклам
Бродячая собака
Бюджет не имеет значения
В начале 2009 года в России впервые пройдет Неделя Шотландии

Валаам выставляет жизнь братии напоказ

@@

Петрозаводская выставка рассказывает об истории и современной жизни старинного центра православия

2007-03-12 / Андрей Фарутин







Валаам был и остается признанным центром духовной культуры страны.

Фото Владимира Захарина

В Петрозаводске отрылась выставка «Свет Валаама», отражающая многовековую историю развития признанного центра духовной культуры России – Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Выставка стала крупным событием в ходе отмечающегося в этом году 780-летия крещения карел.

Экспозиция, развернутая в выставочном зале музея-заповедника «Кижи», состоит из четырех тематических блоков: «Монастырь как духовный, культурный центр», «Архитектурный комплекс, хозяйственная деятельность», «Валаамские подвижники», «Паломничество». На выставке представлены более 400 экспонатов: иконы, рукописные и печатные книги, предметы монашеского быта и церковной утвари, облачения иеромонахов и схимонахов, фото- и видеодокументы.

По словам научного сотрудника Валаамского музея Надежды Рыбиной, организаторы выставки ставили перед собой задачу показать параллели между славным прошлым и настоящим днем возрождающегося с 1989 года монастыря.

На открытие выставки в Петрозаводск приехал игумен Валаамского мужского монастыря, епископ Троицкий Панкратий. По словам владыки, с 1993 года, когда началось его служение на острове, произошло много перемен: монастырю переданы практически все культурно-исторические памятники, большинство из них активно реставрируется. В этом году, в частности, планируется завершить восстановление Смоленского скита, основанного в период Первой мировой войны в память о воинах, отдавших жизнь за родину. Есть надежда, что летом готовый скит освятит Патриарх всея Руси Алексий II. Также заканчиваются реставрация Гефсиманского скита и верхнего Спасо-Преображенского храма, идут работы на Воскресенском, Ильинском, Сергиевском скитах. Восстанавливается летняя гостиница, сгоревшая буквально перед самым началом Великого поста.

@@@
Валаам выставляет жизнь братии напоказ
Ваххабиты в России побеждают умеренных мусульман?
Галльский коктейль
Глазированное гетто
Город-герой не устоял перед неонацистами
Деятель по страсти
Дни Дели в Москве

Духовные лидеры объединились против кришнаитов

@@

Последователи восточной религии не вписались в российские традиции

2004-01-30 / Олег Недумов



Скандал вокруг строительства в Москве кришнаитского храма, о котором не раз писала «НГ», разгорается с новой силой. Напомним, что на прошлой неделе Юрий Лужков подписал распоряжение, согласно которому кришнаитам выделяется земельный участок площадью свыше 1 гектара на Ленинградском проспекте (владение 39). На этом участке планируется построить Ведический культурный центр, включающий в себя в том числе и храм.

Вчера на пресс-конференции, посвященной пятилетию Межрелигиозного совета России, представители основных российских религий высказались против строительства храма. Глава Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил, что «Русская Православная Церковь категорически не согласна с деятельностью, которую осуществляют кришнаиты в России». Видимо, стараясь избежать обвинений в нетерпимости к представителям религиозных меньшинств, митрополит признал, что Общество сознания Кришны как официально зарегистрированная организация имеет право на строительство своего храма, но при условии, что сооружение будет соответствовать «культурным и духовным традициям Москвы и москвичей». «Строительство огромного кришнаитского центра, некой архитектурной и культурной доминанты в Москве было бы неправильно. Это не соответствует культурной традиции и будет непонятно большинству жителей столицы. Пусть строят, но уважают культурные традиции. Все должно быть соразмерно, чтобы не возбуждать негативные настроения в российском обществе», – пояснил митрополит.

@@@
Духовные лидеры объединились против кришнаитов
Защитницы Родины
И снова Пушкин
Из Татарстана выживают кириллицу
Клоуны, которые поют
Крадущийся тигр – и никаких драконов
Литературные перекрестки

Людмила Путина едет в Баку

@@

Москва в очередной раз демонстрирует лояльность нынешнему руководству Азербайджана

2003-09-19 / Ялчин Алиев, Анатолий Гордиенко







Людмила Путина известна своей активной общественной деятельностью.

Фото Reuters

В субботу в Баку ожидают высокую гостью - сюда впервые приезжает супруга российского президента Людмила Путина. Как сообщили "НГ" в исполнительном аппарате президента Азербайджана, поездка первой леди России будет носить сугубо гуманитарный характер. Правда, одним из главных пунктов программы этого однодневного визита является встреча Людмилы Путиной с азербайджанским премьером и кандидатом в президенты страны Ильхамом Алиевым, который к тому времени должен уже вернуться с ялтинского саммита СНГ. Планируется, что Людмила Путина посетит 23-ю и 160-ю русские средние школы, Российский культурный центр, где встретится с соотечественниками, и Русскую Православную Церковь, а также примет участие в церемонии открытия в центре азербайджанской столицы магазина "Русская книга" и, возможно, выступит в местном Славянском университете. Гостья возложит венки к мавзолею в Аллее шехидов и памятнику Пушкину в одном из бакинских скверов.

