"За экономическую помощь надо отвечать"

@@

Экс-министр обороны республики Вагаршак Арутюнян считает, что его страна стала заложницей Запада

2002-10-07 / Татьяна Копейкина В ближайшие дни Москву посетит еще неназванный единый кандидат от оппозиции на грядущих президентских выборах в Армении. О планах оппозиции "НГ" рассказал один из ее лидеров, бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян.

Из досье "НГ":

В 1999-2000 гг. генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян занимал пост министра обороны Армении. Он был уволен со своего поста вместе с премьер-министром Арамом Саркисяном. В настоящее время - членполитсовета оппозиционной партии "Анрапетутюн".



- Вагаршак Варназович, вы являетесь одним из лидеров оппозиции по отношению к президенту Армении Роберту Кочаряну. Готова ли оппозиция к единым действиям?

- Формирование единой оппозиции началось в 2001 году, когда объединились три партии, а в мае этого года, после отключения вещания канала АТВ, к ним присоединились еще 13 партий. Цель этого объединения была одна - объявить импичмент действующему президенту. В последних числах августа все 16 оппозиционных партий подписали документ о создании политического союза, целью которого является отрешение от должности Кочаряна, создание предвыборного блока и выдвижение единого кандидата и предвыборной программы. Сейчас в оппозиции можно назвать двух-трех сильных лидеров, но представлять ее на предстоящих выборах будет тот, чьи шансы на победу оцениваются как наибольшие.

- В чем заключаются ваши принципиальные разногласия с президентом?

- Мы считаем, что деятельность нынешнего президента идет вразрез с национальными интересами армянского народа. Происходит постепенный дрейф в сторону Запада, отход от пророссийских позиций.

Оппозиция категорически против решения карабахского вопроса на основе уже одобренного Кочаряном плана территориального обмена.

Кроме того, резкое неприятие вызывают шаги, которые действующий президент предпринял после теракта 27 октября 1999 года. Тогда по странному стечению обстоятельств расстреляли тех руководителей страны, которые активно выступали против американского плана урегулирования карабахского конфликта. Почему террористы уже три года сидят в тюрьме, а суд над ними еще не закончен? Почему адвокат потерпевших гражданин РФ Олег Юношев называется проправительственными СМИ агентом российских спецслужб (что, согласитесь, странно для государства, считающего себя союзником России)? Вопросов много, и получение ответов на них является лишь делом времени. Те действия, которые президент предпринял после теракта, вызывают недоумение.

- Вы упрекаете Роберта Кочаряна в отходе от пророссийского курса во внешней политике. В чем конкретно это проявляется?

- Нынешний уровень взаимоотношений между Арменией и Россией сильно уступает тому, который был до 1999 года. Основные предприятия, которые сегодня есть в Армении, активно передаются под контроль западных государств. Причем Россия либо не допускается до обсуждения вопроса о создании СП вообще (как это было с вопросом об АЭС), либо ей предлагаются заведомо невыгодные условия. Западные же страны получают один за другим промышленные объекты практически даром. Причем среди них есть стратегически значимые объекты: международный аэропорт "Звартноц", единственный в Армении принимающий все классы самолетов, - под контролем Аргентины, мощнейший химкомбинат отдан Англии, распределительные электросети - английской офшорной компании. Однозначно, что они должны были стать СП с Россией. Но этого не произошло: они были отданы под контроль Западу. В политике так не бывает, что государство может принимать деньги отовсюду, даже если оно в них очень нуждается. Экономическая помощь имеет политические последствия, за которые надо потом отвечать. А нынешний президент, принимая финансовую помощь Запада, постепенно становится от него зависимым.

- Вы позиционируете себя как пророссийский политик. Будете ли вы стремиться к интеграции наших стран?

- Сегодня отношения, закрепленные межгосударственными договорами, у нас фактически союзнические. Тесное взаимодействие осуществляется в военной области. У нас единая система ПВО, существует совместный план применения вооруженных сил для отражения агрессии извне, охрана границы осуществляется российскими военнослужащими. Осталось только восстановить тесные экономические связи. Это одна из главных целей оппозиции.

- Армения - одна из немногих стран, где российский фактор играет важную роль во внутренней политике. Как вам видится роль России в предвыборной борьбе в Армении?

