"Экономический рост нужно поддержать налоговой реформой"

@@

Министр по налогам и сборам Александр Починок считает, что страны Таможенного союза должны освободиться от привычки решать свои проблемы за счет России

2000-05-07 / Владислав Кузьмичев



Александр Починок.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

- АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, недавно в Сочи завершилась встреча налоговых министров стран - участниц Таможенного союза. Как вы считаете, насколько близко все пять государств Союза подошли к созданию единого экономического пространства?

- Нельзя однозначно ответить на ваш вопрос. Дело в том, что технически создать единое экономическое пространство - не так уж и сложно. Скажем, единый эмиссионный центр для всех пяти государств можно открыть уже в ближайшем будущем. Напомню, что Центральный банк России сейчас обслуживает 89 регионов РФ. И он вполне может взять на себя обслуживание Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, территория которых эквивалентна 15-20 российским областям.

Решаемы вопросы и в сфере регулирования налогового и таможенного законодательств. Сейчас мы знаем, как можно унифицировать налоговые законы. На прошедшей в Сочи встрече мы создали даже сравнительные таблицы по разным видам налогов, существующих во всех пяти государствах. Мало того, присутствовавшие на встрече пока в качестве наблюдателей представители Украины также изъявили желание указать в этих таблицах данные по своей стране. Налоговые министры единодушно изъявляют желание сближать законодательство пяти государств Таможенного союза, и дело остается теперь за парламентами, одобрение которых требуется для унифицирования существующих фискальных режимов.

Но все это касается лишь технической стороны дела. На пути к экономической интеграции сейчас существуют огромные политические, культурные, нравственные и другие проблемы, не имеющие ничего общего с налоговой политикой и практикой. Все-таки приходится признать, что движение государств друг от друга в первые годы ушедшего десятилетия было вполне объективным. И как бы сейчас кому-то ни хотелось восстановить союз государств в том виде, в котором он существовал до распада СССР, сделать этого уже невозможно. И те же вопросы о единой валюте, о едином эмиссионном центре упираются в нежелание государств выводить из обращения денежные знаки, являющиеся своеобразным финансовым олицетворением политической независимости.

Все это еще накладывается и на сложности экономической ситуации в государствах Таможенного союза. Их попытки поправить свое положение за счет России, скажем, путем переноса налогов на их сторону или льготной таможенной политики вполне можно понять. Причем еще сейчас можно отметить такой рецидив, как существование до сего момента надежды на помощь Москвы, которая, по их мнению, может еще что-то дать - кредиты, бесплатный газ и так далее. Эта психология уходит очень и очень тяжело.

Подобные факты, а также пример Европы, которая объединялась довольно долго, заставляют сделать не очень радостный вывод. Увы, но прежде, чем государства Таможенного союза смогут создать единое экономическое пространство, нам придется подождать того момента, когда народные хозяйства всех пяти стран смогут выйти примерно на одинаковый уровень. А на это уйдут годы и годы.

- Есть ли государства, которые пусть не саботируют, но по крайней мере притормаживают совместные решения?

- Я бы не сказал, что саботируют, но притормаживание идет очень сильное. Не все так хорошо даже в отношениях России и Белоруссии. Объяснение очень простое - они хотят выгадать немного от различий экономических условий, в которых живут наши государства. Таможенные границы между Россией и Белоруссией открыты, разнятся таможенные пошлины, есть возможность сравнительно недорого получать наши энергоносители. Я их прекрасно понимаю. У них сейчас трудно с долларами, плох платежный баланс. Но в конце концов им придется понять, что Россия - не благотворительная организация. Мы не можем выкидывать деньги на ветер.

Примерно такие же проблемы и во взаимоотношениях с Украиной. Киев хочет продвигать на наш рынок сахар, масло, получать газ. Он хочет, чтобы украинские металлурги захватили больший рынок по сравнению с нашими производителями. Для них это объективная необходимость. Но мы, Россия, при этом несем серьезные потери.

Именно поэтому избранный президент РФ Владимир Путин в ходе последнего визита на Украину занял достаточно жесткую позицию. Вы обратили внимание, насколько он четок был в экономических категориях во время своих визитов в Киев, Минск и даже в Севастополь. Я думаю, он прекрасно понимает, что у противоположной стороны нет желания завтра же пойти на уступки России. Аналогичной позиции придерживается и первый вице-премьер Михаил Касьянов, который ведет четкие и жесткие переговоры.

Тем не менее я думаю, что по крайней мере с двумя государствами из СНГ - Молдавией и Азербайджаном - уже в этом году нам удастся перейти на начисление налогов "по стране назначения".

- Насколько значительными могут сейчас оказаться уступки России?

- Наша позиция сейчас проста. Мы должны выполнять закон о бюджете. Следовательно, мы не можем допустить ущерба для России в ходе всех переговоров. Мы за интеграцию, за всемерную интеграцию, но предел наших уступок - это нанесение ущерба России. Если в будущем интеграция пойдет по пути, который для нас невыгоден, - Россия прекратит процесс.

- Не так давно стало известно, что Министерство по налогам и сборам России подало в суд на правительство Башкирии, которое, как утверждается, недоначислило около 5 миллиардов рублей в бюджет Федерального дорожного фонда. Это единичный случай или подобные претензии налоговики будут выдвигать к другим регионам России?

- Я бы очень не хотел устраивать кампании. Ситуация с Башкирией очень проста. Во-первых, мы получили поручение федерального правительства урегулировать проблему задолженности этого региона России в государственный бюджет. Во-вторых, сейчас нам необходимо понять, насколько мы оказались правы, инициировав судебное разбирательство. Я считаю, что в случае с долгами Башкирии мы правы, но у нас все решает суд. Если суд подтвердит нашу правоту в случае, который мне кажется бесспорным, безусловно, подобная процедура будет применена и к другим должникам.

Но я не хочу одновременно вносить много исков в суды. Зачем устраивать шоу? Нам нужен результат. Если суд признает нашу правоту в одном случае, то, естественно, мы сработаем и во всех остальных. Если он скажет, что мы не правы, то зачем нам делать еще другие попытки?

- А шоу получается помимо вашего желания. Ведь МНС подало в суд не на какие-то частные компании, а на правительство субъекта Федерации.

- Понимаете в чем дело. Я ведь иначе не могу взыскать эти долги. В российской Конституции четко записаны права субъектов Федерации и федерального правительства. Согласно статьям основного закона государства, Министерство по налогам и сборам может взыскать эти деньги только по решению суда. Поэтому в данном случае - это не шоу, а действительно возможность взыскать 5 миллиардов и направить их в Федеральный дорожный фонд. Кстати, эти деньги могут пойти на те же федеральные дороги в Башкирии. Но они должны пройти через бюджет в установленном порядке.

- Если нельзя назвать общую цифру задолженности субъектов Федерации в федеральный бюджет, то можно хотя бы узнать, в каких регионах ситуация сходна с той, что сложилась в Башкирии?

- Почти такая же ситуация в Татарстане. У остальных регионов есть лишь незначительные по своему размеру долги. Они настолько малы, что я не считаю их большой проблемой.

Правда, есть более запутанные ситуации. Речь идет о так называемой проблеме треугольника в Красноярском крае. Два округа - Эвенкийский и Таймырский - являются одновременно и субъектами Федерации, и частью Красноярского края. И споры о том, как между ними делить налоги, ведутся постоянно.

- Налогоплательщик сейчас получает пугающие известия о том, что Министерство по налогам и сборам собирается резко ужесточить законодательство вплоть до вторжения в банковскую тайну.

- Нет, мы не собираемся ужесточать законодательство. Поправки в Налоговый кодекс вносил Минфин, в предложениях которого нет ничего страшного.

Что же касается банковской тайны, то могу сказать следующее. Сейчас я попытался привлечь внимание всех к тому, что в Европе активно обсуждается вопрос о раскрытии тайны банковских вкладов для налоговых органов. Там уже сейчас рассматривается возможность предоставления налоговикам других государств данных о процентах, начисляемых по вкладам физических лиц-резидентов стран, требующих предоставить информацию.