В Баку подобную интенсивность визитов высоких гостей из России (на этой неделе здесь уже побывал глава администрации президента РФ Александр Волошин) расценивают как явную демонстрацию поддержки Москвой нынешних властей страны накануне президентских выборов. Отметим, что еще в июле ожидался визит в Азербайджан главы России Владимира Путина. Однако из-за болезни президента Гейдара Алиева этот визит так и не состоялся.

@@@
Людмила Путина едет в Баку
Марафон на Голгофу
Марк Розовский приглашает...
Место стрелки изменить нельзя
Митьки послали Грызлову нарисованную еду
Мульти-шоу
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью?

Насилие рождает насилие

@@

Во всем мире обострились конфликты на этнической и религиозной почве

2001-09-26 / Алексей Лампси



Через несколько часов после террористических актов, унесших тысячи жизней в Нью-Йорке и Вашингтоне, лидеры мировых конфессий всего мира заявили о своем потрясении и ужасе в связи со случившимся, призвав молиться о жертвах террора и их близких.

В России официальные соболезнования от Русской Православной Церкви (РПЦ) принес Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а от мусульманской уммы России Равиль Гайнутдин и Талгат Таджуддин. Российские иудеи провели богослужения в память жертв терактов во всем мире. Молились за погибших российские католики и протестанты.

Вместе с тем после естественного шока все большее количество религиозных лидеров в мире заявляют, что США нужно действовать осмотрительнее и осторожнее, чтобы их месть террористам не вылилась в еще большее кровопролитие. Так, на церемонии вручения верительных грамот новым послом США при Святом Престоле Джеймсом Николсоном Папа Римский Иоанн Павел II предостерег от опасности раскручивания спирали насилия.

Опасения клерикальных лидеров относительно возникновения глобального религиозного конфликта имеют основания. Многим в мусульманских странах не понравилось, что, говоря об акции возмездия, Джорж Буш упомянул словосочетание "крестовый поход". В ответ на Востоке все чаще стали упоминать священную войну (джихад).

Весь мир наблюдал радость мусульманского населения в день американской катастрофы. Люди, известные как радикалы, не преминули высказаться по этому поводу. Усама бен Ладен, отрицая свою причастность к самолетной атаке, в целом одобрил ее. Представитель группировки "Исламский Джихад" в секторе Газа Абдалла Шами заявил, что он "бесконечно рад за успешное проведение терактов его коллегами". После того как лидер "Талибана" мулла Омар официально заявил, что талибы начнут джихад, если Америка нападет на их страну, многие мусульмане выразили готовность присоединиться к талибам в их борьбе. Подобные заявления звучат в соседнем Пакистане.

Для поддержки мусульманами всего мира афганского правительства талибов в его борьбе против США знатоками Корана и Сунны изыскиваются правовые обоснования. Так, видный саудовский богослов шейх Хамуд бен Акля Аш-Шувейби издал 13 сентября фетву (богословско-правовое заключение), запрещающую сотрудничество любой исламской страны с США в действиях, направленных против другого исламского государства. Он призвал мусульман планеты оказать помощь и поддержку правительству талибов в отражении возможной "агрессии США".

Призывы к "священной войне" звучат и в западных странах. На встрече представителей организации "Аль-Мухаджирун" в британском городе Бирмингеме ее организаторы призвали мусульман направиться в Афганистан и отдать свои жизни во имя защиты ислама. На встрече прозвучали угрозы в адрес тех мусульман, которые осудили теракты в США и в их адрес была высказана угроза о том, что они станут мишенью для "истинных" мусульман.

Несмотря на неоднократные заявления властей Америки и Европы о том, что нельзя отождествлять ислам и исламских террористов, в западном мире прокатилась волна насилия и угроз в адрес представителей мусульманских общин и выходцев из арабских стран. Естественно, что больше всего актов насилия зарегистрировано на данный момент в США.

За последнюю неделю в стране зарегистрированы десятки так называемых акций возмездия мусульманам за теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Арабы в некоторых районах боятся выходить на улицы, закрывают свои магазины. В мусульманских кварталах нескольких крупных городов Америки прокатилась волна погромов. Такая реакция была предсказуема, тем более что, по некоторым свидетельствам, ликование в арабских кварталах Нью-Йорка и Вашингтона было таким же, как и в Палестине.

В Чикаго мусульманам угрожают на улицах. В Сиэтле удалось пресечь попытку поджога мечети. В штате Нью-Джерси закидали камнями автомобиль индийца, среагировав на его тюрбан. В Торонто до полусмерти избит мужчина с арабской внешностью. Объектом нападений стали также культовые объекты мусульман. За минувшие сутки зафиксированы как минимум три акта вандализма против мусульманских мечетей.

