Безработные станут бюджетниками

@@

Рынку труда грозит возрождение плановой экономики

2000-06-21 / Сергей Смирнов Сергей Николаевич Смирнов - доктор экономических наук, директор Института социальной политики Государственного университета - Высшей школы экономики.



Правительство получило возможность решать бюджетные проблемы за счет фонда занятости.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

НЕ ЗНАЮ, можно ли назвать дискуссией обсуждение вопроса, законное решение по которому фактически уже принято вполне компетентными структурами. Но в этом случае соображения научной, да и чисто человеческой этики требуют возвыситься над текущими соображениями и подумывать о будущем. Речь пойдет о финансировании государственной политики на рынке труда и о тех антиреформаторских изменениях, которые осуществляются в этой сфере. На мой взгляд, то, что происходит, - весьма тревожно, и иначе как симптомом возвращения к плановой экономике это назвать нельзя.

Одним из бесспорных достижений социально-экономических реформ в России в 1990-е годы стало формирование ресурсов на выплату большинства значимых социальных трансфертов на основе страховых принципов. Работодатель регулярно отчислял страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и, наконец, в фонд занятости, а из средств, поступивших в эти фонды, выплачивались государственные пенсии, пособия на детей, по безработице, осуществлялось медицинское страхование работающих граждан. Была создана, пусть и не полноценная, система социального страхования, в которой, даже в случае когда государственный бюджет сводился с дефицитом, в том числе и с первичным, выплата социальных пособий не зависела от этого обстоятельства и определялась только поступлением средств в перечисленные фонды.

Конечно, имело место расхищение этих средств - а как же иначе, если система такая? Вспоминаются совершенно кафкианские случаи, когда бухгалтер одной из региональных служб занятости в течение нескольких лет начисляла пособия на несуществующих безработных (и против нее было возбуждено уголовное дело), а с другой стороны - она котировалась как ценный работник (и была премирована квартирой).

Кроме того, у созданной схемы были и системные недостатки. Так, фонду занятости не удалось обеспечить равномерное распределение средств фонда между регионами. Получилось так, что в регионах с невысоким уровнем безработицы (например, в Москве) средств фонда занятости в расчете на зарегистрированного безработного было гораздо - в разы - больше, чем в регионах с критической ситуацией на регистрируемом рынке (например, в Ивановской области). При этом "богатые" регионы в большинстве случаев не нарушали федерального законодательства, регулярно отчисляя 20% страховых взносов, уплаченных работодателями, в централизованную часть фонда. Из последнего и формировались дотации для поддержки "бедных" регионов.

Перечень общих и частных примеров можно продолжить, и, видимо, движимое заботами о социальной и региональной справедливости, правительство вышло с инициативами об упразднении большинства внебюджетных фондов и о введении так называемого социального налога, который должны уплачивать работодатели в федеральный бюджет.

При введении такого порядка, в общем, можно согласиться с тем, что не будет нарушен страховой принцип формирования бюджета социальных выплат, а изменится только место аккумулирования предназначенных для этого денег.

Гораздо худшей оказалась судьба фонда занятости населения. О нем в налоговых инициативах правительства не упоминается, поскольку предполагается с начала будущего года упразднить уплачиваемые в него ныне страховые взносы работодателей - то есть полтора процента фонда оплаты труда. Вместо этого осуществляется переход к финансированию государственной политики на рынке труда из федерального бюджета. Последний возьмет на себя не только обеспечение зарегистрированных безработных пособиями по безработице, но и выплату стипендий на профессиональную подготовку и переподготовку, финансирование общественных работ, других мер активной политики занятости. Суть не в конкретном наборе мер. Проблема состоит в том, что новая схема неизбежно приведет к появлению на регистрируемом рынке труда (пока только на нем!) такого классического понятия плановой экономики, как лимит - в данном случае лимит численности безработных.

Такой вывод легко доказуем, и вытекает он из самого порядка формирования расходных статей федерального бюджета. При его принятии Государственной Думой, одобрении Советом Федерации и подписании президентом России устанавливаются расходы по конкретной статье бюджета.

