"Черный" хлеб для Приморья

@@

Теневой оборот в важнейшей отрасли экономики края выливается в миллионы долларов

2002-08-27 / Игорь Верба



Новые тарифы на электроэнергию и тепло, утвержденные в начале августа Приморской региональной энергетической комиссией, ощутимо ударят по карману каждого приморца - несмотря на то что тарифы оказались значительно ниже предлагавшихся Федеральной энергетической комиссией. На первом этапе основная нагрузка ляжет на предприятия, но в результате поползут вверх цены буквально на все, и среди этого "всего" на первом месте окажется хлеб. Следовательно, хлеб станет для губернатора Дарькина серьезной проверкой его популярности и поддержки со стороны избирателей.

Приморье и Владивосток, в частности, уже имеют исторический прецедент, когда "хлебный вопрос" становился едва ли не главным политическим. В 1996-1997 годах в краевом центре производство хлебной продукции пребывало в таком загоне, что воцарившийся в администрации Владивостока после Виктора Черепкова и.о. мэра Константин Толстошеин был вынужден дать отмашку фактически на нарушения налогового законодательства всем желающим заняться столь малоприбыльным "по всей строгости закона" бизнесом. В самом деле, названная еще Виктором Черепковым цена решения хлебной проблемы - 7-8 млн. долл. для многих была неподъемной. Таких денег, да еще легальных (1996 год!), ни у кого не было. В результате полученного от городских властей карт-бланша во Владивостоке возникло множество частных пекарен, которые вкупе с главным предприятием "Владхлебом", отданным на льготных условиях бизнес-структурам, близким тогда еще заместителю мэра, а ныне краевому депутату Геннадию Лысаку, предотвратили хлебный дефицит. Однако на смену одной проблеме пришла другая - ценовая.

Проблема эта, как оказалось, прямо пропорциональна количеству населения, условно говоря, покупающему хлеб у того или иного предприятия. Хлебокомбинат Находкинский, например, реализует хлеб по оптовой цене 11,43 руб. за 1 кг, Славянский хлебозавод в Хасанском районе - 11, 85 руб, а "Владхлеб" во Владивостоке - 8,20 руб. То есть все хлебные предприятия края в принципе строят свою политику ценообразования на покупательском спросе в том или ином ареале продаж. В крае особых волнений среди населения по этому поводу не возникает. Однако стоит "Владхлебу" объявить о возможных повышениях цены на хлеб, это тут же вызывает массированную контрпропаганду в СМИ. Так происходит уже не первый год. Наверное, здесь имеют место происки конкурентов, которые желали бы прибрать к рукам хлебного монополиста краевого центра, но главная причина кроется скорее всего в социальном статусе "стратегического продукта", который тем значительней, чем больше населения сосредоточено в местах компактного проживания. Во Владивостоке как столице края этот статус максимален, и не случайно новая краевая власть обратила на хлебный вопрос демонстративное внимание. Так, еще в конце июля вице-губернатор Юрий Попов собрал журналистов на пресс-конференцию, где поделился планами краевой администрации на решение перманентно обостряющейся хлебной проблемы.

Планы, в общем-то, неплохие - создать зерновой фонд, провести паспортизацию предприятий хлебной отрасли, привить производство пшеницы в крае. Настораживает только то, что все эти мероприятия привязываются к политике ценообразования. То есть, как и всякая нормальная власть, команда Дарькина ратует за снижение цен, более того, заявляет, что будет бороться за установление приемлемых цен всеми доступными фискальными методами. Но дело в том, что, согласно расчетам комитета по ценообразованию краевой же администрации, цены на хлеб в крае и без того занижены.