Очень интересно знать, какие проценты и по каким банковским вкладам российские налогоплательщики получают в Европе. Потому что они по меньшей мере недоплатили налог на доходы здесь. И если в Европе такое решение примут, мы будем это приветствовать и постараемся принять адекватные меры.

- Но разница состоит в том, что банковская система Европы не сильно пострадает от такого шага. Она стабильно работает. Наши же банки и без того находятся не в лучшем состоянии и могут пострадать от этого очень сильно.

- Не согласен. Во-первых, наша банковская система оживает. А во-вторых - для большинства вкладчиков раскрытие тайны вклада не является устрашающим. Дело в том, что те проценты, которые начисляются по вкладам, скажем, в Сбербанке, сейчас не облагаются налогом. Процентные ставки сейчас значительно ниже той границы, после которой возникает налог.

Против раскрытия банковской тайны выступает та группа лиц, которая уклоняется от налогов. Например, для меня раскрытие тайны не несет каких-то последствий. Ну, будут налоговые органы знать о моих вкладах (хотя они и так об этом знают). Что изменится?

Мы очень не хотим сейчас проводить какие-то кампании. Мы ждем, как пройдут первая и вторая части Налогового кодекса через Думу.

Есть проблемы, которые нам хотелось бы решить как можно скорее. К их числу можно отнести и то, что происходит с проблемными банками, и возврат НДС, и ситуацию на автозаправках. Кроме того, уже сейчас мы готовимся к эксперименту в Башкирии, где налоговые декларации будут рассылаться налогоплательщику на дом. Сейчас мы пытаемся получить разрешение в Башкирии на проведение этого эксперимента. Если там пройдет все нормально, подобная практика будет распространена на всю территорию Российской Федерации.

- А почему для эксперимента выбрана именно Башкирия?

- Местная система более подготовлена для него. В республике есть тотальный учет доходов и имущества физических лиц. Все сосчитано, вплоть до каждой козы.

Кстати, Москва также очень скоро будет готова к переводу на такую систему уплаты налогов. Сейчас в столице мы установили сверхмощное оборудование и надеемся на успешное завершение эксперимента.

- Вы упомянули проблемные банки. Ужесточение внимания к ним - это тенденция в работе исполнительной власти или лишь ваша инициатива, подогреваемая случаями ухода от уплаты налогов через такие структуры?

- Это не только и не столько моя инициатива. Было две очень серьезные встречи у Владимира Путина. Правительство видит, что в проблемных банках теряются деньги. Они фактически воруют средства у бюджета, и правительство не может не занимать сверхжесткой позиции по отношению к ним.

Сейчас среди членов правительства все больше и больше распространяется одна очень интересная идея, которая уже даже обсуждалась на совещании у Касьянова. Из многих имеющихся сейчас государственных банков предполагается сделать один-два. С помощью этого решения можно будет сократить число нахлебников и сэкономить средства.

- Вы сейчас фактически сказали о том, что государство планирует слияние государственных банков.

- Не планирует, а изучает возможность. Думаю, что правительство все-таки на это пойдет. Это только кажется, что государственных банков не так уж и много и все они крупные. А если покопаться, то пакетов акций у государства в разных кредитных организациях очень много.

- На днях закончился сбор налоговых деклараций, и, судя по данным вашего министерства, число граждан, показывающих свои доходы, выросло. С чем, по вашему мнению, это связано? Разумеется, помимо хорошей работы МНС.

- Во-первых, с ростом реальных доходов населения. Во-вторых - с введением контроля над крупными расходами. Этой мерой нам удалось добиться того, что граждане все-таки декларируют свои доходы, чтобы что-то купить. В третьих - с изменением системы налогообложения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Ну и, разумеется, с проведением нами разъяснительной работы.

Можно отметить один очень интересный момент. Многие начали считать неуплату налогов неприличной. Это кажется несколько диким для российского менталитета, но это суждение основывается на проведенном нами исследовании. Большая часть населения уверена в том, что налоги надо платить. Очень показателен в этой связи пример депутатов Государственной Думы. В прошлом году, когда они шли на выборы, то, напомню, обязаны были предоставить нам налоговые декларации. Что они сделали.

Сейчас появляются новые декларации. Уже после того, как депутаты прошли в Думу. Могу вам сказать, что это небо и земля. У самых известных деятелей доходы выросли по гиперболе. И если раньше мы говорили, что заработок для кандидата в депутаты в 8-10 миллионов - это много, то теперь, когда они вошли в нижнюю палату парламента, доходы некоторых из них увеличились до 100 миллионов.

- Кстати о монополистах. Осенью в интервью нашей газете вы сообщали о своих планах по повышению доли "живых" денег в платежах крупнейших компаний. В какой точке находится сейчас работа с естественными монополиями?

- Мы провели выверку документов о налоговых платежах "Газпрома" и собираемся в мае подписать соглашение о порядке уплаты налогов в федеральный бюджет. Сейчас "Газпром" платит нормально. Более того, мы научились насчитывать ему еще больше налогов. Последнее объясняется тем, что налоговые органы стали выискивать предприятия, входящие в группу "Газпрома". В результате проделанной работы общий налоговых долг по системе "Газпрома" перед федеральным бюджетом вырос до 40 миллиардов рублей.

С МПС достигнута договоренность предложить правительству механизм погашения долга железных дорог перед федеральным бюджетом. Для этого в начале мая мы наметили встречу с первым вице-премьером Михаилом Касьяновым. По-моему, мы нашли вариант погашения всех долгов МПС перед бюджетом, которые возникли у него за всю его историю, и одновременно - схему ликвидации долгов самого государства перед МПС, скажем, за воинские перевозки. При этом не потребуется проводить какие-либо зачеты, поскольку у МПС сейчас появилось много "живых" денег.

Что касается электроэнергетики, то здесь мы выступаем за консолидированную ответственность РАО "ЕЭС России" по налоговым платежам в бюджет РФ всех его дочерних предприятий. Пока соглашение о налоговых обязательствах перед бюджетом еще не подписано, но текст уже есть.

Наши соглашения на самом деле очень просты. В них записано, что 100 процентов налогов компания должна выплачивать "живыми" деньгами. И они должны выступать как консолидированный налогоплательщик. Нам так удобнее работать и с "Газпромом", и с РАО "ЕЭС", и с МПС, и со Сбербанком.

- То есть вы против реструктуризации РАО "ЕЭС" по Чубайсу?

- Нет. Я за реструктуризацию по Чубайсу. Но я и за то, чтобы он подписал обязательства, по которым РАО будет платить за всю электроэнергетику. Внутри системы он может проводить любые преобразования. Но ответственность за платежи всех электростанций - это святое. Иначе он может просто перебросить долги на одну часть системы, а доходы уйдут в другую.

- Но если Чубайс выведет генерацию в самостоятельное плавание, как он будет контролировать всю систему и тем более отвечать за налоговые платежи электростанций?

- Я думаю, что он сможет это сделать, оставив в собственности РАО контрольные пакеты акций всех энергообъектов. Более того, у него даже увеличится влияние, поскольку сейчас часть региональных АО-энерго не принадлежит в нужной мере головной компании. Кстати, я настолько уверен в успехе, что готов был бы (не знаю, правда, как Минфин на это отреагирует) рекомендовать брать в обеспечение задолженности пакеты акций этих компаний.

- Перейдем к макроэкономике. Насколько сильно вы ощущаете сейчас на поступлении налогов усиление роста промышленного производства?

- Очень сильно. И могу сказать, что рост производства сейчас наблюдается не только в сырьевых отраслях. Впервые за последние десять лет был зарегистрирован такой гигантский рост производства в легкой промышленности - 40 процентов в первом квартале по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Идет рост производства и в пищевой промышленности. Кстати говоря, легкая и пищевая промышленность сейчас в виде налогов в бюджет дают столько же, сколько и нефтянка. Причем поступление в региональные бюджеты от них еще больше.

