"Введение визового режима не решит никаких проблем", - считает глава департамента госграницы Грузии Валерий Чхеидзе

@@ 2000-09-26 / Екатерина Тесемникова



- КАКОЙ участок грузинской границы, на ваш взгляд, является наиболее уязвимым? На каком направлении сосредоточены основные силы возглавляемого вами департамента?

- Если вы имеете в виду общее положение рубежей, тогда уязвимы границы с Россией, Азербайджаном и Арменией, поскольку многие участки не установлены и граница не оформлена. С оперативной же точки зрения самая сложная обстановка - на грузино-российской границе, а конкретнее - на участках, граничащих с Дагестаном, Чечней, Северной Осетией, Карачаево-Черкесией и Краснодарским краем. Наши основные силы сконцентрированы на дагестанском и чеченском участках. Что касается остальных участков, то там сложность заключается в существовании сепаратистских режимов, из-за которых контроль границы на сегодняшний день невозможен.

- Вы не раз говорили о том, что в связи с событиями в Чечне на границе Грузии усилен пограничный режим, въезд и выезд граждан из ряда зарубежных стран взят под особый контроль, и тем не менее есть свидетельства о нахождении на территории Грузии чеченских боевиков. Чем обусловлены постоянные заявления российской стороны на этот счет?

- Мы такими доказательствами не располагаем. Что значит "нахождение чеченских боевиков в Грузии"? Если вы считаете любого чеченца, вне зависимости от возраста и пола, то таких "боевиков" в лице детей, женщин и стариков в Грузии несколько тысяч. С другой стороны, боевикам в Грузии делать нечего. Вопреки утверждениям российских СМИ на чеченском участке не имело места пересечение границы Грузии боевиками, ну а если бы имело, то этого не допустили бы ни мы, ни российские пограничники. Это может быть подтверждено ФПС РФ, которая уже не раз опровергала информацию о переходе из Грузии в Россию чеченских боевиков, афганских моджахедов и др. Складывается впечатление, что кого-то не устраивают коллегиальные, основанные на взаимоуважении, отношения между грузинскими и российскими пограничниками. Если грузинские пограничники пропускают боевиков и террористов, то они попадают в руки российских пограничников, может, кто-то думает, что пограничные службы обеих стран содействуют чеченским боевикам? Это же абсурд. Если же в России одно ведомство не знает, что делает и что говорит другое, тогда об этом должны спрашивать с этих ведомств, а не с нас. Основным источником распространения информации такого рода является российское военное ведомство. Для нас эта "информация" представляет дезинформацию. Несколько примеров.

В сентябре-октябре 1999 года ваша пресса активно распространяла информацию о том, что Шамиль Басаев собирался перейти в Сванетию, а после его ранения писали, что он собирался лечиться в Грузии. Однако, насколько мне известно, Басаев и по сей день находится в Чечне.

В ноябре 1999 года утверждалось, что похищенный в Чечне генерал Шпигун находился в плену в Шатили. Вам известно, что труп Шпигуна обнаружили в Дуба-Юрте в марте 2000 года, довольно далеко от Шатили.

Писали о том, что в окрестностях Шатили боевики обустроили полевой госпиталь и центр спутниковой связи, - сотни ваших коллег как из России, так и из других стран, лично осматривали эту местность, но следов пребывания там боевиков не обнаружили. Не видели их и наблюдатели мониторинга ОБСЕ, которые находятся там с января.

Распространение "информации" такого типа принимает иногда курьезную (если не сказать коммерческую) окраску. Российское ТВ несколько раз показало паспорта убитых в бою иностранных наемников, где якобы стояли штампы, удостоверяющие прохождение чеченского участка грузино-российской границы. Такого в природе не существует, на чеченском и дагестанском участках ни один КПП не функционирует. В паспортах не проставляются несуществующие штампы. Единственный КПП, откуда можно попасть из Грузии в Россию, это Казбеги-Верхний Ларс. Если и в самом деле какой-то иностранный наемник с подлинными документами прошел через Грузию, он все равно не попал бы в Чечню, минуя российский КПП. Если кто-либо попал этим путем в Чечню, в этом виноваты не грузинские пограничники, а та система контроля, которая со стороны России регулирует въезд-выезд в Чечню.

