"Газпром" рассмотрит возможность покупки доли в ТНК-ВР после урегулирования конфликта между ее акционерами

@@ 2008-06-11



«Газпром» может рассмотреть возможность покупки доли в российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР после урегулирования конфликта между ее акционерами. Об этом вчера заявил заместитель главы холдинга Александр Медведев. «Наши акционеры заявляют, что вот уже год как сложилась ситуация, при которой, если бы акции продавались, «Газпром» рассмотрел бы возможность покупки, – отметил представитель российского газового холдинга. – Однако в настоящее время существует конфликт между акционерами этого акционерного общества».

@@@
"Газпром" рассмотрит возможность покупки доли в ТНК-ВР после урегулирования конфликта между ее акционерами
"Дело дойдет до гражданской войны"
"Зеленые береты" в Приднестровье
"Карабахский катализатор" работает
"Мы не можем позволить себе проводить политические эксперименты"
"Нас не удовлетворяет позиция России в Карабахском конфликте"
"Оси" и "контр-оси" как факторы политических рисков на Кавказе

«В случае новой войны мы выступим единым фронтом»

@@

Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье создают военный союз

2005-04-11 / Анатолий Гордиенко О своем видении путей урегулирования конфликта «НГ» рассказывает министр иностранных дел непризнанной Республики Абхазия Сергей Шамба.







Сергей Шамба готов обсуждать с грузинской стороной все, кроме вопросов, касающихся независимости Абхазии.

Фото предоставлено протокольной службой МИД Абхазии

– Отправляясь в Женеву, рассчитывали ли вы на какие-то конкретные результаты переговоров с представителями Тбилиси?

 

– Во-первых, никаких переговоров в Женеве не планировалось. Главными действующими лицами там, как обычно, являются представители Группы стран – друзей генсека ООН. Формат женевских встреч исчерпывается обсуждением ситуации, складывающейся в переговорном процессе. Абхазскую и грузинскую сторону туда пригласили для того, чтобы мы (причем каждый по отдельности) изложили свое видение проблемы, свои взгляды на перспективу урегулирования. Прямых контактов между нашими делегациями там даже не предполагалось.

 

– Реальность на сегодня такова, что в Тбилиси и Сухуми очень уж по-разному воспринимают само понятие «урегулирование конфликта». С одной стороны – курс на полную независимость бывшей автономной республики, с другой – стремление восстановить территориальную целостность страны. О чем при таких подходах вообще можно договариваться?

 

– Действительно, подходы к урегулированию у нас разные. Главный для себя вопрос Абхазия решила давно, когда наш народ проголосовал на референдуме за независимость. Никаких других вариантов мы даже не рассматриваем. Мы готовы обсуждать с Грузией и уже обсуждаем вопросы другого порядка. В частности, об экономическом сотрудничестве, о совместном восстановлении Ингурской ГЭС, о возобновлении железнодорожного сообщения через территорию Абхазии, о возвращении грузинских беженцев в Гальский район нашей республики. В этих рамках мы готовы работать. Будут другие экономически выгодные для нас предложения – мы обсудим и их. В том числе и по мерам укрепления доверия. В общем, речь может идти лишь об установлении между Абхазией и Грузией нормальных добрососедских отношений.

@@@
«В случае новой войны мы выступим единым фронтом»
«Лучшего шанса договориться у нас еще не было»
Абхазия может жить и без международного признания
Автомобильно-дипломатический скандал
Алиев и Медведев поговорят о Карабахе
Американская "неотложка"
Астана укрепляет контакты с исламским миром

Багапш и Кокойты в Кремль не попали

@@

Лидеры Абхазии и Южной Осетии предпочитают умалчивать о том, кто принимал их в столице

2005-01-25 / Юрий Симонян, Анатолий Гордиенко



Сегодня в Страсбурге на заседании ПАСЕ президент Грузии Михаил Саакашвили обнародует план урегулирования конфликта вокруг Южной Осетии. Как сообщил «НГ» информированный источник в Госканцелярии республики, президент Саакашвили ознакомит европейских парламентариев с новыми предложениями по политическому статусу Южной Осетии в составе единого грузинского государства. По словам источника, согласно этому плану Грузия может быть преобразована в федеративное государство, в котором Южная Осетия и другая неподконтрольная Тбилиси автономия – Абхазия получат статус субъектов федерации с широкими полномочиями.

@@@
Багапш и Кокойты в Кремль не попали
В Ереване заговорили о предательстве
В Ольстере опять шумят, но уже не стреляют
В СНГ: Для кого бумага писана?
В Тбилиси приступил к работе новый российский посол
В мире: коротко
Важный фактор региональной стабильности

Война в Чечне: проблеск в конце тоннеля?

@@

"Необходимо начать процесс переговоров хотя бы на уровне обсуждения, контактов сторон"

2000-04-07 / Лема Турпалов Спикер парламента Ичкерии Руслан Алихаджиев относится к числу наиболее трезвых политиков в окружении Аслана Масхадова. Не случайно именно с его именем связывают слабую надежду на переговоры с чеченским руководством. О том, насколько они реальны, Руслан Алихаджиев говорит в интервью "НГ".



- ЛИДЕРЫ Ингушетии и Осетии заявили, что могут выступить посредниками на переговорах между Масхадовым и Москвой. Готово ли к этому чеченское руководство и на каких условиях?

- Президент Аслан Масхадов с первых дней военных действий демонстрировал свою приверженность к диалогу с Москвой. Он постоянно поддерживает контакты с Дзасоховым и Аушевым, передал им план урегулирования конфликта. Основное и непременное условие начала переговоров - прекращение военных действий и отвод войск по периметру границы. Конечно, без определенных компромиссов с обеих сторон обойтись нельзя. Но со стороны российского руководства особого желания прекратить убийства тысяч людей, как чеченцев, так и своих солдат, стремления к мирному урегулированию мы не видим.

Рано или поздно им придется сесть за стол переговоров. Не может война продолжаться вечно. Сейчас она перешла в партизанскую фазу и грозит расползтись по российским регионам. Так что без диалога не обойтись. Не думаю, что этого не понимают политики и военные России. Причины их упорного нежелания начать переговоры кроются в их внутриполитических играх. Чечня же используется как политическая карта.

- В прессе появляются сообщения, что часть депутатов Ичкерии ведет переговоры с российскими политиками тайно от Масхадова. Существует ли взаимопонимание между президентом и парламентом по вопросу переговоров? И как к такой перспективе относятся военные? Российский генералитет открыто заявил, что уйдет в отставку чуть ли не в полном составе, если Кремль все-таки вступит в переговоры с чеченской стороной. Подобное заявление, говорят, сделал и Басаев.

