"Дежа вю" российской истории

@@

О хорошем царе и плохих боярах

2002-02-19 / Лидия Николаевна Андрусенко - обозреватель "НГ".



Недавно лидер "Союза правых сил" Борис Немцов заявил, что его партия готова исправить серьезную календарную несправедливость в отношении 19 февраля (в этот день 141 год назад в России было отменено крепостное право). По словам Немцова, Россия - единственная в мире страна, которая не считает праздничным день своего освобождения от рабства. Чтобы россияне вспомнили наконец о "ключевом и поворотном" дне в истории, СПС планирует сегодня провести круглый стол, на котором вместе с депутатами Госдумы обсудит, как сделать этот день если и не выходным, то по крайней мере памятным.

Справедливости ради надо заметить, что 19 февраля (а точнее, 3 марта по старому стилю) - дата отмены в России крепостного права, в календаре все же обозначена, так что говорить о тотальном манкуртстве вроде бы не пристало. Другое дело, что ни власть, ни общественные организации никогда не отмечали этот день каким-либо торжественным собранием в Кремлевском дворце съездов наподобие Дня милиции или Дня налоговой инспекции. И это, кстати, показатель того, что на самом деле у нас больше ценится: память об отмененном рабстве или напоминание: "Заплати налоги и спи спокойно".

Но почему же всякая власть в России старалась особо не замечать сей памятный день? Причина, видимо, состоит в том, что наши цари, вожди, генсеки и президенты прекрасно понимали - любой вопрос о свободе в нашей стране чреват для них последствиями. Цари это знали, потому что реформы Александра II были фактически перечеркнуты антиреформами Александра III. Пролетарские вожди это знали, потому что вообще негоже напоминать о царских милостях. Генсеки это знали, потому что, говоря об отмене крепостного права, можно было цитировать только Ленина. Что касается президентов, то каждый из них, сам в той или иной степени выступая в роли Александра-Освободителя, свои шаги ценил куда больше. Если же говорить о народе, то он во все времена знал, что рабство в России не отменено по сей день. И некрасовское стихотворение "У бурмистра Власа бабушка Ненила починить избенку лесу попросила...", написанное в 1855 году, актуально и сегодня, особенно последней строчкой о барине: "Сел в свою карету и уехал в Питер".

Но хотя очередная инициатива СПС направлена на самом деле не столько на исправление исторических ошибок, сколько на поднятие собственного партийного рейтинга, она все равно заслуживает всяческого поощрения. О 19 февраля 1861 года стоит напомнить в первую очередь для того, чтобы власть и общество не забывали о некоторых параллелях истории. О том, например, к чему приводят половинчатые реформы, и о том, чем обычно заканчиваются в России "оттепели". Тем более что 141 год - это не такой уж большой срок. Посчитайте и ужаснитесь: ваш прапрадед был крепостным, то есть рабом, и "выдавливать его из себя по капле" вам придется еще очень долго. И еще общеизвестное: когда в России отменяли крепостное право, в Лондоне открывали первую ветку метро.

Сегодня самое время напомнить новой России, как удивительно она похожа на старую. Слабая, экономически отсталая, потерявшая авторитет и влияние в Европе, но с умным правителем, которого наставлял сам поэт Жуковский: "Владычествуй не силою, а порядком". Накануне отмены крепостного права удалось взять в плен Шамиля и кое-как "замирить" воинствующих горцев. Крепли отношения с США - Россия поддерживала республиканское правительство Линкольна в гражданской войне Америки. Такая дружба привела к тому, что в 1867 году за 7 млн. долл. продали американцам Аляску. Те, кстати, говорили, что это очень дорого.

У Александра II не было своего плана реформирования страны, но он дал возможность обсуждать эту идею в обществе. Правда, царь не смог защитить главного идеолога реформ Кавелина от нападок: его обвиняли в том, что он пишет их по заказу английского премьер-министра Пальмерстона. Ну совсем как нынешние коммунисты обвиняют Грефа в "антинародных реформах" в пользу международного империализма. В Лондоне Огарев с Герценом били в "Колокол", разоблачая российское крепостничество и чиновников и призывая либералов и демократов ни в коем случае не размежевываться. А в России властвовали неокрепшими умами Чернышевский и Добролюбов. Один предлагал "перепрыгнуть" через капитализм и быстренько организовать свой российский социализм, а другой, считая либералов вообще "лишними людьми", мечтал о народной революции.

