Мир - смысл нашей истории


@@@

Стабильности в Таджикистане невозможно достигнуть без создания демократического правового светского государства

2000-09-05 / Эмомали Шарифович Рахмонов - президент Республики Таджикистан.



Девяностые годы многими воспринимаются как время крушений и катастроф: распад СССР, гражданская война в Таджикистане и другие события. Однако можно ли в этой груде обломков найти основание для оптимизма? И даже при том, что надежда никогда не покидает человека, - открывает ли наша современная история реальную перспективу возрождения?

Как бы это ни было парадоксально, психологически трудно и просто по-человечески больно, все же мы должны высоко оценивать наше время. Лучшие представители народа видят в нем эру возрождения и обновления.

Годы возникновения Таджикской Советской Республики, других республик и Советского Союза некоторые люди называют временем экспериментов. Окончательная оценка - за будущим. Но мы сегодня понимаем: чрезвычайное своеобразие этой полосы истории уступило место совершенно новому качеству, новому своеобразию.

В чем же их смысл, какими они открываются сегодня жителю Таджикистана, нашему современнику?

Мне думается, в бурные 90-е годы в Таджикистане прослеживается направленность развития, которая обнадеживает: от разгула насилия - к трудному, но устойчивому миру; от развала - к созданию государственности на новой основе; от призрачной самостоятельности - к освоению независимости в современных условиях; от взрыва насильственной миграции - к возвращению сотен тысяч беженцев к местам своего жительства; от старой экономики - к новой, рыночной, с соответствующими ей новыми демократическими законами и Конституцией.

Это направленность к основам благополучия, к созданию фундамента нового общества, направленность, которая дала ощутимые результаты в кратчайшие исторические сроки.

Да, мы потеряли многое: налаженную систему образования, бесплатное и эффективное медицинское обслуживание, социальную обеспеченность. Однако они имели своим источником единую систему, которая, как оказалось, не была устойчивой и развалилась, как только ослабла ее основа - идеология.

Это был неизбежный процесс. Двадцатый век привел к господству идеологических систем, но в этом же веке они потерпели поражение или отступили на задний план перед настоятельными требованиями перехода к рыночным отношениям.

В благополучных и развитых странах высокий и устойчивый жизненный уровень населения держится на слаженной и согласованной системе рынка, правовой частной собственности, сильной социальной политики, политического и культурно-духовного плюрализма, демократического государства и гражданского общества с прочно образовавшимся средним классом.

Откровенно скажем: достичь всего этого в одночасье невозможно. Нужны годы и годы терпеливого, кропотливого и самоотверженного труда, чтобы прийти к полному благополучию на новой основе.

Мы сегодня закладываем фундамент нового общества - задача, которая не терпит отлагательства. От того, насколько успешно нам удастся ее решить, зависит будущее Таджикистана.

О невообразимой трудности этой задачи можно судить по тому, какие серьезные трудности и какие могущественные деструктивные силы встали на нашем пути. Против небольшой страны ополчились силы мирового наркобизнеса и экстремизма, пустившие корни в почву пассивного отношения международного сообщества к афганскому конфликту.

В данном контексте следует сказать, что одним из самых больших несчастий человечества являются кровопролитные конфликты, разрушающие культуру, экономику и общество в целом со всеми его ценностями. Иногда вооруженный конфликт, как и предсказывают политологи, возникает на границе между различными цивилизациями. Происходит кровоточащий надлом, когда одна из этих цивилизаций стремится изменить существующие границы и расширить сферу своего влияния.

Касаясь Центральной Азии и Среднего Востока, мы так или иначе должны определить свое отношение к религии, поскольку ее роль различна в различных государствах.

О том, что было в годы советской власти, сказано немало. Необходимо лишь подчеркнуть, что в Таджикистане сегодня реально существует свобода совести, а у верующих есть все права и свободы - без этого не может быть светского государства.

Мы с уважением относимся к выбору отдельных стран и их народов, которые взяли на вооружение политический ислам как основу своей государственности.

Однако давно прошли те времена, когда религиозное устройство государства было единственно возможным. На протяжении последних столетий человеческая цивилизация направила народы и по другому, альтернативному руслу развития, дав им возможность освоения величайших достижений демократии и светской государственности, предоставляющих всем гражданам всю полноту человеческих прав. Народ Таджикистана выбрал именно этот путь развития, который, несмотря на гражданскую войну и вмешательство извне, оказался наиболее устойчивым. Попытки изменить этот выбор народа чреваты новым кровопролитием и разрушениями.

