"Крестный отец" ГКО верен себе

@@

Андрей Козлов занялся "окультуриванием" банков

2002-07-12 / Николай Викторов



Рассказывают, что во времена второго пришествия Геращенко в Центробанк, в 1998 году, в кабинете первого зампреда ЦБ Андрея Козлова висела профессиональная художественная фотография - закат солнца на мысе Доброй Надежды. Сам зампред называл ее "Закат банковской системы России". Похоже, что во время своего третьего пришествия в ЦБ Андрей Козлов, автор пирамиды ГКО, решил устроить российским банкам "закат солнца вручную", который сорвался у него в 1998-м.

Знатный строитель пирамид из государственных долгов, Андрей Козлов после своего ухода из Центробанка в 1999 году целых три года не находил себе применения. Попытка доказать, что после 10 лет работы в ЦБ он может эффективно работать в коммерческом банке, не удалась. Уже первый год работы "Русский стандарт", создавать который Козлов и ушел из ЦБ, закончил с немалым убытком. Естественно, что главный учредитель банка Рустам Тарико, владелец компании "Руст инкорпорейтед", очень расстроился из-за таких показателей. Какой уж у него был разговор с Козловым, неизвестно, но последнему из банка пришлось уйти.

Тогда несостоявшийся банкир решил податься в туристический бизнес. Но стать преуспевающим туроператором Москвы у Козлова тоже не вышло. Причем в туристическом бизнесе экс-зампред ЦБ не продержался и года. Фактически же уже в "Русском стандарте" Козлов начал тосковать по государственной службе. В начале 2000-го он даже рассказывал, что его вот-вот назначат поруководить Сбербанком вместо Андрея Казьмина. Однако назначение не состоялось, и после всех мытарств г-ну Козлову пришлось искать приют у западных спонсоров. С осени прошлого года он прозябал в должности исполнительного директора американского "Добровольческого корпуса по оказанию финансовых услуг".

Но наконец-то лучший пирамидостроитель страны нашел себе достойное применение. На первый взгляд, когда в апреле Козлова вот уже в третий раз назначили первым заместителем председателя Центробанка, банковской системе страны ничто не предвещало беды. Но, видимо, за три года метаний с места на место Козлов соскучился по чему-то глобальному, и уже вскоре после его водворения в кресло зампреда стали поговаривать, что в ЦБ он планирует заняться чем-то не менее масштабным, чем ГКО.

И, естественно, глобальные инициативы не заставили себя ждать. Конец июня - начало июля ознаменовались сразу двумя "гениальными" идеями зампреда. Во-первых, он рассказал о том, как Центробанк видит систему гарантирования вкладов населения в частных банках. Во-вторых, познакомил банковскую общественность с планами ЦБ по усилению надзора за банками.

И ведь не скажешь, что все это - гарантирование вкладов и надзор за банками - никому не нужно. Нужно. Проблема лишь в том, что за новыми козловскими планами уже маячит новый банковский апокалипсис.

Возьмем, к примеру, позицию Козлова по созданию системы гарантирования вкладов населения. Зам главного банкира страны считает, что система должна быть обязательной для всех банков, но при этом Центробанк сам будет решать, кого пускать в нее, а кого нет. При этом ЦБ проведет поголовную проверку всех банков, и право войти в систему получат лишь те, которым, по мнению Центрального банка, в течение трех ближайших лет не грозит банкротство.

Отметим, что в мировой практике, по словам специалистов, еще не было ни одного случая, когда Центральный банк брал на себя тотальную проверку всех банков. И то, что ЦБ России способен справиться с такой задачей, вызывает у профессионалов сильные сомнения. Но и это, впрочем, не главное. Гораздо хуже то, что решать судьбу банков Центробанк, по словам Козлова, будет, опираясь на свое "субъективное суждение: пускать банк в систему или нет". К чему приведет такой подход в нашей стране, где "субъективизм" чиновников является одним из инструментов борьбы с конкурентами, уже известно.

Все это тем более печально для российских коммерческих банков еще и из-за того, что параллельно созданию системы гарантирования вкладов Андрей Козлов планирует начать зачистку банковской системы под соусом усиления банковского надзора. При этом он уже объявил, что около 450 банков лишатся своих лицензий. Прежде всего зачистка коснется малых банков, чьи собственные средства менее миллиона евро. В те же банки, которые после этого останутся, будут направлены кураторы. Тут-то и начнется разгул субъективизма.

