"Бесправная страна не может быть богата"

@@

Тэтчер и Немцов критикуют политику российских властей

2002-04-19 / Ольга Тропкина Находящийся сейчас в Лондоне на российском экономическом форуме лидер "Союза правых сил" Борис Немцов встретился с бывшим премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер по ее приглашению. На этой встрече, где откровенно обсуждались различные аспекты современной жизни России, баронесса Тэтчер высказала ряд критических замечаний по поводу политики, проводимой Владимиром Путиным. По сообщениям информационных агентств, экс-премьер-министр Великобритании на встрече заявила, что "существуют разные формы правления: одна власть действует, чтобы повелевать людьми, другая делает все на благо людей". Госпожа Тэтчер подчеркнула, что "Путин пока движется по первому пути". Она также заявила, что федерализм в России "полностью разрушен". Кроме того, по мнению бывшего лидера английских консерваторов, в сегодняшней России существуют большие проблемы с демократией, свободой слова и судебной системой. По словам Маргарет Тэтчер, нынешней российской власти нужна сильная демократическая оппозиция. Корреспондент "НГ" связался с Борисом Немцовым по телефону и попросил его прокомментировать эту встречу.



- Борис Ефимович, какие конкретно вопросы вы обсуждали с Маргарет Тэтчер?

- Естественно, мы обсуждали проблемы свободы прессы и федерализма в России. Речь также шла о последних политических тенденциях централизации власти в нашей стране и концентрации ее в одних руках - президента Путина. Было достигнуто полное взаимопонимание относительно разгона Совета Федерации и о том, что в процессе избирательных кампаний власть нередко манипулирует общественным мнением. Это происходило, к примеру, в Ингушетии, в Приморье и в Ростове-на-Дону. Все это бесконечно далеко от демократического развития страны и, по словам баронессы, отбрасывает Россию не только от Европы, но и от динамичного движения вперед. Бесправная страна не может быть богата.

Я с госпожой Тэтчер знаком уже около девяти лет, и лично убедился в том, что она всегда говорит простые, но очень точные вещи. Она говорит, что должно быть торжество закона, должна быть открытая власть и ответственность людей за свою судьбу. И до тех пор, пока этого не будет, радужных перспектив у России нет. Кстати, Тэтчер относится к России очень тепло. В свое время я спросил у нее, почему. Она ответила, что Англию и Россию объединяет утраченный статус сверхдержавы. У британцев такой комплекс был, но прошел. Надо теперь, чтобы он прошел и у нас.

- Можно ли сказать, что ваша точка зрения полностью совпала с мнением Маргарет Тэтчер относительно проводимой Владимиром Пути-ным внутренней политики?

- Несомненно.

- С кем еще вы намереваетесь обсудить происходящее в России? Чего вы ожидаете от этих дискуссий?

- У меня будет очень много встреч в рамках экономической конференции. Кстати, лондонская конференция гораздо более представительная, чем в Давосе, потому что она посвящена исключительно проблемам России и наших отношений с Западом. Она, я бы сказал, более деловая, здесь обсуждаются более предметные и содержательные вопросы: инвестиции в конкретные сектора экономики России, презентации русских компаний, выступления ведущих российских экономистов. Мне кажется, что организаторы конференции попали в точку, потому что сегодня существует дефицит информации на Западе не только о политических процессах в России, но и экономических. Конечно, здесь будут обсуждать и Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Вице-премьер Алексей Кудрин сделает свой доклад, скорее всего оптимистический. Но думаю, будут и критические выступления.

- А вы сами собираетесь выступить на конференции?

@@@
"Бесправная страна не может быть богата"
"Грязный" свет
"На погашение внешнего долга надо отправлять все средства"
"Рефлекс Буша": не знаешь, что делать, - наноси ракетные удары
"Что может быть горячее, чем раскручивание махрового русского антисемитизма"
4. Генерала на полковника меняют
Morgan Stanley предупреждает: глава государства уйдет

Авторитаризм первого и второго сорта

@@

Зависимость экономики США от Китая избавляет Пекин от резкой критики со стороны правозащитников

2008-11-21 / Артур Блинов - заведующий отделом международной политики "НГ".







Барак Обама мог бы применить свой призыв к переменам к отношениям между Россией и США.

