"Дипломатическая коррида" не состоялась

@@ 2000-01-22 / Дмитрий Юрьев



ПРИЕЗД в Москву министров иностранных дел Италии и Германии не принес непосредственно ощутимых сенсаций. Тем, кто привязывает "тройственные встречи" в Москве к предстоящему заседанию в Брюсселе совета министров иностранных дел ЕС - якобы исключительно для введения экономических санкций ЕС против России, - еще некоторое время придется довольствоваться отрывочными высказываниями участников встреч в Москве: Йошки Фишера (Германия), Ламберто Дини (Италия) и Владимира Путина с Игорем Ивановым. Единственное, что ясно - что никакой "дипломатической корриды" не было: "встречи прошли на нюансах", и все стороны старались "говорить тихо", сообщают из источников, близких к процессу переговоров.

Скажем, Владимир Путин после состоявшейся вчера встречи с Йошкой Фишером сказал, что "и у Германии и у России есть основания рассчитывать на позитивное развитие отношений", хотя и добавил, что в последнее время этот процесс "затормозился". Такими же безоблачными выглядят пока что и прочие высказывания участников переговоров.

@@@
"Дипломатическая коррида" не состоялась
"Я проармянский государственный деятель"
150 миллионов долларов - на свежий ветер
«Большая игра» или сотрудничество: что на весах?
Алиев пригласил Путина
Американская разведка не уверена в Саакашвили
В рамках СНГ Москва решила идти туркменским путем

Владимир Лукин: "Мне нравится великая китайская цивилизация"

@@

Для России успешное развитие отношений с КНР – проблема не столько внешней политики, сколько внутренней

2008-05-27 / Андрей Иванов







Владимир Лукин убежден, что для России Китай – слишком серьезная страна, чтобы с ней ссориться.

Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Визит президента России Дмитрия Медведева в Китай, российско-китайские договоренности и прозвучавшие в Пекине заявления о перспективах стратегического партнерства привлекли внимание к двусторонним отношениям РФ и КНР, к тем проблемам и сложностям этих отношений, которые вызывают у россиян повышенный интерес. Об этом уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин, в прошлом дипломат и парламентарий, размышляет в беседе с корреспондентом газеты «КоммерсантЪ» Андреем Ивановым специально для «НГ».

– Владимир Петрович, отношения между Россией и Китаем складывались как-то странно. С одной стороны, в нашей стране вроде бы был интерес к Китаю. С другой – мы по большому счету так и не воспользовались китайским опытом. Понятно, что какими-то вещами воспользоваться было невозможно: в Китае были совершенно другие условия. Но чем объяснить демонстративное пренебрежение китайским опытом? В 90-е годы вы были председателем комитета по иностранным делам Верховного Совета, а потом – Госдумы...

– В перестройку наша задача заключалась в том, чтобы подтолкнуть страну, находившуюся, я бы сказал, в догматически-застойном состоянии, к модернизации. Создать обстановку, когда экономика, а следовательно, и социальные процессы начали бы развиваться динамично, а не подагрически.

@@@
Владимир Лукин: "Мне нравится великая китайская цивилизация"
Вместо дружбы - сплошное раздражение
Волошин в Киеве не поучал, а вел диалог на равных
Гонка мировых лидеров в Ираке
Дипломатия под давлением бизнеса
Дмитрий Саймс: «США не назначали себя сверхдержавой»
Дональд Туск обещает народу "экономическое чудо"

И в ЕС узнают, что такое сливовица

@@

Премьер Словакии Микулаш Дзуринда считает, что членство его страны в Евросоюзе и НАТО пойдет на пользу и ее сотрудничеству с Россией

2003-04-07 / Александр Куранов После того как госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала Словакию "черной дырой Европы", прошло всего пять лет. Однако за это время существенно изменились и внутриполитическая ситуация в этой небольшой, лишь 10 лет назад обретшей свою независимость европейской стране, и отношение к ней в мире. Ныне Словакия находится всего в полушаге от членства в НАТО и Евросоюзе и одновременно стремится развивать полноценное политическое и торгово-экономическое сотрудничество с Россией. Накануне своего первого официального визита в нашу страну, который начинается сегодня, интервью "НГ" дал глава словацкого правительства Микулаш Дзуринда.



