"Ангел" и "Муза" кукольной семьи

@@

Одна из крупнейших в России коллекций кукол принадлежит ростовскому мастеру

2002-12-06 / Мария Бондаренко, Александр Шаповалов



Сколько существует мир, столько существуют и куклы, а потому по дошедшим до наших дней образцам можно проследить за историей всех цивилизаций.

Отдаленное подобие современных кукол находили в гробницах времен Древнего Египта и Вавилона. Позже, во времена Римской империи, разодетые глиняные куклы помимо развлекательной уже выполняли и просветительскую функцию, неся в массы новое представление о моде. Наверное, поэтому выражение "разодета как кукла" в былые времена не звучало как ирония, ведь куклы заменяли тогда нынешние журналы мод.

В наши дни коллекционирование кукол стало особенно популярным. Сегодня великолепные игрушки украшают лучшие музеи мира, а коллекционеров кукол стало не меньше, чем филателистов.

Страсть к собирательству кукол постепенно докатилась и до России, где обладателем одной из самых интересных коллекций сейчас является ростовчанка Татьяна Бунь. Коллекционированием она начала заниматься совершенно случайно около 15 лет назад. Все это время Татьяна Бунь не просто собирает и реставрирует кукол, но и создает собственные творения, вкладывая в них всю свою душу. Сама разработала состав фарфора - основной "кукольный материал", создает внешний облик, моделирует и шьет наряды для кукол и даже делает для них парики. Сегодня в ее коллекции несколько сот экземпляров - авторские работы, или так называемые фарфоровые "новоделы", антикварные куклы из фарфора, куклы из папье-маше, целлулоида и пластмассы.

Хранить их приходится у знакомых, поскольку в небольшой квартире Татьяны просто не хватает места. Да что там квартира! Даже в Ростовском краеведческом музее комната, отведенная под выставку, не смогла вместить всю ее уникальную коллекцию. Недавно у Татьяны сбылась мечта - у нее появилась своя маленькая мастерская, где теперь она может создавать образы светских дам, свадебных парочек, печальных Пьеро и особо любимых Татьяной ангелов. В коллекции немало тематических серий, каждая из которых необычайно красива и самобытна: "Прекрасные дамы", "Ангел", "Муза". Можно сказать, что коллекция Татьяны Бунь представляет историю игрушки последнего столетия.

Первую свою куклу Татьяна нашла на помойке. Затем были еще сотни других персонажей, и практически с каждым из них была связана своя отдельная и нередко увлекательная история. Например, куклу Анну в голодные послереволюционные годы один ростовский пекарь выменял на буханку черного хлеба у дворянской семьи и подарил своей 3-летней дочке. Кукла Лиза помнит прикосновения самого Немировича-Данченко. Его модистка в 20-х годах приехала в Ростов и подарила своей племяннице игрушку, с которой раньше забавлялись дети великого режиссера. Интересна судьба Негритенка, которого в 1945 г. на одной из руин разрушенного Берлина нашел русский солдат и привез этот трофей в подарок дочери.

А куклу Лену выменяли в блокадном Ленинграде за пайку шоколада. Пупс Валечка долгие годы был утешением одинокой женщины, потерявшей при родах ребенка. Кукла Юрочка была приобретена 12 апреля 1961 года и потому была названа по имени первого космонавта.

В первые годы советской власти куклы были запрещены как буржуазный пережиток, однако уже в годы НЭПа они вернулись. В небогатых семьях покупали только кукольные головки, остальные части тела шили сами. Именно такая тряпичная кукла с модным тогда именем Октябрина "живет" у Татьяны.

Гораздо старше француженка Галка, которую Татьяна получила несколько лет назад в разобранном виде, а сегодня это уже прекрасное и утонченное создание в одеяниях, отражающих особенности костюма XIX века.

Уже повидавшие виды куклы и новые творения Татьяны Бунь неоднократно совершали путешествия по разным странам мира и российским городам. Везде коллекцию ждал успех и огромный интерес. Непременным атрибутом всех выставок является кукольный быт: игрушечная мебель и посуда разных эпох - точные копии настоящих, только выполненные в миниатюре.

Сегодня Татьяна Бунь готовится к очередной выставке, которая скоро должна открыться в Ростовском краеведческом музее. Кстати, именно здесь впервые были выставлены ее работы. "Я больше всего волнуюсь, когда представляю коллекцию своих кукол в родном городе, - говорит Татьяна. - Это как экзамен, приходят родственники, друзья, знакомые. Страшно переживаю: понравится ли им? Ведь только на выставках можешь получить объективную оценку своего творчества".