Собственно, нетрудно спрогнозировать, к чему приведут инициативы Козлова. Лишение лицензий, включение или невключение в систему гарантирования вкладов, ошибки кураторов, ошибки кураторов над кураторами (такие тоже будут), субъективизм Центробанка - вот цена масштабных идей Козлова. Результат - паника среди клиентов, среди кредиторов, демонстрации в очередной раз обманутых знатным пирамидостроителем вкладчиков, передел рынка, стрельба и взрывы в машинах и квартирах банкиров - кажется, все это уже было, и совсем недавно.

@@@
"Крестный отец" ГКО верен себе
"Морской бой" за западного инвестора
"Я - инструмент в руках президента"
Алекперов уводит деньги к Бушу
Банки рождаются и умирают. Банкиры остаются?
Валентина Матвиенко предрекает лекарственную катастрофу
Вести с виноградников

Владимир Давыдов: "Парад суверенитетов - не дело для предпринимателя"

@@

Председатель Саратовской торгово-промышленной палаты уверен, что деловым людям России необходимо объединяться

2001-09-04 / Наталья Смирнова В узких кругах его знают как врача и переводчика с английского. Более широкому кругу он известен как бизнесмен в сфере общественного питания. Ну а президента Саратовской губернской торгово-промышленной палаты и депутата областной Думы Владимира Давыдова знают и уважают далеко за пределами губернии и России. Говоря о себе, Владимир Владимирович краток, о своем бизнесе - скрытен, зато о проблемах малого бизнеса и планах Саратовской губернской торгово-промышленной палаты может говорить бесконечно.



- Владимир Владимирович, насколько значительную роль играет сегодня торгово-промышленная палата в экономике области и как эта роль менялась за последние годы?

- 15-летний юбилей, который недавно отметила палата, подвел главный итог нашей работы, к которому мы стремились, - сегодня стало экономически выгодно быть членом палаты. Перечень реальных достижений действительно впечатляет - от ежемесячного выпуска информационного вестника, своей газеты "Губерния", открытия своего сайта в интернете до заключения договоров о сотрудничестве между палатой и правительством Саратовской области, а также с администрациями муниципальных образований. Многие областные программы и мероприятия делаются совместными силами. По инициативе палаты наиболее энергичные предприниматели были введены в Координационный совет предпринимателей при губернаторе Саратовской области. Палата одной из первых в России получила сертификат на выполнение услуг в системе ISO-9000 и аккредитацию в системе ТПП РФ. Это можно считать признанием профессиональных заслуг в области поддержки предпринимательства. Саратовской палате удалось создать 13 гильдий по отраслям деятельности. Это важный успех, который позволил конкурентам на рынке сесть за круглый стол и обсуждать важнейшие вопросы развития своего сектора экономики. Конечно, не все они работают достаточно плодотворно, но все знают, что у нас можно получить защиту, информационную и правовую помощь. С участием "Фонда Евразия" на базе представительств в ТПП мы создали юридические приемные в городах области: Балашове, Калининске, Балаково и Марксе. И в сельских районах, и в Саратове проводим круглые столы, семинары, помогаем решить проблемы через диалог бизнеса и власти.

- Вы были одним из инициаторов объединения малого и среднего предпринимательства в России. Насколько актуальной на сегодняшний день вам видится эта идея?

- Парад суверенитетов каждого отдельного бизнеса закончен. Нам нельзя оставаться одиночками. Решение множества проблем возможно только при наличии единой организации, способной выразить интересы всего предпринимательского движения и наладить постоянный и конструктивный диалог с властью. Доведение информации о проблемах малого и среднего бизнеса до высшего руководства страны именно через такую организацию - кратчайший путь к их решению. В сентябре в Москве планируется проведение общероссийской учредительной конференции по ее созданию. Предварительно есть согласие президента России на участие в этой конференции.

- А вы думаете, что власти интересны ваши проблемы?

