"Единая Россия" отучит говорить "сникерсни"

@@

Партия власти озаботилась духовным миром молодежи

2008-06-11 / Игорь Романов



Государственно-патриотический клуб (ГПК) «Единой России» вплотную взялся за духовно-нравственное воспитание молодежи. Вчера представители клуба предложили Министерству образования запустить в школах серию учебных фильмов, рассказывающих о символах российской государственности.

Единороссы очень надеялись, что презентацию фильмов, посвященных соответственно флагу, гимну и гербу России, почтит присутствием министр образования и науки Андрей Фурсенко, однако он ограничился делегированием своего заместителя Юрия Сентюрина. В течение десяти минут с экрана пересказывалась история военных побед России, начиная со времен Киевской Руси. Флаг в фильме ассоциировался исключительно с военным стягом, водружаемым над повергнутым противником. Партийные деятели вслушивались в голос рассказчика, победоносно вскинув головы и излучая волны патриотизма. К разочарованию журналистов повествование остановилось где-то на допетровских временах, и никто так и не увидел, как царские «регалии» постепенно трансформировались в президентские.

Обсуждение увиденного было долгим и плодотворным. Настрой медведей-патриотов лучше всего продемонстрировал первый заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Дмитрий Саблин, которому не понравилась излишняя мягкотелость изложения. «Нужно показать те примеры, когда люди за спасение знамен отдавали свои жизни и не задумывались – жить или не жить? – советовал парламентарий. – Чтобы дети усвоили: если поднимается или вносится знамя, то каждый человек должен встать. Когда звучит гимн России, даже если слышишь его по телевизору, ты должен встать». Руководитель ГПК Ирина Яровая отметила что, тема госсимволов неразрывно связана с образованием: «Результаты сдачи ЕГЭ показывают, что наши дети знают английский язык лучше, чем русский. Это очень тревожная информация, потому что интернационализм – это любовь к другой стране, а патриотизм – любовь к своей». Выступление Яровая закончила новым глубокомысленным изречением, апеллирующим к глубинному патриотизму подрастающего поколения: «Наша общая задача – сформировать знание своей истории. Любовь, основанная на незнании, не может быть любовью истинной, которая влечет в дальнейшем какие-то серьезные поступки».

Другие представители клуба также высоко оценили качество произведенной собственными силами видеопродукции и предложили подумать, как выработать общественный заказ на целую серию подобных фильмов. «То, что в преддверии Дня России появляется такой материал, это принципиально важно, потому что сегодня отношение к символам резко изменилось, – констатировал председатель комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций Сергей Попов. – Гордость за наши основные символы проявляется буквально на глазах. Молодежь поет гимн не только на спортивных мероприятиях, но и во многих других случаях. Люди гордятся нашим флагом и активно его используют». Многократная олимпийская чемпионка Ирина Роднина поделилась трагичными воспоминаниями о страшном периоде, когда российские спортсмены выступали без флага, гимна и прочей символики: «Плакали даже мужчины. Тяжело, когда ты стоишь и никому не нужен, когда поднимают флаг, который к тебе имеет мало отношения». При этом бывшая спортсменка опровергла мнение тех, кто считает, что текст нового гимна России «не очень изысканный». «Если перевести американский гимн, то выяснится, что мы гораздо выше стоим», – подчеркнула Роднина.

Наконец с дискуссией покончили, и все три фильма были вручены представителю Минобрнауки. Последний выглядел очень взволнованным, но все-таки указал на существенные недостатки патриотической продукции. К примеру, на несколько старомодную и официозную подачу материала. По российскому телевидению, напомнил Сентюрин, сегодня идут фильмы, посвященные истории государства, и там очень широко применятся компьютерная графика: «Здесь у вас рисованные картинки, а там картинки живые. Стоит учесть, что детская аудитория привыкла к компьютерным играм». Что касается использования этих фильмов как учебных материалов, на что так уповают единороссы, то с точки зрения недавно принятого законодательства это невозможно. «Под определение учебника они не попадают, под определение учебного пособия тоже», – развел руками Сентюрин, но не исключил, что фильмы все-таки могут попасть в школы в случае отмашки. Что это за отмашка и кто ее должен дать, он не пояснил. Со слов Яровой можно было понять, что штурмовать учебные заведения любой ценой единороссы не будут и готовы ограничиться показом фильмов на российском телевидении в преддверии учебного года.

@@@
"Единая Россия" отучит говорить "сникерсни"
"Компетентностное слабоумие"
"У нас перепроизводство специалистов с высшим образованием"
"Я, конечно, консультировался с администрацией президента"
100 ведущих политиков России в 2004 году
«Искусственные барьеры надо снять»
Андрей Фурсенко посетовал на демографию

Архивариусы в условиях рынка

@@

Проректор РГГУ Валерий Минаев не знает, как выжить при новой схеме финансирования

2002-07-31 / Наталья Савицкая Экзамены у абитуриентов позади. Приемные комиссии могут спокойно вздохнуть, а ректоры - вновь отвечать на звонки знакомых. В некоторые вузы страны в этом году принимали по итогам "единого экзамена". В Москве, за малым исключением, - "по-старому". Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) - "исключением" пока стать не торопится. Эта высшая школа в пику ориентированным на коммерческий успех учебным заведениям готовит архивариусов и музейных работников. Здесь на нескольких этажах разместилась библиотека в миллион книг. И как при этом вуз умудряется выживать, чужому уму непостижимо. Расспросим обо всем этом подробней проректора РГГУ Валерия Минаева.



- Валерий Владимирович, начнем, пожалуй, со вступительной кампании-2002. Тенденции, особенности, разочарования...