- Господин премьер, вы возглавляете словацкий кабинет министров пятый год, но в Россию приезжаете впервые. Не повлиял ли столь долгий перерыв в контактах на уровне глав правительств на политический диалог между нашими странами?

- Мой предшественник на этом посту Владимир Мечьяр был в Москве с официальным визитом в мае 1998 года. Как известно, политика Мечьяра стала поводом для исключения нас из группы претендентов на вступление в Евросоюз и НАТО. После осенних парламентских выборов 1998 года Словакия была поставлена перед необходимостью повысить свои интеграционные усилия, чтобы догнать по результатам другие страны - кандидаты в НАТО и ЕС.

Но тем не менее наши отношения с Россией отнюдь не оказались на втором плане. Наоборот, я использовал несколько неформальных возможностей для установления и укрепления контактов с моим российским коллегой Михаилом Касьяновым, например, его пребывание в отпуске у нас в Высоких Татрах в декабре 2000 года, мое посещение Санкт-Петербурга во время финального матча Словакия - Чехия на чемпионате мира по хоккею. Встречались мы с ним также и на международных форумах.

Кроме того, в этом диалоге активно участвуют президент Словакии Рудольф Шустер и представители нашего парламента. Свой вклад вносят и участники межправительственной комиссии.

В целом я считаю, что словацко-российские политические отношения находятся на очень хорошем уровне, между нашими странами не существует никаких серьезных открытых проблем. Как подтвердила жизнь, не оказало какого-либо негативного влияния на наши отношения и приглашение Словакии к вступлению в НАТО и Евросоюз. Наоборот - успехи Словакии в качестве будущего полноправного члена этих организаций будут в значительной степени зависеть также от ее способности содействовать партнерству России с ЕС и НАТО. В этом контексте мы воспринимаем развитие отношений с Россией как один из главных приоритетов словацкой внешней политики.

- Полтора десятилетия назад не только политические, но и главные торгово-экономические интересы Словакии были на Востоке. Затем, в 1990-е годы, Братислава искала себе партнеров главным образом в Западной Европе. Как сейчас развиваются хозяйственные отношения между нашими странами?

- Торгово-экономическое сотрудничество с Россией имеет для развития экономики Словакии большое значение - как сейчас, так и в перспективе нашего предстоящего членства в ЕС. Мы стараемся принимать системные меры, направленные прежде всего на поддержку нашей внешней торговли, оказываем поддержку контактам между отдельными регионами Словацкой Республики и субъектами Российской Федерации. Среди наиболее интересных проектов я бы назвал создание совместного предприятия "Матадор-Омскшина" в Омске. После преодоления первоначальных, наверное, естественных, проблем оно вышло на запроектированные параметры и выпускает 1,2 миллиона штук шин для легковых автомобилей в год.

Но я хотел бы обратить внимание на то, что в нашем торгово-экономическом сотрудничестве есть очень много неиспользованных резервов, причем с обеих сторон. Например, сегодня в Россию поставляют товары прежде всего те словацкие фирмы, которые получают предоплату или обеспечили оплату своей продукции посредством платежных инструментов, подтвержденных надежными банковскими институтами или такими, у которых есть свое представительство на территории Российской Федерации. Очень важен вопрос страхования экспорта от всевозможных факторов риска. Речь идет главным образом о покрытии кратковременного коммерческого риска. Ведь Россия с точки зрения страховых компаний относится к числу стран с повышенной мерой коммерческого риска.

Есть еще одно очень важное обстоятельство, влияющее на наши взаимосвязи: если среднее таможенное обложение российских товаров в Словакии составляет около 0,22%, то словацкий экспорт облагается в России средней таможенной пошлиной в размере 15,5%, что, естественно, в значительной степени повышает стоимость наших товаров на российском рынке и ставит наших экспортеров в очень невыгодное положение.

- Как сейчас обстоят дела с погашением российской задолженности Словакии?

- Минувший год в этом отношении был чрезвычайно успешным: российский долг снизился с 1,112 миллиарда долларов до 296,7 миллиона долларов, в основном за счет поставок российских товаров, финансовых операций и платежей в свободно конвертируемой валюте. По сравнению с предыдущим периодом, когда преобладали товарные поставки в счет деблокации, в 2002 году задолженность снижалась преимущественно за счет наличных выплат. В целом задолженность будет постепенно погашаться до 2021 года.

