"Байконуру" выносят приговор

@@

Москва форсированными темпами создает новую космическую инфраструктуру на Дальнем Востоке

2008-03-03 / Владимир Мухин



На прошлой неделе тема строительства на Дальнем Востоке нового космодрома «Восточный» получила второе дыхание. Сразу два профильных ведомства бросились выполнять указ Владимира Путина разработать и реализовать программу запуска начиная с 2016 года с территории Дальнего Востока ракет-носителей нового типа. В том числе – с 2018 года – пилотируемых людьми космических летательных аппаратов многоразового использования. Осуществление этих планов ставит под вопрос дальнейшее развитие и использование Россией арендованного у Казахстана космодрома «Байконур».

В четверг и пятницу состоялись коллегии Роскосмоса и Спецстроя, на которых обсуждались первоочередные задачи строительства новой космической площадки России. Заметим, что неделей ранее космическую тему на неформальном саммите руководителей СНГ обсуждали главы России и Казахстана. Как отмечают источники из Роскосмоса, Владимир Путин в очередной раз заверил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, что, создавая космодром «Восточный», Россия не уходит из арендуемого у Астаны до 2050 года за 115 млн. долл. в год космодрома «Байконур». Между тем уже очевидно, что принципиально новых прорывных проектов на казахстанско-российском космодроме кроме уже морально не очень свежего и существующего пока на бумаге комплекса «Байтерек» уже не будет, а основной космической площадкой РФ уже через 7 лет станет российский Дальний Восток.

Как отметил глава Федерального космического агентства (ФКА) Анатолий Перминов, работы по космодрому «Восточный» стали реальным шагом в системе мер по сохранению за Россией одного из лидирующих мест в мировой космонавтике. На коллегии ФКА отмечалось, что после проведенной в феврале 2008 года рекогносцировки по расположению инфраструктуры будущего космодрома, Роскосмос совместно с рядом привлеченных организаций подготовил план первоочередных мероприятий, учитывающий сроки создания космодрома «Восточный» и осуществления первых пусков с него. Касаясь темы и масштабов реального строительства амурского космического полигона, глава Федерального агентства спецстроительства генерал армии Николай Аброськин уже на своей коллегии подчеркнул, что «Спецстрой вошел в состав рабочей группы по подготовке строительства этого комплекса. Это колоссальная программа, и думаю, что без нашего агентства там не обойтись». Другой такой структуры, способной быстро поднять инфраструктуру космодрома в тайге и болотах, в России просто нет. Именно подразделения Спецстроя обустраивали «Байконур» и сейчас модернизируют российский космодром «Плесецк». В 2007 году они реконструировали пусковые установки РВСН для новых комплексов «Тополь-М» в Татищеве и Тейкове, а также новые РЛС в Армавире и Лехтуси.

Говоря о задачах Спецстроя на 2008 год, Аброськин подчеркнул, что объемы ассигнований для его ведомства увеличатся на 10 млрд. руб. Однако не факт, что значительные бюджетные деньги попадут в смету строительства «Восточного», ведь решение о его строительстве было принято после утверждения Госдумой трехлетнего бюджета до 2010 года.

В условиях постоянного роста мировых цен на энергоресурсы у государства есть лишние деньги, чтобы расширить свои космические программы. Но вот вопрос: что станет с казахстанским «Байконуром» и насколько строительство дальневосточного космодрома отразится на отношениях двух стран. Казалось бы, повода для беспокойства нет. В Роскосмосе заверяют, что «на сегодняшний день альтернативы «Байконуру» нет». «Ни о каком «приговоре» космодрому «Байконур» и комплексу в целом не может быть и речи. Я не исключаю в будущем возможности параллельной работы одновременно обоих космодромов. Уже сейчас очевидно, что и «Протон», и «Союз» в ближайшие десятилетия будут задействованы на «Байконуре», – заявил на коллегии ФКА замглавы Роскосмоса Виктор Ремишевский.

