"Мы не лишаем народ права избирать президента"

@@

Украинские коммунисты ориентируются на политическую систему Молдавии

2003-11-24 / Илона Заец После прошлых выборов в Верховную Раду, по итогам которых украинская Компартия сдала свои лидирующие позиции, коммунисты перестали восприниматься на Украине как влиятельная политическая сила. Однако к настоящему моменту ситуация изменилась: противоречия не только между оппозицией и властью, но и внутри каждого из этих лагерей вывели Компартию на ту политическую орбиту, которая позволяет ее лидерам выступать в качестве "компромиссного решения" при распределении должностей и полномочий в органах власти. На что рассчитывает партия в контексте запланированных на следующий год президентских выборов на Украине, в интервью "НГ" рассказал лидер КПУ Петр Симоненко.







Петр Симоненко уверен в том, что за украинскими коммунистами большое будущее.

Фото Reuters

- Петр Николаевич, на прошлой неделе в руководстве украинского парламента произошли кадровые ротации: представитель фракции коммунистов Адам Мартынюк был избран вице-спикером вместо назначенного на должность генпрокурора Геннадия Васильева. В связи с этим Компартия, видимо, надеется в будущем взять и другие высоты власти?

- Мы - вторая по численности фракция и партия, которая имеет самую высокую поддержку избирателей. И у коммунистов есть моральное право претендовать на представительство в руководстве парламента.

Что касается власти, то меня гораздо больше беспокоит другое: социально-экономическая ситуация, которая сложилась на Украине, - неизбежно повышение цен на хлеб, молоко и мясные продукты, рост тарифов, неизбежен энергетический кризис, который приведет к подорожанию бензина и других нефтепродуктов...

- Теперь Компартия, похоже, получила больше возможностей решить эти проблемы?

- Мы и раньше неоднократно предлагали с парламентской трибуны ввести госрегулирование в АПК. Это и мораторий на повышение цен на хлеб, молоко, мясо, и господдержка аграрного сектора, и введение госзакупок, и формирование госресурсов - чтобы государство всегда могло выступать балансом интересов в условиях рыночной экономики и исключить чрезмерные аппетиты тех, кто представляет аграрное лобби и сельскохозяйственных олигархов. Нужно предоставить льготные кредиты АПК, господдержку сельхозмашиностроению. Можно контролировать и уровень цен для аграриев на топливо. Мы должны понимать: государство только тогда сильно, когда оно управляет процессами. Но все перечисленные вопросы сегодня решает правительство, а коммунисты не возглавляют исполнительную ветвь власти.

@@@
"Мы не лишаем народ права избирать президента"
"Связьинвест" не успеют продать в 2003 году
«Яблоко» пошло туда, куда послали
Александр Некрасов: "Мы должны обеспечить себе необходимые тарифы"
В 2009 году рост тарифов на тепловую энергию составит в среднем по России 22%
В Госдуме опять складываются политические коалиции
Владимир Аверченко: тарифный орган не стал ни единым, ни единственным

Водка убивает рублем

@@

От отравлений алкоголем в России ежегодно погибают 40 тысяч человек

2003-03-27 / Иван Сас



Воевать в Чечне безопаснее, чем баловаться дешевой водкой где-нибудь в тихой средней полосе России. Если за время контртеррористической операции (с 1 октября 1999 года) в Чечне погибло около 5 тыс. человек, то только за 2002 год на тихих фронтах потребления главного российского напитка полегло от отравлений более 40 тыс. человек. Эти данные обнародовала Национальная алкогольная ассоциация (НАА). В предыдущем году, по данным Госкомстата, жертвами случайного отравления спиртным стало более 41 тыс. россиян.

Народ травится фальсификатами и различными спиртосодержащими суррогатами. По признанию вице-премьера РФ Алексея Гордеева, доля фальшивой алкогольной продукции на российском рынке достигает 40%. Особо опасен "самопал", изготовленный в кустарных условиях из технических видов спирта. Ни массовые облавы, проводимые милицией, налоговой полицией (упраздняемой), ни нововведения вроде региональных номерных специальных марок, которыми должна маркироваться каждая бутылка спиртного, ни создание многочисленных контролирующих структур не дали ожидаемых результатов. От облав уходят, контролеров подкупают, а акцизные и региональные марки на теневом рынке продаются мешками.

Водочные магнаты не устают повторять: не покупайте дешевое пойло, берите нормальную водку в нормальных магазинах. Но почему же россияне столь упорно не желают пить фирменную водку? Правительству России пора признать, что цены на качественную водку превысили ту планку, за которой она становится не по карману для основной массы населения. И малосостоятельные соотечественники, как в песне Высоцкого, "гадость пьют из экономии, хоть поутру, да на свои".