Из служебной записки комитета по ценообразованию и контроля за ценами: "Практически все производители хлеба в крае не отражают в калькуляциях реальные затраты на его производство. А для покрытия фактических затрат по выпечке хлеба и получения прибыли производители идут на производство и реализацию неучтенной продукции. Для проведения сравнительного анализа себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях края главам муниципальных образований было направлено письмо с просьбой о предоставлении этой информации за январь-февраль 2002 года. Показанные в полученной информации объемы производства хлебобулочной продукции (15 964 тонны) оказались ниже объемов ее реализации (17 170,4 тонны) на 1206,4 тонны. Если допустить, что эта разница образовалась за счет реализации продукции, произведенной в предыдущем месяце, то для ее производства требуется 4,5 дня. Такие длительные сроки реализации хлебной продукции являются нереальными, и это свидетельствует о занижении хлебопекарными предприятиями объемов производимой продукции в своих отчетах".

В действительности занижение объемов производства хлебной продукции в крае носит даже более масштабный характер, чем это следует из информации глав. Ведь если исходить из показанных объемов реализации, то доля потребления хлеба на одного приморца составляет в среднем 135 грамм в сутки, что гораздо ниже норм потребления пшеничного и ржаного хлеба, установленных постановлением правительства РФ # 192: мужчины - 520,5 г/сутки, женщины - 348 г/сутки, пенсионеры и дети с 7 до 15 лет - 301,4 г/сутки, дети от рождения до 6 лет - 137 г/сутки. В Приморье, по отчетам глав, некоторые районы и вовсе обходятся практически без хлеба: Чугуевский район - 46 г/сутки на одного человека, Спасский район - 72 г/сутки, Дальнегорск и Пограничный район - 77 г/сутки. И здесь мы подходим к самому интересному.

По данным комитета по ценообразованию, если откорректировать по среднесуточной норме потребления хлеба (360 грамм на 1 человека в сутки) объем производства в январе- феврале текущего года с 15 964 тонн на 45 480,7 тонны и сложившиеся средние по краю отпускные и розничные цены (соответственно с 10,51 на 12,71 и с 12,26 на 14,82) с учетом реальных затрат на производство хлеба, то рост выручки от реализации возрастет в 2,5 раза. В налоговом эквиваленте это составит 95 140,6 тыс. руб. против нынешних 27 455 тыс. Умножаем полученную разницу на 6 и получаем 406 112,4 тыс. руб., или 13 млн. долл., составляющих сегодня ежегодный теневой оборот в хлебной отрасли Приморья.

Сумма, откровенно говоря, представляется несколько завышенной, но если комитет по ценообразованию ничего не напутал в расчетах, то ее можно назвать ценой легализации хлебного бизнеса в крае, которая будет только расти вместе с составляющими себестоимости производства хлеба. В краевом бюджете таких денег нет. Следовательно, о дотациях и речи быть не может. Изначально не подходит вариант и с "отпуском" цен на волю. Во-первых, это чревато усилением антидарькинских настроений. Во-вторых, невыгодно самим производителям, которые ставят цену в зависимость от покупательского спроса. Остается только один вариант: взять под контроль производство, переработку и доставку главной сырьевой составляющей себестоимости хлебной продукции - зерна.

@@@
"Черный" хлеб для Приморья
"Чеченизация" российской экономики
В ВТО любой ценой
Вопросы без ответа
Государство забирает титан
Государство не слышит банкиров
ЕС давит на Швейцарию

Европа в поисках стандартов для нелегалов

@@

В Испании легализуют иммигрантов, пока Германия готовится к высылке лиц с двойным гражданством

2005-02-11 / Евгений Григорьев



В Испании на этой неделе вступило в силу законодательство, открывающее возможность легализации более половины из 1 миллиона нелегально проникших в страну иммигрантов. В основном это выходцы из Эквадора, Колумбии, Марокко и Румынии. Правительство Хосе Луиса Родригеса Сапатеро сразу убивает этим нескольких зайцев. Во-первых, предпринимает гуманный шаг. Во-вторых, политически дальновидный. С одной стороны, хотя бы частично решается острая проблема миграции накануне предстоящего 16 февраля в Испании референдума по Конституции ЕС. В-третьих, как заявила госсекретарь Министерства по делам миграции Консуэло Руми, принимаемая мера важна даже не столько для определения точного числа находящихся в стране нелегалов, сколько для того, «чтобы отрасли экономики, в которых они заняты, вышли из тени».