- Никаких разногласий между ветвями власти у нас нет. Особенно по вопросу переговоров. Любое действие, направленное на остановку войны, поддерживают и Масхадов, и парламентарии.

Разговоры о том, что, мол, командующие чеченских военных подразделений выступают против переговоров, - обычные сплетни. Могу со всей ответственностью заявить, что если появится хоть малейшая возможность закончить войну, прекратить страдания людей, потуги противодействовать этому процессу не только Басаева, но и кого бы то ни было другого не будут иметь никакого значения для чеченского руководства. Такое давление чеченские командующие на правительство не оказывают.

- Возможно ли какое-нибудь взаимодействие руководства Ичкерии с нынешними гудермесскими властями в организации переговоров?

- Для нас они - противоборствующая сторона. Конечно, от помощи любого человека, который может что-то сделать для прекращения военных действий, мы не откажемся. Считаю это долгом каждого чеченца. Но это может быть только частная инициатива людей, имеющих какие-либо возможности контакта с российскими политиками либо влияния на них. На диалог же с ними как с органами власти Чечни мы никогда не пойдем.

Третьей стороной или посредниками на переговорах могут выступить зарубежное государство, международная организация или северокавказская республика.

- Камнем преткновения на переговорах был и, по всей видимости, останется вопрос о статусе Чечни. На какие уступки сегодня может пойти чеченская сторона?

- Чтобы говорить об уступках, сначала необходимо начать процесс переговоров хотя бы на уровне обсуждения, контактов сторон.

Статус республики закреплен в Конституции, и никто самолично его изменить не может. Но вместе с тем я понимаю, что нужно в этом вопросе раз и навсегда определиться, иначе кровь будет литься не одно десятилетие. Как это сделать, может стать предметом переговоров. Об этом я говорил год назад на встрече с Геннадием Селезневым.

Если Россия так хочет, чтобы Чечня была в ее составе, что она сделала для восстановления республики за три года после первой войны? Практически ничего. Это признавали и сами российские руководители. Наоборот, делалось все, чтобы и экономическая, и политическая, и криминогенная ситуация обострилась. Из-за сплошной безработицы стало легко втягивать молодых людей в преступные группы.

Я тогда Селезневу предложил: давайте проведем референдум по вопросу статуса. Если большинство выскажется за то, чтобы остаться в составе России, то и я согласен быть россиянином. Но чтобы жители захотели этого, нужно оказать им элементарную помощь в восстановлении разрушенного.

Конечно, это мое личное мнение, но и сейчас можно провести референдум. Для этого России нужно остановить войну и показать людям, что она заботится о своих гражданах.

Разве это не уступка?

- Противников переговоров немало как в России, так и в Чечне. Если они не состоятся, как будут дальше развиваться события, как долго силы сопротивления смогут продолжать войну?

- Уверен, пока Россия не начнет переговоры с легитимной властью Чечни, война будет продолжаться. Пусть российские генералы не обольщаются, что сейчас сопротивление чеченских подразделений ослабло. Это временная передышка, и вызвана она, с одной стороны, объективными трудностями, а с другой - предательством при выходе боевиков из Грозного и в некоторых местах дислокации военных подразделений в горах. Уже идет перегруппировка сил для ведения партизанской войны.

Ведь не смогут российские войска вечно стоять на каждом перекрестке. Когда-нибудь они вынуждены будут уйти в казармы. Туда необходимо доставлять продукты, боеприпасы, топливо. А колонны эти постоянно будут подвергаться нападениям. Я не говорю о том, какие масштабы может принять промысел по захвату солдат с целью получения выкупа. Ведь вся экономика разрушена до основания, чем же заниматься молодежи, кроме как кражами.

@@@
Война в Чечне: проблеск в конце тоннеля?
Встреча Алиева и Кочаряна на Елисейских Полях отменяется
Вывод российской базы из Абхазии под вопросом
Евдокимов остался без аппарата
Запоздалое прозрение
Зураб Абашидзе: вооруженными людьми в Кодорском ущелье не командуют из Тбилиси
Инициатива СПС не будет поддержана

Какой 'улов' ожидает Алиева и Кочаряна во Флориде?

@@

Соединенные Штаты наносят очередной удар по 'венской говорильне'

2001-03-21 / Арман Джилавян



"ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ рыбалкой' назвал американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Керри Кавано предстоящую встречу президентов Армении и Азербайджана на острове Ки Уэст в южной Флориде. По убеждению принимающей стороны, 'маленький Белый дом в этом укромном месте' идеально подходит для проведения 'напряженных переговоров', в ходе которых госсекретарь США Колин Пауэлл намерен 'выудить мир' и положить конец серии неудачных попыток по урегулированию карабахского противостояния.

Согласно комментариям американских дипломатов, киуэстская встреча Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева должна повторить дейтонский процесс, основным результатом которого стало начертание новой политической карты Югославии. Однако очевидно, что, следуя такой логике, можно найти гораздо больше аргументов в пользу иной аналогии развития ситуации - кэмпдэвидской. Проходившие при непосредственном участии Клинтона и Олбрайт 'решающие переговоры' Арафат-Барак оказались тогда полностью безрезультатными и в итоге привели лишь к еще большему ужесточению позиций противоборствующих сторон. Похожего сценария развития ситуации сегодня не исключает ни одна из сторон карабахского противостояния. В Баку все громче звучат призывы к военному пути урегулирования конфликта, на что Ереван и Степанакерт отвечают заявлениями о готовности армянских вооруженных сил отразить любую агрессию с азербайджанской стороны и даже еще больше укрепить свои позиции. Правда, нельзя не признать, что на данном этапе стороны предпочитают максимально задействовать имеющиеся у них дипломатические рычаги защиты своих интересов, воспользовавшись очевидным противоречием позиций трех основных посредников - США, России и Франции. Именно в этом ключе и стоит рассматривать общую риторику последних выступлений президента Азербайджана, находившегося недавно с официальном визитом в Турции. Сразу по возвращении Гейдар Алиев выразил публичное пожелание о размещении турецких военных баз в Азербайджане, еще раз подчеркнув при этом, что Баку рассчитывает на содействие Анкары в разрешении карабахской проблемы.

@@@
Какой 'улов' ожидает Алиева и Кочаряна во Флориде?
Калмыцкие буддисты заступились за единоверцев
Карабах готовят к мирной жизни
Коротко: политика
Крайними сделали миротворцев
Курс на созидательное строительство
Либералы на распутье

Майндорфское мирное продвижение

@@

В плане разрешения карабахского конфликта посредники проявляют сдержанный оптимизм

2008-11-24 / Юрий Симонян







Мирная жизнь куда предпочтительнее военной обстановки, от которой карабахцы устали.