- Нынешняя кампания удивила меня тем, что изменилось соотношение иногородних и московских студентов. Ранее это выглядело - 10% и 90%, ныне - 30% и 70%. Одна из тревожных тенденций: с каждым годом ухудшается качество подготовки, особенно у тех школьников, которые приходят к нам из обычных школ. В прошлом году мы проанализировали ситуацию и решили, что завысили требования. Тотчас же созвали компетентную комиссию, и уровень заданий несколько снизили. Но, увы, на ситуацию это никак не повлияло.

- Упал ли конкурс в вуз?

- Он возрос. Мы еще подогрели интерес к себе тем, что открыли новые специальности: "социология маркетинга", "международные отношения", "клиническая психология" и другие. Наша материальная база и наш профессорско-преподавательский состав позволили нам это сделать.

- Новые специальности открываются за счет бюджета?

- Если быть предельно точным, за счет перераспределения бюджетных средств. Количество человек на курсе 820 (уже на протяжении ряда лет), и ни одного места дополнительно. На специальность набираем не больше 15-17 человек. Оставшиеся 25 мест в группе добираем платниками.

- Вокруг приемной комиссии всегда очень много шума. Со списками из газет, в каком вузе сколько "берут", вы, наверное, уже ознакомились и свою "цену" знаете. Как боретесь со взятками и боретесь ли вообще?

- Мы ввели такую практику, что в нашей приемной комиссии работают преподаватели из других регионов. В этом году к нам прибыла группа из филиала нашего института в Воронеже. Экзаменационные материалы мы заказываем в других коллективах. Доступ к билетам имеет ничтожно малое количество людей. Но репетиторство наших преподавателей, очевидно, процветает. Только едва ли это можно считать формой взятки. Ведь эти преподаватели не имеют влияния на членов комиссии.

- Если поступление зависит от уровня подготовки абитуриента, то, может, имеет смысл для сельской молодежи открыть что-то типа "рабфака", который успешно функционировал еще несколько лет назад? На таких факультетах молодежь, не имеющая хороших знаний, могла восполнить свои пробелы.

- У нас есть факультет довузовской подготовки, но он мало имеет общего с "рабфаком" прошлых лет. Работаем мы и с "подшефными" - школы, в которых по договоренности с нами открыты лицейские классы. Выпускные и вступительные экзамены в этих классах совмещенные. Зачисление - в апреле. Таким образом, мы готовим себе гуманитарно ориентированный, одаренный контингент студентов.

- Но министр образования Владимир Филиппов высказался однозначно относительно "привузовских" школ. Они разрушают принцип равнодоступности образования.

- И я способен понять министра. Он должен мыслить в масштабах всей страны. Мы получили приказ, по которому с будущего года этих совмещенных экзаменов не должно быть. Но... будут или нет совмещенные экзамены - вопрос для нас вторичный. Хорошего студента все равно надо готовить со школьной скамьи. Наши преподаватели иначе относятся к ребятам, помогают им быстрей адаптироваться к вузу.

- Что будет с вами во время демографического спада?

- Идеальная ситуация для сильного вуза. Все будут бороться за абитуриентов, и престижные вузы, к которым мы себя относим, пострадают меньше других.

- Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) вам интересны?

- Здесь очень много неясностей. ГИФО оценены сегодня в 10 тысяч рублей, себестоимость обучения в нашем вузе примерно - 1300 долларов, а государство сегодня дает 700 долларов за студента. Вот и считайте. У меня не получается. Сейчас мы приспособились к рынку. И если платного образования в таком виде, в котором оно существует сейчас, не будет, то как мы будем существовать - непонятно. Как мы будем содержать нашу библиотеку в миллион книг - мне пока тоже неясно.

- Так устроено, что студент, который может платить за свое обучение, все равно участвует в конкурсе на бюджетное место.

- У нас иначе. Для платных студентов мы устраиваем другой конкурс. Бьются за бюджетные места те, у кого не так много денег.

- Но тогда вас могут упрекнуть, что вы набираете себе заведомо слабый контингент.

- Чтобы заработать человеку в такой стране, как наша, надо обладать определенным уровнем интеллекта и деловой хваткой. Мало того, что наши "платники" имеют весь этот генетический запас, они еще и получают, как правило, приличное школьное образование. Их родители, как правило, не экономят на образовании своих детей.

- Госзаказ на специальности для вас приемлем?

- Основная концепция института такова: мы удовлетворяем потребности личности. Я слышал такое утверждение, что в стране много юристов и этот процесс надо отрегулировать. Если молодой человек хочет получить юридическое образование, мы его ему обязаны дать. А дальше уж пусть он сам решает, где применить ему эти знания. Почему государство решает, какой специальности должен человек учиться. Все каким-то образом формализовать - это устаревший подход.

- Но, видимо, в этой ситуации многих огорчает, что человек не работает по специальности.

- Государство может прогнозировать свои потребности в кадрах только в государственных учреждениях. Экономика такой информации не дает. Рынок тем и отличается, что он гибок, мобилен и в нем невозможно прогнозировать. Установка должна быть иной. Профессия - это не приговор и не проклятье: "Чтоб ты жил на одну зарплату или всю жизнь был журналистом!" Почему надо вообще учиться только один раз. Когда говорят, что у нас много юристов, это означает другое. Лицензируйте тщательно вузы. Юристов у нас готовят в основном либо в негосударственных университетах, либо на платных отделениях государственных учреждений. Если человек платит, значит, он примерно представляет, куда свои знания он может приложить. Так почему не дать ему получить эту специальность. Для того чтобы поддерживать нормальное состояние национальной экономики и обеспечивать ее поступательное развитие, в общей структуре выпуска необходимо иметь 40% выпускников по экономическим, социальным и юридическим специальностям. А трудоустроиться свободно и критически мыслящий, хорошо образованный молодой человек, всегда сможет.