Утверждения, что хорошая водка в нашей стране остается общедоступной, явно от лукавого. За последние 5 лет цена на нее, как свидетельствуют данные Госкомстата РФ, выросла в несколько раз. Это хорошо видно по таблице, в которой, кстати, отражена нижняя ценовая граница на сносного качества алкоголь. Более качественные напитки значительно дороже. А вот картина по среднемесячной номинальной заработной плате выглядит по-иному. В 1998 году, до дефолта, она составляла в целом по экономике 1051,5 руб. (169,5 долл.), а в 2002-м - 4426 руб. (140 долл.) То есть среднестатистическое благосостояние россиян пока даже не вышло на додефолтовский уровень. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума тоже росла (с 20,7% в 1997 году до 29,1% в 2000-м) и только к концу 2002 года сократилась до 21,6%, что тоже больше, чем в додефолтовские времена. Мы уже не говорим о безработных, число которых на сегодняшний день превышает 5 млн. человек.

Когда кошелек тощает, а жизнь дорожает, приходится от чего-то отказываться. Большинство россиян в силу сложившихся традиций скорее откажутся от закуски, чем от выпивки. И когда нет денег на водку гарантированного качества, покупается дешевый фальсификат.

Отчего дорожает продукт, производство которого весьма малозатратно? Разумеется, сказываются инфляция, рост тарифов на электроэнергию, пользование водой, транспортные услуги и т.п. Однако если бы стоимость водки складывалась только из этих составляющих, цены на нее были бы намного ниже. Львиную долю цен на спиртное составляет акциз, который устанавливает и берет себе государство. Правительства всех стран всегда стоят перед соблазном решить проблемы бюджета за счет повышения акциза на алкоголь. В этом плане российский Белый дом за последние 5 лет продемонстрировал поистине ненасытные аппетиты (см. таблицу), ежегодно увеличивая "налог на пьянство", как еще часто называют акциз, не на какие-то процент-два, а порой сразу на 25.

Чем только не оправдывают эти бесконечные повышения чиновники - и борьбой с алкоголизмом, и стремлением перераспределить сверхприбыли водочных магнатов в пользу сирых да убогих, и опытом других стран, где спиртное намного дороже, чем в России.

Проблема алкоголизма для России действительно необычайно остра. По данным НАА, на конец 2001 года под диспансерным наблюдением в специальных медучреждениях находилось около 2,2 млн. страдающих алкоголизмом. Угрожающими темпами прогрессирует женский и подростковый алкоголизм. Это действительно национальное бедствие, но лелеять надежды на то, что одолеть беду удастся одним повышением цен на спиртное - это далеко не безобидное заблуждение. Такая мера лишь провоцирует активизацию бутлегеров, возрождает самогоноварение, толкает массы на поиск "заменителей".

Благая цель перераспределить сверхприбыли водочных королей в пользу сирых да убогих только выглядит благой. Повышение акциза производители и торговцы закладывают в цену, а расплачиваются за государственную "заботу" те же сирые да убогие, придя в магазин за очередной порцией "реаниматора". Ссылки на дороговизну алкоголя в развитых странах тоже не убеждают. Он доступен в силу высоких доходов широких слоев населения.

Что касается советских времен, то кое-что, пожалуй, стоило бы взять на вооружение. Водка действительно стоила недешево - знаменитые 3 руб. 62 коп. на фоне 80-120-рублевых зарплат и двухрублевой колбасы выглядели солидно. Но любитель приложиться к рюмке имел выбор - либо пить дорогую водку, либо обойтись дешевым вином, которым были забиты магазины. Многие, кто помнит те времена, до сих пор испытывают ностальгию по "портвешку", который почти исчез с российского алкогольного рынка. В 2002 году в России, по данным Госкомстата, произведено 139 млн. дкл водочной продукции и 35 млн. дкл винной - соотношение 4:1. Дешевые отечественные крепленые и сухие вина вытеснены импортными, которые по цене значительно дороже водки. Таким образом, человек с небольшим достатком оказался фактически отлученным от винной продукции, которая с точки зрения медицины менее разрушительно воздействует на человеческий организм, чем водка. Уже много лет специалисты по алкогольному рынку пытаются обратить внимание российского правительства на сложившиеся диспропорции в производстве алкогольной продукции, но пока все по-прежнему.

Власть идет проторенным путем. Еще в минувшем октябре вице-премьер РФ Алексей Гордеев объявил, что со второго квартала 2003 года будут введены новые акцизные марки. От прежних они будут отличаться тем, что на них укажут объем тары. По словам вице-премьера, это позволит "наладить более жесткий контроль за оборотом алкогольной продукции...

@@@
Водка убивает рублем
Газовый пузырь
Герман Греф обиделся на «Газпром»
Демократы перевели стрелки
Единороссы пригрозили Чубайсу
Инфляция в 2005 году составит 10–13 процентов
Инфляция в стране может достичь 40 процентов

Как сохранить энергию?

