"Мы ставим диагноз, но лекарства еще не придумали"

@@

Глава рабочей группы Госсовета по жилищно-коммунальной реформе Леонид Полежаев считает, что с преобразованиями лучше не торопиться

2001-05-25 / Людмила Романова Прошлая зима как нельзя лучше продемонстрировала состояние жилищно-коммунального хозяйства страны. Еще в феврале президент Путин, совершая поездку по Сибири, провел "инспекционное" совещание по этому вопросу. Об одной из горячих тем работы Госсовета - реформе ЖКХ - рассказывает руководитель рабочей группы, губернатор Омской области Леонид Полежаев.



-ЛЕОНИД КОНСТАНТИНОВИЧ, в начале следующей недели ваша рабочая группа представит на заседании Госсовета доклад о реформировании жилищно-коммунальной отрасли. Вы не опасаетесь, что ваши наработки повторят судьбу предложений Виктора Кресса относительно преобразований в электроэнергетике?

- Я и не рассчитываю, что доклад рабочей группы Госсовета по реорганизации ЖКХ может быть единственным и бесспорным документом. Как отнесется к нему правительство, мне неизвестно, но я знаю, что в состав рабочей группы входили и руководители Госстроя, то есть органа, который непосредственно подчинен правительству, и депутаты Госдумы, и представители регионов. Нам пришлось сводить довольно широкий спектр мнений, но в результате доклад был завизирован, в том числе и представителями Госстроя. Мне кажется, правительство может найти в наших предложениях много полезного. Если это произойдет, значит, мы работали не зря.

- Многие считают, что политическая функция Госсовета заключается в том, чтобы отвлекать губернаторов от оппозиционных мыслей. Вам не кажется, что и неопределенность с проектами Юрия Лужкова и Минтимера Шаймиева, и аппаратный проигрыш группы Виктора Кресса это предположение подтверждают?

- Я не могу комментировать позицию моих коллег, в частности по поводу реформы электроэнергетики. Кто вообще доволен концепцией РАО "ЕЭС России"? Лично я воспринимаю Госсовет серьезно и с этой убежденностью занимался своей работой, поэтому давайте лучше поговорим о ЖКХ.

- У правительства есть собственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства?

- В Госстрое была разработана какая-то концепция еще до того, как мы представили предложения нашей группы. Наверное, и у Минэкономразвития есть свое мнение по этому вопросу. Но в Госсовете мы работали над единым документом, где учитывались по возможности все предложения. Кажется, нам удалось максимально сблизить позиции. В программе Госсовета по реформированию ЖКХ нет никаких "особых мнений".

- Но какие-то расхождения остались?

- Что-то, конечно, осталось. Например, понятно, что темпы и характер реформ будут зависеть прежде всего от бюджетных возможностей - государства, регионов, муниципалов. Но даже при этих обстоятельствах я не могу поддержать предложение о привлечении иностранных заимствований под гарантии правительства. Возможны какие-то пилотные проекты с участием зарубежных банков, но делать эту практику общей для всех, мне кажется, не очень правильно.

- Как этот вопрос оговаривается в концепции Госсовета?

- С таким предложением может выступать Госстрой, но в концепции эта идея поставлена под сомнение.

- А как вы относитесь к предложению Минэкономразвития, что Фонд регионального развития, из которого, в частности, планируется поддерживать реформу ЖКХ, должен финансировать предприятия того же РАО "ЕЭС"?

- Это не может нас устраивать. Фонд должен финансировать оплату тех услуг, которые энергетики предоставляют. Здесь важно разделить интересы, сделать так, чтобы преобразования в жилищно-коммунальной сфере шли параллельно с реформами естественных монополий. Эти процессы должны координироваться на федеральном уровне. Не нужно создавать министерство жилищно-коммунального хозяйства, это вернет нас к советским методам управления. ЖКХ - это такой нетронутый остров затратной социалистической экономики. Но мы должны продолжить диалог в рамках межведомственной комиссии.

- Вы говорите о координации действий, однако сами работники ЖКХ с преобразованиями не торопятся. Только на выработку основных предложений программы реформирования они запросили два года, в то время как в РАО "ЕЭС" к этому времени уже будет создана Федеральная сетевая компания.