- Когда, по вашей оценке, этот рост может остановиться? Многие считают, что это произойдет уже скоро - как только исчерпает себя эффект импортозамещения и девальвации рубля.

- Я считаю, что последний год после кризиса помимо уже общеизвестных факторов - девальвации рубля и импортозамещения - сопровождался появлением еще одной очень интересной особенности. До кризиса большинство отечественных предприятий жили примерно на одном уровне - кто-то чуть лучше, кто-то - хуже. Но кризис 1998 года все изменил. Отделились те предприятия, которые не только выжили, но и начали усиленно наращивать темпы производства. И четко выявились слабаки. Мобильная часть экономики освободилась от пут и начала развиваться.

Что же касается неперспективных предприятий, то на них все махнули рукой. Конечно, плохо, когда "отстригается" часть мощности. Но это сейчас даже лучше. Я, например, вижу оборонные предприятия, которые уже не тянут на себе весь груз. Они сократились в два раза, но оставшиеся зарабатывают гораздо больше, чем оказавшиеся не у дел.

В мировосприятии многих директоров произошли изменения. Они наконец поняли, что государство их не будет поддерживать и теперь все зависит только от них.

Можно рассмотреть пример - жизнь сочинцев. Кто понял, что от государства помощи ждать придется долго, живет превосходнейшим образом. Там, где еще ждут помощи от государства, - развалины стоят. Именно развалины. Уже в прошлом году резко увеличился поток отдыхающих, желающих провести свой отпуск в Сочи. Пошли деньги. Но самостоятельные предприниматели сумели взять эти деньги, а другие - нет.

- Сейчас в околополитических кругах активно муссируются слухи о том, что КПРФ будут активно лишать финансовой поддержки. В частности, речь идет о закрытии двух оставшихся ЗАТО, где, как говорят, могут подпитываться финансы коммунистов.

- Мне не интересно, откуда какая партия берет деньги. Это просто мешает нормально работать. Я добиваюсь закрытия ЗАТО потому, что их существование наносит ущерб федеральному бюджету.

- Тем не менее, когда правительство закрывало в прошлом году ЗАТО, не удалось закрыть два из них. И против их закрытия выступали как раз коммунисты.

- Налоговые льготы для этих ЗАТО остались по объективным причинам. Там действительно работают два очень мощных федеральных ядерных центра. И на самом деле они наиболее цивилизованно из всех ЗАТО, которым предоставляли льготы. У них же был наибольший процент поступления средств в бюджет.

Но тем не менее эти два ЗАТО все-таки надо закрывать. Я, если помните, выступал за полное их закрытие и считаю, что тогда был достигнут лишь компромисс. Кстати, тот факт, что до сих пор сохранилась льгота по уплате средств в Дорожный фонд, - это тоже печальный результат компромисса. В некоторые месяцы мы теряем до двух миллиардов рублей. Если бы удалось отменить льготы по ЗАТО и Дорожному фонду - это, конечно же, резко увеличило поступления.

Если говорить о финансировании политических партий, то к следующим выборам мы планируем создать такую систему, при которой партии и блоки не смогут использовать "черные" деньги.

- А как вы это сделаете?

- Мы можем определить, что все деньги на выборы идут через счета Сбербанка. Сейчас закон, регулирующий финансирование выборных кампаний, вроде бы есть. Но существует возможность перечислять деньги не через свои счета.

Видимо, нам придется прописать в законе жесткие нормы, аналогичные тем, которые действуют в Европе и Америке. Если любое предвыборное мероприятие хоть в малейшей степени проводится не за счет предвыборных средств, партия автоматически снимается с избирательной гонки. Такое же жесткое законодательство придется принимать и нам.

- А, скажем так, по правящей партии вы также будете собирать сведения?

- Конечно. Но на самом деле ситуация вокруг правящей партии, а точнее, вокруг правящего президента гораздо проще. Его оппоненты могут упрекать в чем угодно, но то, что Путин не перерасходовал деньги на выборы, по-моему, признали все. Это была самая дешевая избирательная кампания. Причем победитель президентской гонки потратил денег намного меньше, чем его конкуренты.

- Сейчас особые условия. Но что будет через четыре года, пока не может сказать никто.

- А тут очень просто. Если рост экономики продолжится, если мы наконец сделаем то, что сама жизнь сейчас требует, я уверен, что Путину переизбрание на второй срок дастся еще легче. Посмотрите - чем лучше экономика, чем больше экономический рост, тем больше было голосов за Путина. И даже то, что в Краснодаре, традиционном звене так называемого красного пояса, коммунисты проиграли, во многом вызвано бурным экономическим ростом в крае. Корреляция очень четкая - сравните голоса за Путина, темпы экономического роста и наполняемость бюджета по территориям. Они почти полностью совпадают.

Начавшийся экономический рост нужно поддержать налоговой реформой. Сейчас мы можем оценить оптимальную налоговую нагрузку. И мы видим, что многие предприятия уже подошли к пределу возможностей по выплате налогов. Есть, конечно, недогруженные налогами отрасли, например, никелевая промышленность, производители платиноидов. Но есть и отрасли, которые уже перегружены.

- Но при снижении налогов у вас автоматически выпадут доходы.

- Почему мы и говорим: сначала рост доходов, потом снижение налогов. Мы начали ставить вопрос о снижении налогов только тогда, когда увидели, что перевыполняем план на этот год. И будем предлагать снижение налогов только по мере роста сборов платежей. Кстати, в тех прогнозах экономического развития, который недавно на заседании правительства представлял министр экономики Андрей Шаповальянц, заложен рост бюджетных доходов при снижении налогов. На самом деле все объясняется очень просто. У нас значительная часть экономики просто не обложена еще налогами. Есть зоны, где мы попросту теряем значительные суммы.

- Вернемся к препятствиям для промышленного роста. Ведь очевидно, что наши предприятия по уровню своих основных мощностей не могут конкурировать с западными аналогами. И скорее всего конкуренция "остановится" именно здесь. Планируете ли вы введение заградительных мер для закрытия рынка от импортных товаров?

- Что-то подобное уже делается в нашей таможенной политике. Правда, немного неуклюже. Делать это надо гораздо быстрее и четче.

@@@
"Экономический рост нужно поддержать налоговой реформой"
"Это не просто ФСНП вдруг наехала"
«Волготанкер» заплатит за связь с опальной компанией
Белорусский рынок бастует
Бензин начал дорожать. Пока в регионах
Борис Федоров: "Кто ответит за "Газпром"?
Букаев собирается скорректировать налоговый кодекс

В Воронежской области снова бензиновый кризис

@@ 2001-04-04 / Владимир Тихомиров







РЕГУЛЯРНОЕ сезонное явление - перебои с горючим - снова парализовало автотранспорт в Воронежской области. На этот раз бензина не стало из-за того, что владельцы АЗС объявили с 1 апреля бессрочную забастовку, протестуя против введения закона о вмененном налоге на единый доход для торговцев ГСМ.

Закон о вмененном налоге депутаты Воронежской думы приняли на своем последнем заседании 15 марта 2001 г. - аккурат перед выборами в областной совет. Согласно этому закону с 1 апреля владельцы АЗС должны заплатить до 40 тыс. руб. ежемесячно с каждой колонки, что значительно превышает прежние налоговые отчисления. Еще один момент - по странному выверту законотворческой логики повышенный налог применяется "к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, начиная с 27 февраля 2001 года". То есть те владельцы АЗС, которые уже заплатили налоги за февраль и март, должны пойти в налоговую инспекцию и заплатить еще раз…

- Я не хочу бастовать, но другого выхода нет, - говорит Александр Р., владелец АЗС в "спальном" районе Воронежа, - ведь вмененный налог платится заранее. И если я заплачу деньги, то не смогу закупить бензин.