В Аризоне двое неизвестных напали на бензоколонку, которой владеют выходцы из Индии, и выстрелом из пистолета убили одного из служащих. Еще одно нападение произошло на исламский культурный центр в Западной Вирджинии. Неизвестные расписали двери местной мечети свастикой и словами, содержащими оскорбления. В Далласе обстрелян культурно-религиозный Исламский центр. По нему выпущено 6 пуль.

Конфессиональная нетерпимость и вражда не остались в границах США. Во Всемирном торговом центре погибли граждане многих стран Европы и мира. В Германии резко возросло число угроз в адрес мусульман, проживающих в стране. Как сообщили в четверг, 13 сентября, представители Центрального совета мусульман в ФРГ и турецких общин Германии, угрозы со стороны правых экстремистов поступают как по телефону, так и по почте.

Схожие процессы идут в Великобритании, множество граждан которой погибли в зданиях ВТЦ и в которой проживают огромное число мусульман, в том числе и этнических англосаксов. О многочисленных угрозах в адрес мусульманской общины сообщил один из руководителей Исламского совета Великобритании. Похожим образом обстоят дела и в других европейских странах.

Теракты послужили катализатором религиозного конфликта в Нигерии, предпосылки к которому были еще до них. Население этой африканской региональной державы преимущественно исповедует ислам, но доля христианского населения также велика. Яростные стычки между мусульманами и христианами после непродолжительного затишья с начала недели вновь произошли в среду в одном из крупных нигерийских городов, Джосе.

Кровопролитие началось после того, как группа мусульманской молодежи начала праздновать "победу". Манифестация очень быстро переросла в погромы, направленные против христиан.

Полиции и войскам удалось подавить беспорядки в центре города, однако на его окраинах по-прежнему идут столкновения с использованием стрелкового оружия. По разным оценкам, менее чем за неделю в Джосе погибли свыше 500 человек. Десятки тысяч жителей покинули город. Столкновения на религиозной почве были отмечены и в ряде других штатов Нигерии. По всей стране горят мечети и церкви.

В Индии, где существует проблема мусульманского сепаратизма в штатах Джамму и Кашмир, столкновения на религиозной почве между индуистами и мусульманами являются привычным делом. Реакция населения на события в Америке вылилась в массовые демонстрации и погромы. Пролилась кровь. В одном из мусульманских регионов страны, Хубли, прошел 50-тысячный митинг протеста индуистов против пакистанцев и талибов, которых обвиняют в американской трагедии. Агрессивно настроенные демонстранты затеяли драку с полицией и мусульманами, в ходе которой погибли два человека, многие получили ранения. Масштабные антимусульманские демонстрации прошли по всей Индии.

@@@
Насилие рождает насилие
О крыше национального достояния
Одиннадцать принципов профессора Исляева
Олег Толкачев: "Москва обязана быть локомотивом реформ"
Открытые двери
Первая леди помирит Москву и Тбилиси
Петербургским евреям вернули ремесленное училище

Петрович и Абрамыч

@@

Еврейский культурный центр отметил День дурака

2003-04-04 / Игорь Леонидов



Как известно, клуб "Петрович" находится под метафизическим патронажем одноименного юмористического героя рисунков и фантазий Андрея Бильжо. Поэтому и 1 апреля здесь не может быть обычным юмористическим днем. Тут нужно что-то особое. Как войдешь, в глаза сразу лезет висящая на стене почетная грамота от отряда спецназа ГРУ, которым Андрей Бильжо помог в клубе "Петрович" выполнить особое задание. Короче, экстремальный юмор здесь в чести.

Но в нынешнее 1 апреля "Петрович" превзошел самого себя, пригласив Еврейский культурный центр с Большой Никитской. Ведущий вечера Вадим Жук, отметив большую роль в развитии в России русского дурака (который наряду с плохими дорогами и главная ее беда), перешел к феномену дурака еврейского. Воззвав к присутствующим вспомнить среди своих знакомых евреев дурака, он признал несомненным, что еврейский дурак - это дурак в квадрате. Это такой черный квадрат, который не снился никакому Малевичу.

После чего попросил Андрея Георгиевича Бильжо объяснить, почему его герой - Петрович, а не Семеныч, Моисеич или, наконец, просто Абрамыч? Бильжо отвечал, что по нормам русского языка в отличие от русскоязычного сленга надо говорить - Семенович, Моисеевич, Абрамович, то есть с той самой ВИЧ-инфекцией, которая к иудеям из-за свойственных им ритуалов никак не пристанет. И в этом отношении Петрович прост, как правда, и лаконичен, как истина, он единствен в своем роде. Тут, вспомнив кстати по ходу речи, что выдвинут на соискание Государственной премии РФ за этот год, Андрей Георгиевич обреченно вздохнул: "Теперь уж точно не дадут".

После чего правдоруб Игорь Иртеньев навалял со сцены своих стишков, в которых употреблено слово "еврей", что уже само по себе придает им юмористический, а то и сатирический характер. А закончил классически-автобиографическим: "Меня спросили на иврите: "Вы на иврите говорите?" А я в ответ на чистом идиш: "Ты че, в натуре, сам не видишь?!"