@@@
Европа в поисках стандартов для нелегалов
За колючей проволокой и минными полями
Иран догоняет Запад
Когда уходит монополия
Компании-гиганты – российский способ вхождения в глобальную экономику?
Между Конго и Андоррой
Миллиарды долларов минуют госбюджет

Модернизация по-губернаторски

@@

Новые методы хозяйствования во Владимире выдвинули область в число десяти наиболее динамично развивающихся регионов России

2000-11-21 / Милрад Фатуллаев



ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ жизнь начинается сразу же за Московской кольцевой автодорогой. А с ней - и Россия. Настоящая - без прикрас и манящего блеска. Однотипный "коробочный" городской пейзаж, зародившийся из почти инкубаторских одноэтажных, с крылечками, деревянных сельских домиков, при неспешной текучке жизни в глубинке стирает все визуальные грани между близкими и далекими краями и областями российской географии. Пожалуй, одно из немногих исключений на этом фоне - живописная владимирская земля с ее старейшими акварельными городами - столицей Владимиром, душой Руси, шоколадным ныне Покровом и "жемчужным" Суздалем, средоточием средневекового славянского зодчества, промысловым Гусь-Хрустальным, издавна известным центром художественного стекла. "Золотое кольцо России".

Ныне Владимирская область с ее исключительно выгодными экономическим и транспортным положением, определяющим из которых, безусловно, стала близость к Белокаменной столице, переживает устойчивый промышленный подъем. Хотя Владимирщина и обделена "хлебными" ресурсами (нефть, газ, другие энергоресурсы), зато отличается наработанным за прошлые десятилетия завидным промышленным потенциалом, который и стал основой вот уже четырехлетнего динамичного роста почти во всех производственных областях. С 40-го места среди субъектов страны область переместилась на 7-е. Каждый второй телевизор и стеклоизделие, каждый пятый метр льняного полотна, шестой мотоцикл, седьмой трактор имеют владимирскую прописку.



ИНВЕСТИЦИИ: ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ЗАХОТЕЛ

Когда более 70 иностранных компаний из двух десятков государств прибыли два месяца назад во Владимирскую область для участия в Международной конференции по стеклу ХХI века, большинство из них интересовалось не только последними научными и технологическими изысканиями и разработками в этой сфере, как это было в недалеком прошлом, но и претворением конкретных проектов по совместной деятельности и инвестированию.

- Я ничего особенного не ждал от этой поездки, но увиденное превзошло мои ожидания, - признается представитель немецкой фирмы "Глас Хем Консалт" Габриэль Швалек. - Мы работаем над защитой поверхности стекла при помощи специальных покрытий, что позволяет добиться соответствия продукции высоким требованиям международных стандартов. Это эксклюзивная даже для Запада технология. И нам важно наладить соответствующее сотрудничество на владимирской земле.

Сегодня самое быстрое обновление производства идет именно в стекольной отрасли, представленной 24 предприятиями. По сравнению с началом 90-х производство увеличилось в 7 раз. Область выпускает треть всех бутылок в стране - около одного миллиарда в год, столько же, сколько во всей Украине.

За годы реформ здесь был потерян только один завод, несмотря на то что в результате непродуманных действий оборотные средства владимирских предприятий обесценились в 10 тысяч раз. Ситуацию усугубляло то, что отечественные предприятия так и не наладили выпуск машин и линий по производству высококачественной стеклопродукции. А чтобы получить иностранные производственные линии стоимостью до нескольких миллионов долларов, необходимо под кредит предложить залог. Которого, как известно, нет. Заполонившие рынок хрустальные изделия из Чехии, Словакии и второсортное стекло для быта из Польши, Южной Кореи, Турции едва ли не вытеснили отечественную продукцию, отражаясь на себестоимости.

