"Верхи не могут, а низы не хотят"

@@

Ситуация с призывом выходит из-под контроля Генштаба, Минобороны и законодателей

2002-04-12 / Вадим Соловьев



Классическое определение революционной ситуации, сформулированное столетие назад основоположником марксизма-ленинизма, как нельзя лучше характеризует нынешнее состояние дел в сфере так называемого военного реформирования. Долгое время общественность ждала закона об альтернативной службе. Не дождалась. Сама приступила к проведению нижегородского эксперимента. Самодеятельный опыт пошел вширь, несмотря на возражение Минобороны. Губернатор заработал политические дивиденды. Само же общество ровным счетом ничего. Власти заявили, что нижегородские альтернативщики не освобождаются от выполнения обязанности военной службы. Тем не менее общество ясно дало понять, что устало от бесконечных обещаний реформировать военный призыв.

Так же решительно заявило об этом общество 6-7 апреля, пройдя по улицам Москвы с плакатами, требующими решительных изменений в системе комплектования войск. Акция, проведенная "Союзом правых сил", нашла поддержку в душах призывников и их родителей по всей России. Новации решительные: сократить службу по призыву до 6 месяцев, что, во-первых, навсегда искоренит проблему дедовщины в Вооруженных силах, во-вторых, исключит направление необстрелянных новобранцев в горячие точки, в-третьих, явится прелюдией к созданию действительно профессиональной армии. Многие в Генштабе не согласны с таким подходом, называют его исключительно "пропагандистско-пиаровским мероприятием". К критическим голосам из Минобороны присоединяются законодатели. В частности, председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев вопиет: "Где же брать средства? Ведь переход на контрактную основу только одной дивизии обойдется в 2-2,5 миллиарда рублей. А их требуется как минимум десять".

Словом, те, кто уже десятилетие ведет военное реформирование, убедились в том, что возложенные на них реформистские обязанности своей нерешительностью они завели уже в такой тупик, когда общество больше не может мириться с таким положением вещей. Конечно, военной программе СПС свойственны и некоторые легковесные подходы к серьезным военным проблемам. Но в одном ей нельзя отказать - в искренности желания найти рациональные пути комплектования войск, решить общественно значимые задачи: сохранить боеспособность армии и флота и внести успокоение в семьи россиян.

Разве не Министерство обороны еще несколько лет тому назад должно было предложить рациональные пути комплектования Вооруженных сил? Разве не законодатели должны были принять уже соответствующие законы и тем самым снизить напряженность в обществе, возникающую каждый раз, когда президент подписывает указ о призыве на службу в Вооруженные силы? Теперь общество вынуждено само, как ему кажется, наводить порядок. А именно: низы заявляют, что уже не могут жить по-старому. От недавней демонстрации СПС под лозунгом "Военную реформу сейчас", адресованной, естественно, власть предержащим, так и веяло рефреном из шлягера Аллы Пугачевой: "Ну сделай что-нибудь!". Что же верхи? Они тоже где-то понимают, что не могут верховодить по-старому. Наконец-то Госдума и правительство раскачались и "активно" приступили к обсуждению проекта закона об альтернативной службе. Однако нет уверенности, что он вступит в силу хотя бы в следующем году. Потому что нет согласия между законодателями, военной верхушкой и правительством.

Страусиную позицию занял глава военного ведомства. Недавно он предложил отказаться от термина "военная реформа" и заменить его на "военное строительство". Подоплека понятна: термин "военная реформа" себя скомпрометировал абсолютной безрезультатностью, ну а флаг "военное строительство" еще не затрепан. В терминах ли дело?

Но самое ужасное, что годы бездействия значительно усложнили общую ситуацию с комплектованием войск. 8 апреля начальник Главного организационно-мобилизационного управления - заместитель начальника Генштаба навзрыд рыдал в комитете по безопасности и обороне Совета Федерации, поскольку ситуация с весенним призывом в Вооруженные силы сложилась катастрофическая. Ожидается, что число призывников составит 11,7% от состоящих на воинском учете.

Но, более того, все время растет кривая уклонистов от призыва на военную службу.

В прошлогоднюю осеннюю кампанию это число составило почти 17%, то есть более 28 тыс. юношей от всех призванных и направленных в войска. Лидируют индустриально развитые центры, в том числе Москва, где 3 тыс. молодых людей (что составляет половину от всех призванных в столице) так и не доехали до ворот воинских городков. Правда, половину все же отловили и уличили в невыполнении конституционного долга. В Генштабе уверены, что число уклонистов будет расти и в ходе нынешнего призыва.