- Для дальновидной власти интересны не только наши проблемы, но и их положительные решения. Дело в том, что представители малого и среднего бизнеса - это самая деятельная и мобильная часть общества. Это те люди, которые за годы перестройки и реформ научились зарабатывать деньги, полагаясь только на себя. Они обеспечили то, что не смогло сделать государство: достойную жизнь не только себе и своей семье, но и своим работникам. Именно они на сегодня самые реальные налогоплательщики. Так что конструктивный диалог - интерес обоюдный: бюджет, занятость, стабильность, выборы.

Но я трезво оцениваю ситуацию - без эйфории, и чем больше я наблюдаю за этим диалогом, тем больше замечаю интересную тенденцию: предприниматель, которого мы за последние годы подняли с колен, сегодня встает в позу боксера. Он постоянно ждет удара со стороны власти, контролирующих организаций и т.д.

- Или со стороны Комитета по управлению имуществом города Саратова, как это получилось в вашем случае?

- Вопрос с выселением торгово-промышленной палаты из здания, ею же и отремонтированного за собственные средства, - вопрос, окончательно не решенный. Хотя прецедент создан! Напомню ситуацию: в 1997 году губернатор Аяцков издал постановление, согласно которому в бессрочное и безвозмездное пользование было передано здание. Этот документ был продублирован администрацией города Саратова, и Комитет по управлению имуществом города заключил договор на бессрочное и безвозмездное пользование указанным помещением с Саратовской торгово-промышленной палатой. Здание находилось в аварийном состоянии - вся отопительная система была разморожена, много лет не ремонтировались крыши, штукатурка была осыпана практически во всех помещениях. Мы ремонтировались почти четыре года, по крохам собирали 6 миллионов рублей (именно в эту сумму вылился ремонт). Так что, скажи теперь кому, что в конференц-зале СГ ТПП в середине 90-х годов проходили собачьи бои, а сам особняк на Большой Казачьей считался притоном для наркоманов, никто и не поверит. Не поверили своим глазам и сотрудники палаты, когда 2 августа текущего года им предложили ознакомиться с постановлением мэрии # 597 от 31.07.01 о пересмотре условий договора, где палате оставляют только половину всех ее помещений. Но на этом дело не кончилось. В здании палаты появились сотрудники УВД города Саратова и, угрожая физической силой, запретили сотрудникам входить в свои помещения до "особого распоряжения". Позже, правда, стало известно, что накануне, 31 июля, вице-мэр Саратова подписал еще одно постановление, в котором передал наши помещения областной прокуратуре - для размещения Следственного управления прокуратуры города Саратова. В оставшихся для палаты 1800 метрах только 400 метров офисных площадей, все остальное - подвальные помещения, лестничные переходы, холлы, залы для приема делегаций и коридоры. Данное положение крайне затрудняет работу палаты по представлению интересов предпринимателей и их объединению для реализации задач, поставленных президентом РФ. Кроме того, УВД города планирует проверку моих коммерческих предприятий, видимо, с целью найти какой-либо компромат, чтобы было легче оказывать давление. Все это я связываю с тем, что наша палата подала три иска в арбитражный суд, один из которых - на действия милиции. Мы верим, что арбитражный суд Саратовской области разберется, кто прав.

Еще один свежий пример: 8 августа президентом подписан Закон РФ "О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", а 21 августа мы провели первое совместное мероприятие с министерством экономики Саратовской области и управлением по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с одной целью - узнать, как контрольно-проверяющие органы федерального уровня понимают данный закон и собираются претворять его в жизнь. Зная реалии наших дней, удивляться результатам не приходится - некоторые контрольно-проверяющие организации, например милиция, не желают расставаться с доходными функциями, не хотят меняться в соответствии с требованиями нового закона и трактуют данный закон в своих интересах. Другие же, например Госторгинспекция или противопожарная служба, уже приняли закон к исполнению и внесли в свои нормативные документы необходимые коррективы.

- Выходит, что предприниматель все же должен защищать себя сам?

- Но с помощью юристов. Именно с этой целью действует совместный проект ТПП и "Фонда Евразия" "Повышение правовой защиты малого предпринимательства Саратовской области". На самом деле в Саратове и в Саратовской области круг организаций, осуществляющих правовую поддержку малого и среднего бизнеса, достаточно широк. Однако, как показывает опыт, помощь оказывалась зачастую бессистемно и несогласованно. Наиболее результативной была и остается работа профсоюза индивидуальных предпринимателей Саратовской области. Они начали с того, что организовали пункты юридической помощи непосредственно на рынках. Основные проблемы, с которыми к ним обращались предприниматели, - это взаимоотношения с органами власти. Проблема в том, что власти предержащие просто прикрывают нарушения своих сотрудников. Результаты работы профсоюза сказались незамедлительно - опротестовываются почти 95% жалоб и актов милиции. И все же надеемся, что с действием нового закона беспредел контролирующих органов поубавится.