Фото Reuters

Американская правозащитная организация Freedom House в своем новейшем докладе не только включила Россию в список авторитарных режимов, но и отметила ухудшение в ней ситуации с демократическими свободами. По ее оценке, движение в сторону авторитаризма и ослабления гражданского общества продолжилось с избранием президентом страны Дмитрия Медведева.

Во внеочередном докладе Freedom House авторитарными режимами названы 12 стран: Россия, Иран, Зимбабве, Алжир, Китай, Узбекистан, Венесуэла, Пакистан, Египет, Малайзия, Казахстан и Колумбия. При этом выделена негативная динамика ситуации именно в нашей стране. «В России очень большие проблемы с демократическими свободами. Даже в сравнении с Китаем или Египтом, где состояние свобод не меняется, Россия движется в неверном направлении», – заявляет редактор доклада Freedom House Арч Паддингтон.

В разделе о России говорится, что в период пребывания на посту президента Владимира Путина «систематически нарушались права граждан на демонстрации против политики правительства и на формирование политически ориентированных некоммерческих организаций (НКО)». В частности, сообщается, что принятый в 2006 году закон о НКО крайне осложнил их деятельность. В итоге за два года закрылись 2,3 тыс. организаций из 216 тыс., работавших на момент принятия закона. При этом «жертвами бюрократической машины» становились организации, которые критикуют государственную политику.

Подобные оценки – не новость. В принципе при желании авторы доклада могли бы найти больше критических материалов и оценок ситуации в российских СМИ, притом не только по части функционирования НКО или, скажем, забастовок.

Спрашивается только, зачем Freedom House понадобилось делить «авторитаризмы» на стабильные и усугубляющиеся? И действительно ли Россия худшая из дюжины «авторитаризмов» или хуже части из них?

Как представляется, подобные сравнения не только неточны, методологически неправильны, но и несут на себе отпечаток предубеждения и даже намеренного противопоставления одних стран другим. Разве это не политическое маневрирование и преднамеренная интрига в использовании темы демократии и соблюдения прав человека? Не в обиду будь сказано, скажем, китайцам или египтянам. Подобное противопоставление России Китаю или Египту выглядит как попытка посеять рознь между странами.

Следует напомнить, что некоторое время назад Пекину довольно сильно доставалось от Freedom House по части прав человека. Но ныне настало такое время, когда экономика США во многом зависит от отношений с Китаем.

Freedom House называет себя «неправительственной правозащитной организацией». Действительно, эта организация занимается проблемой гражданских прав и свобод с того момента, как была создана в 1941 году при участии супруги президента Франклина Рузвельта Элеонор Рузвельт. Создана для борьбы с фашизмом на деньги американского государства. Однако наиболее длительный период ее работы приходится на период холодной войны. По данным СМИ, 80% бюджета Freedom House и ныне поступают от американских властей, остальное – от частных фондов, в основном американских. Все это не может не влиять на подходы правозащитной организации. Они во многом носят отпечаток госполитики.

И не случайно, что нынешний доклад – внеочередной. Он явно приурочен к моменту смены власти. Разумеется, не в России, а в США. После состоявшихся 4 ноября выборов в США наступил переходный период, когда одна администрация передает дела другой. Джордж Буш хочет «оставить наследие» Бараку Обаме, включающее внешнеполитические подходы и оценки.

Однако все ли стоит сохранить в российско-американских отношениях, отмеченных за последние годы обострившимся кризисом доверия? Очевидно, что чем дальше обе страны пойдут по пути налаживания взаимопонимания, тем лучше. Не случайно ныне все чаще в Европе или даже в какой-то степени в США звучат призывы к Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме как новым лидерам стран постараться по-новому взглянуть друг на друга, отвлечься от предубеждений и найти взаимопонимание.

@@@
Авторитаризм первого и второго сорта
Акционеры ДТВ дивидендов не ждут
Александр Усс: Людей надо убеждать, а не "строить"
Америка утратила моральный облик
Амнистия для вороватых чиновников
Анна Нетребко: "Опера - сексуальное искусство"
Антиподы: Артур Чилингаров и Геннадий Зюганов

Больница в чрезвычайной ситуации

@@

Профессор Рошаль: "Не хватает не вертикали власти, а вертикали ответственности"

2009-04-07 / Ада Горбачева







Леонид Рошаль признан лучшим врачом 2008 года.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Сегодня Всемирный день здоровья. Его тема «Спасем жизни. Обеспечим безопасность больниц в чрезвычайных ситуациях». Об этом как никто осведомлен директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии профессор Леонид Рошаль, кстати, по опросу ВЦИОМа, признанный лучшим врачом в 2008 году.

