"Газпром" придет в Киргизию на 25 лет

@@

Глава киргизского правительства поясняет, почему Бишкек не намерен отказываться от тесного военного сотрудничества с Западом

2003-04-22 / Виктория Панфилова В Москве на днях завершилось 6-е заседание киргизско-российской межправительственной комиссии. Итоги переговоров позволяют говорить о том, что в ближайшем будущем могут быть решены многие двусторонние экономические проблемы. Однако вопрос ориентации Киргизии на параллельное военное сотрудничество и с Россией, и с США, судя по всему, остался болевой точкой в отношениях между Москвой и Бишкеком. Об этой и других проблемах двустороннего сотрудничества рассказал в интервью "НГ" премьер-министр Киргизии Николай Танаев.



- Николай Тимофеевич, в Москве вы провели переговоры с председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером. По некоторым сведениям, речь идет о готовящемся подписании соглашения о разведке и освоении месторождений газа сроком на 25 лет. Насколько оправданны такие далеко идущие планы? Свидетельствуют ли они, что в ближайшей перспективе Киргизия может стать одной из основных "газовых стран" СНГ?

- Да, мы договорились подготовить к подписанию соглашение между правительством Киргизии и компанией "Газпром" о масштабном и долгосрочном сотрудничестве в газовой сфере. Пока речь идет о рамочной договоренности. А основные условия и принципы совместной работы по разведке и добыче природного газа, а также реконструкции, модернизации и созданию новых газотранспортных мощностей в Киргизии будут обсуждаться и утверждаться в мае. Рассказать об этих проектах я готов позже, когда все детали будут утверждены.

- На заседании межправительственной российско-киргизской комиссии обсуждалась возможность погашения Бишкеком долга перед Москвой частичной передачей пакетов акций киргизских госпредприятий. Можно ли конкретизировать этот вопрос?

- Долговая проблема не впервые встала в повестку дня. Сегодня мы не исключаем возможности погашения своих долговых обязательств путем передачи активов киргизских предприятий российской стороне. В настоящее время изучается возможность приобретения таких пакетов акций предприятиями Урала и Сибири.

- Темой состоявшихся в Москве переговоров стала также проблема реабилитации урановых "хвостохранилищ", для чего, по оценкам специалистов, требуется не менее 50 миллионов долларов. Насколько верна информация о том, что этот проект готова профинансировать Россия?

- Российская сторона действительно выразила готовность оказать содействие в подготовке технического проекта консервации "хвостохранилищ", в частности Каджи-Сайского. И на это Россией будут выделены соответствующие финансовые средства.

- Как сказывается на внутренней экономической и политической ситуации в Киргизии присутствие на территории страны американских и российских военных? Планирует ли Бишкек в будущем отказаться от военного сотрудничества со столь полярными партнерами и перейти к политике одновекторности?

- Из центральноазиатских государств Содружества Киргизия оказалась в числе первых, испытавших на себе угрозы международного терроризма. Попытка прорыва государственной границы нашей страны бандгруппами, прошедшими подготовку в Афганистане, была пресечена совместными усилиями государств - участников Договора о коллективной безопасности. С другой стороны, масштабная антитеррористическая операция в Афганистане усилила безопасность нашей страны. Только благодаря усилиям международного сообщества, представленного силами антитеррористической коалиции, возглавляемой США, гнездо терроризма было ликвидировано.

@@@
"Газпром" придет в Киргизию на 25 лет
"Цветные" поглотят "черных"?
Андреас Майер-Ландрут: "У нас есть ответственность перед обществом"
Банкам бросают новый спасательный круг
Басаев оснащен не хуже, чем войска МВД
Бермудский треугольник АТЭС-2012
Болонский процесс добрался до СНГ

Борьба с наркотиками должна финансироваться отдельной строкой в бюджете

@@

Заместитель секретаря Совета безопасности Николай Соловьев считает, что необходимо ужесточить уголовную ответственность для наркопреступников

2002-04-15 / Ольга Тропкина Одним из важнейших приоритетов деятельности Совета безопасности России является борьба с незаконным оборотом наркотиков. Ведь, по оценкам ООН, ежегодный незаконный наркооборот составляет сегодня 400-500 млрд. долларов США, или 8% от всего мирового товарооборота. Россия все больше втягивается в орбиту международного наркобизнеса, стремящегося использовать нашу страну не только для транзита наркотиков, но и в качестве рынка сбыта. Как результат - в последнее десятилетие в России отмечается развитие эпидемии наркомании, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Об этом корреспондент "НГ" беседует с замглавы Совета безопасности РФ Николаем Соловьевым.



- Николай Георгиевич, о том, что в России складывается катастрофическая ситуация с наркотиками, известно уже несколько лет. Но Совет безопасности начал рассматривать эту проблему сравнительно недавно. В то же время самые серьезные исследования по этому вопросу проводятся научными и общественными организациями, в частности СВОП, где содержатся конкретные предложения. Пользовался ли СБ этими материалами или вы начинали с "чистого листа"?

- Мы работали практически со всеми материалами, которые имелись. Кроме того, мы запрашивали данные в государственных органах, непосредственно занимающихся вопросами незаконного оборота наркотиков. Была проведена конференция по незаконному обороту наркотиков в Саратове, где ученые и представители общественных организаций, органов власти, правоохранительных органов, наши зарубежные коллеги внесли много дельных предложений. Абсолютно все эти материалы были использованы и в той или иной мере нашли свое отражение в итоговых документах, которые мы представили Совету безопасности.