Фото автора

На минувшей неделе власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) посредством Международного комитета Красного Креста передали азербайджанской стороне тело погибшего военнослужащего. В ночь с 15 на 16 ноября произошло первое со дня подписания Декларации об урегулировании карабахского конфликта боестолкновение противоборствующих сторон.

Напомним, что инициатором подписания Майндорфской декларации о неприменении силы в разрешении карабахского конфликта стал президент России Дмитрий Медведев. В документе, скрепленном подписями глав Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, а также самого Медведева, в частности, говорится, что стороны выражают готовность «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорнокарабахского конфликта на принципах и нормах международного права», и закрепляется договоренность президентов Азербайджана и Армении продолжать работу над согласованием политического урегулирования конфликта. При этом главам МИДов двух стран поручается «активизировать дальнейшие шаги в переговорном процессе во взаимодействии с сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ».

@@@
Майндорфское мирное продвижение
Мексика близка к перемирию
Москве нужна политическая победа в Чечне
НЕГА сообщает
На слушаниях по Чечне ожидается аншлаг
На чеченском фронте без перемен
Нагорный Карабах: телефонные разговоры вместо перестрелок

Палестинцам посулили новые миллиарды

@@

Россия поможет Газе мукой и медикаментами, а Аббасу – бронетехникой и вертолетами

2009-03-04 / Николай Сурков







Жителям Газы не под силу самим восстановить то, что было разрушено в результате израильской операции против боевиков ХАМАС.

Фото Reuters

Вчера госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая совершает первый визит в Израиль в качестве главы американской дипломатии, заявила, что Вашингтон продолжит добиваться мира на Ближнем Востоке и создания независимого палестинского государства. Между тем страны-доноры намерены в ближайшие два года выделить палестинцам на развитие экономики и восстановление Газы почти 4,5 млрд. долл. Однако, по данным ООН, планам реконструкции прибрежного анклава мешает продолжающаяся израильская блокада.

Вчера на пресс-конференции с президентом Израиля Шимоном Пересом госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о необходимости продолжения мирных переговоров между палестинцами и израильтянами на основе формулы «два государства для двух народов». Наблюдатели отмечают, что такая позиция руководства США может привести к трениям между Вашингтоном и Тель-Авивом, поскольку Биньямин Нетаньяху, который скорее всего станет новым премьер-министром Израиля, считает преждевременными разговоры о создании независимого палестинского государства. Кроме того, Нетаньяху, лидер правой партии «Ликуд», выступает за расширение еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, против чего возражают США. Напомним: именно с приходом Нетаньяху к власти в Израиле во второй половине 1990-х годов американцы связывают тяжелый кризис мирного процесса, спонсором которого тогда была администрация Билла Клинтона.

Перед этим на конференции стран-доноров, состоявшейся в понедельник в египетском Шарм-аш-Шейхе, Клинтон подтвердила в присутствии представителей 80 государств, что президент Барак Обама и его администрация твердо намерены добиваться урегулирования конфликта между Израилем и палестинцами на основе формулы «два государства для двух народов».

На этом форуме было принято решение о выделении 4,48 млрд. долл. на развитие палестинской экономики и восстановление сектора Газы. Как передает Reuters, государства Персидского залива пообещали 1,65 млрд. долл., США – 900 млн. долл., Европейская комиссия – около 550 млн. долл. Кроме того, участники конференции подтвердили свои прежние финансовые обязательства, которые по каким-то причинам еще не выполнены. Обещанные, но не перечисленные суммы были включены в новый пакет помощи палестинцам, в результате общий объем финансовых вливаний должен составить 5,2 млрд. долл.

Россия также участвует в оказании гуманитарной помощи палестинцам. Москва пообещала в ближайшее время выделить им значительное количество муки в виде добровольного целевого взноса в фонд Всемирной продовольственной программы ООН. Власти РФ готовы направить дополнительно два самолета с медикаментами и другими гуманитарными грузами и развернуть в Газе аэромобильный госпиталь МЧС. Для укрепления палестинских сил безопасности Россия намерена передать ПНА 50 бронетранспортеров и два гражданских вертолета. Израильские СМИ отмечают, что РФ уже предпринимала попытки передать ПНА военную технику, но из-за возражений Тель-Авива они успехом не увенчались.

Страны-доноры, в том числе США, Евросоюз и государства Персидского залива, заявили о твердом намерении не допустить, чтобы международная финансовая помощь попала в руки радикалов из ХАМАС. В частности, по словам госсекретаря Клинтон, Вашингтон планирует выделять средства на восстановление Газы, а это около 300 млн. долл., только через посредство агентств ООН и различных гуманитарных организаций. Кроме того, американцы намерены выделить 600 млн. долл. политическим противникам ХАМАС – ПНА, которую возглавляет лидер ФАТХ Махмуд Аббас. Государства Персидского залива намерены разработать собственный механизм предоставления помощи, создание которого они обсудят в воскресенье на встрече в Эр-Рияде.

Представители ХАМАС, который не был приглашен в Шарм-аш-Шейх, заявили, что бойкот этого движения со стороны международного сообщества помешает реконструкции Газы. По словам пресс-секретаря ХАМАС Фавзи Бархума, игнорирование администрации ХАМАС в Газе «является шагом в неверном направлении и намеренно подрывает восстановление анклава».

@@@
Палестинцам посулили новые миллиарды
Пан Ги Мун занялся Дарфуром
Переговоры под стук колес
Почти конституционный референдум
Представителей Абхазии официально пригласили на международную встречу в Женеве
Президент Воронин не боится замерзнуть
Президент республики Владислав Ардзинба считает неверным вывод российской базы из Гудауты

Президенты СНГ готовятся к саммиту

@@

Чиновники Содружества занимаются согласованием повестки дня

2000-05-16 / Федор Олегов



НАЧАЛО рабочей недели ознаменовалось небывалой активностью чиновников от СНГ: сначала и.о. российского министра по делам СНГ Леонид Драчевский вылетел в Азербайджан, а вслед за ним глава исполкома Содружества Юрий Яров отправился в поездку по Туркмении и Таджикистану.