- Вступление Словакии в ЕС может отразиться на развитии ваших традиционных отраслей производства?

- Я надеюсь, что в связи с высокой степенью торговой интеграции Словакии будущее вступление в ЕС не повлечет значительных изменений в структуре нашей экономики, хотя пока весьма непросто предсказать, как это повлияет на торговлю сельхозпродукцией. Общая продуктивность словацких промышленных изделий составляет сейчас 46% от среднего уровня в странах Евросоюза.

Важной частью переговоров об условиях вступления Словакии в Евросоюз являлись и вопросы производства традиционных для нашей республики продовольственных товаров. Это касалось брынзы, токайского вина и алкогольных напитков, изготавливаемых из фруктов, например, сливовицы, боровички и т.п. Словацкая дипломатия вынуждена была проявить немало усилий и ловкости, чтобы эти национальные деликатесы могли обогатить стол объединенной Европы. Могу с удовольствием отметить, что в этой сфере мы в итоге добились успеха.

16-17 мая в нашей республике состоится референдум о вступлении Словакии в Евросоюз. Я уверен, что большинство моих сограждан скажут твердое "Да!" процессу расширения объединенной Европы на территорию Словакии. Кстати, все политические партии, входящие в состав парламента, договорились, что не будут вести на эту тему отдельные кампании, а объединят действия.

- Как происходит процесс сближения Словакии с НАТО, который завершится, как намечено, в 2004 году вступлением вашей республики в альянс? И предполагается ли в будущем размещение иностранных военных баз на территории Словакии?

- Сближение Словакии с НАТО продолжается практически непрерывно с ноября 1989 года, то есть еще со времен Чехо-Словацкой Федерации. Членство нашей республики в НАТО мы рассматриваем как проявление воли и способности совместно с другими странами - членами альянса защищать важнейшие человеческие ценности: свободу и демократию.

К сожалению, Словакия на протяжении определенного времени в середине 1990-х годов в силу ряда внутренних причин была исключена из этого интеграционного процесса. Поэтому мы получили долгожданное приглашение в НАТО только на прошлогоднем саммите альянса в Праге, а не в 1997 году, как предполагалось вначале, когда НАТО пополнили Чехия, Венгрия и Польша. Но в целом вопрос всегда заключался не в том, быть или не быть Словакии в НАТО, но лишь в том, когда ей быть в рядах альянса. Надеюсь, очень скоро он окончательно решится ко взаимному удовлетворению нашему и наших партнеров из других государств - членов НАТО.

@@@
И в ЕС узнают, что такое сливовица
Иран не может быть соперником
Капитуляция или переход к партнерству?
Концепция внешней политики Российской Федерации
Косметическая демократия
Лукашенко публично оскорбил Путина
Миссия НАТО в Москве

Москве будет выгодно качать нефть в Японию

@@

Надо развивать экономические связи и параллельно решать территориальную проблему, считает Сигеки Хакамада

2006-03-28 / Артур Блинов Профессор Университета Аояма-Гакуин в Токио Сигеки Хакамада считается в Японии авторитетным специалистом по российской истории и российско-японским отношениям. На днях профессор Хакамада, сводный брат известного российского политика Ирины Хакамады, отметил свое 62-летие. Это произошло в Москве, где профессор участвовал во встрече российских и японских экспертов. В интервью «НГ» профессор Хакамада дает оценку внешней политики Японии и состояния российско-японских отношений.



– Господин Хакамада, сейчас по-разному говорят о внешней политике Японии. Ее называют все более активной, ссылаясь, в частности, на быстрое развитие отношений с Россией и странами ЮВА, более жесткой – в отношениях с Пекином и Сеулом. Часто говорят и об усилившемся проамериканском уклоне в подходах Токио. Как вы охарактеризуете внешнеполитический курс премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми?

– Надо отметить, что у Коидзуми нет четкой внешнеполитической стратегии, иногда требования момента отвлекают его от далеко идущих целей. В целом я бы охарактеризовал внешнеполитическую линию правительства как реалистическую. Акцент на реализм во внешних делах усилился в результате реорганизации правительства, проведенной Коидзуми после выборов. Реалистами являются в полном смысле этого слова генеральный секретарь кабинета министров Синдзо Абэ, возможный преемник Коидзуми на посту главы правительства, и новый министр иностранных дел Таро Асо. Я сам реалист. Реализм в политике в конечном счете дает лучшие результаты, чем идеализм.