@@@
"За экономическую помощь надо отвечать"
"Карабахский катализатор" работает
"Нас не удовлетворяет позиция России в Карабахском конфликте"
600 тысяч человеческих жизней - за передел постсоветского пространства
«Россию интересует стабильная Армения»
А Ереван и Баку обязались сохранять перемирие
Алиев и Кочарян подыгрывают друг другу

Анкара недовольна итогами парижского визита Гейдара Алиева

@@

В Турции назревает идея нормализации отношений с Арменией

2001-01-31 / Арман Джилавян



Шоковое состояние, в котором оказались турецкая общественность и ее политическая элита после утверждения обеими палатами французского парламента резолюции о признании геноцида армян, значительно ослабило позиции тех консервативно-националистических кругов Турции, которые отвергают любую возможность установления прямого диалога с Арменией и считают обязательным оказание официальной Анкарой абсолютной поддержки Баку. Эта тенденция стала еще более явной после состоявшегося в конце минувшей недели визита президента Азербайджана Гейдара Алиева во Францию и состоявшихся в Париже армяно-азербайджанских переговоров на высшем уровне.

Как и предполагало большинство экспертов, поездка Алиева во Францию и его встреча с Жаком Шираком вызвали объективное недовольство большей части турецкого общества. Такого же мнения, кстати, придерживается азербайджанская пресса. Особый резонанс возымела позиция известного турецкого публициста Фатиха Алтайлы. В опубликованном им в газете "Хурриет" комментарии действия Алиева представляются как еще одно подтверждение справедливости старой турецкой пословицы. "Даже скорпион не сделает того, что сделал родственник". Как отмечают турецкие СМИ, подобного мнения, рассматривающего поездку Алиева в Париж как "предательство со стороны младшего брата", сегодня придерживается большинство представителей турецкого политического истеблишмента. Однако характерно, что параллельно этой позиции "недовольства и обиды" ныне в Анкаре назревает другая идея, состоящая в том, что Алиев фактически развязал руки Турции, внешнеполитический курс которой на протяжении последних десяти лет был в "заложниках" у Баку. Последний неоднократно заявлял о невозможности установления какого-либо конструктивного контакта между Арменией и Турцией, и в первую очередь разблокирования армяно-турецкой границы до окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. И эта позиция Азербайджана встречала почти абсолютную поддержку как общественности Турции, так и ее руководителей.

Сегодня же, как признает большинство турецких экспертов, ситуация значительно изменилась. Во-первых, потерпела фиаско политика экономической блокады и дипломатического прессинга, придерживаясь которой Анкара намеревалась заставить Ереван "снять" вопрос международного признания геноцида армян. Более того, как показало последнее развитие событий, контрэффективным оказался сам язык шантажа, на котором до последнего времени Турция пыталась обсуждать "Армянский вопрос" на международной арене. Особенно явным это стало после фактического признания осуществленного Османской Турцией преступления Арменоцида со стороны официального Лондона, чья позиция вряд ли может быть не согласована с Вашингтоном. Так, несмотря на резкое недовольство Анкары, британские власти приняли окончательное решение внести армян в список народов, ставших жертвой холокоста.

"Запад вряд ли на этом остановится, и армяне очень близки к победе", -считает Гундуз Актан, обозреватель единственного англоязычного издания Турции, газеты "Turkish Daily News", которая весьма часто воспринимается как неофициальный рупор турецкого внешнеполитического ведомства. Выходом из сложившейся ситуации в Турции все больше считают механизм установления прямого диалога с Арменией. В Анкаре убеждены, что Ереван априори заинтересован в нормализации армяно-турецких взаимоотношений и будет готов пойти навстречу, если только поверит в искренность турецкого предложения.

@@@
Анкара недовольна итогами парижского визита Гейдара Алиева
Баку ищет сближения с Москвой
Баку переводит армию на стандарты НАТО
Баку увязывает вопрос о размещении иностранных военных с активностью супердержав в разрешении карабахского конфликта
Безальтернативность закавказской альтернативы
Бесплодная активность
Буш получил право помогать Азербайджану

В Баку удовлетворены итогами саммита

@@

Президенты Армении и Азербайджана единодушны в необходимости сотрудничества с ОБСЕ

1999-11-24 / Ася Гаджизаде



CЕГОДНЯ в Баку интенсивно обсуждаются итоги стамбульского саммита ОБСЕ и анализируется сложившаяся ситуация вокруг урегулирования карабахского конфликта. Общественность республики с нетерпением ждала этого саммита, так как широко муссировались слухи о подписании соглашений о мире с Арменией на унизительных для Азербайджана условиях. Ожидания, конечно же, не оправдались, и дело ограничилось двусторонними переговорами между президентами Армении и Азербайджана, а также обсуждением этого вопроса на двусторонних переговорах с Биллом Клинтоном, Мадлен Олбрайт, Жаком Шираком и т.д. Вместе с тем действующий председатель ОБСЕ Кнут Воллебэк на своей пресс-конференции в Стамбуле заявил, что трагические события в Армении 27 октября отбросили назад мирный процесс, и указал на необходимость продолжения двустороннего прямого диалога между президентами Армении и Азербайджана. По мнению же местных экспертов, пока не созрела почва для подписания каких-либо соглашений о полномасштабном мире между Арменией и Азербайджаном, а состоявшийся саммит лишь еще раз подтвердил общие принципы, на основе которых должны разрешаться конфликты.