- РГГУ - заведение классического образования. В каком направлении пойдет ваше дальнейшее развитие?

- Грядет эпоха, в которой будут процветать высшие учебные заведения (государственные или негосударственные), настроенные на коммерческий успех. В этой ситуации вуз, который выпускает музейных работников и искусствоведов, может ориентироваться на постдипломное обучение, где первое образование занимает все меньший и меньший объем.

- Как вы думаете, приживется ли у нас форма бакалавриата и магистратуры?

- В нашем институте бакалавриат не пошел. Менталитет. Спрос все-таки на специалистов. В бакалавриат еще не идут и потому, что напуганы армией. Четыре года обучения от армии не спасают, а армию отдаляют. Магистратура для нас хороша тем, что там занимаются научной работой, а поступать туда можно не только бакалаврам, но и специалистам.

- У вас 36 филиалов по всей России, где обучаются, по нашим данным, 12 тысяч человек. Каковы ваши наблюдения относительно ситуации в регионах?

- 40% наших студентов в регионах - это люди, которые получают второе высшее образование. 20% - имеющие уже среднее-специальное образование. Остальные - после школы, и не обязательно этого года выпуска. Абитуриенты приходят получить образование по своему профилю. Требования на вступительных экзаменах едины во всех филиалах.

- Госраспределение выпускников надо возрождать или нет?

@@@
Архивариусы в условиях рынка
Бесславный конец школьной реформы
Бизнес-ангелы России, где вы?
Богословие вместо коммунизма?
Большой юбилей в Большом театре
Бюджетный гигант
В Минске учредили "Единую Белоруссию"

В высшей школе введут пост президента

@@

Эта мера существенно ослабит власть ректоров и урежет их финансовые полномочия

2005-03-04 / Наталья Савицкая



Письмо мэра Москвы Юрия Лужкова к президенту РФ Владимиру Путину с предложением приостановить действие всех реформ – в здравоохранении, ЖКХ и образовании, как и следовало ожидать, вызвало немедленную реакцию. Кто-то расценил высказывания и письмо мэра как пиаровский ход. Кто-то уверен, что есть другие, скрытые причины этой критики...

«Мы все время говорим о том, какие риски нас ждут, если мы пойдем по пути реформ, – ответил на критику мэра Юрия Лужкова министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступая на итоговой коллегии министерства, состоявшейся в минувший вторник. – Некоторые говорят о том, что их надо приостановить... А на деле надо говорить не об этом, а о тех проблемах, которые непременно возникнут, если не идти по пути реформирования. И если мы сегодня не будем предпринимать никаких действий в соответствие с вызовами времени, мы будем только откатываться назад...»

@@@
В высшей школе введут пост президента
В обществе: Вузы превратятся в "камеры хранения"
В обществе: Размягчение мозга нации
Взрыв на макаронной фабрике
Владимир Путин встречался с учеными
Восемьсот страниц воспоминаний о будущем
Вузы посадили на казначейство

Высшее образование меняет свое лицо

@@

Молодым людям нужно будет доказать свою способность учиться в вузе

2007-04-20 / Наталья Савицкая



Во время поездки в Ивановскую область министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделал несколько жестких заявлений. Произошло это во время встречи министра с ректорами высших учебных заведений и педагогической общественностью области.

В Ивановской области 20 вузов, половина из которых – негосударственные. В 2007 году область вошла в число регионов – победителей конкурса комплексных проектов модернизации образования. Реформы здесь идут очень активно. Поэтому министр не столько говорил, сколько слушал. И тем не менее... Разговор начался с высшего образования. «Далеко не все в высшей школе дают себе отчет, что демографическая ситуация существенным образом меняет картину образования. Спрос на высшее образование исчерпан. В ближайшее годы количество поступающих в вузы будет в два раза меньше, чем было. Сеть вузов в существующем ныне виде не сохранится», – заявил министр.

@@@
Высшее образование меняет свое лицо
Где тюрьма?
Годовая оценка министру
Демократия по-адыгейски
Дорогие эксперименты
Драма нового стандарта
ЕГЭ строгого режима

ЕГЭ: гнется, но не ломается

@@

Директора московских школ отговаривают своих учеников от участия в едином экзамене

2004-02-13 / Наталья Савицкая







Московские школьники пока не видят бурной подготовки к единому госэкзамену. Между тем до его начала осталось совсем мало времени.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

На днях министр образования Владимир Филиппов издал указ об учете результатов единого экзамена (ЕГЭ) вузами Москвы и Московской области. Засчитывать результаты ЕГЭ будут все высшие учебные заведения Москвы, кроме МГУ имени М. В. Ломоносова. Вузы обязаны отдать под единый экзамен 50% своих специальностей.

Между тем пока до сих пор нет полной ясности, каким образом будет проходить это мероприятие в Москве. Ведь не секрет, что между Министерством образования и столичным комитетом образования пробежала очередная черная кошка. Яблоком раздора стал ЕГЭ. Пресс-секретарь департамента образования столицы Александр Гаврилов огласил причину, почему столичный комитет образования не берет на себя организацию проведения эксперимента в Москве – «...в результате разногласий, возникших между столичными властями и Минобразования по методике проведения экзамена».

Серьезные разногласия обнаружились еще во время совместной работы группы федеральных и московских специалистов в области образования по единому экзамену и носят принципиальный характер. Минобразования РФ исходит из принципа равных условий для всех регионов и, увы, не хочет учитывать специфики большого города. Например, Минобразования РФ предлагает сдавать ЕГЭ на базе вузов. Столичный комитет, беря во внимание проблемы транспорта, предлагает это сделать в школах, но с приглашением независимых экспертов. Ведь есть серьезная проблема - как в одночасье (да еще и в час пик) переместить по Москве такое большое количество молодых людей.