@@@
Москве будет выгодно качать нефть в Японию
Новые контакты Украины и НАТО
Отношения России и Евросоюза не зависят от выборов
Отношениям с Кубой - 40 лет
Париж оставил Европу без Конституции
После символики
Президент написал открытое письмо ЕС

Пророчества из КУРМАСЦЕПа

@@

О том, как Всеволод Мейерхольд думал о Гинкасе и Фоменко

2001-04-13 / Майя Туровская







Не подумайте, впрочем, что КУРМАСЦЕП - это какое-нибудь прибалтийское местечко, вроде Куркимяки, Юрмалы или Куршской косы. КУРМАСЦЕП - одна из удивительных аббревиатур незабываемых 1918-1919 годов: КУРсы МАстерства СЦЕнических Постановок, основанные Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, где он прочел цикл лекций ("ЦЛ") о путях театра, пророческий смысл которых можно по достоинству оценить из перспективы следующего века.

Книга "В.Э. Мейерхольд. Лекции. 1918-1919" издана О.Г.И. добротно и элегантно. Во введении "От составителя" (Олег Фельдман) указаны источники (лекции сохранились главным образом в записях и конспектах учеников В.Э.). В "Предисловии" Бориса Зингермана с обычной для него лапидарной ясностью определен переломный и одновременно связующий смысл перехода от эстетики 10-х к 20-м, а заодно алгоритм таких художников, как Мейерхольд или Пикассо, вечно изменчивых и субъективных, но следующих объективному движению искусства. Обозначены во вводной части программные вопросы момента: условность, родство театра с балаганом, а не с литературой, назревшее "упрощение", гротеск. Констатировано создание матрицы обучения "сценической постановке", т.е. режиссуре.

Если не слишком углубляться в историю театра века уже прошедшего, фантастически богатую открытиями, то добавить к этому кроме благодарности, собственно, было бы и нечего. Но прочитанный в высшей степени "производственно", в момент, когда само существование театра могло показаться сомнительным, ЦЛ входит в наш сегодняшний день, перефразируя слова другого из Большой МММ - тройки авангарда (Маяковский, Мейерхольд, Малевич), - через головы театров и правительств, на правах пророчества. Может быть, оттого, что мастер не только учил тому, что вынес из своего богатого опыта, но и готов был учиться сам: "Я не учитель, а искатель новых берегов театрального моря... моя задача - плыть дальше и дальше".

Многое из им предположенного В.Э. осуществит сам - в ГВЫРМ и ТИМ - от духоподъемного "манифеста" "Великодушный рогоносец" до не увидевших света "Самоубийцы" Эрдмана и "Как закалялась сталь" Островского. Но все им тогда обдуманное пригодится на следующих переломах: от наследия "ждановщины" к театру "оттепели"; но еще более - от театра времен кино и радио к театру эпохи СМИ.

Обратим внимание: буквально на второй странице лекций, почти "эпиграфически", В.Э. упоминает о "новой теории относительности" - тогда действительно еще новой, во всяком случае для общекультурной сферы. "...Переворот, совершенный в науке физико-математиками, ставит театр в особые условия". Тем самым он хоть и в неявном виде формулирует принцип "хронотопа" спектакля, что существенно отличается от "декорации". Декорация описывает, хронотоп выражает; он становится "тропом". Разумеется, практика театра пользовалась им и прежде - вспомним хотя бы спектакль МХТ по Леониду Андрееву, где пространство вообще уничтожалось фоном черного бархата, перетекая в экзистенциальное время "Жизни человека". Но В.Э. принадлежит честь как институализации, так и реализации хронотопа в спектаклях. К примеру, знаменитый "станок", построенный конструктивисткой Поповой для "Великодушного рогоносца", был не только "машиной" для актерской игры, как тогда же аттестовала его критика, не только жестом прощания с "декорацией", но и шире - жестом свободы. Между тем как глухое полукружье дверей красного дерева, замыкавшее сцену в "Ревизоре" - тропом запертости не только в пространстве, но и во времени, хронотопом социальной клаустрофобии, посетившей Мастера очень рано.