С мая 2001 года в СГ ТПП работает проект "Правовой поддержки малого бизнеса". Он включает в себя три блока: обучающий, информационный и консультативный. Совместно с "Фондом Евразия" планируется еще несколько проектов, которые будут действовать не только в Саратове, но и по области. Например, готовится большой проект, в котором будут задействованы, с одной стороны - проверяющие органы - Госторгинспекция по Саратовской области, Центр санэпиднадзора, противопожарная служба, возможно, милиция, с другой - контролирующие организации: управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, областной комитет госстатистики, возможно, и областная прокуратура и, с третьей стороны - представители малого и среднего бизнеса в лице Саратовской торгово-промышленной палаты.

Кроме того, мы ожидаем большой помощи от главного федерального инспектора по Саратовской области господина Р.Халикова и управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Саратовской области в реализации нового закона. Ведь, по существу, это управление превращается в "предпринимательскую прокуратуру" - основной государственный орган по защите предпринимательства.

@@@
Владимир Давыдов: "Парад суверенитетов - не дело для предпринимателя"
Всей системе российской власти грозит перестройка
Государство возвращается в энергетику
Дефицит Салона-2005 составит 500 тысяч евро
Дипломаты теряют лицо
Дорогой наш "Зенит"
Еврейское счастье

Иностранцам понять трудно...

@@

Экономия и деньги в русской ментальности и в Европе

2000-03-07 / Анна Яковлева



Рисунок Вадима Мисюка

РУССКИЕ любят сорить деньгами. Они не умеют их копить и тратить рационально. Таков один из самых распространенных национальных стереотипов в европейских представлениях (в особенности в протестантских странах) о людях русской культуры. Впрочем, национальный характер не может полностью совпадать ни с самооценкой, ни со стереотипными представлениями иностранцев.

Люди склонны считать свое, привычное и знакомое, хорошим, разумным и нормальным, иностранное часто кажется неразумным, некрасивым, аномальным (особый вкус русской интеллигенции к самоуничижению и поклонению иностранному под кодовыми названиями "Запад", "цивилизованные страны" и пр. - дело уникальное, поражающее представителей самых "цивилизованных стран"). Однако плодотворное общение возможно лишь тогда, когда мы видим различие между культурами и способны уважать другого как Другого, а не третировать его как извращение природы.

Протестантская культура сформировала этику современных деловых и во многом личностных взаимоотношений в современном мире. И нынешний бизнесмен где-нибудь в Германии может быть неверующим, но неукоснительно следовать протестантским ценностям умеренности, экономии, планирования своей жизни. Бережливость по отношению к вещам, деньгам, времени - одна из существенных характеристик протестантской ментальности. Макс Вебер показал протестантские корни этих ценностей в Европе. Протестантизм, и в частности лютеранство, сформировали особый образец "монашеской жизни в миру". Идея "жить, чтобы работать" стала принципом жизни порядочного человека. Кроме того, добродетельной с моральной точки зрения и социально одобряемой стала считаться жизнь по принципу "иметь больше - тратить меньше". Труд стал первой обязанностью протестанта в этом мире. Все это развязывало тенденцию к неограниченному приобретательству. В итоге формировались капиталы, используемые не для потребления, а в качестве инвестируемых средств. Так началась капиталистическая эра. Позже позиции протестантизма как религиозной доктрины существенно ослабели, однако буржуазная ментальность была уже сформирована. Например, в лютеранской Финляндии, по мнению социологов, лишь 10-15% людей действительно верит в Бога, но отстаивание принципа умеренности во всем, бережливость и экономия остались социально одобряемыми нормами поведения для всех финнов.

