Афишная тумба

@@ 2002-09-27



Кинотеатры

3 октября. "Госфорд-парк". Киноцентр (Малый зал), "Люксор".

Почти великий Роберт Олтмен снял фильм в духе безусловно великой Агаты Кристи. Старая добрая Англия, которая на поверку оказывается не совсем доброй, потому что, разумеется, совершено убийство. Но совершено оно уже ближе к середине, когда зритель напитался духом старинного замка с его аристократами-обитателями и многочисленной прислугой, живущей этажом ниже хозяев и для удобства откликающейся на имена хозяев. Сюжет - интереснейший и выстроенный так, что по нему впору учиться начинающим сценаристам, почти тонет в стилистике фильма. Сюжет - не главное, хотя и он ой как занятен. Главное - тончайшие психологические нюансы, на которых, как на почти невидимой паутине, держится громада картины. Впрочем, если вы даже глухонемой и не поймете, кто в конечном счете убил хозяина замка, все равно пойдите, если еще не видели. Стиль с большой буквы настолько самодовлеющ, что можно носом почуять слегка заплесневевший аромат старого замка, тончайшим образом смешанный с запахом овсянки.

27 сентября - 3 октября. "Птицы". 35 мм, Киноцентр (Малый зал), "Люксор", МДМ-кино.

Противники этого фильма могут сказать, что подобные кадры они с избытком видели и еще сотни раз увидят где-нибудь в "Discovery". Полтора часа по экрану летают стаи птиц, десятками, сотнями, тысячами. "Летят перелетные птицы". Фильм, о котором рассказать без потерь невозможно, как невозможно рассказать о запахе грозы, о первом поцелуе, о закате... Жак Перрен, снявший до этого знаменитый документальный фильм "Микрокосмос" про невидимых миру тварей, показал, как в таком, казалось бы, житейском моменте, как птичий перелет с одного места на другое, есть невероятная поэтика, даже поэтичность, есть завораживающая красота и даже ошеломительная эротика. Это фильм, на котором можно вздремнуть, если вы устали, - он к тому располагает, ибо более релаксантного фильма еще поискать. А можно, если спать не хочется, сверлить взором экран, поражаясь, как птицы порой похожи на людей - злые, нежные, ревнивые. Только куда красивее.

27 сентября - 3 октября. "Поговори с ней". Киноцентр (Малый зал).

Казалось бы, Педро Альмодовар сказал все. Предыдущий его фильм, прошедший с колоссальным успехом по всему миру, был слишком уж похож на предыдущие. Ан нет, "Поговори с ней" - мелодрама с неожиданным для Альмодовара содержанием, показала, что маэстро Педро еще не все сказал. Предыдущие картины Альмодовара были переполнены женщинами, что часто бывает у режиссеров-гомосексуалистов. По Альмодовару, мир держится на женщинах. Последняя его картина декларирует суперпростую истину: мир держится на любви. В фильме два главных героя - и оба мужчины. Один - журналист, другой - придурочный. Придурочный, который оказывается мудрее любого умника, любит девушку, четыре года подряд лежащую в коме после автокатастрофы. Надежды на ее выздоровление практически нет, но герой не отчаивается. Он уверен, что, если разговаривать с ней, как с нормальным близким человеком, она придет в себя. И она приходит. Но уже после того как герой кончает с собой в тюрьме. А в тюрьму он попал за то, что вступил с бесчувственной (в самом прямом смысле) девушкой в связь. Не спросив, естественно, ее о том. Соответственно действие его было расценено как изнасилование. Придя в себя, девушка знакомится с другом героя, журналистом, и назревает любовь. Одно только условие у родных девушки. Она не должна знать ни о чем, что происходило во время ее беспамятства. Настоящие герои, как правило, безымянны. Фильм по-альмодоварски шокирующ, по-альмодоварски же смешон и слезовыжимающ.

27 сентября - 3 октября. "Кукушка". "5 звезд", Большой зал ЦДЛ, "Ролан", "Художественный", "Формула кино".