Финансовый кризис августа-98 в какой-то мере спас отрасль, открыв перед ней новые возможности. С реализацией областной программы по оздоровлению экономики на период 1997-2000 гг., "второе дыхание" обрели хрустальные заводы двухвековой давности (выполнявшие в прошлом крупные заказы императорского двора), уникальный "мальцовский" хрусталь для иранского шаха.

- Успех будет значительно большим, - говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий стекольной промышленности области С.Жаров, - если нам удастся обеспечить себя местным сырьем, особенно кварцевым песком. Большие перспективы сулит Великодворское месторождение песков.

По данным журнала "Эксперт", по инвестиционной привлекательности область входит в первую десятку регионов. Сравнивать с Москвой и Санкт-Петербургом, конечно, не стоит, но темпы роста инвестиций очень высокие. В прошлом году объем иностранных инвестиций превысил 157 млн. долл. В заслугу ныне действующему губернатору Николаю Виноградову ставят то, что со времени его избрания в целом в экономику было привлечено в 13 раз больше инвестиций, чем за тот же период управления областью его предшественника, - всего более 400 млн. американских долларов. Причем предприятия с иностранными инвестициями, а таковых в нынешнем году зарегистрировано в области более 300, играют все возрастающую роль в развитии экономики области. По мнению экспертов, эти показатели были бы значительно выше, если бы федеральный Центр взял на себя координирующую роль, так как инвесторы порой ничего не знают, кроме Тюмени, Екатеринбурга, Москвы.



ОТ УСПЕХОВ В ЭКОНОМИКЕ - ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ПРЕМИЙ ПО КУЛЬТУРЕ

- Привлечению дополнительных средств в экономику способствует не только инвестиционная привлекательность региона, подстегиваемая льготами по налогам, - говорит Николай Виноградов, - но и целевое выделение финансовых ресурсов из областного бюджета на решение плановых задач, где мы выступаем гарантом для выделения кредитов хозяйствующим субъектам.

Впервые промышленные предприятия области, отчисления с которых составляют 80% областного бюджета, были освобождены от несвойственных им затрат по содержанию жилищно-коммунального и социального хозяйств. Большую часть этих функций взяли на себя органы местного самоуправления.

Власть отвечает за благополучие граждан, утверждают в области, и потому считают оправданными действия, направленные на смену неэффективного руководителя. Есть приватизированные предприятия, ставшие АО и прекрасно работающие. Другие, в основном должностные лица, забрали себе акции, руководство безбедно существует, а предприятия погрязли в долгах. Разве здесь не должна предусматриваться ответственность властей и возможность влиять на смену собственника? - резонно замечают в областной администрации. Благо, механизмов для этого предостаточно. Такой подход привел к уменьшению общей суммы убытков более чем на 10%.

Положительно зарекомендовал себя отработанный "механизм продвижения" владимирской продукции на внутренний и внешний рынки (так называемый областной заказ) как форма поддержки почти 400 местных товаропроизводителей, внутриобластная кооперация и формирование интеграционных структур - холдингов, альянсов и промышленно-банковских структур, что позволяет выделить устойчиво работающие предприятия, реагировать на изменяющуюся конъюнктуру. Созданы дополнительные рабочие места (безработица уменьшилась более чем в 3 раза), почти на 40% возросла собираемость налогов.

Проблемной отраслью остается только энергетика, но и здесь в последние месяцы происходят некоторые положительные подвижки. Себя область обеспечивает теплом и светом только на треть, и в ближайшее время кардинально ситуацию не изменить. Поэтому особые надежды возлагаются на энергосбережение. Принята даже специальная программа по рационализации энергопотребления. В перспективе задумано создать собственные генерирующие мощности на основе малых электростанций.