Подписанный царем "Манифест 19 февраля", давший крестьянам юридическую свободу, стал началом радикальных перемен. Почти одновременно в России начались земская и городская, судебная и военная, финансовая и образовательная реформы и реформа цензуры. Это не сегодня, а тогда был введен общий и мировой суд и присяжные заседатели. Тогда были приняты законы о местном самоуправлении, то есть о земствах. Тогда вводилась гибкая система призыва в армию: единственного кормильца в семье не брали на службу вообще; человек, окончивший гимназию, служил только полтора года, а выпускник университета - полгода. Тогда принимали гласный бюджет, открывали частные школы и ликвидировали государственно-церковную монополию на просвещение.

Но закончилось все очень печально. Реформы застопорились. После отмены крепостного права производительность труда в сельском хозяйстве резко снизилась, а уровень жизни крестьян упал. Начались народные волнения, восстания, их подавления и массовые аресты либералов. Народники-террористы, несколько раз покушавшиеся на царя, наконец его убили, а следующий император Александр III начал проводить "корректировку реформ", то есть закручивать гайки.

@@@
"Дежа вю" российской истории
"Страна понятного завтра"
"У политика должен быть внутренний тормоз"
«Полюса роста» и «мертвые зоны»
«Участие граждан в местном самоуправлении не предусмотрено»
В политике: Мэры навынос
Вертикали не хватает добровольцев

Гранты для доверенных экспертов

@@

Администрация президента наградит политологов-отличников

2008-09-30 / Элина Билевская



Сегодня «Единая Россия» закончила прием заявок от общественных организаций на участие в конкурсе проектов, направленных на развитие гражданского общества. О своем желании поучаствовать в конкурсе заявили и прокремлевские политологи, которым достанется часть грантов, выделенных из государственного бюджета на поддержку НКО.

Конкурс под названием «Проблемы развития современного российского общества» проводится уже второй раз. На поддержку НКО в этом году из государственного бюджета выделено 1 млрд. 500 млн. руб. Распределением средств займутся шесть общественных организаций, перечисленных в распоряжении президента Дмитрия Медведева «Об обеспечении в 2008 году государственной поддержки НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества».

Первым в списке распределителей числится Институт общественного проектирования (ИнОП), занимающийся экспертной поддержкой различных проектов «Единой России». На его платформе функционирует партийный дискуссионный клуб «4 ноября» – либерально-демократической направленности. ИнОПу поручено распределить 7% перечисленной суммы бюджетных средств. На исследование проблем гражданского общества, которым и занимается ИнОП, выделено из общей суммы 100 млн. руб. Остальным пяти «доверенным лицам» досталось больше: «Лиге здоровья нации», к примеру, на пропаганду здорового образа жизни – 320 млн. руб. Впрочем, в прошлом году на проект развития гражданского общества ИнОПу было выделено и того меньше – 60 млн. руб. Конкурсная комиссия посетовала тогда, что из-за нехватки средств не смогла отметить все достойные заявки грантами.

Любопытно, что число участников проекта за год сократилось на треть. С момента объявления конкурса в июне ИнОП собрал всего 120 заявок. Среди соискателей числятся ведущие политологические институты, дружественные администрации президента и «Единой России».

К примеру, Центр политической конъюнктуры, который возглавил на днях бывший заместитель руководителя управления внутренней политики администрации президента Алексей Чеснаков, заявил о том, что хотел бы отслеживать «динамику стратификационных процессов в современном российском обществе (трансформация социальных групп и качество жизни)». Фонд «Центр исследования общественного мнения» предлагает заняться изучением «Состояния реализации конституционных прав граждан в местном самоуправлении». «Центр гуманитарных и политических технологий» планирует дать «Оценку результативности, эффективности и качества деятельности правоохранительных учреждений (милиции)». Общероссийское общественное движение «Гражданское общество» займется «Мониторингом социальной среды класса наемных менеджеров как потенциальной основы для развития гражданского общества в России».

Нет сомнений в том, что эти организации удостоятся грантов. Все они были лауреатами и прошлогоднего конкурса. Фонд «Общественное мнение» получил в прошлом году 1 млн. 738 тыс. руб., общероссийское движение «Гражданское общество» – 800 тыс. руб., Центр политической конъюнктуры – 2 млн. руб.