- В ходе вашего визита в Москву речь шла о том, что ФПС РФ окажет Грузии помощь в техническом оборудовании чеченского участка. Реализуется ли эта идея?

- Эта идея пока не реализована.

- Не случится ли так, что независимость Грузии в военном отношении от Москвы превратится в зависимость от Вашингтона и Анкары?

- Исходя из вашего вопроса получается, что Грузия с военной точки зрения должна зависеть либо от Москвы, либо от Вашингтона, либо от Анкары, либо от кого-то еще. Если наша независимость зависит от нахождения в Грузии частей российских ВС, то какая же это независимость. Мы хотим поддерживать дружественные отношения как с Россией, так и с другими странами и стараемся эти отношения развивать. В то же время мы пытаемся строить независимое суверенное государство, и некоторые страны, исходя из нашего тяжелого социально-экономического положения, оказывают нам помощь во многих сферах, в том числе и в военной. Это не только США и Турция, нам помогают также Китай, Украина, Германия, Великобритания, Греция и др. Мы хотим поддерживать контакты со всеми, и в первую очередь с Россией, но по не зависящим от нас причинам не всегда отношения развиваются на основе добрососедства. Россия необоснованно обвиняет нас в том, что Грузия оказывает помощь чеченским боевикам, пропускает их через свою территорию, поставляет им оружие, создает для боевиков базы. Подобное и в самом деле происходило во время конфликта в Абхазии, но со стороны России. Как удавалось гражданину России Шамилю Басаеву с его боевиками воевать в Абхазии против грузин? Где приобретали находящиеся в Абхазии боевики оружие и боеприпасы российского производства - в Турции или на Ближнем Востоке? Сегодня в России все забыли предупреждение президента Грузии о том, что поддержка агрессивного сепаратизма сторицей возвратится назад в Россию. Нужно прекратить взаимные обвинения и подумать о будущих, по-настоящему добрососедских отношениях между Грузией и Россией.

- Чем, по-вашему, объясняется стремление Грузии к сохранению безвизового режима?

- СССР оказал на жизненном укладе и психологии народов не только отрицательное воздействие. Было и много хорошего. Между нами сложились тесные как экономические, так и чисто человеческие отношения. Грузин, который уезжает в Россию или на Украину, не говорит, что едет за границу. Это другое понятие. Отношения, исторически сложившиеся между народами, входящими в состав СССР, а до этого в Российскую империю, СНГ призвано было поддержать, но практически ни одно из решений, принятых в рамках Содружества, не было реализовано. Не осуществилась (да и не могла) идея охраны внешних границ СНГ, не заработала идея единого экономического пространства, не претворено в жизнь ни одно из решений против сепаратизма ни в одном из регионов СНГ. Единственное, что нормально работало, - Бишкекский договор. Я думаю, что разрушение отношений началось не с ввода визового режима. Вспомнить хотя бы укоренившееся в России определение "лицо кавказской национальности", а также административные меры в отношении этих лиц. Как вы думаете, неужели из 600 или 700 тысяч грузин (если желаете, азербайджанцев, армян, кабардинцев или других) все криминальные элементы и преступники. Разве можно навешивать на всех один ярлык. Нельзя допустить, чтобы где-то укоренились определения "лицо славянской национальности" или "лицо азиатской национальности". Такое отношение является проявлением чуждой нам всем идеологии, с которой в свое время мы боролись все вместе в 1941-1945 годах. Дай то Бог, чтобы введение визового режима одним махом решило все проблемы в борьбе с незаконной миграцией, контрабандой, терроризмом, но, поверьте, этого не будет. Не будет потому, что это частный случай решения одной проблемы. Не всегда запреты имели эффективную сторону.

- Как, на ваш взгляд, скажется вывод российских баз из Джавахетии на стабильности в этом пограничном регионе?