– Чрезвычайных ситуаций случается все больше. Что можно сделать, чтобы обеспечить безопасность хотя бы больниц?

– Каждый руководитель лечебного учреждения должен постоянно держать в голове мысль: а что если вдруг у нас случится пожар, или зимой лопнут трубы, или затопит, или произойдет взрыв, или захватят террористы? И не только думать, но и делать. Конечно, есть противопожарные инструкции. Но чаще всего они существуют сами по себе, потому что руководители и сотрудники верят, что плохое случается с другими, но не с ними. Между тем каждая медсестра, каждая санитарка, каждый врач, каждый профессор должен четко знать, что он конкретно обязан делать, если это случится, какие формы оповещения о пожаре, кого надо эвакуировать и на чем, какие пути эвакуации, как использовать разные формы тушения огня. Ничего этого не знают. У нас в институте проводятся специальные занятия. В каждой больнице должны быть средства противопожарной защиты. К сожалению, современные противопожарные системы дорогие. Это не только датчики, но и двери, и проходы, и укрепления. Когда проводили реконструкцию института, нам пришлось решать большие проблемы с противопожарной охраной. Все должно быть централизовано, выведено на пульт, чтобы одновременно лифты останавливались, спускаясь на определенный этаж, отключалось электричество. Я поддерживаю предложение Сергея Шойгу оборудовать на крыше каждого лечебного учреждения вертолетную площадку. Это тоже путь эвакуации. Сегодня я знаю только одну больницу в стране, где на крыше есть вертолетная площадка, – это наш институт. На крыше нового корпуса – профессиональная вертолетная площадка. Она задумана не только для доставки больных детей, но и как плацдарм для эвакуации. Этого может никогда не потребоваться, но готовыми надо быть.

@@@
Больница в чрезвычайной ситуации
Главное предвыборное управление
Госстрой обещает, что коммунальные услуги дорожать не будут
Дежурный по "Славнефти"
Европе не до конфликтов на Кавказе
Знахари мировой экономики
Когда устами дилетанта глаголет истина

Кучма дал очередную порцию обещаний Путину

@@

Украинский лидер уволил министра иностранных дел, критиковавшего линию Москвы, и заверил российского президента в своей лояльности

2003-09-04 / Олег Синельников







По-настоящему президенты ударят по рукам лишь на саммите в Ялте.

Фото Reuters

Соглашение о создании Единого экономического пространства имеет все основания быть подписанным уже спустя две недели - в Ялте на саммите СНГ. Об этом 2 сентября заявил президент Украины Леонид Кучма во время встречи с Владимиром Путиным в подмосковной резиденции российского президента Ново-Огарево.

В завершение двухдневного визита украинский президент посетил XVI Международную книжную ярмарку, где представил вышедшую в московском издательстве "Время" свою книгу "Украина - не Россия". В среду же Кучма встречался с гендиректором Росавиакосмоса Юрием Коптевым. Но главным в поездке было посещение Ново-Огарева, где его принял российский президент Владимир Путин. Наблюдатели отмечают теплую атмосферу встречи глав государств, хотя сведения о содержании их беседы крайне скудны. Как предположил в комментарии "НГ" директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко, Путин хотел "из первых уст" убедиться в твердости намерений официального Киева подписать документ о создании ЕЭП. Дело в том, что, невзирая на парафирование первым вице-премьером Украины Николаем Азаровым проекта соглашения о создании ЕЭП в августе в Астане, среди украинских правительственных чиновников и депутатов парламента остается немало влиятельных оппонентов российского видения перспектив такого объединения. Поэтому российская сторона не до конца уверена, что текст документа, который она предложит к подписанию в Крыму, не будет в последний момент отвергнут Киевом. Впрочем, судя по всему, Кучма пообещал Путину, что Украина свою подпись поставит: "Будем надеяться, что все будет так, как мы говорили друг с другом, как мы декларируем прессе", - сказал украинский лидер. Тем не менее, чтобы подстраховаться на случай неожиданного изменения позиции Киева, президент РФ предложил коллеге "встретиться в Ялте, а может, еще и до Ялты". Эксперты напоминают, что документ должна утвердить Верховная Рада, где ими прогнозируются самые большие проблемы.