@@@
"Ангел" и "Муза" кукольной семьи
"Подворье", "Русская рыбалка", "Кэт", "Остров"…
Барнаул охвачен ужасом
Борьба за концентрацию
В Петербург перенесут все?
Власть: годовщина смерти Бхутто
День рождения в рабочем режиме

Единая линия в формате А4

@@

"Золотая маска-2000".

"Не для красного словца, но я бы назвал себя мастером", - говорит Юрий Хариков

2000-03-14 / Анна Пясецкая Есть люди с поистине неисчерпаемым творческим потенциалом. Это качество можно отнести и к обладателю "Золотой маски", московскому художнику Юрию Харикову, привыкшему работать параллельно сразу над несколькими проектами. И сегодня у Харикова жизнь кипит: в стадии запуска мюзикл в Краснодаре, спектакль в Самаре, недавно состоялась премьера "Недоросля" Фонвизина режиссера Бориса Юхананова в Русском драматическом театре в Вильнюсе... В Театральном музее имени А.А. Бахрушина состоялась премьера проекта под названием "А4. Выставка произведений Юрия Харикова".



Юрий Хариков.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ, почему ваша выставка называется "А4"?

- Однажды я обнаружил, что огромное количество работ делалось мной в формате А4 - самом расхожем на сегодняшний день размере бумаги. Это тот формат, который незаметно вошел в нашу жизнь и обозначил для многих людей конкретное поле деятельности. Чтобы обратить серьезное внимание на этот культурный феномен и как-то его проанализировать, необходимы широкое исследовательское поле, большая лабораторная работа. Я придумал проект, который так и называется "А4". С этим проектом связан целый ряд экспозиций глобального свойства, в котором участвовали бы не только художники, но и деятели культуры из других областей - те, кто так или иначе работает с бумагой формата А4. Организовать единое пространство для творческих личностей и актуализировать этот феномен - задача проекта. Это персональная экспозиция моих работ в формате А4, созданных за последние годы. Работы делятся на два направления - эскизы театральных костюмов с 1996 по 1999 год и лаборатория графики, которая носит условное название "креативной". Креативная, потому что эта графика связана с рядом внутренних рефлексий и является результатом исследовательского процесса, сопряженного с трудоемкой работой художника на листе бумаги. В китайской классической художественной традиции такая работа обозначалась термином "единая линия". Единая линия смысла, единая линия чувства, непрерывная линия движения - это то, что и делает художественное произведение художественным. Занимаясь креативной графикой, я захотел ее актуализировать. А повод для этого возник, когда я стал работать спонтанно и раскрепощенно, проводя линии на бумаге свободной рукой. Вы спросите: а что такое индивидуальное художественное пространство, которое приходит к каждому художнику? С одной стороны, это дар Божий, который ты раскрываешь. С другой - как обходиться с этим даром, как определить путь его наибольшего благоприятствования? В этом, собственно, и заключена основная задача художника, если он хоть сколько-нибудь склонен к этому ответственно относиться, а не просто эксплуатировать выпавшее на его долю умение что-то делать.

- Значит, вы не свободны от рефлексии?

- Рефлексия - это то необходимое, что должно сопровождать деятельность художника. Человечество уже накопило достаточно много инерции - обилие этой инерции приводит к плачевным результатам. Двигаться неосознанно, по наитию - неправильно. Человек уже не может так безответственно и бесшабашно относиться к природе, к собственной жизни и жизни тех, кто его окружает.

- А какая философская традиция ближе всего вашей душе?

- Я бы не выделял какую-то одну. Знания разлиты во всех традициях - важно, чтобы были внутренняя потребность и необходимость в их познании или хотя бы в неосознанном движении к ним навстречу. Приверженность к какой-либо традиции и школе - это уже индивидуальный путь человека.

Десять лет своей жизни я провел в свободной и раскрепощенной атмосфере Дворца пионеров и школьников в своем родном городе Воронеже. В шесть лет попросил родителей отвести меня туда, где "делают художников". Родители меня тут же послушали и отправили в художественный кружок, за что я им до сих пор безмерно благодарен. И потом - я никогда не определял для себя сферу деятельности, которая бы относилась лишь к одной области искусства. Принцип единой линии художественного пространства еще с той, советской поры был для меня вполне очевиден. Для кого-то сопротивление режиму было необходимо с точки зрения накопления внутренней энергии и сопротивления тем силам, которые не давали развиваться художественной ткани. У меня же с этим было меньше всего проблем, потому что я человек, который устроен вполне академически и способен легко воспринимать классические процессы обучения. Мне не было свойственно альтернативное мышление. Вообще в моей жизни все складывалось естественно. Мне везло с людьми, везло с учителями.