- Если власть действительно хочет не только говорить о наболевшей проблеме, но и конкретно решать ее, это записывается отдельной строкой в бюджете. В данном случае этого не наблюдается. Средства на борьбу с наркоманией выделены, в частности, Министерству здравоохранения, МВД, Госкомспорту. Но при этом никто не может назвать даже примерную сумму денег, отпущенных государством на борьбу с этим злом, и выходит, что средства "размазаны".

- Одно из решений, которое было принято на Совете безопасности, - утверждение программ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. И ради справедливости стоит сказать, что эти программы были обеспечены материальными ресурсами. Конечно, средства, которые сегодня выделяются, не соответствуют характеру и остроте той угрозы наркотизации населения, которая сейчас существует. Действительно, наверное, было бы целесообразно сконцентрировать и финансовые средства, и усилия в одних руках. Возможно, даже образовать специальную структуру, которая занималась бы не только непосредственно правоохранительной деятельностью по борьбе с наркотиками, но и осуществляла и координационные, и предупредительно-профилактические, и лечебные функции. Что же касается отдельной строки в бюджете, то на этот вопрос сложно ответить однозначно. Сейчас бюджет-2003 только "верстается", и, я думаю, что отдельная строка по борьбе с наркотиками в нем необходима.

- Создается впечатление, что у нас по-прежнему борются не с причиной, а с последствиями. Основные финансы идут на лечение наркоманов, хотя известно, что от наркомании практически не вылечивают. В то же время законодательная база, предусматривающая неотвратимое и серьезное наказание за распространение наркотиков, остается крайне слабой. Между тем известно, что некоторые региональные сотрудники МВД, которые должны бороться с наркоторговцами, на самом деле сами "кормятся" от наркобаронов, помогая им распространять наркотики. Рассматривался ли этот вопрос на Совете безопасности?

- Конечно, ситуации, о которых вы говорите, действительно имеют место, и отдельные сотрудники правоохранительных органов вступают в корупционные связи с преступниками. Поэтому мы в том числе занимаемся тем, чтобы в правоохранительных органах работали честные профессионалы. Сейчас во всей системе МВД идут большие преобразования - и организационные, и структурные. А то, что у нас есть "перекос" в борьбе не с причиной, а со следствием, неоспоримо. В основном, конечно, мы делаем упор на карательную практику. И на Совете безопасности прозвучало, что нужно все-таки перенести центр тяжести именно на предупредительно-профилактическую деятельность, на координацию усилий правоохранительных органов, общественных организаций, медицинских, образовательных учреждений и информационных структур. А изменения в карательной практике должны быть направлены в первую очередь на ужесточение уголовной ответственности для профессиональных наркопреступников.

- Известно, что Россия является перевалочной базой для наркотиков, которые поступают в Европу из стран Средней Азии. В то же время наши границы с этими странами по-прежнему прозрачны. Рассматривал ли СБ вопрос укрепления границ с нашими соседями и сколько денег выделено на антинаркотический железный занавес?

- Конечно, Совет безопасности занимается вопросом укрепления границ. Но мы должны четко понимать, что подразумевать под укреплением границ. Мы же не можем закрыть границы, обозначить контрольно-следовую полосу и тем самым создать сложности для перемещения людей, грузов и капиталов. Границы необходимо укреплять, совершенствуя прежде всего работу правоохранительных органов по получению информации о каналах, путях и лицах, которые участвуют в незаконном перемещении наркотических средств. Да, может быть, учитывая сегодняшнюю обстановку на южных рубежах нашей страны, границы на этих территориях укреплены не настолько, насколько хотелось бы. Но то, что этому вопросу уделяется сейчас очень большое внимание, - это факт. Кстати, именно Советом безопасности РФ принято решение о необходимости разработки федеральной программы обустройства федеральной границы, которая будет введена в 2003 году.

- Проблема наркомании - в первую очередь социальная, связанная с нищетой населения, с безработицей и отсутствием веры в будущее. Как СБ увязывает эту проблему с решением чисто экономических и социальных задач в регионах?

- Разумеется, наркомания - проблема социальная. И прежде всего нужно заниматься повышением благосостояния людей, улучшением положения дел в экономической и социальной сфере. Это, несомненно, будет влиять на наркоситуацию. Эта проблема не только российская. Быстро ее решить вряд ли удастся, ведь нет готовых рецептов, которые за короткое время помогли бы решить эту проблему. Это и кадровые трудности, и недостаток финансирования, и несовершенная нормативная база,

- Известно, что главными распространителями наркотиков являются этнические преступные группы - цыгане, незаконные и легальные мигранты из среднеазиатских республик. Но как только об этом пытаются говорить, идут обвинения в национализме. Собирается ли СБ рекомендовать законодателям принять документы, которые касаются именно этнической преступной деятельности?

- Я бы не говорил так однозначно, что определяющую роль в незаконном обороте наркотиков играют преступные группировки, построенные по этническому признаку. Практика показывает, что очень значительный процент лиц и группировок, которые занимаются незаконным оборотом наркотиков, - интернациональны. Поэтому ставить во главу угла этнический принцип я бы не стал. Необходимо защитить общество от наркопреступников, к какой национальности бы они ни принадлежали.

- Сегодня один из самых распространенных милицейских методов - подложить наркотики тому, кого очень хочется привлечь к уголовной ответственности, поскольку других явных доказательств вины милиция зачастую добыть не может. Не стоит ли изменить нормы закона, определяющие количество наркотика, за которое следует наказывать?