В современном театре хронотоп стал почти универсальным образом обратимости времени-пространства. Бескомпромиссным примером может служить решение Давидом Боровским памятного "Гамлета" на Таганке, где занавес вобрал в себя обе субстанции и стал тропом тутошности и всемирности, сиюминутности и всегдашности лжи, предательства и убийства. Его же сценография "Дома на набережной" переводит троп в конкретно-историческую плоскость. Если сам Дом еще и сегодня остается одним из завидных жилых "объектов" Москвы, то серая стена, наглухо зашившая сцену, была символом "большого террора". Стоит упомянуть решение Сергеем Бархиным "Черного монаха" в ТЮЗе. Узкая выгородка балкона в темном пустом пространстве театра как бы моделировала соотношение островка сознания и огромного, безразмерного "бессознательного", которым блазнит Коврина из отдаления сцены фантом его болезни.

Здесь мы подходим еще к одной тенденции, сформулированной Мастером, как борьба со сценой-коробкой: станок "Великодушного рогоносца" он недаром назвал "внесценным".

Время и место мейерхольдовского ЦЛ определили вектор его "внесценности" - наружу, под открытое небо ("улицы наши кисти,/ площади наши палитры"). Этот принцип, кстати, был оприходован советским театром в феномене "выездного", а впоследствии "фронтового" спектакля. Нынешний театр склонен загонять "внесценность" внутрь - в щели и пустоты позднесоветского и постсоветского пространства. Мы еще помним табаковский подвал "в натуре" с деревянными козлами подмосток; преображение его в элегантную "Табакерку" - само по себе есть метафора социального процесса. Театр уходил в какие-то провалы и полости жилых массивов (Театр на Юго-Западе, не говоря о новом помещении "фоменок"). Даже в театре-коробке спектакль обособлялся от классической оппозиции сцена-зал, нивелировал рампу. Помню, как в Клубе МГУ мы просачивались на не разрешенный еще спектакль Романа Виктюка "Уроки музыки", но не в зал, а на сцену, где исполнители играли почти на коленях у зрителей, и это само по себе было символом неразрешенности, "андерграудности" Людмилы Петрушевской. А Кама Гинкас поставил Достоевского не в театре, а во флигеле - и это было не все "Преступление и наказание", а фрагмент, версия, своего рода "флигель" романа. А коридор ГИТИСа с двумя парами дверей, где македонский ученик Петра Фоменко Иван Поповски разыграл Цветаеву? Его потом скопировали в виде выгородки, а режиссера пригласили в Париж...

Примеров не занимать - одни опыты Спесивцева чего стоили. Но апофеозом "внесценности" стал "Нумер в гостинице города NN" Валерия Фокина, для которого соорудили в недрах Манежа какую-то подвесную кабину наподобие осиного гнезда. Мне пришлось видеть спектакль еще раз в Германии, во время выставки "Москва-Берлин", и немцы так старались воспроизвести "хронотоп", что извинялись долго за ликвидацию двух (!) зрительных мест - пожарные (эти грозные блюстители театра) не разрешили...

Да, впрочем, если вспомнить, то у В.Э. с К. С.ом тоже начинали студию не на Дворцовой площади, а на Поварской...

Между тем гоголевский спектакль Фокина возвращает нас еще к одному тезису Мастера - о балаганной родословной и о вреде "литературы" для театра. Защитник вольности и прав сцены в сем случае оказался совсем не прав. Парадоксально, что исполнитель, корреспондент и, можно сказать, друг Чехова выбрал в качестве "отрицательного примера" именно своего кумира. Тем более парадоксально, что как раз литератор Чехов своими "еретическими" пьесами преобразил театр минувшего столетия не менее чем совокупный "режиссер", и поставил режиссеру задачи, и до сего дня не до конца решенные. Во всяком случае, на фоне вероятности развитие отношений сцены и литературы пошло по иному пути. И если что позволило театру приблизиться к своей сущности, то не вечные и вечно-вариабельные схемы и амплуа комедии дель Арте - они-то как раз отошли во владения жанрового кино, а именно золотой запас литературы. В памятной дуэли Гоцци и Гольдони победителем оказался не граф со своими обаятельными фьябами, а плебей Гольдони. Правда, для этого в наше уже времени "пьеса" должна была расстаться со своим титулом королевы театра. Литература в целом - от "Махабхараты" до "Чайки", от прозы до стихов - должна была получить прописку в театре. И это не только было догадкой самого театра, но и подсказкой теснящих его со всех сторон СМИ.

