"Мы не могли предусмотреть провал в сборе налогов"

@@

Зампред бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов считает, что государство взяло на себя слишком много социальных обязательств

2002-07-24 / Наталья Меликова Правительство объявило о том, что по итогам года сформировать финансовый резерв в полном объеме не удастся. Накануне наступления пиковых выплат по внешним долгам государство оказалось без средств, на которые оно рассчитывало. Кроме того, в результате провала плана по сбору налогов казна недосчиталась около 36 млрд. руб. Между тем бюджет вынужден выделять деньги на внеплановые расходы, что еще больше осложняет финансовую ситуацию в стране. Откуда государство может взять деньги на выплату внешних долгов в 2003 году? На эти и другие вопросы "НГ" отвечает бывший министр финансов, зампред комитета Госдумы по бюджету Михаил Задорнов.

Из досье "НГ"

Михаил Михайлович Задорнов родился в 1963 году в Москве. В 1984 году окончил Московский институт народного хозяйства имени Плеханова. Кандидат экономических наук. Депутат Государственной Думы первого и второго созывов. В 1997-1999 годах - министр финансов РФ. С 1999-го по настоящий момент - депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам.



- Михаил Михайлович, соотношение курса доллара и евро меняется в пользу европейской валюты. Наш внешний долг номинирован в долларах. Если учитывать негативную для нас курсовую динамику, какую сумму мы должны выплатить в 2003 году?

- В проекте бюджета, который обсуждался 13 июня на заседании правительства, указывалась сумма в 17,2 миллиарда долларов. При расчетах на следующий год правительство закладывало курс 96 центов за 1 евро. То есть более низкий курс евро, чем сегодня. Однако окончательный прогноз будет делаться при принятии бюджета примерно в октябре. Пока невозможно подсчитать, к каким потерям может привести последнее изменение курсовой динамики. По грубым подсчетам, падение доллара относительно евро на 10 центов - это около полумиллиарда долларов дополнительных процентных платежей по внешнему долгу.

- Правительство объявило, что не сможет сформировать финансовый резерв в полном объеме. Фактически это означает, что у государства будет меньше денег на выплату внешнего долга...

- За счет того, что существенная часть долга была либо погашена, либо выкуплена в предыдущие годы, следующий год вовсе не является критическим. В прошлом году, в той или иной форме, государство погасило или выкупило более 22 миллиардов долларов. В этом году, даже без операций на открытом рынке, государство выплатит 14,5 миллиарда долларов. Как видите, разрыв между 14,5 и 17 миллиардами не является фатальным. На начало этого года в финансовом резерве находилось 81 миллиард рублей. Однако в этом году он не поднимется на планируемый уровень в 190 миллиардов. Но эти 81 миллиард составляют примерно 2,5 миллиарда долларов - то есть ту самую разницу между внешними платежами текущего года и года следующего. Даже если бы резерв совсем не увеличился, для страны условия выплат были бы такими же, как и в этом году. Проблемы 2003 года как таковой не существует.

- Откуда же возьмутся деньги на погашение долга?

- Процентные платежи уже заложены в расходах. Вопрос в том, за счет чего погашать основную сумму долга. Во-первых, в бюджет заложен профицит, хотя и не такой большой - 0,8% ВВП, это 3 миллиарда долларов. Во-вторых, средства от приватизации - это еще 51 миллиард рублей, или около 1,5 миллиарда долларов. В-третьих, сальдо операций с драгоценными металлами. Это продажа на внешнем рынке минус расходы внутри страны на пополнение госзапасов и резервов, что дает еще около 0,5 миллиарда долларов. Четвертый источник, который де-факто используется и в этом году - это превышение заимствований на внутреннем рынке над погашением внутреннего долга. То есть будет выпущено государственных ценных бумаг больше, чем будет погашено. Из этого источника правительство намеревается взять еще примерно полмиллиарда-миллиард долларов. И, наконец, последним источником станет финансовый резерв. Он хоть и не увеличится, на сколько предполагалось, но все же вырастет на ощутимую сумму.

- На какую сумму увеличится финрезерв, по вашим прогнозам?

