[5] "Письмо четырех" и "антиписьмо" в ответ

@@

Одни просили Путина остаться, другие – уйти

2007-12-28



В уходящем году большой резонанс вызвало так называемое «письмо четырех», оно же открытое письмо деятелей культуры, опубликованное 16 октября в «Российской газете». Никита Михалков, Зураб Церетели, Таир Салахов и Альберт Чаркин просили президента Путина остаться на своем посту на следующий срок, «выражая мнение всего художественного сообщества России».

Забавно, что в начале письма его авторы позиционировали себя как Российская академия художеств и «более 65 000 художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного, театрально-декорационного, народного искусства». А в конце его – выступали уже «от имени всех представителей творческих профессий в России». Это их, строго говоря, и подвело: «представители творческих профессий» не могли стерпеть, что от их имени, не получив разрешения, прогибаются перед президентом и просят его нарушить Конституцию.

@@@
[5] "Письмо четырех" и "антиписьмо" в ответ
Авангард и собачьи могилки
Августейшее искусство
Аукцион сезона
Аукцион стекла и фарфора
Березки и ромашки за доллары и евро
Бревна вместо мечей и стрел

Вазы, монеты и марки

@@

Впервые на «Аукционе месяца» в Гелосе был выставлен филателистический стринг

2004-02-06 / Андрей Барановский, Василий Кирсанов







Личная печать лейб-компанейца с девизом «За Верность и Ревность». Россия, конец XVIII в.

В прошлую пятницу в аукционном доме Гелос состоялся первый «Аукцион месяца» в 2004 г. Тематически январские торги были посвящены предметам декоративно-прикладного искусства из фарфора и бронзы, фаянса и серебра. Кроме традиционных для Гелоса стрингов, были выставлены и новые подборки антикварных предметов, из которых наиболее примечательным был филателистический раздел.

 

***

 

Торги 30 января открылись солидной нумизматической коллекцией – всего 180 лотов. Из них 22 лота не нашли покупателей, 35 проданы по стартовой цене. В целом аукцион характеризовался большим объемом продаж через интернет.

Наивысшая цена была выплачена за золотые 10 рублей 1757 г. состояния VF. Она составила 400 тыс. руб. при старте в 300 тыс. На втором месте оказалась еще одна золотая монета – 5 рублей 1798 г. штемпельного блеска (соответственно старт и финиш 310 и 250 тыс. руб.), на третьем – золотые 50 злотых для Польши 1819 г. также штемпельного блеска (80 и 75 тыс., с понижением). Наибольший коэффициент прироста продажной цены к стартовой составил 4. Такой кратности достигли 5 серебряных копеек 1826 г. нового образца, которые купили за 6 тыс. руб. В состоянии XF-UNC мелкие монеты встречаются чрезвычайно редко.

@@@
Вазы, монеты и марки
Вашингтон – город мастеров
Вскрытие покажет
Два аукциона в начале сезона
Декораторы объявили войну безликим офисным интерьерам
Династия
Добрыня Никитич вернулся в Удмуртию

Дом Гелос провел «Аукцион года»

@@

По традиции торги транслировались на стенде в Центральном доме художника

2005-03-04 / Василий Кирсанов







За «Портрет матери» кисти Казимира Малевича предлагали 140 тыс. евро.

Аукционный дом Гелос провел 26 февраля крупнейшие торги – «Аукцион года», где были выставлены предметы коллекционного уровня и музейного значения. Торги проходили не только в зале, по заочным бидам и через интернет, но и в прямом эфире – аукцион транслировался в ЦДХ на XVIII антикварном салоне.

Коллекционный нумизматический аукцион № 28 – часть «аукциона года» – отличился большой подборкой серебряных монет в состоянии PROOF. В стринге букинистики продавались чрезвычайно редкие истории полков, а филателия была представлена редчайшими марками в отличном состоянии. В «Стринг года» от отдела декоративно-прикладного искусства вошли предметы самых именитых мастеров, заводов и мануфактур: Галле, Гарднера, Фаберже, Хлебникова, Овчинникова. Особенностью стринга русской иконы стал тот факт, что никогда ранее ни в Гелосе, ни на любых других торгах в России не выставлялось такое количество предметов древнерусского искусства столь высокого уровня.