- А разве концепция реформирования РАО "ЕЭС России" уже принята? Я не уверен, что это случится в течение месяца. Тем не менее реформа электроэнергетики связана жилищно-коммунальными преобразованиями не по всем позициям. Поэтому я не исключаю, что какие-то изменения в РАО могут опережать развитие событий в ЖКХ. И потом в электроэнергетике речь идет о системных преобразованиях, а субъектами реформирования ЖКХ станут все граждане. Если мы не хотим, чтобы нас на вилы подняли, лучше не торопиться. Нужно объяснить людям, что платить должны все, но в разных пропорциях, заложить соответствующие средства в бюджеты всех уровней, решить, что делать с отложенным долгом, как реорганизовать систему самоуправления, определить уровни ответственности за проведение реформ. А потом уже задумываться над созданием конкурентной среды.

- За любые либеральные реформы платит потребитель. Вы уже подсчитывали, во сколько гражданам обойдутся жилищно-коммунальные преобразования? И как вы собираетесь отделить богатых от бедных?

- Точную сумму мы пока не подсчитали и богатых от бедных тоже еще не отделяли. Есть модель, что реформа должна идти за счет богатых. Мы диагноз ставим, а лекарства еще не придумали. Я считаю, что этим должен заняться какой-то межведомственный орган под эгидой правительства.

- В ходе обсуждения программы рабочей группы назывались разные суммы, необходимые для реформы. Одна из наиболее часто встречающихся - 45 миллиардов рублей ежегодно. Какая часть этих расходов может быть собрана за счет населения?

@@@
"Мы ставим диагноз, но лекарства еще не придумали"
Борьба с криминалом началась
Все для роста
Гаврошам нет места на иркутских улицах
Гохран освободится от драгоценных камней
Доктрина Сергеева не жестче предыдущей
Казачьей нагайкой по наркомании

Катанандов запутался с кадрами

@@

Отставка мэра Олонецкого района Карелии прошла под давлением республиканских властей

2005-09-19 / Андрей Фарутин







Главе Карелии Сергею Катанадову все труднее дается признание собственных кадровых просчетов.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В Олонецком районе Карелии проводили «на заслуженный отдых» главу местного самоуправления Олонецкого района Карелии Александра Титова, досрочно подавшего в отставку. Уход со своего поста Титова, считающегося человеком из команды главы региона Сергея Катанандова, больно ударил по самолюбию последнего.

Мэр района откровенно не справился с должностью. Последней каплей, переполнившей чашу терпения республиканских властей, стал жесткий вывод межведомственной комиссии о неудовлетворительной подготовке Олонецкой мэрии к грядущей зиме.

Любопытно, что предшественник Титова на этом посту Василий Попов три с лишним года назад тоже ушел в отставку за несколько месяцев до окончания срока своих полномочий. И также под ощутимым нажимом сверху. Разница лишь в том, что яблочник Попов был и остается в открытой оппозиции к главе Карелии Сергею Катанандову, с которым он после завершения карьеры мэра даже вступил в борьбу за кресло высшего должностного лица республики на выборах 2002 года. Титова же, напротив, власти усердно двигали тогда на район как «человека Катанандова».

При этом если Попова всячески зажимали, то Титов получил в своей деятельности карт-бланш. Кстати, Попов запомнился тем, что впервые организовал ряд инициатив, не только деловых, но и культурных: знаменитые Олонецкие игры Дедов Морозов, ежегодный гусиный праздник, молочный фестиваль… Титов же никаких новых идей предложить не смог. И если при Попове, не боявшемся политических дискуссий, общественная жизнь в глубинке заметно активизировалась, страсть к администрированию и «подковерной бюрократии» оттолкнула от Титова даже прежних сторонников.

@@@
Катанандов запутался с кадрами
Ледник грозит новыми жертвами
Между МПС и Кузнецким металлургическим комбинатом предполагается заключить долгосрочное соглашение о гарантированных закупках рельсовой продукции на период до 2005 года
Минтоп отсеивает кадры
Михаил Фрадков устал быть «техническим» премьером
Не частное дело
Новости

Новый УПК скоро станет старым

@@

В Совете безопасности РФ обеспокоены бесправием потерпевших

2003-05-16 / Анатолий Костюков Принятие год назад нового УПК было расценено как большая победа либеральной судебной реформы, инициированной Кремлем. Тогда казалось, что этот процесс необратим. Но сегодня выясняется, что власти вновь пересматривают УПК, собираясь резко ужесточить процессуальное право. Заботу об этом взял на себя Совет безопасности РФ. На днях прошло заседание межведомственной комиссии СБ по конституционной безопасности, которая обсудила ситуацию с обеспечением конституционных прав граждан, потерпевших от преступных посягательств, и признала ее ненормальной. Что из этого следует, в интервью "НГ" рассказывает заместитель секретаря СБ РФ Валентин Степанков.