Да и те, кого удалось поставить под ружье, далеко не лучшего качества. По оценке пресс-службы Северо-Кавказского регионального управления федеральной погранслужбы, до 41% новобранцев "имеют негативные медико-психологические показатели". Анализ документов призывников показывает, что каждый пятый воспитывался в неполных и неблагополучных семьях. Столько же употребляли наркотики и алкоголь. Столько же человек в количественном отношении имеют только начальное образование. Качественные показатели новобранцев просто не могут быть еще ниже, это крайний предел интеллекта людей, которым вверяется оружие и грозная боевая техника, считают специалисты.

@@@
"Верхи не могут, а низы не хотят"
"Военной реформы по Квашнину не получится"
"Страна понятного завтра"
Военная реформа превратилась в хождение по кругу
Врагов стало больше, враги стали агрессивнее
Гайдар критикует власть
Госсовет теряет политический вес

Есть ли друзья у России?

@@

Неравноправное партнерство с кем бы то ни было не в наших интересах

2000-08-09 / Владимир Владимирович Штоль - главный редактор журнала "Обозреватель-Observer", заместитель председателя движения "Духовное наследие".







С СЕРЕДИНЫ 80-х до середины 90-х гг. вопреки очевидным фактам дискредитации страны и потерей ею международного авторитета навязывались идеи невразумительных "общечеловеческих ценностей", "общеевропейского дома", бесконечных банных "друзей" биллов, жаков, гельмутов, мори и т.д. Навязчиво раздувался мыльный пузырь под названием "У России врагов нет". Может быть, открытых пока и нет, но скрытых, готовых в любой момент и под любым предлогом прихватить ее территорию и одну треть мировых природных богатств, не счесть. Под лозунгом отсутствия врагов шла бесконечная военная реформа, вылившаяся в конце концов в открытые противоречия между министром обороны и начальником Генерального штаба ВС России.

Полное непонимание законов формирования Вооруженных сил в мирное время продемонстрировал еще в 50-е годы Хрущев. Так что у современной реформы были аналоги, в результате которых страна утрачивала свой оборонительный потенциал, нарушалось взаимодействие между родами войск, так как ликвидации подвергались наиболее боеспособные, современные части и сокращался офицерский состав самого активного возраста (30-40 лет), для подготовки которого надо как минимум 15 лет плюс материальные затраты.

За то, что Россия в 15 последних лет понесла значительные утраты в геополитическом плане, говорят многие факты даже последних 2-3 лет. Это пренебрежение мнением России при агрессии в Югославии (в обход решений СБ ООН); отсутствие равных возможностей в торговле (ужесточение квот и дискредитация отечественных товаров); арест российского имущества и счетов дипломатических служб во Франции; связанные кредиты МВФ, не дающие для развития экономики страны ничего, кроме долгов (товары и услуги во многих случаях сомнительного качества, оплата из средств кредитов иностранных консультантов, назначенных МВФ, и их контор); вопли по вопросам организованной преступности, где за российскую мафию сходят все кому не лень; поощрение "бегства" капиталов и умов из России, а также отмывания "черного нала"; создание в России и на ее границах управляемых конфликтов; истерика по поводу "зажима" свободы слова и СМИ в России в тех случаях, когда речь идет о финансовых махинациях, решения Совета Европы о нарушениях прав человека в Чечне (а как в Косово, в Прибалтике, Казахстане и на Украине или в той же Чечне при Дудаеве и Масхадове?); создание "санитарного" кордона по периферии России за счет "прикармливания" правящих элит пограничных стран. Перечислять подобные факты можно долго. Важно понять, что Россия, сильная экономически и военно-политически, может гарантировать мир не только на одной шестой части планеты.

Итак, недружественные настроения по отношению к России существуют. Часто их носителями выступают страны, народы которых за всю многовековую историю взаимоотношений не подвергались неспровоцированному отпору со стороны России. Сейчас их бюджет до 80% построен за счет транзита российских товаров, спекуляций на российском внутреннем рынке, да и просто заработка в России, т.е. эти страны как жили за счет России при СССР, так и продолжают жить, но активно культивируют у себя антирусский комплекс неполноценности.

Эти страны с учетом их ничтожного экономического потенциала и геополитического веса никогда бы не посмели поднять голос против России, не говоря уже о том, чтобы учинить на своей территории дипломатический скандал, содержать и финансировать чеченские антироссийские организации, не имей они поддержки со стороны.