- Новый закон душит в первую очередь собственников небольших и единичных заправок, - считает президент "Воронежской топливной ассоциации" Геннадий Боев. - Крупные монополисты и владельцы АЗС на больших трассах еще как-то сумеют справиться, демонтировав часть оборудования, хотя автомобилистам опять придется становиться в очередь за бензином. А небольшие заправки закроются. Многие владельцы - их уже более 300 - подали заявления в налоговые органы о приостановлении деятельности.

Действительно, утром 1 апреля работали только заправки, принадлежавшие АО "Воронежнефтепродукт" - дочерней компании НК ЮКОС, которая уже давно стремится монополизировать рынок ГСМ в области. Очереди к ним выстроились аж на несколько кварталов - как в уже забытые перестроечные годы. На соседних заправках висели скорбные самодельные плакаты: "Извините. Идет забастовка. Все претензии к депутатам…"

А у депутатов один ответ - забота о повышении доходов в бюджет. К тому же, те депутаты, кто голосовал за повышение налогов, уже ушли из Думы. Новые - те, кто был избран 25 марта, - пока еще не освоились в областном совете и увлеченно делятся на фракции. Так что до бензина вряд ли руки скоро дойдут… Вместо них свое отношение к закону высказал вице-губернатор Аркадий Можаитов, начальник главного управления области по развитию предпринимательства.

- Вступление в действие закона в его первоначальном виде привело бы не к увеличению, а к уменьшению налоговых поступлений в бюджет области. Поэтому было решено внести ряд смягчающих поправок в закон, и теперь некоторые владельцы АЗС будут платить в 4 раза меньше, чем предполагалось ранее.

Правда, основная часть этих поправок касается только сельских поставщиков ГСМ. А в общем и целом, по прогнозу г-на Можаитова, несмотря на всю поддержку мелких владельцев АЗС, их количество должно сократиться в полтора-два раза… Но - тут же последовала бодрая ремарка - никто и ничто не помешает строительству новых заправок!

Пока забастовка продолжается. Первыми на очередной бензиновый кризис отреагировали таксисты и частные извозчики - "такса" за проезд на следующий же день возросла в полтора раза.

@@@
В Воронежской области снова бензиновый кризис
В ожидании лучших времен
Весь этот пафос борьбы с терроризмом – просто бред
Вино красное, налогами не облагаемое
Время принятия решений
Вся нефть – в одни руки
Вынужденная прозрачность как альтернатива переделу

Депутаты строчат отчеты

@@

Руководство ЕР припомнит уклонистам задержку при подготовке следующей избирательной кампании

2008-12-02 / Иван Родин







Единороссов заставили отчитаться перед партией досрочно.

Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

На Охотном Ряду вчера наблюдалась повышенная активность аппарата – это депутаты из «Единой России», возвращающиеся из регионов, загрузили своих помощников работой по составлению отчетов о проделанной с избирателями работе. Как известно, председатель Госдумы Борис Грызлов приказал сдать такие отчеты в трехдневный срок. Оказалось, не все поставленные им перед депутатами задачи по сбору информации можно было выполнить именно на прошлой неделе.

Вчера на очередном президиуме фракции «Единая Россия» спикер Госдумы Борис Грызлов напомнил о своем распоряжении депутатам отчитаться о поездке в регионы, представив информацию по строго оговоренному списку. Напомним, что каждый единоросс должен был проанализировать общественно-политическую, социально-экономическую и даже криминогенную ситуацию в закрепленном за ним регионе. В отчете также необходимо было дать оценку состоянию налогооблагаемой базы и рынка труда, проследить динамику безработицы, исследовать положение дел на градообразующих и прочих значимых для конкретной территории предприятиях. Депутатам предлагалось отследить принимаемые региональными властями меры по преодолению кризисных явлений. Однако наиболее интересным пунктом в рекомендованном для заполнения единороссами списке тем выглядел тот, где каждому из них было предписано встретиться лично с «руководителями органов внутренних дел и прокуратуры».

Увидев такое категорическое предписание, зампред думского комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин (фракция КПРФ) заявил «НГ», что видит в этом попытку вмешательства в дела исполнительной власти: «Всеми этими вопросами занимаются другие структуры, при чем же здесь депутаты?». По его словам, если «Единая Россия» действительно станет постоянно заниматься такой работой, это будет «подменой партийными органами государственных», то есть возвращение к ситуации, когда в стране только одна партия.

Между тем секретарь президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин подтвердил корреспонденту «НГ», что отчетная работа о состоянии дел в регионах теперь будет проводиться постоянно. Поэтому, отметил он, пока идет отладка всех механизмов и процедур – оттого и не все пока получается гладко. На вопрос «НГ», какое наказание последует депутату, который отчета не предоставит, Володин ответил: «Активность депутата, без сомнения, будет учитываться в дальнейшем, когда будут составляться списки кандидатов на следующих выборах».

Как стало известно «НГ», при составлении отчетов у многих единороссов возникли объективные сложности. Выяснилось, что представить руководству партии данные, например, о налоговых поступлениях последнего времени в региональную казну оказалось невозможно – налоговые органы просто не оперируют такой краткосрочной информацией. Скажем, данные по третьему кварталу будут готовы только в начале января 2009 года. Точно такая же ситуация с оценкой состояния рынка труда. Кстати, большое недовольство рядовых депутатов из ЕР вызвала как раз составленная для них форма отчетности. Однако всякие попытки узнать, кто же был ее автором, успеха пока не принесли. Как сообщил «НГ» один из депутатских помощников, все поиски привели лишь к отрицательному результату – от авторства опросника открещиваются и в аппарате думской фракции ЕР, и в соответствующих аналитических службах партии. По некоторым данным, список тем был подготовлен кем-то в аппарате думского спикера.

@@@
Депутаты строчат отчеты
Долгое прощание с олигархами
Домики в деревне и "безлошадные" чиновники
Думские новобранцы вступились за стариков
За инфляцию должны бы ответить налоговые органы
Закон для галочки
Заслуженный кассир Российской Федерации

Искусство более важное, чем кино

@@

Бухгалтерская отчетность как достойная замена голливудских сказок

2002-11-22 / Виктор Васильевич Панков - и.о. президента Ассоциации бухгалтеров и аудиторов России, заведующий кафедрой бухгалтерского учета РЭА им. Г.В. Плеханова, профессор.



В США совершено открытие века. Открыт новый вид искусства - составление бухгалтерских балансов.

Вообще говоря, сообщения о художествах американских виртуозов отчетности вызывают двойственное чувство. С одной стороны, искреннюю зависть - люди же творят, изобретают какие-то счета, двигают туда-сюда активы-пассивы. Не то что у нас: "банк закрыт, когда откроют - неизвестно", "инвесткомпания переехала, куда - не знаем", и т.п. С другой стороны, крепнет уверенность, что скоро и в России все будет по-современному, только вот остатки госимущества переделят, введут новую корпоративную этику, а правительство наконец утвердит международные стандарты учета и отчетности. И тогда шаг за шагом мы двинемся светлой рыночной дорогой - пока не пройдем все ухабы и рытвины, которые до нас уже преодолело прогрессивное человечество.

И все же: нельзя ли этот сериал просто просмотреть по телевизору, а у нас что-то придумать, чтобы не повторять чужие ошибки, а попробовать учиться на них?

Во-первых, просто покажем цену этих ошибок. Только за последние шесть месяцев фондовый рынок США обесценился (а это реальные денежные потери держателей акций) на 840 млрд. долл., а всего общие потери акционеров в 2000-2002 гг. составили астрономическую сумму в 6 трлн. долл.!

Во-вторых, подорвана уверенность в справедливости акционерной модели частнокапиталистического хозяйствования. Чем эта модель отличается от государственно-административной экономики, при которой все сверхприбыли и другие выгоды присваивают себе директора и госчиновники, а простой народ должен только трудиться за предписанную ему зарплату? При акционерной модели он вдобавок еще платит за акции из своего кармана.