@@@
Кучма дал очередную порцию обещаний Путину
Лубянский ренессанс
Лукашенко наступает
Люди, у которых большие проблемы
Минус советская власть плюс коррупция
Михаил Касьянов: Глава правительства всегда должен быть немного консервативен
Мосспроект Два

На руинах обустроиться трудно

@@

ВВС США вряд ли смогут воспользоваться среднеазиатскими аэродромами

2001-09-26 / Михаил Ходаренок



КАК И ПРЕДПОЛАГАЛА "НГ" (несмотря на поспешные категорические заявления некоторых российских политиков), большинство бывших советских республик предложили Соединенным Штатам использовать их воздушное пространство и инфраструктуры в предстоящих военных действиях по разгрому террористических формирований в Афганистане. О готовности предоставить свои авиабазы заявили Узбекистан, Казахстан, Киргизия и даже Грузия. Лишь Туркмения подтвердила традиционный нейтралитет. Каковы же плюсы и минусы создания группировки вооруженных сил США и их союзников на территории центральноазиатских государств?

Рассмотрим сперва возможность перебазирования крупных масс американской ударной авиации. На пути осуществления этих замыслов стоит несколько труднопреодолимых препятствий. Начнем с того, что оперативная емкость большинства среднеазиатских аэродромов невелика. В советские времена в Центрально-Азиатском регионе было не так уж много авиационных частей и соединений, поскольку гипотетические противники не располагали мощными военно-воздушными силами. Некогда в непосредственной близости от афганской границы дислоцировались дивизия истребителей-бомбардировщиков (базировалась на Мары, Туркмения), полки авиации ПВО близ Ашхабада и Андижана (Узбекистан), части фронтовой авиации в Чарджоу (Туркмения), Кокайды, Карши, Чирчике (Узбекистан). Большой учебный центр по переучиванию летного состава имелся в Красноводске (ныне Туркменбаши). В ходе афгано-советской войны 1979-1988 гг. для ударов по вооруженным формированиям моджахедов ВВС СССР действовали в основном с аэродромного узла Мары (бомбардировщики Ту-16 и Ту-22), авиабаз Карши и Кокайды.

Однако незначительная емкость бывших советских аэродромов - еще не самая главная трудность для авиации США. Далеко не бедное по меркам десятилетней давности советское авиационное наследство находится на сегодняшний день в весьма жалком состоянии. Как правило, взлетно-посадочные полосы, магистральные рулежные дорожки и стоянки требуют капитального ремонта. Радиотехническое и светотехническое оборудование выведено из строя и разграблено, силовые и сигнальные кабели выкопаны и сданы на металлолом. Но даже если бы аэродромное оборудование было исправно, то оно не соответствует американским стандартам и, естественно, требует замены.

Наконец, для действий авиации в течение длительного времени требуется создание немалых запасов средств поражения, авиационного топлива, сжатых и сжиженных газов. Перебросить такой объем грузов по воздуху даже с немалыми американскими военно-транспортными возможностями практически нереально. Остается только гипотетическая перевозка по железной дороге, что связано с множеством дипломатических и разного рода иных преград. Поэтому от данной идеи сразу можно отказаться как от неосуществимой. Немаловажным для американцев является и то обстоятельство, что на среднеазиатских аэродромах отсутствуют даже минимально необходимые бытовые условия для жизни летного и технического состава.

Таким образом, минусы более чем существенны. Представим, что надо сделать для того, чтобы создание группировки ВВС США в Центральной Азии стало реальностью. Для начала надо "выбросить" на аэродромы ремонтно-восстановительные бригады для приведения взлетных полос в боеготовое состояние, затем перебросить инженерно-аэродромные и аэродромно-технические части и подразделения с необходимым комплектом техники и вооружения, после этого приступить к доставке материальных средств и только потом начать приемку самолетов, создав перед этим, естественно, условия для жизни и отдыха летного состава. Только перечисление предстоящих мероприятий способно вызвать приступ сильнейшей головной боли и озабоченности у специалистов.

Не меньшие, если не большие проблемы будут стоять на пути создания крупной общевойсковой группировки. Труднопреодолимые преграды объективного характера и здесь перевешивают все возможные преимущества. Надо полагать, все это в необходимых подробностях известно и американцам. Поэтому создания значительной группировки ВВС (сухопутных войск) в Средней Азии не будет.