Сейчас многие бывшие союзники СССР по ОВД и СЭВ побежали в НАТО, доказывая свою готовность служить новым хозяевам. Руководство этих стран закрывает границы для гуманитарных конвоев, но открывает небо и аэродромы для натовских самолетов, предоставляет свои воинские подразделения в распоряжение командования НАТО при агрессии против Югославии. В зависимости от того, кто приходил к власти, политики искали поддержки то на Западе, то на Востоке, а сейчас для них очередной "свет в окошке" - США и выразитель их интересов в Европе - военный блок НАТО.

После распада СССР и ликвидации ОВД российское руководство посчитало, что с блоком НАТО можно установить отношения сотрудничества при решении общих военных вопросов (контроль за обычными вооружениями в Европе и их сокращением, предотвращение войны на континенте) и относительно частных политических проблем, не придавая блоку каких-либо полицейских функций. Так развивалось сотрудничество между Россией и НАТО до Брюссельской сессии Совета НАТО в 1994 г., когда возникло две идеи: создание программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) как дополнение к системе НАТО с появлением возможности выхода блока за пределы своей компетенции и расширение возможностей реагирования блока на кризисные ситуации.

Это не было оспорено Россией как попытка в одностороннем порядке изменить правила "поведения", сложившиеся на момент окончания холодной войны. Российская дипломатия фактически констатировала свое согласие с политикой НАТО, направленной на утверждение военно-политического господства блока в Европе, его ведущей роли во вновь создаваемой системе европейской и международной безопасности.

В результате в структуру НАТО вошли новые члены: Венгрия, Чехия и Польша. Теперь военная группировка НАТО продвинулась на восток на 650-750 км, что дает ей возможность при необходимости наносить ракетно-бомбовые удары вплоть до Волги и Урала, поражать позиции стратегических ракет России.

Ракетно-бомбовыми ударами по Югославии была сделана заявка на модель нового мироустройства: однополюсный мир во главе с США; НАТО в качестве международного жандарма и "верховного судьи"; право силы как универсальное средство "умиротворения" несогласных; диктат и шантаж - форма общения с инакомыслящими членами мирового сообщества. Как заявил Клинтон, "НАТО может провести, если потребуется, военную операцию, подобную югославской, в любое время и в любом месте земного шара - будь то в Африке или в Центральной Европе".

Суть политики Запада в отношении России достаточно откровенно сформулировал американский журналист Джим Хоглэнд: "Нам все равно, будет в России демократия и рынок или нет; главное - чтобы там был послушный зависимый режим". Но Россия, как страна в целом и как народ, ее населяющий, оказалась не согласна с такой ролью, и тогда политика Запада эволюционировала: от благодушного похлопывания по плечу до злобной пропагандистской истерии.

Угрозы безопасности России приобретают качественно иной характер. Они проявляются прежде всего в попытках Запада противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если добавить к этому, что в НАТО втягивают Украину, Узбекистан, Азербайджан и Грузию, что американские атомные лодки свободно ходят по Севморпути и что России угрожает не только авиация НАТО, но и американская космическая группировка, то становится совершенно ясно, что расширение НАТО и его Концепция-99 будут представлять самую серьезную угрозу для России в начале XXI в.

Совершенно неправомерно говорить о равноправном партнерстве России и НАТО при многократном превосходстве военной и экономической мощи альянса и при отсутствии у России права "вето" на решение вопросов по расширению НАТО, в том числе за счет республик бывшего Советского Союза. США и НАТО решают сейчас свою основную стратегическую задачу - никогда не допустить появления в лице России соперника, подобного Советскому Союзу.

Россия, в свою очередь, как это определено ее Военной доктриной, "приоритет отдает политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам", стремясь к взаимовыгодному партнерству с НАТО, в сочетании с твердой решимостью защищать всеми имеющимися средствами и силами национальные интересы государства.

Необходимо искать пути сотрудничества с альянсом по всем ключевым вопросам, ибо альтернативы конструктивным отношениям с НАТО сейчас нет. Это понимают и в НАТО и в России.

@@@
Есть ли друзья у России?
Женские советы военачальникам
Италия реформирует армию
Начальник Генштаба гарантировал успех военной реформе
Непродуманность и поспешность
Отсрочки отменят осенью
Парфенов будет атаковать русские позиции

Первая революция Путина

@@

Президент предпочитает личную преданность

2001-03-29 / Лидия Андрусенко, Людмила Романова, Марина Волкова, Дмитрий Горностаев







Владимир Путин решил опереться на верных людей: Минобороны возглавил петербуржец Сергей Иванов, а МВД - его земляк Борис Грызлов.

