"Бритиш петролеум" познакомилась с сенаторами

@@

Роберт Дадли выступает за увеличение экспорта нефти из России

2003-04-23 / Константин Фрумкин







Роберт Дадли надеется на долгие годы сотрудничества с Россией.

Фото Reuters

После того как английская транснациональная корпорация "Бритиш петролеум" установила контроль над российскими нефтяными компаниями ТНК и "СИДАНКО", образовалась новая крупная компания ТНК-ВР, которая будет третьей по величине нефтяной компанией в России. Контролируемые новым англо-российским концерном запасы нефти, по консервативным оценкам, составят 5,2 млрд. баррелей. Объемы добычи превысят 1,17 млн. баррелей в сутки, из которых 800 тыс. баррелей будут добывать в Западной Сибири и более 370 тыс. баррелей - в Волжско-Уральском регионе. ТНК-ВР будет контролировать 5 нефтеперерабатывающих заводов и больше двух тысяч бензозаправочных станций в России и на Украине. Соединив бензоколонки ТНК и "Бритиш петролеум", новый концерн станет крупнейшим продавцом автомобильного бензина в Московском регионе.

Вчера руководитель новой компании (а вернее, кандидат на пост руководителя ТНК-ВР от "Бритиш петролеум") Роберт Дадли публично представился российским властям в лице комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. Дадли попытался уверить сенаторов, что приход английского нефтяного гиганта в Россию сулит большие выгоды российской стороне. Мало того, что сумма сделки составляет 6,75 млрд. долл. К тому же "Бритиш петролеум" собирается сотрудничать с Россией долгие годы, и большие возможности британцев будут привлечены к модернизации нефтегазового сектора и созданию инфраструктуры. При этом Дадли заверил, что в модернизации добывающих предприятий будут участвовать российские сервисные компании и производители оборудования. Социальные программы ТНК новые хозяева пока не собираются пересматривать, к тому же компания намерена вкладывать деньги в экологию.

ТНК-ВР контролирует не только действующие добывающие мощности, но еще и неразрабатываемые месторождения нефти и газа в Восточной Сибири, прежде всего Ковыктинское газоконденсатное месторождение. В оценке их перспектив Дадли был осторожен. Проект газопровода до Находки он оценил скорее как нерентабельный, что же касается проекта газопровода в сторону Китая, то его реализация, по мнению Дадли, возможна только в том случае, если за нее возьмутся одновременно правительства России, Китая и Южной Кореи, а заодно и международные финансовые организации. Участие "Газпрома" в разработке Ковыкты Дадли тоже не исключил.

Было, однако, два вопроса, на которые Дадли не смог дать прямых ответов: будут ли новые хозяева компании продолжать характерную для российской нефтянки практику увода прибыли в офшоры и где новая компания будет зарегистрирована - в офшоре или в России. Глава компании смог только заверить, что "Бритиш петролеум" никогда не нарушает законы тех стран, в которых работает.

Самое удивительное, что вопреки нашим политическим обычаям сенаторы не проявили к иностранным инвесторам никакой враждебности. Председатель комиссии, сенатор Михаил Одинцов пожелал Роберту Дадли удачи и заявил, что перспективы у новой компании блестящие, поскольку она возникла в результате крупнейшей иностранной инвестиции в истории России. Даже продажа Аляски, по словам Одинцова, не может сравниться по стоимости с продажей ТНК.

@@@
"Бритиш петролеум" познакомилась с сенаторами
"Кувейтский рай" отложен на потом
"Роснефть" переносит сроки ввода Ванкорского месторождения на середину 2009 года
Бакинская труба дотягивается до Ближнего Востока
В Анголе наступит мир
Газовый конфликт исчерпан
Ирак может остаться без законодателей

Китайцы шантажируют Астану

@@

Одновременно они пытаются диктовать условия российским нефтяникам

2001-02-27 / Сергей Козлов



КИТАЙСКАЯ национальная нефтяная компания (КННК) с июня 1997 года владеет 60% акций АО "Актобемунайгаз" - третьего по залежам нефти месторождения в Казахстане. Все эти три с лишним года китайцы ежегодно экспортировали через Россию около 2 млн. тонн актюбинской нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Взамен владелец Орского НПЗ компания "ОНАКО" экспортировала для АО "АМГ" свою собственную нефть, отгружая ее в портах Новороссийск и Туапсе.

Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную. Нетрудно себе представить, какую прибыль получала КННК все это время на ниве российско-казахстанского сотрудничества в нефтегазовой области.

Но в январе текущего года истек срок действия последнего распоряжения из Москвы, согласно которому АО "АМГ" предоставлялась льгота на экспорт. Актюбинская нефть еще четыре недели поступала на Орский НПЗ по старой схеме, но ее китайские хозяева были оповещены о необходимости переоформления всех договоренностей и лицензий на экспорт. Ситуация стала угрожающей в декабре, когда из Орска в Актюбинск поступили первые предупреждения о невозможности дальнейшего приема нефти.

Однако китайское руководство АО "АМГ" их проигнорировало, и 29 января грянул кризис: Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, перестал поступать в дома актюбинцев газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ. Областной бюджет начал нести огромные убытки. В конце концов они достигли 4 млн. долл.

События между тем развивались более чем странно. Аким (глава администрации) Актюбинской области Аслан Мусин и первый вице-премьер казахстанского правительства Даниал Ахметов сделали заявления, что не могут наладить контакт с представителями КННК в Актюбинске и взаимодействие с ними для ликвидации последствий кризиса. О происходящем в Казахстане китайцев пришлось оповещать в Пекине.

И создавалось впечатление, что кроме них убытки понесли буквально все: и Орский НПЗ, из-за того, что не мог в течение почти двух месяцев принимать сырье российских поставщиков, и компании, транспортирующие сырье, не говоря уже об Актюбинской области и бюджете Казахстана. Разбираться же в этой ситуации вынуждены была Астана, Москва и казахстанские региональные власти. В результате представителей КННК все же усадили за стол переговоров с руководством Тюменской нефтяной компании, которой сегодня принадлежит компания "ОНАКО", и соглашение о возобновлении поставок нефти было достигнуто. Правда, на уже совершенно иных условиях, без прежних льгот и с твердым графиком поставок нефти из Казахстана, который китайцы ранее постоянно срывали.

Возвратившись из Москвы после переговоров в Актюбинск, руководители АО "Актобемунайгаз", по настоянию казахстанских властей, все же дали пресс-конференцию, во время которой обвинили в произошедшем российскую сторону. По выражению заместителя генерального директора объединения Пэй Цзяньшеня, Орский НПЗ отказался принимать нефть из-за того, что ТНК вдруг принялась "качать свои права". Китайцы также заявили, что отстаивали на переговорах не только свои интересы, но и всего Казахстана, тогда как россияне всячески стремились эти интересы ущемить…

Однако сам ход событий показывает, что интрига здесь была подстроена отнюдь не там, куда указывали китайские товарищи, ибо вся история приватизации АО "Актобемунайгаз" и работы здесь нефтяников из КННК сопровождалась очень многими, мягко говоря, необъяснимыми деталями.

Достаточно сказать, что продажа китайцам в 1997 г. шестидесяти процентов акций АО "АМГ" предусматривала с их стороны некий пакет обязательств, в число которых, например, входило и строительство трубопровода из Западного Казахстана в КНР. Сегодня этот вопрос практически снят с повестки дня и нефть доставляется туда железнодорожными цистернами. Кстати, во время описываемого нами кризиса, объем поставок сырья из Актюбинска китайским потребителям не только не снизился, а, напротив, возрос - спешно отгружалась и добываемая нефть, и заполнявшая долговременные хранилища.

Но, пожалуй, самое главное, касается инвестиционной программы КННК, которая была предусмотрена при продаже ей акций объединения. Китайцы ее просто не выполняли и не выполняют. К примеру, в 1998 году она была реализована лишь на 85,4%, а в 1999-м вместо предусмотренных договором 117,4 млн. долларов КННК инвестировала в предприятие лишь 70 млн. долл.

Любопытна ситуация и с экспортом нефти из Актюбинской области. В 1999 г. ее здесь было добыто 2,3 млн. тонн, из которых 400 тыс. тонн по железной дороге вывезено в Китай. В прошлом же году добыли 2,5 млн. тонн - что также является явно недостаточным объемом для такого крупного месторождения.