Финские умеренность и экономия зачастую представляются русским жадностью, планирование собственной жизни - скучным и непродуктивным. "Не надо мелочиться", "зачем же скупиться", "какая тоска - жить по расписанию" - обычная русская реакция на европейское понимание экономии, бережливости и умеренности. Заплатить за спутницу в транспорте или отказаться от денег за книгу, купленную по просьбе друга и на собственные средства, вполне естественно для русских (другое дело, что сейчас не каждый может себе это позволить, однако такого рода нормы остаются нормами в сознании людей), но выглядит расточительностью и мотовством для многих европейцев.

Основу русского умостроя составили частью языческие, частью православные нормы отношения к жизни. Русская ментальность была сформирована на религиозной почве, а эти нормы были восприняты и теми, кто далек от всякой веры и церкви. Следует иметь в виду, что российское общество сейчас гораздо более дифференцированно, чем, положим, финское, более гомогенное. В России существует множество социальных групп, классов и слоев, различающихся своими культурными нормами. Нынче большинство россиян вынуждено проявлять экономность и бережливость в отношении вещей и денег. Но структура расходов и при такой ситуации существенно отличается от европейских норм. На чем экономят, от чего отказываются, а что сохраняют как необходимую часть расходной части домашнего бюджета? Общей чертой здесь видится стремление сэкономить на еде, развлечениях, одежде. От покупки книг русская интеллигенция отказывается в последнюю очередь, долго пытаясь найти другую сферу для экономии. В благополучной Финляндии книги покупают редко и мало, предпочитают читать их и массовую периодику в библиотеках или кафе, где они доступны бесплатно.

Русский характер обладает еще двумя важными особенностями, которые непременно отмечаются иностранцами: это гостеприимство и любовь делать подарки. Гостевание, даже согласно строгому "Домострою", считалось почтенным занятием и единственно допустимым развлечением для солидных людей со времен средневековья. Гость в древности считался посланцем Господа Бога; сейчас в это верят немногие, но правилом хорошего тона остается обычай с радостью и почтением принять гостя. Прямо противоположно русскому старое английское представление о незваных гостях: таковые там крайне нежелательны, в особенности на Пасху и Рождество, поскольку способны принести в дом беду. Эти праздники принято встречать в тесном домашнем кругу (в древности верили, что отсутствующий за домашним столом в эти дни член семьи подвергается опасности "отсутствовать навсегда" - умереть).

Русская манера гостевания нередко кажется иностранцам утомительной, отнимающей много времени. Темы русских бесед, на вкус иностранцев, слишком интимны или чересчур остры, а принятая у нас открытость часто кажется чем-то вроде душевного стриптиза. Посему иностранцы могут чувствовать себя очень некомфортно в этих ситуациях (впрочем, некоторым из них именно это и импонирует в русских, но как раз потому, что такого рода манеры не приняты у них на родине, а потребности межличностного общения, которым отвечает подобный стиль, у человека наличествуют и не могут быть реализованы в кругу соотечественников).

Большинство представителей русской культуры любят делать подарки. Русский этикет требует, чтобы гость что-либо приносил с собой, идя в гости. Это может быть нечто небольшое и недорогое: цветы для женщин, что-то съедобное "к чаю" или алкоголь. Мы чувствуем себя неловко, если вынуждены идти в гости "с пустыми руками". Правила нашего хорошего тона предполагают, что все съедобное и алкоголь, принесенные гостями, выставляются на стол для всех: это приглашение к совместной трапезе и реализация, часто бессознательная, принципа "что есть в печи - все на стол мечи". И уж, конечно, совсем не принято, чтобы гости забирали с собой собственноручно принесенные недоеденные и недопитые торт или бутылку.

Финские хозяева, которых вы пришли навестить, чаще всего не ставят на стол принесенную вами бутылку коньяка: руководствуясь манерой мышления, свойственного культуре Нового времени (ей всего 300 лет), они демонстрируют свою готовность к приему гостей, не рассчитывая на их приношения. Несмотря на различие манер, в данном случае идея одна и та же: мы рады гостям и готовы к их визиту. При этом этика протестантской культуры допускает, что с разрешения хозяев вы заберете с собой принесенный вами, поставленный на стол, но не доеденный торт.

