"Покупать газ на скважине - это мечта наших конкурентов"

@@

К рецептам Минтопэнерго по решению проблемы несанкционированного отбора голубого топлива на Украине член правления ОАО "Газпром" Юрий Комаров относится скептически

2000-02-26 / Людмила Романова



- ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, последнее время главные экспортные проблемы "Газпрома" принято связывать с Украиной. Однако Минтопэнерго все чаще дает понять, что не склонно считать российскую газовую монополию пострадавшей стороной. Не так давно министр топлива и энергетики Виктор Калюжный высказал предположение, что "Газпром" через посредников сам ворует у себя газ на территории Украины.

- Трудно сказать, что министр имел в виду, говоря, что мы воруем сами у себя. На самом деле в России действует достаточно серьезная система таможенного и валютного контроля поставок газа на экспорт, так что ни одна молекула из трубы незаметно испариться не может.

- А кто сегодня покупает российский газ на Украине? Ведь с распадом около двух лет назад старого пула украинских трейдеров Россия фактически лишилась юридических гарантий оплаты поставок голубого топлива в это государство.

- Сейчас украинский рынок выглядит очень пестро. Здесь действует масса независимых трейдеров - и украинских, и российских, и западных. "Газпром" уже не в состоянии контролировать поставки газа на Украину. К сожалению, система, которая в советское время была нацелена на экспорт, сегодня оказалась разорвана, за счет чего появились возможности отвода экспортного газа в систему Украины. Вообще разрыв транзита и покупки достаточно удобен для Киева. Он фактически не отвечает за несанкционированный отбор газа, который уже не является исключением из правил. Только в ноябре прошлого года из экспортной трубы исчезло 3 миллиарда кубометров топлива. Больше того, в силу российского законодательства "Газпром" вынужден оформлять незаконно изъятое сырье в виде контрактов. В противном случае таможня имеет право конфисковать товар и потребовать оплатить его стоимость и наложить штрафные санкции в размере 200% стоимости. Естественно, мы оформляем контракты задним числом, теряя на этом 100% вместо 300%. А это позволяет Киеву утверждать, что никакого воровства нет. И, несмотря на соглашения, подписанные во время энергетического кризиса на Украине, несанкционированный отбор газа по-прежнему продолжается.

- Виктор Калюжный предложил собственный рецепт решения украинской проблемы. Суть его заключается в том, чтобы продавать газ не на европейских границах, а на скважине. Это, по его мнению, позволит решить проблемы как несанкционированного отбора газа, так и посредников. Как к подобному предложению относится "Газпром"?

- Учитывая либерализацию и глобализацию европейского экспортного рынка, я думаю - это в лучшем случае своеобразная шутка. Сейчас важно уже не только наличие у компании газа, но и то, каким образом она доставляет его потребителю. Хорошим примером в этом смысле является "Рургаз". У него нет своего сырья - газ он закупает в том числе и у "Газпрома". Но при этом в собственности "Рургаза" находятся крупные транспортные системы, которые позволяют ему играть на европейском рынке очень серьезную роль. То же самое можно сказать и о других газовых компаниях - "Газюни", "ВИНГАЗ", "СНАМ", "Газ де Франс".

Теперь давайте предположим, что "Газпром" будет действовать по рецепту Виктора Калюжного. Тогда мы оставляем за собой право зарабатывать на стоимости товара и теряем возможности предоставлять транспортные услуги, совершать разменные операции, продавать структурированный газ, оптимизировать транспортные потоки. Уверяю вас, если мы подарим нашим западным партнерам такую возможность, очередь желающих выстроится от офиса "Газпрома" до западных границ страны. Покупать газ на скважине - это мечта всех наших конкурентов, поскольку тогда "Газпром" просто будет вынужден уйти с мирового рынка.

Единственная возможность сохранить сегодня свои позиции заключается в том, чтобы продавать газ как можно дальше от скважины, ближе к потребителю. Чтобы обеспечить себе эти возможности, "Газпром" инвестировал очень большие деньги за счет своей выручки от прибыли. И не случайно сегодня "Газпром" создает новые газотранспортные системы через Польшу - это "Ямал-Европа" и через Черное море - "Голубой поток". Поэтому рецепт Виктора Калюжного я могу воспринимать только в качестве шутки.