@@@
ЕГЭ: гнется, но не ломается
Единый и неделимый Государственный экзамен
Ереванское чудо
Зарплата в науке вырастет до 30 тысяч рублей
Кадровые "игры" второго плана
Как государство определит лучшую школу
Калининградских детей оставили без обедов

Кто оценит МВА

@@

Рабочая группа Российской ассоциации бизнес-образования займется рейтингами

2006-08-25 / Наталья Савицкая При появлении рейтинга РАБО доверие к нему со стороны потребителей будет более низким, чем к рейтингам СМИ. Левый рейтинг, полученный на основании косвенных данных, является несостоятельным.







По каким показателям сравнивать бизнес-школы – вопрос сложный, но решать его надо.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Рейтинги вузов и бизнес-школ выходят на первый план. Недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, секретарь Общественной палаты РФ Евгений Велихов и председатель Деловой России Борис Титов подписали протокол о взаимодействии по вопросам внедрения практики рейтингования работодателями высших учебных заведений. Для определения рейтингов будет анализироваться продвижение выпускников по карьерной лестнице за определенный промежуток времени и данные об оплате их труда. Вслед за этим Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО), долгое время игнорирующая рейтинги бизнес-школ, заявила о готовности участвовать в работе над ними. «На российском рынке рейтинги являются необходимым и неизбежным компонентом информационного пространства, – сказал «НГ» президент РАБО Леонид Евенко. – Ведь независимо от позиции РАБО они все равно будут предлагаться разными СМИ».

Сегодня ассоциация вместе с Минобразнауки РФ создала рабочую комиссию, которая готова помочь в разработке критериев оценки деятельности российских бизнес-школ. «РАБО не может больше устраняться от этого процесса, – считает член РАБО, ректор «Синергии» Михаил Иоффе, – но вместе с тем РАБО ни в коей мере не должна делать собственных рейтингов школ бизнеса из-за конфликта интересов и деликатности данного вопроса. К тому же при появлении рейтинга РАБО доверие к нему со стороны потребителей будет более низким, чем к рейтингам независимых СМИ».

@@@
Кто оценит МВА
Кто пишет на «заборе»?
Лицензирование вузов ужесточится
Лучшие школы выбрал банкир
Министр Филиппов переходит на евростандарт
Министр Фурсенко хочет всех видеть богатыми и успешными
Министр не своего времени

Министр образования Фурсенко и политические ошибки

@@

Повесть о кузнице министерских кадров, тайных планах властей и осиротевшем народе

2005-02-17



Раньше как было? Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. А теперь? Молодым – армия вместо учебы, а старикам – монетизация! Недавно и до самого святого добрались – до Высшей административной школы при администрации Санкт-Петербурга! До главной нашей Кузницы Кадров. Русская литература вышла из «Носа» и из «Шинели», а российская власть – из школы администрации при администрации.

И вот дошли до меня страшные слухи: закрывают Кузницу Кадров! Некому скоро будет кадры ковать. Осиротеет страна, оскудеют министерства и ведомства. Будут в пустых кремлевских и иных коридорах лишь холодные ветры свистеть да голодные либералы шакалить.

А что станет с теми, кто, скажем мягко, слегка подсочинил себе биографию? Они ведь что только о себе не говорят. Что чуть ли не в охране в Смольном служили. Что гуляли по Невскому... сами знаете с кем. Некоторые в паспорте, в графе «регистрация» пишут: «Невский проспект». А кто в географии плохо разбирается, те пишут: «Ленинградский», хотя он и в Москве.

Хотя их, положим, не очень-то и жалко – биографии политические они себе все же выдумывали. А вот народ осиротевший – жалко до слез.

В связи с этим у меня не вопрос даже, а вопль. Куда смотрит министр образования г-н Фурсенко? Это ведь вопрос политический. Я даже больше скажу: здесь политической ошибкой попахивает. А за политические ошибки – ну, сами знаете, что у нас бывает...

Хотя я тут в кругах, весьма близких к высшим сферам, слышал еще кое-что. Поговаривают, что Кузницу Кадров не закрывают, а лишь меняют дислокацию. Присваивают ей тысячу степеней секретности и переводят то ли в Ханты-Мансийск, то ли в Нефтеюганск. А может быть, даже и на Колыму. Чтобы больше никто уже не жаловался на «засилье питерских».

@@@
Министр образования Фурсенко и политические ошибки
Минное поле для фаворита
Минобрнауки: ЕГЭ должны сдаваться на русском языке
Молодость, бедность и замужество
Навязанный стандарт
Недетский вопрос
Нелегалы поневоле

Новая политика нового министра

@@

Министерство образования и науки будет единым и неделимым, заявил Андрей Фурсенко

2004-04-02 / Наталья Савицкая



Новый министр образования и науки Андрей Фурсенко постепенно привыкает к новой должности. Первые встречи, первые заявления... На встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Андрей Фурсенко заявил о намерении продолжить курс на внедрение религиозных предметов в школах. Что опять же свидетельствует – в фокусе внимания новой образовательной политики отныне будет человек. Таково главное направление деятельности министерства.

А дебют прошел на родине министра, в Санкт-Петербурге. Петербургские журналисты поспешили было приписать этому событию «далеко идущие последствия»… как вдруг Андрей Фурсенко объявил себя «сиротой». «Любой чиновник должен быть сиротой, – скромно заметил новый министр, – Я надеюсь сюда вернуться после работы в правительстве и именно поэтому не имею права делать ничего исключительного для Питера...» Не разделил Андрей Фурсенко и радости журналистов по поводу увеличения питерцев в правительстве РФ: «Я не делю политиков по географическому принципу…»

@@@
Новая политика нового министра
Новые аргонавты не возвращаются
Обыкновенный «нашизм» и три почетных гостя
Один на один со своим Уставом
Оказахивание
Олимпиады пока вне закона
От атома до медицины

От стройотряда – к трудармии

@@

Молодежь вновь зовут на масштабные стройки

2009-04-15 / Александра Самарина, Иван Родин







Трудармеец ХХI века.