Вчера Леонид Драчевский вместе с другими участниками российской делегации, в которую вошли чиновники министерств по налогам и сборам и торговли, встретился с главой Кабмина Азербайджана Артуром Раси-заде и его первым заместителем, курирующим вопросы взаимодействия в рамках СНГ, Аббасом Аббасовым. Главной темой переговоров стали перспективы реализации идеи о введении на территории СНГ режима свободной торговли, в частности проект соглашения о порядке взимании косвенных налогов, а также перечень товаров, которые могли бы обращаться в зоне свободной торговли (ЗСТ). Вечером планировалась встреча российского министра с президентом Азербайджана Гейдаром Аливым, однако к моменту подписания номера в печать информации о содержании беседы не поступило. Между тем можно предположить, что речь на встрече, в частности, могла идти о путях урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Очевидно, что в Москве хотят уяснить для себя позицию Баку в этом вопросе перед июньской встречей президентов России и США. Как уже сообщалось, в ходе переговоров с Владимиром Путиным в Москве Билл Клинтон надеется на достижение прогресса в процессе армяно-азербайджанского урегулирования.

Более широкие задачи в поездке по странам ближнего зарубежья стоят перед Юрием Яровым. Он должен подготовить встречу глав государств СНГ, которую планируется провести 21 июня в Москве. На днях повестку дня саммита Яров обсудил с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Сегодня известно, что Совет глав государств (СГГ) СНГ традиционно обсудит проблемы формирования ЗСТ, а также грузино-абхазского урегулирования, программу действий по развитию Содружества на ближайшие пять лет, перспективы создания антитеррористического центра, в частности утвердит его руководителя. Президенты проведут дискуссию о необходимости придания Исполкому СНГ функций субъекта международного права, предусмотренных Уставом Содружества.

@@@
Президенты СНГ готовятся к саммиту
СНГ: НЕГА сообщает
Саакашвили назвал сроки возвращения мятежных автономий
Саммит пройдет без делегации КНДР
Секретные переговоры с талибами в Мекке
Совбез ООН принял резолюции по Ближнему Востоку
Содружество поддерживает Россию

Тбилиси отвергает российские предложения

@@

Госминистр Хаиндрава требует остановить аннексию Южной Осетии

2006-05-15 / Юрий Симонян



Грузинское руководство продолжает выдавливать Россию из процесса урегулирования конфликта в Южной Осетии. В очередной раз это было подтверждено на прошедшем в конце минувшей недели в Цхинвали двухдневном заседании Смешанной контрольной комиссии (СКК). Заседание завершилось на рассвете в субботу отказом грузинской стороны подписать документ о невозобновлении огня, предложенный российской и югоосетинской сторонами.

«Мы не будем подписывать никаких дополнительных документов по гарантиям безопасности в зоне конфликта, так как Тбилиси уже представил мирный план урегулирования, в котором заложены все гарантии», – сказал журналистам сопредседатель СКК от грузинской стороны, госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. По его словам, предложенный документ – инициатива Москвы, но «здесь не то место, где рассматривают инициативы Москвы». «Единственная необходимая на сегодня гарантия – это гарантия России относительно прекращения процесса аннексии (Южной Осетии. – «НГ»). Самая большая гарантия безопасности и невозобновления военных действий – это предложенный Тбилиси план мирного урегулирования конфликта, поддержанный всеми странами, в том числе и Россией на последнем заседании Совета министров иностранных дел (СМИД ОБСЕ) в Любляне, и никаких дополнительных документов, на наш взгляд, не нужно», – пояснил Хаиндрава «НГ».

@@@
Тбилиси отвергает российские предложения
Тбилиси разговаривать не желает
Территориальная целостность как приоритет
Трагическая гибель Зураба Ачбы
Три барьера для Путина
Турки готовят «Зимнюю атаку»
Упрямый получит меньше

Федерализм по-казански

@@

Уроки "татарской модели" отношений с Центром

2001-02-27 / Сергей Михайлович Шахрай - в 1993-1996 гг. - народный депутат России; заместитель председателя правительства; министр РФ по делам национальностей и региональной политике, в настоящее время - заместитель руководителя аппарата Счетной палаты. Из досье "НГ" республика Татарстан образована 27 мая 1920 г. До 1990 г. - Татарская АССР. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины по среднему течению Волги. Расстояние от Казани до Москвы - 797 км. Территория республики - 68 тыс. кв. км (0,4% территории Российской Федерации). В республике 19 городов. Наиболее крупные из них: столица Казань (1804,7 тыс. человек), Набережные Челны (525,5 тыс.), Нижнекамск (212,7 тыс.), Альметьевск (139,1 тыс.), Зеленодольск (101,1 тыс.). Численность населения на 1 января 1996 г. составляла 3760,5 тыс. человек (2,5% населения России). Плотность населения - 55,3 человек на 1 кв. км. Средний возраст населения - 35,5 года. Две пятых горожан, доля которых в республике соответствует среднероссийской, проживают в Казани, еще одна пятая - в Набережных Челнах. На территории республики проживает (по переписи населения 1989 г.) население более 70 национальностей. Здесь живут татары (48,48%), русские (43,3%), чуваши (3,7%), украинцы (0,9%), мордва (0,8%), удмурты (0,7%), марийцы (0,5%), башкиры (0,5%), белорусы (0,2%), евреи (0,2%) и др. Русские, переселение которых в Татарстан началось еще в XVI-XVII вв., сейчас живут преимущественно в Казани, вдоль Волги и Камы и в новых городах на востоке и юго-востоке республики. Чуваши и мордва размещены чересполосно с татарами и русскими на юго-западе Татарии, марийцы и удмурты - на севере. В отличие от большинства других российских автономийы этническая структура населения в Татарии была в XX в. относительно устойчивой. Так, татары составляли в 1926 г. 44,9% жителей, в 1939 г. - 49%, в 1970 г. - 49,1%, в 1989 г. - 48,5%, русские, соответственно - 43,1%, 43,0%, 42,4%, 43,4%. Республика располагает богатыми природными ресурсами. Здесь имеются полезные ископаемые: нефть, попутный газ, каменный уголь, торф, бетонитовые глины, гипс, гравий. Месторождения полезных ископаемых: нефть, попутный газ - Ромашкинское, Ново-Елховское, Бавлинское, Шугуровское, Бондюжское, Акташское; каменный уголь - Камский угольный бассейн; гипс - Камско-Устьинское; известь - Печищенское, Чапаевское, Бондюжское. В структуре экономики республики превалирует промышленность. В суммарной валовой продукции двух основных отраслей материального производства на долю промышленности приходится 85%, а сельского хозяйства - около 15%. Основные отрасли промышленности - машиностроение, химическая и нефтехимическая, топливная. Значительное место в экономике республики занимает производство холодильников, бытовых часов, синтетических моющих средств, мыла, а среди товаров легкой промышленности - меховых изделий из натурального меха (пальто и головные уборы), обуви. В структуре пищевой промышленности заметную роль играет мукомольная промышленность, развиты мясная, молочная, маслосыродельная отрасли. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 67,3% всех земель республики, из них пашня занимает 81,4%. В сельском хозяйстве получили развитие растениеводство и животноводство: мясомолочное направление, птицеводство, коневодство, пчеловодство. В республике развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 917 км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 17,4 тыс. км (94% от общей протяженности), внутренних судоходных путей - 933 км. По территории республики проходят нефтепровод "Дружба", газопроводы Миннибаево-Казань-Нижний Новогород, Альметьевск-Казань, Казань-Уренгой. Стремление к повышению статуса (республики и своего собственного) с давних пор было присуще татарским лидерам. Вопрос о повышении статуса Татарстана до уровня союзной республики ставился и на съездах Советов, и на XII съезде РКП(б), и при подготовке Конституции СССР 1936 г., и в послевоенные годы. По экономическому потенциалу (больше, чем у Прибалтики) республика действительно вполне могла претендовать на "союзный" статус, помешало географическое положение: отсутствие внешних границ - прямых выходов вовне. В последнее время, однако, в результате энергичных действий руководства республики реализуются стратегические программы выхода к Средиземному и Балтийскому морям. В Зеленодольске строится танкерный флот класса "река-море". В подписанном в августе 1996 г. договоре о сотрудничестве между Татарстаном и Санкт-Петербургом говорится об участии республики в строительстве и реконструкции нефтетерминалов на Балтике, создании совместной судоходной компании для перевалки нефти с использованием портов Санкт-Петербурга. Республика очень активна на международной арене. Она имеет межправительственные соглашения почти со всеми странами СНГ, Францией, Германией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Турцией. В последние годы в Казани были открыты генеральное консульство Турции, полномочные представительства Узбекистана и Азербайджана, торгпредства США, Франции, Австрии, Германии, ОАЭ, Венгрии, Болгарии. Из досье "НГ"