На этот раз попытать свое счастье решил и Аналитический центр Юрия Левады. В прошлом году центр не успел вовремя оформить заявку, поэтому не был допущен до участия в конкурсе. Зато в этом году он подал сразу три заявки: «Динамика национализма и ксенофобии в современной России», «Телевидение как инструмент формирования социокультурного пространства – проблемы и ожидания», «Проблема качества образования и установка на постоянное образование в современной России». «В этом году мы подали все вовремя и попытались соблюсти все условия и требования конкурса. И, как одна из самых крупных социологических структур, планируем победить. Иначе не стали бы и участвовать», – рассказал «НГ» научный сотрудник Левада-центра Денис Волков.

@@@
Гранты для доверенных экспертов
Да здравствуют невыборы для неграждан!
Дмитрий Аяцков отказался быть "крышей"
Дом без фундамента
Егор Строев: "Идет процесс оглупления регионов"
Ирак может остаться без законодателей
К борьбе за власть готовы

Казань запуталась в мэрах

@@

Нового градоначальника столицы Татарстана поставили на конвейер избраний и назначений

2005-12-06 / Вера Постнова







Шаймиев не выпускает из рук управление разными властными структурами в Татарстане.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Городская Дума Казани в минувшую субботу единогласно избрала руководителем исполнительного комитета муниципального образования «Город Казань» победителя конкурса на занятие этой должности Ильсура Метшина. На заседание Думы и проведение конкурса прилетел из Хабаровска являющийся председателем конкурсной комиссии полпред президента Камиль Исхаков, еще не сложивший после нового назначения полномочия мэра Казани. После голосования Исхаков сразу же подписал с Ильсуром Метшиным контракт. Другими словами, принял его на работу.

Сам Исхаков был в очередной раз переизбран на должность мэра Казани 16 октября. Но уже через месяц получил назначение полпредом на Дальний Восток. После чего главой администрации Казани президент Татарстана Минтимер Шаймиев назначил Ильсура Метшина, который до этого возглавлял другое муниципальное образование – город Нижнекамск и Нижнекамский район.

Однако в связи со вступлением с 1 января 2006 года в силу Федерального закона «О местном самоуправлении» нынешняя должность Метшина упраздняется. Поэтому на прошлой неделе он подал документы на участие в конкурсе на новую должность, которая называется «глава администрации муниципального образования «Город Казань» (с окладом в 60 тысяч рублей в месяц) согласно «Уставу города Казани» и одержал победу.

@@@
Казань запуталась в мэрах
Карту родины перекроят по-новому
Козаку "накинули" еще один год
Кризис в КПРФ отменяется
Кризис на Украине: причины и последствия (2)
Македонии обещают войну
Максюта остался без прикрытия

Медведев успокоил региональных парламентариев

@@

Совет законодателей попросил у правительства денег

2006-07-05 / Виталий Лёзов



Вчера на традиционное заседание Совета законодателей в верхней палате парламента собрались представители региональных заксобраний. Главным событием мероприятия стал доклад первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева. Главный куратор нацпроектов с пониманием относится к критике регионалов в адрес реформы межбюджетных отношений. Он согласился: закон о местном самоуправлении требует доработки. «Я не готов дать легкого ответа, что в течение трех месяцев все пересмотрят и, допустим, сделают какую-то иную пропорцию, но этим надо заниматься», – обнадежил представителей регионов Медведев.

@@@
Медведев успокоил региональных парламентариев
Минус советская власть плюс коррупция
Мосгордума отменила выборы мэра
Муниципалы Урала подводят Госдуму под Конституционный суд
Муниципальная реформа повысит качество жизни в регионах
Мы - не московская партия
Мэров завели в путинскую вертикаль

Не надо ломать Конституцию

@@

Сергей Шахрай считает, что Чеченской Республике противопоказан единоличный лидер

2002-12-27 / Валерий Цыганков "Главный юрист" команды президента Ельцина возвращаться в публичную политику не собирается. Сегодня бывший вице-премьер, профессор МГИМО, доктор юридических наук Сергей Шахрай занимает должность заместителя руководителя аппарата Счетной палаты РФ. В интервью "НГ" один из авторов ныне действующей Конституции России утверждает, что время переписывать Основной закон страны не пришло и вряд ли придет.



- Сергей Михайлович, некоторые политики сегодня утверждают, что Конституции мешает реформам и предлагают ее пересмотреть. На ваш взгляд, это действительно необходимо или поступил некий заказ от власти?