Одним из главных результатов можно считать, что средний уход в стрингах составил около 70%. По замыслу руководителей Аукционного дома, такие «концептуальные» торги станут регулярными.

Наиболее пристальное внимание публики привлек стринг русской и западноевропейской живописи, а именно картины Казимира Малевича и Нико Пиросмани. Первый лот – «Портрет матери» (1932 г., экспертиза ГТГ), несмотря на очень оживленные торги, не достиг резерва. При старте 50 тысяч евро конечная цена, которую покупатели согласны были заплатить, – 140 тысяч. Интересно, что это полотно уже появлялось в аукционной продаже. Это было в 1994 году, когда картина выставлялась на торгах Альфа-Арт. Тогда этот Малевич выходил с оценкой 150–200 тыс. долл. и продан не был. Второй лот – «Портрет неизвестного в папахе» (конец ХIХ – начало ХХ вв.) достиг установленного эстимейта и был продан за 55 тысяч евро. Еще один топ-лот – «Прошлая слава» Бориса Анисфельда (1953 г.) за 70 тысяч евро через интернет купил неизвестный покупатель.

@@@
Дом Гелос провел «Аукцион года»
Жизнь и смерть на оконных ресницах
Запасы изгнанной культуры
И снова русские пейзажи и фарфор
Интеллигенция определилась, или Пошли письма
Искусство огня
Календарь

Квартира на 12 жителей

@@

Открылась "Неделя декора"

2002-03-02 / Дарья Котельникова



Потребность "дать ответ Западу" всегда давила на умы русских людей. Но в последнее время структура ответа слегка изменилась. Главное теперь - это ответ, а уже будет ли он носить характер повторения или это будет создание чего-то полностью противоположного (но зато своего), имеет второстепенное значение.

"Неделя декора журнала "Мезонин", открывшаяся в четверг в Музее декоративно-прикладного искусства, такого рода ответом как раз и является. От демонстрации достижений российских декораторов и презентации новых дизайнерских идей - до смелого сравнения наших достижений с западными. Это уже вторая попытка: первая, прошлогодняя, "Неделя декора" была совершенно иной: и по составу участников, и по представленным интерьерам.

В этом году 12 участников, отобранных на конкурсной основе, с легкостью освоили предоставленные им 600 кв. метров. Зрителю явлена огромная "коммуналка", в которой каждое из пространств (спальня, кабинет, кухня) оформлено каким-либо дизайнером. Громкие имена участников - а это Вероника Блумгрен, Дмитрий Великовский, Мария Якушкина, Андрей Дмитриев - вселяют легкое сомнение в том, был ли конкурс. Но это не так важно. Важно то, что они соревнуются не с иллюзорным заграничным дизайном, а со вполне конкретным английским декоратором - Мэри Фокс Линтон.

В том, что "Неделя" носит соревновательный характер, сомневаться не приходится. Как ни старались устроители дать каждому помещению свою функцию, на деле оказывается, что в квартире три спальни. А кровать у всех дизайнеров - явная доминанта. Оглядывая мужской кабинет Наталии Швецовой, женский кабинет Марии Якушкиной, огромное количество диванов, пуфиков, покрывал, невольно думаешь о том, что есть наша жизнь: неужели сон? Даже невиданная красно-оранжевая яркость этих комнат не спасает от философских мыслей, горестных из-за своей безответности.

Спасает мысль о еде. Наверняка уж где-где, а в комнатах, связанных с едой, наша тоска должна улетучиться. И вправду, кухня от Андрея Дмитриева (или, точнее, "размышления на тему кухни"), своей явной эклектикой привлекают. Как будто неправильно сложенный пазл, где табурет с облупившейся краской взят из картинки деревенского дома, а хай-тековские стулья - из фотографии новомодного интерьера. Тут же и барочные завитушки, и железная утварь. Того и гляди шарденовская кухарка начнет здесь соревноваться в готовке с воинствующей женщиной Ээро из американской кухни. Иллюстрируя историю развития кухни, Дмитриев не создает интерьер, а разрушает его. И привлекает именно это отсутствие претенциозности.