- Сейчас непонятно, в какой мере правительство будет вынуждено предложить откорректировать бюджет из-за стихийных бедствий. По разным оценкам, это от 10 до 14 миллиардов рублей - только по южным районам. Сейчас вы видите, что происходит в Приморье. Если будет выделено дополнительно даже 10 миллиардов рублей, это сократит финансовый резерв. Пока можно сказать, на какую сумму он точно будет меньше, - это сумма дополнительных расходов, направленных на повышение денежного довольствия военнослужащим и дополнительную помощь регионам. Часть из них пошла за счет секвестрирования других расходов бюджета, но часть - примерно 20 миллиардов рублей - "съест" финансовый резерв. Кроме того, очевидно, что МНС не дотягивает до планки, установленной бюджетом. Я не уверен, что во втором полугодии министерство сможет компенсировать те 36 миллиардов рублей, которые оно потеряло в первом. Если считать грубо, то это еще 30, а может быть и 40 миллиардов, которые не будут собраны. В целом 50-60 миллиардов рублей - реальная оценка потерь финансового резерва, то есть не более 130 вместо 190 миллиардов запланированных правительство будет иметь на конец года.

- Стихийные бедствия - это форс-мажорные обстоятельства. Но почему возникла такая разница между прогнозом и реальными показателями?

- Сбор налогов идет не так хорошо, как это предполагалось.

- Правительство не предполагало. А Дума?

- Депутаты этого тоже не предполагали. Мы считали, что план достаточно напряженный, но выполнимый. Тем более что с марта цены на нефть держатся выше, чем оптимистичные бюджетные прогнозы в 23,5 доллара за баррель российской экспортной нефти. Казалось бы, при такой благоприятной ситуации доходы государства должны нормально собираться. Но май и июнь, когда пошлины на нефть приносили большие доходы, стали временем наибольшего провала по налоговым сборам. Темпы экономического роста при расчетах бюджета закладывались на уровне 4,3%. По итогам первого полугодия рост составил примерно 3%. Но это не критический разрыв. Инфляция, как мы и предполагали, опережает официальный прогноз. И, казалось бы, по базовым, фундаментальным параметрам доходы должны собираться. Тем не менее МНС их не собирает. И видно, что это тенденция.

- Помимо очевидных просчетов в налоговой политике не слишком ли много государство взяло на себя социальных обязательств?

- Вторая причина существующих проблем - это дополнительные расходы на повышение денежного довольствия военнослужащим и повышение заработной платы другим бюджетникам. На это Дума как раз и обращала внимание правительства. При прохождении бюджета мы совершенно четко говорили, что денег регионам придется дать больше, поскольку сами они увеличенную заработную плату не осилят. Мы ожидали даже большего разрыва между потребностями регионов и реальной помощью из федерального бюджета. Когда планировалось увеличение заработной платы, было ясно, что регионам надо было дать больше доходных источников или оказать им большую финансовую помощь. Ни то, ни другое сделано не было. Правительство рассчитывало, что у субъектов Федерации появятся свои доходные источники. Однако налоги не собираются так хорошо, как изначально планировалось. И ясно, что у территорий, как и у федерального бюджета, этих источников не появилось. То, что не сделано при рассмотрении бюджета, приходится делать в ходе его исполнения. Регионам уже отсрочили возврат ссуд на 10 миллиардов рублей. И оказали дополнительную помощь в пределах 10 миллиардов. Эти 20 миллиардов рублей - это дополнительные расходы, не предусмотренные бюджетом. Такого же масштаба сверхплановые расходы на военнослужащих.

- Можно ли каким-то образом прирастить финансовый резерв?

- Эти деньги можно разместить на внешних рынках. Но, насколько мне известно, это сейчас не делается. Однако это необходимо, поскольку в противном случае финрезерв, находясь в рублях, обесценивается. Его просто съедает инфляция.

- Получается, что у нас есть проблемы не только с уменьшением финрезерва вследствие дополнительных расходов и снижения доходов, но и из-за того, что он просто лежит мертвым грузом?

- Да. Финрезерв, который находится на счетах казначейства, съедается инфляцией и обесценивается по отношению к доллару. На те же самые 80 миллиардов рублей в начале года и к концу года можно купить разное количество долларов для выплат по внешнему долгу.

- Можно ли уменьшить внешний долг за счет его конвертации в акции российских предприятий?

- Эта идея выдвигалась премьером Михаилом Касьяновым в течение 3 лет. Но нет ни одной сделки. Это говорит только о том, что идея не работает.

- Есть версия, что правительство смогло уменьшить сумму долга за счет скупки государственных еврооблигаций...

- Я думаю, что существует реальная возможность уменьшения объемов выплат. Не секрет, что российские инвесторы продолжают приобретать еврооблигации и что за некоторыми из них может стоять государство. Правительство не говорит, какая доля облигаций 4-го транша ОВВЗ и еврооблигаций, погашаемых в 2003 году, реально уже выкуплена правительством через различные каналы. Окончательно можно будет ответить на этот вопрос только тогда, когда правительство "расшифрует" все эти 17,2 миллиарда долларов. Известно, что 10,8 миллиарда - это погашение основной суммы долга, и примерно 6,5 миллиарда долларов - это проценты по долгам. Около 2,7 миллиарда долларов мы должны выплатить в 2003 году МВФ и Всемирному банку. Около 4 миллиардов - правительствам, прежде всего Парижскому клубу. Но пока совершенно неясно, какие суммы закладываются на погашение облигаций ВЭБ и еврооблигаций. А это как раз та самая сумма, где можно добиться экономии при выплатах.