- Год назад президент четко сказал: "Не надо ломать Конституцию". Но все-таки мне кажется, что в 2005 году, а может быть, уже в конце 2004-го будут попытки провести конституционную реформу. В нашей Конституции был специально оставлен довольно широкий "коридор", в рамках которого должна была происходить "взаимопритирка" элементов нового государственного устройства. В условиях острейшей политической борьбы в 1993 году многие вещи просто нельзя было записывать в Основной закон - например, об отношениях Центра и регионов. Кроме того, противостояние законодательной и исполнительной властей приводило к некоторым дисбалансам. Поэтому мы, например, предусмотрели в самом тексте Конституции необходимость принятия полутора десятков конституционных законов в будущем, когда уйдет политическая острота ситуации. И потом эти законы появились.

Сегодня модно говорить об укрупнении субъектов Федерации, ради которого якобы надо поменять Основной закон. Но Конституция изначально содержит необходимые инструменты для решения этой проблемы. Конституционный суд специально разъяснял этот вопрос в деле о толковании статьей 136 и 137 Основного закона. Семь лет назад было сказано: если два субъекта объединяются, то для этого не надо начинать процедуру внесения поправок - достаточно конституционного закона. А название нового субъекта в статью 65 Конституции вносится указом президента. И, кстати, это уже трижды делалось, в том числе и Владимиром Путиным.

Может быть, президент все-таки сломает эту традицию переписывания Основного закона под каждого лидера страны. Ведь в США более чем за двести лет в Конституцию внесено всего лишь двадцать шесть поправок. А она гораздо короче нашей и менее подробна.

- На ваш взгляд, оправдали ли себя семь федеральных округов, созданные президентом как составные властной вертикали?

- Федеральные округа воспринимаются как новая нарезка территории России. Но это не так. Речь идет о представителях президента, которые помогают реализовывать его полномочия в этих территориальных пределах. Это конституционное право главы государства. Но как только эта грань будет нарушена и полпреды выйдут за очерченные рамки, решая вопросы перераспределения власти, денег и территорий, тогда мы получим негативный процесс.

- Но ведь так уже происходит. Полпреды активно пытаются влиять на выборные процессы в регионах, вступают в конфликты с главами местной власти, пытаясь "порулить"...

- Может быть, это пока чисто рабочие моменты, попытка найти баланс. Но если все-таки на уровне округа замкнутся и станут самодостаточными федеральные полномочия, то в этот же момент возникнет угроза Центру, территориальной целостности Федерации. Сама вертикаль власти не может быть самоцелью. Это средство решения экономических и политических проблем. У нас же в результате получилось так, что под сильную идею популярного президента число чиновников растет в геометрической прогрессии. Но проблема в том, что вся эта вертикаль или, точнее, "пирамида" пока стоит вершиной вниз на президенте. И если из-под этой конструкции убрать президента или он поменяет позицию, то мы увидим, что эта вертикаль, как карточный домик, рассыплется. Ведь все эти чиновники держатся на авторитете Путина. Значит, надо "пирамиду" перевернуть и поставить ее основанием на землю. По-моему, президент видит эту опасность и пытается не просто ограничиться словами о вертикали власти, а подвести под работу государственной машины политическую, законодательную и социальную базу.

- Как вы оцениваете работу комиссии Дмитрия Козака?

- Я тешу себя надеждой, что одна из моих аналитических записок президенту тоже внесла маленький вклад в то, что такая комиссия появилась. Деятельность Дмитрия Козака и его комиссии в целом оцениваю положительно. По крайней мере само ее существование говорит о том, что предметы совместного ведения Центра и регионов, на которые так ополчились многие деятели, - не "досадное юридическое недоразумение", а реальное явление жизни федеративного государства. Однако хочу подчеркнуть, что разграничение полномочий - тоже не вечный двигатель. Цель-то в другом. Вот в статье 72 федеральной Конституции записаны предметы совместного ведения Центра и регионов. Но и в комиссии, и в регионах есть такие представители, которые считают: давайте все предметы совместного ведения "распилим" до конца. Законами, указами все пропишем: это - твое, это - мое. Это невыполнимая задача. Но если только представить, что кому-то все-таки удастся ее решить, то конец стране. Самодостаточные регионы, которые мы называем донорами, тут же окажутся отрезанными от нас нашими же усилиями. Мы попытались в Конституцию России вложить модель кооперативного федерализма, основанного на сотрудничестве Центра и регионов, поэтому предметы совместного ведения надо сохранить.