- "Наказуемое" количество наркотика, за которое ведется уголовное преследование, определено в законе. Что же касается "подбрасывания" наркотиков, это должностное преступление. Если такие случаи выявляются, то и на сотрудников правоохранительных органов заводятся уголовные дела. Но проблема, к сожалению, и в недостаточной грамотности сотрудников, проводящих оперативные мероприятия. Зачастую просто неправильно оформляются документы, что позволяет иногда утверждать, что наркотики "подброшены". И это бывает очень часто.

- Как вы считаете, что страшнее для России: алкоголизм или наркомания?

@@@
Борьба с наркотиками должна финансироваться отдельной строкой в бюджете
В ЮНЕСКО избирают генсека
Генералы учились понимать президента
Генеральный штаб ждут перемены
Госкорпорации обвинили в стимулировании коррупции
Давление США на Туркмению
Деньги для России у Вулфенсона есть всегда

Деньги пойдут в армию под жестким контролем

@@

Распределять финансовые средства станет командир, выделять и контролировать их поступление – финансист

2008-04-09 / Виктор Литовкин



В Министерстве обороны началась оптимизация структур финансово-экономической работы, о которой «НГ» сообщала 1 апреля («У генералов отняли деньги»). Об основных направлениях этой работы, ее задачах и конечной цели рассказала журналистам заместитель министра обороны – начальник Службы экономики и финансов Любовь Куделина.

Первое и главное, как подчеркнула она, Директива министра за номером 15 издана еще 7 марта нынешнего года, она предусматривает оптимизацию финансово-экономической службы не в один день, как писали журналисты, а достаточно продолжительное время. Как минимум до 1 июля. Главная цель этой работы – сделать так, чтобы деньги, выделенные военным бюджетом, доходили до каждого солдата, офицера, а также ветерана военной службы быстро и точно. Для этого финансисты ликвидировали 924 излишних лицевых счета, где подолгу аккумулировались и беспричинно задерживались денежные средства, сократили число органов, которые занимались их распределением. Было, к примеру, 13, стало 10. Но, что особенно важно, обосновывать необходимое количество денег, предназначенных для военной организации – округа, армии, дивизии, полка, по-прежнему будет командир, а вот выплачивать их только финансист. Уже без участия командира и помимо его. То есть такой ситуации, когда одна рука получает деньги, а вторая тратит их по своему усмотрению, больше не возникнет. Заявка и распределение бюджета, что в округе, что в полку, будут находиться под постоянным контролем.

@@@
Деньги пойдут в армию под жестким контролем
Деньги сгорают
Детские деньги для "партийной кассы"
Дефицит при профиците
Заграница даст России 20 миллиардов долларов
Из радикальных демократов - в масоны
Исламисты в Лондоне

К Европе регионов

@@

Субъекты Российской Федерации обладают значительным потенциалом международного сотрудничества

2000-09-29 / Василий Николаевич Лихачев - постоянный представитель РФ при Европейских сообществах, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук, профессор.



СОВРЕМЕННОЕ евростроительство, образование и эффективное функционирование европейской системы безопасности и сотрудничества находятся под прямым влиянием совокупности объективных и субъективных факторов стратегического характера. Важнейшую системообразующую роль среди них играет и будет играть, особенно в долгосрочной перспективе, глобализация международных отношений. В числе ее последствий нельзя не обратить внимание на активно формирующуюся, политически и нормативно признаваемую международным сообществом, отдельными государствами и межправительственными организациями, другими институтами тенденцию к регионализации международных отношений, которая взаимодействует с процессами регионализации самих государств.

РЕГИОНАЛИЗМ И ФЕДЕРАЛИЗМ

"Регион", "региональная политика", "региональное и межрегиональное сотрудничество" - эти и другие подобные категории и термины описывают реальность, которая на языке обществоведения, социологии, экономики и юриспруденции представляет собой в обобщенном виде важнейшее направление общегосударственной политики, логично и целесообразно дополняемое сегодня практикой международно-правового сотрудничества. Чем характеризуется такая деятельность, в чем существо социального феномена, имя которому - "европейский регионализм"?

В декларации Ассамблеи регионов Европы "О регионализме в Европе" (1996 г.) подчеркивается, что "регионы представляют собой важнейший и незаменимый элемент построения Европы и процесса европейской интеграции". В этом качестве они органично взаимодействуют с центральной властью, являя собой весьма существенную часть государства в целом.

Накопленный в Европе опыт дает основание сделать существенный вывод: там, где государство не отягощено "региональной критической массой", различными "региональными рисками" (сепаратизмом, национализмом, конфессиональной агрессией и т.д.), его внутренняя стабильность положительно сказывается на международной активности страны, росте ее международного авторитета в рамках двусторонней и многосторонней дипломатии. Следовательно, между региональной политикой государства и его внешней политикой имеется прямая связь, которая в том или ином виде отражается на состоянии и тенденциях развития международной (в том числе и европейской) системы межгосударственных отношений. Прикладное значение, реальность регионального фактора заставляют государства предпринимать усилия для формирования правовой (национальной и международной) основы его действия. Это важная черта европейского регионализма. И весьма важной в связи с этим представляется активизация работы по подготовке не только национальных (Конституция, специальные законы, программы и концепции регионального развития), но и международных политико-правовых документов (коммюнике, декларации, двусторонние и многосторонние договоры и соглашения и т.д.), затрагивающих региональное измерение. Самую заметную роль в этом направлении играют такие международные организации, как ЕС, ОБСЕ, Совет Европы, а также специализированные на европейском регионализме институты - Конгресс местных и региональных властей Европы, Ассамблея регионов Европы, Комитет регионов ЕС и другие. Европейский опыт позволяет говорить о наличии у регионов таких инструментов, как право заключать договоры и соглашения; право открывать собственные или совместно с другими регионами представительства в третьих странах и при соответствующих международных организациях; право участвовать в подготовке международного (межправительственного) договора, если им затрагиваются его фундаментальные интересы (применение этого права является предметом внутригосударственного регулирования); право участвовать в работе международных конференций; право на участие в применении дипломатического протокола (в данном случае регион выступает именно как субъект применения дипломатических правил в рамках международных обязательств того государства, частью которого он является); право на использование в международных контактах своего флага, герба и гимна. Согласно декларации о регионализме в Европе "европейские государства должны взять на себя обязательство максимально передавать полномочия регионам, а также финансовые средства, необходимые для их выполнения, изменяя, если нужно, международные нормы" (ст. 13). Каждое государство обладает собственным опытом регионального и субрегионального строительства, который требует уважения, анализа и исследования. Таким самостоятельным предметом изучения является и современная практика российского федерализма, конституционно-правовой и внешнеполитической деятельности РФ.