- Значительную часть средств правительство собирается привлечь на внутреннем рынке. Какое влияние на этот процесс может оказать ситуация на американских рынках?

- Никакого. Доходность на внутреннем рынке целиком определяется спросом и предложением внутри страны. Она полностью контролируется Минфином и сейчас находится на уровне 15% годовых в рублях. То есть двигается вслед за инфляцией, может быть, чуть-чуть ее превышая. Если Минфин будет проводить эти заимствования постепенно, он совершенно спокойно сможет разместить дополнительный объем государственных облигаций. Объем внутреннего рынка облигаций сейчас составляет около 180 миллиардов рублей. Это очень незначительная величина, особенно если ее сопоставить с величиной бюджетных расходов. Новые облигации рынком будут востребованы.

- Может ли политика государства на внутреннем рынке привести к той ситуации, которая сложилась в 1997-1998 годах?

@@@
"Мы не могли предусмотреть провал в сборе налогов"
330 миллионов долларов - на борьбу с чеченскими боевиками
«Петр Великий» угрожал безопасности президента
Антикризисная демилитаризация Чечни
Бедные, но гордые... своей профессией
В Кабуле помянули "панджшерского льва"
Военно-полицейский бюджет как символ нынешних времен

Военнослужащие дождались положенных надбавок к зарплате

@@ 2001-04-13 / Владимир Мухин



НА ДНЯХ вышло в свет новое правительственное постановление # 237 "О мерах по реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Оно предусматривает выплату процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Эта льгота по закону РФ # 229, который вышел в свет 31 декабря 1999 года, должна была действовать еще с 1 января 2000 года. Однако правительство почему-то ее не реализовывало.

В результате многие военнослужащие (почти 2 тысячи), проходящие службу на Севере, обращались с исками в суды. Представителей исполнительной власти за ущемление законных прав военнослужащих критиковали начальник Генерального штаба ВС РФ Анатолий Квашнин и депутаты Госдумы, а также многие правозащитные организации. И вот наконец на днях правительство РФ приняло решение реализовать закон РФ # 229 от 31 декабря в полной мере.

Правительство обязало военные финорганы сделать перерасчеты денежного довольствия военнослужащих за 2000-2001 годы в соответствии с вышеназванным Федеральным законом. Все надбавки, которые были положены контрактникам, прапорщикам и офицерам, проходящих службу на Крайнем Севере и других приравненных к ним местностях, с 1 января 2000 года будут выплачены в полном размере. Как заявили в Минобороны РФ, в результате реализации этой льготы каждый военнослужащий получит долги от государства в размере от 15 до 25 тысяч рублей. И каждый месяц в результате применения коэффициентов и процентных надбавок дополнительно к своему денежному довольствию каждый офицер будет получать от 1 до 3 тысяч рублей.

@@@
Военнослужащие дождались положенных надбавок к зарплате
Военные приравнены к госслужащим
Генерал-провиант
Генералы недовольны контрактниками
Генералы уходят в оппозицию Кремлю
Границу покидают молодые офицеры
Денежная элита российской армии

Депутаты оптимизируют собственные льготы

@@

Монетизацию на Охотном Ряду проведут не по той схеме, которая избрана для народа

2005-02-07 / Иван Родин



На этой неделе Государственная Дума займется поправками в закон о статусе народных избранников. По словам одного из авторов документа, главы думского комитета по регламенту Олега Ковалева, разработчики решили «оптимизировать расходы» депутатского бытия.

Корреспондент «НГ» решил уточнить, на какие средства в настоящее время живут депутаты и что именно у них собираются отнять. Оказывается, сегодня денежное вознаграждение думца рассчитывается следующим образом: оклад, плюс еще один оклад, плюс треть оклада. Что в сумме равно 44 тыс. 850 руб. Кроме строго фиксированной суммы основного денежного довольствия депутат получает каждый месяц сумму, эквивалентную 5 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) для возмещения дополнительных расходов, «связанных с осуществлением им своих полномочий». То есть добавляем в общую копилку еще 3,5 тыс. руб. Собираясь в 48-дневный отпуск, депутат получает двойное денежное вознаграждение – на лечебные цели. Есть и другие выплаты – ежемесячные, ежеквартальные или годовые премии. Январская выплата составила без малого 60 тыс. руб. на думца.