Из досье "НГ"

Валентин Георгиевич Степанков родился 17 сентября 1951 года в Перми. Образование высшее, в 1976 году окончил Пермский государственный университет по специальности юрист.

В 1975-1987 гг. - работал в областных органах прокуратуры.

В 1987-1988 гг. - замначальника Главного следственного управления Прокуратуры СССР.

В 1988-1990 гг. - прокурор Хабаровского края.

В 1990-1991 гг. - первый заместитель прокурора РСФСР.

В 1991-1993 гг. - генеральный прокурор РФ.

В 1995-1996 гг. - заместитель губернатора Пермской области.

В 1996-1999 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ.

В 2000-2003 гг. - заместитель полпреда президента в ПФО.

5 апреля 2003 года назначен заместителем секретаря Совета безопасности РФ.



- Валентин Георгиевич, озабоченность СБ защитой прав потерпевших как-то связана с печальным происшествием на Дубровке и судебными исками граждан, пострадавших в результате того теракта?

- Косвенно оно связано с любым из многочисленных, к сожалению, случаев нарушения конституционных прав наших граждан. Но если говорить конкретно, основой для работы Межведомственной комиссии стала практика применения нового Уголовно-процессуального кодекса РФ. Этот кодекс действует с июля прошлого года и, как многие, наверное, помнят, с самого начала был высоко оценен юридической общественностью страны. О нем говорили как о законе, который кладет конец репрессивной традиции советского судопроизводства и вводит в нашу процессуальную практику лучшие европейские стандарты. Во многом это заслуженные похвалы. Однако опыт применения нового УПК выявил не только достоинства, но и недостатки. Главный из них - явный дисбаланс в обеспечении прав обвиняемого и потерпевшего.

- Дисбаланс в пользу обвиняемого?

- Вот именно. Разработчики нового кодекса прежде всего стремились покончить с наследием карательного правосудия, и поэтому на первый план вышла забота о том, чтобы надежно гарантировать права граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. А то, что в адекватных гарантиях нуждаются и люди, пострадавшие от преступных посягательств, - это как-то отошло на задний план. Таким образом, оказался нарушенным конституционный принцип равенства прав граждан на судебную защиту.

- Как это проявляется на практике? Резко растет число оправдательных приговоров?

- Действительно, это одно из следствий введения нового УПК. В первые три месяца его действия суды оправдали вдвое больше обвиняемых, чем за аналогичный период предыдущего года. Конечно, эту статистику можно интерпретировать по-разному, но есть конкретные факты - их в материалах нашей комиссии огромное множество, - когда неравенство потерпевшего и обвиняемого самоочевидно. Вот простой пример по Москве. Задержана группа мошенников, от рук которых пострадали свыше 600 человек. Следствие закончено, дело передано в суд. Теперь суд должен выполнить одно нехитрое вроде бы процессуальное действие - вручить обвиняемым копию обвинительного заключения. Несколько обвиняемых отказались получать заключение, пришлось звать понятых и составлять акт об отказе. Казалось бы, сделано все возможное, но вскоре суд вернул дело в прокуратуру, поскольку, на взгляд судей, права обвиняемых были все же ущемлены. Это определение суда было обжаловано, следующая инстанция его отменила и вернула дело обратно, но затем карусель закрутилась по новому кругу. Трудно поверить, но из-за этой волокиты уголовное дело лежит без рассмотрения уже 10 месяцев. Дошло до того, что жаловаться на нарушение прав начали те обвиняемые, которым обвинительные заключения были вручены по всей форме. Они, мол, без всяких оснований пересиживают в СИЗО и требуют защитить их законные интересы. Между тем того же самого ждут 600 законопослушных граждан, пострадавших от этих мошенников. Им остается только ждать и надеяться - другого им не дано. Пока обвиняемые не осуждены, потерпевшие не могут претендовать на возмещение их ущерба. Это, кстати, еще одна несправедливость, узаконенная УПК, исправления которой мы намерены добиваться. При всем уважении к юридической процедуре нельзя все-таки мириться с тем, чтобы потерпевший становился "процессуальной жертвой". Кстати, людей, пострадавших от преступных действий, у нас в два-три раза больше, чем осужденных. Так что речь идет о защите прав большинства.

