"Лес" на Литейном

@@

На Международном фестивале "Балтийский дом"

Петербургский вариант Островского

1999-10-07 / Ирина Бойкова, Елена Вестергольм



"Лес" Григория Козлова в театре на Литейном (лучший на сегодня петербургский спектакль) - как порция горячего глинтвейна. В нем и гвоздика, и корица, и мускатный цвет, и ведро хорошего рома - все подогрето до нужного градуса.

Зал отгорожен от сцены длинным деревянным помостом, если хотите - "дорогой цветов", где, печатая шаг, маршируют купцы, встречаются и выпивают актеры, бежит топиться Аксюша - в финале спектакля артисты выйдут в натуральном "дезабилье" (за исключением роскошной Гурмыжской). И поставят перед нами поклоны. Ткач, Меркурьев, Бульба, Девотченко...

И сумрак в лесу и днем и ночью, и толстые колонны Александра Орлова, благородного коричневого оттенка с пикантными пипочками на боках (в антракте их деликатно подкачивают воздухом) - и есть тот самый лес с неведомыми дорожками. И комары тут громадные водятся - их иногда нещадно бьют наши актеры. А уж если лягушка - зверь, а не лягушка.

Все в этих краях овеяно музыкой. Горит луна зеленым яблочком софита. Плещется в колодце вода, отражаются тени. И нравы у народа ошеломляющие: "А хочешь, барин, я тебя сразу убью?!"

Кто может быть сегодня более ко двору, чем Островский? С его стихией горячих сердец и откровенной радостью актерской игры. Но спектакль Григория Козлова не об актерах. Козлов, несмотря на всю залюбленность Петербургом, не теряет пока человеческого и режиссерского чутья. Он точно улавливает время, когда следует говорить "слова нежности", а когда "покрывать зрителя горячими поцелуями актерской игры". Непрерывное лицедейство - только "движок", принцип, по которому работают артисты. А для персонажей их - способ жизни. Иначе не могут.

"Лес" в Петербурге это спектакль о талантливых и бесталанных. О самодурстве таланта. О томлении таланта. О любви таланта. И о свободе. Уже не просто таланта. Человеческой свободе, той самой дороге, дощатом театральном помосте, по которому уйдут из Пеньков наши ребята, а за ними, бросив деньги, помчится, вопреки написанному финалу, Аксюша.

Талантливых в нашем "лесу" масса. Даже Карп Евгения Меркурьева и тот пристроится в сумерках с парой тряпичных куколок. Что уж говорить о самих!

Гурмыжская - Татьяна Ткач (не путать с Ткач-второй из Лен. ТЮЗа). Вся страна знает ее как подружку незабвенного Фокса. Женщину гордую, потому что красивую. Но актриса Ткач - актриса характерная, искрящаяся, эффектная (тут бы целый абзац по-французски). Ее Гурмыжская - актриса с детства. Хочешь - Ермолова, а хочешь - Дикарка, инженю: выпорхнет на сцену розовым облаком с огромным бантом на голове - не только Буланов, зал весь, как бы это помягче... офонареет. В пурпурное облачится - царица. Гранд Опера. Галина Вишневская. Театрик-то ее, правда, крепостной и строится на взбалмошности и завораживающем шарме.

Если Гурмыжская - Вишневская здешних Пеньков, то Аксюша - будущая Стрепетова. Или Инсарова. В зависимости от того, кто играет. В спектакле Козлова нет двух составов. Есть два равных состава исполнителей, которые свободно перекрещиваются между собой.

Марина Солопченко играет горячее и резче Юлии Шимолиной. Иногда разрывая тонкую ткань спектакля. Для Аксюши меньше других придумано веселых приспособлений. И Солопченко слишком впрямую уверяет, что она "девочка с улицы", и прямо по-достоевски целует тетеньке руки. Аксюша Солопченко сразу идет поперек слаженного течения. Мир этот ей мелок, и она не церемонится, грубит, огрызается. Останься тут, долго не протянет: в колодце утопится, с чертями сойдется.

Тесно двум Гурмыжским на одних подмостках. Все прояснится в этой Аксюше только с появлением Несчастливцева. Подхватит он ее на руки, тихонечко развернет лицом к залу. И отзовутся в ней нужные струны: лукавство, жар, сила. Да она повыше Несчастливцева будет. Уже не Стрепетова - Савина.