@@@
Депутаты оптимизируют собственные льготы
Дополнительные льготы для семей погибших военнослужащих
Дутые компенсации
Италия реформирует армию
Контрактники отказываются возвращаться домой
Куда направить валютные потоки
Любовь Куделина против открытости всех статей военного бюджета

Максимыч, друг Максимыча

@@

Новому нижегородскому губернатору примеряют имидж "местного Примакова"

2001-10-05 / Сергей Анисимов



ДЕПУТАТЫ Законодательного собрания Нижегородской области утвердили внесенные новым губернатором Геннадием Ходыревым изменения к областным законам "О правительстве..." и "О структуре правительства". Тем самым период "междуцарствия", вызванный сменой исполнительной власти в Нижегородской области, заканчивается: губернатор Геннадий Ходырев берет власть в регионе в свои руки на четыре ближайших года. Куда он поведет губернию? Чем будет руководствоваться при принятии решений? На какие политические силы станет ориентироваться?

Избрание губернатором "старого" коммунистического воеводы наделало немало шума в прессе. Однако попытки истолковать избрание Ходырева как пресловутый коммунистический реванш оказались, в общем, несостоятельными. Например, это моментально поняли корреспонденты американских влиятельных газет "Чикаго трибун" и "Вашингтон пост", спешно приехавшие в Нижний Новгород после триумфа Ходырева. Выяснилось, что хотя Геннадий Максимович десять лет был членом КПРФ, но в душе он - верный путинец и вообще "пора положить конец политиканству и заняться делом" (цитата из обращения нового губернатора области к нижегородцам после выборов).

Сказать, что Геннадию Ходыреву досталось тяжелое наследство, значит не сказать ничего. Еще до выборов было известно, что область фактически является банкротом. Однако подлинная глубина финансового обвала открылась недавно. При региональном бюджете в 9 млрд. руб. область задолжала Федерации и частным кредиторам более 6 млрд. (речь идет только о прямых долгах), а в целом сумма долга на сегодняшний день превышает губернский годовой бюджет. Тем не менее новый губернатор уже обозначил пути решения долговой проблемы. Особой оригинальностью они не отличаются. Так, Ходырев предложил чиновникам потуже затянуть пояса, объявив об урезании их "денежного довольствия" в виде надбавок и премий. Всем "лишним" и нерадивым чинушам придется искать другую работу: по словам губернатора, штат областной администрации подлежит сокращению на 35%.

Другой путь наращивания финансового потенциала региона также не нов - Ходырев собирается плотно работать с Москвой сам лично и приучает к этому свою команду. К слову, ключевые посты в областном правительстве пока исполняют именно выходцы из Первопрестольной. Сам Ходырев мотивирует свои поступки довольно просто: "Я назначил не потому, что московских ребят люблю, а потому, что в губернии кадровый голод". Депутаты областного Законодательного собрания, к слову, пока отказали "московским ребятам" в лояльности, не утвердив двух министров, приехавших из столицы. Тем не менее Ходырев пообещал "не менять коней на переправе" и не отказываться от услуг москвичей. Пусть даже те работают с сомнительной приставкой "и.о.".

Как заявил в беседе с корреспондентом "НГ" один из таких "пришельцев", исполняющий обязанности министра промышленности и инноваций Юрий Сентюрин, у команды Ходырева якобы уже существует стратегия промышленного развития региона. По словам Сентюрина, первоочередные шаги новой управленческой команды будут направлены на возрождение военно-промышленного комплекса, одним из столпов которого некогда являлся регион.

Однако, если ранее удельный вес "оборонки" в структуре местной промышленности превышал 70%, то сегодня роль ВПК уже не является определяющей - порядка 10%, из которых лишь половину составляют чисто военные заказы. Тем не менее загрузка простаивающих мощностей оборонных заводов продекларирована как важнейшая составляющая новой (старой?) региональной экономической политики. Что, впрочем, тоже неудивительно - сам Ходырев долгое время работал на одном из монстров нижегородской "оборонки" - Машзаводе. А выбивать военные заказы тоже придется в высоких московских кабинетах, ставших для Геннадия Максимовича за последние годы почти родными.

С другой стороны, на Москве свет клином для Ходырева не сошелся. Деньги ведь можно при желании найти и в самом регионе. Например, у местных банкиров. Несмотря на основательный подрыв доверия финансистов к прежней региональной власти, банкиры без власти в России воспринимаются как-то ненатурально. А потому работать с новой администрацией все равно будут. Мало того, даже пообещали при личной встрече губернатору "завалить" область деньгами.