@@

Энергетики нуждаются в мощных накопителях

2009-03-17 / Ольга Третьякова - кандидат физико-математических наук, специалист по инновационным проектам центра "Атом-инновации"; Константин Сопленков - кандидат физико-математических наук, начальник отдела ОАО "ВНИИАЭС".







Запасаясь дешевыми киловатт-часами ночью, сокращая тем самым расход «дорогих» днем, энергопотребители снижают себестоимость продукции.

Источник: ООО «Энергоресурс-стэ»

Несмотря на текущую экономическую ситуацию, Министерство энергетики РФ придерживается политики продолжения реформ по либерализации рынка – такое заявление было сделано в ходе обсуждений на круглом столе в Екатеринбурге (3 декабря 2008 года), посвященном вопросам нормативно-правового обеспечения теплоснабжения и повышения эффективности энергопотребления. И хотя рост тарифов на электрическую и тепловую энергию в 2009 году планируется несколько замедлить, в общем и целом законодательство не предусматривает их понижения для потребителей.

С одной стороны, согласно оценкам ГУ-ВШЭ и Российской экономической школы, при прочих равных условиях повышение тарифов на электроэнергию приведет к сокращению промышленного производства – помимо спада, вызванного макроэкономическими причинами. В среднем на электроэнергию приходится 6–8% себестоимости – но ведь в одних отраслях этот показатель составляет всего 1–2%, а в других достигает 30%. Наиболее уязвимыми в этом плане оказываются металлургия, машиностроение, химическая промышленность, топливно-энергетический комплекс.

Дорогая энергия как стимул прогресса

С другой стороны, искусственное замораживание тарифов (дешевая электроэнергия) совершенно не способствует внедрению энергоэффективных режимов и энергосбережению. Не секрет, что отечественное производство – одно из самых энергоемких в мире. Даже невыгодное в плане среднегодовой температуры и продолжительности светового дня географическое положение не может служить достаточным обоснованием. Каждый процент сэкономленных в России энергоресурсов дает прирост национального дохода на 0,35–0,4% – но тем не менее развитие и внедрение энергоэффективных технологий (как, в общем-то, и технологий вообще) в РФ происходит медленно, немасштабно и с большим отставанием от развитых стран. И это несмотря на многократно озвученную за последние годы проблему энергодефицита. Повышение же тарифов в соответствии с мировыми тенденциями и их суточное дифференцирование стимулируют потребителей к экономному расходованию энергии, проведению комплекса соответствующих мер, совершенствованию энергетических установок, внедрению инноваций.

@@@
Как сохранить энергию?
Кризис не остановил рост тарифов
МПС перестанет быть монополистом
МПС повысит тарифы на грузовые перевозки
Миф о "недешевой" атомной электроэнергии развеивает дорогая продукция ТЭС
Монстр инфляции и как с ним бороться
Мэрия Нижнего Новгорода решила избавиться от части муниципальных бань

Начали с малого бизнеса

@@

Министры занялись выполнением "плана Путина"

2008-02-12 / Наталья Меликова



Вчера Владимир Путин провел первое после своей программной речи совещание с ключевыми членами правительства. Министры неспешно собирались на встречу с будущим начальником. «Вероятно, занимаются решением задач, поставленных президентом», – пошутил про коллег один из будущих подчиненных Путина. Как правительство собирается претворять в жизнь отдельные задачи «плана Путина», его создатель вчера услышал – глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина рассказала о подготовке комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

Вице-премьер Александр Жуков рассказал президенту о предстоящем визите Виктора Зубкова в Индию. Глава правительства примет участие во втором Российско-индийском форуме по торговле и инвестициям, а также в церемонии открытия Года России. «Будет очень большая культурная программа», – пояснил вице-премьер. Под «культурной программой» Жуков, вероятно, подразумевал гала-концерт с участием звезд российской эстрады, который пройдет сегодня у стен древней крепости Пурана-Кила.

Первого вице-премьера Сергея Иванова Путин попросил доложить об итоговых коллегиях и «различных совещаниях» в министерствах и ведомствах. Прибывший из Мюнхена Иванов утром успел провести коллегию Мининформсвязи. Среди достижений ведомства он отметил создание новой информатизированной системы управления нацпроектами, «незначительный рост тарифов» на услуги связи. Сегодня совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), который возглавляет Иванов, примет план стратегии развития до 2025 года.

В среду первый вице-премьер намерен участвовать в итоговой коллегии Минтранса. «Там сложнее ситуация, чем в сфере информационных технологий», – отметил первый вице-премьер. По его словам, в настоящее время «автомобилизация составила 85%, а прирост новых дорог всего 15%». «Это серьезные инфраструктурные ограничения для развития экономики», – сказал Иванов, добавив, что ежегодные потери ВВП от этого составляют 3%. Первый вице-премьер сообщил также, что в ближайшее время проведет заседание коллегии Минобрнауки, на котором будет обсуждаться участие министерства в формировании инновационной экономики, а также коллегию Ростехнадзора.