Теперь предположим, что в федеральном бюджете с 2001 года появляется новая статья "регулирование рынка труда", в составе которой выделяются расходы на выплату пособий по безработице, досрочной пенсии и материальной помощи безработным. Предположим, что объем соответствующих расходов по ним будет утвержден на уровне 1999 года, то есть в неизменных ценах соответственно 12 и 7,5 миллиарда рублей (на самом деле речь идет о сокращении расходов нынешнего фонда занятости на одну треть, но не это принципиально). Эти расходы будут "разверстаны" по регионам. Превысить их в случае превышения прогнозной численности безработных региональные органы службы занятости не смогут.

Отсюда следует, что уровень безработицы, который использовался при прогнозировании расходов бюджета на выплату пособий по безработице, становится своеобразным лимитом, превышение которого будет всячески пресекаться. В конце концов экономика в России вроде как бы рыночная, и просто так, без длительных согласований и законодательных процедур эмитировать средства на выплату пособий по безработице не удастся.

Нельзя сказать, что при страховой системе финансового обеспечения пособий по безработице денег всегда хватало. Задолженность по выплате пособий, их замена в отдельных регионах товарами и услугами стали важным фактором снижения в последние годы численности зарегистрированных безработных (только в 1999 году - почти на 670 тысяч человек, или более чем на 1/3). Но в том случае, если фонд занятости существует как страховая структура, всегда можно отрегулировать данный вопрос, изменив тарифы страховых взносов в него, расширив круг их плательщиков, реструктурировав его расходы. Например, благодаря работе по реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов в фонд в 1999 году органам службы занятости удалось впервые за последние годы частично погасить и уменьшить свою задолженность по выплате пособий безработным. Теперь же все это становится проблемой федерального бюджета, который в принципе не может заниматься подобного рода деятельностью.

По жизни же ситуация может быть следующей. Скажем, для некоего района определены годовые расходы на выплату пособий по безработице. Предположим также, что эти средства были полностью исчерпаны уже к началу декабря. И тогда резонен вопрос: а что делать с теми, кто имел неосторожность пополнить ряды безработных именно в злополучном декабре?

Конечно, можно попытаться предотвратить такую ситуацию, активизировав работу по трудоустройству. Но далеко не всегда и не во всех регионах такая возможность имеется. К началу 2000 года, например, напряженность на рынке рабочей силы, то есть численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в расчете на одну вакансию составляла в стране в среднем 2,5 человека. В некоторых же регионах она была существенно выше. Исключая автономные образования и республики в составе Российской Федерации, наиболее высокая напряженность была зафиксирована на рынках труда Читинской области и Красноярского края, где она составила соответственно 29,9 и 22,3 человека на вакансию. Кроме того, нельзя забывать, что многие из вакансий, сведения о которых имеются в службе занятости, непрестижны по условиям труда и его оплаты.

В новых условиях осуществляемый ныне предварительный расчет численности безработных по регионам на очередной финансовый год станет не столько прогнозом, сколько руководством к действию государственной службе занятости в регионе при управлении процессом постановки безработных на учет и назначении им пособий по безработице.

Средств на выплату пособий может не хватить не только если фактическая численность безработных превышает ее прогнозную величину, но и в силу того, что средняя заработная плата получателей пособий по их последнему месту работы может оказаться достаточно большой. Последнее важно, потому что в настоящее время величина пособия по безработице (исключая тех безработных, которым она устанавливается в размере минимального месячного размера оплаты труда) на первые 3 месяца безработицы назначается в размере 75% заработка за последние три месяца работы, на последующие 4 месяца - 60% и в дальнейшем до истечения года - 45%, но во всех случаях - не выше средней заработной платы в регионе.

Таким образом, при введенном порядке финансирования выплат пособий из федерального бюджета необходимо будет лимитировать, с одной стороны, численность безработных, а с другой - величину самого пособия. Результат неизбежен: в недалеком будущем нас будет ждать унификация размеров пособия по безработице - на уровне, например, прожиточного минимума в регионе. Тогда бюджетных средств на выплату пособий скорее всего хватит: трудно ошибиться на порядок в прогнозе численности безработных. Но такой вариант еще более отдалит нас от магистрального пути абсолютного большинства экономически развитых стран, аккумулирующих ресурсы на выплату пособий по безработице на основе принципов социального страхования и стремящихся дифференцировать размеры этих пособий в зависимости от прошлого трудового вклада работника, ставшего безработным.