15 ФЕВРАЛЯ - годовщина подписания Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти России и Татарии. Дата не круглая - 7 лет, но важная. Тогда, семь лет назад, президенту России Борису Ельцину и группе юристов удалось предотвратить выход Татарии из состава Российской Федерации.

Сегодня вокруг татарского договора, его политических, экономических и правовых последствий продолжаются серьезные дискуссии. А сама "татарская модель" построения взаимоотношений с федеральным Центром и развития региона становится в зависимости от ситуации то объектом ожесточенной критики, то предметом откровенной зависти других субъектов Федерации. Но в любом случае этот документ стал не просто юридической новеллой, но фактом новейшей политической истории России.

Для того чтобы непредвзято оценить его значение, необходимо вернуться к предыстории событий - в конец 80-х - начало 90-х годов уже прошедшего ХХ столетия. А саму предысторию невозможно понять без трех, тесно переплетающихся сюжетных линий.

Линия номер один: кризис СССР и новоогаревский процесс.

Линия номер два: борьба союзного Центра с Ельциным и "план автономизации".

Линия номер три: стремление татарского руководства повысить статус своей республики.

А начать, наверное, лучше с экономики, поскольку политика, как известно, является всего лишь ее концентрированным выражением.

Горбачевская перестройка середины 80-х была не чем иным, как самой радикальной попыткой реформирования экономики в рамках советской системы - с сохранением всеобъемлющего контроля партии и государства. Но, несмотря на поддержку общества, она закончилась неудачей: экономика СССР катилась в пропасть.

Уже после начала "ускорения" 9 июля 1986 г. экономический отдел ЦК КПСС сообщал: "…участились случаи несвоевременной выплаты заработной платы рабочим и служащим... Сигналы… поступили... с Украины, Молдавии, Латвии, Литвы, из многих областей РСФСР. Разрядить обстановку удалось за счет дополнительного выпуска денег в обращение".

К 1989-1990 гг. самые обычные продукты питания стали дефицитом, нормированное распределение охватило всю страну. По талонам люди могли получить 200 грамм масла, один килограмм мяса в месяц. Как писал в феврале 1990 г. секретарь Читинского обкома КПСС Михаилу Горбачеву, "объяснить сложившееся положение жителям городов, рабочих поселков, шахтерам, лесникам и металлургам становится невозможным".

К началу 90-х годов товарооборот между союзными республиками сократился в два раза. Экономическое пространство оказалось разорванным "местечковыми" системами административного распределения, страна стала царством талонов и бартера - фактически, натурального обмена. Уже в 1990 г. общий уровень инфляции (открытой и скрытой, определяемой выбросом "пустых денег" и товарным дефицитом) составлял 119%. Председатель Госбанка Геращенко в секретном письме Горбачеву жаловался на то, что, работая в три смены, Гознак просто не успевает печатать деньги. А в 1991 г. дефицит бюджета страны составлял 20%, то есть каждый пятый рубль ничего не стоил.

Снижение производства, фиксированные цены и стремительный рост денежных доходов населения, не обеспеченных реальными товарами, - такой была гремучая смесь, которая буквально взорвала экономику 1991 г. Ослабление внутренних экономических связей усугублялось неожиданно проявившим себя "вирусом зависти" соседа к соседу, искусно разжигаемым "закордонными друзьями". Союзные республики, которые совместными усилиями преодолели немыслимые тяготы войны, голода, разрухи, послевоенного восстановления, стали вдруг высчитывать, кто кого кормит, и доказывать, что лучше выживать в одиночку.

В тот трагический период со страшной силой прогремели события в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Прибалтике. Общество бурлило. Нарастали центробежные настроения.

Ноябрьский 1990 г. и апрельский 1991 г. Пленумы ЦК КПСС стали этапами, обозначающими все более глубокое поражение "прораба перестройки" Михаила Горбачева в борьбе с собственным центральным аппаратом и рост влияния руководителей союзных республик, прежде всего Бориса Ельцина.

Стараясь сохранить контроль над ситуацией, ЦК КПСС погрузился в пучину политических интриг. С одной стороны, союзный Центр надеялся сохранить свое влияние на республики, согласившись с идеей обновления СССР, которая выразилась в подготовке "нового Союзного договора" в Ново-Огарево. С другой стороны, был разработан целый план "боевых действий" против роста влияния нового российского руководства, который строился в расчете на автономии, на их выведение из-под реального влияния России. Весь этот план и процесс его реализации подробно отражены в документах так называемой "Особой папки" из архивов ЦК КПСС. Внешне это выглядело чрезвычайно привлекательно и демократично: выравнивание прав союзных и автономных республик, повышение суверенитета автономий в соответствии с Законом СССР от 26 апреля 1990 г. А суть была в том, что вместо прежнего СССР с 15 союзными республиками, каждая из которых обладала правом свободного выхода, планировалось создать государство из 35 субъектов без права выхода. 20 новых субъектов образовывались за счет повышения статуса автономий и "выделения" их из состава РСФСР. В результате такого "выделения" Россия теряла более 51% территории с 20 миллионами населения и почти со всем объемом стратегических ресурсов и природных богатств.