"Мы не виноваты, что у нас нет нефти", - говорят владимирцы, объясняя проблемы выработки тепла. Энергетики предлагают сделать "больший крен на использование наиболее технологичных и относительно дешевых видов топлива". Конечно же, это газ (который в прошлом году наконец пришел в совершенно негазифицированные районы) и торф, от которого необоснованно отказались и залежи которого в большом количестве есть в области.

В сельском хозяйстве при финансовой поддержке областного правительства удалось создать цепочку: поставка сырья, его переработка и реализация. Например, к "хромающей" птицефабрике подключаются структуры, занимающиеся производством кормов. Таких кооперативов ныне около сотни. Образцом интеграции может служить созданное объединение "Ополье", которое является по существу финансово-промышленной группой. Учредителями его выступили 19 предприятий и организаций, в том числе Владимирский филиал банка "СБС-Агро", птицефабрики, комбикормовый завод. Новый подход к селу позволил в прошлом году впервые за 6 лет завершить работу с положительным результатом.

Все это и позволило области войти в десятку наиболее динамично развивающихся регионов России. Область ежегодно уменьшает долю трансфертов из федерального бюджета и выходит на уровень самодостаточности: финансовая помощь, оказываемая федеральным Центром, сократилась с 38 до 16%. Во Владимире не любят говорить о градации регионов на субъектов-доноров и дотационных: область относят к последним (хотя уже все реже), несмотря на то что она перечисляет в федеральный бюджет налогов больше, чем получает оттуда.

Кстати, дополнительно полученные средства позволили учредить областной симфонический оркестр, реставрировать Центр изобразительного искусства, а историческое здание, так называемые Присутственные места, где размещалась областная администрация, было передано под Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Здесь организована не имеющая аналогов в стране экспозиция, что, видимо, и послужило присвоению ряду ведущих работников музея президентских премий в прошлом и нынешнем годах.



КИТАЙСКИЙ ОПЫТ - НАМ ПОДСПОРЬЕ

Немаловажное значение для производственных успехов возымела и политическая стабильность. Владимирская область, "не так коррумпированная и криминализированная", как Москва или Санкт-Петербург, в этом плане уникальна. Главе области удалось консолидировать в Политическом консультативном совете, действующем при губернаторе, все известные региональные отделения политических партий, движений и общественных организаций, религиозные объединения, в том числе и такие, которые имеют противоположные взгляды - КПРФ, "Единство", "Отечество".

Хотя область и относят к "красному поясу", сам губернатор видит в этом "журналистскую выдумку", полагая, что народ не делится на красных, белых, зеленых, а первые лица не должны становиться лоббистами той или иной идеологии:

- Всех сегодня объединяют экономические проблемы. Это и должно стать, а у нас уже и стало, основой для объединения всех здоровых сил общества. Более важная проблема сегодня - в подборе кадров и управлении. Мы отказались от прежней системы контроля и отчетности, не предложив взамен ничего. В итоге, когда я попросил дать мне справку об остатках продуктов питания на складах, магазинах области, наши специалисты сделать этого не смогли. А без фактуры, анализа ситуации невозможно принимать взвешенные, грамотные решения.

- Несколько месяцев назад в интервью "НГ" вы признавались в своих симпатиях китайскому опыту реформирования экономики. Что именно привлекло вас в нем?

- Меня заинтересовало и даже поразило то, что если на начальном этапе реформирования в Китае контроль и учет показателей предприятий, независимо от форм собственности, осуществлялся по 68 показателям, то по мере решения экономических проблем количество подконтрольных показателей было сокращено до 22. На недавней моей встрече в Москве с Ли Пэном я еще раз убедился, что китайский опыт мне значительно ближе. И, на мой взгляд, значительно лучше, чем то, что делалось в России. То, что происходило у нас, вряд ли можно назвать реформами. Вся система учета была сразу же разрушена. Решили, что рынок все сам отрегулирует. Это невозможно. Всегда необходимо принимать определенные управленческие решения. А без анализа, в основе которого лежат конкретные показатели, принимать управленческое решение просто невозможно.