@@@
Безработные станут бюджетниками
Бизнесу предложили доплатить за провал пенсионной реформы
Букаев собирается скорректировать налоговый кодекс
В поисках надежных гарантий
Вертикаль по-новгородски
Взятка правит в регионах
Демократы, но разные

Дорогое удвоение

@@

Повышение пенсий может обойтись государству примерно в 5% ВВП

2005-03-21 / Игорь Павлович Наумов - обозреватель "Независимой газеты".



Около 900 млрд. руб. (свыше 30 млрд. долл.) из федерального бюджета потребуется Пенсионному фонду РФ (ПФР) в 2008 году, чтобы удвоить пенсии. Эта цифра, высчитанная в ПФР, оказалась даже больше прогноза Всемирного банка, который недавно предсказал увеличение годового дефицита бюджета фонда до 25 млрд. долл. Именно этой проблеме в минувшую пятницу было посвящено очередное заседание правительственной комиссии по бюджетному планированию.

Обсуждение затянулось почти на шесть часов. Кроме проектировок бюджета ПФР рассматривались проекты бюджетов Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Солировал на заседании глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. Надо отметить, что никогда прежде правительственная комиссия не занималась этим на столь ранней стадии, и для «ветеранов» бюджетного планирования все происходящее кажется в диковинку. В прежние годы предварительные расчеты по этим статьям делались приблизительно, после чего документ попадал в Госдуму, где и проходил окончательную огранку.

@@@
Дорогое удвоение
Дотационным регионам - бесплатные путевки
Зарплаты могут выйти из тени
Исключение из чиновничьего правила
Коммюнике совещания "Группы восьми" на Окинаве 2000 года
Кто поедет на курорт
Малые города спасет ослабление вертикали

Министерская кадриль

@@

Здравоохранение укрепили спортом, Госторгинспекцией и Пенсионным фондом

2004-03-26 / Ада Горбачева







Михаил Зурабов предлагает отменить льготы на лекарства, увеличив пенсии.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Минздрав, названный, по последним опросам фонда "Общественное мнение", важнейшим из министерств, но работающим неудовлетворительно, давно находился в шатком положении. Ходили слухи, что из-за недостатка средств он распадется на отдельные департаменты. Но не распался, а, наоборот, влился со всеми своими структурами в большое бюрократическое образование, где всякой твари по паре: помимо медицины, и спорт, и туризм, и Госторгинспекция. И, главное, фонды, через которые проходят огромные средства: Пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования. Руководить всем этим хозяйством будет человек, которого называют «пенсионным олигархом», – бывший глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов, а его заместителем по собственно здравоохранению стал Владимир Стародубов. Зурабов и Стародубов уже пересекались на ниве охраны здоровья в 1998 г., когда Владимир Стародубов был министром здравоохранения, а Михаил Зурабов – первым заместителем министра. Теперь наоборот.

Стародубов в отличие от экс-министра Юрия Шевченко не «питерский». Мало того, он даже «свердловский»: занимался здравоохранением в Свердловском обкоме КПСС, в Свердловском облисполкоме, побывал при Ельцине замминистра, потом министром здравоохранения (притом, говорят, не худшим) в правительстве Примакова. По аналогии с «карьерным» дипломатом его можно назвать «карьерным» организатором здравоохранения, специалистом в этой области. В 1999 г. Владимира Стародубова на посту министра здравоохранения сменил Юрий Шевченко. Через 5 лет вместо Шевченко опять пришел Стародубов. Одно из первых его деяний – назначение своего предшественника главным хирургом Министерства здравоохранения и социального развития и утверждение президентом Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. Этот гигантский центр Юрий Шевченко предусмотрительно организовал за годы своей министерской деятельности, объединив две больницы и две поликлиники.

@@@
Министерская кадриль
Минтруда приступает к непопулярным реформам
На Минздрав посыпались отставки
Налоги будут снижены
Нижегородские лагеря уходят с молотка
Нострадамус о России
Пенсионная система должна быть трехуровневой

Первомай встречала вся страна

@@

Празднование Дня весны и труда прошло без серьезных нарушений порядка

2000-05-04 / Алла Тучкова, Анна Теплая



Митинг профсоюзов перед зданием Моссовета.

Фото Петра Кассина (НГ-фото)

В ПЕРВОМАЙСКИХ шествиях и митингах, прошедших в столице, по данным ГУВД Москвы, приняли участие более 20 тысяч человек. В обеспечении порядка во время проведения этих мероприятий были задействованы более двух тысяч сотрудников органов внутренних дел и свыше трех тысяч военнослужащих внутренних войск.