Сам Ходырев на той же встрече с промышленными тузами пообещал провести инвентаризацию собственности администрации в крупных акционерных обществах. Заявлено, что мертвым грузом госпакеты акций отныне лежать не будут, однако что это означает на деле, пока никто определенно не знает. Но уже понятно, что власть собирается по максимуму выжать пользу из факта наличия у себя в собственности акций нижегородских "маяков производства".

@@@
Максимыч, друг Максимыча
Минфин модернизирует президентское решение
Минфин преподал "непослушным" депутатам урок
Ничтожно малая милитаризация бюджета
Новому офицеру требуется техническая поддержка
Одобрять нельзя - нельзя и проваливать
Округ как зеркало вооруженных сил

Оптимистическая стратегия

@@

Армейских контрактников обещают к 2020 году превратить в средний класс

2008-04-24 / Владимир Мухин



Качественно новый уровень социального благополучия людей, который на днях обсуждали старый и новый президенты с правительством страны, армейское руководство и члены Общественной палаты (ОП), похоже, намерены реализовать и в отношении военнослужащих. Сегодня состоится заседание комиссии ОП по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, в ходе которого будет обсуждаться проект «Стратегии социального развития ВС РФ до 2020 года» (ССР ВС РФ).

В околоармейских кругах считают, что за последние годы власть обделила своим вниманием людей в погонах. Во-первых, принятый в 2004 году 122-й Федеральный закон лишил многих льгот служивых и военных пенсионеров (в том числе 50-процентной скидки при оплате жилья и бесплатного проезда). Во-вторых, намечены мероприятия по повышению благосостояния народа, но они как-то слабо, по мнению военного командования и членов ОП, учитывают интересы армии и флота. В-третьих, о контурах ССР ВС РФ 8 февраля 2008 года на заседании Госсовета сказал Владимир Путин. А его установки как национального лидера армия, проголосовавшая почти стопроцентно за единороссов, конечно, игнорировать не будет.

Проект ССР ВС РФ обсудили в марте на заседании Коллегии Минобороны. Данный документ на днях опубликован в официальном органе – газете «Красная звезда». И вот текст стратегии намерена обсудить Общественная палата. И на это есть основания. Текст на первый взгляд виртуальный, так как большинство его положений не прописано еще ни в правительственных документах, ни в трехлетнем оборонном бюджете, но он действительно интересный – там много конкретики, цифр. И их можно сравнить с точки зрения того, чего хочет армия и что ей в этой сфере предлагают правительство и президент. Но за этими предложениями в ССР ВС РФ просматриваются популизм и пропаганда.

Проект документа похож на Программу КПСС. Фантазий много, реальных расчетов, прикидок – никаких! В ССР ВС РФ как установка прописано положение, что «военнослужащие по контракту становятся средним классом страны, а денежное довольствие солдата (матроса) первого тарифного разряда будет превышать среднюю заработную плату по стране на 25%». Если в 2020 году в РФ будет по-прежнему существовать смешанный принцип комплектования войск, то первый тарифный разряд – это оплата ратного труда солдата, пришедшего в армию по призыву. Сейчас он получает около 900 руб. в месяц. Если средняя начисленная зарплата в РФ сейчас, по официальным данным, 13,5 тыс. руб., то к 2020 году реальное денежное довольствие солдата должно возрасти почти в 15 раз. Реально ли это для страны и нужно ли это делать – ответ за правительством. Но уже ясно, что офицер или военнослужащий-контрактник, чтобы стать средним классом, должен получать как минимум тоже в соответствующих пропорциях. То есть военный бюджет, где доля расходов на личный состав составляет около 50%, тоже должен возрасти минимум в 15 раз. Заметим, что за последние 10 лет номинальные расходы на оборону в РФ увеличились лишь в четыре раза и страна лишь к 2010 году ожидает удвоения своего ВВП.

Как говорится, «Остапа понесло…» В проекте ССР ВС РФ записано, что к 2020 году «военные пенсии составят 80% от объема денежного довольствия». То есть военные пенсионеры тоже станут почти средним классом. Хотя при таком изобилии в Минобороны допускают, что дефицит жилья в ВС РФ останется. В стратегии записано, что «доля военнослужащих, имеющих право на жилье и признанных нуждающимися в обеспечении жильем, снизится до 5%, а размер компенсации за наем жилья вырастет до размера рыночной стоимости найма». Здесь вопрос: руководство страны обещало, что решит жилищный вопрос к 2012 году, когда все нуждающиеся военнослужащие будут обеспечены служебными квартирами. Откуда тогда у МО РФ такое недоверие к правительству, если в ССР ВС РФ допускается, что 5% военнослужащих все же будут нуждаться в жилье?