Планы, как видим, оптимистичные и «по братски», казалось бы, дружелюбные. Однако не факт, что казахстанская сторона даст им сбыться. И произойдет это по чисто банальным для России причинам – экологическим. Скажем, после имевшей место в сентябре аварии, когда запущенная ракета «Протон» упала всего в 50 км от Джезказгана, Астана запретила России использовать комплексы этого типа. И запуск «Протонов» лишь частично разрешен с территории Казахстана только до 1 апреля 2008 года. Стоит сказать, что ракета-носитель тяжелого класса «Протон» является основой транспортной космической системы России и активно используется для выведения спутников в интересах иностранных заказчиков. Однако в Казахстане «Протонов» просто боятся, а среди «зеленых» ширится движение за закрытие космодрома «Байконур». Другая проблема – сумма компенсаций за предоставленный экологический ущерб от падения «Протонов». За сентябрьскую аварию Россия выплатила Астане 2,4 млн. долл. Хотя правительство Казахстана считает ее недостаточной. Оно требовало выплат в размере 60,7 млн. долл.

Россия постепенно уходит с «Байконура». И что бы ни говорили в Роскосмосе, в Казахстане это уже понимают. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета РК сделал вывод о неэффективности российско-казахстанского космического сотрудничества. Он выявил, что за время реализации госпрограммы развития космической деятельности более 16 млрд. тенге (текущий курс 120,19 тенге за 1 долл.) были использованы неэффективно. «В результате в стране не построены два ракетно-космических комплекса – «Ишим» и «Байтерек». Со значительным нарушением сроков продвигалось создание системы персональной спутниковой связи, за техническую основу которой были взяты устаревшие российские проекты. Из-за несвоевременного заключения договоров между Россией и Казахстаном за три года так и не удалось решить вопрос отвода земель под строительство наземных космических объектов нашей республики на космодроме «Байконур», – говорится в заключении казахстанского Счетного комитета.

@@@
"Байконуру" выносят приговор
"Боевое содружество-2000"
"Стрелец" может поставить на прикол 700 собратьев
In memoriam
Авиапром взывает к правительству
Бескрылая строптивость
Беспилотники-фантомы

Бесследно пропавший МИ-24 ищут по всей Чечне

@@

К поискам привлечены 1000 военнослужащих и 20 самолетов и вертолетов

2002-02-06 / Илья Максаков



Уже к исходу дня в понедельник стало ясно, что исчезнувший накануне в Чечне вертолет Ми-24 Федеральной пограничной службы России вряд ли пропал в районе Ханкалы, как об этом сообщалось сначала. Местность вокруг главной базы федеральных сил в Чечне пологая, не имеет расщелин, и найти машину вблизи Ханкалы не составило бы большого труда. Вчера район поиска вертолета был существенно расширен, и машину искали практически на всей территории республики. Масштабы поисковой операции и ее сложность объясняются тем, что во время последнего радиосеанса в воскресенье незадолго до пропажи Ми-24 командир экипажа не указал точных координат местонахождения вертолета.

К поисковым работам были привлечены дополнительные силы, поиск осуществлялся подразделениями погранвойск, Объединенной группировки войск, Внутренних войск МВД, авиацией Минобороны. Всего было задействовано порядка 1000 военнослужащих и около 20 летательных аппаратов. Вчера к моменту подписания номера в печать о пропавшем вертолете еще ничего не было известно.

В военном командовании склонялись к версии о том, что вертолет мог потерпеть аварию в результате плохих метеоусловий или технической неисправности. При этом здесь не исключали ни одну из версий исчезновения вертолета, даже самой маловероятной, связанной с обстрелом боевиками (во-первых, такие машины имеют хорошую бронированную защиту, их сбить стрелковым оружием с земли трудно, а во-вторых, сепаратисты никак не отреагировали на исчезновение вертолета, хотя в подобных случаях обычно сразу же заявляют, что это их рук дело).