«Я вас просил встретиться с представителями малого бизнеса, чтобы выработать предложения по улучшению деятельности на этом направлении», – обратился Путин к главе Минэкономразвития. Заметим, что в выступлении президента на расширенном заседании Госсовета пассаж о том, как душат малый бизнес в России, был самым эмоциональным. «До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить со взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам – к кому только не нужно ходить, ужас какой-то!» – пугал аудиторию глава государства.

@@@
Начали с малого бизнеса
Николай Аксененко: Стараемся не форсировать процесс подорожания билетов
Новости
Новый зигзаг Чубайса
О пользе и тщете раздачи денег
Опять тарифы, опять инфляция...
Отмененный бунт

Парламент защитит газовые интересы

@@

"Газпром" убедил Совет Федерации в необходимости заняться решением проблем концерна

2002-11-25 / Варвара Агламишьян



"Газпром" пожинает первые плоды своих лоббистских усилий. В конце прошлой недели депутаты Госдумы завалили бюджетную поправку, согласно которой рост тарифов для естественных монополий в 2003-м не должен превысить отметку в 20%. А завтра профильная комиссия верхней палаты парламента скорее всего примет ряд решений в пользу газовой компании.

Как уже писала "НГ", члены комиссии Совета Федерации по естественным монополиям провели в заполярном Ямбурге заседание под названием "Стратегия развития ОАО "Газпром". Задачи и проблемы, пути их решения". Задачи ставил зампред правления газовой монополии Александр Рязанов. И, как выяснилось, минимум две из них уже созрели для решения в законодательном контексте. Они связаны с поправкой к Закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" и законопроектом о государственном регулировании тарифов естественных монополий. Другие проблемы связаны с ценой на газ и перспективами реформирования монополии. В их решении парламент может помочь "Газпрому", так как, по словам Рязанова, концерн "имеет возможность влиять на правительство".

Закон о лицензировании будет рассмотрен на заседании комиссии по естественным монополиям завтра. Речь идет об уже одобренной Думой поправке, согласно которой реализация нефти, газа и продуктов их переработки исключается из перечня лицензируемых видов деятельности. Концерн просит Совфед поддержать эту поправку. С точки зрения "Газпрома", деятельность по реализации газа не связана непосредственно с производственно-технологическим циклом газоснабжения и другими видами деятельности, требующими обязательного лицензирования (по действующему сегодня закону, в их числе сооружение и эксплуатация газопроводов, добыча, транспортировка, переработка и хранение газа), поэтому лицензировать ее не надо. Как было заявлено на ямбургском совещании, члены парламентской комиссии это мнение "Газпрома" разделяют, так же, как и его позицию относительно проекта федерального закона "О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий".

Напомним, что этот документ в начале октября был принят в первом чтении нижней палатой парламента. При этом правительство и парламентский комитет по энергетике подготовили отрицательное заключение на этот законопроект. В "Газпроме", интересы которого документ затрагивает самым непосредственным образом, считают, что новый закон не нужен, действующего законодательства в сфере регулирования цен вполне достаточно.

Что же касается стратегических задач, в решении которых должен сыграть свою роль Совфед, то первоочередной из них является решение тарифной проблемы. "Газпром", разработавший недавно программу поэтапного повышения цен на газ, настаивает на ее утверждении на федеральном уровне, а также на реформировании рынка газа и прекращении разговоров о возможном делении компании на трубу и добывающие предприятия. Как именно Совфед будет участвовать в решении этих задач - вопрос для дальнейшего обсуждения.

@@@
Парламент защитит газовые интересы
Плач по тарифу
Потребителей загоняют в газовый капкан
Правительство намерено регулировать цену хлеба
Проезд ударит по карману
Противоестественные монополии
Процесс электроснабжения - это не политический механизм

РЖД на снижение тарифов не пойдет

@@

Якунин не собирается дотировать угольщиков

2006-02-20 / Константин Сардовский, Евлалия Самедова



Обсуждение любых предложений о возможности снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки должно быть прекращено. Об этом в минувшую субботу на совещании в Кемерове под председательством премьера Михаила Фрадкова заявил глава компании «Российские железные дороги» Владимир Якунин. По его словам, достаточно того, что рост тарифов на протяжении пяти лет и так был ниже уровня инфляции. «Любые разговоры о необходимости снижения тарифов нужно рассматривать как безграмотные и неприличные», – сказал Якунин.