Ситуация вокруг нагорно-карабахского конфликта обозначена в 20-м пункте стамбульской декларации, где говорится, что "ОБСЕ приняла рапорт сопредседателей Минской группы ОБСЕ о ситуации, текущем продвижении дел, связанных с нагорно-карабахским конфликтом, и приложенных усилиях к его разрешению". Особо отмечается интенсификация прямого диалога между президентами Азербайджана и Армении. Подтверждается, что "формат переговоров в рамках МГ ОБСЕ является самым приемлемым форматом для нахождения решения.

Эксперты считают, что присутствие в декларации этого пункта является определенным продвижением вперед, хотя всем хотелось бы фиксации более конкретных предложений ОБСЕ в этом направлении. Примечательно, что Алиев и Кочарян единодушны в необходимости сотрудничества с ОБСЕ и оба согласны с форматом ведения переговоров в рамках МГ ОБСЕ. Эксперты считают, что такие намерения рано или поздно должны склонить Армению к уважению территориальной целостности Азербайджана, соблюдению принципов, продекларированных ОБСЕ. Вместе с этим в своих выступлениях на саммите Алиев и Кочарян озвучили схожие предложения по вопросу безопасности региона. В частности, Гейдар Алиев выступил с предложением к государствам ОБСЕ о подготовке пакта о согласии и сотрудничестве на Южном Кавказе. По его словам, такой пакт должен исключать наличие иностранных войск в этом регионе, терроризм, сепаратизм, этнические чистки, применение политики двойных стандартов и создавать условия для регионального экономического сотрудничества.

Президент Армении Кочарян в своем выступлении заявил, что созрела необходимость разработки новой системы региональной безопасности на Южном Кавказе, которая вписывалась бы в систему общеевропейской безопасности. Эксперты уверены, что настроения в Армении коренным образом меняются: намечается поворот к европейскому сообществу и некоторый отход от России. По их мнению, выступление Кочаряна было направлено не на защиту интересов стратегического партнера - России, а на более глубокую интеграцию с Западом.

Важным событием стамбульского саммита ОБСЕ явилось подписание Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Все государства ОБСЕ, в том числе и Россия, подписали адаптированный договор "об обычных вооружениях в Европе". Этот договор подписал и Азербайджан, несмотря на то что он недоволен тем, что Армения имеет одинаковую квоту с Азербайджаном и Грузией. Помимо этого, Азербайджан не устраивает тот факт, что Россия размещает свои вооружения на соседних территориях, в частности, в Армении и Нагорном Карабахе. Алиев пояснил, что поскольку статус НК не определен, эта зона не контролируема, и сейчас Азербайджан добивается того, чтобы эти вооружения были взяты под контроль. Но все же Алиев считает, что принятие ДОВСЕ имеет для Азербайджана большое значение, и поэтому Азербайджан подписал этот документ.

Другим, можно сказать, грандиозным для Азербайджана событием было подписание пакета документов о транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. В частности, между Демирелем, Алиевым и Шеварднадзе были подписаны межправительственное соглашение о строительстве основного экспортного трубопровода (ОЭТ), соглашение между инвесторами и правительствами транзитных стран, соглашение о строительстве нефтепровода "под ключ" турецкой компанией "Боташ" и соглашение о гарантиях турецкого правительства по обеспечению реализации этого проекта. Там же были подписаны декларация о транспортировке туркменского газа через территорию Азербайджана в Турцию и Европу, а также меморандум о взаимопонимании между Азербайджаном, Грузией и Турцией о продаже азербайджанского газа в Турцию и Европу.

Гейдар Алиев весьма удовлетворен подписанием документов об ОЭТ. Он заявил, что этот проект имеет для Азербайджана исключительное значение и что преодолено огромное количество препятствий, связанных с противодействием со стороны некоторых государств. По его мнению, имела большое значение поддержка США и лично Клинтона. Он также высоко оценил присоединение к проекту Казахстана.