@@@
Бесследно пропавший МИ-24 ищут по всей Чечне
В военном авиастроении застоя нет
Вагон Лаврентия Берии будет возить туристов в город фонтанов
Вертолетный клуб задолжал крестьянам
Военные учения как основа экономической интеграции
Генрих Новожилов: "Никто не хотел платить"
Жуковский не тянет на Ле Бурже

Заведомо неравный бой

@@

Пентагон планирует использовать весь арсенал современных средств разведки и поражения

2001-09-19 / Игорь Коротченко



РУКОВОДИТЕЛЬ американского военного ведомства Дональд Рамсфелд представил 17 сентября на рассмотрение президента США Джорджа Буша несколько вариантов плана нанесения ударов по лагерям Усамы бен Ладена в Афганистане. Представители Пентагона сообщили, что по итогам совещания с военным руководством Соединенных Штатов Джордж Буш утвердил один из вариантов в качестве основы для разработки военной операции. Как заявил американский президент в радиообращении к нации, это будет "план массированного удара по терроризму". "Мы готовим широкомасштабную и долговременную кампанию защиты нашей страны и искоренения зла", - подчеркнул Буш. Однако какие-либо подробности и масштаб предстоящих действий не разглашаются.

Между тем анализ применения вооруженных сил Соединенных Штатов в военных конфликтах последнего десятилетия ХХ века позволяет спрогнозировать тактику действий, к которой прибегнут США и их союзники в ходе операции "Благородный орел". Как представляется, главной целью Вашингтона будет ликвидация условий, в которых международные террористы на территории Афганистана чувствуют себя как дома. А это возможно лишь путем насильственного отстранения движения "Талибан" от политической власти. Необходимой предпосылкой для этого является уничтожение военного потенциала талибов, разгром их основных вооруженных группировок, дезорганизация системы государственного управления.

Решение задачи, стоящей перед США на нынешнем этапе, во многом облегчается за счет того, что на территории Афганистана практически полностью отсутствует система противовоздушной обороны. Немногочисленный парк устаревших истребителей МиГ-21, отдельные пусковые установки ЗУР и зенитная артиллерия движения "Талибан" вряд ли представят серьезную угрозу для американской авиации. Единственным средством, способным нанести ей ущерб, являются оставшиеся у талибов переносные зенитные ракетные комплексы советского и американского производства. Однако их количество ограничено и, по имеющимся оценкам, не превышает нескольких десятков единиц.

Эксперты сходятся во мнении, что для обеспечения успеха планируемой акции возмездия ключевое значение имеет согласие Исламабада поддержать Вашингтон. Единственный союзник Кабула в регионе отныне отказывается от своих прежних обязательств в отношении талибов, в том числе военного и военно-технического характера, и полностью перекрывает 2430 км пакистано-афганской границы. Ранее к мерам аналогичного характера уже прибег Иран. Закрыта граница Афганистана с КНР, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном. Полностью прекращено воздушное сообщение с Афганистаном. Таким образом, движение "Талибан" больше не может рассчитывать на какую-либо помощь извне.

Тем временем на пакистанской территории уже началось развертывание передовых подразделений армии США. Их главной функцией в ближайшие дни будет получение достоверных разведывательных данных, которые лягут в основу выбора целей для будущих атак. Без этого невозможна "хирургическая точность" ударов. Нынешние афганские реалии таковы, что мониторинг, ведущийся из космоса орбитальной группировкой американских разведывательных

ИСЗ, неэффективен для вскрытия и выявления лагерей террористов и мест дислокации боевых формирований талибов. Хотя Вашингтон уже начал получать информацию от спецслужб Индии, Пакистана и Узбекистана по ситуации в Афганистане, ее явно недостаточно. Поэтому Пентагоном сделана ставка на активное использование беспилотных самолетов-разведчиков и радиоэлектронный перехват.

По имеющимся данным, уже в конце нынешней недели Министерство обороны США начнет использовать территорию Пакистана для запуска многофункциональных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) "Предатор". Имея практический потолок 7600 м, эти БЛА способны находиться до 24 часов в зоне наблюдения на удалении до 950 км от аэродрома базирования. "Предатор" может вести оптико-электронную, радиолокационную, радио- и радиотехническую разведку наземных объектов, а также выполнять функции ретранслятора и лазерной подсветки целей. Кроме того, БЛА "Предатор" в сочетании с системой быстрого нацеливания ударных самолетов "Голд Страйк" способны непосредственно выдавать целеуказания самолетам F-15Е, F/А-18 и А-6, находящимся в полете. В этом случае полностью реализуются такие требования к развединформации, как оперативность и точность.