@@@
РЖД на снижение тарифов не пойдет
РЖД считает госрегулирование необходимым
Разморозили инфляцию
Реалистичный, бездефицитный и сбалансированный?
Регулировать тарифы будут регионы
Реформа электроэнергетики пройдет по варианту Грефа
Рост тарифов на услуги ЖКХ продолжается

Свердловчанам придется затянуть пояса

@@

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в регионе бьют все рекорды

2004-04-08 / Владимир Терлецкий







Главы муниципалитетов надеются, что газеты успокоят граждан, возмущенных резким повышением цен на услуги ЖКХ.

Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

В Екатеринбурге увеличены жилищно-коммунальные тарифы. Свой шаг мэрия объяснила ростом стоимости услуг монополистов, произошедшим в минувшем году.

Однако региональная энергетическая комиссия (РЭК) Свердловской области, проанализировав тарифную политику всех 72 муниципальных образований, пришла к выводу, что виноваты в росте цен не только монополисты. В частности, с 1 января 2004 года РЭК разрешил ОАО «Свердловэнерго» увеличить тарифы на теплоэнергию на 14%, а другим поставщикам на 16%. Стоимость потребления воды поднять на 12%, электроэнергии – на 13%, природного газа – на 22%. Причем рост тарифов на жилищные услуги не должен превышать роста фонда оплаты труда на 2004 год (16,3 %).

Но анализ тарифной политики показал, что в 24 муниципалитетах цены выросли более чем на 20%, а в некоторых и до 78%. Причину этого РЭК видит в том, что мэры довольно долго сдерживали долю платежей населения в стоимости коммунальных услуг. Зато сегодня они постарались на славу. Например, в городе Ивдель жители отныне должны платить за горячую воду 119% себестоимости, а в Каменском районе доля платежей перевалила за 100% абсолютно по всем коммунальным услугам.

Некоторые муниципалитеты ввели плату «на покупку тепловой энергии» и «на содержание тепловых сетей», что не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Другие при повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги игнорируют результаты экспертиз по затратам и нормам потребления, а также состояние бюджета области, в котором учтены темпы роста платежей по содержанию и ремонту жилья. К тому же в тарифы включаются потери, происходящие не по вине населения.

@@@
Свердловчанам придется затянуть пояса
Сибирский удар тарифами
Стране деньги не нужны
Тарифное упорство монополий
Тарифы на услуги ЖКХ в 2009 году вырастут на 22%
Тарифы на электроэнергию для населения с января 2009 года останутся на ранее запланированном уровне
Тарифы развеивают мифы

Транссибу обещают роль "Великого шелкового пути"

@@

Российские железные дороги претендуют на транзит трети грузов из Европы в Азию и обратно

2001-08-01 / Милрад Фатуллаев



ВПЕРВЫЕ "Великий сибирский путь" Транссибом назвали англичане. Тогда имелась в виду одноколейная магистраль от Челябинска до Владивостока. Ныне под Транссибом подразумевают железный становой хребет России от Москвы до Владивостока. Недавнее открытие символического знака "0 км" на Ярославском вокзале Первопрестольной - тому подтверждение. Однако было бы исторически точным установить этот памятный знак на вокзале в городе на Неве. Именно с Санкт-Петербурга 150 лет назад началась беспрецедентная "железная эпопея" к Тихому океану длиною в четверть экватора Земли - и поныне самой длинной дороги в мире, отмеченной в Книге рекордов Гиннесса. Вопреки крылатой фразе Киплинга о том, что "Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и никогда им не соединиться", Транссиб железным обручем связал два континента, уменьшая расстояния и географические границы между ними.

ОТ АЛЕКСАНДРА ДО ВЛАДИМИРА

Если, подписывая в 1891 году рескрипт на имя наследника цесаревича Николая о начале строительства железной дороги, "отец Транссиба" император Александр III мечтал "соединить обильные дарами природы сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений", то последние визиты президента России Владимира Путина в КНР и федерального министра путей сообщения Николая Аксененко в Чехию говорят уже о более масштабной задаче - обеспечить через всю страну прямой транспортный коридор "Европа-Азия" с привязкой к нему Соединенных Штатов.

Начавшееся с февраля текущего года празднование 100-летия окончания строительства Транссибирской железнодорожной магистрали и прошедшая 27-28 июля 2001 года "глобалистическая" международная конференция "Роль Транссиба в развитии российской и международной экономики", призваны обратить внимание мировых транспортных организаций на преимущества сухопутной транспортировки грузов по "позвоночному хребту русского Великана" перед дорогостоящими и продолжительными морскими перевозками.

В рамках таких намерений 9 июля из Москвы во Владивосток отправился юбилейный поезд, посвященный вековому юбилею начала регулярного или, как говорят железнодорожники, правильного движения по великой магистрали. С самого начала мероприятию были приданы масштабность и высокий патриотический дух - под стать пионерам-железнодорожникам, проложившим железный пояс России по суровой, "необъезженной" Сибири - без каких-либо карт, метеорологических сведений и знаний о режимах рек.