Россия как государство в равной мере может быть названа и сообществом наций (народов), и сообществом собственных регионов. Российский подход к региональной политике базируется на истории развития собственной государственности и на европейском опыте, учитывает соответствующие международно-правовые разработки и стандарты. Суть его можно изложить в нескольких тезисах: 1) регионализм составляет интегральную часть российского федерализма, реформирования последнего, и требует от властных органов внимательного и комплексного анализа региональной политики, экономики, обеспечения прав и свобод человека, их судебной защиты, продовольственной, экологической и информационной безопасности, изучения межнациональных и межконфессиональных отношений, достигнутого в субъектах уровня культуры и правосознания и т.д.; 2) регионы РФ обладают властью, некоторые из них - республики - согласно действующей Конституции обозначены в качестве "государств" (ст. 5 п. 2); 3) одним из принципов федеративного устройства России является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ст. 5). Оно осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11); 4) в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся "координирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации"; 5) согласно ст. 15 п. 4 Основного закона "общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

ТАТАРСТАНСКОЕ РЕШЕНИЕ

Реформа государственного строительства, которая активно началась в России с приходом к власти нового президента Владимира Путина, обязательно должна основываться на глубоком и критичном изучении накопленного опыта. При этом следует иметь в виду и ряд специфических моментов, обусловивших появление такой своеобразной правовой категории, как договоры о разграничении полномочий и предметов введения между федеральными и региональными органами власти. Речь, в частности, должна идти - естественно, больше в историческом плане, чем применительно к реалиям 2000 г., - об антиконфликтном, антиколлизионном характере этих актов, появление которых в середине 90-х гг. преследовало цель конституционной нормализации отношений федерального Центра с отдельными регионами, выстраивания такой модели взаимодействия, которая бы опиралась на взаимное уважение, и создания общего экономического и правового пространства. Сегодня эта задача практически выполнена, и договоры "настраиваются" решать уже другие важные задачи. Haпpимер, очевидно, что они в состоянии оказывать заметное влияние на раскрытие внешнеэкономического, научно-технического, культурного потенциала, решение конкретных серьезных проблем имплементации международно-правовых обязательств РФ через региональные механизмы и формы.

Применительно к сфере международных и внешнеэкономических связей регионов сложившаяся в России система конституционно-договорного регулирования отношений органов власти Федерации и ее субъектов представляет собой комплекс, состоящий из нескольких блоков. Среди них - конституционные положения (принципы), нормы договоров о разграничении полномочий и предметов введения ("большие договоры"), юридические установления из специальных договоров, которые относятся исключительно к сфере международных отношений. О положениях, записанных в Конституции РФ или вытекающих из нее, мы говорили выше, теперь обратимся к другим нормативным источникам. Особое место в истории российского федерализма занимает Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15.02.94. И не только потому, что он был первым среди аналогичных актов (сегодня их более 40). Опыт его подготовки, процесс переговоров между делегациями федерального Центра и республики, продолжавшийся более трех лет, методика отработки согласованных сторонами позиций (от частного к общему, сначала политическая договоренность, затем юридическая), атмосфера работы: доверие, ориентация на поиск решений, на конкретный результат - это и многое другое уже стали достоянием современной истории и способствовали тому, что документ стал предметом изучения в органах власти других субъектов России, его положения проецировались на поиск решения политических проблем в различных горячих точках (Чечня, Абхазия, Нагорный Карабах, Косово и др.). Российский опыт (и не только как пример из области "конфликтологии") стал предметом изучения в ряде международных организаций - OБCЕ, Конгрессе местных и региональных органов власти, Парламентской ассамблее Совета Европы, Европарламенте, Комитете регионов Евросоюза, отдельных комитетах ООН. Причина тому - в реальности предложенного решения, его опоре на целую совокупность предпосылок: исторических, политических, правовых, экономических, мультинациональных, психологических и т.д. И, конечно, очень важно то, что в нашей ситуации действовали не только объективные факторы, но и такие категории, как согласованная воля, согласованный интерес, скоординированная ответственность сторон.

В Договоре от 15.04.94 содержатся различные нормы, часть из которых имеет прямое отношение к определению статуса Республики Татарстан во внешних сношениях (надо иметь в виду, что при этом договаривающиеся стороны исходили из положения Конституции РФ: республика - это государство). Назовем некоторые из них. Генеральная норма, закрепляющая право Республики Татарстан участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях, содержится в преамбуле Договора. Она конкретизируется в последующих частях документа. Согласно ст. II органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют полномочия государственной власти, в том числе участвуют в международных отношениях, устанавливают отношения с иностранными государствами и заключают с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и настоящему Договору, участвуют в деятельности соответствующих межгосударственных организаций (п. 11). В соответствии с п. 13 этой же статьи они "самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Разграничение полномочий в области внешнеэкономической деятельности осуществляется отдельным Соглашением".