Недовольное такой работой, казахстанское правительство решило ввести в число акционеров объединения еще одну, но теперь уже западную компанию путем передачи ей в управление 25% госпакета акций. Этим-то, по мнению очень многих казахстанских специалистов в области нефти, и были вызваны столь неадекватные действия КННК: с одной стороны - "наказать" российских партнеров и продемонстрировать им, что они и вовсе могут лишиться поставок из Казахстана, с другой - поставить на место официальную Астану.

И только скоординированные действия представителей казахстанского и российского правительств, между которыми есть соглашение о поставках нефти из Актюбинска, способствовали на этот раз урегулированию данного конфликта.

Но какие еще сюрпризы могут в будущем преподнести обеим сторонам китайские товарищи - можно только догадываться, учитывая то, что в Казахстане к ним относятся с чувством, напоминающим мистический ужас.

@@@
Китайцы шантажируют Астану
Кто обеспечит сырьем МНПЗ?
Между двух огней
Миротворческая миссия Сечина
На пороге нефтяного бума
Не повторять ошибок
ОПЕК и Россия диктуют цены всему миру

Освоение углеводородных запасов Восточной Сибири необходимо и неизбежно

@@

У России появляется уникальный шанс создать в странах Тихоокеанского региона новый газовый бизнес того же масштаба, что в Европе

2005-03-22 / Евгений Богомольный - доктор экономических наук, профессор, действительный член Международной академии минеральных ресурсов, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ.



В настоящий момент основные месторождения нефти и газа, дающие большую часть российских объемов добычи углеводородного сырья, расположены преимущественно в Западной Сибири. Восточная Сибирь, будучи регионом, сосредоточившим огромные запасы сырья, все еще ждет своих недропользователей. Сейчас месторождения нефти и газа на востоке нашего государства не разрабатываются. Чтобы их использование стало государственной задачей, нужно принятие комплекса очень сильных и взаимоувязанных решений. Мы ничего не добьемся, разрешая какие-то локальные проблемы, разрабатывая отдельные месторождения. Положение дел требует комплексных подходов и решений.

@@@
Освоение углеводородных запасов Восточной Сибири необходимо и неизбежно
Основной инвестиционный ресурс
Пиво, сахар и космос
Праздник у чужого нефтяного фонтана
Премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев: "Мы должны решительней двигаться по пути интеграции"
Продайте Аляску назад!
Российская экспансия на Шпицберген неизбежна

Российские автономии: между федерацией и унитаризмом

@@

Государство, выстраиваемое как централистская структура, обречено воевать само с собой

2002-09-11 / Владимир Павлович Таштамышев - председатель Межпарламентской ассамблеи российских республик и автономий. Совершенно очевидно, что в числе причин межнационального напряжения в современной России не последнее место занимают экономические проблемы. Во-первых, голодное брюхо всегда ищет виновника своих бед. Во-вторых, впечатление такое, что Центр в основу своей национальной политики положил известный принцип "разделяй и властвуй".



Проблема, загоняемая вглубь

Покидая Кремль, Борис Ельцин сказал Владимиру Путину многозначительную фразу: "Сохрани Россию". Она не утратила актуальности и сегодня. Москва боится потерять важные экономические зоны, богатые ресурсами регионы, благодаря которым сегодня с нею еще считаются в мире, верят в возврат ранее выданных кредитов. Именно под сырье автономий выдавал и обещает в дальнейшем давать валютные кредиты Запад. Вот почему идет борьба за сохранение Чеченской Республики в составе России. Властям оказалось легче сровнять мятежный регион с землей, чем пойти на диалог, принять компромиссные для обеих сторон решения. На примере Чечни Москва хочет показать республикам, где их место. Но проблема-то в целом не решена. Ее просто загоняют вглубь. И ни у кого нет уверенности, что завтра на месте Чечни не окажется любая другая автономия. Особого повода для этого Центру не надо. Уже сегодня он заявляет о своих претензиях к некоторым республикам, Конституции и законодательные акты которых не согласовываются с федеральными. Но не допустить повторения Чечни - наша общая задача. Тем более что вновь национальная политика ведется без учета интересов коренных жителей автономий, территория которых составляет добрую половину России. А ведь предлагаются и варианты, исключающие автономный статус российских республик и округов, лишающие их суверенитета. Эти регионы хотят уравнять с обычными российскими областями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: Россия разделена на 7 федеральных округов, поглотивших и автономии. Теперь хозяйствовать на своей земле будет не коренное население, а Москва в лице представителей президента, наделенных чрезмерными правами и возможностями, опорой которым на местах стали военные округа и укрупненные спецслужбы.