Больше всего людей вышло на демонстрацию, организованную Федерацией независимых профсоюзов России, - по данным милиции, в шествии приняли участие около 15 тысяч москвичей. Представители профсоюзов выступали за создание социально ориентированного государства. Они требовали создать дополнительные рабочие места и ликвидировать безработицу, повысить минимальную заработную плату и снизить рост цен на жилищно-коммунальные услуги. По мнению председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, высказанному им с трибуны на Тверской площади, повышение минимальной заработной платы не только увеличит платежеспособность населения, но и повысит спрос на товары российских производителей.

Национал-большевики скрывают свое лицо.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

На митинге профсоюзных организаций выступил и мэр Москвы Юрий Лужков. Он заявил, что необходимо принять закон о поддержке отечественного производителя и снизить налоги для реального сектора. Лужков сообщил собравшимся, что благодаря трехсторонним соглашениям между профсоюзами, представителями городских властей и руководителями предприятий, которые заключаются в столице уже девятый год, удалось добиться определенных положительных результатов - был не только сохранен, но и увеличен потенциал промышленности.

В манифестации коммунистов приняли участие около семи тысяч человек. Во главе колонн демонстрантов шли лидер КПРФ Геннадий Зюганов, спикер Государственной Думы РФ Геннадий Селезнев и лидер "Трудовой России" Виктор Анпилов.

На митинге, состоявшемся около памятника маршалу Жукову, левые говорили о том, что всему трудовому народу и коммунистам в частности необходимо объединиться. Они выражали свое недовольство ратификацией Государственной Думой договора СНВ-2 и требовали вернуть Волгограду его советское название - Сталинград. Геннадий Зюганов в своем выступлении заявил, что во время проведения президентских выборов в 25 регионах страны были допущены грубые нарушения, в результате чего у него было "украдено" почти семь миллионов голосов.

Демонстранты были настроены очень миролюбиво, поэтому первомайские праздники прошли без каких-либо эксцессов, и в эти дни сотрудники милиции зарегистрировали гораздо меньше преступлений, чем обычно.

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

В ПЕРВОМАЙСКИХ демонстрациях, которые прошли в 82 субъектах Федерации, по данным МВД РФ, приняли участие более 412 тыс. человек. На Дальнем Востоке в манифестациях, посвященных Празднику весны и труда, приняли участие 117 тыс. человек, в Восточной Сибири - около 11 тыс., в Западной Сибири - более 27, на Урале - 21, на Северном Кавказе - более 96 тыс. человек, в Поволжье - более 18 тыс., в Центральном районе - свыше 80 тыс., в регионах Северо-Запада - более 20. В то же время лидер Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков приводит данные, согласно которым 1 Мая в митингах и шествиях по всей стране приняли участие 2,5 млн. человек, что в пять раз больше, чем называет МВД.

Практически повсеместно участники манифестаций активно выступали против принятия Госдумой правительственного варианта Трудового кодекса, а также намечаемого введения единого социального налога взамен системы социального страхования. Как заявил Шмаков в интервью радио "Эхо Москвы", "самое главное из требований майских манифестаций - это то, что власть всех уровней, законодательная и исполнительная, региональная и федеральная, должна понять настроения избирателей".

Наряду с общими первомайскими требованиями российских профсоюзов о достойном уровне оплаты труда и гарантиях занятости населения в ряде регионов выдвигались лозунги, порожденные местными проблемами, сообщил заместитель председателя ФНПР Виталий Будько. В частности, в Пензенской области демонстранты требовали снижения налогов с товаропроизводителей и погашения долгов за выполненные госзаказы, в Приморском крае - государственного регулирования энерготарифов, в Тульской области - достойного пенсионного обеспечения и т.д.

Рекордное за последние десять лет число южносахалинцев приняли участие в первомайских празднествах на центральной площади областного центра Сахалина и Курил. По данным сотрудников милиции, в праздничных мероприятиях участвовало около 10 тыс. жителей небольшого города, в котором проживают всего 180 тыс. человек. Впервые за последние годы на этом митинге власти островного края и население были едины в стремлении сохранить льготы и гарантии, получаемые сахалинцами и курильчанами.

В Красноярске по заснеженным улицам прошла трехтысячная колонна демонстрантов во главе с губернатором Красноярского края Александром Лебедем. В состоявшемся здесь митинге одновременно приняли участие представители левых сил, движения "Единство" и профсоюзов.