Марина Солопченко задает спектаклю высокий тон. Юлия Шимолина мягче. Младшая сестра. Инсарова при Пашенной. И с теткой в трагедии не играет, и к Буланову с юмором отнесется. Легкое дыхание. И если Аксюше Солопченко жизни в нашем Лесу никогда не будет, то Аксюша Шимолиной может или прижиться, или сломаться...

Самодурство и крепость таланта. Его искажение и выхолащивание. Ипостаси, которые вместе с рождением и высвобождением таланта так интересуют Козлова в новом спектакле.

Именно Татьяне Щуко - Улите принадлежит в этом развеселом спектакле щемящая нота. Улита Щуко в традиции Марии Домашевой, нестареющей Марии Антоновны старой Александринки (жену профессора Полежаева в кино помните?). И у ее Улиты в душе свой жанр есть. И хоть шпионит за всеми, согласно сценарию, но как устроится на коленках Гурмыжской (так наши девушки прошлое вспоминают), захохочет, зайдется, дым колечками пустит, а потом присядет около Аркашки, уронит тихо: "Что крепость-то с людьми делает", - так и защемит душу.

Спектакль Козлова "развращает" зрительское воображение. Он настолько "напичкан" красочными деталями, что так и ждешь, когда Улита облачится в обещанное ей Гурмыжской пурпурное платье. И уж если предстанет в таком виде перед Аркашкой, то тут, конечно, случится любовь.

Алексей Девотченко - после Порфирия Петровича сыграл свою лучшую роль. Скажу больше, он, как и Татьяна Ткач, Дмитрий Бульба, Евгений Меркурьев, встал в галерею классических исполнителей "Леса": Андреев-Бурлак, Ильинский. Образ Счастливцева у Девотченко бликует: он и бес, и калика. Одарен чертовски, собственно так же, как и сам Девотченко (он опять автор музыкального оформления спектакля Козлова). Раньше, когда Несчастливцев говорил: "Ты же любовников играл..." - никто и не верил. В нашем случае сомнений нет. Облик Аркашки необыкновенно пластичен: снимет кепи, взмахнет ручкой, глаза блестят, трубы горят... С таких в старом театре лепили фарфоровые фигурки. И Аркашка Девотченко - наглядный пример того, что с людьми-то театр делает. Терзает, разъедает, глумится... Иногда гордость задавливает все остальные чувства, и тогда образ Девотченко обедняется. Аркашка горд, горд и только - это не для спектакля Козлова. "Ночь светла"...

И среди буйства красок - два мощных энергетических полюса. Восьмибратов и Несчастливцев, Вячеслав Захаров и Дмитрий Бульба. Два питерских любимца. Оба с непростой театральной судьбой (Захаров, кстати, Счастливцева у Фоменко играл). Горячие головы. Рогожины.

В нашем глинтвейне, Захаров - водка под 45 градусов. Худенький, маленький, он врывается ураганом. Восьмибратов Захарова - это свобода, с дикостью скрещенная. С красными рубцами на Петиной белой спине. Иронии он не чужд. Эффектного великодушия тоже...

В нашем Лесу два Несчастливцева. Александр Баргман и Дмитрий Бульба. Оба разные. И спектакль с ними каждый раз другой.

Баргман - тенор (ну прямо по Островскому. "Трагик - тенор, любовник - тенор. А основания-то в пьесе нет..."). Основание есть, но иное. В замечании нет ничего обидного, просто другая природа. Баргман это душекружение, легко падающая кисть руки в кружевах, точный жест, которым он поворачивает лицо воображаемой Офелии (сам в Александринке играет Гамлета).

Его Несчастливцев тонкий, нервный, легко возбудимый и в бурном веселье, и в актерстве. Его можно обидеть, и можно сломать. Человеческое, актерское достоинство и любовь - вот конкретный нерв его роли. К роскошной Гурмыжской этот мальчишка питает далеко не родственные чувства. Но в первых любовниках тут не он, а Буланов Сергея Барышева. У Баргмана есть лихие и трепетные минуты, но роль пока велика ему (и она уляжется еще, должна улечься). Но иногда рука Баргмана неосознанно тянется ко лбу. Это жест Дмитрия Бульбы.