Александр Рогожкин снял по-настоящему пацифистский фильм. Во время Второй мировой три человека - русский солдат, финский солдат и женщина редкой национальности саами. Каждый говорит только на своем языке, отчего смех в зале не смолкает. "Как тебя зовут?" - по-фински спрашивает финн русского. "Пшол ты", - немиролюбиво отвечает тот, уверенный, что перед ним - фриц. "Странные у вас имена, у русских. Ну ладно, Пшолты, так Пшолты". Сначала настроенные враждебно, три разноязыких стороны сходятся во взаимной любви и дружбе, в результате которой у вдовой хуторянки родятся двое мальчишек, названных ею Вейко и Пшолты. "Кукушка" выдвинута нами на "Оскара", но вряд ли его получит - в фильме слишком много нюансов, к которым "Оскар" не привык.

Екатерина Барабаш

Театры

27 сентября. "Женитьба". МХАТ имени Чехова.

Несколько лет назад этот спектакль был почти единодушно обруган за то, что все в нем против традиций Художественного театра. Чистое развлечение. Говорят, спектакль Романа Козака готовился для американских гастролей театра, да в последний момент заокеанские продюсеры от "Женитьбы" отказались. Зато наш зритель встретил спектакль с удовольствием. От других сценических версий эта коренным образом отличается тем, что в финале Подколесин - Гвоздицкий не просто сигает в окошко, а улетает, как настоящий Карлсон.

28 сентября. "Искусство". Театр под руководством Олега Табакова.

Из двух версий французской пьесы Ясмины Реза на русской почве эта, если можно так сказать, самая русская. Наверное, один из лучших спектаклей "Табакерки" - в постановке Евгения Каменьковича. История трех друзей, которых ссорит вдруг купленная одним из них картина авангардного художника, неожиданно трогает всех - и тех, кто равнодушен к авангарду, и тех, кто мало проку видит в дружбе. Играют Сергей Беляев, Михаил Хомяков, Александр Мохов.

28 сентября. "Орнифль". Театр сатиры.

Из всех вышедших за последний год в этом театре премьер "Орнифль" - самая удачная. Спектакль Сергея Арцибашева как-то изящно обыгрывает жизненные передряги самого худрука театра Александра Ширвиндта. В роли прожигателя таланта и жизни он довольно жестоко рассказывает о себе самом и судит себя за свои собственные компромиссы. Здесь все на своем месте - и Михаил Державин, и Вера Васильева.

29 сентября. "Корсиканка". Малый театр.

Комедия, рассказывающая о последних днях Наполеона, которые император проводит, как и положено ему историей, на острове Святой Елены. Вся прочая история имеет мало общего с реальными событиями, что никого, кажется, не печалит. Комедия же! Тем более что актеры Малого, не измученные какими-либо режиссерскими конструкциями и наслоениями, играют совершенно свободно и в полную мощь: Валерий Баринов и Евгения Глушенко вполне могли бы состязаться за звание соответственно лучшего актера и актрисы прошлого сезона (когда вышла премьера).

30 сентября. "Фауст". Театр на Таганке.

Юбилей Юрия Любимова венчает юбилейную неделю, когда один за другим игрались спектакли Таганки - от первого до самых недавних. И вот "Фауст" Гете. Премьера. В самый день 85-летия Мастера. Час тридцать без антракта, свободный взгляд на великий двухтомный труд веймарского философа.

30 сентября, "От четверга до четверга". Театр под руководством Олега Табакова.

По-прежнему на сцене ДК МЭЛЗ. Театр Табакова в сентябре часть своего богатого репертуара вывозит на "Электрозаводскую". "От четверга до четверга" - комедия итальянского драматурга Альдо де Бенедетти в постановке Олега Табакова и Александра Назарова. Тот случай, когда спрашивать не с кого, коллективная ответственность приводит к полной безответственности, актеры играют кто во что горазд, а горазды актеры без режиссерской поддержки, как выясняется, мало на что. Успех выпадает на долю Ольги Блок-Миримской, которая комикует безо всяких затей и в свое удовольствие. Тем более что публике нравится.