@@@
Петрович и Абрамыч
Печаль моя светла
Поселок типовых шедевров
Работа в еврейской общине - не только читать молитвы
Разлив Амура
Регионы России: коротко
Рождество в честь смерти

Русофобия "на деле"

@@

Киев этого явления не замечает

2001-09-15 / Наталья Айрапетова



Одно из самых невеселых событий в хронике событий на Украине этого года - попытка поджога неизвестными лицами здания Русского культурного центра в ночь с 16 на 17 мая во Львове. Лидеры РДУ тут же проинформировали об этом президента Украины, руководство Верховной Рады, местную администрацию, а также генеральное консульство Российской Федерации во Львове. 20 мая на стихийном митинге возле здания РКЦ люди требовали от властей реальной оценки данных событий, поиска преступников, возмещения убытков, а также наказания провокаторов, открыто разжигающих межнациональную вражду. Однако некоторое время спустя, как сообщают наши источники, редакция газеты "Поступ" изложила свою версию, которая и была взята на вооружение официальной властью: русские сами себя поджигают, сами-де бьют стекла в своем центре и сами же по ночам на заборах пишут что-нибудь вроде: "Убей русского!" или "Хороший кацап - мертвый". Другая полуофициальная версия гласила, что поджог - дело рук психически больного "патриота". Но поскольку РКЦ горит и подвергается погромам за последние 10 лет уже седьмой раз, поневоле задумаешься, почему психически неуравновешенные "патриоты" сводят счеты со всем тем, где наличествует слово "русский".

Версия "русские сами себя жгут", видимо, показалась местным властям обоснованной, и потому в городском УВД высказали свои претензии к двум студентам, активистам Русского движения. Против этого с резким протестом выступил лидер РДУ Александр Свистунов, заявивший: "Если у государственных чиновников не хватает мудрости, мужества и воли навести в своем доме элементарный порядок, то русские оставляют за собой право обратиться за помощью в международные организации по защите прав и свобод человека". Сегодня речь идет уже о физической расправе с членами РДУ в разных регионах Украины, включая центральные. Так, в конце мая в г. Белая Церковь местные экстремисты совершили нападение на членов городского отделения РДУ, причем главными инициаторами этой акции стали председатель областной организации Союза писателей Украины (!) и депутаты (!) городского совета.

Таким образом, очередной поджог РКЦ никак нельзя считать случайностью или патологической страстью самих русских к "самосожжению": ведь если в русофобских акциях откровенно участвуют образованные люди и представители законодательной или исполнительной власти, то понятно, что они не могут быть случайной болезнью или элементарной "бытовухой". Причиной подобных демонстративных приступов русофобии наши читатели из Львова считают бездеятельность руководства области и города, засилье на ответственных постах "ярых националистов", а также повсеместное исчезновение из всех важных сфер высококлассных специалистов из числа русских. Наш источник сообщает, что в составе руководителей городского и областного Совета во Львове русских нет вообще, хотя русских здесь немало - около 120 тысяч.

Поскольку власти фактически некому оппонировать, то она вольна делать что угодно. Дело доходит до трагифарса: право на русское имя нужно отстаивать теперь в судебном порядке. Как сообщают читатели "НГ", в последнее время в разных регионах Украины участились конфликтные ситуации, когда представители местных органов отказываются записывать в документы русских граждан их настоящие имена без перевода на украинский язык.

Однако прослеживаются и новые тенденции в русофобии: когда совершилось львовское "возмездие", в редакцию одной из газет позвонил представитель организации, о которой до того во Львове не слыхали, - "Галицкие волки". Именно "Галицкие волки" взяли на себя ответственность за нападение на Русский культурный центр. Они даже оставили свой автограф: местные жители говорят, что утром 17 мая на фасаде РКЦ появилась надпись "POMSTA HALYCAN" - что означает "месть галичан". Местные наблюдатели обращают внимание на то, что варварский акт безымянных "волков" обозначил их почерк именно латинской графикой, что, по мнению представителей русских организаций, может считаться не только экзотикой: в ХIХ веке власти Галиции уже пытались навязать местным жителям латинскую графику, чтобы те как можно меньше были похожи на "москалей". То, что не удалось сделать два века назад, сегодня кажется вполне возможным - особенно при попустительстве властей. Остается фактически только одно серьезное препятствие: сам менталитет народа Украины и его здравый смысл, который никак не удается "исправить". Однако и СМИ, и националистические партии, и местная власть постоянно создают напряженность вокруг "русской темы". Именно для этого нужны были и многосерийный политический фильм под названием "Русские убили Билозира", и эпопея с запретом русских песен (которые, кстати сказать, упорно слушают именно украинцы!). К этому же ряду относится и последняя "POMSTA HALYCAN".