С протестантской точки зрения, мы дарим слишком часто и слишком дорогие подарки, к тому же у нас не принято обсуждать цену дара. Действительно, сами протестанты делают друг другу подарки гораздо реже и они гораздо дешевле; принцип экономии средств доминирует настолько, что даритель с удовольствием рассказывает, как дешево ему удалось купить вам подарок, а одариваемый им соотечественник будет радоваться этому обстоятельству вместе с ним. Если же вы похвалите новое платье соседки, вам обязательно ответят, что купили его на распродаже дешевых вещей всего за сто марок. Русской же человек обычно склонен был не хвастаться дешевизной своего приобретения или даже приврать, завысив реально заплаченную сумму и приписав изделие известной и дорогой фирме. У протестантов деньги занимать не принято (впрочем, так же, как и "стрелять" сигареты или перехватить соли у соседей), это социально порицаемое поведение, поскольку свидетельствует о том, что вы человек нехозяйственный, не умеете рассчитывать свои средства и, значит, ненадежный. Для русских же это - широко распространенные формы взаимных услуг.

Ночевать у знакомых также не принято в протестантской среде: это выглядит как расточительное отношение к времени и средствам хозяев. В России издавна повелось при всяких поездках рассчитывать на возможность остановиться у знакомых, будь то вечеринка в своем городе или пребывание в иных городах. Вообще, с точки зрения лютеранина, например, следует по возможности обходиться своими силами: не просить и не давать советов (мы обожаем давать советы и охотно их принимаем); никак не отзываться о чьем-либо внешнем виде - иногда допустима краткая похвала, но абсолютно невозможно наше "эта блузка тебе совсем не к лицу", не высказываться критически о чужом поведении - ворчание какой-нибудь питерской бабульки о слишком легкой, по ее мнению, зимней одежде финнов воспринимается ими как хамство, а вовсе не забота о ближних, как это выглядит для русских; избегать проявления любого рода превозношения над другими людьми - русская манера исходить из деления всех на воспитателей и воспитуемых, элиту и остальных абсолютно не приемлема для лютеранского этикета, хотя внешний демократизм не исключает реального существования элиты и "простых людей". Приемлемая дистанция между людьми в протестантской культуре гораздо больше, чем привычная для нас. Это касается как дистанции психологической (личными проблемами делятся не с друзьями, а с врачами - психологами), так и физической: если комфортное расстояние между русскими собеседниками в среднем составляет 60 см, то у финнов - 120 см. Автономность личного существования - то, что называется по-английски "privacy", - ценность очень высокого ранга для человека протестантской культуры. Взаимопомощь, конечно, существует, но в иных формах, чем в России.

Добавим несколько соображений исторического порядка. Деньги - знак ценности, но сами по себе ценностью не являются: это бумага или металл. Деньги - условный, конвенциональный знак; они ничем не похожи на те ценности, которые могут быть приобретены с их помощью. Исторически предметы разного рода выполняли функцию денег: это могли быть животные, камни (позже - драгоценные камни), серебро, золото и, наконец, специальная бумага и монеты. Традиционное европейское сознание, в том числе и русское, трактовало символическое значение денег как грязное, низкое. К примеру, золото на протяжении долгого периода времени обладало двумя противоположными значениями. Во-первых, оно символизировало солнце, свет, нечто высокое, духовное, посему золото использовалось в иконописи, при создании тканей для церковного облачения и т.д. Во-вторых, золото могло быть символом земли (или подземного мира, ада), грязи, ассоциировалось с фекалиями. Можно здесь вспомнить образ Золотого Тельца из Ветхого Завета, его двойственное значение. Он был создан древними иудеями как сакральная вещь, предназначенная для поклонения, но запрещен Моисеем, поскольку был символом жадности, корыстолюбия и денег.

"Грязное" значение золота и денег в искусстве отображено в работе знаменитого нидерландского художника XV века Иеронима Босха. На правом крыле его триптиха "Сад земных наслаждений" изображен ад. Здесь души мучаются за совершенные ими в их земной жизни грехи, причем бесы терзают их с помощью тех предметов, посредством которых грехи были совершены. Под птицеголовым монстром некто страдает из-за снедавшего его на земле греха алчности: он испражняется золотыми монетами.

На протяжении последних трех веков деньги сами по себе стали восприниматься как ценность. Им стали поклоняться, они превратились в символ буржуазной цивилизации. Фауст говорит с горечью: "Люди гибнут за металл..." Русское общество долго оставалось более традиционным, чем большинство европейских. Поэтому подозрительное отношение к деньгам сохраняется здесь дольше.