В правительстве нет людей, защищающих права нацменьшинств. Упразднены Госкомсевер, Министерство по национальной политике. И это не случайно. С осени 1996 г. в России начал реализовываться основанный на опыте аборигенов Канады проект по оказанию содействия непосредственному участию коренных народов российского Севера в процессах принятия решений на международном, национальном, региональном и местном уровнях по всем вопросам, касающимся их повседневной жизни. Рассчитан он был на три года. Но некоторые руководители сырьевых автономий посчитали его вмешательством в свои полномочия и информировали об этом Москву. Тем более что в этом проекте предусматривалось участие государственных органов, в первую очередь Госкомсевера и Министерства по национальной политике. Результат известен. Одновременно в Думе В.Жириновский и другие политики позволяют себе шовинистические высказывания. Национальный вопрос сегодня определяется созданием образа врага, замалчивается реальная историческая фактология - а ведь вхождение современных субъектов РФ в состав России не всегда было добровольным. Мы забыли, что на пространстве от Кавказа до Чукотки, кроме русских, есть другие народы и что основу федерации составляют национальные автономии и республики. Ошибка Ельцина была в том, что он этого не обговорил, законодательно не утвердил структуру федерации. К сожалению, этого не сделано до сих пор.

То, что федеративную природу современной России определяют не области и края, а национальные республики и автономии, - принципиальный политический момент, отличающий РФ от других государств с федеративным устройством. Непонимание его чиновниками приводит к тому, что государство воюет само с собой. Безграмотные законы и указы Центра провоцируют сепаратизм, в основе которого лежит пропаганда второсортности тех или иных народов страны. Вдобавок государственная политика в этом смысле подкрепляется массированной пропагандой СМИ, направленной против малочисленных народов, по отношению к которым за последние годы достаточно успешно ввели в общероссийский лексикон такие понятия, как "лица кавказской национальности", "чурки", "духи", "черные" и т.д. В свою очередь, в традиционно русских областях как протест местных элит против ограничения их самостоятельности возникает тенденция к регионализму.

Титульным народом России, естественно, является русский этнос, но Россия как империя прирастала провинциями. История вхождения народов в состав России в течение последних трех столетий при всей разности причин и политических предпосылок имеет одну общность: договорную основу.

Отдавая в империю себя, свое национальное имущество, территорию, народ, в свою очередь, требовал от России и некоторых обязательств: например, не заселять аборигенные земли пришлыми, если на это не будет согласия коренных владельцев территории; предоставить последним право пользоваться земельными богатствами и т.д. Борис Ельцин, принимая власть в демократической России, эти договорные условия не пересмотрел, поэтому они остаются основополагающими в территориально-административном устройстве России. Безусловно, независимо от политических решений народы мигрируют, обживают новые места. В советский период великое переселение народов резко изменило этнический состав автономий, и ратовать сегодня за чистоту аборигенного населения на исторически коренных землях - политическое безумие. Речь идет об уважительном отношении к автономиям. Особенно обидно населению сырьевых регионов, которое дотирует, кормит других, но живет все хуже и хуже. Расположенные там месторождения нефти и газа практически наполовину выбраны. В казну только от продажи нефти ушло около 2 трлн. долл. А коренные народы до сих пор ютятся в неприспособленных жилищах, передвигаются на оленьих упряжках. И планомерно изгоняются со своих исконных территорий эксплуатационниками-временщиками. "Газпром" и нефтяные компании имеют свои санатории, в которых отдыхают их сотрудники, а коренное население, чьи земли они подвергают разрушению, медленно вымирает. Только за последние десять лет население малочисленных народов российского Севера, Сибири и Дальнего Востока сократилось на 60%. Если в 1989 г. 36 коренных народов этих регионов насчитывали 260 тыс. человек, то в 2000 г. - 155 тыс. После разработки месторождений почва не плодоносит, олени лишаются корма, и, чтобы сохранить стада, аборигены-оленеводы уходят все дальше на север. Сегодня самая высокая смертность и безработица в России - в северных национальных республиках и автономиях: на 10-25% выше, чем в других субъектах РФ. Новые капиталисты считают, что ханты, манси, эвенки, чукчи, ненцы потенциально не способны заниматься промышленным трудом. Пусть, мол, разъезжают на своих оленях. Отсутствие куска хлеба, уверенности в завтрашнем дне, элементарной социальной защищенности приводит эти народы к деградации, они спиваются, нередки самоубийства. В то время как русские, проживающие в автономии, довольно свободно передвигаются по территории России в поисках работы, северянину-аборигену при существующих жестких правилах перемещения податься некуда. Если он чувствует себя изгоем на родной земле, то какой прием ждет его на просторах России?