@@@
В Баку удовлетворены итогами саммита
Во всех бедах Баку виноват Горбачев
Всемирный конгресс в День независимости
Ереван выигрывает "европейскую битву"
Ереван опровергает
Запад между Баку и Ереваном
Запад требует от Еревана уступок

Запоздалое прозрение

@@

Экс-президент Азербайджана о перспективах азербайджано-российских отношений

2002-02-18 / Аяз Муталибов Из досье "НГ":

Аяз Муталибов родился в 1938 году в Баку, в семье врачей. С 1989 года - Председатель Совета Министров Азербайджана. С января 1990 года - первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана. В мае 1991 года избран президентом республики. В феврале 1992 года, обвиненный оппозицией в гибели людей на территории Нагорного Карабаха, подает в отставку. 14 мая 1992 года Верховный Совет республики, заслушав отчет парламентской комиссии по расследованию Ходжалинской трагедии, отменяет решение об отставке и восстанавливает Муталибова на президентском посту. На следующий день в результате вооруженного государственного переворота Муталибов отстраняется от власти и покидает страну. Последние 9 лет проживает в России.







В политической жизни Азербайджана и России недавно произошло событие, на какое-то время приковавшее к себе внимание общественности обеих стран, - 25 января состоялся официальный визит президента Азербайджана Гейдара Алиева в Москву, завершившийся подписанием ряда соглашений с президентом РФ Владимиром Путиным.

В оценках аналитиков обеих стран при некоторой общности взглядов на результаты визита обнаружилась и определенная разница. Скажем, российские авторы подчеркивали, что визит в Москву Гейдара Алиева даст импульс к еще большему сближению обеих стран, потепление в отношениях которых наметилось еще год назад, после поездки Владимира Путина в Баку в январе 2001 г.

Азербайджанские аналитики, отмечая эту же мысль, тем не менее задались вопросом: что нынешний визит даст Азербайджану, а главное, каким образом его результаты скажутся на карабахском урегулировании?

При этом заметная часть азербайджанского общества как к самому визиту, так и к подписанным президентами соглашениям отнеслась одобрительно.

Даже оппозиция при свойственном ей критическом отношении к действиям президента страны в целом согласилась с тем, что и сам визит, и подписание известных соглашений, в том числе имеющих большое значение для России, являлись необходимостью, продиктованной существующими реалиями. Хотя и здесь звучали голоса тех, кто расценил это как очередное своеволие президента, привыкшего соотносить внешнеполитические акции с личными интересами.

Особое внимание, как и следовало ожидать, привлекло к себе соглашение об аренде Россией Габалинской РЛС, статус которой долгое время оставался неопределенным. Мнения об этом соглашении распределились в диапазоне между полным одобрением и жесткой критикой. Критикующие задавались вопросами о целесообразности его подписания вообще, о неоправданно большом сроке аренды (10 лет), о неадекватности денежной выгоды тому ущербу, который станция нанесла и продолжает наносить экологии страны и здоровью жителей.

Приведенный разброс мнений тем не менее отражает объективно существующие в Азербайджане общественные противоречия, сложившиеся на протяжении последнего десятилетия. Известно, что в начале 90-х гг. в республике господствовали антисоветские настроения, трансформировавшиеся вскоре после распада СССР в антироссийские. Известно также, что они возникли на волне карабахских событий и фокусировались в большой степени на персоне президента СССР Михаила Горбачева. Азербайджанцы его обвиняли в том, что он занимал проармянские позиции, в то время как армяне утверждали обратное.

Неприязненное отношение к Горбачеву резко усилилось и в связи с событиями, произошедшими в Баку 20 января 1990 г., когда в результате войсковой операции погибли люди. Именно с подобными настроениями республика вошла в постсоветскую эпоху.

Довольно стойкая неприязнь к союзной Москве, как бы автоматически продолжившаяся в постсоветское время, в начале 90-х являлась доминантой общественного мнения.

Дополнительным фактором, усилившим антироссийские настроения, стала ходжалинская трагедия, когда в феврале 1992 г. на территории Нагорного Карабаха в результате совместной операции армянских вооруженных формирований и 366-го мотострелкового полка Российской армии были варварски уничтожены сотни мирных жителей.

Однако с течением времени в обществе произошла коренная переоценка причин и последствий политических катаклизмов, имевших место в конце 80-х и начале 90-х гг.

Стали очевидными заблуждения тогдашних политиков. Их самоуверенность и утверждения, что Азербайджан способен собственными силами защитить свою независимость и территориальную целостность, потерпели фиаско.

Потускнели национал-патриотические лозунги романтиков, а пришедший к власти в результате переворота авторитарный режим уничтожил последние надежды на демократическое развитие общества, ввергнув народ в постоянную борьбу за физическое выживание.