Кроме того, надо полностью исключить обвинения в несоответствии Конституции отдельных положений подготовленных комиссией документов. Например, в Основном законе заложено, что субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти помимо вопросов, закрепленных за федеральным Центром. Действует "остаточный принцип": это федеральное, все остальное - у субъектов. Один из законопроектов построен на другом принципе - в нем предпринята попытка прописать полномочия, которые принадлежат регионам (порядка 40 таких полномочий). Полагаю, что эти полномочия могут быть сформулированы в федеральном законе лишь как рекомендация, но не как императив. Иначе пройдет время, и через Конституционный суд перечеркнут огромную и нужную работу, которая была сделана комиссией.

Далее. Согласно Конституции внутреннее территориальное устройство республик, краев, областей - их исключительное ведение. Проект закона о местном самоуправлении дает основания трактовать его таким образом, что в нем прописано административно-территориальные устройство субъектов. Это не соответствует Конституции и решениям Конституционного суда. Поэтому в законопроекте можно устанавливать модель, ориентир, рекомендации. Я уверен, что в России выращивать местное самоуправление придется еще очень долго. Потому что у нас 14 регионов - доноры, все остальные - реципиенты. Если сохранится такое соотношение бедных и богатых регионов, то деньги на местное самоуправление будут поступать из Москвы. Что это изменит? Ведь местное самоуправление должно осуществляться на свои деньги, под свою ответственность.

- В 1994 году вы провели через Госдуму постановление, рекомендующее власти вести политический диалог со всеми силами Чеченской Республики. Какие рекомендации вы дали бы в нынешней ситуации?

- Это единственный пример, когда в той Думе был принят документ о ситуации в республике, значение которого до сих пор велико. Там была формула: диалог и свободные выборы по итогам этого диалога. Я считаю, что ситуация в Чечне, если оттуда гипотетически убрать федеральные силы, приведет к открытой фазе гражданской войны. Мне кажется, применительно к Чечне приемлемы способы межтаджикского урегулирования, то есть налаживание диалога враждующих сторон - оппозиции и власти. Но в присутствии и под давлением федерального Центра. По сути, речь идет о трехсторонней модели. Этот диалог должен состояться до референдума, чтобы обеспечить легитимность будущей Конституции республики, легитимность выборов.

Чеченской Республике противопоказан единоличный глава, сильная президентская власть. Еще Шамиль говорил, что "у чеченцев нет пьедестала для своих героев". Может быть, Госсовет, парламент. В крайнем случае, если будет президент, рядом с ним должен быть "орган народного представительства", сформированный по принципу представительства населенных пунктов и через них - представителей всех сил в республике. Нельзя создавать конструкцию, которая окажется нежизнеспособной.

- Из данных, получаемых Счетной палатой, вам хорошо известна реальная ситуация в стране. Верно ли утверждение, что в державе царит бардак?

- Да нет, в стране довольно много порядка. Другое дело, что не каждый установившийся "порядок" является правовым. А если серьезно, то ситуация, конечно, непростая, но потихонечку страна выкарабкивается из тяжелых времен переходного периода. Мы по материалам, получаемым СП, видим, что не удалось полностью выполнить обязательства, например, по погашению задолженностей по заработной плате. Видим несовершенство бюджетного процесса, когда львиная доля денег концентрируется в Центре и затем раздается в виде трансфертов регионам. У регионов пропадает стимул работать, расширять налогооблагаемую базу, и страна постепенно может опять вернуться к бартерным отношениям. Это опасная тенденция. Мне кажется, что жизнь нашла оптимальное соотношение - 50 на 50. В федеративном государстве этот баланс позволял бы и Центру проводить сильную политику, и регионы подталкивал бы к саморазвитию.

- Вступив в должность заместителя руководителя аппарата Счетной палаты, вы заявили о намерении подготовить поправки к закону о статусе СП, "чтобы наработанный материал проверок не шел в корзину, а получал юридическую реализацию". Ваши предложения эту корзину миновали?

- Сейчас в Госдуме лежит и ждет первого чтения проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О Счетной палате". Субъектом законодательной инициативы выступил Совет Федерации. Но из того, что мы предлагали, осталось около 40%. Остальные вопросы - это, наверное, дело будущего. Сегодня в стране нет понимания того, что такое внешний государственный финансовый контроль. У нас пока считается нормальным, когда исполнительная власть сама себя проверяет. Между тем весь мир идет по пути создания внешнего контроля независимого от казны. Мне также представляется, что СП может от имени государства сама обращаться в суд и требовать от недобросовестных получателей федерального бюджета возвращение денег в казну.