Несчастливцев Дмитрия Бульбы - центр спектакля, держащий на плечах все строение "Леса". От него шарахаются и скрываются. К нему все тянутся и им проявляются. Мазепа, Пугачев, Уголино (рюмкой чок - стекло вдребезги, кружева в крови, палкой - хрясь: хрусть - пополам)! Рядом с их задушевностью, характерностью, куражом он - душа и натура. Здесь он мается, изумленно взирает окрест, но если что, то и комедию поломать может. Тетеньку револьвертом попугать. У Баргмана тут нерв: "Вас обидел!". У Бульбы комедия настоящая. И грустный юмор уровня Фаины Раневской (вспомните "Мечту" и "Весну" - станет понятен масштаб происходящего).

Рядом с Бульбой вырастет и Аркашка. Комик-то он комик, а тоже - хрясь по перильцам. И затрещит балкончик.

Умеет Козлов развязывать языки классикам. Он умеет улавливать время, когда распутываются, как кармические узлы, классические сюжеты. Сами (что важно), без ломающего концепта. Не сильно ли это для такого смешного спектакля. Ан нет, витает, витает над ним благородное метафизическое облако.

Музыка играет так весело. Они уходят. И, бросив деньги, мчится за ними Аксюша... И только скажите, что нет у Островского этой центробежной силы, неодолимой тяги свободы, влекущей Аксюшу в сто крат сильнее, чем свадьба с маленьким Петей. И посмотрите на всех обитателей, что мнутся сейчас на авансцене, - разве не мелькает в глазах их растерянность, разве не бросают они взгляд на ту же дорогу?

@@@
"Лес" на Литейном
"Рекламный импичмент" провалился
"Чистое искусство" и практика
Анатолий Кинах: "У нас нет права заниматься победными рапортами"
Биоопасность на каждом шагу
Большинство раскололось
Виталий Басыгысов: "Конкуренция противопоказана"

Гипс под мрамор

@@

"Шестидесятники" добровольно отдали себя на пожирание молвы

2002-02-27 / Надежда Кожевникова



Некогда, в разгар гласности, я написала и опубликовала статью "Старые псы и молодые волки", в защиту "шестидесятников", с экскурсом в историю, параллелями и простеньким выводом, что винить предшественников во всех бедах - одна из немногих традиций, в отечестве соблюдаемых, характерная для нашего менталитета. Выросшим в унижении милосердие не свойственно. Когда старшие - в семье ли, в обществе ли - давят на молодых, те месть вынашивают и, своего часа дождавшись, плюют в лицо уже дряхлым, беспомощным, даже покойникам, совсем уже безответным.

По причине, допустим, дурного характера или же шаткости идейных позиций у меня, когда начинаю "за здравие", нередко случается непреднамеренный сбой, и заканчиваю "за упокой". И тогда, в той статье, обронила, что "шестидесятников" судят нынче по той же схеме, как они судили поколения тридцатых, сороковых. Огульно, исключение делая лишь для тех, в чьем мученическом венце нельзя усомниться. Всех прочих обвиняя за то, что выжили, уцелели?

Между тем они сами в жертвенном образе себя заявлять явно не собирались. Совершенно по типу не подходили. И слава богу! Это как раз их заслуга: в затравленном, парализованном страхом обществе кометой, фейерверком вдруг взорвалась, возникла группа, пусть малочисленная, отчаянно смелых, горластых, неуемных, любые препоны преодолевающих. Чтобы страна очнулась, необходим был десант, своей яркостью пропоровший застылую серость казармы. Тут уже не до сдержанности по канонам строгого вкуса как в поведении, так и в обличии. Кого-то они раздражали, и не только чиновную рать. Но задача ведь ставилась не в расчете на узкий, взыскательный круг, а на охват именно массовый.

Завистники, помолчите: роль на подмостках истории по блату не достается. Конкурс огромный, а, кроме того, постоянно на публике находиться, под прожекторами, высвечивающими все закоулки души, не каждый не только способен, но и охоч. Тех героев сплетни преследовали всегда. Собственно, они добровольно себя отдали на пожирание молвы. Но и это являлось условием возложенной на них миссии или, скажем, той же роли.