- Как скажется в этой связи наметившаяся тенденция централизации власти в России?

- В трудные времена, уверен, необходима централизация управления государством, что открывает возможности для концентрации финансовых и иных ресурсов. Это еще одно подтверждение того, что принятая нами на вооружение западногерманская модель государственного устройства в целом нам не подходит. Государство должно держать в своих руках ключевые отрасли экономики, такие как энергетика, финансы, транспорт. По большому счету именно они определяют решение экономических вопросов. И присутствие государства здесь должно быть тем большим, чем сложнее экономическая ситуация.

Вместе с тем областные власти не поддерживают идею абсолютной централизации управления страной. Такие вопросы, как регулирование земельных отношений, сбор и реализация цветного лома, избирательное право и так далее, в большей степени должны регулироваться законодательствами субъектов. Специфика, например, Дагестана и Чукотки различна. Есть свои особенности и на Владимирщине.

Рассматриваемый сейчас проект федерального бюджета ущемит положение 12-14 субъектов-доноров и облегчит положение другой категории краев и областей. Но Владимир озабочен иной проблемой. "Федералы" "привязали" к себе наиболее собираемые налоги, например налог на добавленную стоимость, оставляя субъектам "капризный" налог на прибыль. Если, предположим, возникнут проблемы с энергоресурсами, сократится прибыль - область просто останется без денег, тогда как Центр все равно получит свой "стабильный" налог. По мнению владимирского губернатора, целесообразнее было бы идти по пути пропорционального распределения всех видов налогов - часть Федерации, часть субъекту.

@@@
Модернизация по-губернаторски
Молодецкая "дипломатия" Александра Лебедя
Не нефтью единой
Нефтегазовый треугольник
Нефть и газ решили засекретить
Оксана Дмитриева: "Многие законы принимаются в спешке и очень "грязными"
Плодите и размножайте… информацию

Правительство ценит иностранцев за их деньги

@@

Порядок доступа зарубежных инвесторов в стратегические отрасли экономики определят после 1 ноября

2005-10-18 / Игорь Наумов



Объем накопленного иностранного капитала в российской экономике по состоянию на конец июня 2005 года по сравнению с первым полугодием 2004 года вырос на 37,4% и превысил 90 млрд. долл. Об этом сообщил вчера премьер-министр Михаил Фрадков на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ). Не обошел он молчанием и болезненный для инвесторов вопрос, связанный с доступом иностранного капитала в стратегические сектора российской экономики. Разрабатываемые правительством правила доступа, заверил премьер, не станут преградой для инвестиций из-за рубежа. Хотя «у некоторых возникает желание трактовать» эти условия именно как запрет.

@@@
Правительство ценит иностранцев за их деньги
Президент республики Владислав Ардзинба считает неверным вывод российской базы из Гудауты
Премьер-министр и академики
Прогнозы, не подтвержденные расчетами
Проигранная битва за конкуренцию
Реальный сектор все еще ждет своего часа
Социальное государство для России

Торкунов спас МГИМО

@@

Завтра у ректора "кузницы дипломатических кадров" полувековой юбилей

2000-08-25 / Андраник Мигранян







Анатолий Торкунов возглавляет МГИМО с 1992 года.

Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

ЗАВТРА ректору Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России Анатолию Васильевичу Торкунову исполняется 50 лет. На эту должность он был избран коллективом в переломном во всех отношениях для нашей страны 1992 году. Именно с начала этого года "молодые реформаторы" пустили под откос экономику и государственность России под лозунгами "Кто не спасется - мы не виноваты" и "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". С тех пор целые отрасли экономики, научные школы, академические и государственные институты ушли "под воду", не выдержав наступления неограниченной рыночной стихии в условиях полураспада российского государства, делающего отчаянные попытки выбраться из-под обломков распавшегося Советского Союза, обрести новую идентичность - институциональную и ценностную.