- В настоящее время через Украину проходит более 90% экспорта газа в Европу, хотя "Газпром" не раз заявлял свои намерения диверсифицировать транзитные потоки.

- Стратегическая цель "Газпрома" - довести транзит газа по одному направлению до 30-40%. В отношении Украины мы исходим из того, что порядок здесь будет наведен еще не скоро. Кроме того, она практически не инвестирует средства в поддержание своих мощностей, которые скоро начнут выпадать из экспортной системы. Поэтому цель "Газпрома" - в течение 6-8 лет сократить транзит по украинскому направлению примерно на две трети, в том числе и за счет осуществления проектов "Ямал-Европа" и "Голубой поток".

- Понятно, что диверсификация транспортных проектов коснется не только Украины, но и других государств, по территориям которых пройдут новые маршруты. Как это может изменить ситуацию на европейском рынке?

- Очевидно, что реализация проекта "Голубой поток" приведет к уменьшению транзита, а значит, и доходов для Украины, Румынии и Болгарии, которые не смогли вовремя найти инвестиции для расширения своих транзитных мощностей. В результате они лишаются возможности ежегодно транспортировать по своим территориям 16 миллиардов кубометров газа.

"Ямал-Европа" делает транзитными странами Белоруссию и Польшу, создавая риски для Словакии и Чехии. Нас это тревожит, поскольку оба эти государства зарекомендовали себя надежными транспортировщиками. Их дальнейший статус во многом зависит от них самих. Мы предложили Польше и Словакии сотрудничество в строительстве межсистемной перемычки от газопровода "Ямал-Европа" через Польшу в начало транспортной системы Словакии. Для этого потребуется построить около 600 километров трубопровода.

Серьезная альтернатива этому проекту, которую мы тоже сегодня изучаем, - Балтийский газопровод по морю на север Германии. Он не ставит проблем во взаимоотношениях с транзитными государствами. Однако его протяженность может составить более полутора тысяч километров, для чего потребуется привлечь немалые инвестиции, и прежде всего со стороны покупателей газа. Кроме того, его запуск резко нарушит баланс транспортировщиков в Европе. Но наш принцип - не лишать себя альтернатив. Хотя, безусловно, в качестве первого шага межсистемная перемычка была бы оптимальной. Кстати, на политическом уровне интерес к этому проекту уже проявила Польша. В ближайшее время должна определиться и Словакия. Затягивание их решения автоматически увеличивает шансы Балтийского газопровода.

- Не так давно Рем Вяхирев заявил о том, что "Газпром" не намерен подписывать новые экспортные контракты. Не могли бы вы прояснить перспективы дальнейшей работы компании на внешних рынках?

- Здесь есть несколько направлений. Сегодня портфель наших долгосрочных экспортных контрактов оценивается примерно в 200 миллиардов долларов. В ближайшие 5-7 лет увеличивать его мы не собираемся. Далее посмотрим, как будет развиваться рынок. Есть оценки, что рост потребления газа уже в 2005-2007 годах может привести к его дефициту в Европе. Но в любом случае наша дальнейшая политика будет зависеть от возможности найти баланс интересов производителей и покупателей. Нельзя подрывать основу газового бизнеса, строящегося на долгосрочных контрактах.

Другой важный блок проблем касается повышения эффективности экспорта в новых условиях газового рынка. Нам необходимо обеспечить возможность получения дополнительной стоимости от продажи услуг, связанных с поставками газа. Один простой пример. В газовом бизнесе есть сезонная неравномерность - зимой газ нужен всем, а летом возникает избыток мощностей. "Газпром" нашел долговременное коммерческое решение по увеличению летних поставок. Экономический результат - сотни миллионов долларов США дополнительных поступлений в год без новых инвестиций.

Другой пример - перспективы работы на спотовом рынке Европы. Для этого сейчас сложились неплохие возможности. Прошедшая недавно либерализация британского нефтегазового рынка стала причиной того, что многие из работавших здесь компаний сильно ослабили свое положение, спровоцировав таким образом резкое падение цен. Я не думаю, что это надолго, но как раз сейчас "Газпрому" стоит подумать о восполнении этого вакуума. В первую очередь необходимо принять меры для защиты своих интересов на рынке. Это возможно в основном благодаря ранее осуществленным инвестициям в проект "Интерконнектор", а также в другие европейские транспортные системы.