В-третьих, стало ясно, что даже самое изощренное законодательство (как в США) не защищает народ от самых примитивных финансовых пирамид. Например, те же энергетические и телекоммуникационные компании "надували" свои обороты, продавая друг другу одни и те же услуги - с тем, чтобы под эти обороты привлекать кредиты банков и деньги новых акционеров, которые затем благополучно разворовывались. И все это без малейших нарушений законов!

На самом деле кризис просто обнажил давние тайны. Одна из них состоит в том, что в современной бухгалтерии полно оценочных, субъективных показателей. Права на деньги легко смешиваются с деньгами, расходы запросто маскируются под особо выгодные вложения, ожидаемые поступления свободно конвертируются в "воздушные" прибыли, из которых директора получают вполне реальные денежные вознаграждения и премии, и т.д. Другой нехитрый секрет: в корпоративном мире действуют другие нормы морали, чем для нас с вами. Просто вынуть деньги из нашего кармана считается воровством, а присвоить нашу собственность под видом дележа воображаемой прибыли - ловкой финансовой операцией.

Америка сейчас встрепенулась: опубликован впечатляющий список мер, которыми власти хотят исправить ситуацию. От директоров требуют клятвенных заявлений, что они не допускают мошенничества в своей финансовой отчетности; повышена их ответственность за нарушения - сроки заключения до 10 лет и штрафы до 5 млн. долл.; запрещена практика предоставления кредитов управляющим за счет управляемой ими компании; в 2003 г. будут приняты новые правила регулирования отношений с внешними аудиторами и новые требования к внутреннему финансовому контролю; усилен контроль за деятельностью консультантов и инвестиционных компаний и т.д.

К сожалению, для нашей страны, где проще украсть директора компании, чем мучиться с подделкой отчетности, все это отдает некоторой экзотикой. К тому же нет уверенности, что и в США вышеперечисленные меры дадут ожидаемый результат. На наш взгляд, они все еще бьют мимо цели, и если нам в России надо действовать в аналогичном направлении, то главные задачи надо определять по-другому.

Во-первых, мы преждевременно дали коммерсантам свободу пользоваться ограничением их ответственности по долгам. Нормальная рыночная экономика всегда исходила из правила, что долги следует платить полностью, и без соответствующих поправок в законодательстве нам не обойтись.

Во-вторых, надо восстановить ценность деловой репутации в бизнесе - еще один важнейший институт рыночной экономики. Как это сделать, хорошо известно: надо ввести реестр коммерсантов и лицензирование предпринимательской деятельности. Вместо уродливого образования ПБОЮЛ следует установить, что всякий предприниматель должен состоять в реестре, честно вести свои дела и платить по своим долгам - и что только лица, удовлетворяющие этим требованиям, могут учреждать предприятия, банки и т.д. и занимать в них управляющие и ответственные должности. Самое интересное, что здесь ничего не надо изобретать - примерно такой же порядок уже существовал в России в начале прошлого века.

Можно добавить, что деление общества на классы все еще актуально, в том числе и в США. Просто там раздел общества проходит между теми, кто показывает бухгалтерские фокусы, и теми, кто за них платит. В первый класс входит вся элита бизнеса, подыгрывающие им "независимые" консультанты и аналитики и прикрывающие тех и других государственные надзорные и регулирующие инстанции, а во второй - все остальные граждане, которые могут только любоваться фокусами (естественно, за свои деньги), но без доступа к их секретам. Для нас обещают организовать то же самое.

Урок первый: прибыль во всякой большой компании, способной потратиться на хорошо подготовленных и хорошо оплачиваемых бухгалтеров и консультантов, можно показать любую. И нужно быть крайне наивным человеком, чтобы основывать на этом налоговые платежи крупного бизнеса. Даже если привлекать в налоговые органы самых квалифицированных специалистов и платить им сравнимые зарплаты (а это до 100 тыс. долл. и более в год).

Если же мы хотим действительно проследить реальные доходы большого бизнеса, то надо брать под контроль все денежные потоки, которые перетекают в карманы управляющих, директоров компаний и прочих, кто с ними "пасется" на этом поле, - консультантов, аудиторов, банкиров, брокеров и т.д. Иначе говоря, не гоняться за чистой прибылью, а тотально облагать налогом все денежные средства, которые изымаются из производственного оборота компании. И такой инструмент, кстати, давно известен. Это - налог на распределяемые доходы компаний - то есть на все платежи (кроме оплаты сырья и рабочей силы), которыми средства выводятся из компании: дивиденды, премии, сверхоклады директоров, ссуды управляющим, оплату консультантов и брокеров. Освободиться от уплаты налога с этих платежей компания может, только доказав - и акционерам, и налоговым властям, - что эти выплаты абсолютно необходимы и что они прямо способствуют росту доходов компании. Пока же самые роскошные премии и бонусы получают как раз управляющие убыточных компаний.

Урок второй. Никакие надзиратели и аудиторы от квалифицированного бухгалтерского мошенничества не спасают. "Газпром" у нас платил и платит сотни тысяч долларов независимым аудиторам ежегодно, а о выводе "на сторону" активов на сотни миллионов долларов стало известно только после полной замены всей управляющей команды.

В США сейчас вводят обязанность руководителей компаний под присягой подтверждать правильность своей отчетности - что для России может вызвать только смех. Если за пару-тройку лет от государства можно "отстругать" имущества на несколько миллиардов долларов, а публику "нагреть" на аналогичные суммы и потом спокойно перебраться в более спокойные или более цивилизованные страны, то никакой клятвой нас не напугаешь.

Следует вспомнить, что на Западе прошли сотни лет развития капитализма, прежде чем был открыт свободный доступ к режиму ограниченной ответственности и к форме акционерной компании - а до этого должников исправно держали в долговых ямах (до выплаты всей суммы долга), а в Англии, к примеру, для создания каждой акционерной компании требовался монарший указ.

Требуется резко ограничить использование режима ограниченной ответственности по долгам, а в акционерные (публичные) компании, акции которых допущены к свободному обращению, следует назначать лично ответственного государственного бухгалтера-надзирателя.

Урок третий. Следует вновь покопаться в старых учебниках, в которых нас учили, что на фондовом рынке обращаются фиктивные капиталы. А отсюда сделать вывод: пора перестать верить, что развитием фондовых рынков и поощрением биржевых спекуляций мы решим инвестиционные проблемы нашей экономики. Десяток ловких дельцов в этих бумажных вихрях успешно сколотят себе новые состояния - и только, но страна в целом может создать свое благосостояние только тогда, когда власти всерьез озаботятся ростом накоплений у основной массы населения. Пока же правительство увлечено виртуальными играми с фиктивным капиталом, реальные деньги бегут из страны за рубеж, а народ не может дождаться возврата даже тех средств, которыми он когда-то уже владел (вклады в том же Сбербанке).

Урок четвертый. При вложении денег на фондовом рынке нельзя доверять никому, кто кормится с этого рынка, - ни директорам компаний, получающим зарплату в зависимости от роста капитализации, ни брокерам, зарабатывающим комиссионные на росте оборотов рынка, ни "независимым" аудиторам, которые ведут проверки компаний за деньги, получаемые от этих же компаний.

На наш взгляд, чтобы избавиться от этой зависимости, необходимо организовать действительно независимую группу оценки финансовой отчетности компаний (может быть, в составе имеющегося Союза защиты потребителей), которая бы не зависела от их денег (примерная модель финансирования - за счет обязательных отчислений от оборотов всех публичных компаний). Такая группа могла бы обладать и определенными возможностями получения точной информации непосредственно от компаний - например, на основе доверенностей об участии в голосовании, предоставленных мелкими акционерами (право, которым последние практически не пользуются и часто просто не знают, как пользоваться).