Но эта идея, опасная для России, как говорится, сильно "легла на душу" руководству автономий и вызвала брожение в среде национальной интеллигенции. Особенно стремительно развивались события в Татарии, где вопрос о повышении статуса республики к тому времени имел уже длинную историю. Еще в 1936 г. руководство ТАССР обращалось к Сталину с просьбой при подготовке Конституции СССР предоставить республике статус союзной. Сталин на это не пошел. Во времена "хрущевской оттепели" активизировалось движение за национально-культурное возрождение татар. Национальная интеллигенция при молчаливом согласии руководства автономии стала открыто говорить об ущемленном статусе Татарской автономной республики. Этот вопрос особенно остро ставился в 1964 г., а также в ходе обсуждения проекта Конституции СССР 1977 г. Но каждый раз союзный Центр жестко пресекал эти, как тогда выражались, "проявления национализма". В итоге не обошлось без перегибов: в Казани - столице республики - не осталось ни одной татарской школы, исследование истории Золотой Орды и Казанского ханства было просто запрещено.

Но запретами решить национальные проблемы не удавалось еще никому. До поры до времени гремучая смесь взаимных обид, психологических комплексов, подавленных политических амбиций удерживалась под спудом. Но как только ослабевший Центр чуть-чуть "открутил гайки", заигрывая с автономиями, ситуация взорвалась, как перегретый котел. Спусковым крючком стал тот самый закон Верховного Совета СССР от 26 апреля 1990 г. Причем стоит обратить внимание на дату - тогда российский парламент еще только формировался, а Ельцин даже не был избран его председателем. Стремясь сохранить целостность России, которая с "выделением" автономий превратилась бы в драное лоскутное одеяло, Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. принял декларацию о суверенитете Российской Федерации. Но процесс "парада суверенитетов", как говорится, уже пошел: 30 августа 1990 г. Верховный Совет Татарстана единодушно (при одном воздержавшемся) принимает декларацию о государственном суверенитете. Следом двинулись и другие национальные автономии.

Остановить происходящее каким-то одним правовым или политическим актом было невозможно. Тем более что, например, Татарстан к тому времени уже активно участвовал наравне с союзными республиками в новоогаревском процессе.

Произошло это так: когда началась работа над этим документом, на одном из съездов народных депутатов СССР вносились поправки в действующую Конституцию СССР, лично Минтимер Шаймиев внес предложение изменить в ней 72-ю статью, чтобы тогдашние автономные республики стали членами Совета Федерации. Съезд его поддержал, и таким образом татарское руководство оказалось в числе непосредственных разработчиков и участников нового Союзного договора.

Президент Татарии Минтимер Шаймиев так вспоминает это время:

"Мы тогда проходили нелегкий путь, потому что каждая республика заявила о своих правах. Работа была очень кропотливой, оттачивалась каждая формулировка, и все шло через согласительный процесс. В результате была подготовлена отвечающая новым требованиям форма государственного устройства страны.

Союзный договор был парафирован, там стоят и наши подписи. Единственный, кто тогда не парафировал проект, это президент Украины Леонид Кравчук, который ссылался на то, что он не уполномочен на это без согласия парламента. Было обусловлено, что Союзный договор будет подписан 20 августа пока без Украины и Татарстана, с тем чтобы впоследствии наша республика подписала его отдельно.

В то время Российская Федерация настаивала на подписании этого документа автономными республиками единым списком под РСФСР, на что согласились руководители остальных автономных республик Российской Федерации. Мы же рассчитывали на подписание Союзного договора наравне с РСФСР и остальными союзными республиками, что предполагало не только изменение статуса республики, но и определение характера двусторонних отношений Татарстана и России. Однако наступило 19 августа, хорошо известное ГКЧП, а вслед за этим распался СССР".

Попытка ГКЧП сохранить разваливающийся Союз ССР была противоречивой и трагической. Августовский путч не остановил, а только ускорил процесс распада: все союзные республики мгновенно отреагировали заявлениями о независимости, о выходе из Союза. Срочно назначались президентские выборы, принимались декларации о суверенитете, делались заявления в печати, особенно со стороны Прибалтики, Грузии, Молдовы, что уж теперь-то они точно никакой Союзный договор подписывать не будут. Одновременно происходил лавинообразный распад структур КПСС. 25 августа 1991 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев "в связи с событиями 19-21 августа 1991 г." призвал ЦК КПСС "...принять трудное, но честное решение о самороспуске" и заявил: "Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций определяют они сами... Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия".

Уже к ноябрю 1991 г. в результате роспуска, приостановления, запрета и других преобразований коммунистические партии республик прекратили свое существование. Развал КПСС многократно усилил процессы дезинтеграции страны. Вместо постепенного мягкого перехода от унитарного Союза к реальной федерации (либо как крайний случай - переход к федерации через фазу конфедеративных отношений с отдельными республиками) страна получила деморализованный, не способный контролировать ситуацию Центр и "парад республиканских суверенитетов". В результате к концу ноября 1991 г. новоогаревский процесс окончательно зашел в тупик. А 1 декабря на Украине состоялся референдум, на котором народ республики проголосовал за свою независимость. Затем Леонид Кравчук однозначно заявил, что его страна отказывается участвовать в новоогаревских договоренностях. Это решение окончательно поставило крест на надеждах сохранить СССР. Свидетельство о его смерти было "выписано" в Беловежье.

Борьба союзного Центра с российским руководством закончилась поражением. Но неожиданно Ельцин обнаружил, что теперь он сам оказался в роли Горбачева, причем его атакуют уже не 15, а 89 региональных "вождей". Горбачевский "план автономизации" аукнулся для Ельцина периодом "борьбы Центра и регионов". При этом каждая из сторон была права и не права по-своему.

Минтимер Шаймиев: "Россия, приняв Декларацию о государственном суверенитете и став независимым государством, не решила наши проблемы, а скорее обострила их, и в то же время Татарстан, провозгласив государственный суверенитет, не имел четких отношений с органами РСФСР. Принятая нами Декларация стала вызывать раздражение Центра, поскольку вошла в противоречие с рядом его установок. Причем обнаружилось явное недопонимание Центром происходящих на местах политических процессов. Например, Декларацию мы приняли от имени всего многонационального народа Татарстана, одновременно объявив два государственных языка. Нас же начали упрекать в том, что это желание только лидеров Татарстана, а не всего народа. Как и повсеместно, у нас за эти годы окрепло и набрало силу национальное движение, открыто провозгласившее своей политической целью стремление к полной независимости Татарстана. Давление этих политических сил было достаточно сильным на все властные структуры. И это уже было давление со стороны нашего населения. Но мне удалось за все эти годы, как бы это тяжело ни было, ни разу не произнести слово "независимость".