Миграция населения стала исчисляться сотнями тысяч. Великое перемещение азербайджанцев выглядит парадоксальным еще и потому, что значительная их часть выехала в Россию - в страну, которую руководство Азербайджана, а за ним и СМИ преподносили преимущественно в образе врага.

Вскоре стало ясно, что культивируемые властями АР антироссийские настроения не свойственны большей части азербайджанского народа. Произошло своеобразное отделение зерен от плевел. Азербайджанское общество осознало, что именно благодаря заработкам гастарбайтеров в России страна избежала социальных потрясений. По разным оценкам, сегодня в РФ проживают около 2 млн. азербайджанцев, а сумма привозимых ими на родину денежных средств, как считают российские эксперты, в 2,5 раза превышает ВВП республики. Это явилось одним из основных факторов, которые привели к росту пророссийских настроений.

Сегодня можно утверждать, что в стране существует достаточно серьезная основа для дальнейшего укрепления отношений между Азербайджаном и Россией. Последние годы характеризуются стремительно возрастающими пророссийскими настроениями, причина которых и в том, что власти предержащие проявили полную несостоятельность в политическом и экономическом управлении страной. Поэтому наблюдатели полагают, что проводимая сегодня Гейдаром Алиевым политика сближения с Россией является вынужденной, продиктованной обстоятельствами. Крах, который потерпела власть в поисках альтернативных России партнеров, не позволяет Азербайджану идти прежним курсом. До сих пор нет существенных подвижек в карабахском урегулировании, не возвращены оккупированные территории, безрезультатной оказалась челночная дипломатия Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, а двусторонние встречи президентов, инициированные США, также не принесли результатов.

Не сыграли своей политической роли и подписанные нефтяные контракты, значение которых в вопросе урегулирования конфликта могло в свое время стать решающим.

В довершение ко всему лишь недавно, да и то с оговорками, на время была заморожена принятая конгрессом США 907-я поправка к Акту Свободы, действие которой долгое время лишало Азербайджан права получать гуманитарную помощь. И это несмотря на то, что с 1993 г. и по сей день на территории Азербайджана в палаточных городках проживают сотни тысяч беженцев.

На этом фоне в азербайджанском обществе все большее распространение получали суждения о том, что "ключи" от карабахской проблемы находятся именно в Москве.

Поэтому, когда власти в последнее время стали говорить о возможности укрепления азербайджано-российских отношений, многие были возмущены: а что, собственно, мешало проводить подобную политику с самого начала, до того, как республика потеряла 25% своих территорий?! Ведь на протяжении истекшего десятилетия были периоды, когда взвешенная политика по отношению к России могла благоприятно для национальных интересов повлиять на ситуацию в Нагорном Карабахе. Почему же азербайджанские политики тогда предпочли игнорировать эти интересы и не замечать того, что лежало на поверхности?

Аналитики не скрывают того, что последние шаги Алиева вызвали в обществе подобное недоумение. Что может оправдать столь позднее признание очевидного факта - значение состояния азербайджано-российских отношений для самого Азербайджана? Как же могло случиться, что с приходом к власти в июне 1993 г. нынешний президент не сделал того, что диктовалось насущной необходимостью, - не пролонгировал соглашение о членстве Азербайджана в СНГ?

Ведь именно между июнем и сентябрем 1993 г. страна потеряла пять крупных районов, оказавшихся под оккупацией. Лишь в сентябре парламент дал согласие на вхождение Азербайджана в СНГ. Что помешало ему это сделать раньше, не доводя дело до катастрофы? Неужели то, что в конце 1991 г., когда я, будучи президентом страны, поставил свою подпись в Алма-Ате под соглашением о создании СНГ, Алиев вместе с оппозиционным Народным фронтом выступал против этого? Иначе говоря, ему было не с руки начинать свою деятельность именно с этого. Однако он не мог не знать и того, что тогда Азербайджан на совещание в Алма-Ату и не приглашали. Более того, было принято решение воздержаться от приема АР в СНГ. Лишь после моего настояния и поддержки, оказанной мне тогдашним руководителем Украины Леонидом Кравчуком, республика была принята в состав Содружества.

Можно было по-разному относиться к СНГ, но не понимать важности нашего выступления в его состав было нельзя. Иначе Азербайджан 2 марта 1992 г. вместе с 10 другими бывшими союзными республиками не был бы принят в состав ООН, то есть не получил бы признания своей независимости со стороны международного сообщества. Останься Азербайджан в одиночестве, лишенный трибуны не только в Москве, но и в ООН, кто знает, что еще могло произойти с ним, начнись крупномасштабная война.