"Если, - говорил ученикам В.Э., - пьеса не является... чисто литературной, то можно с уверенностью сказать, что она может быть проверена на пантомиме. Проверив... мы увидим, имеется ли в ней... то, что можно было бы назвать скрытой театральной энергией". "Чайке" не только хватило энергетики на проверку балетом, но приходится констатировать, что между революционной премьерой МТХ (где, увы, меньше всего удалась Заречная) и балетом Большого ничего равнозначного и не случилось.

Мне повезло увидеть премьеру Театра им. Моссовета, где Нину замечательно играла несчастная Караваева со свежим шрамом поперек лица, которое он еще не успел изуродовать. Но это был успех актрисы, а не спектакля. Могу лишь предположить, что "идеальное", которого чаще всего стесняется кризисная современная культура, театру музыкальному феи положили в колыбель при рождении. Но это a propos. Однако странным образом комплот (?) театра с литературой привел его как раз туда, куда звал его Мейерхольд - к театру "театральному". И, смею предположить, подтолкнул его к этому не старый "балаган", а новейшие "низкие" жанры - реклама и клип. Им пришлось выработать очень лаконичный и емкий "оптический код", которому будущий зритель обучается нынче еще на стадии соски. И оказывается, что не только можно "проверить на пантомиме" Чехова, но и самого "словесного" из русских писателей Гоголя поставить, минуя текст. Между тем в жестком "Нумере в гостинице города NN" уместился, как эссенция во флаконе, весь "дух" "Мертвых душ", выраженный посредством "разговора тела", нескольких почти бессмысленных реплик, да "саундтрека", как теперь говорят, - скрипов, шагов, шумов, шорохов, исполненных ансамблем Марка Пекарского - вот уже поистине "упрощение", дальше которого и идти, пожалуй, некуда.

Кстати, об "упрощенности". В своем ЦЛ Мастер широко пользуется опытом как античного, так и восточного театра. За истекшие годы многие из нас успели побывать в каменных "креслах" античных театров где-нибудь в Эпидавре или в Дельфах и убедиться, что "скенэ" вообще не была местом для представления; или посмотреть Пекинскую оперу или японский "Но". При этом оказалось, что "упрощение" достигается за счет усложнения аудиовизуального кода, помимо которого многое в изощренном восточном театре остается недоступным. Именно в этом смысле СМИ оказались универсальным упростителем. Они обучили своему коду всемирную деревню, и это сделало их не столько соперниками, сколько помощниками театра. Он мог, наконец, ощутить свое родство с клоунадой, забиться в щели или вылиться на улицу, растворить в себе "гротеск". Ритм овладел массами и стал материальной силой. Мейерхольд мог бы быть доволен. Только не стоило Мастеру, поставив в начало "теорию относительности" присоединяться в конце ЦЛ к другим теориям, согласно которым "должен погибнуть всякий слабый и остаться только сильный". Политкорректность, разумеется, самое презренное слово у элиты, но как дорого обошлась авангарду артистическая некорректность...

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

Итак, прощайте, забавные и грозные аббревиатуры эпохи - КУРМАСЦЕП, ШАМ, ГВЫРМ, ТИМ! Как сказал поэт о своем уж прозаическом МСПО (Московский союз потребительских обществ, кажется?); "Это Мир Страстей Полыхай Огнем, / это Музыка Сфер Пари Откровением новым..." (Эдуард Багрицкий).

@@@
Пророчества из КУРМАСЦЕПа
Райс и Гейтс познакомились с преемником
Ратификация ДОВСЕ затягивается
Родина в беде не бросит
СНГ под натиском "Восточного партнерства"
Санкции - дорога в никуда
Сергей Самойлов: "Госсовет будет работать в Кремле"

Современное высшее образование: ключ к успеху в мировой экономике

@@

Правительство должно стимулировать "экономику знаний"

2003-03-31 / Джамиль Салми, менеджер сектора Департамента образования Всемирного банка (ведущий автор доклада "Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы"); Джулиан Швейцер, директор Всемирного банка по России, постоянный представитель в России; Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (Москва).