В новой войне, к которой готовится Америка, основной набор боевых задач будет решаться авиацией. Помимо использования аэродромной сети Пакистана и авианосцев в Аравийском море Пентагоном, вероятно, будут задействованы аэродромы на северо-западе Индии, в Туркменистане и Узбекистане. Учитывая слабость ПВО талибов, американцы обойдутся без малозаметных самолетов F-117A - в отличие от недавней кампании США и НАТО на Балканах. Кроме ударных самолетов и палубной авиации, в ходе операции "Благородный орел" могут быть применены и бомбардировщики В-52G, помимо бомбовой нагрузки способные также нести крылатые ракеты AGM-86C с осколочно-фугасной боевой частью. Очевидно, найдут применение и В-2 с управляемыми бомбами JDAM.

@@@
Заведомо неравный бой
Идея бесхвостости носится в воздухе
МАКС день второй: новости авиасалона
Минобороны намерено закупать боевую технику за рубежом
Можно ли сбить самолет Владимира Путина?
НЕГА сообщает
На грани вымирания

На руинах обустроиться трудно

@@

ВВС США вряд ли смогут воспользоваться среднеазиатскими аэродромами

2001-09-26 / Михаил Ходаренок



КАК И ПРЕДПОЛАГАЛА "НГ" (несмотря на поспешные категорические заявления некоторых российских политиков), большинство бывших советских республик предложили Соединенным Штатам использовать их воздушное пространство и инфраструктуры в предстоящих военных действиях по разгрому террористических формирований в Афганистане. О готовности предоставить свои авиабазы заявили Узбекистан, Казахстан, Киргизия и даже Грузия. Лишь Туркмения подтвердила традиционный нейтралитет. Каковы же плюсы и минусы создания группировки вооруженных сил США и их союзников на территории центральноазиатских государств?

Рассмотрим сперва возможность перебазирования крупных масс американской ударной авиации. На пути осуществления этих замыслов стоит несколько труднопреодолимых препятствий. Начнем с того, что оперативная емкость большинства среднеазиатских аэродромов невелика. В советские времена в Центрально-Азиатском регионе было не так уж много авиационных частей и соединений, поскольку гипотетические противники не располагали мощными военно-воздушными силами. Некогда в непосредственной близости от афганской границы дислоцировались дивизия истребителей-бомбардировщиков (базировалась на Мары, Туркмения), полки авиации ПВО близ Ашхабада и Андижана (Узбекистан), части фронтовой авиации в Чарджоу (Туркмения), Кокайды, Карши, Чирчике (Узбекистан). Большой учебный центр по переучиванию летного состава имелся в Красноводске (ныне Туркменбаши). В ходе афгано-советской войны 1979-1988 гг. для ударов по вооруженным формированиям моджахедов ВВС СССР действовали в основном с аэродромного узла Мары (бомбардировщики Ту-16 и Ту-22), авиабаз Карши и Кокайды.

Однако незначительная емкость бывших советских аэродромов - еще не самая главная трудность для авиации США. Далеко не бедное по меркам десятилетней давности советское авиационное наследство находится на сегодняшний день в весьма жалком состоянии. Как правило, взлетно-посадочные полосы, магистральные рулежные дорожки и стоянки требуют капитального ремонта. Радиотехническое и светотехническое оборудование выведено из строя и разграблено, силовые и сигнальные кабели выкопаны и сданы на металлолом. Но даже если бы аэродромное оборудование было исправно, то оно не соответствует американским стандартам и, естественно, требует замены.