В нескольких регионах День весны и труда прошел без традиционных первомайских шествий и митингов, в том числе в Ингушетии и Чечне, а также Агинском Бурятском, Таймырском, Усть-Ордынском Бурятском и Эвенкийском автономных округах.

@@@
Первомай встречала вся страна
Первые шаги
Под знаменем Маркса к капитализму
Последняя амнистия
Правительство не может сосчитать льготников
Правительство снижает налоги с предприятий
Прозрачное общество

Профсоюзы не будут драться с коммунистами

@@

ФНПР и КПРФ выведут людей протестовать

2002-10-16 / Анна Закатнова



Завтра Федерация независимых профсоюзов проводит общероссийскую акцию протеста под лозунгом "За достойную заработную плату и социальные гарантии!". Как заявил вчера на пресс-конференции глава ФНПР Михаил Шмаков, в акции во всех регионах должны принять участие около 300 тыс. человек. Правда, потом Шмаков поправился и сказал, что "во всех формах протеста" поучаствуют около 9 млн. человек.

Выйдя на улицы, профсоюзы намерены требовать дополнительных социальных гарантий, облегчения тягот жилищно-коммунальной реформы и возвращения к принципам социального страхования, отмененным с введением единого социального налога. По словам Шмакова, "профсоюзы бюджетных отраслей сильно волнует то, что вновь начались задержки по зарплате". Именно поэтому на некоторых предприятиях, как, в частности, на Волгоградском тракторном заводе, ФНПР рекомендовало своим членам приостановить работу, если в соответствии с новым Трудовым кодексом зарплата задерживается более чем на 15 дней. Поскольку в Федерацию входят 48 профсоюзов, связанных с коммунальным хозяйством, то заодно в ходе акции будут выдвинуты требования и по реформе ЖКХ. Шмаков заявил, что в профсоюзных кругах поддерживают начало реформы, но выступают против ее превращения в "тривиальное повышение цен".

Но самым важным для ФНПР, конечно, является борьба за отмену единого социального налога, которая безуспешно ведется уже третью осень. По мнению Михаила Шмакова, после введения этого налога средства из Фонда социального страхования расходуются на что угодно, только не на то, на что они предназначаются. Сейчас, по словам главы ФНПР, "фактически выплачиваются только социальные пособия". Михаил Шмаков предлагает изменить эту систему, и тогда денег хватит и на финансирование тех статей, которые вопреки требованиям профсоюзов вычеркнули из бюджета (детские и юношеские спортивные школы, санаторно-курортное лечение и летний отдых для детей), и даже на снижение единого социального налога до 5-6%.

@@@
Профсоюзы не будут драться с коммунистами
Пузырь, который лопнул
Реформа со страховкой
События и происшествия: новости
Споры об альтернативной службе накаляются
У детской боли нет национальности
Условия выживания и предпосылки развития российской экономики

ФНПР вышла в пикет

@@ 2000-06-01 / Анна Закатнова



ВЧЕРА в Москве и ряде других крупных городов России прошло пикетирование зданий исполнительной и законодательной властей, организованное Федерацией независимых профсоюзов России.

В Москве акцию организовывала Московская федерация профсоюзов. Пикет выставили на Охотном ряду напротив входа в Государственную Думу РФ, поскольку пикетировать московскую мэрию им незачем (с Лужковым по этому вопросу у профсоюзов разногласий нет). В акции приняло участие около двухсот человек, причем присутствовали представители всех отраслевых профсоюзов. Основной причиной, вызвавшей страстное желание профсоюзов мирно "взять в осаду" административные здания во многих регионах РФ, стало прошедшее в Государственной Думе обсуждение проекта замены взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.) единым социальным налогом. Высказывают серьезные опасения, что фискальным органам не удастся также эффективно собирать социальный налог, как это делают внебюджетники. Хотя заместитель председателя ФНПР Алексей Суриков уже озвучил и новую позицию профсоюзов, нечто вроде "запасного аэродрома" на случай провала в Думе: провести эксперимент с единым социальным налогом в трех различных по своим экономическим показателям регионах, и только при положительном исходе эксперимента вводить налог по всей стране.

@@@
ФНПР вышла в пикет
Чукотские дети летят на юг
Шахтеры снова стучат касками по Горбатому мосту