Мы думаем и о перспективах выхода в Азию, но это пока труднопредсказуемый и длительный процесс.

- Не связан ли отказ от новых экспортных контрактов с перспективой возникновения дефицита газа на внутреннем рынке?

- Я помню, в ходе ратификации проекта "Голубой поток" возник вопрос: а нужно ли России увеличивать экспорт газа? Но, к сожалению, сегодня одно без другого невозможно. Сейчас внутрироссийские цены на газ в 10-15 раз ниже, чем для европейских потребителей. Поставляя его на предприятия по крайне низким ценам, "Газпром" в какой-то мере решает социальные проблемы государства. Но для того чтобы субсидировать отечественную экономику по такой схеме, параллельно надо осваивать новые месторождения, а для этого нужно искать инвестиционные средства. Поэтому тот, кто говорит: "давайте не будем экспортировать, а будем внутри потреблять", должен понять: мы быстро проедим то, что у нас есть, а затем также быстро замерзнем.

- Однако газ в России добывает не только "Газпром", сейчас в Минтопэнерго активно обсуждается возможность допуска к трубе независимых производителей, в том числе и нефтяных компаний.

- Европейский рынок газа сегодня сбалансирован, и дополнительные объемы могут привести к его дестабилизации. Тогда Россия столкнется не с увеличением доходов, а с уменьшением экспортных поступлений в результате падения мировых цен на газ. Необходимо также учитывать, что экспорт - это не только производство, но и затраты на создание и поддержание инфраструктуры по транспорту и хранению. В экспортной цене эти затраты превышают 70%, а инвестиции пока поступают лишь от одного "Газпрома". Новые игроки должны делать то же самое.

- Намерен ли "Газпром" сокращать поставки топлива на электростанции РАО "ЕЭС России"?

- Думаю, принимать решение о сокращении поставок следует не только "Газпрому". Правительство должно поставить вопрос таким образом: или платить за газ, или его не получать. Ситуация, когда за товар не платят, ненормальна. Это можно выдержать несколько месяцев, полгода, год, два года, а дальше придет расплата. Поэтому РАО "ЕЭС" должно покупать газ и, естественно, платить за него, а также думать и о других видах топлива.

Я бы сказал, что руководители ТЭКа перегнули палку. Сегодня потребление газа на станциях составляет более 50%, тогда как в мире этот показатель не превышает 20-30%. Российская стратегия так называемой газовой паузы предполагала модернизацию других отраслей российского ТЭКа, пока топливно-энергетический баланс страны удерживается на повышенном потреблении газа. Но наши энергетики решили, что "газовая пауза" навсегда, и сокращать потребление газа на электростанциях не собираются. А это само по себе неправильно.

- В прошлом году правительство не оказало "Газпрому" поддержки, а, напротив, запретило сокращение поставок. В результате компания была вынуждена заключить контракт на покупку газа у Туркменистана не на самых выгодных для нее условиях. Получается, что "Газпром" решает проблемы РАО "ЕЭС России"?

- Опосредованно эти вопросы связаны.

- Есть и другая сторона проблемы, касающаяся экспорта электроэнергии. "Газпром" не раз подчеркивал свою заинтересованность в электроэнергетическом бизнесе. Не следует ли ожидать в ближайшее время пересечения интересов двух естественных монополий?

- Всегда возникает вопрос, что лучше экспортировать: газ или электроэнергию? Для меня ответ очевиден - лучше экспортировать то, на чем государство сможет больше заработать. Не обязательно, что это будет наша продукция. Но плохо то, что, получая дешевый или бесплатный газ, РАО "ЕЭС России" может приступать к экспорту электроэнергии по демпинговым ценам. Это снижает потребление российского газа на внешних рынках, а значит, в экспортном балансе мы замещаем конкурентоспособную продукцию фактически бесплатным товаром. Все это может кончиться разрушением рынка и объявлением антидемпинговых санкций со стороны Евросоюза.