Напряженная ситуация складывается, судя по нашей почте, и в Крыму, где тоже актуальны сюжеты мести русским, но уже со стороны крымских татар. Традиционными для местной прессы становятся заголовки вроде: "В Крыму опять крестоповал", когда имеется в виду разрушение христианских святынь и памятников. По информации представителей бахчисарайской Русской общины, очередной акт вандализма произошел в начале мая на территории Красномакского сельсовета. Ежегодно 2 мая в одном из ближайших районов проходят встречи депортированных односельчан. На этот раз, когда основная масса людей разъехалась по домам, примерно 30 энтузиастов из числа крымских татар уничтожили поклонный крест, который был установлен местной казачьей общиной. Местная администрация не усмотрела здесь ничего, кроме бытового хулиганства. Подобные факты, коих немало, как правило, проходят мимо внимания россиян, российских СМИ, не говоря уже об официальных российских инстанциях.

Русские организации Крыма усматривают в этих акциях последовательную политику заигрывания Киева с экстремистскими организациями крымских татар. "Особые отношения" официального Киева с радикальными мусульманскими организациями чреваты взрывоопасной ситуацией для всего региона. Видимо, печальный опыт разрушения бывшего Союза, когда официальное поощрение безнаказанности противоправных актов и провоцирование межэтнических столкновений разнесло в клочья супердержаву, не является для официального Киева поводом для задумчивости - наоборот, этническая исключительность закрепляется им в законодательных актах. Недавно русские общины и организации решительно выступили против проекта нового Закона "О выборах ВС Крыма", в котором есть явные реверансы в сторону этнической исключительности для татар, проживающих в Крыму. В проекте предполагалось создание национальных округов, то есть предоставление квот по этническому признаку, что, по мнению специалистов, противоречит конституциям Украины и Крыма.

Возможно, не стоило бы и упоминать о данном законопроекте, если бы не реалии сегодняшнего Крыма, имеющие прямое касательство и к России, и к перспективам развития российско-украинских отношений. Перспективы эти отнюдь не безоблачны, судя по конкретным действиям крымско-татарской общины. Духовное управление мусульман Крыма летом прошлого года выступило с протестом против мероприятий, посвященных празднованию в Крыму 2000-летия Рождества Христова. В этом году, в середине мая, толпа, состоящая из представителей крымских татар, после митинга пришла к консульству России в Симферополе и скандировала лозунги: "Позор России! Позор Путину! Руки прочь от Чечни!" Русские общины Крыма выразили свой протест против этой акции, но реакции официального Киева не последовало.

Как это часто бывает, экстремизм становится хорошей "крышей" для криминала. По данным официальных органов Украины, крымско-татарская община откровенно поддерживает связи с Чечней - по данным украинского МВД, сейчас в республике действуют до сотни "полномочных представителей" Масхадова, Басаева и Хаттаба, которые вербуют наемников, скупают недвижимость, участвуют в приватизации крупных украинских предприятий. Таким образом, "чеченский след" в Крыму может сыграть роль детонатора в геополитически важном регионе. Политику официального Киева живущие в Крыму русские определяют так: "Крым турецкий, татарский, какой угодно - только не русский!" К тому же законные права русских приносятся в жертву для умиротворения экстремистских влиятельных групп, поскольку для крымских татар власти не в состоянии выделить достаточно средств на обустройство репатриантов, которые еще и по этой причине действуют по принципу "все дозволено".

@@@
Русофобия "на деле"
Самый надежный бизнес - культура
Связи и связки
Тайна беременной малиновки
Украина - не Швейцария
Умеренные страсти
Французы в России, поляки в Сибири

Холодная война в тропиках

@@

Спор между Индией и Пакистаном изначально носит межцивилизационный характер

2002-06-24 / Владимир Николаевич Москаленко - завсектором Пакистана Института востоковедения РАН, доктор исторических наук.



Между Индией и Пакистаном с самого начала их существования в 1947 г. и вот уже на протяжении почти 55 лет идет настоящая холодная война, изредка прерываемая короткими потеплениями в отношениях или, наоборот, временами доходящая до стадии вооруженного конфликта. Раздел колониальной Индии по религиозному принципу на мусульманский Пакистан и индуистскую Индию породил массу разного рода противоречий между ними. Однако со временем все они были так или иначе урегулированы, кроме одного - кашмирского вопроса, спора о принадлежности этого крупнейшего северного княжества.

Оба государства претендуют на всю его территорию, исходя из своих идеологических принципов, противоположных основ государственного строительства - религиозного и секуляристского. Спор приобрел межцивилизационный характер, который препятствует нахождению какого-либо компромисса. Каждая сторона видит решение проблемы только в присоединении всего Кашмира к своей территории. Усиливается мнение, что решить вопрос можно только военным путем.