Их общее кредо - все на вынос, печали, радости, восторги влюбленности, жалость к брошенным женам. С некоторым перебором? Но по сравнению с недавним мертвящим ханжеством - свежий ветер. Как и пиджак цвета "сливочного мороженого", торпедой врезавшийся в сомкнутый строй одинаково мрачных, как склепы, пальто. Моя старшая сестра, их сверстница, как-то, ликуя, сообщила, встретив одного из них: "Ну, весь клетчатый, кепка, костюм, носки, галстук! Такой заграничный!" И тут они были первыми, их клоунские - оттуда - наряды казались праздником. И если бы не ЦК, мы бы сами, советские граждане, их туда бы послали от нас представительствовать. Они очень выгодно отличались от заторможенных, зачем-то оживших манекенов, составляющих официальные делегации.

Разумеется, и "шестидесятники", и выделившаяся из их недр группа отнюдь не были однородны. Но я говорю не о лицах - явлении. И в годы наибольшего успеха публика, общество воспринимали их как целостность. Ропот недоброжелателей, что-де слава превзошла по масштабам их природные дарования, несправедлив. Нужен был мостик через бездну беспамятства. Если так долго цепенела душа, если ее оглушали бравурными маршами, мотив простенький, под пастушью свирель, снимал злые чары. Да, не Моцарт. Но тогда незрелое общество в подростковой стадии хотело общаться на равных со сверстниками, пусть инфантильными, а все ж лучше, чем ворчливые наставления слышать от потрепанных жизнью взрослых.

Так же несправедливо их обвинять, что дерзости, недопустимые для других, им с рук сходили. И в столах рукописи многолетиями не оседали даже в "застойные" времена. Нашлись влиятельные защитники, не давшие смельчаков растерзать - и их, и наше везение. Хотя и сами кумиры ошибку делают, сейчас вспоминая свои беды, невзгоды. Бед, невзгод хватало у всех. Их же имидж - победное сияние. У большинства робость, опаска застряли в генах, и, чтобы их одолеть, необходим был наглядный пример озорства.

Мы им попустительствовали, и они так себя и вели - шумно, отвечая нашим чаяниям, нашим комплексам. Все их огрехи, как и достижения, превращались мгновенно во всеобщее достояние. Правда, нюанс: они, поэты очень талантливые, существовали как актеры, любимцы зрителей. Осип Мандельштам заметил однажды: полюс, антипод профессии литератора - актерство. Что ж, выходит, они взвалили на себя двойную нагрузку. Следует посочувствовать. Теперь тем более: актеры, к тому же в амплуа молодых, скорее сходят со сцены, чем писатели.

А они задержались и сейчас еще там. Марафонцы. Впрочем, люди знающие говорят: эстрада, аплодисменты, запах кулис - яд, наркотик своего рода. Опять же злорадствовать нехорошо, тут действительно драма. Неумение вовремя уйти, скрыться от "шума городского", неготовность к старению. Но только ли их личная это слабость? А если они заложники требований, предъявленных в свое время обществом?

Их страх перед старостью - не оттого ли, что пришлось громить, клеймить стариков, как считалось, реакционеров, освобождая дорогу светлому будущему? Азартная велась игра - опрокидывать все, прежде чтимое, с обратным, уничижительным знаком.

Людям творческим всегда тяжелее всех достается. Они лакмусовая бумажка, при неблагополучии - духовном, социальном - черты уродства проступают с особой наглядностью именно в них. Так было, так есть и сейчас. Условия, обстоятельства, атмосфера коренным образом изменились, а сущность в людях все та же, весьма неприглядная и полностью уже обнажившаяся, когда рухнул фасад.

В своих мемуарах наши кумиры, подытоживая пройденное, свидетельствуют, что всю жизнь боролись с большевистским режимом, себя не щадя. Режим уничтожен, они победили, и, надо думать, теперь пришли к власти их соратники, единомышленники?

Нет? Опять - нет? Если и вас обманули, расскажите, как, почему это случилось. На баррикады лезть никто не призывает, тем более возраст у вас аксакальный. Но наши кумиры предпочитают украшать своим присутствием престижные сборища, телеэкраны, радуют поклонников моложавостью, пиджаками цвета "сливочного мороженого". А также грезам предаются, как тесно они общались с представителями западного Олимпа. Их общая, самая близкая подруга - Жаклин Кеннеди, которая (так это выглядит в их мемуарах) дарила им весь свой досуг.