- Счетная палата - контролирующий орган, однако просматривается и политическая составляющая его действий. Не кажется ли вам, что "убойная" информация СП становится достоянием гласности только тогда, когда требуется урезонить какого-то политика?

@@@
Не надо ломать Конституцию
Нефильтрованное самоуправление
Приморье как зеркало общерос-
Присяжных cдали Лужкову и Матвиенко
Путин заметил недоверие к власти
Саратовский устав троится на глазах
Сдались на милость президента

Сергей Дарькин ополчился на правительство и Госдуму

@@

Приморский губернатор впервые позволил себе критику федерального Центра

2005-09-27 / Игорь Верба







Сергей Дарькин искренне удивлен действиями правительства.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

На выездном заседании комитета по бюджету СФ губернатор Сергей Дарькин впервые за несколько лет подверг жесткой критике действия правительства и Госдумы. Стоимость коммунальных услуг населению в Приморье вырастет на 30%, но эта мера, по мнению приморского губернатора, не изменит положения жилищно-коммунального комплекса из-за роста цен на нефтепродукты.

Решение Госдумы о введении переходного периода на реализацию ФЗ № 131 «О местном самоуправлении» Сергей Дарькин посчитал алогичным и чреватым правовым хаосом: «С этим законом связано еще 160 нормативных актов, в Приморье проведена огромная работа по разграничению полномочий. Для чего нам этот переходный период – непонятно».

Неэффективным назвал Дарькин и механизм распределения средств из федерального фонда поддержки регионов, предусмотренный федеральным бюджетом на 2006 год: «Это просто абсурд, когда увеличение налогового потенциала региона влечет за собой уменьшение объема финансовой поддержки. Деньги должны поступать в первую очередь туда, где экономика работает эффективно».

Что же касается правительства, то здесь Сергей Дарькин выразил недоумение по поводу расчетных прогнозов правительства по темпам инфляции, заявив, что изначально была очевидна нереалистичность прогнозируемой отметки в 7–8%, тогда как региональные бюджеты верстались в соответствии именно с этими правительственными установками.

@@@
Сергей Дарькин ополчился на правительство и Госдуму
Сергей Собянин: "Мы не ведем речь о дележе власти"
Собственность и демократия
Спасать муниципалитеты придется губернаторам
Страсти по Югре
Сущности без надобности
Сызрань выводят на чистую воду

Тер-Петросян пошел на Ереван

@@

Армянская оппозиция надеется взять реванш на выборах мэра столицы

2009-03-17 / Юрий Симонян



Первый президент Армении Левон Тер-Петросян примет участие в выборах мэра Еревана, которые назначены на 31 мая. О своем решении он объявил в воскресенье на совместном заседании политсовета и центрального офиса возглавляемого им оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК). Но шансов увидеть Тер-Петросяна в кресле городского головы практически нет.

Дело не в предопределенности итогов выборов, а в новом законе «О местном самоуправлении в Ереване». Голосование, которое пройдет 31 мая, хотя и называется выборами мэра, на деле является выборами Совета старейшин Еревана. Этот орган состоит из 65 избранников и формируется по пропорциональной партийной системе. Если какой-либо из партий удастся набрать 50% голосов избирателей плюс один голос, то должность мэра автоматически получит первый номер списка победителей. В случае его отказа – второй. Если же такого количества голосов не удастся набрать ни одной из партий, тогда столичного градоначальника внутренним голосованием назначит избранный Совет старейшин.

Таким образом, объявив о решении баллотироваться на пост мэра Еревана, Левон Тер-Петросян, по сути, согласился лишь возглавить список АНК. Как сообщили «НГ» в его окружении, в случае успеха, то есть если АНК наберет 50% голосов ереванцев плюс один голос, первый президент Армении передаст кабинет градоначальника кому-либо из своих соратников.

«Приближающиеся выборы мэра столицы очень важны для Армении – Ереван, естественно, играет важнейшую роль в политической и экономической жизни страны, и АНК рассматривает грядущие выборы как ключевой этап в восстановлении конституционного порядка во всей стране. Именно поэтому первый президент принял решение участвовать в выборах», – заявил «НГ» его пресс-секретарь Арман Мусинян. По словам Мусиняна, если Тер-Петросяну и АНК будет сопутствовать удача, это вызовет цепную реакцию в республике по смене «нынешнего нелегитимного режима».

@@@
Тер-Петросян пошел на Ереван
Три стороны одной медали
Успеть до Нового года
Цугундер и вилы
Электорат шел к урнам нехотя