ТВОРЦЫ НА "ЖЕЛЕЗКЕ"

Красочный, разноцветный поезд с девизом "Из века в век - опережая время" состоял из 18 вагонов, 3 из которых были вагоны-рестораны, один - штабной с руководителями МПС. Остальные 14 СВ-вагонов пригнали со всего Транссиба - 14 из 17 железных дорог страны, по которым предстояла 16-дневная одиссея к Тихому океану и обратно с остановками в областных столицах и на станциях, связанных с замечательными страницами строительства и вековой жизни всероссийского железного детища. Как заметил начальник поезда, все пассажиры "сухопутного парохода" оказались людьми творческими: ветераны "железки", творившие ее славу; работники Транссиба, отмеченные орденами и медалями за проявленное мужество и трудовые заслуги; писатели; представители почти двух десятков масс-медиа; повара вагонов-ресторанов, участвовавшие незадолго до поездки в профессиональном конкурсе мастеров-кулинаров, и даже милые, приветливые проводницы. Прекрасная половина пассажиров поезда сразу же отметила наличие в каждом купе трех зеркал и живых цветов. Ковры на полу и цветные телевизоры создавали домашний уют. Целый день работало "свое" радио. Начальник поезда взял на себя обязанности и гида, обращая внимание пассажиров на достопримечательности местности, мелькающей за окнами. Под перестук колес, подобный пульсирующему организму страны, поэт-бард Николай Шипилов в прямом эфире исполнял собственные сочинения, пока совсем не посадил голос.

КООРДИНАТЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Паломничество по историческим местам Транссиба просто до схематичности: остановка - митинг - концерт - экскурсия по городу - продолжение пути. Но каждая остановка была неповторима и интересна по-своему. Дважды в Иркутске пассажирам организовали настоящую русскую баню, хотя в двух вагонах поезда имелись душевые. Здесь же, в городе на берегу Ангары, Николай Аксененко обещал восстановить памятник Александру III, который был снесен с постамента после революции. Кстати, "Создатель Великого Сибирского пути" на памятнике был одет не в порфиру, а в форму кондуктора железной дороги. Будут восстановлены также памятники Николаю I в Санкт-Петербурге и Николаю II во Владивостоке. На станции Петропавловск, что теперь на территории независимого Казахстана, угощали казахским хлебом-солью - шарикообразными бурсаки. В Чите, который почти всем показался "тяжелым" городом из-за наличия большого количества перекосившихся старых деревянных домов аж позапрошлого столетия с полуподвальными помещениями и дискомфортного климата, внимание привлекла уникальная детская Забайкальская железная дорога, где юные машинисты, как говорится, не только возят, но и водят самые настоящие поезда.

Челябинск похвастался крупнейшим в мире тракторным заводом и напомнил сентиментальным о Москве: оба города расположены на семи холмах. В Красноярске не преминули заметить, что "областное" озеро Виви - самый что ни на есть географический центр России. Местные журналисты при этом замечали, что российским центром является Красноярская телерадиокомпания. В огромном по площади Музее железнодорожной техники имени Н.А. Акулинина под открытым небом на станции Сеятель в Новосибирске больше всего зрителей оказалось у настоящего раритета - "Служебного бронированного вагона", на котором ездил Николай II. Экспонат - как новенький, хоть сейчас в дорогу. Красным деревом обшито все убранство вагона - зал заседаний, ванная комната, небольшая кухня и комната отдыха.

На всем евроазиатском протяжении "Великой железной реки" царила атмосфера праздника. Почти что семейное торжество напоминали митинги на небольших станциях, где жизнь не одного поколения жителей связана с железной дорогой. Главе и многим работникам МПС России, сопровождавшим юбилейный рейс, писателям удалось попутно побывать в родных местах - на станциях, где они выросли или работали. Отец председателя Союза писателей России Валерия Ганичева работал машинистом на Транссибе, с ним же связано и творчество Валерия Николаевича. Совместно с МПС писатели провели пленум в нескольких крупнейших писательских организациях "Державный путь - уроки Транссиба".

- Для писателей эта поездка - прекрасная возможность познакомиться с реальной жизнью страны, - говорит он. - Где, как не в поезде, можно, что называется, на себе почувствовать громадные российские просторы. Везли как-то немецких писателей в Хабаровск. Первый день вели себя бойко, любовались пейзажем за окном, живо обсуждали окружающую жизнь. На второй день притихли - уже устали. На третий день стали уже нервничать и попросили водки. Задают совершенно непонятный русскому человеку вопрос: "Разве на вас не давят эти расстояния?"