В ст. III Договора Российской Федерации и Республики Татарстан, посвященной совместным полномочиям сторон, закреплены другие важные нормы, которые относятся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, защите суверенитета и территориальной целостности, а также к координации международных и внешнеэкономических связей. При их реализации следует учитывать и международный компонент, ответственность республики и ее участие в обеспечении международно-правовых обязательств Российской Федерации.

Ст. IV Договора констатирует исключительную компетенцию Российской Федерации и ее органов. Это внешняя политика и международные отношения РФ, ее международные договоры, вопросы войны и мира (п. 9); внешнеэкономические отношения РФ (п. 10).

Таким образом, Договор впервые в практике российского федерализма дал четкую схему исключительных полномочий и предметов ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, а также определил зону их совместной деятельности. Такая юридическая четкость - основа стабильности отношений, предпосылка их прогрессивного развития, а следовательно, и укрепления практического федерализма в российском государстве.

СВЯЗИ ПОВЕРХ ГРАНИЦ

Помимо Договора в отношениях органов власти РФ и РТ действуют специализированные акты. Речь идет о серии межправительственных, межведомственных документов. Среди них - Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Татарстан "О разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей" 1994 г. Оно базируется на идее координации и согласования действий исполнительных органов власти РФ и РТ. В ст. 1 этого документа подчеркивается, что стороны "координируют формирование концепции и программы развитая внешнеэкономических связей и согласовывают их в рамках вопросов, относящихся к совместному ведению". Ст. 2 Соглашения, опирающаяся на общие установки ст. 72 Конституции России (п. 10), дает конкретизированный перечень вопросов, находящихся в совместном ведении сторон. Речь идет, в частности, о защите экономических интересов РТ, предприятий, организаций и граждан Республики Татарстан за рубежом; о регулировании платежно-расчетных отношений с иностранными государствами; об установлении торгово-экономического режима в отношениях с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями и т.д. К исключительному ведению Республики Татарстан Соглашение относит сложные вопросы, решение которых потребует от нее высокого юридического и материального обеспечения, дисциплины исполнения, способности нести ответственность перед иностранными партнерами. Это - заключение внешнеэкономических соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями других стран; заключение торгово-экономических соглашений с иностранными государствами; привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов, ссуд под гарантии правительства Республики Татарстан, контроль за их использованием; предоставление государственных гарантий участникам внешнеэкономической деятельности РТ; участие в работе международных экономических и финансовых организаций и др.

Реализация такого юридического комплекса прав и полномочий Республики Татарстан привела в практическом плане к созданию системы международных и внешнеэкономических связей, в рамках которой прежде всего активно развивается договорная деятельность РТ и ее контрагентов как по линии исполнительной, так и по линии законодательной власти. Вот несколько примеров.

На сегодняшний день Республика Татарстан заключила более 50 международных договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами (Венгрией, Германией, Испанией, Турцией, Болгарией, Италией, Францией, Польшей, Ираком, Ираном, США, Австралией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Чехией, Словакией, Кубой, Литвой, Беларусью, Узбекистаном, Азербайджаном, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Кыргызстаном), субъектами иностранных федеративных государств (Квебеком, правительством земли Нижняя Саксония, штатом Южная Австралия), административно-территориальными образованиями иностранных государств (Сообществом Мадрида).

В основном эти соглашения носят экономический характер. Так, согласно рамочному Соглашению между Республикой Татарстан и Федеральным ведомством по особым задачам в связи с объединением Германии, последнее под гарантии страховой фирмы "Гермес" и нефтяные контракты выделяет Татарстану на 5 лет 1 млрд. марок инвестиционных кредитов, которые будут использоваться для реализации социальных и конверсионных проектов. Сегодня за рубежом (Австралия, Литва, Франция, США, Чехия, страны СНГ и др.) действуют 16 торговых и иных представительств республики. Татарстан имеет связи с программами и органами ЮНЕСКО, ЮНИДО, Советом Европы, принят в члены Ассамблеи районов Европы.

Государственный совет Республики Татарстан (парламент) подписал Протокол о сотрудничестве с Великим национальным собранием Турции от 30.10.95 и Протокол о намерениях с Парламентским центром Канады от 12.06.95. В настоящее время готовятся соглашения о межпарламентском сотрудничестве с Венгрией и Квебеком. Со стороны Латвии имеется предложение о заключении межпарламентского соглашения. Государственный совет РТ имеет также 21 соглашение (протокол) с высшими законодательными органами субъектов Российской Федерации: Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Коми, Мордовии, Кабардино-Балкарии, Саха (Якутии), Бурятии, Тывы, Ивановской, Нижегородской, Самарской, Астраханской, Архангельской, Амурской, Ульяновской, Пензенской областей, Приморского, Хабаровского краев, Еврейской автономной области, г. Москвы.

Совершенно очевидно, что на сложившейся основе партнерства и сотрудничества могут при необходимости решаться различные вопросы, в том числе о подготовке регионами России совместных законопроектов для Государственной Думы и Совета Федерации, разработке инициатив в рамках Ассоциаций межрегионального сотрудничества субъектов РФ, обмене законодательными актами субъектов РФ, посвященными правовому регулированию международных связей российских регионов, выходе на общие действия в рамках международного межпарламентского обмена и т.д.