С сайта ВАО г. Москвы

Аналогом рузвельтовского «Нового курса» – в части организации общественных работ в кризисные годы – становится в России процесс привлечения молодежи к масштабным стройкам. Возглавить процесс доверено партии власти. В дополнение к студенческим стройотрядам формируются так называемые трудовые отряды, состоящие далеко не только из студентов.

По мнению вице-спикера Госдумы Светланы Журовой, реанимацию и повышение статуса стройотрядов, в том числе студенческих, можно рассматривать как некий аналог знаменитой рузвельтовской идее общественных работ: «Это решение проблемы занятости в кризис, несомненно. Это возможность заработка».

На студенческие строительные отряды обращено внимание на самом верху власти.

Президент России на прошлой неделе в своей московской общественной приемной специально встретился с бывшими советскими координаторами стройотрядовского движения. Чтобы пообещать им, что нынешняя власть тоже не собирается оставлять проблему без внимания. Из приемной Дмитрий Медведев связался с министрами, отвечающими за молодежную политику. Они заверили главу государства, что работа ведется.

Так, министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко сообщил, что на 15 ноября в Кремлевском дворце готовится слет студотрядов не только России, но и СНГ. Мутко заявил, что со студотрядами его министерство контакты уже активизировало, способствуя, в частности, созданию неких координационных советов. А министр образования Андрей Фурсенко отметил, что в законодательстве России имеется, как он выразился, «некоторая недоработка». Ее суть в том, что нет закона, который определял бы статус студенческих отрядов. Министр сообщил, что правительство направило в Госдуму законопроект, устанавливающий для них определенный статус.

@@@
От стройотряда – к трудармии
Очищение нужно каждому человеку
Покушение на 29-ю статью Конституции
Покушение на «отдельную строку»
Поточное образование
Предисловие
Президентская гонка в Иране началась

Приватизация добралась до науки

@@

Глава РАН будет утверждаться президентом, который в этом случае станет отвечать за хозяйственную деятельность академии

2004-10-19 / Игорь Наумов







Андрей Фурсенко готов реформировать науку.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Министерство образования и науки и Российская академия наук (РАН) разработали концепцию приватизации научных организаций. Приватизация будет проводиться в зависимости от стратегической важности того или иного учреждения, сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на пресс-конференции, состоявшейся в понедельник в Москве. По его словам, не исключаются различные формы акционирования научных и образовательных учреждений. Министр считает, что возможно сохранение предприятием статуса государственного, возможно его акционирование при сохранении 100% акций в госсобственности и возможна продажа части акций при сохранении контрольного либо блокирующего пакета у государства.

Акционирование не может происходить по цене голых стен, подчеркнул Андрей Фурсенко. Но ответить на вопрос корреспондента «НГ», во сколько оценивается имущественный комплекс фундаментальной и вузовской науки министр затруднился, сославшись на то, что такая процедура отсутствует не только у нас, но и в остальном мире. «Проблема в том, – сокрушался Фурсенко, – что сегодня ничего не ставится на баланс, все списывается».

Со своей стороны, ректор МГУ, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий сообщил, что университеты и другие учебные заведения акционироваться не будут. «Наверное, они должны будут удовлетворять определенным критериям, но останутся государственными учреждениями», – сказал он. Зато, по словам Садовничего, в повестке дня акционирование других «сопутствующих» организаций. Не обязательно, что эти учреждения науки непременно будут приватизированы. Просто существуют правовые формы, позволяющие более эффективно управлять ими.

@@@
Приватизация добралась до науки
Призрак ЕГЭ бродит по СНГ
Профиль школы - дело добровольное
Прощай, ремеслуха!
Разрушать – не строить
Ректор на миллиард
Российские технологии для Азии

Садись, ставлю тебе 100!

@@

Скоро школьников будут оценивать по многобалльной системе

2002-11-29 / Алла Благовещенская



На днях министр образования Владимир Филиппов сообщил, что примерно в 2004 году в России введут новую систему школьных оценок.

Заявление Владимира Филиппова не прозвучало, как гром среди ясного неба, потому что всего этого следовало ожидать, уже исходя из логики стремительно развивающихся событий. Судите сами. Совсем скоро мы перейдем на "единый" экзамен. В сертификате будут указаны баллы (по 100-бальной шкале), а не оценки. Россия в своих реформах ориентируется на Запад, а там приняты совершенно иные системы оценивания. Ясно, что с оценкой что-то произойдет... Какой именно будет новая система оценивания, пока неизвестно. Это может быть 10-20-балльная система, 50- или даже 100-балльная шкала. Министр образования Владимир Филиппов обосновал новую идею тем, что при существующей системе оценивания "мы выкручиваем у учителей руки, заставляя ставить тройку там, где должна быть двойка… И абсолютное большинство учителей просит дать им право ставить незнающим ученикам "2". По мнению Филиппова, "вместо законной пятибалльной системы реально работает 3-балльная система оценок (3,4,5)..."

А что думают по этому поводу российские граждане и гости нашей страны?