Но если сам Шаймиев не произнес этого слова, то это не значит, что его не говорили другие. В Татарии начались массовые митинги и манифестации. Парламент республики в октябре 1991 г. принял Акт о государственной независимости Республики Татарстан. Фактически ситуация здесь была даже более взрывоопасна, чем в Чечне, поскольку регион расположен в центре России и обладает значительным военно-промышленным потенциалом, нефтяными ресурсами. Видя всю опасность ситуации, Москва встала на путь переговоров. Первые встречи двух официальных делегаций по разработке Договора состоялись в августе-сентябре 1991 г. Переговоры были трудными, поскольку каждая сторона занимала жесткую позицию, и эмоции зачастую брали верх. В итоге процесс урегулирования конфликта занял почти три года. Были созданы рабочие группы по самым разным направлениям - они не только формулировали общие принципы, но также вырабатывали конкретный механизм реализации договоренностей.

В ходе трехлетних переговоров было немало и драматических, и забавных страниц. Например, Шаймиев до сих пор с тяжелым сердцем вспоминает историю проведения референдума о суверенитете Татарии: "Российская делегация сама настаивала на проведении референдума, поскольку считалось, что русские и "демократически" настроенная часть населения не поддерживают идею суверенитета Татарстана. Пресса того времени муссировала идею, что суверенитет республикам нужен, чтобы отгородиться от процесса демократизации и экономических реформ. Татарстан называли "островом коммунизма". Но в 1992 году в таких непростых условиях мы все-таки решились на проведение республиканского референдума. И тут все властные структуры в России в категорической форме выступили против его проведения. Нам было совершенно непонятно, почему и на каком основании нас пытаются лишить права советоваться с народом. И это непонятно мне до сих пор.

У нас в Татарстане было организовано 2611 избирательных участков по проведению референдума. Из прокуратуры Российской Федерации к нам была направлена группа прокуроров, которые доставили до каждого председателя избирательного участка письменное уведомление о том, что они будут привлечены к судебной ответственности, если в день проведения референдума откроют избирательные участки.

Из гаража Верховного Совета РФ к нам были направлены легковые автомашины с грузом листовок, которые распространялись среди населения. В этих листовках было написано, что в случае проведения референдума в Татарстане и положительном ответе на поставленный вопрос неизбежно начнутся межнациональные столкновения, прольется кровь.

Накануне референдума заседал Конституционный суд Российской Федерации, где судили руководителей Татарстана - правда, нас там не было. Одновременно шло заседание Верховного Совета РФ, где с разъяснениями нашей позиции выступил тогдашний Председатель Верховного Совета Татарстана Фарит Мухаметшин.

Средства массовой информации России круглые сутки агитировали население не ходить на референдум. Накануне вечером Б.Н. Ельцин выступил по Российскому телевидению с собственным официальным обращением к народу Татарстана и призвал граждан республики не участвовать в проведении референдума, утверждая, что положительный ответ на поставленный вопрос спровоцирует гражданскую войну. После выступления Ельцина, в тот же вечер, я также выступил с обращением к своему народу, отметив, что только через положительный ответ на референдуме в каждый дом нашей республики придут мир и согласие.

Несмотря на запреты российской прокуратуры, на другой день в 6 утра все участки были открыты для проведения референдума. Необходимо учитывать, что в Татарстане на момент проведения референдума население состояло наполовину из татар и наполовину из русскоязычного населения. И вот при таком раскладе национального состава, причем в условиях грубого вмешательства и давления со стороны Центра, 62% населения ответили "да" на поставленный вопрос".

Апелляция к результатам референдума, как прямому волеизъявлению народа республики, дала руководству Татарии возможность дальше вести линию на политическую самостоятельность. В итоге 6 ноября 1992 г. Татария приняла Конституцию, в которой республика объявила об "ассоциированных" отношениях с Российской Федерацией.

Понятно, что после такого политического шага Татария, по факту заявившая о своем особом статусе, уже не считала возможным ставить себя "на одну доску" с другими субъектами Федерации. Поэтому Татария отказалась подписывать Федеративный договор, который поставил точку в конфликте Центра и регионов. Другим таким "неподписантом" стала Чечня.

С этого момента наступил самый опасный период "татарского конфликта". Республика фактически выпала из единого правового пространства России и отказывалась признавать суверенитет Российской Федерации. В ходе работы Конституционного совещания над проектом новой российской Конституции Татария пыталась провести собственную позицию по поводу того, как должна быть устроена Федерация и взаимоотношения Центра и регионов. Но поскольку все инициативы были отвергнуты, татарская делегация покинула совещание. В результате в 1993 г. на территории республики был сорван референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации, не были избраны члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, не перечислялись налоги в федеральный бюджет. Конфликт угрожал перейти в неконтролируемую стадию, аналогично чеченскому.

Необходимо было срочно активизировать работу над Договором. И она началась - практически в круглосуточном режиме с декабря 1993 г. по февраль 1994 г.

Собственно сама модель договора о разграничении предметов ведения как способа разрешения политических конфликтов родилась у меня в январе 1993 г. в Грозном. Первый проект был даже опубликован в чеченских СМИ и обсуждался населением республики. Но Дудаев не пошел тогда на мирное решение конфликта. Протокол, подписанный российской делегацией с парламентом Чечни, позже был "разорван" Яндарбиевым. К счастью, руководство Татарии проявило завидную политическую мудрость и готовность идти на компромисс. Договор стал венцом кропотливой политической работы исполнительных и законодательных органов власти, приложивших незаурядные способности и огромные усилия для выработки документа, который бы устраивал как республику, так и федеральный Центр. Не обошлось, конечно, без разного толкования сторонами одних и тех же понятий и, честно говоря, без юридического лукавства.

Например, термин "ассоциированное членство", который Татария использовала в своей Конституции и хотела включить в проект Договора, для российской стороны означал признание фактического выхода республики из состава РФ. Более того, получалось бы, что сам Договор носит учредительный характер, как будто Российской Федерации до него и не существовало вовсе.

Пришлось немало поломать голову, пока были найдены аргументы, способные убедить татарских коллег заменить другими словами спорный термин. Как ни странно, помог словарь иностранных слов. Там слово "ассоциированный" переводилось как "объединенный". А это уже больше подходило для нашей задачи, особенно если записать, что Татария объединена с Россией не с этой даты, а многовековой совместной историей на единой земле.