Кстати, низкие цены на газ и неплатежи - как внутри России, так и при поставках в страны СНГ - Узбекистан, Беларусь, Молдавию - вызывают серьезные риски разрушения и рынков сбыта продукции, выработанной с использованием газа, - удобрений, продуктов химии, электроэнергии и т.п. Россия не может быть сторонним наблюдателем в этом процессе. Если производитель в странах СНГ пользуется нерыночными методами, то должны применяться соответствующие защитные меры и прежде всего в области ценовой политики.

- Возможны ли какие-либо варианты экспортного сотрудничества "Газпрома" и РАО "ЕЭС России"?

- Следует помнить, что после распада СССР "Газпром" сохранил и даже усилил свое положение на европейском рынке, доведя свое участие до 25%. А экспортный потенциал РАО еще надо выстраивать. Хотя поле для совместной деятельности, безусловно, есть. Но надо изучить, что выгоднее наращивать - экспорт газа или электроэнергии. Кстати, именно в этой сфере должна проявиться роль государственного регулирования и, в частности, Минтопэнерго. Установление правил игры, ценовая политика - это его функции.

- Намерен ли "Газпром" увеличивать свою ресурсную базу за счет сотрудничества с государствами СНГ?

- Безусловно, и это отвечает интересам как России, так и газодобывающих стран СНГ, и в первую очередь Туркменистана. Все они имеют связанную с Россией газовую инфраструктуру. Хотя, по-видимому, предстоят существенные инвестиции для ее восстановления, и это требует сотрудничества на долгосрочной и комплексной основе.

- Не может ли это привести к тому, что на некоторых рынках, к примеру в Турции, туркменский газ через какое-то время будет конкурировать с российским?

- Турция испытывает реальный дефицит газа. По различным оценкам, к 2010 году потребление там может составить до 50 миллиардов кубометров в год. "Газпром" законтрактовал поставки на 30 миллиардов: 14 - по суше через Украину и 16 - по "Голубому потоку". Поэтому место на рынке есть. Правда, газ Турции нужен сегодня, и есть только один вопрос: кто его сможет поставить? По "Голубому потоку" он пойдет уже в 2001 году. Проект Транскаспийского газопровода в любом случае потребует гораздо большего времени для реализации из-за сложностей с транзитными странами и в связи с неопределенностью статуса Каспия. Но противопоставление туркменского проекта российскому - это не более чем спекулятивная игра.

- Когда на Украине разразился энергетический кризис, в Москве очень много говорили о возможности создания единого энергобаланса пяти государств - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и Туркмения.

@@@
"Покупать газ на скважине - это мечта наших конкурентов"
3,7 миллиарда долларов вдогонку
«Квоты на выбросы это как бы еще одна мировая валюта»
Билла Гейтса заставят отключить проигрыватель
В Москве открывается сезон охоты на ремонтников-нелегалов
Год Украины в России проходит без Украины
Жертва изменений

Кордон для мусора

@@

Разрастанию свалки в долине Лихоборки препятствует милиция

2008-06-25 / Полина Самойлова



Назаконная свалка, выросшая на берегу Лихоборки, частично уменьшилась, после того как ее обнаружили власти. Но штрафы нарушителями не уплачены полностью, и дальнейшая борьба с мусорными завалами усложнилась. Префектура сообщает, что для того, чтобы предотвратить завоз отходов, выставлены круглосуточные посты сотрудников ОВД и экологической милиции.

Напомним, что в ходе экологической реабилитации реки Лихоборки в черте города обнаружили большую строительную свалку. Об этом «НГ» писала 28 мая 2008 года в статье «Свалка ищет хозяина». Под кучей твердых бытовых отходов, достигающей 10 м в высоту, погребено около 4 га территории. Министр правительства Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин рассказал, что на территорию в 12 га, находящуюся между рекой и улицей Верхнелихоборской, обратили внимание случайно – ведь расположена она на федеральной территории, куда вход без экологической милиции запрещен. Выяснилось, что часть территории принадлежит ФГУП «Научно-производственная база декоративного растениеводства». Предприятию предъявили большие штрафные санкции.