@@@
Искусство более важное, чем кино
Квартировладельцы угодили под колпак
Комнату признали жильем
Коротко
Криминальный механизм дождался слома
НДС могут заменить налогом с продаж
Налоговая полиция начала "ремонт" Уголовного кодекса

Налоговики "расчищают" бизнес для будущих банкротств

@@

Долг предприятий государству составляет около 500 миллиардов рублей

2002-08-23 / Сергей Фролов



Долг бизнеса государству исчисляется миллиардами рублей. Его общий объем на 1 июля этого года составил 245,1 млрд. руб. Об этом сообщил вчера начальник управления налоговой задолженности Министерства по налогам и сборам Сергей Хурсевич. Добавив к этому сумму штрафов и пеней в размере 229 млрд. руб., получим довольно серьезную цифру в 3,6% ВВП страны.

На днях министр по налогам и сборам Геннадий Букаев отстаивал перед президентом Владимиром Путиным ужесточение налогового администрирования как наиболее эффективный метод выколачивания средств из налогоплательщиков. Президент встал на защиту последних и посоветовал ведомству Букаева действовать более аккуратно. Пока же усилия МНС за последний год привели к сокращению долга предприятий перед бюджетом всего на 7,8%.

Теперь у мытарей появится гораздо более серьезный аргумент в спорах с упорствующими бизнесменами. Возможно, уже через несколько месяцев начнет действовать новая редакция закона о банкротстве. Повторное рассмотрение этого документа в Госдуме после наложенного президентом вето вряд ли устранит одну из основных и самых спорных его новаций - право государства участвовать в процессе банкротства наравне с другими кредиторами. Основаниями для инициации этой процедуры может стать задолженность предпринимателей по так называемым обязательным платежам. Сторонники введения этой нормы считают, что угроза ликвидации предприятия заставит заплатить государству даже самых злостных налогонеплательщиков.

Противники уверены, что государство сможет использовать долги как предлог для ликвидации бизнеса и последующего передела собственности. В МНС уже стремятся развеять их опасения: налоговые органы будут исключать инициирование процедуры банкротства по отношению к предприятиям-должникам до применения всего комплекса мер принудительного взыскания. Территориальным органам даны жесткие указания по этому вопросу.

@@@
Налоговики "расчищают" бизнес для будущих банкротств
Налоговики борются с коррупцией в своих рядах
Налоговики грозят банкротством
Налоговики начали охоту на арендодателей квартир
Налоговым терроризмом – по стабилизации
Нешуточные проблемы ОАО «Волга»
Новости

Перерождение "офшора"

@@

Власти Углича изменили порядок предоставления налоговых льгот

2002-01-17 / Евгений Соловьев



Накануне Нового года в Угличе Ярославской области произошло знаменательное событие. Депутаты местной Думы по предложению мэра Элеоноры Шереметьевой ликвидировали "территорию льготного налогообложения". Именуемая также "офшорной зоной", она была создана в этом районе по инициативе московского предпринимателя, а затем заместителя главы округа Артура Сазонова (теперь он заместитель губернатора Ярославской области) и просуществовала четыре года.

Принцип работы зоны был достаточно стандартен - любая компания или фирма России могла зарегистрироваться в Угличе, платить ежегодный сбор и за это освобождалась от всех местных, региональных и федеральных налогов, зачисляемых в районный бюджет. Сумма взноса (400 или 800 ЭКЮ) зависела от оборота организации. В городе появилось Агентство развития и инвестиций "Золотое кольцо", которое регистрировало фирмы.

За четыре года работы зоны в местный бюджет поступило 103 млн. рублей. Деньги фирмы перечисляли во внебюджетный фонд, который тратился главой округа. По этому поводу было сломано немало копий. Мэра Элеонору Шереметьеву обвиняли в самовольном и тайном расходовании средств из внебюджетного фонда. По инициативам прокуратуры и налоговых органов в Положение о территории льготного налогообложения более 20 раз вносили изменения и поправки, чтобы привести их в соответствие с действующим законодательством.

Последняя ипостась "офшорной зоны" заключалась в том, что фирмы платили в фонд не обязательный, а добровольный взнос и на этом основании освобождались от уплаты налогов. Кто находился на упрощенной системе налогообложения, платили только 3,33% от оборота.

Теперь, когда Налоговый и Бюджетный кодексы ввели ограничения для существования подобных зон, эта форма работы с фирмами и компаниями стала неэффективной. И местные власти ее отменили. Но это не значит, что прекратились все претензии налоговой полиции к фирмам, которые укрывались от уплаты налогов, регистрируясь в этой "офшорной зоне".

Обычно на учете в Угличе стояло около 1200 фирм. Половина из них реально работала в Москве. Здесь были и компании, связанные в крупнейшими налогоплательщиками России - Мурманским морским портом, ГАЗом, Новолипецким металлургическим комбинатом. По данным налоговой полиции, около 300 фирм, зарегистрированных в Угличской зоне, вообще не сдавали балансы в налоговые органы, еще 200 - сообщали, что за год не получили никакой прибыли, хотя по их банковским счетам проходили огромные денежные средства. После проверки выяснилось, что около 90 фирм были зарегистрированы по утраченным паспортам.

Известно, что в подобных "офшорных зонах" часто регистрируются фирмы-однодневки, которые предприимчивые люди используют для ухода от уплаты налогов, либо выведения капиталов за границу. Угличская территория льготного налогообложения не стала исключением. Полицейские возбудили около 37 уголовных дел в отношении фирм за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. К примеру, за два года фирмы, зарегистрированные в "офшорной зоне", поставили в известность налоговые инспекции о 26 млн. руб. оборота, хотя по их банковским счетам, по словам налоговых полицейских, прошло более 2,5 млрд. руб.

Но, как признают сами полицейские, эти уголовные дела - "темные", учредителей фирм практически не найти. Всего из России с помощью фирм, зарегистрированных в этой зоне, было вывезено до 100 млн. долл. Так, например, в 1999 г. через сеть банков компания, заключив контракт на поставку метеооборудования, которое так и не поступило в страну, "увела" за рубеж около 22 млн. долл.

Но Углич не расстался с намерением привлекать к себе российский капитал. С Нового года здесь начал действовать другой принцип льготного налогообложения компаний и фирм - предоставление субвенций из местного бюджета. Его суть заключается в следующем: если предприятие ранее было зарегистрировано в "офшорной зоне" или регистрируется в Угличе вновь, то оно платит все налоги в местный бюджет, а ему возвращают 80% налога на прибыль за минусом 10 тыс. руб. Если же оно работало без регистрации в зоне, то ему возвратят из бюджета только 80% от увеличения платежей налога на прибыль по сравнению с прошлым годом.

@@@
Перерождение "офшора"
Пираты – это те, кто зарабатывает на чужом контенте
По ту сторону налоговых законов
Правительство готовится к декабрю
Путинские "пыльные бури"
С Ходорковским закончили, теперь вы на очереди
СНГ испортил "квартирный вопрос"

Самба с коррупцией

@@

Возможно ли снижение масштабов взяточничества?

2001-03-06 / Борис Гордон







Чиновники всегда брали.

Петр Боклевский. Иллюстрация к комедии Николая Гоголя "Ревизор"

Коррупция - подкуп, соблазнение, развращение взятками (должностных лиц)

Толковый словарь русского языка под ред. Д.М. Ушакова

В ТОЛКОВОМ словаре Владимира Даля слова "коррупция" нет. Для этого явления существует отечественный термин - мздоимство, вошедшее в поговорки, обличавшееся российскими писателями, но не изжитое до сих пор. Должностные лица в современной правовой практике России - это прежде всего государственные служащие органов исполнительной и судебной власти всех ее уровней - от федеральных до муниципальных, а также члены и аппарат всей вертикали наших законодательных органов. Мы зовем их всех вместе - чиновниками. Борьба с коррупцией - модный лозунг начала 90-х, скороговорка каждого вновь образованного правительства, на которую уже не обращают внимания, как на обветшавший транспарант над отчим домом или рекламу у входа в метро. Конечно, ворюги "милей, чем кровопийцы", только жаль, что у нас по-прежнему нет иного выбора.