- Справедливости ради надо заметить, что потерпевший может не только "ждать и надеяться". У него тоже есть право на адвоката.

- Право есть. Но, сравнив процессуальный статус адвокатов потерпевшей стороны и обвиняемой, вы увидите тот же дисбаланс. Адвокату, защищающему обвиняемого, предоставляется возможность вести фактически самостоятельное следствие. А какие права у адвоката потерпевшего? Те же, что и у его клиента.

- Если я правильно понял, Совет безопасности намерен инициировать правку нового УПК? И это будет правка в сторону ужесточения кодекса?

- Если под ужесточением понимать ограничение прав обвиняемых, то об этом речи нет. Корректировке, на наш взгляд, подлежат лишь те нормы, которые являются откровенно абсурдными. Например, когда судья дает следователю санкцию на проведение обыска или прослушивание телефонных разговоров, то у лица, в отношении которого предпринимаются эти действия, есть право присутствовать при вынесении судебного решения. Он даже может заявить о своем несогласии с принятой санкцией. Трудно поверить, но это так: сначала подозреваемого предупреждают, что скоро к нему нагрянут с обыском, а потом пытаются что-то найти. Или что-то узнать из его телефонных разговоров, предварительно предупредив его о "прослушке". Конечно, от таких "шероховатостей" кодекс надо почистить. Но это отнюдь не основная работа. Главная задача - расширить права потерпевших, чтобы УПК защищал их законные интересы не менее надежно, чем интересы обвиняемых. Скажем, необходимо пересмотреть порядок возмещения материального ущерба, причиненного в результате уголовного преступления. Сейчас, как я уже говорил, чтобы подать гражданский иск о возмещении ущерба, нужно ждать, когда преступника изобличат и осудят. А его могут и не поймать или не осудить, или ко времени вынесения приговора у него не останется имущества. Между тем в зарубежной практике выработано множество способов, позволяющих разрешать подобные ситуации в интересах пострадавшей стороны. Многим из этого опыта можем воспользоваться и мы.

- На основе рекомендаций СБ, видимо, будет подготовлен законопроект о внесении поправок в УПК? Кто его пишет и как скоро его можно ждать?

@@@
Новый УПК скоро станет старым
Правительство не прочь продавать землю иностранцам
Правительство подпортило песцам шкурку
Председателя повело на сторону
Путинский премьер стал радикальным либералом
Революционеров изгоняют из Саратова
Регионы ударили по единству России

Россия увеличивает экспорт нефти

@@

В следующем году цены на черное золото могут существенно снизиться

2000-09-05 / Сергей Правосудов



Цена на нефть на американском и азиатских товарных рынках на днях достигла рекордной отметки и составила 34,5 долл. за баррель. Напомним, что даже в 1990 году во время войны в Персидском заливе цены на сырую нефть не превышали 33 долл. Трейдеры считают, что причиной нового резкого скачка цен стало заявление президента организации стран - экспортеров нефти Али Родригеса о том, что ОПЕК рассмотрит вопрос об увеличении квот на добычу и продажу нефти только 10 сентября и не ранее.

Япония и Австралия, являющиеся крупнейшими потребителями нефти и нефтепродуктов среди стран Юго-Восточной Азии, заявили, что дальнейший рост цен на нефть на мировых рынках может привести к замедлению темпов экономического роста в этих странах. По мнению представителей правительств Японии и Австралии, страны - члены ОПЕК должны незамедлительно принять меры по снижению цены на нефть.

"Динамика цен на нефть оказывает огромное влияние на японскую экономику", - заявил министр торговли и промышленности Японии Такео Хиранума. Он подчеркнул, что неконтролируемый стремительный рост цен на нефть может подорвать хрупкие основы экономической стабилизации в Японии. "С нашей точки зрения, было бы оптимально, если бы цена на нефть находилась на уровне ниже 25 долл. за баррель", - отметил г-н Хиранума. Практически ту же точку зрения высказал министр иностранных дел Австралии Александр Даунер. По его словам, австралийские потребители нефтепродуктов сейчас вынуждены платить за них огромные деньги, что негативно отражается на темпах экономического роста в стране. "Я намерен употребить все наше дипломатическое влияние для того, чтобы голос Австралии был услышан при решении вопроса о квотах на добычу и экспорт нефти".