ВЧЕРА Владимир Путин объявил о сенсационных перестановках, касающихся прежде всего силовых структур. В отставку отправлен министр обороны Игорь Сергеев, который теперь станет помощником президента. Его место в военном ведомстве займет Сергей Иванов, до сих пор возглавлявший Совет безопасности. Впервые в оборонном ведомстве России появляется женщина. Заместителем министра обороны становится Любовь Куделина, которая с 1996 года возглавляла оборонный департамент Минфина РФ, а затем была заместителем министра финансов со времен Сергея Степашина. Генерал-полковник, заместитель секретаря Совета безопасности РФ Алексей Московский также переходит в Министерство обороны.

Глава МВД Владимир Рушайло становится руководителем Совета безопасности РФ, а Министерство внутренних дел возглавит теперь уже бывший лидер фракции "Единство" в Госдуме Борис Грызлов. Путин назвал это назначение "политическим". Это мнение президента разделяет бывший глава МВД Анатолий Куликов. Правда, в чем именно будет заключаться политическая функция, он не пояснил. Касаясь данного назначения, Владимир Путин заявил, что "это продуманное решение". Представление нового министра коллегии МВД состоялось вчера вечером. В самом МВД это назначение, по сообщениям информагентств, восприняли неоднозначно и предположили, что это может повлечь определенные кадровые перестановки.

В связи с назначением Грызлов срочно вынужден был вернуться из Санкт-Петербурга. Назначение Грызлова на столь ответственный государственный пост стало полной неожиданностью для его коллег-депутатов. В частности, и для главы комитета по безопасности, члена фракции "Единство" Александра Гурова. На помощь Грызлову был "откомандирован" экс-заместитель министра внутренних дел и замсекретаря Совбеза Владимир Васильев. Он будет координировать действия силовиков, уделяя особое внимание ситуации на Северном Кавказе.

Бывший директор Федеральной службы налоговой полиции Вячеслав Солтаганов уходит в структуру Совбеза, где, по словам президента, он будет заниматься борьбой с коррупцией и нелегальным отмыванием средств. На место Солтаганова назначен бывший первый заместитель главы Совбеза Михаил Фрадков.

В вопросе передвижения финансовых потоков Фрадков не новичок. С 1973 года он работал в системе внешнеэкономических связей. В 1992-го возглавил пост заместителя главы соответствующего министерства. С 1993 по 1997 год работал первым заместителем министра внешнеэкономических связей РФ и еще год во главе этого министерства.

В правительстве Сергея Степашина Фрадков возглавлял Минторг, и за время его правления Россия проиграла несколько антидемпинговых процессов со стороны Запада.

В отставку также отправлен бывший министр по атомной энергии Евгений Адамов. Впрочем, по словам президента, он сам обратился к нему с просьбой об этом. Возглавлять Минатом теперь будет Александр Румянцев. Отставка Адамова в политическом смысле не стала такой уж неожиданной. В последние месяцы вокруг его фигуры ходило немало слухов о сближении министра с бизнес-кругами. В частности, в руководстве контролирующего финансовые потоки атомщиков "Конверс-банка" появились выходцы из "Альфа-групп". В Минатоме даже шутили, что по окружению Адамова можно анализировать расклад политических сил в стране. Кроме того, к деятельности Адамова последнее время проявляли интерес и представители правохранительных ведомств.

Александр Румянцев, как и его предшественник на посту министра по атомной энергии, - выходец из среды атомщиков. Сразу после окончания института в 1969 году он работал в Институте атомной энергии имени Курчатова и, пройдя все ступени служебной лестницы, в 1994-м возглавил этот научный центр. Интересно, что в том же институте с 1962 по 1986 год работал и Евгений Адамов на должности заместителя директора института.

Предваряя свое заявление о кадровом реформировании, президент подчеркнул, что в течение полутора лет велась работа комиссии по военной реформе, которая касается "всей военной организации государства". "Подошел период, когда настало время и кадровых изменений, что должно стать логическим завершением модернизации военной структуры", - сказал Путин.

***

КАК и предсказывала "НГ", год с момента избрания на должность президента Владимир Путин "отпраздновал" кадровыми перестановками. Впрочем, большая часть из них прошла в виде ротации, но по своему характеру они, конечно, беспрецедентны.