Михаил Козаков, народный артист России, режиссер: "Я - и дед, и отец, и поэтому то, что происходит с нашим образованием, - мне совсем не безразлично. Разумеется, современные интернет-дети умеют быстро перестраиваться, и привыкнуть к новой, многобалльной системе оценивания им, вероятно, будет несложно. Сложно будет мне следить за их успехами? Боюсь, я буду путаться… да и все - тоже…"

Николай Петров, народный артист СССР, пианист, лауреат Государственной премии: "Когда я впервые об этом услышал, я прямо заикнулся! Похоже, Министерству образования сейчас больше нечем заняться? И именно сейчас необходимо менять систему оценок? Похоже, что в Министерстве образования сидят одни "полесовы"! Это, знаете, персонажи из Ильфа и Петрова - бездельники… Двойка - это абсолютно ясная и замечательная оценка. И когда мне ставили "2", то я этого заслуживал… В связи с этим я предлагаю Минобразования сократиться ровно в два раза. А еще лучше - самоустраниться! И высвободившиеся деньги лучше отдать школьным педагогам. Вся сегодняшняя ситуация напоминает мне то время, когда чиновники хотели навязать нам реформу орфографии и предлагали писать "заец", вместо "заяц". Если сейчас в Министерстве образования больше нечем заниматься, значит, чиновники уже почувствовали, что они больше не нужны. Похоже на то, что они просто создают видимость деятельности и своей полезности…"

Андрей Эшпай, народный артист СССР, композитор, пианист: "Ситуация со сменой системы оценок мне непонятна. Но я считаю, что "отлично", "хорошо" и т.д. - вполне нормальные оценки… Я думаю, что это - очередная игра в нашем перевернутом мире… Интересно, а кто дал право на очередную реформу? Кто инициатор?!"

Виктор Шаталов, народный учитель СССР (Украина): "На Украине 12-балльная система существует уже несколько лет. Для того чтобы вы представили, что это такое, я предлагаю заняться элементарным подсчетом. У нас есть замечательная брошюра (в помощь учителю), где объясняется, по каким параметрам нужно оценивать ученика. Там прописано 15 пунктов по каждому предмету. Эти 15 пунктов на каждый вид работы, а видов соответственно тоже несколько: диктант, контрольная, самостоятельная и так далее - итого: 10 видов работы. Учитель должен держать в голове 150 пунктов, оценивая ученика. В среднем 10 учебных предметов изучается в школе. Итого - 1500 положений, который должен знать каждый завуч школы, проверяющий педагогическую деятельность всех своих учителей. Выучить, их, естественно, можно. Но ведь ученик тоже должен знать эти 1500 позиций по всем предметам, чтобы знать, правильно ему выставлена оценка или нет. Получается, определить точную оценку - по силам только счетно-вычислительной машине. Родители тоже должны знать, за что их ребенок получил именно эту оценку. В общем, на практике все делается, естественно, "на глаз", "приблизительно". И все это может спровоцировать такие взрывные отношения в школе, которые ни с чем невозможно сравнить. В Африке существует 100-балльная система оценивания учащихся, но что-то большого всплеска научных открытий мы там не видим. Возможно, и 5-балльная система тоже не вы ход, но многобалльная система чревата большими опасностями. Есть, например, опасения, что многобалльную неразбериху могут использовать недобросовестные учителя в личных интересах. По 5-балльной системе еще есть возможность какого-то общественного контроля в классе (со стороны учеников), а когда больше 10 баллов, никто не уследит…"

Тадеуш Славецки, замминистра образования Польши: "Могу только поделиться опытом... Внешняя оценка в Польше "6" баллов, раньше было "5". Но вместе с этим существует еще "внутренняя" оценка, которая действует в данной конкретной школе. И какая она - это уже прерогатива школы. Учебные заведения у нас получили сейчас определенную долю самостоятельности в организации учебного процесса. И только в документе, который выходит из стен школы и который ученик должен предъявить в другие учебные заведения, оценка должна быть в рамках общепринятой внешней системы оценок..."

=== ТАБЛИЦА ===

Какие оценки получают в других странах?

Германия 5 баллов

Англия 6 баллов

Польша 6 баллов

Белоруссия 10 баллов

Молдова 10 баллов

Латвия 10 баллов

Украина 12 баллов

Франция 20 баллов

Италия 30 баллов

@@@
Садись, ставлю тебе 100!
Своя стипендия ближе к телу
Секвестр имени Андрея Фурсенко
Символ веры
Следствие ведут дипломаты
Со справкой, на выход!
Сострадательный консерватизм

Споры об ЕГЭ продолжаются

@@

Депутаты не готовы работать по законопроектам, предложенным Министерством образования и науки РФ

2005-06-24 / Наталья Савицкая







Министр Андрей Фурсенко пришел к депутатам за пониманием и рукой помощи. Руку пока протянули не все депутаты.

Фото Артема Житенева (Нг-фото)

На прошлой неделе министр образования и науки РФ ходил в Думу к депутатам, где в рамках «Правительственного часа» изложил позицию министерства по приоритетным направлениям политики в области образования. Под векторами политики подразумеваются формирование системы непрерывного профессионального образования, повышение его качества, повышение его инвестиционной привлекательности, обеспечение доступности качественного образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Министр напомнил депутатам, что 25 мая правительством уже были утверждены меры по реализации этих приоритетов. И напомнил, что ресурсное обеспечение возросло, но оно не будет эффективным, если не менять организационные механизмы в системе образования. Поэтому в школах должны быть управляющие, попечительские и наблюдательные советы. А к оценке качества профессионального образования должны быть допущены работодатели. Совсем скоро появятся новые образовательные стандарты, и в них министерство (чуть ли не впервые) сделает попытку зафиксировать условия осуществления образовательной деятельности (то есть финансовую сторону вопроса). Это позволило бы выровнять ситуацию с материальным положением школ в регионах.