«Военные кадры получат качественное образование (а сейчас оно некачественное? – «НГ») …все военнослужащие будут иметь доступ в интернет» (до 2020 года – это очень долгий срок. – «НГ»). Авторы ССР пишут: «Критериями достижения генеральной цели в целом по Вооруженным силам станут 100-процентное выполнение заявленных задач и повышение удовлетворенности личного состава профессиональной служебной деятельностью до 90% и более».

@@@
Оптимистическая стратегия
Перевооружения не будет
Правительство готово отменить льготы для военнослужащих
Правительство против льгот военным
Предвыборные обещания умножают инфляцию
Президент поторопил правительство
Прессу допустили в кабинет Путина

Приказ № 345: требуются заградотряды

@@

Отток молодых офицеров из войск спровоцирован самим Министерством обороны

2005-01-28 / Игорь Плугатарёв



В социальную напряженность внутри армии и флота, связанную с кризисом в реализации правительственного решения с монетизацией льгот и откровенным обманом военнослужащих с индексацией денежного довольствия по инфляции (это должно было произойти уже дважды), в немалой степени подливает масла в огонь еще одна денежная проблема. Как стало известно «НВО», генералы и офицеры Министерства обороны (МО), имеющие счастье принадлежать к центральному аппарату, начали по-тихому получать повышенные зарплаты – согласно приказу министра обороны № 345. Ни один приказ не имел такого резонанса в войсках, как этот. «Разве что знаменитый приказ № 227 времен войны, которым учреждались заградотряды, должные стрелять по отступающим без приказа подразделениям, – заметил «НВО» один из полковников «не с Арбата». – Во всяком случае, некая зловещая символичность в этом есть. Только приказ № 227 был направлен против того, чтобы армия разбегалась, а приказ № 345 – наоборот, провоцирует это».

@@@
Приказ № 345: требуются заградотряды
Профицит на грани дефицита
Псковскую дивизию реформируют
Путин потребовал от Кудрина денег для армии
Путин пытается повторить политику де Голля
Путин расставил приоритеты
Рубль работает на оборону плохо

С Аргуна началась война

@@

Успехи военных на фронте могут быть перечеркнуты бесчинством в тылу

1999-12-08 / Милрад Фатуллаев



При штурме Грозного основную работу придется делать не авиации и артиллерии, а солдатам.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

БОИ ПОД АРГУНОМ стали для российской армии самыми серьезными с начала контртеррористической операции в Чечне. В течение нескольких дней контактные бои шли сначала на подступах, а затем и на окраинах города. Железо и огонь, щедро посыпаемые военными с земли и воздуха на позиции обороняющихся, тем не менее позволяют последним выдержать "утюжку" и возвращать штурмовые подразделения на исходные позиции. Вышедшие из боя говорят о том, что окопавшихся боевиков не видно ни с земли, ни с воздуха. Тем более что земля вокруг изрыта разрывами бомб, заезжена техникой и превращена в сплошную непролазную грязь, откуда, используя складки местности, умудряются работать не только снайперы, но и гранатометчики. Когда огневые точки уже засветились в ходе одно-двухдневных боев, обороняющиеся отступают на заранее подготовленные для них позиции, для обустройства которых, по данным армейской разведки, привлекаются местные жители. Ночью на короткое время инициативу перехватывают мобильные группы гранатометчиков.

С рассветом беспокоящий в течение ночи огонь сменяется артобстрелом засеченных разведкой огневых точек, хотя надежды, что там кто-то остался, мало: обстрел и авиаудары боевики пережидают в специальных укрытиях, а позиции занимают с началом штурма. Несмотря на заявления военных об уничтоженных многочисленных складах с оружием и боеприпасами, нельзя сказать, что боевики стеснены в чем-то. Огонь ведется из всех имеющихся видов стрелкового оружия. За четыре дня боев под Аргуном только на восточном участке погибло не менее 80 военнослужащих. Последний день боев стоил жизни семи офицерам.

В отличие от прошлой кампании в Чечне и полуторамесячной войны в Дагестане в атаку идут уже не призывники-"необстрелки", а специально подготовленные десантно-штурмовые бригады. Можно позавидовать их психологической выдержке и выучке, когда, даже выйдя из тяжелого неудачного в целом боя, десантник демонстрирует своим видом и действиями стойкость и уверенность в успехе уже в завтрашнем бою. Говорят, у боевиков потерь не меньше, но на поле боя остается несколько "исходных трупов".