Казалось бы, одной из первых жертв гибели СССР должно было стать избалованное дитя старой системы, самый элитарный вуз страны, одна из идеологических и политических опор старого режима в условиях тотальной дискредитации старых институтов и ценностей, резкого падения престижа государства и профессии дипломата, крайнего обнищания МИД России и других государственных структур, работающих в сфере образования и подготовки кадров для страны. Однако, как говорится в эзотерических учениях, странам, планетам, большим социальным и иным системам невозможно избежать разрушительных последствий тех или иных закономерностей - будь то природных или социальных, но отдельным просвещенным и посвященным индивидам и малым группам всегда есть возможность спастись. То, что сделал Торкунов с 1992 года для МГИМО в отмеченных выше немыслимо критических условиях, иначе чем чудом и спасением не назовешь.

Самое главное - удалось сохранить костяк профессорско-преподавательского состава, который за все годы существования МГИМО по целому ряду дисциплин находился на уровне высших мировых стандартов. Как выпускник МГИМО могу засвидетельствовать, что для оценки подготовки как студентов, так и преподавательского состава всегда брались самые высокие мировые критерии. Обширные международные контакты преподавателей и повседневная борьба наших дипломатов со своими коллегами из стран Запада в условиях глобальной конфронтации настоятельно требовали высочайшего уровня подготовки. Опытнейшие юристы и экономисты не бросили институт в тяжелые годы и не соблазнились открывшимися большими возможностями в рыночной сфере. Институт, продолжая подготовку высококлассных специалистов по международным отношениям и мировой экономике, по страноведению, под руководством своего ректора моментально среагировал на новые потребности рынка и стал готовить отличных юристов, экономистов и менеджеров для частных компаний, банков как российских, так и особенно иностранных. Профессиональные знания в сочетании с владением несколькими иностранными языками делали выпускников МГИМО наиболее конкурентоспособными и в этих новых секторах современной российской экономики. Не только старые кадры не покинули институт, но и грамотная политика по привлечению в институт, главным образом на основе личных знакомств Анатолия Васильевича, многих новых имен отечественной гуманитарной мысли, завоевавших широкую известность и пользующихся большим влиянием в новом российском обществе, показали, что МГИМО - динамично развивающаяся современная система, не подверженная как революционной ломке, так и консервативной косности и ригидности. И в этом громадные заслуги Торкунова как человека, лично располагающего к себе окружающих, создающего вокруг себя атмосферу доверия, обладающего большими организаторскими способностями, присущими настоящим лидерам. Эти качества ректора в сочетании с огромной работоспособностью дали возможность институту пережить первые наиболее сложные годы адаптации к новым условиям и способствовали сохранению за МГИМО и в новых условиях элитарного характера образования, элитарного статуса самого института в системе государственных и общественных структур новой России, неоспоримого авторитета на международной арене. Сохранение МГИМО как особого не только образовательного, но и политического и культурного института для страны было так же важно для новой России, скажу без преувеличения, как сохранение таких знаковых национальных достояний, которые занимают уникальное место в мире (Большой театр, Эрмитаж, русский хоккей и т.д.). Не все национальные достояния элитарного характера бывшего Союза сохранились в эти бурные годы революционных перемен, и не всегда в этом были виноваты объективные причины, на что так любят ссылаться горе-руководители самых разных рангов и уровней, списывая на эти обстоятельства свои неудачи. Сегодня совершенно однозначно можно сказать, что под руководством Анатолия Торкунова МГИМО выдержал революционные потрясения, адаптировался к новым условиям, умудрившись сохранить как статус, так и престиж в России и в мире.

@@@
Торкунов спас МГИМО
Уральские коммунисты будут стучать в дома граждан
Хуже не будет, но и лучше - тоже
Цена уступок естественным монополиям
Энергичная торговля в глобальной паутине