1 октября. Вечер, посвященный 75-летию Олега Ефремова. МХАТ имени Чехова.

Вся труппа, все, кто помнит и любит. Все, кто настаивает на том, что память о Ефремове должна быть сосредоточена в двух, максимум в четырех руках. В основанном Ефремовым "Современнике" вспоминать основателя будут двумя днями раньше, 29 сентября, а 1 октября открывают сезон "Тремя товарищами" по Ремарку.

2 октября. "Горе от ума". Малый театр.

Постановка Сергея Женовача, одна из лучших ролей последних лет у Юрия Соломина, который играет Фамусова. Хотя трудно назвать роль, которая бы Соломину не удалась, здесь он поразил Москву совершенно иным, незнакомым обликом Фамусова, замечательного хозяина дома и любящего отца.

3 октября. "Отравленная туника". Мастерская Петра Фоменко.

Спектакль Ивана Поповски по Николаю Гумилеву. Стиль, характерный для этого театра. Красота костюмов, поз, стиха.

Григорий Полуактов

Музыка

27 сентября. Большой зал консерватории. Концерт Геннадия Рождественского.

Заключительный концерт цикла "Геннадий Николаевич Рождественский и его ученики". Помимо прославленного маэстро в концерте принимают участие его ученики - дирижеры Лидия О"Риордани, Альваро Манзано и Рамиро Сориано. В программе - 9, 10, 11 и 12 Concerti grossi Генделя. Геннадий Николаевич - один из лучших наших дирижеров. К сожалению, его концерты часто отменяются. Поэтому возможность послушать не только Рождественского, но и его учеников не стоит упускать. Играть будет Международный камерный оркестр "Ансамбль XXI века". Начало концерта в 14.00.

28 сентября. Большой театр. Концерт Фрайбургского барочного оркестра.

Известнейший немецкий оркестр дал свой первый концерт в 1987 году. С тех пор их состоялось уже более пятисот. Популярность ФБО давно уже преодолела рамки узкого круга любителей старинной музыки. Оркестр играет на исторических инструментах без дирижера, что соответствует исполнительской традиции XVII-XVIII веков. В репертуаре оркестра - Филипп Эммануил Бах, Георг Гендель, Георг Телеманн, а также такие звезды барокко, как Генри Перселл и Антонио Вивальди. Старинной музыкой не занимается у нас сейчас только ленивый. Концерт ФБО - редкий шанс услышать, как же на самом деле все это должно звучать. Начало концерта в 9.30.

29 сентября. Концертный зал Павла Слободкина. Концерт оркестра "Солисты Москвы".

Ожидается масса нового. Знаменитый виолончелист, ученик Мстислава Ростроповича Давид Герингас (в качестве дирижера) этим концертом представит публике цикл "Мировые премьеры Давида Герингаса". Впервые коллективом Юрия Башмета будет дирижировать не сам Юрий Абрамович. Произведение латышского композитора Питериса Васкса "Виаторе" для струнного оркестра также будет исполнено впервые.

Помимо "Виаторе" Васкса, слушателей в этот вечер ожидает Концерт до-мажор Йозефа Гайдна - маэстро Герингас будет и дирижировать, и солировать.

Второе отделение откроется дуэтом - Давидом и Татьяной Герингас (фортепиано). В их исполнении публика услышит Три пьесы-фантазии Роберта Шумана. Завершит концерт Эпилог к балету "Пер Гюнт" для виолончели, фортепиано и звучащего хора, записанного на пленку (!)", Альфреда Шнитке. Это исполнение практически тоже можно назвать премьерой, так как исполнялось оно в России при жизни композитора только один раз. Ко всем этим достоинствам и приманкам примешивается лишь одно "но". Это само место проведения концерта. Невероятные интерьеры больше напоминают вульгарный ресторан или кабаре, нежели концертный зал. В любом случае стоит сходить - такое увидишь не часто.

1 октября. Большой зал консерватории. Концерт - празднование юбилея Юрия Любимова.