Кстати, даже в российской делегации многие раздражались от моей въедливости к словам, называя ненужным "крючкотворством". Но как потом оказалось, именно этими юридическими "крючками" Татария оказалась прочно сцеплена с правовым пространством России. Это была лучшая награда мне как юристу.

Особенно долго шла работа над разграничением полномочий между федеральным и республиканским уровнями власти. Первоначально Татария пыталась, что говорится, максимально перетянуть одеяло на себя. В первом варианте Договора было записано даже, что к ведению Татарии относится система мер и весов. Ельцин прочитал эту строчку и, недоумевая, спросил: "А чем татарский метр отличается от русского?" Все рассмеялись, психологический блок был снят. Систему мер и весов "вернули" Федерации, и работа пошла уже в более прагматичном ключе.

Договор был подписан в феврале 1994 г., что было с удовлетворением воспринято и в республике, и в федеральном Центре. Несмотря на компромиссный характер ряда позиций, нормы Договора полностью соответствуют духу и букве Конституции Российской Федерации. Безусловно, привкус компромисса привел к тому, что у договора сегодня хватает критиков и в Москве, и в Казани. Но все-таки этот документ выполнил главную задачу - острый политический конфликт был решен правовым путем.

Как считает президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, "Договор спас республику и страну от большой трагедии и по большому счету от распада государства. Не случайно международные эксперты назвали наши отношения с Центром "моделью Татарстана" и пытаются его применить в других частях мира. После военных конфликтов в Боснии и Чечне становится особенно значимой та форма взаимоотношений, которая найдена в Договоре и которая вместо смерти и разрушения несет стабильность и взаимное согласие".

Специалисты считают, что татарский договор имеет большое международное значение. Ведь фактически речь идет об особой методологии разрешения региональных конфликтов. Эта методология может быть востребована на Балканах или в отношениях Киева и Симферополя, или, например, в Грузии - с Абхазией и Южной Осетией.

Результаты работы Договора стали видны очень скоро. Практически сразу после его подписания на территории Татарии прошли выборы в федеральные органы власти. В Совет Федерации от республики были избраны Минтимер Шаймиев и Фарид Мухаметшин, а в Госдуму - 5 депутатов. Проведение в Татарии выборов в общенациональный парламент - это не что иное, как признание суверенитета Российской Федерации на территории республики. В свою очередь Татария приобрела так называемый распределенный суверенитет, когда вне пределов ведения Федерации вся полнота государственной власти принадлежит органам власти республики.

Татария вернулась в бюджетное пространство Российской Федерации, стала платить федеральные налоги. А жизнь постепенно сама собой отменяет наиболее одиозные, а потому мешающие нормальной работе нормы республиканского законодательства. Договор принес республике не только политическую стабильность, но и очевидные экономические выгоды. Как говорится, когда нет денег - дают больше свободы. Под Договором было соглашение о платежах в федеральный бюджет, точнее, льготном режиме этих платежей на пять лет с юридической обязанностью эти деньги не проедать в республике, а направлять на восстановление нефтедобывающего комплекса, экологии и финансирование части федеральных расходов на территории республики. Политическая энергия регионального и национального конфликта была направлена, таким образом, в позитивное русло и принесла выгоду и Федерации, и населению региона. В республике суверенитет сегодня имеет реальное экономическое измерение - квадратные метры жилья, километры дорог, новые больницы, школы и так далее. Люди знают, что за протекающую крышу спрашивать нужно не с президента страны, а со своего руководства.

Сегодня Татария стоит на 2-3 месте в России по степени инвестиционной привлекательности. Иностранный капитал нашел дорогу в республику: реализуются проекты по восстановлению КамАЗа, модернизации нефтяного комплекса. Татария реализовала право на внешнеэкономическую деятельность, что принесло благо и России, и республике. Исполняя Договор, Татария построила новаторскую модель и потому не избежала проявлений зависти со стороны соседей.

Сохранит ли Договор свою актуальность сегодня, после приведения в соответствие республиканской Конституции российскому Основному закону? Безусловно, да. Ни руководство Татарии, ни федеральный Центр не могут просто перечеркнуть или изменить в одностороннем порядке этот документ. Вдобавок за строчками договора стоит не только история, но и реальная жизнь. Поэтому с ним придется обходиться максимально деликатно.

Кстати, я не исключаю, что в Татарии с Договором могут поступить так же, как в Уфе, - включить его целиком в текст новой редакции республиканской Конституции. Тем более что подобные правовые прецеденты есть. Например, тот же Федеративный договор в 1992 г. был целиком включен в Конституцию РСФСР.

Специалисты знают, что федерализм в принципе невозможен без четкого определения функций и полномочий каждого уровня власти как по горизонтали, так и по вертикали. Президентская политика укрепления властной вертикали, на мой взгляд, как раз и означает, что настало время "прояснения" взаимоотношений разных уровней власти, уточнения сферы их компетенции. За семь лет у Татарии в этой области накопился богатый опыт. Может быть, именно поэтому президент России Владимир Путин поручил президенту республики Шаймиеву подготовить для Госсовета проект концепции разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти.

Правда, словосочетание "разграничение полномочий" у многих сегодня вызывает оскомину. Ну не привыкли в России видеть в процессе уточнения компетенции разных уровней власти не банальный передел сфер влияния (по типу "тот прав, у кого больше прав"), а объективную управленческую необходимость, решение чисто юридических и технологических задач. Так что концепция Минтимера Шаймиева, как и татарский Договор, вызывает подчас яростную критику со стороны своих же коллег - региональных руководителей. А ведь выступая против идеи разграничения, губернаторы вместе с федерализмом сдают собственные же полномочия.

@@@
Федерализм по-казански
Цена урегулирования конфликта
Черный ворон Приднестровья
Чеченцы призывают Хасбулатова
Чечня: последняя надежда
Чиновники поднимут свою зарплату до уровня взяток
Членство Украины в Евросоюзе отложено на неопределенный срок

ШОС встал на сторону Медведева

@@

Саммит Шанхайской организации сотрудничества принял декларацию, в которой одобряются действия России в Закавказье

2008-08-29 / Артур Блинов

Все материалы по теме "Российско-грузинский кофликт"





Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) принял вчера декларацию, в которой, в частности, высказывается одобрение действиям России в Закавказье. Участники саммита также позитивно оценили высказанную Россией, вступающей в председательство в организации, идею проведения конференции по Афганистану под эгидой ШОС.

«Главы стран ШОС приветствуют одобрение в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе», – говорится в декларации, принятой на саммите. Разъяснения действий и позиций России дал участникам саммита президент РФ Дмитрий Медведев.

@@@
ШОС встал на сторону Медведева
Шеварднадзе попенял западу