Сентябрьское 1993 г. решение азербайджанского парламента о вступлении страны в СНГ позволило президенту осуществить рабочий визит в Москву, во время которого он вместе с президентом России Борисом Ельциным подписал ряд соглашений. Практическим результатом того визита стала помощь России в подписании в мае 1994 г. в Бишкеке соглашения о прекращении огня.

Однако следует с сожалением подчеркнуть, что это соглашение было заключено после потери пяти районов и, в общем-то, не оказало позитивного влияния на урегулирование карабахского конфликта в целом. Наоборот, Армения получила возможность выдвигать неприемлемые для Азербайджана условия ("территории в обмен на статус независимости НКР"), ставшие со временем формулой всего переговорного процесса, что окончательно завело проблему в нынешний тупик.

Между тем в феврале 1992 г. произошло то, что должно было стать уроком для азербайджанских политиков и предотвратить, спустя год, события аналогичные по мотивам, но более тяжкие по последствиям.

Речь идет о моем вынужденном отказе поставить свою подпись под соглашением о вхождении в состав Главкомата СНГ тогда еще только нарождавшейся азербайджанской армии. За некоторое время до саммита глав государств СНГ (14 февраля 1992 г.) я, несмотря на все прилагаемые усилия, так и не получил согласия парламента на подписание столь важного для республики соглашения.

Без санкции парламента моя подпись под соглашением могла бы стать удобным поводом для деструктивных действий воинствующей оппозиции, умело манипулирующей общественным мнением. Вывод для несведущего человека был бы однозначен - "президент вновь подчинил армию Москве и тем самым лишил страну возможности самостоятельно решить карабахскую проблему".

Этой ситуацией незамедлительно воспользовалась Армения, при активной поддержке которой карабахские сепаратисты предприняли массированное наступление.

Тогда ошибка азербайджанских политиков заключалась в том, что они карабахскую проблему рассматривали как сугубо военную, а не политическую.

Еще один повод для переоценки политики был предоставлен в конце 1992 г. после потери Кельбаджарского района, когда в боевых действиях против Азербайджана принимали участие уже регулярные части Республики Армения. Но, увы, выводов опять не последовало.

Поиск альтернативных партнеров продолжался, и на это ушло много лет. Вместе с тем продолжала существовать опасность наступать на одни и те же грабли вновь и вновь.

И в результате всех политических игр, за которые до сих пор расплачивается азербайджанский народ, общество становится свидетелем того, как все возвращается на круги своя. Отсюда и недовольство фактом столь запоздалого прозрения.

Ссылки на то, что предшественники нынешних российских властей плохо относились к Азербайджану и, дескать, поэтому отношения между странами долгое время были прохладными, должны как-то камуфлировать собственные недоработки азербайджанских властей на российском направлении.

Хотя, судя по выдаче Азербайджану немалого числа политических беженцев, холодными эти отношения вряд ли можно назвать. Уместно также отметить, что в 90-е гг. ушедшего столетия российское руководство, занятое собственными проблемами, не проявляло должного интереса не только к Азербайджану, но и к другим партнерам по бывшему Союзу. Об этом говорил президент Путин, делая акцент на усиление политики в отношении стран ближнего зарубежья. Это направление он объявил приоритетным во внешней политике страны.

На своей пресс-конференции, комментируя значение подписанных в Москве 25 января соглашений, президент Азербайджана подчеркнул, что отныне азербайджано-российские отношения будут носить стратегический характер. Это заявление запоздало по времени на целых девять лет.

Некоторые азербайджанские аналитики тут же отметили совпадение по времени визита президента Азербайджана и потепления российско-американских отношений. Наивно полагать, что это на самом деле случайное совпадение.

Итак, президент Азербайджана назвал новый уровень отношений с Россией стратегическим партнерством. Если это заявление воспринимать всерьез, то оно существенно изменит конфигурацию отношений между Москвой и по крайней мере столицами двух закавказских республик - Баку и Ереваном.

Можно утверждать, что эти отношения могут составить треугольник и тем самым будет исключена напряженность, возникшая в регионе в связи с тем, что Москва и Ереван в начале 90-х гг. заключили военно-стратегический союз. И если к этому союзу на равнозначном уровне присоединится Баку, а затем и Тбилиси, то можно будет надеяться на последовательное улучшение обстановки на Южном Кавказе и решение застарелых территориальных и иных проблем.