НА ФОНЕ ИСТОРИИ

Именно расстояние, точнее, необходимость быстрого преодоления громадных территорий вынудило Россию в 1836 году приступить к стройке века вслед за четырьмя государствами - Англией, США, Францией и Бельгией. Более десятка лет обсуждалась сама необходимость проекта. Энтузиастов пугали вечной мерзлотой и безлюдными степями. Сибирь называли "большим мешком, куда ссылали ненужных обществу людей". Хотя было известно, что только в Амурской области было почти в три раза больше пригодных для запашки земель, чем в Японии. А местные крестьяне имели на одну семью сельскохозяйственных машин больше, чем в Прибалтике. Один из специалистов - некто Фридрих Фик, приглашенный из прусского города Касселя, - всерьез навязывал дорожному ведомству целых три проекта железных дорог, и все на человеческой тяге. Более прогрессивные предлагали конно-железные дороги: куда, мол, России спешить! Но все же победило мнение, лучше всего зафиксированное в прошении Николаю I австрийского инженера Франца Антона Герстнера: "... нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения!"

Несмотря на то что впоследствии специалисты признали изобретение "паровой телеги" уральскими крестьянами отцом и сыном Черепановыми - лучшими в мире, Россия приобрела английские паровозы "Стефенсон". Отсюда на высоте более километра и пошли первые грузовые железные дороги. Здесь же на "каменном поясе России" сегодня производят каждый второй рельс и большинство вагонов: на Восток поезд отправляется уже по уральским рельсам.

Бурный экономический подъем России начала ХIХ века - 9% роста в год, первое место в мире - способствовал быстрым темпам строительства - в среднем по 700 км в условиях крайне низких температур. Заложить первый Уссурийский участок Александр III поручил цесаревичу Николаю, который возвращался из кругосветного путешествия через Владивосток. Николай "соизволил лично наложить в приготовленную тачку земли и свезти ее на полотно строящейся железой дороги". Поэтому не без оснований 18 июля 2001 года на митинге во Владивостоке, где был установлен памятный знак "9288 км" по случаю прибытия юбилейного поезда, было замечено, что "Транссиб начинается с Тихого океана, где его рельсы уложены прямо под бортом швартующихся океанских судов". Но никак не с Москвы.

Императорский дом ревностно следил за тем, чтобы "Великая сибирская дорога" - магистраль от Челябинска до Владивостока - строилась "русскими людьми и на русские деньги". Даже терминологию ввели русскую: "разъезд", "путь", "паровоз". В разгар работ на стройке, вооружившись только киркой, лопатой и тележками, работали до 100 тысяч человек - крестьяне соседних губерний, рабочие, доставленные за казенный счет из центральных регионов страны, каторжники и заключенные, совершившие "подвиг, доселе небывалый в летописях инженерного дела". "Картина строительства поражала всех зрителей. Когда же выключалось электрическое солнце (прожекторы. - М.Ф.), то можно было наблюдать на облаках тень от моста". Грандиозность стройки вдохновила художника Павла Пясетского создать художественную летопись стройки из акварельных миниатюр. Уникальное произведение длиной в один километр и шириной около полуметра удостоилось на всемирной выставке в Париже в 1900 году первого приза.

Сооружение Кругобайкальской дороги, которую еще до революции прозвали "золотой пряжкою России", было самым сложным и дорогостоящим. Объем работ превзошел масштабы строительства Суэцкого канала. До ее строительства зимой переправлялись по замерзшему Байкалу, уложив рельсы прямо на лед. С оттепелью их вновь разбирали и переправляли паромами. Всего на Транссибе было построено 40 тоннелей, почти полтысячи мостов и виадуков. Из них самый уникальный - мост через Амур - и ныне самый длинный на материке - 2600 метров.

21 декабря 1901 года началось рабочее движение по Транссибу. Этот день и считается сегодня днем окончания строительства Транссиба протяженностью в 7 часовых поясов и обошедшегося государству в миллиард золотых рублей. Именно в это время стали развиваться Омск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Владивосток. С окончанием строительства Транссиба была отменена ссылка в Сибирь. В принудительном заселении дикого края уже не было необходимости: за десяток лет здесь утроилось население за счет целенаправленной политики Столыпина.

- Сегодня, через 100 лет, перед нами вновь ставится вопрос освоения Сибири, - говорит заместитель министра путей сообщения Пшимав Шевоцуков. - Ежегодно из Азии в Европу отправляется более миллиона контейнеров. И только 5% - через Россию. Хотя уже сейчас мы в состоянии взять на себя треть грузопотока. Идут переговоры с двумя Кореями о создании Транскорейской магистрали с привязкой ее к Транссибу. В Чехии к 2002 году будет создан контейнерный терминал.

ТРАНССИБ СЕГОДНЯ

В интервью "НГ" глава МПС Николай Аксененко посетовал на различие в подходах государства к естественным монополиям. С увеличением эффективности перевозок, заметил министр, удалось на три года заморозить тариф на грузоперевозки, что "подарило стране дополнительно 400 млн. рублей. Жесткая позиция государства в отношении одних естественных монополий, товары и услуги которых не индексируются из года в год, сменяется на чрезвычайно благодушную в отношении других. Причина высокой инфляции в стране в первом полугодии 2001 года связана с ростом тарифов на электроэнергию. Причем энерготариф будет виновником роста цен в течение еще нескольких лет. А железные дороги потребляют 7% всей энергии, производимой в стране. Значит, неизбежен и рост тарифов на железной дороге.