В таком случае неизбежно возникает вопрос: кто в доме хозяин? Почему на территориях автономий, где сегодня сосредоточены все основные природные богатства, беспардонно властвуют любители легкой наживы?

Чиновная слепота

Меньшинства согласились жить вместе в расчете на добропорядочные отношения, помощь друг другу, справедливое распределение доходов, но оставаясь на своей земле истинными хозяевами. Впрочем, на таких же условиях строился и ушедший в небытие Советский Союз - но все это оставалось лишь на бумаге. Не в лучшем положении находятся сегодня и российские автономии, по-прежнему ограниченные в своем самоуправлении. Все важнейшие для них политические и социально-экономические вопросы решаются не на местах, а в Москве. Более того, руководители автономий, пытающиеся реально влиять на жизнь своего народа, сразу же получают по рукам, и на них вешают ярлык сепаратистов. На моей родине, в Республике Алтай, единую народность - алтайцев, насчитывавшую в недавнем прошлом около 85 тыс. человек, год назад разделили по секам (родам) тубаларов, кумандинцев, челкарцев, телеутов, теленгитов и в таком виде занесли в реестр малочисленных народов России. Естественно, численность каждого рода меньше 50 тыс. Для московских изобретателей этот факт стал основой для подготовки обоснований ликвидации республики. Ухудшилась и морально-психологическая обстановка в этих родах. Люди попросту перессорились из-за дележки дотационных грошей. Надо отдать должное руководству Алтая. По инициативе бывшего заместителя председателя правительства, ныне министра культуры И.И. Белекова было принято решение на предстоящей переписи указывать единую национальность - алтаец. Хотя, я думаю, при существующей национальной политике скоро и это понятие станет неактуальным. Мало того, что идет нивелировка национального менталитета, но и предпринимаются вполне конкретные шаги для растворения малочисленных народов в славянском этносе. На севере идет повсеместно насаждение казачества, даже в тех районах, где их исторически никогда не было. Например, казаки не дошли до земель нынешней Тувы, а сейчас в республике казачьи формирования официально сотрудничают с правительством, при этом ущемляются интересы собственно национальных организаций, зато всячески поддерживаются объединения славянского толка. Широкую деятельность в Туве развернул Российский Славянский собор, штаб-квартирой которого стало здание правительства. В Хакасии с подачи губернатора Лебедя закрыт народный совет Чон Чоби (сейчас этот вопрос обжалован его лидерами в Верховном суде), но откуда-то находятся деньги на славянское движение. Республиканская газета "Хакасия" выходит со вкладышем "Православный листок", который, впрочем, и листком не назовешь - он имеет формат самой газеты.

Кстати, еще один настораживающий факт - исключение из переписи графы о языковой принадлежности. Подобная акция является нарушением Конституции РФ, которая признает указание собственной национальности правом человека. Кроме того, в ст. 6 Закона "О Всероссийской переписи населения" имеется положение об указании гражданами наряду с национальной принадлежностью и родного языка, в том числе и русского как государственного. Излишне доказывать роль родного языка в национальной культуре народа. И лишение этноса возможности открыто определять свой родной язык является первым шагом на пути к разрушению его менталитета. Российское чиновничество плохо представляет политические последствия этой деструктивной акции, которая лишила народы России права зафиксировать свою языковую принадлежность.

Видимо, кремлевские стратеги спешат таким образом построить гражданское общество по типу унитарного государства. Но в данном случае надо учитывать, что те же Соединенные Штаты создавались пришельцами-иммигрантами. И на чужой земле они все были в равном положении. У нас другая ситуация. И население к такому нововведению пока не готово. К тому же вряд ли нынешний властный аппарат, пришедший из коммунистического прошлого, сможет без ущемления провинции создать демократические равноправные анклавы. Уже сейчас в некоторых национальных регионах под ширмой демократических выборов идет замена руководителей коренной национальности на московских пришельцев. В таких регионах, как Ханты-Мансийская и Таймырская автономии, Чукотка, Ямало-Ненецкий, Эвенкийский и Ненецкий округа, Бурятия, Алтай, Хакасия, Республика Коми, Карелия, и многих других руководители не представляют титульную нацию. Одним словом, и здесь зреет серьезная проблема.