Отличная компания - главный альтист страны Юрий Башмет, самый экспрессивный скрипач Гидон Кремер, Марта Судраба (виолончель), Елена Ревич (скрипка), Ула Улийона (альт) и Юрий Голубев (контрабас) в сопровождении "Солистов Москвы" подарят юбиляру Баха, Шостаковича, Шнитке, Денисова. Скорее всего самым интересным и ярким номером концерта станут три пьесы для скрипки и альта Морриконе из музыки к спектаклю "Сон странного человека" в исполнении Юрия Башмета и Гидона Кремера. Оба - всемирно известны. Оба - любители музыкальных "спецэффектов". Пропустить такое нельзя.

Варвара Турова

Балет

27 и 28 сентября. Концертный зал имени Чайковского. Ансамбль народного танца Игоря Моисеева.

Прославленный коллектив открывает свой 66-й сезон. В программе, как всегда, - танцы народов мира. На первом концерте будет присутствовать сам Игорь Моисеев, 95-летний патриарх российского искусства.

28 сентября. Пластические импровизации. Клуб "Муха". 29 сентября. Перформансы. Культурный центр "Дом". 30 сентября. Театр "Особняк".

Если вы не зациклены не классическом балете и хотите узнать, что умеет делать ваше тело, - вам дорога в "Муху". Перед началом официальной программы здесь состоится интерактивный перформанс со зрителями: вас будут вовлекать в представление. И только после этого начнут выступать участники официальной программы. Кто не успел поучаствовать в перформансе 28-го, может раскрепоститься 29-го, в "Доме". Артисты выберут трех зрителей, закроют им глаза и начнут строить из их тел параллельную реальность.

Если настроиться на нужный лад, а не ждать привычного, то на этих вечерах скучать не придется. Импровизация - это произведение, создаваемое в момент его исполнения, так что процесс похож на детектив: кто убил, станет ясно лишь в конце. Александра Конникова и Настя Смирницкая назвали свои самовыражения просто "Соло". А Василий Ющенко, наоборот, окрестил свой проект художественно - "Пограничники". Будет и "Инсталляция", и "Фрагмент хореографии в 9 частях", дуэты "Женский" и "Без структуры", и нечто под названием "Секонд-хенд". А чтобы не обошлось без скандала (все-таки современное искусство, а не "Лебединое озеро"), роль провокатора, видимо, отведена проекту Альберта Альберта "Ваш концерт -....".

28 (12 ч.) и 29 (12 ч.) сентября. "Чиполлино". Большой театр.

Уж который год этот балет тянет тяжелый воз: по утрам выходных дней завлекает в Большой малолетних зрителей и их родителей, озабоченных приобщением своих чад к прекрасному. Детям весело. Родителям - тоже, потому что весело их детям. С ужимками и гротеском, хлопоча физиономиями, танцуют большие дяди и тети, изображающие ожившие овощи и фрукты. Храбрая и добрая Луковица с помощью Вишни в отчаянной борьбе побеждает плохой Помидор и отвратный Лимон. Музыка проста до немыслимости. Костюмы надлежаще пестрые. Ведите детей на первый спектакль - в нем участвуют хорошие артисты Анастасия Горячева и Денис Медведев.

1 - 3 октября. "Lord of the dance". Кремлевский дворец.

Не так давно именно этот ирландский танцевальный проект уже показывали в Москве. Теперь одна из четырех компаний Майкла Флэтли, зарабатывающих гастрольным челом по миру, приезжает во второй раз. Ничего нового по сравнению с прошлым годом вы не увидите. Те же хорошо обученные мальчики и девочки, синхронно-быстро махающие ногами и дробно стучащие каблуками. Те же кельтские мелодии в фонограмме. Та же невнятно рассказанная история про Плохого и Хорошего парней, соперничающих за первенство в танце. Свет и цвет - уместны, но не поражают. Вполне среднестатистическое шоу, просто очень хорошо разрекламированное.

2 октября. "Сильфида". Большой театр.