Существует множество русских пословиц и поговорок относительно денег, материального благополучия, богатства. Основной их смысл сводится к тому, что невозможно быть богатым и честным одновременно. Этот смысл противоположен смыслу известного высказывания римского императора Веспасиана "Деньги не пахнут". Веспасиан издал указ об устройстве первых платных туалетов. Кто-то упрекнул его в том, что он посчитал возможным брать деньги за удовлетворения естественных нужд, на что император ответствовал фразой "деньги не пахнут", имея в виду, что источник прибыли не имеет значения.

Человек русской культуры всегда полагал, напротив, что источник получения денег принципиально важен и "от трудов праведных не наживешь палат каменных". Иностранцам трудно понять русское отношение к деньгам, и их высказывания по этому предмету подчас вполне карикатурны.

@@@
Иностранцам понять трудно...
Каддафи мечтает о единой Африке
Когда тайное становится явным
Курортная недвижимость Бооса
Летчики предлагают реконструкцию армии
Лукашенко дал задний ход
Мобильные перспективы

Музей имени себя

@@

После "Осады" Гришковец откроет собственный театр

2003-10-14 / Екатерина Васенина "Осада" вышла на сцену. В канун премьеры Евгений Гришковец ответил на вопросы "НГ".

Из досье "НГ" Евгений Гришковец (род. в 1967 г.) - актер, драматург, режиссер. В 1991 г. создал театр "Ложа" в Кемерове. В столице прославился своими моноспектаклями. В 1999 г. удостоен премии Антибукер. В 2000-м получил "Золотую маску" в двух номинациях ("Новация" и "Приз критики") и "Триумф".







Евгений Гришковец готовится стать cтоличным ресторатором.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- Постановка во МХАТе - вы этого хотели?

- Я хотел сделать спектакль, в котором я бы сам в основном не играл и мне не нужно было бы о нем всерьез заботиться. И чтобы эта постановка была сделана не на собственные средства. Надо помнить, что это копродукция МХАТа и "Золотой маски". Я не решился бы самостоятельно шагнуть во МХАТ, потому что не все мои условия были бы выполнены.

- Что за условия?

- Мне были нужны определенные артисты, непрофессиональные музыканты, которые будут сидеть на сцене. МХАТ оказался готов к такой странной работе, где нет написанной пьесы.

- То, что вы сделаете кассу, очевидно. Планируете долгосрочное сотрудничество?

- Я что-то не вижу, что МХАТ рассчитывает на кассу. Они поставили три премьерных спектакля в октябре, три раза в ноябре. Это очень мало для свежего спектакля. Но в целом МХАТ проявил определенную гибкость и интерес.

Работать там скорее трудно, чем приятно. Труднее всего собрать актеров, чтобы не расползались по съемкам. Но это вечная история с хорошими артистами.

- Знаете о существовании музея имени себя в театре "Ложа" в Кемерове? Там хранится патефон с пластинкой, на которой написано ваше имя, развешаны фотографии, дипломы начала 90-х.

@@@
Музей имени себя
Николай Аксененко: "Время экспериментов прошло"
Новые станции через новые «фишки»
Онлайновое путешествие к центру пирамиды
Останкинскую башню сожгли лондонские банкиры
Патриотизм на вывоз
Пиявка для "Газпрома"

По стопам великой княгини

@@

Ростовчанка Нина Шевченко более десяти лет руководит Благотворительным фондом имени Елизаветы Романовой

2004-03-15 / Александр Шаповалов







Нина Шевченко, как и Елизавета Романова, несет людям милосердие, добро и любовь.

Фото автора

В Ростове-на-Дону действуют десятки филантропических организаций, оказывающих помощь детям, инвалидам, старикам, да и просто людям, которые не нашли себя в сегодняшнем обществе. Одной из первых городских благотворительных организаций, появившихся в начале 90-х годов, стал негосударственный Благотворительный фонд им. великой княгини Елизаветы Романовой, которым руководит Нина Сергеевна Шевченко.