Поэтому, не имея ничего против политического ислама в других государствах, мы против расширения его влияния в странах, живущих по иному цивилизационному укладу. В противном случае возникает идеология и практика экстремизма, ведущая к гибельным последствиям.

Нечто подобное происходит в Афганистане и вокруг него. Именно здесь создается форпост экстремизма, стремящегося пустить корни в Центральной Азии. Кроме того, определенные международные силы всячески содействуют упрочению роли этой страны как мирового источника наркотиков и наркобизнеса. Афганские наркотики - это безжалостная рука экстремизма, протянувшаяся к горлу сотен тысяч азиатов и европейцев. Таджикистану, как и другим центральноазиатским странам, уготована при этом роль транзитной инфраструктуры.

Между тем не все, кто нам помогает в развязывании "афганского узла", бывают искренни. Некоторые стремятся просто превратить нашу страну в буферную зону. Но наркотики и экстремизм, как бы мы ни сопротивлялись этому, проходят через транзитные территории и разлагают нормальную жизнь в соседних странах и далеко за их пределами. Где торжествует экстремизм, там не может быть и речи о культуре, о человеческих ценностях.

Поэтому на пути урегулирования афганского конфликта недопустимы полумеры, столь характерные сегодня для мирового сообщества и во многом связанные с тем, что страны Азии и всего евроазиатского континента проявляют недостаточную организованность. Шанхайский форум, состоявшийся недавно в Душанбе, сделал существенный шаг к повышению уровня организованности, от которой в конечном счете зависит эффективность системы международной безопасности.

Негативные факторы иногда дают и положительный результат. Перед лицом угрозы создания в Афганистане и во всем регионе форпоста экстремизма и источника антикультуры страны СНГ все теснее сплачиваются и принимают действенные меры против развития кризисной ситуации на южном направлении.

На фоне этих процессов вызывают сожаление попытки некоторых российских средств массовой информации навязать общественному мнению некий ярлык "таджикских наркотиков". Откуда эти наркотики, всем известно, как известна и нечистоплотность отдельных заинтересованных журналистов и их хозяев.

Другим мощным источником угрозы для Таджикистана является опасная тенденция к криминализации определенных сфер жизни - тенденция, начало которой положила гражданская война. В настоящее время в Таджикистане развернута поистине грандиозная работа по борьбе с преступностью. За годы гражданской войны у части вооруженных людей, вовлеченных в кровопролитие, произошли изменения в жизненной ориентации и психике. Уже не один год проводится обширная работа по их реабилитации и реинтеграции в нормальную жизнь.

Вместе с тем эти задачи сопряжены с другой, не менее важной, - демилитаризацией общества. Известно, что в начале 90-х годов наличие большого количества оружия в руках населения способствовало разгулу терроризма и наркобизнеса, и последствия этого сейчас решительно преодолеваются.

Не надо далеко ходить за примерами. Взять хотя бы рынки наших городов - сегодня они утопают в изобилии, и это результат того, что масштабы незаконного применения оружия значительно уменьшились. Правовому определению и ограничению сферы его использования служит, в частности, указ президента о запрещении военнослужащим покидать места дислокации с оружием. В этом же ряду и другие меры по наведению порядка в силовых структурах.

Людей, расстающихся с оружием, необходимо обеспечить работой, землей, возможностями применить свои способности в сфере предпринимательства. Задача чрезвычайно трудная, если учитывать кризисное состояние экономики, скудный бюджет. Но эта работа ведется, и уже не первый год. Здесь мы возлагаем надежды и на себя, и на международные организации, и на страны, которые немало сделали для Таджикистана в эти годы.

Решая эти задачи, мы расширяем поле безопасности для экономической деятельности, создаем условия для полной реализации демократических свобод и многих демократических законов, принятых в обществе.

Мы наглядно видим истину, заключающуюся в том, что, в каких бы трудных условиях ни находилось общество, только мир способствует успешному развитию. Сегодня в Таджикистане продолжается приватизация, принимаются рыночные законы, восстанавливается экономика, оказывается помощь социально уязвимым слоям населения. Правящая Народно-демократическая партия Таджикистана видит свою важнейшую задачу в утверждении сильной социальной политики. Бедность и нищета - это "пособники" наркобизнеса и различного рода преступлений. Поэтому в стране осуществляются специальные программы по преодолению бедности, разработанные совместно с международными организациями.