@@@
"Введение визового режима не решит никаких проблем", - считает глава департамента госграницы Грузии Валерий Чхеидзе
"Эксперимент с доверенными лицами"
Англичане не торопились с приватизацией
В Москве появилась первая система контроля шума
В одиночку терроризм не победить
Валерий Рудаков: "Я лоббирую интересы "АЛРОСЫ"
Выпивохи Татарстана сверяют градус по SMS

Из отделения реанимации - в палату интенсивной терапии

@@

Министр здравоохранения считает, что положение в его отрасли стабилизировалось

2002-03-27 / Ада Горбачева



Пессимист говорит, что стакан наполовину пуст, оптимист - что наполовину полон. Министр здравоохранения России Юрий Шевченко - несомненно оптимист. Сфера, которой он руководит, - одна из труднейших: во-первых, касается каждого без исключения и потому привлекает всеобщий интерес, во-вторых, финансируется, несмотря на это, едва ли не наиболее скудно. Но, как показала его пресс-конференция, прошедшая 20 марта, министр сохраняет оптимизм. Он видит выход в том, чтобы расходовать средства, выделяемые на охрану здоровья, эффективнее, экономически правильно. Для этого главные врачи должны получать экономические знания. В Министерстве здравоохранения создан даже специальный экономический департамент.

2001 г. Юрий Шевченко считает переломным. Достигнуты первые успехи: снизилась младенческая и материнская смертность, уменьшились показатели заболеваемости туберкулезом. Благодаря тому, что сделаны прививки 95% детей, не было ни одного случая полиомиелита, снизилась заболеваемость коклюшем и корью. Увеличилось количество оказываемых в крупных центрах страны высокотехнологичных видов помощи. По мнению министра, есть основания говорить о стабилизации положения в здравоохранении.

Что касается сверхсмертности от травм и отравлений людей трудоспособного возраста, то это проблема не медицинская. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье только на 7-10% зависит от медицины, на 20% - от окружающей среды, на 20% - от наследственности и на 50% - от образа жизни. Причины ухудшения здоровья жителей России Юрий Шевченко видит в нездоровом образе жизни, массовой привычке к курению (курит более 45% населения страны, в том числе женщины и подростки), пьянстве (около 30 млн. алкоголиков). Все это приводит к тяжелым заболеваниям и преждевременной гибели.

Особо остановился министр на рекламе пива, как он выразился, "мерзкой и призывающей молодого человека к мерзкому образу жизни". С таким определением трудно не согласиться. Кстати, как раз год назад уже шла речь о рекламе пива, и тогда под давлением пивоваров постановление главного санитарного врача Геннадия Онищенко о запрете ее по телевидению было отменено.

Естественно, разговор шел и о проблеме платной медицинской помощи. Юрий Шевченко полагает, что это поможет облегчить бремя бесплатному здравоохранению. Разрабатывается закон "О частной медицине". По мнению министра, выжить государственной медицине в прошедшие годы помогло обязательное медицинское страхование. Он считает, что нужно развивать и добровольное медицинское страхование, в том числе и в отношении лекарственного обеспечения. Введение вопреки позиции Минздрава с 1 января 2002 г. налога на добавленную стоимость на лекарства, как и ожидалось, запустило новый виток повышения цен на них. Но министр вину за это возлагает на производителей и дистрибьюторов препаратов, воспользовавшихся ситуацией, чтобы повысить свою прибыль. Среди больных проблем здравоохранения - фальсификация лекарственных средств. Львиная доля их изготовляется на территории нашей страны. В Совете безопасности работает комиссия по борьбе с подделками. В Минздраве организуется система контроля качества лекарств, в том числе создание специализированных фармакологических таможенных терминалов для предотвращения ввоза фальсификатов.

@@@
Из отделения реанимации - в палату интенсивной терапии
Коррупция – не только российская проблема
Молдавия поражает мир своей щедростью
На посту у ворот Северного Кавказа
Не так страшна система US-Visit…
Николай Аксененко: Стараемся не форсировать процесс подорожания билетов
О двойках – по сотовому

Отечеству можно причинить зло, желая добра

@@

Общество должно получить механизм конституционного контроля над властью

2000-09-13 / Игорь Алексеевич Гундаров - доктор медицинских наук, кандидат философских наук.