По многим направлениям Республика Татарстан вместе с федеральными органами власти явилась инициатором интересных идей и механизмов для регионального направления российской внешней политики. Вне всякого сомнения, наработки в этой области есть и у других субъектов Российской Федерации. Сегодня можно говорить как об общих моментах, так и о своеобразии этой деятельности. Последнее, например, напрямую зависит от географических, историко-культурных, экономических, языковых, национальных и других факторов. Они отражаются в содержании юридического инструментария, каковым и являются договоры о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Ныне в рамках реформы российского федерализма, а также для достижения единой внешней политики крайне важно провести мониторинг содержания и действия этих договоров и соглашений, создать на базе Федерального собрания и МИД РФ базу данных с перспективой образования соответствующего раздела в Интернете, связывающего все регионы РФ и заинтересованные государственные структуры, и с возможностью выхода на Европейский сайт Интернета в целях совершенствования международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Европейский вектор российской внешней политики, согласно новой Концепции внешней политики РФ, был и остается одним из самых значимых. Что касается региональной тематики, то здесь наиболее комплексно, на солидной юридической базе строится диалог между Российской Федерацией и Евросоюзом. Объясняется это как общими подходами в оценке значения и роли регионального фактора для построения современного государства, независимо от его формы (федеративная, унитарная, с элементами автономии), так и стремлением реально объединить ресурсы отдельных стран (материальные, интеллектуальные, технологические и т.д.) для формирования эффективной системы общеевропейского сотрудничества (прежде всего на межправительственном уровне) по региональным и межрегиональным проблемам.

Именно таким прагматичным подходом сторон можно объяснить то внимание, которое они уделяли и уделяют региональным вопросам на уровне политико-правовых основ своего взаимодействия. Обратимся к анализу конкретных документов. Прежде всего следует отметить положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Российской Федерацией и Европейскими сообществами, которое вступило в силу 01.12.97. Задачи и цели сотрудничества, закрепленные, например, в ст. 1 Соглашения (укрепление политических и экономических свобод; поощрение деятельности, представляющей взаимный интерес; обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе и др.), достигаются, в частности, через региональное сотрудничество.

Более детально этот аспект отражается в других частях СПС. Так, в VII разделе документа - "Экономическое сотрудничество" - "оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного и устойчивого развития" обозначается в качестве важнейшей области взаимодействия сторон наряду с такими, как освоение новых источников снабжения и новых рынков, стимулирование научно-технического прогресса, и т.д. (ст. 56). Согласно ст. 73 стороны приняли обязательство способствовать "прямым контактам между соответствующими регионами и государственными организациями, ответственными за планирование регионального развития с целью inter alia, обмена методами и формами поощрения регионального развития". Приведенные положения СПС свидетельствуют о потребности в новом прочтении региональной проблематики сотрудничества, о ее изменении по тематике, механизмам и структурам регулирования. И, безусловно, в дальнейшем при внесении в текст Соглашения дополнений и поправок стороны должны иметь в виду и необходимость более эффективного изложения двусторонних договоренностей, которые касаются сферы регионального сотрудничества. В какой-то степени эта работа уже началась и принесла первые и важные результаты.

В КОНТЕКСТЕ ЕВРОСТРОИТЕЛЬСТВА

Политические и нормативно-юридические формулировки СПС получили дальнейшее развитие и необходимую детализацию в двух других новых для сотрудничества РФ-ЕС документах, которые с полным правом можно отнести к категории фундаментальных. Речь идет об Общей стратегии Европейского союза в отношении России (1999 г.) и о принятой в 1999 г. Стратегии развития отношений Российской Федерации с Евросоюзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.).

Документ ЕС рассматривает актуальные комплексные проблемы партнерства с Россией. И весьма закономерно, что в нем нашлось место для декларации планов "пятнадцати" на региональном направлении. Так, отмечается, что "Европейский союз будет уделять особое внимание региональной и местной администрации в соответствии с рамками их компетенции". При этом в качестве одного из существенных каналов укрепления гражданского общества предлагается интенсификация контактов между политиками ЕС и России на федеральном, региональном и местных уровнях, включая представительные органы власти.

Содействуя развитию трансграничного и регионального взаимодействия, ЕС принимает на себя обязательство подготовить перечень соответствующих инструментов и мероприятий, связанных с распространением программ Евросоюза на "российские регионы, представляющие особый интерес для ЕС". Надо отметить, что эта работа началась, в частности, по линии ТАСИС.

Самое серьезное внимание региональной проблематике, определению перспектив участия субъектов РФ в европейском сотрудничестве уделено в российском документе о стратегии развития отношений с ЕС. Эти положения раскрываются в нескольких его разделах. В той части, где речь идет о задачах придания партнерству Россия-Европейский союз стратегического характера, подчеркивается, что "заинтересованные регионы России должны иметь возможность активно участвовать в развитии партнерства с Евросоюзом в экономической и гуманитарной областях, в реализации программ трансграничного сотрудничества". Актуально звучит и другой тезис - "поощрять контакты между регионами России и Евросоюза, в том числе с использованием возможностей Комитета регионов ЕС, с целью налаживания гуманитарных и экономических связей и обмена опытом местного самоуправления и хозяйствования".

К настоящему времени заметно расширилась договорная база межрегионального сотрудничества. На основе профессиональной помощи МИД РФ российские регионы активно работают над проектами новых соглашений с зарубежными партнерами. К началу 2000 г. действовало 1133 таких соглашения, из них 320 - с иностранными правительствами, министерствами и ведомствами. Значительный объем их приходится на европейское направление. МИД РФ проводит и будет проводить линию на вовлечение российских регионов в программы соответствующих международных организаций.