@@@
Споры об ЕГЭ продолжаются
Способность к диалогу - признак сильной власти
Страсти по-эстонски
Студент обманываться рад
Так оправдают ли учителя?
Точечная благотворительность
Улица ждет подростков

Утечка мозгов в эпоху глобализации

@@

Страну ежегодно покидает до 15 процентов выпускников российских вузов

2006-05-05 / Владимир Покровский



Проблема утечки мозгов из отечественной науки и сразу после окончания вуза относится к разряду «вечно зеленых». Неслучайно, что в Москве вновь была устроена очень представительная общественная дискуссия об этом самом brain drain (так этот процесс утечки мозгов называется в социологической литературе) и возможных путях решения этих проблем. Устроителем дискуссии выступил благотворительный частный фонд «Династия», занимающийся поддержкой фундаментальной российской науки.

На этот раз фонд подарил народу новое слово – подиум-дискуссия, – которое означает, что и зал, и те, которые сидят на сцене за столом президиума (среди них были и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, и вице-президент РАН Геннадий Месяц) могли почти на равных обсуждать предложенную проблему. Зал в основном состоял из ученых и студентов.

@@@
Утечка мозгов в эпоху глобализации
Учителей хотят вооружить электроникой
Учиться, учиться и учиться
Филипповское пепелище
Формат для демократии
Ходоки у Фурсенко
Церковь против наркотиков

Чему учат в полицейской академии

@@

В Чехии ее выпускники идут нарасхват

2001-06-09 / Александр Куранов В Минске состоялась очередная встреча руководителей высших полицейских учебных заведений европейских стран. Среди тех, кто пользовался здесь особым вниманием, была ректор пражской Полицейской академии Гана Бартошова. Ее вуз, несмотря на небольшой срок своего существования, считается одним из лучших в постсоциалистических странах. Собкор "НГ" попросил Гану Бартошову поближе представить нашим читателям академию, ее студентов и преподавательский коллектив.



-Когда произносишь название вашего вуза, сразу вспоминается одноименный американский комедийный сериал. Видели ли вы эти фильмы? Напоминает ли чем-либо их содержание учебный процесс в вашей Полицейской академии?

- В силу занятости я не видела толком ни одного фильма из этой серии, но хорошо помню тот гомерический хохот, какой доносился из нашей гостиной, когда фильмы смотрели мои муж и сын. Кстати, и киношное реноме вуза отчасти повлияло на наше недавнее решение дать академии иное, более благозвучное название, например, университет государства и права или институт общественно-правовых наук и т.п. Но главное, что это и более точно отражало бы усложнение и расширение программы обучения, происходящее в последние годы. Ведь мы не готовим "чистых" полицейских, наши выпускники получают весьма многообразные знания, с которыми им не стыдно идти на работу не только в сфере безопасности - компьютерной, банковской, общественной и прочее, но и на менеджерские, и на творческие должности по самым разным направлениям.

- Но пока итоги конкурса на новое название вашего вуза не подведены, будем в этом разговоре называть его по-прежнему академией. Ее история началась еще при прежнем режиме?

- Нет, мы начали создавать вуз в начале 90-х, когда в Чехию пришли свобода и демократия, создавшие, кроме прочего, абсолютно новые условия деятельности и для органов внутренних дел. Сама я никогда прежде в системе МВД не работала, всю жизнь была специалистом по информационным технологиям. Меня сначала привлекли к разработке программ для будущей академии, а потом пригласили стать одним из ее руководителей. И вот на днях на конкурсной основе я была вновь еще на три года избрана ректором.

С самого начала мы стремились не замыкаться в узкопрофилирующих дисциплинах, а дать нашим студентам широкий взгляд на проблемы и вызовы нашей действительности и даже чуть заглянуть вперед. Естественно, что у нас ребята изучают основы криминологии, полицейской службы, судопроизводства, охраны объектов. Но они также получают комплексные сведения в области права, в том числе международного, а также психологии, экономики, этики, дидактики, антропологии, социологии, философии, истории, детально изучают вопросы организованной преступности и наркоторговли, получают прекрасную языковую подготовку. Кстати, русский язык в академии, в отличие от многих остальных чешских вузов, считается у нас одним из обязательных предметов...

- А только что изданный вами русско-чешский и чешско-русский словарь для специалистов в сфере безопасности, на мой взгляд, вообще может служить образцом для составителей словарей.

- Мы хотим не только идти вровень с остальными вузами Чехии, но даже в чем-то и опережать их, максимально быстро адаптируя новые веяния как в учебном процессе, так и в общественной жизни. Поэтому не случаен интерес к академии, стремление учиться здесь. В нынешнем году, например, на одно место у нас претендует 34 абитуриента.

Конечно, мы не забываем своего первоначального назначения: повышать квалификацию кадров полиции и МВД. Очной и заочной формами обучения охвачены несколько сотен и молодых, и опытных сотрудников полиции. В частности, заочно занимаются у нас руководители органов полиции многих чешских городов и районов. В то же время мы охотно принимаем и совсем неоперившуюся молодежь, выпускников школ. С гордостью могу сообщить, что пока никто из наших бывших студентов не имел проблем с трудоустройством. А в ближайшие годы для наших выпускников откроются еще большие перспективы. Ведь Чехия, как ожидается, в 2004-2005 годах будет принята в состав Евросоюза. Уже сейчас идут дебаты о том, сколько специалистов разных профилей понадобится для работы в нынешних и новых общеевропейских учреждениях. Я уверена, что среди них будут наши выпускники.

На ежегодных конференциях ректоров полицейских вузов Европы, подобных нынешней, проходившей в Минске, мы делимся своим опытом, находками, стремимся сблизить программы обучения, чтобы, например, наши студенты, получив после трех лет занятий в академии звание бакалавра, могли следующие два года учиться, допустим, в Братиславе или Париже и уже там защитить диплом на звание магистра.

Часто у нас бывают гости из-за рубежа. Недавно, например, с лекциями выступали представители транспортной полиции из американского штата Миссури, приезжали коллеги из Кракова. Естественно, большое внимание мы уделяем физической подготовке, спорту, у нас прекрасные тренировочные залы, открытые поля и площадки, бассейн. Одним из преподавателей физкультуры в прошлом году приглашен работать специалист по восточным единоборствам из Южной Кореи.