История конфликта

Первая такая попытка была предпринята в октябре 1947 г., когда в ответ на вторжение военных отрядов из Пакистана в Кашмир были направлены индийские войска. Первый индо-пакистанский вооруженный конфликт продолжался более года. Он был прекращен с 1 января 1949 г., после чего под эгидой ООН в Кашмире прочертили "линию прекращения огня" (несколько измененную в пользу Индии после войны 1971 г. и получившую название "линии контроля"), которая разделила бывшее княжество (222 тыс. кв. м) на две территории, контролируемые Индией и Пакистаном. Под контролем последнего оказались северные и западные районы княжества, составившие примерно треть территории и четверть населения всего Кашмира (тогда это было 4,2 млн. чел.; к настоящему времени численность жителей бывшего княжества составляет 12-14 млн., соотношение населения двух его частей осталось прежним). Почти все жители пакистанской части Кашмира исповедуют ислам, в контролируемых Индией районах мусульмане составляют две трети населения.

Раздел Кашмира считался временным, и в соответствии с резолюциями ООН 1948-1949 гг. здесь надлежало провести плебисцит, который должен был определить, в состав какого государства войдет весь Кашмир. Такой плебисцит проведен не был, и, по всей видимости, ему уже никогда не суждено состояться. Тем не менее Пакистан до сих пор считает подобный путь единственным способом решения кашмирской проблемы.

В 1954 г. Учредительное собрание, избранное населением "индийской" (т.е. большей) части Кашмира, приняло решение о включении бывшего княжества в состав Индии на правах штата. С тех пор Дели считает, что проблема Кашмира решена и ее окончательное урегулирование заключается в освобождении части территории от пакистанских войск и администрации. И только этот вопрос Индия готова обсуждать на переговорах, касающихся кашмирской проблемы. Причем переговоры должны происходить на двусторонней основе, без каких-либо посредников. Пакистан же, естественно, заинтересован в широком круге участников, надеясь на их помощь в преодолении непреклонной позиции Дели.

Следующая попытка решить кашмирскую проблему военным путем была предпринята в августе 1965 г. Пакистан попытался резко активизировать деятельность своих сторонников в "индийском Кашмире", прежде всего с помощью заброшенной туда агентуры. Сепаратисты должны были поднять восстание и "попросить" помощи у Пакистана. Из этой затеи ничего не вышло, но тем не менее эти события в конечном итоге привели к столкновению вооруженных сил Индии и Пакистана как на "линии прекращения огня", так и вдоль государственной границы. Через три недели после начала конфликта Индия и Пакистан под давлением мирового сообщества согласились на прекращение огня. Однако обстановка продолжала оставаться крайне сложной и напряженной. Не были решены вопросы взаимного отвода войск, обмена военнопленными, восстановления в полном объеме дипломатических отношений и др.

Ташкентская конференция

Все эти проблемы были урегулированы благодаря добрым услугам советского правительства, предложившего главам обоих государств провести переговоры на территории СССР, что и было сделано с 4 по 11 января 1966 г. в Ташкенте при участии председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. При этом важно подчеркнуть, что это не было прямым посредничеством третьей стороны. В итоговом документе, подписанном главами Индии и Пакистана и вошедшем в историю как "Ташкентская декларация", оба руководителя выразили благодарность советскому правительству за конструктивную роль в организации встречи. В заключении документа особо подчеркнуто, что авторы Декларации пригласили Косыгина присутствовать при ее подписании.

Вероятно, можно найти что-то общее между событием почти сорокалетней давности и встречей в Алма-Ате полмесяца назад на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, на которую президент Владимир Путин пригласил руководителей Индии и Пакистана и имел с каждым из них беседу. И хотя результаты и условия обоих исторических событий существенно различны, все же основной в них является идея организации переговорного процесса между конфликтующими сторонами - прямого в первом случае и опосредованного - во втором. В этом смысле следует довольно высоко оценить алма-атинскую встречу. Тем более что именно после нее началось некоторое ослабление напряженности в индо-пакистанских отношениях. Видимо, отмеченный вариант воздействия на эти отношения надо развить (что, кстати, и собирается делать Путин - он уже пригласил президента Пакистана Первеза Мушаррафа в Москву, самому ему предстоит поездка в Индию). Особенно в этом процессе важна роль президента КНР Цзянь Цзэминя - руководителя великой державы, традиционно имеющей хорошие связи с Пакистаном.

Третья война между Индией и Пакистаном в 1971 г. велась в обеих частях тогда "двукрылого" Пакистана. Он потерпел поражение в восточной провинции, которая после этого стала независимым государством Бангладеш, понес значительные потери и в западной части (территория нынешней Исламской Республики Пакистан). В Кашмире Исламабад уступил около 850 кв. км., что было зафиксировано новой разделительной "линией контроля". Печальные последствия войны 1971 г. для пакистанцев стали причиной того, что в последующие годы они избегали идти на прямой вооруженный конфликт со своим соседом, хотя резкое обострение обстановки происходило нередко (1987,1989-1990 гг.). Центр борьбы был перенесен на деятельность сепаратистских сил.