@@@
Гипс под мрамор
Глава ГУВД Москвы подчинится только воле Президента
Государство не слышит банкиров
Грузия перед выборами
Депутаты не намерены отступать
ЗАО "Кабарда"
Йорг Хайдер: хочу в Россию

Казанцев и Устинов предлагали себя в заложники

@@ 2001-08-02 / Александр Шаповалов



СЧИТАННЫЕ секунды потребовались бойцам антитеррористического спецподразделения "Альфа", чтобы освободить пассажиров рейсового автобуса "Невинномысск-Ставрополь", взятых в заложники вооруженным преступником. Штурм вблизи аэропорта Кавминвод начался серией взрывов светошумовых гранат примерно в 8 часов вечера во вторник после того, как террорист был убит выстрелом снайпера. Первоначальные предположения о том, что в автобусе могли находится его сообщники, не подтвердились.

Как сказали корреспонденту "НГ" в ГУВД Ставропольского края, установлена личность преступника - как и предполагалось, это чеченец Султан-Саид Идиев 1967 года рождения. Ранее он был судим за совершение особо тяжких преступлений и на момент захвата заложников был объявлен в федеральный розыск. Известно, что Идиев был связан с чеченскими бандформированиями, а также причастен к ряду убийств на Ставрополье, в том числе сотрудника милиции. Кроме того, именно он был организатором аналогичного теракта в 1994 году, участников которого Идиев и требовал освободить.

Решение о проведении операции было принято в связи с тем, что террорист не шел на контакт, постоянно ужесточал свои требования и угрожал начать расстреливать заложников сразу же после наступления темноты. До проведения операции спецслужбы якобы начали выполнять основное требование террориста: в аэропорт Минвод привезли двоих заключенных, которые отбывали срок за взятие в заложники пассажиров рейсового автобуса в мае 1994 года, а также брата Идиева, осужденного за убийство. Очевидно, это было сделано для того, чтобы ослабить бдительность преступника, поскольку представители правоохранительных органов изначально заявляли, что не пойдут ни на какие уступки.

В результате штурма никто из заложников серьезно не пострадал. Несколько человек получили легкие порезы осколками оконных стекол. Освобожденные пассажиры сначала были перемещены в так называемый фильтрационный пункт в здании аэропорта. Там с ними проводился опрос с целью выявления возможных пособников террориста. Затем их поместили в одну из гостиниц Минеральных Вод, после отдыха в которой все пассажиры разъехались по домам.

После штурма выяснилось, что на груди застреленного снайпером террориста действительно находилось самодельное взрывное устройство и угроза взрыва в автобусе была реальной. Помимо обнаруженного свертка с полутора килограммами взрывчатки-пластида при осмотре трупа были обнаружены две гранаты Ф-1, причем у одной была выдернута чека, которая была приклеена лентами к его одежде. У бандита были также обнаружены автомат Калашникова и большое количество патронов к нему. Тело террориста было опознано прибывшими в Минеральные Воды из Чечни матерью и родственниками Идиева.

"Спецслужбы сработали на "отлично". Операция проведена блестяще под руководством ФСБ совместно с МВД. Может быть, впервые за последнее время при проведении подобной операции никто не пострадал - ни заложники, ни их освободители", - такую оценку проведенной в Минводах операции дал полномочный представитель президента России в Южном федеральном округе Виктор Казанцев. Он подчеркнул, что это "наглядный пример для преступников всех мастей, участь уничтоженного террориста ждет каждого, кто посмеет покушаться на жизнь и свободу российских граждан". Кстати, сам Виктор Казанцев вместе с генеральным прокурором РФ Владимиром Устиновым в ходе переговоров с террористом предлагали себя в обмен на всех находившихся в автобусе заложников. Однако это предложение было отвергнуто.

Вчера же около 9 часов утра взрывное устройство сработало в Карачаево-Черкесии под мостом через реку Кубань, соединяющим Черкесск с абазинским поселком Псыж. В результате взрыва на крайнем пролете моста образовалась небольшая трещина, при этом никто из людей не пострадал. Как сказал корреспонденту "НГ" Марии Бондаренко начальник пресс-службы Северо-Кавказского регионального центра МЧС Олег Греков, после взрыва движение на федеральной трассе Невинномысск (где накануне был захвачен автобус с заложниками) - Домбай было перекрыто. В ходе оперативно-разыскных действий под мостом было обнаружено два мешка с неизвестным содержанием. На место были вызваны саперы из Ставрополя. Как подчеркнули в пресс-службе, сегодня на месте ЧП работают оперативная группа МЧС из Кабардино-Балкарии и поисково-спасательная служба Карачаево-Черкесии, а также сотрудники УВД и ФСБ. Между тем в Кабардино-Балкарии в районе животноводческой фермы в 20 км от Нальчика обнаружены тела трех мужчин в возрасте от 30 до 36 лет. Двух сторожей фермы и зашедшего к ним приятеля перед смертью пытали. С фермы были угнаны две лошади.