Конечно, причины экономической несостоятельности многих регионов кроются не только в "пришлости" их руководителей. Сказывается, например, нежелание или неспособность Центра обеспечить работу тех отраслей, которые могли бы принести регионам прибыль. Так, в экономике Кабардино-Балкарии до cих пор не занял достойное место горнолыжный район мирового масштаба - Приэльбрусье. При нормальном развитии этого курорта работу получили бы тысячи людей, а в федеральную и республиканскую казну пришли бы немалые деньги. С другой стороны, трудно понять, почему местному правительству не удается реанимировать единственный в своем роде вольфрамо-молибденовый комбинат, который во времена Союза работал на космическую и оборонную промышленность. Мешает и такая экономически абсурдная ситуация, когда субъект Федерации не связан с соседним субъектом магистральными трассами. Так обстоит дело у Республики Алтай с Тывой, Хакасией. Китай предложил проложить в республику прямую железнодорожную ветку, но это не в компетенции региона, а Центр на такой проект денег не дает. А ведь железная дорога в Китай через алтайские земли принесет большие экономические блага всему региону - прежде всего дешевые товары и получение налоговых доходов. К тому же расстояние от Тюмени до Китая через Алтай в два раза короче, чем через Восточную Сибирь. Та же проблема существует относительно Казахстана: если это суверенное государство связать с Россией через Алтай, существенно снизились бы издержки при российско-казахстанской торговле. Осуществление этих проектов могло бы вывести Республику Алтай из дотационного состояния. Увы, все подчинено централизации власти и сбору максимальных налогов с регионов. Но так дотационные субъекты никогда не выберутся из долговой ямы. Уж не организуется ли финансовая несостоятельность сверху, чтобы свести на нет самостоятельность автономий и их титульных народов?

Выходит, мы объявили себя федерацией, которая в отличие от унитарного государства предоставляет гораздо больше прав регионам, а на самом деле субъекты, образующие федерацию, не имеют рычагов влияния на экономические и политические решения Центра. Не надо быть политиком, чтобы прийти к выводу, что золотой запас страны, ее недра и все государственное имущество принадлежат всей федерации в целом. Но до сих пор отсутствует закон, определяющий, каким образом в контроле над распределением этих ценностей участвуют регионы. К тому же между самими субъектами не существует договорных отношений.

В последнее время в политической жизни страны явно просматриваются тенденции к авторитарному управлению государством, игнорирование интересов национальных автономий, централизация власти в Москве. Назревает конфликт, бунт автономий. Уже началось формирование муниципальных образований внутри федеральных округов. Это приведет к тому, что многие области, республики будут преобразованы. На наш взгляд, реформу государства следует начать с административного устройства: с сокращения расходов на содержание бесполезных госструктур, дробления предприятий-монополистов и создания альтернативных им хозяйственных структур, что должно устроить большинство регионов. Необходимо, чтобы в случае просчетов и ошибок центрального государственного аппарата население автономий, как и других регионов, было максимально защищено. Эта мысль должна стать краеугольным камнем государственной внутренней политики России. Давно назрела необходимость привести структуру и количественный состав государственного аппарата в соответствие с идущими в обществе демографическими процессами. Население России сейчас уменьшается, теряя ежегодно до миллиона человек. А управленческий аппарат на этом фоне все больше раздувается. Бюджетно-финансовая, налоговая и законодательная деятельность федеральных ведомств должна строго опираться на предложения региональных правительств и государственных собраний. Возможно, необходима разработка таких форм законов, которые позволят регионам с учетом местных условий вносить необходимые изменения, дополнения в так называемые рамочные законы. Опыт прежних лет показывает отрицательное влияние чрезмерной централизации власти на жизнь в стране.

Экономический интерес или сила?