- При внешнем спокойствии вы очень мобильны: родились в Воронеже, учились в Ленинграде, работали в Выборге и Орле. С чем связана эта мобильность?

- Когда я чувствовал необходимость в получении какой-то школы или опыта, проблем с перемещением как-то не возникало. Я знал, что этому нужно отдавать время и силы. Опыт, который был набран за годы работы в Выборге - и архитектором, и театральным художником, - неоценим. Я мерил город шагами, любовался его замечательной архитектурой, впитывал волшебный творческий дух Выборга. Именно там я очень многому научился и как театральный художник.

- А как вы чувствуете себя в московском пространстве?

- Честно говоря, я не очень люблю Москву как город. Но так уж сложилось, что столица является центром притяжения всех интеллектуальных и материальных средств. В Москве все сконцентрировано. Время здесь сжато, поэтому успеваешь очень многое сделать. Это особенно важно в период становления себя как творческой личности.

- Откуда вы черпаете творческие силы?

- На каком-то жизненном этапе я понял, что человек ничего не может получить извне, если не умеет отдавать. Если ты готов делиться, рано или поздно все равно получишь необходимое. Я глубоко интуитивный человек, и если у меня есть доверие к тому, что созревает внутри души, то этому надо следовать и доверять. В человеке дар интуиции - как дар Божий. Разрушить его практически невозможно. Это тот внутренний камертон, который помогает человеку выходить из самых запутанных и сложных ситуаций.

- Чувствуете ли, что вам в спину дышит какое-то другое творческое поколение?

- Я уже давно пытаюсь разворачиваться к людям лицом. Поэтому и дыхания в спину не ощущаю.

- А на пьедестале вы себя тоже не ощущаете?

- Я прекрасно понимаю, чего стоят все эти пьедесталы, и научился здраво к ним относиться. Не для красного словца, но я бы назвал себя мастером. Я многое умею и в то же время достаточно хорошо понимаю, насколько мало я умею.

- Как вы относитесь к современным технологиям, в частности, к компьютеру? Влияют ли эти технологии на вас как на художника?

@@@
Единая линия в формате А4
Жертва режима аятолл
Заказ на секту
Клеопатра для президента
Корабли без капитанов
Кто стоит за "Росспиртпромом"?
Купи билет на Queen – получи Пола Роджерса бесплатно!

Летающие лодки

@@

Видеоарт в галерее «WAM» и Константин Батынков в «Крокин-галерее»

2005-11-02 / Ирина Саминская - арткритик. В век высоких технологий современное искусство начинает тяготеть к собственной архивации на новых цифровых носителях. Два проекта – выставку видеоарта в галерее «WAM» и графику Константина Батынкова в «Крокин-галерее» сопровождают электронные каталоги. В первом случае – очередной выпуск журнала, посвященного на этот раз видеоарту, во втором – собрание работ художника.



Выставка в галерее «WAM» дает наиболее полное представление о видеоарте в России начала нашего столетия. Благодаря титаническим усилиям куратора Антонио Джеузы у нас появился архив, что уже повод для гордости: коллекция насчитывает более сотни работ. Среди них эксперименты Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова, предлагавших пару лет назад установить в родном городе актера Шварценеггера памятник Терминатору, видео Владислава Мамышева-Монро, загримированного под бен Ладена и распевающего песенку «По аэродрому лайнер пробежал, как по судьбе…». Но самое интересное и радующее глаза – истории совсем не видеохудожников. Как, например, «эссе» Олега Кулика про Монголию, где до этого агрессивно настроенный по отношению к окружающей среде автор вдруг начинает любоваться не тронутыми цивилизацией пейзажами, превращается в путешественника-мизантропа. Есть работы «классика жанра» Сергея Шутова или более молодого Кирилла Преображенского, творчество которых плотно вплетено в пикселы экрана. Актуально и свежо смотрятся молодые художники, чутко реагирующие на медийную насыщенность современного мира. Помимо видеоарта представлена документация видеоинсталляций, из которых становится понятной непростая конструкция «Башни времени Мона 500» Георгия Пузенкова. Объект собрали на Крымском Валу, состоял он из огромных черных пластиковых квадратов с изображением Моны Лизы. И, наконец, можно увидеть со стороны «воздушный» проект Ирины Кориной, которая в 2003 году взломала пол в московской галерее XL, превратив его в ряд качающихся дощечек.