Большинство погибших - арабы с Ближнего Востока. Они же, по словам командующего восточной группировкой российской войск в Чечне генерала Трошева, и составляют основной костяк воюющих. Косвенным подтверждением может служить и тот факт, что по армейской рации раздается лишь арабская речь. Есть и другое объяснение такому выбору языка переговоров: чеченскую речь легче расшифровать с помощью сотрудничающего с армией местного населения.

По всему видно: военные спешат завершить операцию. Офицеры, не получившие еще за два месяца денежного довольствия, обсуждают спущенные сверху сроки взятия того или иного населенного пункта. "Сушки" и "летающие коровы" работают, невзирая на низкую облачность. Круглые сутки периодически ухает гаубица. За Аргуном - горы. Затяжные бои впереди. Командование уверяет, что ускорение операции тем не менее не изменит зарекомендовавшей себя тактики армейцев, когда войска продвигаются после ударов с земли и воздуха по разведанным позициям. Боевиков лишают маневренности, глушат радиостанции. Вместе с тем их не блокируют полностью, оставляя им коридор для отступления.

Взятие Аргуна позволило полностью блокировать Грозный. Если в прошлую войну от столицы Ичкерии остались каркасы зданий, то сейчас это - сплошные руины. Брать их большинство офицеров считает ошибочным. К тому же в стане боевиков, по данным разведки, усиливаются разногласия по поводу необходимости самой обороны столицы. Масхадов, опасаясь резкого снижения своего политического веса, считает важным героизировать грозненские бои, тогда как большая часть сопротивляющихся видит смысл в сохранении сил и ведении горно-партизанской войны.

Предполагается в ближайшее время усилить 100-тысячную группировку российских войск еще 40 тысячами военнослужащих. Эффективные действия на фронте можно было бы дополнить политическими мерами, если бы вполне верные решения федерального правительства об амнистии не торпедировались на месте подразделениями внутренних войск и приданных сил милиции на освобожденных территориях, оказывая медвежью услугу 19-летним солдатам на передовой. Если, например, в станице Шелковская одноименного района, где почти не было сопротивления и на которую упало всего семь бомб, успешно налаживается мирная жизнь, то в десятке километров от нее в других станицах и селах московское и тверское спецподразделения милиции превышают власть, облагают налогами местные рынки, передвигающихся по местности жителей. В станице Червленная за последние 10 дней исчезли увезенные средь бела дня несколько жителей. Двух женщин и молодого парня потом нашли на русском кладбище. Жителя станицы Шелковская, у которого обнаружили несколько патронов в кармане, избили до смерти на глазах у местных жителей прямо на рынке. Чем дальше от начальства, комендатур, журналистов, тем меньше у ОМОНа и собровцев дисциплины, тем больше водки и чувства, что они находятся не на освобожденных, а на захваченных территориях с соответствующим поведением. Такое положение на себе испытывают уже амнистированные по указу чеченцы, принимавшие ранее участие в сопротивлении и теперь либо не вмешивающиеся в конфликт, либо сотрудничающие с новыми властями. Теперь таких людей на освобожденных территориях нет. Население вновь запугивается. По официальным данным, общая численность трех густонаселенных (Наурского, Шелковского и Надтеречного) районов составляет всего 56 тысяч человек, из них детей 31 тысяча, пенсионеров 12 тысяч.

Есть и другие примеры. Хабаровский ОМОН под командованием подполковника Юрия Зиньковского, работая по 16 часов в сутки, успевает не только нести охрану и сопровождать возвращающихся беженцев, но и вести по своей инициативе учения в окрестностях, где отрабатывают действия подчиненных в нестандартных ситуациях. Те, кто остался в селах, активно сотрудничают с комендантом района генерал-майором Владимиром Поповым. Из 23 школ, которые работали здесь до войны, работают уже 20. Открыта больница. Солдаты внутренних войск помогают отремонтировать местный музей, строят православную церковь. В районах параллельно работают приданные силы милиции, главная задача которых - восстановить чеченскую милицию. В распределении зарплат, пенсий и "гуманитарки" действует строгая армейская вертикаль, которая позволяет уменьшить нецелевое использование средств. Ощутимые проблемы возникают в основном с обеспечением перемещенных лиц питанием. Бежавшие от войны возвращаются, но система и структура, обеспечивающие им помощь, не поспевают вовремя за ними. Владимир Попов демонстрирует подложные документы, по которым ряд директоров школ и предприятий пытались получить зарплату для "мертвых душ".