Тем временем марш протеста "Грозный-Москва", начало которого планировалось на 1 августа в ингушской станице Орджоникидзевская, вчера так и не стартовал, поскольку его проведение не было разрешено властями Ингушетии. Однако инициаторы акции пришли к выводу, что "это к лучшему", поскольку марш был не организован и в случае его проведения у участников могло возникнуть много проблем.

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Алексеевич Гончаров:

Достигнута главная цель: заложники освобождены, а террористы получили по заслугам. Стоит отметить четкую работу штаба по организации операции, великолепное взаимодействие снайперской и штурмовых групп. По всему видно, что преступники ожидали ночного штурма. Но их удалось перехитрить. Что касается оценки действий каждого офицера "Альфы" в отдельности, то "разбор полетов" всегда происходит по окончании операции, каким бы ни был ее итог. До сегодняшнего дня ни одна из операций не происходила без шероховатостей. Хотя в данном случае неточностей в действиях "альфовцев" на первый взгляд заметно не было. Наши ребята в очередной раз подтвердили свой класс.

Руководитель Ассоциации ветеранов спецподразделений правоохранительных органов и спецслужб "Русь" Леонид Константинович Петров:

@@@
Казанцев и Устинов предлагали себя в заложники
Криминальный заповедник
Нарушение преемственности
Рамзана Кадырова задушили в объятиях
СПС пробивается в Нижний Новгород
США спланировали новый развал Югославии
Торговые войны нового века

Узбекское золото ждет инвестиций

@@

Чтобы вернуть свои позиции в отрасли, Ташкент должен пересмотреть политику в отношении крупных инвесторов

2000-11-23 / Сергей Козлов



ПОЛЕЗНЫЕ ископаемые, в том числе и золото, всегда имели важнейшее значение для развития экономики Узбекистана, поскольку их экспорт является основным способом пополнения золотовалютных запасов страны.

Придавая особое значение развитию золотодобывающей отрасли, республика, начиная с 1996 года, планомерно стремится увеличивать объемы добычи золота на уже имеющихся месторождениях. Но, несмотря на это, потесненный Индонезией и Перу Узбекистан по производству этого металла переместился с восьмой позиции в мире (в 1997 году) на девятую (в 1998-м). Одной из основных причин этого было, по мнению местных экспертов, падение цены на желтый металл в данный период, что оказало влияние не только на Узбекистан, но и на другие золотодобывающие страны Центральной Азии.

Любопытно то, что рост объемов добычи золота с 65,0 тонн в 1994 году до 80,6 тонны в 1998 году (т.е. на 24%) обеспечило только одно узбекское предприятие - СП "Заравшан", с участием компании "Ньюмонт", куда были вложены наибольшие инвестиции с момента обретения страной независимости в 1991 году.

Как известно, СП "Заравшан" осуществляет переработку бедных руд (1,5 г/т), добываемых открытым способом на крупном государственном месторождении Мурантау, и создается впечатление, что компания "Ньюмонт" - это единственный иностранный инвестор, которому удалось найти общий язык с правительством Узбекистана.

В то же время, по мнению известного в регионе специалиста в данной области профессора Алимжана Ахметова, Узбекистан упускает реальные возможности ежегодно дополнительно производить 35 тонн золота. Дело в том, что здесь уже подготовлены к разработке три месторождения мирового класса, которые, несмотря на постоянно поступающие начиная с 1993 года предложения на их освоение от солидных мировых компаний, остаются неразработанными.

- Речь идет о месторождениях Зармитан, Амантайтау и Ангрен, - говорит профессор Ахметов, - и ни на одном из них не удалось продвинуться дальше проведения предварительной технико-экономической оценки.