Замедлить рост цен на услуги железнодорожников призвано начавшиеся реформирование железного монополиста, которое, в частности, приведет к укрупнению железнодорожных управлений, разделению государственных и хозяйствующих объектов, широкому применению информационных технологий, появится конкуренция.

Превращение Транссиба в мощный евразийский транзит, а значит, возрождение знаменитого "Великого шелкового пути", даст соединение Сахалина с материком и японским островом Хоккайдо. Сейчас специалисты решают, что лучше построить - тоннель или мост. Серебряный костыль в строительстве сахалинской ветки будет вбит уже осенью. "Экономических проблем для реализации таких планов нет. Есть только политические. Но и они решаемые", - говорят железнодорожники.

@@@
Транссибу обещают роль "Великого шелкового пути"
Фрадкова беспокоит ЖКХ
Хуже не будет, но и лучше - тоже
Цена уступок естественным монополиям
Центробанк назвал цену кризиса
Цены опять не подчинились правительству
Шаг к единому тарифу

Эксперты не советуют хранить свои деньги в Сбербанке

@@

С наступлением весны настроения потребителей ухудшились

2002-05-20 Пока в высоких финансовых сферах ведутся унылые разговоры о необходимости и первостепенной важности проведения банковской реформы, отечественные кредитные организации, кажется, получают новый импульс для своего развития. И идет он с той стороны, откуда его меньше всего ждали: от частных вкладчиков. За год с небольшим - с ноября 2000 по март 2002 года - число россиян, предпочитающих хранить деньги в банке, а не под матрасом, увеличилось на 10%. При этом население уходит из Сбербанка, доля физических лиц в нем снижается. Казалось бы, август 1998 года должен был надолго отучить обывателей доверять свои сбережения коммерческим банкам. Но ничто не вечно в этом мире. Три с половиной года - достаточный срок для того, чтобы успокоиться и оценить степень выживаемости банков. Неумолимая статистика свидетельствует, что население сейчас отдает предпочтение цивилизованным, не чулочным формам хранения денег. Причем, судя по снижению доли Сбербанка на рынке частных вкладов, люди делают свой выбор в пользу хорошо развитого сервиса и более высоких процентных ставок. В то же время показатели на потребительском рынке в последние месяцы неуклонно снижались. Население стало хуже оценивать свое материальное положение, однако, несмотря на это, с удовольствием совершает крупные покупки. Из этого можно сделать вывод, что россияне стали бояться повторения кризиса меньше, чем ухудшения своего собственного финансового положения и инфляции. Ведь всем уже объяснили, к чему приведет рост тарифов и жилищно-коммунальная реформа, а многие даже вновь столкнулись с проблемой долгов по зарплате. Потому-то граждане предпочитают свои накопления "цивилизованно" хранить в банках, предлагающих процентные ставки, превышающие инфляционные показатели, или тратить их на "долгоиграющие" приобретения. Сегодня "НГ" представляет вниманию читателей комментарий экспертов Центра развития.



В марте индекс потребительских настроений снизился на 2,7% и составил 91,7 против 94,2 в январе. Главными факторами ухудшения оценок людьми собственного материального положения явились потеря дополнительной работы и рост долгов по зарплате (доля лиц, указавших эти причины, возросла с января в 1,2 и 1,6 раза соответственно). Похоже, что проблема задолженности по заработной плате после почти годового затишья возвращается в повестку дня. Согласно данным Госкомстата России, суммарная задолженность по зарплате к марту 2002 года увеличилась на 5,3% по сравнению с состоянием на 1 февраля, причем в отраслях социальной сферы - на 16,3%. В наибольшей степени ухудшились потребительские ожидания - соответствующий индекс снизился на 5,6%, опустившись со 101,1 до 95,4.

На фоне тотального мартовского снижения всех составляющих ИПН индекс крупных покупок явился единственным, динамика которого в настоящий момент положительна. При этом темп его роста с января по март довольно значителен - 8,1%. Улучшение оценок на потребительском рынке наблюдается по всем социально-демографическим и имущественным группам. Значение этого индекса сейчас составляет 86,5 (против 80,0 двумя месяцами ранее), вплотную приблизившись к максимальному уровню, зафиксированному в июле прошлого года (87,7). Учитывая прогнозные возможности индекса крупных покупок, это означает, что продолжающееся затишье на потребительском рынке может смениться его расширением, возможно, уже в июне-июле, если майский опрос подтвердит эту тенденцию.

@@@
Эксперты не советуют хранить свои деньги в Сбербанке