Впервые одновременно были отставлены руководители МВД, Совбеза, Минобороны (что и предсказывала "НГ") и ФСНП. Как правило, такого рода "пакетные" отставки, что называется, на ровном месте (как это было и вчера), означают, что в стране как минимум готовился госпереворот. Мысли о заговоре подогревают и перестановки в руководстве Сухопутных войск и МВО. В данном же случае ничего подобного в России вроде бы не предвиделось. Просто президент, видимо, посчитал, что новый расклад сил в силовом блоке принесет гораздо больше пользы и для военного дела, и для безопасности страны, чем предыдущий.

Впрочем, пока довольно трудно увидеть четкую логику в происшедших вчера перестановках, кроме той, что относится к формально гражданской принадлежности большинства назначенных на руководящие посты в силовом блоке. "Переброска" Сергея Иванова, долго занимавшегося проблемами военной реформы, в Минобороны, что бы ни пытались говорить, - явное понижение для Сергея Борисовича. Как бы ни пытались уверить, что военная реформа - задача номер один для государства и Иванов - чуть ли не единственный, кто может ее осуществить, место секретаря Совбеза все-таки гораздо привлекательней с чиновничьей точки зрения. Занимая его, Иванов имел возможность участвовать в принятии практически любых государственных решений, при этом фактически ни за что не неся персональной ответственности. Особенно учитывая его хороший личный контакт с президентом. Теперь же, хоть у него и свое "собственное" ведомство - Минобороны, задачи, стоящие перед ним, несопоставимы по масштабам с теми, которыми ему приходилось заниматься до того. Да и общение с президентом, а соответственно и возможность влиять на принятие государственных решений в областях, не связанных с военным строительством, у Иванова теперь будет ограничено.

Владимиру же Рушайло, пришедшему на смену Сергею Иванову (кстати, по данным "НГ", он был не единственным, кто рассматривался в качестве кандидатуры на пост секретаря Совбеза), в новом качестве тоже, думается, будет не слишком сладко. Что касается должности руководителя Совбеза, то вполне уместно будет выразиться в президентском стиле, используя поговорки и пословицы. Это как раз тот случай, когда "не место красит человека, а человек место". Пока довольно сложно представить себе Владимира Рушайло, отправляющегося, к примеру, в США с целью устроить встречу президентов двух стран. И не исключено, что пройдет немало времени, прежде чем Совбез Владимира Рушайло по своей влиятельности достигнет высот Совбеза Сергея Иванова. Если вообще такой момент наступит.

Что касается назначения на пост руководителя налоговой полиции Михаила Фрадкова, источники "НГ" утверждают, что его пролоббировал Сергей Иванов - совместная работа в Совбезе продолжится теперь в силовом блоке правительства.

Самым же странным стало назначение на пост руководителя МВД Бориса Грызлова - первого партийного руководителя, откомандированного в силовые структуры. Одни утверждают, что это назначение грозит полным развалом министерству, руководитель которого не имел никакого отношения к этой системе в прежней жизни. Другие считают, что в "Единстве" грядет серьезная реформа, и лидеру фракции нужно было найти "теплое" место, а заодно и утешить после конфуза с вотумом недоверия правительству в Думе. Третьи уверены, что президент командировал Грызлова в МВД для выполнения пары-тройки конкретных задач, а затем собирается отправить его в отставку. Четвертые пытаются найти объяснение данному "политическому назначению", уповая на первое слово этого нового в президентской лексике словосочетания. Как уверяют источники в Кремле, костяк министерства сохранится и, собственно, будет вести основную работу. Ничего же удивительного в том, что президент решил (а впоследствии это может стать нормальной практикой) поставить на ключевое министерство "своего" человека, нет. Со "своим" человеком Путин, по данным "НГ", переговорил насчет возможного назначения в правительство еще недели две назад, не раскрывая до конца собственных планов. Предметный же разговор состоялся незадолго до назначения.

Так или иначе, но первая революция Путина - кадровая - таковой не выглядела. Тихо, мирно, в пользу гражданских лиц и женщин сменилось силовое руководство страны. Собственно, как и предсказывала "НГ", те, кто не получил новых должностей взамен прежних, сами изъявили желание уйти в отставку. Президенту же лишь осталось подмахнуть указы. Впрочем, не забыв об утешительном призе, по крайней мере в отношении экс-министра обороны Игоря Сергеева - он стал помощником Путина.