@@@
Кордон для мусора
Летят самолеты - привет бюджету!
Мексика идет по стопам США
На рыбалку как на службу
Не СССР, но и не СНГ
Последний лесоповал
Прощайте, легкие деньги из Америки

Путин и Тимошенко утомили друг друга

@@

Вопрос – будет ли "Газпром" применять штрафы к "Нафтогазу" за срыв условий контракта – остался без ответа

2009-04-30 / Игорь Наумов

Все материалы по теме "Российско-украинский газовый конфликт"









Владимиру Путину непросто договариваться с Юлией Тимошенко.

Фото Reuters

Вчера российский и украинские премьеры Владимир Путин и Юлия Тимошенко обсудили в Москве состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества. Центральное место на переговорах заняли вопросы взаимодействия в газовой сфере. Украинская делегация настаивала на необходимости отказаться от применения штрафных санкций за сокращение объемов потребляемого топлива в 2009 году и сокращение предусмотренных по контракту объемов поставок газа. В результате переговоров оба премьера вышли к прессе крайне уставшими, но так и не пояснили, удалось ли им прийти к консенсусу.

В Москву Юлия Тимошенко прилетела с четкой установкой – во что бы то ни стало заручиться личным согласием Владимира Путина на сокращение поставок российского газа. Однако в ходе затяжных переговоров в двустороннем составе прийти к взаимоприемлемому решению, похоже, не удалось. Во всяком случае, ни российский, ни украинский премьеры ни словом не обмолвились на этот счет, открывая заседание в расширенном составе. При этом украинский премьер накануне заявляла о намерении добиться положительного решения этого вопроса. Для Тимошенко принципиальное значение имело также согласие Путина не применять штрафные санкции, предусмотренные в случае, если Украина не будет выбирать в полном объеме законтрактованный газ.

«Нафтогаз» еще в феврале обратился в «Газпром» с предложением официально снизить объемы поставок газа в Украину в текущем году с 40 млрд. до 33 млрд. куб. м. Дополнительным аргументом в пользу такого решения стало невыполнение «Газпромом» плана по транзиту газа в Европу. В первом квартале транзит российского газа по территории Украины составил 57% от объемов, оговоренных в контракте. При этом «Нафтогаз» не может выставить штраф за недовыполнение обязательств «Газпрому». Впрочем, и российские партнеры сквозь пальцы смотрели и на недобор газа украинскими потребителями, хотя имели законное право применить к ним штрафные санкции. Любопытно, что Путин объяснял это благородными побуждениями, дабы не добивать лежачего, Украине и за потребленный газ расплачиваться сложно. В то же время руководство «Газпрома» предпочитает другую трактовку такого благодушия. Его представители поясняют, что прежде всего заботятся о собственной компании. Для нее выставление Украине штрафов, которые заведомо не будут оплачены, только ухудшит бухгалтерскую отчетность.

Однако вчера полного понимания в этом вопросе достичь не удалось. И дамоклов меч многомиллионных штрафов за невыбранные объемы газа, похоже, по-прежнему висит над Киевом.

Характер отношений между Россией и Украиной в последнее время вряд ли может удовлетворить обе стороны. Это относится, в частности, к энергетической сфере, заявил Путин. Он напомнил, что январский газовый кризис удалось уладить благодаря компромиссным решениям. В то же время достигнутые соглашения стали катализатором напряженности в российско-украинских отношениях.

«Мы не можем допустить, чтобы интересы нашей страны игнорировались, чтобы уже заключенные двусторонние договоренности не принимались в расчет», – подчеркнул российский премьер. При этом он напомнил, что в брюссельской декларации по вопросам модернизации и расширения газотранспортной системы Украины не оговаривается участие России.

@@@
Путин и Тимошенко утомили друг друга
Работодателей, задерживающих зарплату, хотят наказать
Разрешенный патриотизм
Реклама спиртного - не повод для алкоголизма
Склады на колесах
Традиционные методы против нетрадиционных проповедников
Узники Норвежского моря