Таджикистан окончательно выходит из хаоса, разработаны и разрабатываются меры для разрешения жизненно важных проблем, проводится огромная государственная работа по созданию новой системы общественного устройства.

Чем дальше мы продвигаемся вперед, тем яснее становится, что главный источник саморазвития нашего народа - мир. Только мир является началом всех благ, и только в мирных условиях можно получить плоды прогресса.

Мир наполняет смыслом все остальные ценности человеческого общества.

Окидывая взглядом историю нашего народа, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что смыслом истории является мир во имя развития и благополучия, во имя национальных и человеческих ценностей.

Разве не этим смыслом оплодотворены величайшие достижения науки, культуры, экономики, литературы и медицины эпохи Саманидов?! Или спросим себя иначе: возможно ли было создать богатейшую культуру народа, если смыслом его жизни были насилие и войны?! Да, и при Саманидах были войны, но главным смыслом жизни и истории народа на протяжении тысячелетий были мир и мирный труд.

Так рождалась культура мира народа, сохранившего себя среди океана насилия, от которого с неимоверными усилиями стремится освободиться человечество сегодня.

Культура мира - не плод сентиментального согласия сторон, она достигается в чрезвычайно сложных условиях. В нашем обществе пока не создана всеобъемлющая система национального мира, как, например, в большинстве стран Европы, где большую роль играет слаженная система экономики, политики и культуры. Именно поэтому культура мира исключительно важна для нас как ряд принципов, которых следует придерживаться, чтобы не сорваться в пропасть насилия.

Важнейший принцип культуры мира для нас, таджикистанцев, заключается в опоре на широкие слои населения, заинтересованные в прочном мире.

Продолжением этой политики является принцип ненасилия в решении самых сложных проблем. Только достигаемое упорными усилиями согласие, опирающееся на здравый смысл и разумные цели, может привести к прочному миру.

В настоящее время в Таджикистане достигнуто согласие политических сил по наиболее важным вопросам. Оно предполагает прежде всего курс на создание демократического правового светского государства. Без этого невозможны мир и стабильность в Таджикистане, сотрудничество нашей страны с ООН и ОБСЕ, с Россией и другими дружественными государствами.

Имея в виду историю и современность народа Таджикистана, мы можем говорить о совпадении направленности развития народа на протяжении тысячелетий и последнего десятилетия уходящего века. И в том, и в другом отрезке времени мы видим одну и ту же закономерность: национальное спасение, возрождение народа связаны с миром.

История человечества переполнена войнами, насилием и разрушениями, но они никогда не могли отнять у народов островки затишья. Даже на пространстве воинственных империй оставались небольшие оазисы, случайно "забытые" тиранами.

Но стоило начаться затишью, как словно по волшебству возникало величественное здание обновляющейся культуры, которую нельзя назвать иначе как культурой мира.

Культура мира как цивилизация, как политическая культура и как политика, созидающая мир, - все это суть стороны единого общечеловеческого и нашего национального развития.

Не в этом ли совпадение смысла истории таджиков со смыслом всей истории человечества?! В условиях мира создаются культура и ценности, связывающие поколения и эпохи. Мир спасает народ, придавая ему силы для его возрождения.

Достаточно только подумать, какой была Европа к концу Второй мировой войны и какое чудо возникло на этом континенте за последние пятьдесят мирных лет!

Что ждет нас в Азии? Будет ли XXI век веком мира и благополучия или всех нас ожидают бури насилия и разрушений? Будет ли Центральная Азия, в том числе Таджикистан, цветущим оазисом народов, живущих в мире, или же нас постигнет судьба людей, потерявших смысл своей жизни и истории?

Я думаю, все зависит от нас самих, от того, как ясно мы увидим истинное и ложное у нас и у других.

Одной из истин, так ясно проявившихся в 90-е годы, стало глубокое понимание нашим народом органической связи мирной судьбы Таджикистана с судьбой возрождающейся России.

Хотя здравомыслящие люди Таджикистана далеко продвинулись по пути строительства мира, всем нам предстоит основательно освоить культуру мира как политику государства, как дело каждой партии и ячейки гражданского общества.

Тема строительства мира - это не монополия научных конференций и семинаров неправительственных организаций. Конференции и семинары, конечно, дают некоторый эффект, но совершенно незначительный, так как, к сожалению, в силу слабости гражданского общества они пока далеки от реальных рычагов воздействия.