Старинный балет с шотландским колоритом. В первом действии много клетчатых килтов, во втором - полупрозрачных тюник. Потому что главный герой, который в килте, бежит из родного дома перед собственной свадьбой, пленившись девой воздуха - сильфидой в тюнике. Хеппи-энда не будет. Покружившись с девой в бесплодных попытках ее обнять, герой прибегает к помощи колдуньи, чтобы сделать непоседливую деву более оседлой. А колдунья пользуется случаем и мстит герою за старые обиды. В результате сильфидины крылья опадают, она гибнет, герой тоже на пороге могилы. Балет можно воспринимать как грустную сказку, а можно символически - как конфликт мечты с действительностью при поражении последней.

Майя Крылова

Выставки

Светотени авангарда. Фотогалерея "им. Братьев Люмьер" в ЦДХ (Крымский вал, 10, зал А51). По 13 октября.

Эль Лисицкий - изобретатель дизайна. Эль Лисицкий - супрематист, ученик Малевича. Эль Лисицкий - фотомонтер. Из трех граней его таланта новая московская галерея Люмьер выбрала одну - фотографическую. Российский госархив литературы и искусства до сих пор хранит уникальные памятники советского авангарда. Теперь часть этих архивных сокровищ смогут увидеть посетители ЦДХ. В экспозиции - работы Лисицкого, Клуциса, Сенькина, Зимина. Только подлинники - оригинальные работы, сделанные самими художниками.

Алексей Шульгин. Монтаж. Московский Дом фотографии (Остоженка, 18).

Алексей Шульгин - электронный музыкант. Алексей Шульгин - изобретатель сетевого искусства. Алексей Шульгин - самый инициативный участник клуба "Непосредственная фотография" в позапрошлом десятилетии. Из трех его ипостасей Московский Дом фотографии выбрал одну - естественно, фотографическую. В 1987 году Алексей Шульгин работал штатным фотографом в Гипронефтеспецмонтаже. И нашел в этой конторе целый архив потертых и исцарапанных негативов. На архивной основе Шульгин сделал проект "Чужие фотографии". Теперь старый шульгинский проект снова можно увидеть в стенах МДФ.

"Украина и Россия в XVII-XVIII вв.". Выставочный зал Федеральных государственных архивов (Б. Пироговская, 17).

Украина и Россия - кровные братья или большие враги? В истории можно найти разные ответы на этот вопрос. Новая выставка подготовлена русскими и украинскими архивистами. Она показывает ключевые этапы во взаимоотношениях двух стран. Запорожские набеги и православное братство, Хмельничина и гетманщина, шляхетский автономизм и российский империализм - в документах и материалах, многие из которых уникальны.

Стой! Кто идет? - Фестиваль молодого искусства. Галерея "Файн арт" (Б. Садовая 3, корп. 10). По 27 сентября.

Сегодня - последний день фестиваля нового искусства. Имена участников ничего не скажут ни наивному зрителю, ни продвинутому искусствоведу. Видеопроекты четырех юных художников еще можно увидеть в галерее "Файн арт".

@@@
Афишная тумба
Бедный Кофи!
Без сенсации
Вызов мировому порядку
Дон Кихот и дон Жуан
Жизнь – тайга, медведь – хозяин
Звезда и смерть российской интеллигенции

Ключ к искоренению всемирной нищеты

@@

Можно сделать так, чтобы глобализация работала и на бедных

2000-12-21 / Кофи Аннан - генеральный секретарь ООН.



Что такое глобализация? В сущности, это взаимодействие групп и отдельных индивидуумов напрямую друг с другом через границы, без обязательного, как это было в прошлом, участия в этом процессе государства, причем сегодня возможностей для такого взаимодействия гораздо больше, чем когда бы то ни было. Частично это стало возможным благодаря появлению новых технологий, частично потому, что государства поняли: высвобождение творческой энергии граждан гораздо лучше способствует благополучию, нежели ее ограничение.