@@@
Летающие лодки
Лечение вместо отдыха
Лисицын сменил ориентацию
Магия тихих звуков
Миронов вступился за «Яблоко»
Молитвы Будды на родине Шагала
Недетские воспоминания восьмилетнего блокадника

Непотопляемый Владимир Яковлев

@@

Прогнозы социологических служб сбылись

2000-05-16 / Бесик Пипия



Петербуржцы отдали предпочтение человеку с имиджем хозяйственника.

Фото автора

НА ГУБЕРНАТОРСКИХ выборах в Санкт-Петербурге интриги не получилось. Сбылись прогнозы, которые в течение последнего месяца публиковала социологическая служба "Гэллап Санкт-Петербург": действующий губернатор победит в первом туре.

В избирательные списки северной столицы были внесены 3700 тыс. человек. Было открыто 1757 участков, в том числе 4 в следственных изоляторах. Помещения для голосования находились под неусыпным оком 8 тыс. блюстителей порядка. По сведениям горизбиркома, серьезных нарушений в ходе выборов не зафиксировано.

В выборах приняли участие 47,74% избирателей (на президентских 26 марта - 66,56%). Порог явки в местном законодательстве отсутствует. По предварительным данным, Владимир Яковлев получил 72,69% и оказался намного популярнее Владимира Путина, который в родном городе собрал 62,40%. Далее места распределились так: Игорь Артемьев - 14,68%, Юрий Болдырев - 3,79%, Артем Тарасов - 3,73%, графа же "против всех" собрала 3,72%.

Яковлев показал себя непотопляемым. "Яблочные" депутаты и депутаты-болдыревцы постоянно срывали кворум и тем самым не дали совместить губернаторские выборы с думскими в декабре прошлого года. Та же блокировка устраивалась при намерении прогубернаторски настроенных депутатов провести выборы градоначальника одновременно с президентскими.

"Яблоко" и СПС питерскому губернатору нашли достойного конкурента - Сергея Степашина, который озвучил намерение "вернуть долг городу" на похоронах Анатолия Собчака. Однако "добровольцу" вскоре дали понять, что Кремль его не поддержит. Возможно, страховались от будущего конкурента на президентских выборах в 2004 г. Экс-премьера посадили в кресло председателя Контрольно-счетной палаты РФ, где его полномочия истекают в 2006 г. Затем "примерили" к Яковлеву Валентину Матвиенко. При поддержке ОРТ и РТР она начала мощную кампанию, заполонила весь город щитами "Петербург устал". Рейтинг социального вице-премьера постепенно рос, социологические службы начали предсказывать двухтуровые выборы.

Губернатор и его команда забеспокоились. Возможно, Яковлев вспомнил визит в Смольный в 1997 г. Бориса Березовского и его правой руки Бадри Патаркацишвили. Напросился на прием. Под предлогом обсуждения начала чемпионата мира по хоккею Яковлев встретился с Александром Волошиным, попросил поддержки. На удивление, отказ не последовал. Цепных телепсов пристегнули к ошейникам, на рекламных плакатах "Петербург устал" стали приклеивать портреты Матвиенко с надписью "Расслабиться не желаете?" А вскоре зампреда правительства и вовсе отозвали якобы для участия в совещаниях по формированию нового правительства.

Тем временем на раскрутку новых имен времени практически не оставалось. Скрещивание же яблоневого саженца с бесплодными кустарниками, запоздалая и неуклюжая поддержка "Единством" единого кандидата от правых сил принесли известный результат. И теперь четыре года придется глядеть демократам на нелюбимые ими обмороженные в Якутии щеки губернатора.

В Законодательном собрании (ЗС) Санкт-Петербурга 50 депутатов. Двое прекратили свои полномочия в связи со смертью. Сердце Михаила Пирогова остановилось во время операции на сердце, а Виктора Новоселова взорвали, когда его "Вольво" притормознул перед светофором. Довыборы в ЗС по двум округам проводили также в минувшее воскресенье. В 21-м округе в финал вышли Александр Морозов, президент межрегионального фонда "Невский", и Валентин Никольский, директор МГП "Трансстрой". В 31-м округе лидировала госпожа "против всех" - 34,39%, и выборы признаны несостоявшимися.

@@@
Непотопляемый Владимир Яковлев
Новости
Оскар Уайльд попал под каток истории
Охранная функция избиркомов
Петербург не поддержал Миронова
По следам политических баталий
Путин и Ширак померились мостами

Русско-сербские похороны

@@

Предан земле самый одиозный политик Европы

2006-03-20 / Юлия Петровская







Российские политики оказались в числе самых приближенных.