- Вашим непосредственным шефом-куратором является министр образования или шеф МВД?

- Оба. И оба стремятся не столько руководить академией, сколько помогать ей. Я знаю, что во многих других странах вузы, подобные нашему, не пытаются выйти из узкопрофильных рамок. У нас же сам руководитель МВД - Станислав Гросс, энергичный 32-летний политик - поддерживает расширение программ обучения студентов академии, полагая, что и нынешний полицейский, призванный общаться с представителями самых разнообразных профессий и групп населения, должен иметь очень широкий кругозор, чтобы не давать форы в знаниях, в специальной и языковой подготовке своим возможным партнерам или оппонентам.

- Насколько вольны в организации своей повседневной жизни ваши студенты? Обязаны ли они посещать все лекции, могут ли выкроить время для работы?

@@@
Чему учат в полицейской академии
Что не понравилось столичному мэру
Шииты вновь грозят взрывать нефтепроводы в Ираке
Школу развернули в профиль
Школьники разработали методы борьбы с террористами
Школьные годы длиною в одиннадцать лет
Экс-генсек НАТО подался в музыканты

Эпидемия "желтых" учебников

@@

Министр образования РФ Владимир Филиппов отвечает на критику высокопоставленных чиновников

2001-09-27 / Алла Благовещенская



Наконец-то свершилось! Учебники стали предметом обсуждения не только в узкой среде профессионалов, но и попали под яростный обстрел высокопоставленных государственных чиновников и видных общественных деятелей. Сначала на заседании Госсовета 29 августа спикер верхней палаты парламента Егор Строев обратил внимание присутствующих на содержание учебных пособий и с возмущением процитировал задачку (по нашим данным, из юмористического сборника Григория Остера). Чуть позже председатель правительства РФ Михаил Касьянов выразил серьезное недоумение по поводу учебника истории, задав резонный вопрос: "Кого мы вообще готовим?" Затем руководитель думской фракции "Единство" Владимир Пехтин (см. "НГ" от 07.09.2001 г.) возмутился сходству учебников гуманитарного цикла с желтой прессой.

Вся эта критика, в общем, конечно, справедливая, не могла не вызвать соответствующую реакцию Минобразования. В своем "ответном" слове министр образования РФ Владимир Филиппов сделал особый акцент на учебные пособия по истории, дипломатично заметив: "Егор Семенович Строев в своем выступлении на заседании Госсовета привел примеры из одного учебника по математике. Я официально заявляю, что ни в одной российской школе этот учебник не используется. Но если задаться вопросом, могут ли в принципе появляться такие учебники, то ответ, к сожалению, прозвучит утвердительно. По ныне действующему закону любой российский гражданин может написать учебник и издать его на свои деньги или за средства издательства… В законе нет положения, регламентирующего, что только учебники с грифом Министерства образования могут быть допущены в школу. В законе есть механизм, якобы более демократичный, более либеральный - контроль качества... Я считаю, что эту систему надо пересматривать". (Стенограмма выступления министра образования на заседании правительства РФ от 30.08.2001 г.)

Конечно, - и кто будет возражать здесь министру образования - систему следует пересмотреть. Только хотелось бы знать конкретнее - когда. Яростные дискуссии, резкая критика и споры по содержанию школьных учеников длятся не уже не первый год. А то ведь, озабоченные неуверенной поступью министерских чиновников, некоторые политические партии начинают проявлять нервозность и предлагают свое видение решения данной проблемы. Тот же Владимир Пехтин заявил: "Единство" может объявить авторский конкурс и курировать подготовку и издание приложений к учебникам России…"

На это предложение министр образования РФ Владимир Филиппов дал корреспонденту "НГ" следующий комментарий: "Я согласен с руководителем думской фракции "Единство" Владимиром Пехтиным, что государство должно быть в ответе за учебники, по которым будут учиться наши дети. При этом, разумеется, следует сохранить принцип вариативности, а не возвращаться к одному учебнику, как это было в советское время. Я согласен и с тем, что все учебники должны проходить экспертизу. Как лицензируются лекарства, поступающие в продажу, так, на мой взгляд, должны лицензироваться и учебники. Только проводить экспертизу (пусть ее даже назовут "цензурой") должны специально созданные для этого государственные структуры. В частности, такие, как Федеральная комиссия и экспертные советы, куда войдут представители Министерства образования, Российской академии наук, Российской академии образования и другие специалисты. По каждой школьной дисциплине выделены три наиболее используемых учебника, на которые будет поставлен гриф "Рекомендован". Остальные получат гриф "Допущен" или вообще останутся без грифа. В дальнейшем мы будем следить, чтобы школы покупали только "рекомендованные" учебники… Мы открыты для сотрудничества в этом направлении и предлагаем всем организациям, в том числе и партийным, выступить спонсорами разработанных и реализуемых Минобразования программ".

Понятно, что осторожный ответ министра вызван опасением, что выпуск учебников окажется в руках излишне политизированной части общества. Ведь сегодня только-только наметились "тенденции к преодолению идеологизированности и политизированности в отборе и трактовке исторических фактов, событий, явлений…" И самая сложная ситуация сложилась, пожалуй, с учебниками истории.

По данным Министерства образования, в школьной программе 10 предметов по истории, включая историю древнюю, средних веков, новую, новейшую и так далее. Для них предлагается 61 учебник, 16 из них имеют гриф "Рекомендован Министерством образования", 45 - гриф "Допущен" (это означает, что он должен пройти апробацию в течение 1-3 лет в школах субъектов РФ и получить положительную оценку).

@@@
Эпидемия "желтых" учебников