Особый интерес, по мнению специалистов, вызывает месторождение Зармитан. В 1992 году оно было отдано канадской компании "Бренна Ресорсиз", но позднее по непонятным причинам передано другой фирме - "Рио Тинто", которая в 1994-м от него отказалась. В следующем году после тендера Зармитан получила уже компания "Вестерн Майнинг Корпорейшн", которая также в начале 1998 года объявила о своем выходе из проекта.

В результате в борьбу за месторождение вступило несколько известных в мире золотодобывающих компаний, однако узбекские власти решили изменить свою тактику и впредь отдавать предпочтение небольшим и неопытным компаниям, которые в соответствии с требованиями, необходимыми для реализации проекта такого масштаба, как считает профессор Ахметов, даже не прошли бы соответствующую квалификацию. И Зармитан - не единственный пример такого странного отношения руководства республики к инвесторам, готовым работать на местном рынке золота.

Список компаний, которые в течение последних нескольких лет предпринимали безуспешные попытки приобретения и разработки месторождений золота и согласования приемлемых финансово-правовых условий, включает опытные и известные в мире названия. Это, к примеру, "Бренна Ресорсиз" (Brenna Resources), "Тэк Корпорейшн" (Tech Corporation), "Лонмин" (Lonmin plc), "Камеко" (Cameco), "Вестерн Майнинг Корпорейшн" (Western Mining Corporation), "Рио Тинто" (Rio Tinto), "Резолют Лимитед" (Resolute Ltd).

Однако сегодня лишь некоторые из них занимаются разведкой благородных металлов в Узбекистане, да и то - с рядом необъяснимых ограничений. Уже упомянутая компания "Ньюмонт", считающаяся здесь наиболее удачливой, в обозримом будущем не планирует проведения каких-либо разведочных работ и даже пересматривает свое участие в проекте по разработке известного месторождения Ангрен.

Разведкой месторождения Амантайтау занимается лишь небольшая компания "Оксус Ресорсиз" (Oxus Resources), поддерживаемая "Норманди Майнинг" (Normandy Mining), причем довольно долго и осторожно рассматривает возможность его последующей разработки.

- Вызывает изумление тот факт, - говорит профессор Ахметов, - что в стране с крупнейшими в мире после Южной Африки запасами золота так мало крупных компаний, имеющих достаточный опыт в области золотодобычи. Невольно возникает вопрос: что же мешает развитию этой отрасли в Узбекистане, когда несколько крупных инвесторов с обширным опытом по разработке месторождений в новых независимых государствах имеют желание, средства, а главное - возможность вести здесь работу? И, что самое главное, после стольких лет застоя и неудачных попыток они могут быстро ввести в эксплуатацию сразу несколько месторождений.

В частности, правительству республики, если оно всерьез рассчитывает вновь занять ведущее положение в мире в области золотодобычи, необходимо наконец принять решение о передаче, например, крупнейшего месторождения Зармитан не случайным, малоопытным претендентам, как это ранее происходило, а солидному, зарекомендовавшему себя на мировом рынке инвестору.

- Сегодня таковым претендентом, - считает Алимжан Ахметов, - является совместное предприятие с участием компании "Резолют Лимитед", добывающей в год более 420 000 унций золота и успешно освоившей шесть новых месторождений за последние шесть лет.

Быстрое и эффективное освоение Зармитана может стать как бы катализатором развития золотодобычи и разведки в Узбекистане даже при трудностях, испытываемых золотодобывающими компаниями вследствие низкой цены на золото. И тогда, считает профессор Ахметов, Ташкент покажет наглядный пример для всего Центрально-Азиатского региона, особенно для соседнего Казахстана, где также имеет место совершенно необъяснимая практика предоставления крупнейших месторождений неизвестным и неопытным компаниям, что привело золотодобывающую отрасль этой страны фактически в состояние кризиса.

Но насколько продлится период нерешительности узбекского руководства, пока неясно. Многое будет зависеть и от таких факторов, как геополитические условия и мировые цены на золото. В то же время по крайней мере в течение ближайших нескольких лет решение этого вопроса будет определяться ходом правовой и структурной экономической реформы в Узбекистане. И здесь благоприятную роль должен сыграть отход руководства страны от традиционной модели создания совместных предприятий и принятие эффективных мер по привлечению прямых иностранных инвестиций.

@@@
Узбекское золото ждет инвестиций
Условия выживания и предпосылки развития российской экономики