Страховка от паники


@@@

Новости Международного валютного фонда

1999-09-02 / Джэк Бурман - директор Международного валютного фонда по вопросам политического развития и обозрения.



Рисунок Вадима Мисюка
ПАНИКА последних двух лет на развивающихся рынках преподала нам немало уроков о глобальной экономике. Совершенно ясно, что в мире взаимопереплетенных финансовых рынков и потенциально дестабилизирующих ситуацию потоков капиталов сейчас, более чем когда-либо, велика опасность того, что кризис в одной стране может вызвать кризис в других местах.

Международное сообщество - Международный валютный фонд и страны - члены МВФ, прочие международные организации и частный сектор - решает эту сложную задачу путем создания системы реформ, ставшей известной под названием "новой международной финансовой архитектуры". В ходе выполнения этой задачи достигнут существенный прогресс, но многое все еще предстоит сделать.

В совокупности предпринимаемые реформы направлены на создание многоуровневой линии обороны, которая действовала бы и поверх границ, и внутри отдельных стран, оказывая влияние на методы работы правительств и частного сектора. Эти реформы сводят воедино новые или ужесточенные нормы для финансовых систем, рынков и предприятий с новыми уровнями прозрачности. Их цель состоит в том, чтобы гарантировать всем сторонам доступ к точным экономическим данным и информации о возможных направлениях движения рынков. В эти новые основные глобальные правила включены нормы для таких областей, как фискальная и монетарная политика, бухгалтерский учет, корпоративное управление и регулирование страхования и рынка ценных бумаг.

Соблюдение международно признанных норм и большая прозрачность в сочетании со здравой макроэкономической политикой должны упрочить положение стран. Делая более очевидными неблагоприятные экономические или политические обстоятельства, большая прозрачность, вероятно, также побудит правительства осуществлять коррекцию на более ранних стадиях.

Превентивные меры также должны касаться угрозы, создаваемой потенциально дестабилизирующим движением капиталов. Недавний опыт учит нас, что скорость и размах, с которыми как внутренние, так и международные инвесторы могут приходить и уходить с рынков капитала, далеко превосходят способность отдельных стран и международного сообщества противостоять таким потокам.

У многих стран нет достаточного количества валютных резервов для того, чтобы справиться с внезапным и большим по объему оттоком капитала, не дестабилизируя при этом свою экономику. Иногда такой отток капитала происходит совсем не по вине данной страны, а в результате того, что финансовый рынок поражен инфекцией, распространяющейся из очага болезни, расположенного где-нибудь в другом месте. Этот феномен был более чем очевиден во время азиатского кризиса и последующего дефолта в России в августе 1998 г.

Для того чтобы предотвратить распространение такой инфекции, МВФ создал условную кредитную линию (Contingent Credit Line - CCL) - программу, нацеленную на предоставление странам финансовых ресурсов, в которых те нуждаются для борьбы с утратой доверия рынка, вызванной событиями, происходящими за пределами их политической и экономической компетенции. По сути, эта программа будет функционировать как политика страхования здоровых стран мировой финансовой системы.

CCL знаменует собой существенное изменение способа взаимодействия МВФ со своими членами. Традиционно Фонд просили о помощи страны, стремящиеся ликвидировать ущерб, нанесенный кризисом. Условное кредитование переносит центр тяжести с исцеляющей медицины на медицину превентивную. Задача состоит в том, чтобы отвести инфекцию, вызываемую такой угрозой, от стран, проводивших за последние два года в целом правильную политику.

Когда новая международная финансовая архитектура будет выстроена, CCL смогла бы стать важным элементом предупреждения будущих кризисов. Чтобы получить право на предоставление CCL, страны будут заинтересованы в принятии упреждающих шагов, направленных на ликвидацию недостатков, могущих сделать их уязвимыми. Страны смогут обратиться в МВФ за предоставлением кредитной линии, если они будут успешно развиваться, оставаясь верными международным нормам, работать над учреждением прочных финансовых систем и их поддержанием, проводить здоровую фискальную и монетарную политику, устанавливать конструктивные отношения с частным сектором и удовлетворительно осуществлять управление внешним долгом и валютными резервами. Все эти меры нацелены на то, чтобы помочь странам выдержать нагрузку на платежный баланс, которая могла бы возникнуть из-за внезапной утраты доверия, вызванной кризисом в других странах.

CCL - это печать одобрения правильной политики на рынке, подкрепленная в случае необходимости деньгами. В идеале странам никогда не потребуется прибегнуть к этим деньгам, поскольку кредитная линия будет символизировать собой их хорошую сопротивляемость против инфекции. Это также может означать, что когда рынки почувствуют направленные на решение потенциальных проблем усилия отдельных стран, то Фонду в будущем придется предпринимать меньше усилий по их спасению.

МВФ будет играть ключевую роль, не просто предоставляя условное финансирование, но также более тщательно осуществляя мониторинг и предлагая отдельным странам техническую помощь, с тем чтобы гарантировать соответствие политики страны международному консенсусу о реформах. В то же время МВФ обязался обеспечить большую открытость способов своего взаимодействия со странами и методов принятия решений.

@@@