От этнического сепаратизма к радикальному исламизму

На протяжении всего существования кашмирского конфликта Пакистан оказывал широкую и разностороннюю помощь оппозиционным силам индийского штата Кашмир. В первый период (до середины-конца 80-х гг.) оппозиционное движение было невысокой интенсивности и велось под флагом самоопределения для кашмирцев, т.е. на этнонациональной основе. Конечная цель этого движения - независимый Кашмир - не очень импонировала пакистанскому руководству, но поскольку более близкой его задачей было изгнание индийских "оккупантов", то Исламабад мирился с этим недостатком националистов и оказывал им помощь.

Со второй половины 80-х гг. наступил новый, второй этап сепаратистского движения в Кашмире, который отличался от первого резкой интенсификацией "антииндийской" и "антииндуистской" борьбы ( в течение 90-х гг. здесь погибло, по разным данным, от 30 до 60 тыс. человек, главным образом мирных жителей) и превращением его в движение исламских радикалов. Сепаратисты стали называть себя моджахедами ("борцами за веру"), а конфликт с властями рассматривали как "джихад". Кашмир стал одним из центров международного исламского экстремизма. Среди кашмирских боевиков были афганские моджахеды, пакистанцы, арабы, чеченцы. Точно так же кашмирцы сражались в других "горячих точках", прежде всего в Афганистане.

Исламабаду в то время казалось, что исламский радикализм - наиболее действенное средство по разрушению власти Индии в Кашмире, а "солдаты ислама" по сравнению с обычными солдатами не навлекут на Пакистан ответных действий со стороны Индии. Опасность оказалась в другом - крупные и многочисленные военизированные организации типа "Лашкар-и тойба" ("Воинство чистых"), "Джанги-и Мухаммад" ("Армия Мухаммада), "Харкат-уль-муджахедин" ("Движение борцов за веру") и др. ныне превратились в основную угрозу для самого правящего режима в Пакистане, с которой нынешний глава государства генерал Мушарраф ведет упорную борьбу.

Основной формой деятельности экстремистов в Кашмире стали террористические акты, тактика устрашения местного немусульманского населения, а также умеренных из числа мусульман. Дели был вынужден значительно увеличивать здесь "силы правопорядка" и расширять антитеррористические операции, в ходе которых все чаще происходили нарушения прав человека. Это еще больше осложнило обстановку в индийском штате.

Каргильский инцидент и попытка примирения

В 1999 г. Исламабад предпринял комбинированную попытку добиться какого-либо успеха в Кашмире - значительные силы боевиков при поддержке пакистанских военнослужащих захватили в индийском штате район города Каргила, занимающий важное стратегическое положение в Кашмире. Однако агрессоры были отброшены с занятой территории. После этого индо-пакистанские отношения резко ухудшились.

В конце 2000 - первой половине 2001 г. индийское правительство пошло на определенные шаги по мирному урегулированию ситуации в штате. По случаю начала священного для мусульман поста Рамадана Дели объявил в конце ноября о прекращении активных военных действий против сепаратистов в Кашмире и предложил оппозиционерам сесть за стол переговоров. Не остался в стороне от мирных инициатив и Исламабад, объявивший об отводе своих войск на некоторое расстояние от "линии контроля".

Умеренные круги кашмирских оппозиционеров вступили в переговоры с представителями центра, не давшие, однако, каких-либо конкретных результатов. Но все же то была первая за всю историю кашмирского конфликта попытка Индии решить проблему мирным путем, посредством переговоров с оппозицией. Индийскому руководству не стоит уповать только на меры силового давления. Через несколько месяцев в штате предстоят выборы высшего законодательного органа. После выборов с учетом их результатов можно начать "мирное наступление" в Кашмире, опираясь на умеренных оппозиционеров, склонных к переговорам.

После прекращения попыток внутренней стабилизации индийское правительство продолжало миротворческие усилия, но уже во внешней сфере конфликта. Оно выступило с инициативой возобновления индо-пакистанских переговоров и пригласило Мушаррафа для обсуждения всего комплекса проблем двусторонних отношений, включая кашмирский вопрос (от чего Дели решительно отказывался в течение нескольких предшествующих лет). И хотя встреча премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи и пакистанского президента Мушаррафа в индийском городе Агра в июле 2001 г. не дала каких-либо практических результатов, чрезвычайно важным был сам факт возобновления переговорного процесса двух стран; наметилась конкретная программа дальнейшего продолжения диалога.

Эхо 11 сентября

Очередное ухудшение индо-пакистанских взаимоотношений произошло после событий 11 сентября 2001 г. Пакистан, отказавшись от прежних союзнических отношений с талибами и став активным участником антитеррористической кампании в Афганистане, оказался по одну сторону баррикад с Индией, но для Дели этого было совершенно недостаточно. Изменения не коснулись "главного направления" разногласий между двумя государствами. Индия предполагала, что крах терроризма в Афганистане будет означать его ликвидацию и в Кашмире, прежде всего посредством прекращения терроризма "через границу" со стороны Пакистана.