Продолжением темы приготовления и поглощения еды является столовая Дмитрия Великовского. Холод мягкого света, белого фарфора и стекла, согревающее дерево столешницы производят впечатление традиционного ресторанного интерьера. Приглашенные здесь отобедать должны стойко выдержать интерьер, где молчание гармонирует с обстановкой, а затем перейти в гостиную. Гостиная Мэри Фокс Линтон - это спокойная комната в палевых тонах. Вот она, истинно британская сдержанность. Удивительно, но где же современный британский дизайн, опережающий все остальные страны? Гостиную можно было бы отнести к строгой классике, если бы не подозрительное мерцание целлофана и яркие красные квадраты на зеркальной стене. Это своеобразный перевертыш. Убираем наполненную целлофаном подставку и кровавые пятна со стены - и вот перед нами традиционная классическая гостиная. Возвращаем все обратно - и вот уже является нервозное ощущение, как при виде всех современных интерьеров. Линтон виртуозно демонстрирует владение деталями, которые и создают интерьер сегодня.

Ни рассыпанный песок и африканские маски в ванной от Елены Шульги, ни истинно английские интерьеры с колониальным оттенком не являются ничем иным, как просто красивым пространством. Так же как и огромная детская от Вероники Блумгрен, похожая на необитаемый остров и на дом мартовского зайца одновременно. Тщательное, красивое исполнение, но без смыслового прорыва, как у Линтон, которая в качестве основы взяла простое общение с несколькими деталями.

Сейчас русские декораторы пока только пробуют все и вмещают в комнаты по максимуму. Оттого кажется, что каждая комната на выставке скрипит, не вмещая всего того, что в нее идейно и материально заложил создатель. Вот где проявляется нехватка опыта общения с кукольными домиками, в которых может существовать только гармоничный и легкий интерьер. МАРХИ и Строгановка слишком строги, и оттого понятие "интерьер как игра" не укладывается в головах русских декораторов.

@@@
Квартира на 12 жителей
Команду Павла Бородина не пускают в музей
Копенгагенский стиль
Кресло с дымком
Кукольная магия по-удмуртски
Людовик XV и перловая крупа
Лягушка на тунике

Мечтать не вредно

@@

Сады отечественных ландшафтных дизайнеров в усадьбе графа Остермана

2006-06-23 / Галина Окулова







В этом году можно будет увидеть мечты 18 ландшафтных дизайнеров.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

22.06–2.07. Неделя садов журнала «Мезонин». Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Шутки шутками, а Неделя садов потихоньку подобралась к первому юбилею. Пять лет назад замысел показывать на одном клочке земли некоторое количество концептуальных мини-садиков казался весьма перспективным для развития ландшафтного дизайна в России, сейчас же он оказывается просто приятным приложением к выставке, которая с годами обретает все большую практическую хватку. Нельзя сказать, чтобы за это время уровень показываемых работ сильно вырос – участники привычно понимают слова о концептуальном саде слишком в лоб и делают проекты иногда довольно симпатичные внешне, но, как правило, нежизнеспособные.

@@@
Мечтать не вредно
Моделировать рай
Модными английскими стежками
Настольная книга антиквара
Одна из непреложных и неизбежных стихий
Опять елка...
Опять нужны

От теории к практике

@@

Конференция по вопросам экспертизы и аукцион пройдут в здании Третьяковки в один день

2006-11-17 / Ирина Осипова, Дмитрий Буткевич







Одна из самых дорогих картин коллекции – «Ласточкино гнездо» Д.Налбандяна (80 тыс. долл.).

Антикварно-художественное объединение Магнум Арс и Государственная Третьяковская галерея проведут 22–24 ноября очередную, уже 12-ю по счету, научную конференцию «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Конференция эта ежегодная и за время проведения она стала крупным научным форумом, на который съезжаются сотрудники музеев из разных городов. Традиционно на ней обсуждаются проблемы методологии экспертной работы, стилистические и технологические особенности экспертизы художественных произведений, вопросы правового обеспечения организации экспертизы в государственных музеях и коммерческих структурах. По материалам конференции организаторы регулярно выпускают сборники научных трудов, и на этот раз на конференции будет презентован юбилейный, X сборник докладов.