Источник агентства АК&М заявил: "Рынки ожидали, что страны - члены ОПЕК поддадутся давлению, оказанному на них со стороны США и других индустриально развитых стран. Однако пока руководство организации занимает довольно жесткую позицию: оно не отрицает возможности пересмотра ныне действующего режима квот, однако не делает ничего для того, чтобы приблизить момент этого пересмотра".

В результате сейчас нет факторов, которые могли бы воспрепятствовать движению цен на нефть вверх. "Падение объемов нефтепродуктов в американских нефтехранилищах при высоком спросе на нефть в странах Европы и Юго-Восточной Азии создают дополнительные условия для победного роста цен, а молчание Саудовской Аравии по вопросу о возможном одностороннем увеличении квот усиливает "бычьи" настроения на товарных рынках", - считают нефтяные трейдеры.

На прошлой неделе США и Европейский союз открыто заявили о том, что они предпримут максимум усилий, чтобы добиться снижения цен на сырую нефть. Однако пока им это не удается. Кандидат в президенты от республиканцев Джордж Буш не перестает критиковать администрацию демократов за их слабость и уверяет, что сам бы он нашел способ повлиять на производителей нефти.

Аналитик инвестиционной компании "АТОН" Стивен Дашевский заявил корреспонденту "НГ", что в ближайшее время цена на нефть будет только расти. Он предположил, что 10 сентября ОПЕК увеличит квоту добычи на 500 тыс. баррелей в день, но этого количества будет недостаточно для существенного снижения цены.

Однако в следующем году ситуация может резко измениться. Страны ОПЕК активно вкладывают деньги в разработку новых месторождений и в будущем году смогут увеличить предложение нефти на рынок. Пока значительно увеличить добычу за счет имеющихся мощностей могут только Кувейт и Саудовская Аравия. Однако к концу года к ним присоединится ряд других государств ОПЕК. В частности, Венесуэла, которая сейчас выступает категорически против увеличения предложения нефти, к концу года сможет серьезно увеличить добычу. Кроме того, аналитик отметил, что добычу увеличивают Россия, Мексика, Норвегия и Великобритания, а также международные корпорации, которые осуществляют добычу по всему миру (такие, как "Бритиш Петролеум"). В результате этого добыча нефти в следующем году может серьезно возрасти, и цены на нее упадут. Так что цена в 18 долл. за баррель, заложенная в российском бюджете на будущий год, может стать реальной.

В условиях высоких цен на нефть контроль за объемом ее экспорта приобретает стратегическое значение. Пока Россия была ограничена в объемах экспорта из-за пропускной способности трубопроводов. Объем российского экспорта черного золота колебался около 120 млн. тонн в год. Однако сейчас ситуация начала меняться. За первые полгода экспорт нефти вырос на 1,5 млн. тонн. И это не предел. Компания "ЛУКОЙЛ" уже начала экспорт нефти морским путем из Тимано-Печорской провинции. Первый танкер с 10 тыс. тонн нефти на борту отправился из поселка Варандей (Ненецкий автономный округ). В собственности "ЛУКОЙЛа" уже имеется несколько танкеров ледового класса, что позволит ему круглый год вывозить Тимано-Печорскую нефть. "ЮКОС" совместно с "Транснефтью" планирует начать строительство трубопровода в Китай. "Роснефть" совместно с рядом иностранных компаний готовится экспортировать нефть с Сахалина в Японию, Корею и, возможно, Китай. Кроме того, после завершения строительства Балтийской трубопроводной системы объемы экспорта российской нефти возрастут еще больше.

В такой ситуации правительство вынуждено принимать меры по усилению контроля за экспортом нефти. Вице-премьер, курирующий ТЭК, Виктор Христенко заявил, что необходимо сделать более прозрачной работу межведомственной комиссии по таможенному регулированию (МВК). Он отметил, что для того, чтобы этого добиться, комиссия переведена на правительственный уровень и будет возглавляться либо премьером, либо вице-премьером.

@@@
Россия увеличивает экспорт нефти
Сегодня может быть принято решение по НДС
Спасти седьмую букву алфавита
Стародубцев вспомнил о детях
Тишина над Байконуром
ФНС поддержала идею о снижении НДС до 13%
Челябинск пьет из мутной лужи