Основная, исходная причина коррупции проста. Человек, управляющий тем, что ему не принадлежит, человек, распределяющий или отнимающий блага и привилегии, которыми сам не может воспользоваться или может только отчасти, человек, создающий законодательное оформление этих привилегий, всегда подвергается искушению. И не важно: сам ли он ищет искусителей или поддается их соблазняющему воздействию. Видели бы вы, как заискивают перед простым "куратором" министерства генеральные директоры, как здороваются с рядовым сотрудником аппарата правительства маститые академики. В руках чиновников, не только тех, кто "решает", но и тех, кто "готовит" вопрос, сосредоточена огромная власть. Какие бы высокие оклады ни платили чиновникам, какие бы страшные наказания им ни грозили, каждый имеет родственников, друзей, доверенных лиц, которые ему ближе и которые воспользуются плодами этой близости.

Каждый ограничен своими представлениями, знаниями и временем жизни. Он имеет некоторую частную собственность, определенную власть в семье, где управляет и распределяет по своему разумению. Поступая на госслужбу или поднимаясь по ее ступеням, он оказывается в условиях, когда размеры и стоимость управляемого им государственного имущества во много раз превосходят все, чем он владеет как частное лицо. Он закончил университеты, защитил диссертации, повысил квалификацию в академии госслужбы. С детства родители и учителя твердили, что надо быть честным, правдивым, смелым. Великая русская литература подкрепляла эти идеалы светлыми образами. Но рядом шла реальная жизнь, в которой минимальным свидетельством успеха был комплект: "квартира, машина, дача". Это ведь тоже не худший идеал обеспеченного человеческого существования.

Наше время существенно раздвинуло рамки возможностей: машина - Мерседес, дача - на Канарах, миллионеры - в парламент. При этом существуют два характерных отечественных отличия: в России произошел и еще длится революционный красный передел собственности и все мы являемся членами популяции с обедненным генофондом - следствие семидесяти лет насилия, репрессий и диктатуры.

Иногда в качестве отличительной черты современности полагают легализацию криминальных структур, сращивание их с властью и т.п. Но органы насилия советских времен, стоявшие на службе и страже власти, сами представляли собой криминальные структуры, подчинявшиеся не законам, а авторитетам, действовавшие под покровом секретности и т.д. Одна часть этого аппарата боролась с обычным, теневым криминалитетом, а девять десятых - держали в страхе общество. И как ни обидно нам, жившим в те годы, но советская власть всегда имела криминальный характер. Да и самодержавие с позиции современных представлений о законности также по существу криминально.

Коррупция существовала и при грозном Иване, и при великом Петре. Советская власть произвела дополнительную причину коррупции - идеологическую. Ее чиновников объединял еще цвет партийных книжек, которые помимо всего прочего служили необходимым пропуском в сословие начальников, номенклатуру.

Некоторые пытаются представить дело так, будто партийные дисциплина и нравственность в советские времена ограничивали коррупцию. Это - или наглая ложь, или наивное заблуждение. Партминимум сопровождался максимумом привилегий, и борзые щенки плодились как кролики. Большинство нынешних чиновников и начальников принадлежит к тем девятнадцати миллионам, совокупность которых претендовала на "честь и совесть эпохи", а ее члены сохранили прежние повадки и ухватки. Так что наиболее легкий путь борьбы с коррупцией в России - это омоложение кадров.

Более трудный и эффективный путь - уменьшение числа предприятий, подвластных государству, и изменение условий существования власти: управления, распределения и т.д. И здесь важную роль должно играть ее законодательное оформление: разработка четких границ ответственности, создание механизмов наказания за нарушения этих границ и ясных методов контроля и оповещения.

В содержании понятия ответственности следует четко устанавливать субъект ответственности (кто отвечает), предмет ответственности (за что отвечает) и компетентный орган (перед кем отвечает).

Юридическая ответственность наступает в результате нарушения правовых норм, определяется государством, а санкции за нарушения налагаются его компетентным органом. Субъектом ответственности может выступать как физическое, так и юридическое лицо, организация.

Уголовная ответственность наступает при нарушении законов (преступление), гражданская - при нарушении имущественных и личных прав граждан и организаций, также определенных законодательно. При этом может реализовываться материальная ответственность. В этих случаях компетентные органы государства - суды.

Административная ответственность наступает при нарушении подзаконных, ведомственных актов, поэтому ее часто называют ведомственной. Дисциплинарная ответственность является частью административной. Компетентный орган - орган исполнительной власти, ведомство.

Я не юрист, а теплофизик и при рассмотрении явления привык строить его математическую модель. Эта модель должна соответствовать результатам наблюдений, содержать нулевое и асимптотические решения и быть пригодной для последующего развития. Если определить величину коррупции К как сумму денег, полученных чиновниками в среднем по государству, то можно записать:

К=NlmV:abc

где N - общее число чиновников;

l - концентрация коррумпированных чиновников;

m - средняя частота события (получение взятки, подарка, услуги, 1/чел.год);

V - средний объем взятки, подарка, услуги, выраженный в рублях.

В знаменателе содержатся корреляционные коэффициенты отражающие:

a - неотвратимость наказания;

b - тяжесть наказания;

c - действенность контроля и оповещения.

Построение моделей - дело творческое. Качество моделей зависит от интеллекта, интуиции, удачи ученого. Предложенная формула не претендует на исчерпывающее описание. Да и социальные отношения очень грубо могут описываться алгебраическими методами. Но основные черты явления эта модель схватывает.

Чрезвычайно увлекательным является анализ модели, сопоставление ее результатов с экспериментами, с практикой. Очевидно, что коррупция зависит от всех четырех членов в числителе прямо пропорционально: равна нулю при их нулевых значениях и увеличивается при их возрастании. Зависимость К от трех членов в знаменателе обратно пропорциональна: при стремлении к нулю каждого из сомножителей К возрастает, а при их увеличении - падает. При этом надо учитывать нелинейность функции, возможные зависимости членов правой части формулы друг от друга. Например, стремление "выйти в чиновники" сильнее с ростом возможности безнаказанных злоупотреблений, что приводит к возрастанию N.

Если общее число чиновников равняется нулю, то коррупции нет. Как мигрень полностью устраняется только гильотиной, полностью победить коррупцию можно, лишь полностью устранив государственную власть. Но т.к. подобного состояния в истории не было, этот тезис, как говорят в математике, иллюстрирует асимптотическое решение. Уменьшение кадровой базы коррупции снизило бы ее масштабы. Вот прекрасное поле деятельности для совершенствования государственного устройства. А то с каждым новым изменением структуры федеральных органов число госслужащих растет. Впрочем, также растет и аппарат Думы. Но наибольшее число чиновников по всей стране приходится, разумеется, на местный уровень.

Однако и при ненулевом числе чиновников, но при их высоких моральных качествах l будет снижаться и К будет мало. Это поле деятельности семьи, религии, воспитательных учреждений.

Тут многое зависит от условий жизнеустройства, от морального климата в обществе. В доимператорской России считалось само собой разумеющимся, что приказнослужители живут поборами с просителей. Среди нынешних чиновников бытует горькая шутка, что берут-то все, да не всем дают. Т.е. в нашем обществе существуют условия для злоупотреблений и пользоваться ими или нет - дело совести каждого.

Частота и величина взяток - это интимное дело двоих. Их численные значения могут устанавливать органы дознания или суды. Но коррумпированность этих учреждений никогда не позволит посторонним узнать масштабы коррупции. Так обнаруживаются нелинейные обратные связи в общественных отношениях и выражается сложность проблемы.

Каждый чиновник работает в достаточно широких границах и может принимать то или иное решение внутри служебных рамок, строго говоря, не нарушая законов и должностных инструкций. Они нарушаются тогда, когда он берет за это взятки. Но трудно зафиксировать подобные события, а уж еще труднее с ними бороться.