ИТОГИ постсоветских реформ в России еще раз убедительно напомнили: человеческая деятельность невозможна без ошибок. Однако их масштабы оказались настолько значительными, что возникли подозрения: реформы ли это, не сознательное ли разрушение? Но разве лечение, приведшее к гибели больного, перестает от этого называться лечением? Все премьеры, идя во власть, искренне стремились к своей славе, а значит, неизбежно желали процветания стране. Президентская программа Бориса Ельцина в 1996 г. ставила перед обществом те же самые задачи, что и президентское Послание Владимира Путина в 2000 г. В ней также декларировалось объединение на основе идеалов свободы, справедливости, патриотизма... уважение к собственным традициям... равенство всех перед законом... признание приоритетности духовности и культуры... сочетание в экономике частной инициативы и социальной защиты... требование к реформам обеспечить благосостояние народа, вырастить здоровых и счастливых людей... создание сильного государства, которое не диктует обществу, как жить, а лишь надежно и эффективно служит ему, устанавливая и поддерживая порядок.

Следовательно, желание Отечеству добра совершенно не гарантирует от причинения ему зла. Полагаться в этом вопросе на интуицию и благие намерения недостаточно. Опыт новейшей истории показал: даже достойные политики могут выбрать ошибочный курс развития или руководствоваться не общими, а личными интересами. Тем более что в XX веке российская бюрократия, вооруженная огромными властными полномочиями и техническими возможностями, превратилась в самостоятельный политический класс, неподконтрольный народу и ведущий отчаянную борьбу за свое самосохранение.

Чтобы избежать в будущем повторения трагедий, необходима система профилактики государственных ошибок, а не только исправления их последствий. К ошибкам принято относиться как к чему-то постыдному, недостойному умного правителя. Поэтому боязнь их обнаружения заставляет руководителей заниматься сокрытием неудач или упорством продолжения порочного пути. В результате накапливающиеся дефекты могут превратить хорошую идею в практический абсурд. Из-за этого историческое движение осуществляется от "нарыва до нарыва", зигзагообразно, с бросанием из одной крайности в другую. На самом деле не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Поэтому появление ошибок есть непременный атрибут творческой деятельности.

В то же время заблуждения лидеров могут дорого стоить обществу. Чтобы минимизировать болезненность неизбежных ошибок, должна быть создана система контроля, прогнозирования и профилактики негативных последствий человеческой деятельности. Такие задачи решаются в рамках зарождающейся науки "социальной превентологии".

Потребность профилактического контроля за государственной властью особенно остро стоит в реформируемой России. Из-за его отсутствия оказались грубо нарушенными положения седьмой статьи Конституции Российской Федерации. Она гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Эго положение не просто является частью Конституции, но входит в состав "Основ конституционного строя". Тем не менее оно грубо попиралось все предшествующие годы, что доказывается трагичными социально-демографическими процессами.

Более того, насильственное нарушение "Основ конституционного строя" закладывается как норма в основу дальнейших социально-экономических преобразований. Сознательно планируются непопулярные меры, направленные на ухудшение и без того драматичного положения большинства населения. Как следствие, ожидается взлет социального недовольства, для подавления которого предполагается применение репрессивных мер. С юридических позиций такие результаты реформ являются антиконституционными. Это означает их конституционную нелегитимность, закладывает правовую базу пересмотра в будущем трагичных итогов либеральных заблуждений.

@@@
Отечеству можно причинить зло, желая добра
Пакистан отвергает религиозный экстремизм
Последнее искушение инспектора
Регионы всегда будут пытаться взять деньги из Центра
Рига не исключает развертывания объектов НАТО
Северокорейский спутник не могут найти
Твердое намерение США

У Москвы больше нет чувств к США

@@

Cейчас отношения двух стран испытываются на прочность поведением американских партнеров

2008-07-30 / Юлия Петровская



В день публикации указа о назначении нового посла России в США МИД РФ подверг жесткой критике курс Соединенных Штатов. Отношения с Америкой могут осложниться до такой степени, что Москва перестанет сотрудничать с ней на двусторонней основе, ограничившись взаимодействием в многосторонних форматах. В МИДе не исключают, что система контроля над вооружениями будет разрушена, а это лишит смысла диалог с США, основу которого составляют вопросы стратегической стабильности.

Новый посол РФ в США Сергей Кисляк получил от МИДа «неплохой» подарок к своему назначению. А именно – крайне пессимистичный прогноз развития событий на российско-американском направлении.

@@@
У Москвы больше нет чувств к США
Яковлев взялся за Чечню