Восстанавливаются сельхозпредприятия. Поля засеваются пшеницей. На освобожденных территориях принимаются все российские телеканалы, распространяется новая издаваемая в Моздоке газета "Чечня свободная". Восстановлено снабжение газом и электричеством. Работают по два рейсовых автобуса в каждом районе. По "железке" между Моздоком-Червленной-Узловой и Кизляром курсирует паровоз, который бесплатно развозит пассажиров.

В Чечне воочию убеждаешься, что победа в республике возможна только в случае, если на освобожденных территориях будет налажена мирная созидательная жизнь и если будет что сравнивать жителям Чечни, в том числе воюющим сейчас против федералов.

@@@
С Аргуна началась война
СПС готов уступить авторские права на военную реформу
Слишком много чиновников, и слишком мало бизнеса
Служба - дело десятое
События и происшествия: новости
Совбез вновь корректирует план военной реформы
Талибы уходят в горы

Указ есть, а денег пока нет

@@

Перераспределение расходных статей бюджета для повышения окладов военнослужащим может усилить социальную напряженность

2002-06-03 / Владимир Георгиев



Поправки к бюджету-2002, связанные с увеличением денежного довольствия военнослужащим, правительство намерено рассмотреть 13 июня. Ранее же вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин заявлял, что произойдет это в конце мая. Эксперты отмечают, что перенос сроков обсуждения этого вопроса связан с тем, что между Минфином и Минобороны по-прежнему имеются значительные противоречия. Об этом же сказал и президент Владимир Путин. После чего министр финансов Алексей Кудрин поспешил заверить, что противоречия между двумя ведомствами "устранены" и "достигнут полный консенсус". Военные источники отмечают, что финансисты страны предложили изыскать деньги на новые оклады военнослужащим за счет перераспределения оборонных статей бюджета.

В беседе с корреспондентом "НГ" перед началом сборов руководящего состава ВС РФ Любовь Куделина заявила, что она пока не знает, откуда возьмет Минфин средства на выплату повышенного денежного довольствия военнослужащим. При этом источники из ее окружения утверждают, что согласно указу президента все будет выполнено в срок и не потребует перераспределения расходов на оборону на этот год.

Такая неопределенность мнений скорее всего говорит о том, что проблема стабильной выплаты офицерам и прапорщикам ВС РФ новых денежных окладов по-прежнему остается актуальной и нерешенной.

После рассмотрения правительством документы с поправками в бюджет-2002 должны быть внесены в Госдуму на утверждение. Как порой долго обсуждаются в парламенте бюджетные документы, известно всем, тем более что конкретная ситуация довольно осложнена: на совещании в Кремле принято принципиальное решение, чтобы при поисках дополнительных средств на новые зарплаты военным величину расходной части бюджета-2002 ни в коем случае не изменять.

Так откуда же могут быть взяты дополнительные средства? Многие эксперты, в том числе и Любовь Куделина, не исключают, что недостающие деньги можно взять из государственного финансового резерва, который составляет сейчас 97,1 млрд. руб. Свое мнение эксперты мотивируют тем, что согласно постановлению правительства, которое на днях подписал премьер Михаил Касьянов, Минфин получил право продавать ценные бумаги финансового резерва, в том числе и для покрытия возможного дефицита федерального бюджета. Между тем сам Кудрин заявил, что покрытие дефицита средств на выплату зарплат военнослужащим за счет госфинрезерва нежелательно, так как это приведет к повышению инфляции.

Министр финансов не исключил использования средств за счет расходов бюджета, отложенных на поздний срок, которые сейчас составляют около 68 млрд. руб.: "Мы имеем возможность открыть финансирование этих расходов и раньше в рамках имеющихся полномочий".

Скорее всего обсуждение в Госдуме вопроса, какие статьи нужно будет урезать в интересах военных, вызовут жаркие дебаты, но любое решение отрицательно отразится на тех группах россиян, интересы которых, возможно, будут ущемлены.

Так или иначе складывается парадоксальная ситуация. Мы укрепляем партнерство с бывшими противниками по холодной войне, военная угроза для страны уменьшается, а долю военных расходов на оборону в структуре бюджета и валового внутреннего продукта России приходится увеличивать. Это увеличение достаточно ощутимое, вместе с деньгами военных пенсионеров оборонный бюджет потяжелеет более чем на 8%. В будущем году этот показатель вырастет еще больше, поскольку деньги на повышенные оклады военным надо будет изыскивать не на полгода, как сейчас, а на весь 2003 год. По оценкам Кудрина, эти расходы возрастут более чем на 46 млрд. руб.

@@@
Указ есть, а денег пока нет
Укрепление обороны за счет военнослужащих
Чиновник и власть