Между тем с осени 2001 г. исламистские элементы серьезно активизировались в Кашмире. Это произошло во многом в результате перемещения туда бежавших из Афганистана талибов, ориентации пакистанских исламистских организаций на борьбу именно в этих районах (после "потери" Афганистана), активизации непосредственно кашмирских исламистов. Участились теракты и нападения экстремистов на мирных жителей. Дважды нападению подверглось Законодательное собрание штата. 13 декабря вооруженные боевики штурмовали здание индийского парламента в Дели, в январе нападению подвергся американский культурный центр в Калькутте. 14 мая террористы напали на военное поселение в Кашмире, в результате погибло несколько десятков военных и гражданских лиц. Не оставляют исламисты "без внимания" и свою страну - в последнее время были взорваны христианская церковь в Исламабаде, отель в Карачи. 13 июня произошел сильный взрыв возле американского консульства в Карачи, после чего закрылись все дипмиссии США в стране.

Одновременно росла напряженность на "линии контроля" и в приграничных районах. Постоянно шли перестрелки, артиллерийские дуэли, стычки патрулей. С обеих сторон к границе были придвинуты крупные воинские части общей численностью до 1 млн. чел. В боевых порядках войск находились ракеты, способные нести ядерное оружие. В Дели впервые серьезно рассматривалась возможность преследования террористов "по горячим следам" на территории Пакистана.

Положение на границе достигло критического состояния в мае, особенно когда Индия после теракта 14 мая выдвинула свои военные корабли в сторону пакистанского побережья Аравийского моря. Пакистан принял ответные меры. Напомним, что именно в сфере ВМФ Индия имеет наибольшее превосходство над Пакистаном. Большие опасения вызывал вопрос: в случае военного столкновения ограничатся ли стороны обычным оружием, или дело может дойти до использования ОМУ?

Однако на этот раз военное противостояние не переросло в военное столкновение. Большую роль сыграли призывы руководителей почти всех стран мира к Дели и Исламабаду воздержаться от военных действий. Многочисленные высокопоставленные деятели США, европейских стран, Китая буквально осаждали обе столицы, "прессинговали по всему полю", стараясь удержать лидеров двух стран от воинственных действий. Видимо, сдерживающую роль сыграло и наличие у противников ядерного оружия. Наконец, следует отметить, что Исламабад пошел на определенные шаги по сдерживанию террористической деятельности в Кашмире, одновременно ведя борьбу против исламизма в собственной стране. Мушарраф заявил о запрете использования ислама в политических целях. Он указал, что "Пакистан отвергает и осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях. Ни одной организации не разрешается участвовать в террористической деятельности даже во имя Кашмира". Власти запретили некоторые экстремистские организации, обвиняемые Индией в причастности к терактам в Кашмире. Были проведены широкие аресты членов этих организаций, закрыты их офисы, запрещены вербовка добровольцев и сбор средств на их деятельность. Под контроль взяты финансовые источники и банковские счета воинствующих религиозных группировок. Индия одобряла эти шаги, но считала их недостаточными. Между тем Мушарраф действовал в крайне трудной обстановке. Власти практически впервые в истории повели такую широкую и упорную борьбу с разросшейся опасностью традиционализма.

Это вызывало огромное недовольство и сопротивление в стране, и в такой обстановке пакистанскому лидеру приходилось действовать очень осторожно. Дальнейшее давление Индии могло привести к ослаблению участия Пакистана в антитеррористической операции в Афганистане, заставить его перебросить части с афгано-пакистанской границы на "линию контроля", что открыло бы талибам и боевикам "Аль-Каиды" дорогу в Пакистан.

После Алма-Аты

Все это затруднило бы положение Мушаррафа, могло привести к власти традиционалистов и появлению на границах Индии крупного исламского государства, обладающего ядерным оружием. И может быть, эту опасную перспективу удалось довести до Дели на Совещании в Алма-Ате, на переговорах руководителей Индии и Пакистана с Владимиром Путиным и Цзянь Цзэминем. Думать так позволяет начавшееся изменение ситуации сразу же после этого Совещания.

В Индии стали позитивней оценивать борьбу Первеза Мушаррафа с исламистами. Более миролюбивый характер с обеих сторон приобрела риторика. Индия сняла запрет на полет пакистанских самолетов над ее территорией и возвратила отозванных ранее из Пакистана своих дипломатов. 11 июня индийские военные корабли прекратили патрулирование пакистанского побережья и вернулись на свои постоянные базы. То же сделали и ВМС Пакистана. Разумеется, этот "обратный" процесс сопровождается всевозможными разногласиями, стычками, расхождением во мнениях и т.д. Так, индийская сторона предложила "совместное патрулирование" линии контроля, чтобы затруднить проникновение боевиков в свой штат. Пакистан заявил о принятии этого только в том случае, если патрулирование будет сопровождаться предложенным западными странами "мониторингом", т.е. наблюдением американских и английских солдат с вертолетов за ситуацией на линии контроля. Индия, исходя из своего неприятия третьей стороны, отказалась от этой идеи. Тем не менее в целом можно говорить о том, что "процесс пошел".

@@@
Холодная война в тропиках
Чемоданное настроение челябинских немцев
Черный патрон мультимедиа