@@@
Запоздалое прозрение
И вновь о базах НАТО в Азербайджане
Иностранные кадры решают все?
Карабах готовят к мирной жизни
Майндорфское мирное продвижение
Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян уехал к в Нью-Йорк
Москва взялась за Карабах

НЕГА сообщает

@@ 2001-10-23



Белоруссия

В СООТВЕТСТВИИ с декретом "О повышении роли науки и реформировании Национальной академии наук Белоруссии", который подписал Александр Лукашенко, республиканской наукой теперь будет руководить президент. Согласно этому документу, президент будет назначать не только президента Национальной академии наук, но и состав президиума этого научного органа. Заметим, эти должности всегда были выборными. Академики, к которым журналисты республиканских СМИ обратились за комментариями по этому поводу, хотя и согласны, что Академии наук необходимо реформирование, однако не согласны с решением президента. По их мнению, теперь академическая система уже не будет демократической и самостоятельной. Одновременно Александр Лукашенко назначил президентом Академии наук бывшего главу своей администрации Михаила Мясниковича. По некоторым данным, последний будет более настойчиво добиваться создания в Академии отделения органов государственного управления, чтобы пристроить туда своих друзей: бывших вице-премьера Михаила Демчука и заместителя главы администрации Владимира Заметалина.

***

В Барановичах (Брестская область Белоруссии) на стратегическом объекте Космических войск России проходят испытания радиолокационной станции (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении. Как сообщило Минобороны Белоруссии, испытания продлятся два месяца. На РЛС уже завершена отладка боевых алгоритмов и программ, и сейчас станция работает в штатном режиме по реальному космическому фону: обнаруживает и сопровождает космические объекты, а затем выдает информацию о них на командный пункт. В первой половине 2002 г., когда закончатся все испытания систем, РЛС заступит на боевое дежурство.

Азербайджан

ЗАЯВЛЕНИЕ президента Гейдара Алиева о том, что проводить антитеррористическую операцию на "оккупированных армянами территориях Азербайджана пока нецелесообразно", находится в центре внимания оппозиции. Как заявил азербайджанскому агентству "Билик Дуньясы" зампред Партии национальной независимости Азербайджана Магеррам Зульфугарлы, подобное заявление президента говорит о "неготовности вооруженных сил к подобным действиям или же свидетельствует об отсутствии поддержки со стороны больших держав".

Киргизия

ВЕРХНЯЯ палата киргизского парламента приняла в первом чтении Закон о внесении поправки в Конституцию, согласно которой русский становится официальным языком Киргизии. Как сообщает Радио "Свобода", теперь этот документ должен пройти в палате второе чтение, кроме того, нижняя палата парламента также должна принять закон в двух чтениях. Напомним, что государственным языком Киргизии, согласно принятому в 1989 г. закону, является киргизский, что закреплено в Конституции, принятой 5 мая 1993 г.

Киргизия-Узбекистан

@@@
НЕГА сообщает
Нега сообщает
Несбалансированная сбалансированность
Обреченные на провал
Опасные игры "союзников"
Паломничество европейцев в Армению
Партия Народно-патриотический союз "Азербайджан - XXI век" заявляет: "Азербайджан был и останется с Россией"

Посредников по Карабаху становится больше

@@

За урегулирование армяно-азербайджанских отношений готовы взяться Турция и Иран

2008-09-23 / Юрий Симонян



В четверг и пятницу в Нью-Йорке в рамках 63-й Генассамблеи ООН ожидается встреча министров иностранных дел Азербайджана, Армении и Турции. Как сообщил телеканал CNN Turk, в течение двух дней главы МИДов проведут серию встреч как в двухсторонних, так и трехстороннем форматах. Тема переговоров – урегулирование карабахского конфликта. Впервые в качестве посредника фигурирует Турция, до последнего времени занимавшая четкую проазербайджанскую позицию.

Вряд ли позиция Анкары по карабахскому конфликту претерпела серьезные изменения со времени недавнего визита президента Абдуллы Гюля в Ереван. На это, к слову, указывает и армянская радикальная оппозиция, считающая, что переговоры при турецком посредничестве бессмысленны, поскольку в любом случае Турция будет поддерживать Азербайджан, а реальный формат переговоров в Нью-Йорке следует воспринимать как «два против одного». Однако глава МИД Армении Эдвард Налбандян надеется, что участие Турции в переговорах способно сдвинуть их с мертвой точки: «Надеюсь, Анкара сможет убедить Баку занять более гибкую позицию».