Плоды глобализации очевидны - это ускоренное развитие, более высокий уровень жизни, новые возможности. Однако наряду с этим стали проявляться и побочные отрицательные явления. Вы спросите почему? Да потому, что плоды эти распределяются крайне неравномерно: глобальный рынок еще не руководствуется правилами, в основе которых лежали бы общие социальные цели; и еще потому, что, если завтра бедные пойдут по тому же пути, который привел сегодняшних богатых к благосостоянию, земные ресурсы скоро окажутся исчерпаны. Поэтому наша главная задача сделать так, чтобы глобализация стала позитивной силой для всех жителей Земли, а не оставляла позади себя миллиарды людей в крайней нищете.

Чтобы воспользоваться всем тем лучшим, что может дать глобализация, и избежать ее отрицательных последствий, каждый из нас должен научиться лучше управлять на местном и национальном уровнях, а все вместе - на уровне международном. Нам следует посмотреть свежим взглядом на то, как действовать совместно ради достижения наших общих целей, потому что многие из проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, не могут быть решены каждым государством в отдельности.

Это не означает создания мирового правительства или принижения роли национальных государств. Напротив, государства надо укреплять. А силу они будут черпать друг от друга, взаимодействуя в рамках общих институтов, основанных на общих правилах и ценностях.

Чтобы сделать такие изменения возможными, правительства должны работать совместно. При этом усилий одних только правительств будет недостаточно. Необходимо, чтобы большую долю работы взяли на себя частные инвесторы. Весьма важную роль могут сыграть и благотворительные фонды.

Лучшие идеи на этот счет скорее всего мы услышим не от самих правительств, а от представителей научных кругов, добровольческих организаций, деловых людей, средств массовой информации и, разумеется, от деятелей искусства. Все они вместе образуют то, что принято называть "гражданским обществом". Вот оно-то и призвано сыграть ключевую роль.

На состоявшемся в сентябре "Саммите тысячелетия" ООН мировые лидеры заявили о своей решимости уменьшить вдвое число тех, чей доход меньше одного доллара в день, тех, кто страдает от голода и не получает чистой питьевой воды. Они обязались достичь этих целей к 2015 году.

История будет судить о нашем поколении по тому, насколько успешно мы сдержали данное нами слово. Она будет судить о лидерах развивающихся стран по тому, насколько они сумели помочь своим гражданам сесть в поезд трансформирующейся глобальной экономики, сделать так, чтобы каждый житель этих стран получил уж если не удобное сидячее место, то хотя бы мог стоять в этом вагоне. Что касается всех остальных, то о нас она будет судить по тому, как мы помогли жителям бедных стран сесть в этот поезд в полном порядке.

Успех в достижении устойчивого роста зависит прежде всего от расширения доступа к возможностям глобализации. Больший рост наблюдается в тех странах, которые успешнее всего интегрировались в глобальную экономику и привлекли иностранные инвестиции. А это, в свою очередь, в значительной мере зависит от качества управления этими странами. Только те государства могут успешно конкурировать на мировом рынке, граждане которых пользуются всеми благами торжества закона, в которых успешно работают государственные институты, соблюдается прозрачность и подотчетность в управлении государственными делами, уважаются права человека, а граждане имеют голос при решении затрагивающих их интересы проблем.

В тех развивающихся странах, где удается создать благоприятную экономическую и социальную среду, многое из того, что ранее было недоступно, становится доступным с помощью новых технологий. Это особенно верно в отношении информационной технологии, внедрение которой не требует ни огромных материальных или финансовых затрат, ни даже большого расхода электроэнергии (к тому же эта технология сравнительно экологически чистая). Что действительно необходимо, так это энергия мозга, то есть то, что равномерно распределено среди всех народов мира. А раз так, то путем сравнительно небольших капиталовложений в базовое образование - как мальчиков, так и девочек - мы можем сделать все виды знания доступными бедным людям и дать бедным странам возможность совершить экономический скачок, перепрыгнув через долгие и мучительные этапы развития, которые вынуждены были пройти другие страны.