Теперь о немногих плюсах. Наибольший интерес для Соединенных Штатов представляют аэродромы, расположенные на территории Узбекистана (в частности, Кокайды), поскольку они находятся в наибольшей близости от афганской границы. На этих авиабазах могут быть развернуты немногочисленные контингенты американских и английских "рейнджеров", части ведения радиоразведки, подразделения беспилотных летательных аппаратов (типа "Предатор") для наблюдения за территорией Афганистана.

Помимо всего прочего, на узбекских авиабазах будут в обязательном порядке размещены силы и средства поисково-спасательной службы. Без этого американцы не начинают воздушные операции, а близость среднеазиатских аэродромов к афганской границе позволит ПСС ВВС США быстро реагировать на возможные нештатные ситуации и принять все необходимые меры, чтобы выручить из беды экипажи сбитых самолетов и вертолетов.

@@@
На руинах обустроиться трудно
Над НКО снова сгущаются тучи
Нашествие кровососов
Не война, так зараза
Не допускать перекосов
Неудачный взлет Алексея Улюкаева
Нужны ли российской власти деньги

Партбилет в будущее

@@

Оппозиция должна не взращивать собственную бюрократию, а изо всех сил способствовать гражданской самоорганизации потенциальных сторонников

2008-09-16 / Юрий Григорьевич Коргунюк - руководитель отдела политологии фонда "ИНДЕМ".







Современная партийная система России напоминает даму преклонного возраста, упорно облачающуюся в одежды позапрошлого века.

Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Современная демократия немыслима без политических партий. Это не означает, что наличие партий является достаточным условием демократичности строя: мировой, а тем более отечественный опыт об этом вовсе не свидетельствует. Вместе с тем отсутствие партий – верный признак того, что с демократией в данном обществе большие проблемы. Ведь даже в тоталитарных и авторитарных системах партии – это своего рода дань, которую тирания отдает демократии. Мол, и у нас все как у людей: народовластие, политическая конкуренция и тому подобное.

Нашей стране с партиями не везет точно так же, как не везет ей с демократией. Вот уже вторая российская партийная система вступила в фазу окостенения, а фактически клинической смерти. Из четырех задержавшихся на поверхности партий как минимум две – «Единая Россия» и «Справедливая Россия» – псевдоструктуры, существующие исключительно благодаря протекции властей; еще одна – Компартия РФ, этот обломок эпохи «исторического материализма», – поддерживается лишь силой инерции, затухающей день ото дня; наконец, последняя – ЛДПР – обязана своим долгожительством тому вакууму, который образовался в результате блистательной «зачистки» политического поля. Крайне сомнительно, чтобы кто-нибудь из них смог сохранить свои позиции при более высоком уровне конкуренции – особенно что касается обеих «партий власти».

@@@
Партбилет в будущее
Полюбите нас русскими
Противоестественные монополии
Прощайте, легкие деньги из Америки
Прощание с "Курском"
Революция как возможный сценарий
Реформа городского транспорта: миф или реальность?

Санкции - дорога в никуда

@@

Посол Ирака доктор Мозхер аль-Дури заявляет, что Багдад оценивает упущенную выгоду России в 30 миллиардов долларов

2001-04-07 / Сергей Земляной 9 апреля 2001 года в Москве состоится Международный круглый стол на тему "10 лет санкций - дорога в никуда" под эгидой Комитета международного культурного, научного и делового сотрудничества с Ираком при содействии иракской Организации дружбы, мира и солидарности с зарубежными странами и Общества иракско-российской дружбы. В работе круглого стола примут участие делегации этих организаций во главе с их председателями Абделем Раззаком Аль Хашеми и заместителем министра нефти Ирака Фаизом Абделла Шахином. В преддверии этого события с послом Ирака в России д-ром Мозхер аль-Дури встретился корреспондент "НГ".







-Господин посол, как вы думаете, станет ли предстоящий Международный круглый стол тем, что у нас в России называют "моментом истины" в отношениях между Ираком и Россией?