Украина стоит перед ЧП

@@

Не исключено, что остаток зимы в Киеве проведут без тепла и света

2000-01-20 / Андрей Капустин



СЕГОДНЯ Леонид Кучма, скорее всего, подпишет указ о введении чрезвычайного положения в топливно-энергетическом секторе сроком на три месяца. Таким образом, глава государства фактически может согласиться с предложением премьер-министра Виктора Ющенко о введении ЧП, которое было озвучено вице-премьером Юлией Тимошенко после ее возвращения из Москвы. В правительственном письме предусмотрены 8 антикризисных мер, подготовленных правительством Украины для ликвидации критической ситуации, сложившейся в энергетической отрасли. План этих мер предусматривает, в частности, прекращение приватизации и корпоратизации в топливно-энергетическом комплексе с целью приведения этих процессов в соответствие с определенными государственными приоритетами и действующим законодательством; реприватизацию предприятий энергетических отраслей, приватизация которых была проведена с нарушением законодательства, в частности с проявлением коррупции. Предлагается провести системные проверки результатов деятельности предприятий ТЭК, в том числе приватизированных, внедрить антикоррупционную программу "Чистая энергия", перейти к нормальным товарно-денежным отношениям между субъектами хозяйствования, исключив бартерные операции, взаимозачеты и дисконты в ценах на энергоносители, ввести прейскуранты с дифференцированными тарифами и ценами на энергоресурсы, запретить любые эксперименты, которые могут нарушить нормальную работу энергорынка.

Все это вызвано тем, что по состоянию на 1 января 2000 года в топливно-энергетическом комплексе Украины сложилась чрезвычайная для страны ситуация. В первую очередь это касается электроэнергетики. Под постоянной угрозой пребывает целостность объединенной энергосистемы Украины. Частота в энергосети балансирует на пределе 49 Гц, при достижении которой автоматически отключаются атомные электростанции. Предотвратить катастрофу удается исключительно ежедневным массовым отключением потребителей на 10-12 часов.

Но не лучше обстоит дело и на газовом рынке. После встречи в Москве госпожи Тимошенко с председателем "Газпрома" Ремом Вяхиревым первая обнародовала в Киеве цифры истинного долга Украины России за поставленный газ. По словам вице-премьера, сумма составляет 2,8 млрд. долл. По мнению Юлии Тимошенко, долг НАК "Нефтегаз Украины" перед РАО "Газпром" - 2,233 млрд., причем за поставленный газ 1,741 млрд., а 492 млн. - пени за задержку оплаты, начисленной в прошлом году. Однако председатель правления НАК "Нефтегаз Украины" Игорь Бакай, который выступает против введения режима ЧП, заявил, что на самом деле долг за газ, поставленный в 1997-1999 годах составляет 740,73 млн. долл., а штрафные санкции - 37,5 млн. Но поскольку, по мнению господина Бакая, Россия должна выплатить штрафы Украине примерно на такую же сумму, он будет добиваться взаимного списания.

Помимо этого, Игорь Бакай заявил, что поскольку Россия прекратила в прошлом году поставки нефти и газа на Украину, он был вынужден подписать контракт на покупку газа в России, чем увеличил долг компании еще на 230 млн. долл. При этом Бакай заявил, что "я не буду закупать газ у России, если меня правительство насильно не заставит. И мне не нужно ездить в РАО "Газпром", я знаю, как обеспечить страну газом. Единственное, о чем мы просим, - не заставляйте нас наращивать долги, дайте спокойно работать". Однако, по его словам, на сегодня уже разработан детальный план расчетов с РАО "Газпром", куда входит и передача России стратегических бомбардировщиков. Кроме того, по словам Бакая, на сегодня подписаны соглашения, которые предусматривают полные расчеты с РАО "Газпром".

На четверг намечен приезд в Киев председателя РАО "Газпром" Рема Вяхирева, а уже на следующий день намечены встречи премьер-министра Украины Виктора Ющенко со своим российским коллегой Владимиром Путиным в преддверии саммита СНГ. В ходе предстоящей встречи Виктор Ющенко намерен обсудить с Путиным вопрос о расширении экономического сотрудничества, в частности, контекста утвержденной долгосрочной программы торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Стороны также обсудят вопросы повышения эффективности деятельности двусторонней российско-украинской межправительственной комиссии по сотрудничеству, а также проблемы поставок российских энергоносителей на Украину. Кроме того, как стало известно, накануне саммита встретится с Путиным и Леонид Кучма.

@@@
Украина стоит перед ЧП
Украина: Успешные переговоры зашли в тупик
ЭКОНОМИКА: КОРОТКО
Эр-Рияд гарантирует безопасность