Короче говоря, бедные страны многое могут сделать, чтобы помочь самим себе. Но неоценимую роль в этом деле могут сыграть и богатые страны. Однако ограничиваться восхвалением достоинств свободного рынка, призывая развивающиеся страны присоединиться к нему, сущее лицемерие, если развитые государства не откроют собственные рынки для товаров стран развивающихся либо если они по-прежнему будут наводнять мировой рынок продуктами питания, производство которых субсидируется и с которыми не могут поэтому конкурировать фермеры бедных стран. Вряд ли развитые страны могут рассчитывать и на то, что развивающиеся государства прислушаются к призывам беречь окружающую среду, если при этом сами развитые страны не изменят собственных безответственных способов производства и потребления.

Конечно, развитые страны должны иметь возможность делиться своими методами достижения благополучия. Однако беднейшие государства, прежде всего африканские, не смогут ими воспользоваться, если им не будет оказана существенная помощь.

Сегодня все согласны с тем, что беднейшие страны должны быть освобождены от бремени долгов. Однако богатые страны все еще не нашли достаточно средств, которые позволили бы сделать это. Многие страны, с долгами и без, нуждаются в помощи, чтобы достичь такого экономического уровня, который позволил бы им производить товары и услуги, пользующиеся спросом на мировом рынке. Им необходимо помочь в создании инфраструктуры, оказать техническое содействие. При этом не менее важно помочь им остановить распространение СПИДа, наносящего страшный урон экономике некоторых наиболее развитых стран Африки. Многие из них нуждаются также в помощи по урегулированию разрушительных конфликтов и восстановлению мирного, производительного общества.

Много лет назад страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития обязались выделять 0,7% валового национального продукта для помощи в целях развития. Очень немногие из них сдержали свое слово. Когда частные компании и правительства рассматривают вопросы об инвестициях и устанавливают цены на свои товары, они обязаны учитывать интересы бедных стран. Развитые страны больше всех выигрывают от глобализации, и в их собственных интересах сделать так, чтобы этот процесс развивался устойчиво, а для этого он должен стать выгодным для всех его участников.

@@@
Ключ к искоренению всемирной нищеты
Курган на твою голову!
Любимый инструмент вавилонских блудниц
Моисеев чертей не боится
На русском холме будет памятник
Наш ответ глобалистам
Не только гигиена

Нефть разрушает Данию

@@

Вслед за Гренландией Копенгагену, возможно, придется ослабить контроль над Фарерскими островами

2008-11-27 / Aндрей Терехов



Жители самого большого острова планеты – Гренландии – сделали очередной шаг к независимости от Дании. Согласно опубликованным вчера итогам референдума, более 75% избирателей Гренландии проголосовали за наделение властей автономии дополнительными правами. Остров остается в составе Королевства Дания, но будет самостоятельно распоряжаться своими богатыми природными ресурсами.

Гренландия, площадь которой составляет 2,175 млн. кв. км, является самым большим островом в мире. Так же как Фарерские острова и Исландия, Гренландия перешла под власть Дании в 1380 году вместе с Норвегией. После установления в 1814 году унии Норвегии со Швецией острова остались в составе Дании. С 1979 года Гренландия была провозглашена «самоуправляющейся территорией в составе Датского государства». Зеленую землю населяют примерно 56 тыс. человек – в основном инуиты (эскимосы). Датчан на острове 10–15%. В значительной степени гренландцы живут самостоятельно: у них есть свой парламент – ландстинг, а к компетенции центральных датских властей относятся вопросы внешней, оборонной и валютной политики, а также деятельности полиции и судебных органов.

Во вторник в Гренландии прошел референдум. По данным газеты The Copenhagen Post, чуть больше 75% избирателей высказались за расширение самоуправления. 23,57% не поддержали эту инициативу. В результате местное правительство получит право распоряжаться природными ресурсами, самостоятельно заниматься юридическими и правоохранительными проблемами, а также в определенной мере контролировать внешнюю политику, отмечает ИТАР-ТАСС. Премьер Гренландии Ханс Еноксен благодарил народ за поддержку «со слезами от счастья» на глазах.