- Эти отношения начинались не сегодня. Они имеют свою полувековую историю, отражающую волю к сотрудничеству двух народов. Мы следуем принципиальной установке президента Саддама Хусейна на то, что для Ирака Россия является привилегированным, стратегическим партнером. На встрече президента Ирака с председателем Государственной Думы РФ Геннадием Селезневым, в его посланиях президенту РФ Владимиру Путину подтвержден принципиальный курс Багдада на всемерное развитие взаимоотношений с Москвой. Круглый стол находится в русле этой тенденции, обеспеченной усилиями тех общественных организаций в обоих государствах, которые привержены целям развития отношений между нашими странами.

- В свете сказанного вами как бы вы оценили в целом нынешний уровень отношений между Россией и Ираком?

- За последний период достигнуто значительное повышение уровня иракско-российских отношений. Именно с избранием Владимира Путина на пост было достигнуто взаимопонимание относительно важности прогресса в развитии связей между Россией и Ираком. Развитие политических контактов между государствами получило мощное ускорение, активизировался обмен официальными делегациями. Достаточно напомнить о недавних визитах министра иностранных дел РФ Игоря Иванова и Геннадия Селезнева в Ирак, о визитах вице-премьера Ирака Тарика Азиза в Москву летом и осенью прошлого года и проведенных им важных встречах и переговорах. Мы придаем очень большое значение предстоящей поездке в Москву по официальному приглашению российского руководства одного из высших политических руководителей Ирака, вице-президента республики Таха Ясина Рамадана, которая состоится во второй половине апреля.

- Можно ли считать политическую и дипломатическую активность обеих стран по развитию контактов достаточно высокой?

- Очень высокой. Тем более что теперь она имеет организационную подпору в виде межгосударственной российско-иракской комиссии. Последнее ее заседание состоялось в Москве в феврале сего года под председательством экс-министра энергетики России Гаврина. Следующее пройдет в Багдаде в мае-июне сего года В ходе пребывания Рамадана в Москве ожидается подписание рамочных соглашений между Ираком и Россией в разных областях. Будет принято несколько соглашений также усилиями самой совместной комиссии. Мы вышли на объем торговли между нашими странами более чем в 1,5 миллиарда долларов. Россия для Ирака является самым важным партнером. Если Россия в ООН решится на более смелые действия по снятию санкций с Ирака и ликвидации экономической блокады, объем торговли значительно возрастет.

- Как бы вы охарактеризовали советский и постсоветский периоды в отношениях между нашими странами?

- Я бы сказал, что с Советским Союзом у Ирака были очень прочные, разносторонние отношения, которые позволяли решать большие проблемы. Как известно, иракская армия была практически целиком оснащена советским оружием и военной техникой. Вся многообразная деятельность по развитию наших отношений велась на основе Договора о сотрудничестве между Ираком и Советским Союзом. Объем торговли между нашими странами был весьма значительным, и до сих пор это наследство, это прошлое является для нас сегодня показательным.

- 4,5 миллиарда долларов, если я не ошибаюсь, господин посол?

- Можно назвать цифру 4,5 млрд. долларов, а можно и большую. Только один долг Ирака России сейчас составляет 6 миллиардов долларов.

- Откуда он взялся?

- Он появился после распада СССР, главным образом после распада. Хотя это не отвечало ориентации руководства Ирака на развитие отношений между нашими странами, на их подъем. Еще раз хотел бы обратить внимание на значимость основы развития наших отношений. На принципиальную оценку того, насколько такое развитие отвечает интересам наших стран. Мы не требуем от России, чтобы она защищала Ирак и несла ответственность за нашу безопасность. Но мы хотим дружить, взаимовыгодно сотрудничать, отстаивать общие интересы. Утверждать исторические гуманные взаимоотношения между народами. Это и будет моментом истины. А также моментом взаимоуважения, моментом морали на фоне господства политики с позиции силы на международной арене.

- В деловых и журналистских кругах курсирует сенсационная информация о том, что Ирак якобы признает: упущенная выгода России оценивается в 30 миллиардов долларов! Можете ли вы подтвердить признание Ираком такой оценки?

- Надо исходить из того объема торговли между Ираком и Советским Союзом, о котором вы говорили: 4,5 миллиарда долларов. Это правильно. Десять лет мы фактически не торговали. Верно, стало быть, также то, что у России имеются законные интересы около 30 миллиардов долларов, которые были ущемлены. Повторяю, это правильно. Россия вправе предпринимать любые практические шаги, направленные на компенсацию экономического ущерба. Но цифра эта может и увеличиться, если Россия будет медлить с этим. На этом направлении, например, активно действует Турция, чей пакет составлял 10 миллиардов долларов.