Строительство мира - это задача, поставленная перед всеми нами мучительной и трагической судьбой народа и страны, задача, которую осознали все здравомыслящие люди и силы Таджикистана. Есть, однако, и такие люди, которые были вынуждены с ней согласиться, так как это было настоятельным требованием народа. Сегодня, как бы там ни было, редко кто возвысит свой голос против мира в стране - настолько сильным является народное требование мира. Отсюда смысл и направленность нашей истории 90-х годов.

История всегда созидает новые ценности и блага. Что же создано в Таджикистане в эти годы, какие ценности возникли в последнее десятилетие? Мы их не найдем в гражданской войне и разрушенной экономике, они, эти ценности, вновь созданы народом в его национально-духовной жизни как до боли ясное понимание необходимости единства - высочайшей ценности нашего времени. Единство порождает мир.

Наша жизнь полна драматизма, зигзагов, светлых и темных сторон. Люди тоже бывают разные. К сожалению, есть и такие, которые аккумулируют в себя только плохое, негативное. Но и они не могут найти опору в неестественных порывах агрессии и амбиций, во всем, что ведет к новым национальным расколам.

Каким бы устойчивым ни был мир в Таджикистане, старые болезни молодого организма излечены еще не до конца. Поэтому остается опасность их рецидивов, которые могут возникнуть вопреки воле народа. Это требует тщательного и постоянного изучения обстановки, взвешенного подхода к изменяющейся ситуации, учета динамики интересов различных сил.

Межтаджикский диалог убедил всех нас, сидевших за столом переговоров по разные его стороны, в правильности истины, которая не сразу была всеми воспринята. Со временем все поняли: самое важное для согласия и мира - это воля к миру. Она разрушает все идеологические схемы. В основе воли к миру лежит патриотизм, искреннее стремление достичь благополучия для своей Родины.

Решение вопросов существования Таджикистана на политической карте как целостного и мирного государства оказалось далеко не произвольным.

С обретением независимости Таджикистан, как и многие новые страны, стал жить в мире, политическая карта которого полностью изменилась. За этим последовали изменения экономической карты. Возникла новая ситуация, когда наша страна, другие страны и межгосударственные образования стали осваивать новое пространство истории.

Изменилось многое, но старое не исчезло совсем. Исчезла идеология, исчезло государство СССР, но, как только развеялся пепел от первого порыва ветра, на всем евроазиатском континенте обнажились живые связи, нервы и другие ткани единого организма, связывающие новые страны. Большую их часть нельзя разрушить, не разрушая сами эти страны.

Особенно наглядно это проявилось в 90-е годы в судьбе Таджикистана. Только сохранив и укрепив свои связи с Россией, странами Центральной Азии, с СНГ, Таджикистан смог начать свое мирное возрождение на новой основе, войти в систему мирового сообщества, вступить в прямые плодотворные отношения с государствами ОБСЕ, с Китайской Народной Республикой, Японией, исламским миром, международными организациями глобального и регионального значения.

Межтаджикский диалог, с которого начался мирный процесс в нашей стране, имеет уникальное значение как опыт разрешения конфликта. Мы отдаем себе отчет в том, что процесс строительства мира не завершен окончательно, - предстоит большая работа в постконфликтный период. Но то, что сделано к настоящему времени, имеет колоссальное значение и для внутренней жизни Таджикистана, и для Центральной Азии, и Среднего Востока, и за пределами этих регионов.

Нельзя переоценить значение мирного Таджикистана для наших соседей.

Таджикистан немирный, разрушенный, "афганизированный" был бы крайне опасен для стран Центральной Азии и СНГ, так как на протяжении более чем ста лет у нас с ними возникли исключительно тесные, органические связи, которые не прервать никакими границами. Нестабильный Таджикистан представлял бы угрозу и для Китая, то есть для пространства еще большего, чем зона прямого влияния афганского конфликта.

Дальнейшие перспективы мира в Таджикистане будут зависеть от состояния экономики, от успешности реформ, которые должны дать и уже сегодня дают ощутимые результаты.

К настоящему времени принята и осуществляется целая система программ экономического развития Таджикистана. Но этого совершенно недостаточно. И у нас нет другого пути, как решительно поднять экономику - главную составляющую мирного процесса.

Мир - это исключительно сложная система, в которой нет второстепенных элементов и проблем.

@@@