Наконец, для действий авиации в течение длительного времени требуется создание немалых запасов средств поражения, авиационного топлива, сжатых и сжиженных газов. Перебросить такой объем грузов по воздуху даже с немалыми американскими военно-транспортными возможностями практически нереально. Остается только гипотетическая перевозка по железной дороге, что связано с множеством дипломатических и разного рода иных преград. Поэтому от данной идеи сразу можно отказаться как от неосуществимой. Немаловажным для американцев является и то обстоятельство, что на среднеазиатских аэродромах отсутствуют даже минимально необходимые бытовые условия для жизни летного и технического состава.

Таким образом, минусы более чем существенны. Представим, что надо сделать для того, чтобы создание группировки ВВС США в Центральной Азии стало реальностью. Для начала надо "выбросить" на аэродромы ремонтно-восстановительные бригады для приведения взлетных полос в боеготовое состояние, затем перебросить инженерно-аэродромные и аэродромно-технические части и подразделения с необходимым комплектом техники и вооружения, после этого приступить к доставке материальных средств и только потом начать приемку самолетов, создав перед этим, естественно, условия для жизни и отдыха летного состава. Только перечисление предстоящих мероприятий способно вызвать приступ сильнейшей головной боли и озабоченности у специалистов.

Не меньшие, если не большие проблемы будут стоять на пути создания крупной общевойсковой группировки. Труднопреодолимые преграды объективного характера и здесь перевешивают все возможные преимущества. Надо полагать, все это в необходимых подробностях известно и американцам. Поэтому создания значительной группировки ВВС (сухопутных войск) в Средней Азии не будет.

Теперь о немногих плюсах. Наибольший интерес для Соединенных Штатов представляют аэродромы, расположенные на территории Узбекистана (в частности, Кокайды), поскольку они находятся в наибольшей близости от афганской границы. На этих авиабазах могут быть развернуты немногочисленные контингенты американских и английских "рейнджеров", части ведения радиоразведки, подразделения беспилотных летательных аппаратов (типа "Предатор") для наблюдения за территорией Афганистана.

Помимо всего прочего, на узбекских авиабазах будут в обязательном порядке размещены силы и средства поисково-спасательной службы. Без этого американцы не начинают воздушные операции, а близость среднеазиатских аэродромов к афганской границе позволит ПСС ВВС США быстро реагировать на возможные нештатные ситуации и принять все необходимые меры, чтобы выручить из беды экипажи сбитых самолетов и вертолетов.

@@@
На руинах обустроиться трудно
На самолетах-ветеранах
Невидимая миру ГЛОНАСС
Нештатная посадка у Широкого Буерака
Новое качество за небольшие деньги
Нормальная или обратная?
Операция "Гнилой автомобиль"

Париж и Багдад хотят купить российский Бе-200

@@ 2000-09-12 / Сергей Сокут



Завершивший 10 сентября свою работу "Гидроавиасалон-2000" продемонстрировал, что даже относительно небольшая выставка при правильном выборе тематики может стать значительным явлением в развитии авиации. Целый ряд российских предприятий - Таганрогский авиакомплекс имени Бериева, "ОКБ Сухого", Иркутский и Комсомольский-на-Амуре авиазаводы - сумели не только привлечь к своей технике внимание специалистов, но и сделать существенный шаг в продвижении своей продукции на рынок.

"Звездой" гражданской части экспозиции стал самолет-амфибия Бе-200, разработанный в Таганроге и построенный в Иркутске. В Геленджике он впервые был представлен широкой публике в своей родной стихии - на воде - и установил 24 мировых рекорда в своем классе летательных аппаратов.

Главной новостью "Гидроавиасалона-2000" стало сообщение о том, что к Бе-200 впервые проявили серьезный интерес представители Запада. В Геленджике было объявлено о создании разработчиками Бе-200 и МВД Франции постоянной группы для сопровождения проекта на всех этапах жизненного цикла. Цель французов - убедиться в том, что самолет соответствует заявленным характеристикам, изучить возможность его закупки для противопожарных подразделений МВД Франции, оперативно внести корректировку в проект. В мировой практике формирование группы сопровождения проекта, как правило, предвещает закупку авиатехники. Сегодня такую технологию активно используют многие западные фирмы, стремящиеся "привязать" к себе заказчика на самих ранних этапах работы.