Более десяти лет назад приговоренная врачами Нина Шевченко услышала по радио рассказ о великой княгине Елизавете Романовой. Ее родиной было маленькое герцогство Гессен-Дармштадт в Германии. Здесь Елизавета Федоровна родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери знаменитой английской королевы Виктории. Но именно русскую землю она полюбила настолько, что приняла православие, сменила имя, а позже – судьбу. Мужем Елизаветы Федоровны стал родной брат императора Александра III, великий князь Сергей Александрович Романов, погибший от рук террориста в феврале 1905 года. С его смертью и закончилась светская жизнь первой дамы Москвы. Приюты, больницы, госпитали, столовые для неимущих, дома призрения, шефство над Черниговским полком, строительство на собственные средства Марфо-Мариинской обители… Этого требовала душа Елизаветы Федоровны, это давало некоторое облегчение в ее горе. Великая княгиня погибла в 1918 году, ее вместе с другими членами царской семьи сбросили в шахту недалеко от Алапаевска.

@@@
По стопам великой княгини
Поэзия виноделия
Правительство сулит светлое будущее
Психо
Путин выбрал боевой нейтралитет
Путь из изоляции
Пятое поколение Клебанова

Развитие за чужой счет

@@

Внутреннее расследование в московском офисе одной из программ ООН породило громкий скандал

2005-09-02 / Светлана Гомзикова, Иван Грошков



Четверо бывших сотрудников московского представительства Программы развития ООН (ПРООН) подозреваются в хищении 1,2 млн. долларов. Об этом в среду сообщила американская газета The Washington Times со ссылкой на The Moscow Times. По данным издания, имена этих людей пока не называются в интересах следствия, но известно, что они являлись штатными сотрудниками ПРООН до 2004 года. В ближайшие дни служба независимого аудита ПРООН представит отчет, который затем будет передан российской прокуратуре для возбуждения уголовного дела. До окончания расследования глава московского представительства гражданин Болгарии Стефан Василев прекратил исполнение своих обязанностей.

@@@
Развитие за чужой счет
Россия готова к борьбе за рынки вооружений XXI века
Русская душа осталась только на кухне
Сергей Маслов: "Правила игры на рынке должно задавать государство"
Сознательность есть, возможности нет
Стабилизация потребительского спроса настораживает
Так жить можно

Третьим будешь?

@@

Российская централизация власти порождает у разных населенных пунктов комплекс столичности

2009-04-07 / Светлана Гамзаева







Казань победила в споре за звание третьей столицы России.

Фото Александра Дерябина

Нижний Новгород проиграл спор за звание «Третья столица России». Этот товарный знак в Роспатенте зарегистрировала за собой Казань.

Борьбу за статус третьей столицы страны Нижний Новгород начал еще лет 15 назад, в бытность губернатором Бориса Немцова. Скептики, правда, еще тогда ворчали, что третьих столиц не бывает в принципе, как и осетрины второй свежести. Но большинству нижегородцев лозунг «Нижний Новгород – третья столица России» пришелся по душе. Сергей Кириенко, став полпредом президента в Приволжском федеральном округе, также вел кампанию по укреплению нижегородской столичности, даже получив под эту программу федеральное финансирование.

А два года назад замгубернатора Нижегородской области Ирина Живихина, будучи на международной туристической выставке в Берлине, к удивлению, обнаружила на стенде Татарстана растяжки: «Казань – третья столица России». Это настолько возмутило вице-губернатора, что, вернувшись домой, она заявила о намерении судиться с соседней республикой за гордый статус третьей столицы и также официально зарегистрировать это звание за Нижегородской областью в качестве бренда.

В Нижнем Новгороде утверждали, что называться третьей столицей городу позволяют не только его численность и экономическое значение, но также и историческое прошлое. В XIV веке Нижний Новгород стал столицей Нижегородско-Суздальского княжества, и 40 лет московские правители пытались вернуть себе утерянный контроль. Даже послали в Нижний Новгород национального духовного лидера Сергия Радонежского – получить поддержку местного духовенства и знати для воссоединения с Москвой. Не добившись успеха, он, по преданию, проклял Нижний Новгород, закрыв местные церкви для службы. Помимо исторических аллюзий нижегородцев в их борьбе за столичность поддерживало и географическое расположение города – на слиянии двух великих рек. А даже такой факт, что Нижний Новгород – родина первого российского трамвая.

@@@
Третьим будешь?
Третьяковка в биологии
Чубайс смотрит на Запад
Шанцев отдал дань традиции
Этюд в сернокислых тонах