Существует проблема возвращения в страну капиталов, выведенных за границу. Почему бы не взять за основу казахстанский опыт и, вместо того чтобы облагать налогом возвращенные суммы, не направить их в регионы под нормальный европейский процент в виде кредитов на реализацию конкретных региональных и межрегиональных производственных проектов сроком на 10 лет? Сейчас самый благоприятный период, когда можно сделать это.

Можно было бы отдельные дотационные районы, где нет крупных залежей природного сырья, для подъема экономики освободить от налогов на четко выверенное инвестиционное время (не менее 10-15 лет). Такие прецеденты существуют в мире. В Тунисе нет природных ресурсов, но, чтобы народ не уезжал из страны в поисках работы, президент принял решение отменить налоги для иностранных инвесторов, которые будут создавать производства для тунисцев, и за короткий срок капиталовложения пришли.

Необходимо создать своего рода межрегиональный институт по подготовке резервных кадров. Растить новую политическую и хозяйственную элиту - важнейшая задача. В СССР существовал резерв национальных кадров. За годы перестройки и демократизации мы забыли о необходимости формирования национального управленческого аппарата. В республиках дорабатывает свое старый партийно-хозяйственный актив.

Было бы разумно ликвидировать Госсовет, тем более что его функции законодательно не прописаны. Минимум наполовину можно было бы сократить нынешний аппарат администрации президента и правительства. Если скромен по масштабам России государственный бюджет, то умеренными должны быть и затраты на содержание управленческого аппарата. Большую пользу принесло бы создание государственно-общественного консультативного органа регионов, в который вошли бы некоторые старейшины, бывшие руководители, парламентарии автономий. Подобный опыт есть в Великобритании, где большую роль в управлении государством играет межрегиональный государственный орган - Объединенный комитет министров.

Нужна взаимоувязанность региональных экономик. Для этого можно было бы политически безболезненно, на основе добровольной взаимовыгодной договоренности провести присоединение малонаселенных районов. Подобная практика апробирована в Казахстане - там в интересах экономической целесообразности объединили несколько областей. Автономные регионы могли бы объединиться на определенных условиях в Поволжье, Южной, Восточной Сибири и на Севере. В сущности, многие смежные субъекты решают общие вопросы, включая глобальные. Через 30 лет в условиях всемирного потепления многие северные автономии просто зальет водой. Надо объединять усилия для решения общих проблем. В Сибири есть районы с благоприятным климатом - их надо обживать. На Чукотке обнаружены газ и нефть, но нужны инвестиции для их разработки. Во всех подобных случаях требуется объединение бюджетных ресурсов регионов.

В разработке оптимальной модели управления государством необходимо участие множества профессионалов, и прежде всего этнических аборигенов, знающих и болеющих за интересы своих народов, способных решать важнейшие вопросы на государственном уровне. В этих целях Межпарламентская ассамблея российских республик и регионов готова организовать круглый стол с участием представителей автономий Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Испании и других стран для выработки концепции государства, из которого ни один народ, ни один субъект Федерации не хотел бы выходить.

Следует сдержаннее относиться к предстоящей реформе административного устройства и возможным поправкам к Основному закону страны. Нельзя забывать, что федерация в отличие от унитарного государства представляет гораздо больше прав регионам. И этим надо умело пользоваться, а не слепо соглашаться с любыми предложениями московских политических конструкторов. Так, по одному из последних кремлевских проектов Россию предлагается разделить на 45 областей и 8 автономных республик, ликвидировав национальные округа, края; значительная перекройка административных регионов планируется при этом на Северном Кавказе. Между тем в цивилизованных государствах, откуда мы черпаем опыт, единодушия на эту тему нет. В США законодательства штатов разнятся. Но ни конгресс, ни президент не устраивают разборки властям этих штатов, не требуют от них наведения порядка. Потому что они верны главному - Конституции, которая не меняется с приходом очередного хозяина Белого дома. И замечу, выполняется всеми без исключения, в том числе и властями. В ФРГ никто не паникует и не грозится в адрес Баварии, отказавшейся ратифицировать Основной закон. Практика подсказывает, что законодатели пойдут на компромисс и приведут текст в соответствие с замечаниями жителей этой земли. По-другому такие вопросы здесь не решаются, потому что это нормальное демократическое государство. Сила в данном случае - признак слабости, недалекости.

@@@
Российские автономии: между федерацией и унитаризмом
Черное золото не иссякнет и через 100 лет
Экономическая подоплека антитерроризма