Если совместная работа будет успешной, МВД Франции закупит несколько Бе-200 для своих противопожарных подразделений. Ныне они оснащены канадскими самолетами-амфибиями CL-415, однако производительность этих популярных во всем мире машин, по оценке французов, недостаточна.

Среди других потенциальных покупателей - Южная Корея, Израиль, Греция. На авиасалоне впервые прошли переговоры с Ираком о возможной закупке Бе-200.

@@@
Париж и Багдад хотят купить российский Бе-200
Пираты XXI века
Появилась новая транспортная система
Праздник с подмоченной репутацией
Президент Украины запретил демонстрацию высшего пилотажа во время парада 24 августа
Пылесос для северных сияний
Ракетно-бомбовая карусель в горах

Россия и Германия готовы модернизировать МИГ-29

@@ 2001-01-13 / Владимир МУХИН Николай БАРАНОВ



ВЧЕРА в Москве заместитель министра обороны РФ Михаил Дмитриев и посол ФРГ в России Эрнст-Йорг фон Штудниц подписали российско-германское межправительственное соглашение о совместной модернизации и материально-техническому обслуживанию самолета Миг-29 в интересах 3-х стран. Как заявил корреспонденту "НГ" Михаил Дмитриев, это первый в российско-германских отношениях документ, который предусматривает участие нашей страны в модернизации военных самолетов под стандарты НАТО. Соглашение действует на срок до 3-х лет, и если не будет расторгнуто, то будет еще продлено на это время. Стороны, подписавшие документ, оптимистично смотрят на потенциальных клиентов, желающих модернизировать самолет Миг-29. Только в Европе рынок этих летательных аппаратов составляет 120 самолетов. Поэтому возможно, что с помощью ФРГ и РФ пожелают модернизировать свои самолеты Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Словения и ряд других стран. По утверждению Дмитриева, подобные предложения от некоторых из них уже поступали.

@@@
Россия и Германия готовы модернизировать МИГ-29
Россия примет участие в авиационно-космической выставке "Дубай-2007"
Россия теряет авиарынок Центральной Азии
Седьмой беспилотный
Сергей Христианович
Украина скорбит, власть ищет виновных
Хроника войны в Персидском заливе

Цеппелины выходят из оцепенения

@@

Монстры воздухоплавания вновь привлекли внимание ученых, инженеров и… военных

2005-10-26 / Андрей Ваганов







Конгресс США одобрил программу строительства дирижаблей проекта WALRUS HULA (Hybrid Ultra Large Aircraft). Общая стоимость 15 таких воздушных судов, включая обслуживание в течение 30 лет этих 500-тонных гигантов, составит 11 млрд. долларов.

Источник:

Легендарное – пожалуй, можно сказать и так, если вспомнить об определяющем вкладе в создание сети интернет – Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency) объявило о начале разработки программы строительства сверхтяжелого транспортного дирижабля. Проект получил название Walrus («Морж»).

Тактико-технические данные этого будущего монстра воздухоплавания действительно впечатляют: грузоподъемность – от 500 до 1000 тонн, дальность действия – более 22 тыс. км, время пребывания в полете – не менее недели. Для сравнения: самый большой дирижабль в мире – американский «Акрон», летавший в 30-е годы прошлого века, – имел объем 184 тыс. кубометров, нес на борту 5–7 самолетов и перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза, на расстояние до 17 тыс. км без посадки.

Вообще, если посмотреть на историю дирижаблестроения, то, несомненно, расцвет этих летательных аппаратов приходится именно на 20–30-е годы ХХ века. Все было поставлено на широкую ногу: у нас в стране, например, существовала даже специальная правительственная организация – Дирижаблестрой СССР. Но серия катастроф – погибли американские дирижабли «Шенандоа», тот же «Акрон» и «Мэкон», английский «Р-101» и французский «Диксмюде», – казалось, навсегда похоронила саму идею использования этих летательных аппаратов в серьезных проектах…

@@@
Цеппелины выходят из оцепенения
Эволюцию направляет саморазвивающаяся инструкция
Эхо взрыва на "Курске" в Геленджике