В условиях глобальной экономики современное широкодоступное высшее профессиональное образование играет ключевую роль в улучшении перспектив социально-экономического развития - оно способствует динамизму экономики, развитию знаний и современных навыков, снижению уровня неравенства. Россия с ее богатой историей высшей школы и научно-технического развития, имеет хорошие возможности модернизировать систему высшего образования и использовать возможности, открываемые глобализацией экономики. Высшая школа должна стать генератором новых идей и технологий и обеспечить формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и бизнеса.

Новый доклад Всемирного банка "Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы" отмечает, что в нынешних условиях высшее профессиональное образование в большей степени, чем когда-либо раньше, становится фактором различия между динамично развивающейся экономикой и экономикой, остающейся на обочине прогресса. Модернизация высшего образования должна быть частью более широкой программы реформирования российской экономики.

Движущей силой современной мировой экономики являются знания в форме идей и современных технологий. Резко возросли темпы перемен и обновления, товары и ресурсы с легкостью перемещаются через национальные границы, быстро распространяются новые средства связи и обработки информации в виде сети интернет, мобильной телефонной связи и компьютерной техники.

Высшее образование играет важную роль для приспособления к этим радикальным изменениям. Однако правительствам и вузам придется преодолеть целый ряд старых и новых препятствий на пути к модернизации высшего образования. Например, Россия продолжает искать приемлемое решение фундаментальной проблемы источников покрытия расходов на обучение возросшего числа студентов, сохраняя при этом равнодоступность высшего образования и поддерживая сбалансированность государственного бюджета. Другим важнейшим вопросом является качество преподавания и соответствие учебных программ новым потребностям конкурентной рыночной экономики, основанной на знаниях.

Какова же роль правительства? В первую очередь оно может стимулировать процессы обновления в высших учебных заведениях с тем, чтобы они в большей степени отвечали потребностям "экономики знаний" в условиях глобальной конкуренции. Конкретными направлениями могут быть внедрение новых программ, расширение спектра ведущихся исследовательских работ и консультационной деятельности для отечественных и международных компаний и развитие отношений сотрудничества с зарубежными университетами с высокой репутацией и значительными ресурсами.

Восприимчивость учебных заведений к переменам являются важными факторами успеха. Именно поэтому многие правительства стимулируют развитие многообразия учреждений высшего образования - как традиционные, так и виртуальные вузы, как исследовательские университеты, так и чисто учебные колледжи, как вузы с самыми сложными академическими программами, так и центры переподготовки и повышения квалификации. Студентам, которые могут оплачивать свое обучение или получить кредит, гораздо больший выбор во многих странах предоставляют частные учебные заведения, подталкивая в то же время обновление и модернизацию в государственных университетах. Таким образом, повышается гибкость систем образования в целом, а она играет важную роль для успеха высшего образования в рамках "экономики знаний".

Государственное финансирование систем высшего профессионального образования обосновано и с той точки зрения, что его развитие дает выгоды не только отдельным лицам, но и обществу в целом, в том числе в виде долгосрочной отдачи от фундаментальных исследований, применения научных открытий в технике и технологии и укрепления общественного согласия. Государственное финансирование также необходимо для обеспечения равного доступа как в государственные, так и в частные высшие учебные заведения.

Всемирный банк предлагает широкую поддержку странам, развивающим высшее профессиональное образование, превращая его в важный элемент динамичной экономики. В России Всемирный банк в настоящее время финансирует Инновационный проект в области образования, который поддерживает обновление университетских программ обучения в области экономики, политологии и социологии, укрепление управления в университетах, внедрение компьютеризированных систем управления и интеграции университетов с другими секторами образовательной системы. В рамках проекта на поддержку реформ в пятидесяти девяти высших учебных заведениях был выделен 41 млн. долларов.

@@@
Современное высшее образование: ключ к успеху в мировой экономике
Трагедия сблизит Индию и Пакистан
Хвала простоте
Хосни Мубарак: "Мир на Ближнем Востоке должен стать стратегическим выбором для всех"
Чем западнее, тем сдержаннее
Яндарбиев остается в Пакистане