То, что организаторами являются две структуры – государственный музей и коммерческая галерея, одна из старейших на нашем рынке, занимающаяся классическим искусством, скорее закономерно, чем удивительно. При существующей у нас системе от экспертизы на рынке зависит практически все, и кто как не антиквары заинтересованы в ее развитии. Сейчас вопрос экспертизы – один из самых острых, если не сказать болезненных, причем для обеих сторон – и для музеев, которые совсем недавно лишились возможности делать экспертизу для частных лиц, и для собственно экспертов, которым в следующем году предстоит пройти новую и пока не совсем понятную процедуру аттестации, и для антикваров, клиенты которых по-прежнему хотят иметь письменное подтверждение подлинности приобретаемых картин.

@@@
От теории к практике
Охотничий аукцион вживую и по телевизору
Парижский сентябрь
Пасхальный аукцион
Переплавь мне диск на шляпу
Пляшущие человечки удмуртского мастера
Подарки на любой вкус и кошелек

Рюкзачок с позументом

@@

Об одежде с национальной удмуртской вышивкой мечтают современные модники

2007-03-26 / Нина Пузанова



В Ижевске проходит республиканская выставка удмуртской вышивки «Усто пужыос» («Цветные узоры»). Возрождением уникального и сложного ремесла, до XIX века процветавшего, а с распространением ткачества сошедшего на нет, в 2002 году занялся Национальный центр декоративно-прикладного искусства Удмуртии.

Среди разнообразных приемов мастериц существовали два стежка, которые специалисты держат за удмуртский эксклюзив. Это – шов позументной нитью (позумент – золотая или серебряная тесьма) в прикреп и так называемый шов черных сюлыков. Последние старинные изделия с позументным шитьем хранятся в Санкт-Петербургском музее этнографии. В Национальном музее Удмуртии их фактически нет. Когда-то так работали умелицы центральных районов, преимущественно Сарапульского уезда.

@@@
Рюкзачок с позументом
Садотерапия
Салон с "квадратом"
Серебрякова на фоне Фаберже
Сильный ход директора "Эрмитажа"
Скульптуры писателя
Смонтированная природа

Топами были книги и изделия Фаберже

@@

Дом Гелос провел в конце сентября очередные сезонные торги

2005-10-07 / Василий Кирсанов







Полотно художника Ягодникова 'Дети' (1854) достигло в Гелосе суммы в 9 млн. руб.

Один из главных аукционов года – «Аукцион сезона» – прошел в Гелосе 30 сентября. Тематически сентябрьские торги были посвящены предметам декоративно-прикладного искусства. Особенностью торгов явился специальный Киевский стринг. Это была первая пробная трансляция аукциона на Украину. Таким образом, участники как в Москве, так и в Киеве делали ставки на предметы, выставленные на торги в обеих столицах. В филиале Гелоса на Украине в аукционе принимали участие около 15 человек, но, по заверениям организаторов торгов, их количество вскоре должно умножиться, ведь подобного рода трансляции станут регулярными. Уход в этом стринге составил 75%.

Не меньше азарта вызвали на аукционе лоты следующего, букинистического раздела. Лучшей продажей стал лот № 86 – Н.Кондаков «Византийские эмали» из собрания А.Звенигородского (СПб., 1889–1892). Сумма ухода составила 4 млн. 600 тыс. рублей. Тираж этой книги составляет всего 600 экземпляров: по 200 на русском, французском и немецком языках. Данный экземпляр № 45 на французском языке с портретом А.Звенигородского. Портрет прилагался только к экземплярам, которые автор дарил своим знакомым. «Византийские эмали» считаются одним из самых роскошных русских изданий. Эмали рисовали лучшие петербургские графики, гравировальные работы выполнялись под руководством гравера В.Матэ, шелк для суперобложки и закладки изготовлялись на московской фабрике Сапожникова, толстая бумага – из Страсбурга, переплет изготовлен лейпцигской фирмой «Гюбель и Денк», иллюстрации – литографским заведением Августа Остеррита во Франкфурте-на-Майне. Кстати, клише рисунков после напечатания книги были уничтожены. По мнению экспертов, издание является выдающимся памятником русского типографского искусства конца XIX в.

@@@
Топами были книги и изделия Фаберже
Узоры из глубин тысячелетий
Черти на болоте
Чудесная лампа Александра Первого
Ювелирное дело и дипломатия
Юные дарования Чукотки поедут на учебу в столицы