Фото Reuters

Предпоследний, но самый главный из лидеров военного десятилетия на Балканах предан земле. Бывший президент Сербии и Югославии Слободан Милошевич, скончавшийся 11 марта в Гаагской тюрьме, похоронен в минувшую субботу в родном городе Пожаревац (в 80 километрах от Белграда). В последний путь Милошевича, не удостоенного государственных почестей, провожали около ста тысяч его сторонников. Семья не смогла прибыть, как сказано, из-за противоречивых заявлений властей Сербии о гарантиях безопасности.

С балканской сцены уже сошли все лидеры, на чью долю выпало президентство в условиях войны. Не стало Франьо Туджмана (Хорватия), Алии Изетбеговича (Босния и Герцеговина), Бориса Трайковского (Македония) и Ибрагима Руговы (Косово). Из руководителей военного периода ныне здравствует лишь бывший президент Словении Милан Кучан. Его страна пережила самую скоротечную войну (летом 1991 г.). Словения – единственная из республик бывшей Югославии, вступившая в Европейский союз.

Последний путь оказался извилистым

Ни одни похороны на Балканах еще не сопровождались таким количеством неожиданностей, слухов и скандалов, включая дипломатический. Этого следовало ожидать, учитывая особенности пути Слободана Милошевича.

@@@
Русско-сербские похороны
Сергей Миронов: "Мы объединили доверенных лиц Путина"
События в Киеве испортили праздник в Питере
Соло велосипедиста
Табу от имени преемника
Толстые и тонкие
Ускользающая свобода

Черное небо и обломок самолета

@@

Так будет выглядеть памятник погибшим над Германией уфимцам, которых вчера хоронил весь город

2002-07-09 / Алена Гончарова, Марина Эфендиева



Тела тридцати трех опознанных жертв катастрофы в небе над Германией доставил вчера в Уфу самолет Ил-76 МЧС России. Останки 22 пассажиров и 11 членов экипажа Ту-154 "Башкирских авиалиний" в аэропорту встречали родственники погибших. Затем на Советской площади башкирской столицы прошла панихида - на траурном митинге выступили руководители Башкирии и родственники погибших. После этого на Южном кладбище микрорайона "Затон" в Уфе состоялись похороны: здесь появилась 31 свежая могила (останки 15-летнего пассажира Ту его отец увез на родину в Зилаирский район республики, а тело сотрудника аэропорта "Домодедово" отправят в Москву).

Как рассказали корреспонденту "НГ" в администрации Уфы, родственники устраивают поминки "индивидуально". Администрация только обеспечивает материальную поддержку - "находит и оплачивает места общепита", где проходят траурные застолья. Кроме того, администрация Уфы планирует поставить памятник погибшим в родном городе. Уже прошло предварительное согласование по проекту памятника, и, по словам представителя уфимской администрации, "приблизительно он будет выглядеть так: черный фон неба, обломок самолета и траурная надпись". А на месте падения хвостовой части пассажирского лайнера общины городов Юберлингена и Овингена уже установлен деревянный крест с датой трагедии. Позднее на его месте воздвигнут мемориал в память жертв авиакатастрофы.

Тем временем в Германии продолжается опознание остальных жертв авиакатастрофы - это еще 28 тел. Эксперты проводят его на основе анализа ДНК из генетического материала, получаемого с помощью привезенных родными личных вещей погибших и проб слюны родственников. Имена погибших, тела которых удалось идентифицировать к настоящему моменту, не называются - как и дата их отправки на родину.

Продолжается и расследование причин авиакатастрофы. Хотя большинство фактов свидетельствует о трагической халатности диспетчеров, официально виновник до сих пор не назван и скорее всего станет известен только после окончания анализа записей "черных ящиков". Они уже расшифрованы, и теперь, как объяснил руководитель Государственной службы гражданской авиации России Александр Нерадько, в первую очередь эксперты комиссии по расследованию, работающие в Германии, проведут работу по синхронизации записей переговоров экипажей самолетов с диспетчером. Затем будут синхронизированы переговоры членов экипажей между собой и характеристики движения двух самолетов. Планируется воссоздать реальную картину поведения бортовых приборов и других систем самолета, с построением графиков и таблиц - вплоть до создания компьютерной анимации.

@@@
Черное небо и обломок самолета
Чешские черты российского хоккея
Экзекватура для Алексея Мордашова