- Какой будет судьба тех проектов и объектов сотрудничества в Ираке, реализация которых была начата при Советском Союзе и которые были брошены после его распада?

- Все двери открыты. Россия оставила в Ираке не только не введенные в строй объекты. Россия оставила очень хорошие воспоминания о тех людях из вашей страны, которые на них работали. И в Ираке, и в России есть немало людей, которые с нетерпением ждут, когда же мы вместе к этим объектам вернемся.

- Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения России с вашими соседями: с Ираном, Турцией, арабскими странами?

- Я исхожу здесь из позиции, которая была выражена президентом Саддамом Хусейном. Он отметил, что у России должны быть хорошие отношения со всеми странами региона, с соседями арабов, поскольку это отвечает их коренным интересам. Президент Хусейн учитывал позицию президента Путина, когда поддерживал идею создания в регионе механизмов координации международной деятельности, основанной на общей приверженности стран региона благородным целям. Наш президент поддержал курс России на развитие отношений с Ираном, даже в тех аспектах, которые связаны с военным сотрудничеством. Он сказал, что Россия не должна отступать от Ирана под давлением извне, ибо это нанесет ущерб ее интересам. Стоит по достоинству оценить эту позицию Ирака, поскольку в наших отношениях с Ираном есть еще неснятые вопросы, связанные с эхом минувшей войны. Мы учитываем, что сотрудничество России с Ираном в военной области может сказаться на балансе сил в регионе, но делаем это сознательно, поскольку такое сотрудничество отвечает интересам этих стран. Президент Хусейн также призывал Селезнева к развитию отношений России с Турцией. Аналогичная точка зрения была высказана в отношении стран Ближнего Востока. Без всего этого Россия не может быть великой державой.

- Господин посол, вы лучше меня знаете, что в выступлениях некоторых представителей политического истеблишмента США и Великобритании раздаются призывы в пользу ослабления режима санкций. Как бы вы их оценили?

- По мнению иракского руководства, изменения политики США по отношению к Ираку, как таковой, нет. Имеют место более серьезное обсуждение спорных вопросов, более открытый разговор об Ираке. Это тактический ход американской администрации. Никакие громкие заявления не могут ввести нас в заблуждение. Надо учитывать, что иракский народ за эти десять лет вытерпел очень многое, пережил огромные лишения. Стоит только себе представить: 140 тысяч тонн одной взрывчатки обрушилось на небольшую страну! Военные действия против Ирака, в которых участвовали вооруженные силы 30 стран мира! Они уничтожили все. После всего этого США совершили еще три агрессии против Ирака. Последняя была совершена в феврале этого года с 16-го на 17-е число. Поэтому из упомянутых вами заявлений американской администрации иракское руководство не делает выводов об изменении агрессивной американской позиции. Вы будете слышать еще более громкие заявления. Однако посредством этих заявлений американская администрация не достигнет поставленных ею целей. Иракский народ более десяти лет терпел голод и лишения, и он выстоял. И с этим ничего не могут поделать новейшие самолеты и бомбы.

- Как в этой ситуации выглядят новые перспективы, новые приоритеты в отношениях между Ираком и Россией?

- Я думаю, что Россия сама выделила эти приоритеты. Они уже заявлены публично. Это сделали президент Путин и МИД РФ. Они сказали, что самое главное - это решение иракского вопроса путем скорейшей отмены санкций. Россией были предприняты основные и важные инициативы в регионе, которые продвинули решение региональных проблем. Последнее послание президента Путина в адрес совещания арабских стран в верхах в Иордании отражает приоритеты внешней политики России на этом направлении. В настоящее время в Ирак пребывает специальный представитель МИД РФ Николай Картузов, который должен передать послание министра иностранных дел России по иракскому вопросу.

- Господин посол, как вы себя чувствуете здесь, в Москве, как вам здесь живется?

- Что касается вашей страны, я работаю здесь не в первый раз. Шесть лет я уже провел в Москве на дипломатической службе.

- Теперь провокационный вопрос: читаете ли вы "НГ"?

@@@
Санкции - дорога в никуда
Священное море просит защиты
Северный Кавказ нуждается в омоложении
Страхи и страсти власти
Ученик Стрелера приехал в Москву без дублера