@@@
Посредников по Карабаху становится больше
Президент предпочитает выждать
Проблема Нагорного Карабаха осталась нерешенной
Провокация накануне саммита
Резкие перемены во внешней политике Армении
Российские геополитические рельсы
Русская православная церковь примиряет Армению и Азербайджан

Стратегическим отношениям понадобилась корректировка

@@

Перед визитом Дмитрия Медведева в Ереване заговорили о новых российских базах

2008-10-20 / Юрий Симонян



Сегодня начинается официальный двухдневный визит президента России Дмитрия Медведева в Армению. Визит осуществляется по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна. В ранге глав государств это уже их пятая встреча. А в конце прошлой недели в Ереване принимали представителя Госдепа США Дэниела Фрида и спецпредставителя НАТО на Южном Кавказе Роберта Симмонса.

Как сообщил «НГ» пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян, президенты затронут тот же круг вопросов, что и во время визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереван 3 октября: «Они обсудят аспекты двусторонних отношений, коммуникационные проблемы, ситуацию в регионе». Но обсуждением протокольных вопросов дело вряд ли ограничится.

Встреча президентов Медведева и Саргсяна своевременна – российско-армянские отношения вышли из фазы безоблачности. Шероховатости и накладки большей частью вызваны последствиями войны в Южной Осетии и нуждаются в устранении – для сохранения уровня отношений, считающихся стратегическими. О том, что стали возникать сложности, косвенно свидетельствуют блиц-визиты Фрида и Симмонса в конце минувшей недели. По мнению источников «НГ» в Армении, Запад зондирует ситуацию, которая складывается между партнерами.

У Москвы могут быть определенные вопросы к Еревану по позиции, занятой в отношении Абхазии и Южной Осетии. Осудив на саммите ОДКБ агрессию Тбилиси, Армения вскоре заявила поддержку территориальной целостности Грузии. Произошло это в конце сентября во время визита Сержа Саргсяна в грузинскую столицу. Ведущие армянские издания полагают, что побывавший 3 октября в Ереване Сергей Лавров пытался выяснить более четкую позицию армянской стороны в этом вопросе. И, возможно, не добившись желаемого результата, спустя несколько дней в интервью «Российской газете» допустил заявление, которое, по словам армянских политологов, стало «холодным душем для Еревана». Рассуждая об урегулировании карабахского конфликта, Лавров заметил, что остались нерешенными два-три вопроса. «Наше ощущение, как одного из трех посредников, такое, что развязка вполне реальна... Как только карабахское урегулирование станет фактом, Турция готова будет помочь Армении установить нормальные связи с внешним миром, естественно, через установление официальных, дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном», – сказал Лавров. Это заявление по времени почти совпало с призывом к Еревану представителя Госдепа США, одного из кураторов Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы признать принадлежность Нагорного Карабаха (НКР) Азербайджану.

Газета «Айкакан жаманак» («Армянское время») обращает внимание и на неанонсированный визит в Ереван в те же дни министра обороны России Анатолия Сердюкова. Со ссылкой на достоверные источники газета сообщает, что он с коллегой Сейраном Оганяном обсуждал вопросы, связанные с выводом армянских формирований с азербайджанских территорий, прилегающих к НКР. И хотя МО Армении опровергло это сообщение, в Ереване уверены, что дыма без огня не бывает и забили тревогу. О недопустимости уступок Азербайджану заговорила не только оппозиция во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, посвятившая проблеме очередной многотысячный митинг в конце прошлой недели, но и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» (АРФД), входящая в правящую коалицию.

На пресс-конференции председатель постоянной парламентской комиссии по обороне и национальной безопасности, экс-замминистра обороны Артур Агабекян заявил, что АРФД считает недопустимыми территориальные уступки Азербайджану – «земли вокруг НКР имеют важную составляющую безопасности», и не исключил появления в Армении новых российских военных баз в дополнение к дислоцированной в Гюмри, а также базы российских миротворцев в НКР. И хотя он заметил, что эти действия возможны только в соответствии с новыми межгосударственными соглашениями между Арменией и Россией, наблюдатели заговорили о возможности сценария отвода армянских формирований с прилегающих к НКР территорий в обмен на укрепление безопасности республики путем размещения российских голубых касок в непризнанной республике. Пресс-секретарь Министерства обороны Армении, полковник Сейран Шахсуварян сказал «НГ», что не располагает данными на этот счет. Его российские коллеги ограничились «без комментариев».

Глава МИД НКР Георгий Петросян на соответствующий вопрос «НГ» заявил: «Мы не получали предложений. И не обращались. Будет предложение, будем рассматривать». Что же касается заявлений Лаврова и Брайзы, то Петросян заявил «НГ»: «Оптимизма в плане близкой развязки я не разделяю. Без Нагорного Карабаха его судьба никак не решится».

@@@
Стратегическим отношениям понадобилась корректировка
Судьбу Карабаха решат в Петербурге
Успех саммита в Париже предопределен?