С учетом того потенциала, который накоплен в области международных связей и внешнеэкономических контактов по линии Россия-регионы Европы (он включает, естественно, и практику сотрудничества с регионами стран СНГ, что представляет самостоятельный предмет изучения), можно сделать ряд важных выводов, а также сформулировать соответствующие предложения по совершенствованию этого опыта в интересах евростроительства на принципах международного права - с учетом, естественно, политических и правовых нормативов национального характера и уровня.

1. Европейский регионализм - это объективный процесс раскрытия государственного, административного и международного потенциала субъектов различных европейских государств, формирования и развития разнообразных внешних связей и контактов между ними в рамках и границах юридических полномочий, которые устанавливаются самими центральными органами власти или при их участии в соответствии с действующими конституционными актами, а также с учетом международных обязательств самого государства как субъекта международного права.

2. Европейский регионализм в качестве концепции и практического направления международных отношений получил ныне политическое признание и является интегральным элементом построения и функционирования европейской системы безопасности и сотрудничества. В этом статусе он включается во внешнеполитическую деятельность государств и становится важной частью действий многих международных организаций, в том числе ОБСЕ, Совета Европы, Евросоюза и др.

3. В процессе евростроительства каждый регион, сохраняя свою государственную или социальную сущность, историческое, культурное и языковое своеобразие, обладает серьезным потенциалом сотрудничества, способен внести достойный вклад в укрепление международных и внешнеэкономических связей и отношений на общеевропейском пространстве.

4. Позитивная деятельность европейских регионов способствует формированию тенденции к строительству "Европы регионов", которая должна на концептуальном и практическом уровне цивилизованно коррелировать с "Европой государств", "Европой наций" и "Европой граждан". В этой системности - основа стабильного и благополучного развития европейского сообщества в геополитическом, политико-правовом и гуманитарном смысле.

Развитие данной тенденции сопровождается формированием общеевропейского регионального пространства, соответствующих организационных структур, которые специализируются в сфере экономики, информатики, научно-экономического прогресса и т.д. На этой основе возникают региональное правосознание, региональная культура и другие явления, которые в широком смысле оказывают прямое или косвенное влияние на цивилизованное развитие европейских политических институтов сотрудничества и безопасности.

5. Региональное (межрегиональное) сотрудничество, которое осуществляется на базе примата государств и их совместного творчества - международного права, политических договоренностей, в том числе и в рамках соответствующих международных организаций, - развивается в двустороннем и многостороннем формате. Появляются предпосылки к формированию в рамках международного порядка своеобразного правового комплекса, который, регулируя отношения и связи современных регионов, затрагивает такие отрасли, как право международных договоров, право внешних сношений, международных организаций и конференций, сфера международной правосубъектности государств и т.п. Одновременно выстраивается правовой комплекс внутреннего применения. Очевидно, учитывая закономерный характер глобализации и регионализации, можно говорить о формировании "региональной дипломатии" как дипломатии sui generis. В этой связи можно сделать и другой вывод. Интенсификация регионального сотрудничества, возрастание его роли в общеевропейском процессе обеспечения безопасности, прав и свобод человека, гармонизации отношений природы и общества, решении вопросов экономики, повышении потенциала государств перед вызовами XXI века со временем поставит перед международно-правовым сотрудничеством государств в первую очередь вопрос о кодификации принципов и норм, регулирующих проблемы международных и внешнеэкономических связей субъектов. Первым и реальным шагом в этом направлении могла бы стать разработка проекта Кодекса поведения регионов Европы. В ходе работы над этим документом целесообразно использовать документы и предложения, которые появились в процессе формулирования проекта Хартии регионального самоуправления на базе Конгресса местных и региональных органов власти СЕ.

6. Перспективы регионального сотрудничества в рамках стратегического партнерства Российской Федерации и Евросоюза, накопленный в этой сфере опыт, тенденции развития еврорегионостроительства ставят в повестку диалога РФ-ЕС вопросы совершенствования и оптимизации международных и внешнеэкономических связей регионов России и государств - членов ЕС. В этих целях актуально рассмотрение следующих аспектов:

- созыв международного форума "Регионы России - регионы Евросоюза";

- открытие в рамках партнерства РФ-ЕС действующих стратегий сторон при поддержке программы ТАСИС Европейской академии регионального сотрудничества. Она могла бы решать возникающие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане, создав, например, соответствующие банки информации о европейских регионах, действующих между ними договорах и соглашениях, наладив выпуск специальных обзоров, рефератов, организовав подготовку специалиста по регулированию региональных проблем и т.д.;

- подготовка и заключение международного (Россия-Евросоюз) соглашения о содействии региональному сотрудничеству;

- разработка совместной международно-правовой инициативы с внесением на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "О Декларации принципов, касающихся регионального сотрудничества и партнерства в соответствии с международным правом и Уставом ООН";

- инициирование РФ и ЕС предложения о принятии в рамках ОБСЕ "Декларации об ответственности регионов Европы за политическую стабильность, безопасность, экономический прогресс и правопорядок в Европе".

@@@
К Европе регионов
Кадыров решил начать с чистого листа
Кандидаты в президенты меняют тактику
Кто стоит за исламскими террористами и экстремистами
Лев Черной хочет украсть леса и подорвать обороноспособность
Маккейн вырывается вперед
Марсианская эпопея стартует уже в этом году

Минобороны РФ создает антитеррористический интернационал

@@

Российские военные объекты за рубежом взяты под особую охрану

2004-09-23 / Владимир Мухин







Черноморский флот – один из объектов, которые будут охраняться с особой тщательностью.

Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

Начальник Генерального штаба РФ генерал-полковник Юрий Балуевский подписал директиву, в которой определены меры по усилению системы безопасности воинских частей и других российских военных и гражданских объектов, расположенных на территории государств СНГ. Об этом «НГ» стало известно из источников в российском военном ведомстве. Представители Минобороны не считают эти меры запоздалыми, поскольку на организацию антитеррористических мероприятий согласно президентскому указу отводится две недели, а создаваемая новая система безопасности будет действовать все время.

Военачальникам и командирам воинских частей, расположенных на территории государств СНГ, предписано организовать структуры, отвечающие за предотвращение и ликвидацию кризисных ситуаций на территории российских военных объектов, в том числе в каждой воинской части должны быть созданы группы быстрого реагирования. Под особую охрану российских солдат взяты склады с боеприпасами, а также школы, детские сады, дома офицеров и жилые помещения, которые занимают семьи военнослужащих. Особая роль также отводится созданию системы взаимодействия российских органов военного управления с правоохранительными органами и службами безопасности республик, где дислоцированы объекты Минобороны РФ. На это выделены специальные финансовые средства и назначены офицеры по взаимодействию. И хотя директива на этот счет издана недавно, положительная реакция совместных интернациональных антитеррористических мер уже налицо.

@@@
Минобороны РФ создает антитеррористический интернационал
Мнимый "невозвращенец"
Мордва хочет сохранить в законе национальность
Надежды вкладчиков питают
Неонацисты теснят Ангелу Меркель
Новый банковский инструмент
Пекин бежит от американской ипотеки

Приватизация стимулирует инвестиции

@@

Реформа отрасли должна заинтересовать инвесторов

2006-08-09 / Олег Никифоров







Сергей Дубинин: «Дополнительные акции ОГК-5 это шанс для российского фондового рынка».

Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Если не начать уже сегодня строить новые электростанции, то к 2009 году непокрываемый дефицит энергомощностей в среднем по России составит 4,7 тысячи МВт. Но чтобы строить, необходимы огромные финансовые средства. Поэтому на заседании правительства РФ 7 июня было принято решение о возможности эмиссий дополнительных акций генерирующих компаний оптового рынка (ОГК) и территориальных генерирующих компаний (ТГК) в пользу частных инвесторов. О конкретных путях реализации этой задачи после заседания совета директоров РАО «ЕЭС России» рассказывает член правления РАО «ЕЭС России», финансовый директор компании Сергей Константинович Дубинин.

– Сергей Константинович, какой объем инвестиций в электроэнергетику планирует произвести РАО «ЕЭС России» в ближайшие годы? И как выглядят приоритеты по структуре?

– Общий объем инвестиций в энергетику в предстоящий пятилетний период должен достигнуть суммы, превышающей 2 триллиона 200 миллиардов рублей. Распределение этих средств будет паритетным. Для нас одинаково важно строить и новые электростанции, и сетевую, и диспетчерскую инфраструктуру.

Пока инвестиции осуществляются за счет традиционного источника – абонентной платы и тарифов. Генерирующие тепловые компании со временем станут самостоятельными участниками конкурентного рынка электроэнергии. Сейчас они получают возможность привлекать деньги частных инвесторов и заемные средства. В частности, ОГК и ТГК будут привлекать инвестиции за счет эмиссий дополнительных акций в пользу инвесторов. В общем, мы считаем, что в 2007–2008 годах через допэмиссии дочерние компании РАО «ЕЭС России» привлекут около 180 миллиардов рублей. На эти деньги при поддержке заемных средств планируется построить новые электростанции и блоки общей мощностью 6,5–7 тысяч МВт.

@@@
Приватизация стимулирует инвестиции
РСПП вступился за "своего", боясь за себя
Родственная связь
Рынку фондов пока хватает старой инструкции
С молодежью решили работать, но еще не договорились - как
Саперы жалуются на технику и надеются на собак
Смертельная угроза

Уго Чавес обложил иностранцев

@@

Венесуэла ввела налог на непредвиденную прибыль

2008-04-17 / Максим Егоров







Уго Чавес продолжает нагнетать обстановку вокруг добывающих нефть иностранных компаний.

Фото Reuters

Венесуэльские парламентарии одобрили законопроект о налоге на сверхприбыли зарубежных нефтяных компаний, работающих на территории страны. В дополнение к существующим налогам теперь венесуэльская казна будет оставлять себе половину стоимости каждого барреля, если цена на мировом рынке превысит 70 долл. США, а при стоимости энергоносителя свыше 100 долл. ставка налога увеличится до 60%. Президент Уго Чавес, который инициировал новый закон, считает неправильной ситуацию, при которой иностранные нефтяники получают сверхприбыли за счет растущих цен на энергоресурсы, не вкладывая при этом денег в развитие Венесуэлы.

По словам представителей властей, все финансовые средства, вырученные за счет введения нового закона, будут вкладываться в национальные экономические программы.

«Новый налог может стать причиной ухода многих нефтяных компаний из Венесуэлы», – полагает директор Центра экономических проблем Института Латинской Америки Вадим Теперман. В то же время, по его словам, введенный Венесуэлой налог пока еще меньше, чем совокупный налог, выплачиваемый иностранными нефтедобывающими компаниями, работающими в соседней Боливии. Там налоговое бремя для нефтяных компаний достигает 82% от прибыли. «Несмотря на то что все иностранные компании продолжают работу в Боливии, они стали значительно меньше вкладывать в развитие и геологоразведку. Если раньше нефтяные и газовые запасы Боливии ежегодно увеличивались на 10–15%, то сейчас они стремительно сокращаются», – подчеркивает Теперман.

@@@
Уго Чавес обложил иностранцев
Украинские сеансы разоблачения
Фадеев метит в банкиры