В интервью «НГ» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Константин Воронов так ответил на вопрос, почему гренландцы выступают за ослабление контроля со стороны Копенгагена: «Речь идет об исторической тенденции медленной суверенизации территории, достаточно отдаленной и чуждой метрополии. Плюс к тому в последние годы усилилось геополитическое давление на Гренландию, оказавшуюся объектом противоборства Европы и Американского континента – из-за перспектив эксплуатации новых шельфовых ресурсов вокруг острова».

Воронов отметил, что падение цен на нефть, вызванное финансово-экономическим кризисом, может отсрочить разработку черного золота. Тем не менее, считает он, шельф северных морей будет все активнее осваиваться, и не только Гренландия, но и Фарерские острова быстрее пойдут по пути суверенизации. Помочь им в этом смогут транснациональные корпорации, заинтересованные в добыче в перспективном районе. Эксперт полагает, что со временем Гренландия полностью отделится от Дании. Премьер Ханс Еноксен уже заявил, что хотел бы отметить свое 65-летие в 2021 году в независимой Гренландии.

Воронов полагает, что Гренландия «в принципе может прокормить себя». До сих пор Копенгаген ежегодно выделял острову 3,2 млрд. крон (600 млн. долл.) госсубсидий. Дания согласилась с тем, что первые 73 млн. крон (14,6 млн. долл.), полученные от будущей добычи углеводородов, полностью поступят в казну Гренландии. Затем доходы будут делиться в равной пропорции. Кроме того, Гренландия будет и впредь получать ежегодные датские государственные субсидии до тех пор, пока не станет добывать нефть и другие полезные ископаемые на сумму 6,4 млрд. крон (1,5 млрд. долл.), сообщает ИТАР-ТАСС. После этого стороны пересмотрят достигнутую договоренность, с тем чтобы полученные сверх этого прибыли использовались на уменьшение объема датских дотаций.

В Гренландии помимо нефти есть газ и минеральные ресурсы, а также вода в арктических айсбергах, сказал Воронов, отметив, что существуют планы поставлять воду на Ближний Восток. «Гренландия – не бедная дочка среди народов мира», – считает эксперт.

@@@
Нефть разрушает Данию
Отблески Серебряного века
Открылась Мировая цифровая библиотека
Перламутровые россыпи на берегах Сены
Питеру показали рукописную Конституцию
Потерянная этнография
Религия и конфликт

Сказки для взрослых

@@

К своему «судному дню» польские кандидаты в президенты не скупились на щедрые обещания электорату

2005-10-07 / Владимир Блинков







Главные претенденты на президентское кресло – Дональд Туск и Лех Качинский – готовы вести диалог с Москвой.

Фото Reuters

Хочешь – не хочешь, а претендентам на высокое кресло приходится занавес приватности приоткрывать. Так, например, можно узнать, что Лех Качинский и Дональд Туск любят сказки. Качинский читает внучке на грядущий сон байки польского происхождения. А в памяти Туска отложились предания народов мира.

Что касается жизненных реалий, то созвучие между фаворитами президентской кампании тоже есть. Оба они представляют правый политический спектр. И в «мирное время» сражались плечом к плечу с левыми антагонистами. Порой и президенту РП с его социал-демократической родословной от них перепадало...

От левого крыла основным оппонентом правых лидеров был бывший глава МИДа, маршал сейма Влодзимеж Чимошевич. Однако недавно Чимошевич выбыл из президентской борьбы, мотивируя это тем, что он и его семья оказались втянуты в «грязную и небезопасную свару». Обозреватели считают, что за кулисами этих перипетий стояли правые силы. В целях компрометации политического противника они использовали ассистентку Чимошевича, будто бы обиженную на своего бывшего патрона. Злопамятная помощница показала в суде, что в 2001 году Чимошевич представил в налоговую службу липовую декларацию о доходах. Процесс оказался столь громким, что лидер левых решил отказаться от участия в гонке и уйти из «грязной политики» навсегда.

@@@
Сказки для взрослых
Съешь сам
Сыворотка против национализма
Что мы знаем о козе