Еще более трудно оценить корреляционные коэффициенты. Казалось бы, неотвратимость наказания прямо зависит от числа законов и иных правовых актов, устанавливающих границы ответственности, порядок деятельности, должностные инструкции. Но как в военной науке средства нападения всегда эффективней любой обороны, так и в жизни: чем жестче и уже рамки, тем изворотливее и изощреннее их нарушители.

Тяжесть наказания, казалось бы, наиболее действенное средство борьбы с коррупцией, но это только на первый взгляд. Известно, что в Китае, где проштрафившимся чиновникам чуть ли не отрубают голову, коррупция сильнее, чем в Дании, где нет смертной казни.

Вообще все, что связано с уголовной и гражданской ответственностью, с наказанием, зависит от совершенства судебной системы. За последние годы в этой области мало что изменилось. Судя по статистике, публикуемой в печати, раскрываемость преступлений низкая, а количество преступлений, связанных с коррупцией,- вообще неизвестно.

Реформы последних лет мало коснулись третьей власти. Кажется, что после попыток 1993 года Конституционного суда вмешиваться в политику активность в совершенствовании судопроизводства вообще сошла на нет. А ведь реформы Александра II касались в большой степени именно судебных структур, и в этой области признавались большие успехи. Значение, которое имеют суды, их структурирование и качество определяют скорость судебных решений, эффективность наказания и, в конечном счете, - защищенность гражданина в демократическом государстве.

В последнее время нет недостатка в декларациях по поводу важности судебных реформ, усиления судебной власти. В документах самого высокого уровня содержатся упования на повышение роли судов. Но не надо забывать, что именно для судейских чиновников, в первую очередь, в народе придуманы такие названия, как "крапивное семя", "приказные крючки", т.е. по-простому - взяточники.

Большое значение могут иметь органы контроля, средства массовой информации. Но и здесь медаль имеет обратную сторону. Самый привычный способ наращивания числа чиновников - это организация контроля за контролерами. Такая пирамида не имеет конца, а ее эффективность обратно пропорциональна числу участников.

Средства оповещения также встроены в общую систему. В самих СМИ часто пишут о заказных статьях, о плате за выступление по TV и т.п. Таким образом анализ модели дает неутешительные итоги: все связи нелинейны, т.е. все переплетено, все повязаны и условия для коррупции в нашем обществе, к сожалению, самые благоприятные.

Президент, правительство призывают на борьбу с коррупцией все государственные структуры: министерства и ведомства, правоохранительные органы, судебные власти, законодателей и т.д. Каждая из них воздействует на соответствующие коэффициенты модели, усилия каждой из структур должны быть объединены, скоординированы в нужном направлении. Анализ модели позволяет сделать неожиданный вывод. Если рассматривать К как величину денежной массы, выведенной из налогообложения, то координатором всех действий должны стать налоговые органы.

Но любой умозрительный вывод проверяется практикой, и не дай Бог экспериментировать на всей стране. Принимать решения должны те, кто взял на себя ответственность за судьбы страны. В первую очередь президент.

@@@
Самба с коррупцией
Свободный доступ к «России» закрыт
Сельское хозяйство стало дорогим удовольствием
Случай с «Би Лайном»
Старые задачи и сегодняшние альтернативы
Страховаться будем добровольно
ТНК-ВР судится с налоговиками

Тяжелая судьба "провинциального" доллара

@@

Слухи о скорой кончине американской валюты заставляют иногородних россиян тратить деньги в Москве

2001-08-30 / Екатерина Власова, Елена Лашкина



ВСЕ-ТАКИ слухи о падении доллара и грядущем кризисе, весьма умело раздуваемые некоторыми экономистами левого толка, сделали свое черное дело. Наши сограждане вплотную озаботились тем, насколько надежны их долларовые сбережения, и начали подумывать о том, чтобы перевести зеленые бумажки если не в более надежное, то хотя бы в более осязаемое состояние. Тем более что быстрорастущая инфляция все равно не позволяет не только приумножить сбережения, но даже просто сохранить их.

Однако вопреки недавним предкризисным традициям, когда с полок магазина в первую очередь сметались долго хранящиеся продукты, сейчас объектом покупательского интереса стали такие дорогостоящие товары, как недвижимость, автомашины, ювелирные изделия и т.д.

Конечно, такое увеличение спроса на дорогие вещи пока еще нельзя назвать массовым, однако определенные тенденции налицо. Причем если в Москве они выражены не так явно, то в провинции поверили высказываниям ряда СМИ о скорой кончине доллара. Тем более что прошлые российские экономические потрясения уже научили население осторожности и предусмотрительности. И это самое осторожное и предусмотрительное население решило, что лучше сидеть в четырехкомнатной квартире на слитках золота и обвеситься ювелирными изделиями, чем оказаться обладателем целого вороха пусть даже зеленых, но упавших в цене бумажек. А изучать по ним историю президентства в Америке - пустое и неприбыльное занятие.

В том, что провинция охотно расстается с портретной галереей американских президентов, нет ничего удивительного. Доллару за пределами Москвы и Санкт-Петербурга не слишком везет. Он довольно тяжело "пробивал себе дорогу" в качестве средства накопления. Несмотря на все экономические катаклизмы и систематическое падение национальной валюты, российская глубинка в большей своей части, все-таки понимая, что рубль - это тоже ненадежно, отдавала предпочтение другим видам валюты. Кто победнее - водке и коврам, более обеспеченные слои населения - недвижимому имуществу, автомобилям и золоту. И, видимо, подсознательное недоверие большой части россиян к доллару облегчает в этот раз расставание с ним.

По данным "НГ", в последнее время Москва и Санкт-Петербург фактически стали местом паломничества той части наших иногородних сограждан, которая имеет доходы на порядок выше, чем среднестатистический житель столицы. По большей части это нефтяники, газовики и мелкие предприниматели, доходы которых, однако, оказались достаточно крупными, чтобы позволить себе покупку недвижимости в одной из двух столиц. Так, за последний месяц, по данным московских риэлтеров, увеличившийся спрос вызвал пятипроцентный рост цен на жилье, причем как на первичном, так и на вторичном рынках.

А пока отцы семейства подыскивают впрок жилье для детей и внуков, их жены совершают "налеты" на ювелирные магазины. Как отмечают работники ювелирных магазинов Москвы, спрос на золотые изделия с драгоценными камнями вырос по сравнению с июлем примерно на 3%. И при этом еще нужно учесть тот факт, что в летние месяцы традиционно происходит некоторое снижение покупательского спроса из-за того, что потенциальные клиенты ювелирных салонов предпочитают тратиться на отдых. Однако в этом году на смену московским пришли иногородние толстосумы.

Причем повышенным спросом пользуются именно ювелирные изделия. Золото же в слитках совершенно забыто. Так, по словам сотрудника одного из столичных банков, за год у них не появилось ни одного желающего приобрести золотой кирпичик. Впрочем, это вполне объяснимо. О каждом покупателе слитка, причем вне зависимости от веса последнего, банк обязан сообщить в налоговые органы, а не все обеспеченные люди стремятся к такому, даже заочному, знакомству.

Зато получить удовольствие в полной мере обеспеченным россиянам традиционно помогали престижные автомобили. Автодилерам слухи о скором падении доллара сослужили добрую службу. По сведениям из московских автосалонов, значительно увеличился спрос на новые дорогие иномарки. Причем среди покупателей преобладают именно иногородние граждане. Так, продажи "Mercedes-Benz" и "BMW" увеличились даже по сравнению с докризисными показателями. По мнению экспертов, рост спроса продолжится до конца года: по сравнению с 2000 годом продажи вырастут примерно в 2 раза - до 80-90 тыс. автомобилей.

@@@
Тяжелая судьба "провинциального" доллара
Что продает "Илим Палп"?
ЮКОС пустят с молотка
Японская группа обжалует действия российских налоговых органов