Дальнейших отставок, как уверяют источники "НГ" в Кремле, не предвидится. Впрочем, премьер-министр Михаил Касьянов, присутствовавший на торжественном объявлении о новых назначениях, был как-то особенно грустен, видимо, экстраполируя происходящее на себя. Ведь впереди еще реформа правительства, предложения по которой никак не сподобится подготовить кабинет министров. Но это, как говорят в Кремле, "из другой оперы".

***

СЛУХИ о возможном назначении Сергея Иванова на пост министра обороны циркулировали уже давно, однако в российском военном ведомстве мало кто верил в их реальность. Тем не менее Путин решился на проведение кадровой рокировки в Минобороны, мотивировав ее необходимость тем, что именно Иванов возглавлял рабочую группу по подготовке проекта военной реформы, а следовательно, "обоснованным и справедливым будет поручить ему проводить эту реформу в жизнь". Вчера же состоялась церемония вступления в должность Сергея Иванова, которого Владимир Путин представил руководящему составу МО РФ. В распоряжение Иванова также перешел так называемый абонентский комплект # 2, или, как его именуют в прессе, "ядерный чемоданчик", позволяющий получить от средств СПРН сигнал о ракетно-ядерном нападении на Россию и санкционировать ответное применение российской ядерной триады против агрессора.

В истории современной России Иванов стал четвертым министром обороны - после Павла Грачева, Игоря Родионова и Игоря Сергеева - и вторым, кто возглавил военное ведомство в качестве гражданского человека (до этого непродолжительное время носил штатский костюм Игорь Родионов, расставшись в 60 лет с военным мундиром).

Указами президента произведено еще несколько кадровых назначений в МО. Командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Игорь Пузанов стал статс-секретарем - заместителем министра обороны. Начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Анатолий Перминов назначен командующим Космическими войсками.

Был ли готов Сергей Иванов к подобному повороту в своей судьбе? Можно с уверенностью сказать, что да. Не так давно он расстался с погонами генерал-лейтенанта СВР. На протяжении последних месяцев Иванов активно занимался анализом состояния дел в российском военном ведомстве исходя из перспективы своего нового назначения. За сравнительно короткий срок он посетил ряд военных округов и флотов, где проинспектировал состояние войск и сил флота, чтобы составить личное впечатление об уровне их боевой готовности. Последняя такого рода инспекция состоялась 24 марта в ходе пребывания Сергея Иванова в Калининградской области, где он посетил командный пункт Балтийского флота и ознакомился с задачами, стоящими перед флотом и приданной ему наземной группировкой войск.

Среди личностных качеств нового министра обороны близко знающие Иванова по конкретной работе люди отмечают его аналитические способности, четкое понимание очередности решения стоящих задач, умение следовать выбранным курсом, невзирая на внешние обстоятельства.

Сергей Иванов не поддается на лесть, говорят, что на него невозможно повлиять, тем более - навязать ему чужое мнение. Аккуратен в словах и поступках. Особо тщательно прорабатывает документы, эта привычка сохранилась неизменной со времен работы в СВР.

Очевидно, что с приходом Сергея Иванова на Арбатскую площадь последует достаточно широкомасштабная чистка в руководящем звене МО РФ, хотя этот процесс может и растянуться по времени. Ожидаются и серьезные кадровые перестановки на уровне командного состава военных округов и видов Вооруженных сил. Приоритет будет отдан генералам, имеющим боевой опыт и прошедшим Чечню.

В связи с последними перестановками следует отметить, что маршал Игорь Сергеев, имеющий несомненные заслуги перед государством и награжденный вчера орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, продолжит свою деятельность в качестве помощника президента РФ по вопросам стратегической стабильности. Это позволит нейтрализовать попытки некоторых "стратегов", и прежде всего начальника Генштаба Анатолия Квашнина, расправиться с РВСН, сведя их боевой потенциал к 150 моноблочным носителям. Впрочем, как заявил Сергей Иванов корреспонденту "НГ" в ходе недавнего рабочего визита во Францию и Польшу, он прекрасно понимает роль и значение РВСН, которые, по его словам, сохранят свою самостоятельность в качестве рода войск Вооруженных сил и не будут включены в состав ВВС, как это предполагалось первоначально.

Теперь можно ожидать и окончания затянувшегося противостояния на уровне министр обороны - начальник Генерального штаба. Хотя за неоднократное нарушение принципа единоначалия, утверждают наши источники в МО РФ, Квашнин как минимум заслуживает какого-то наказания.

После нового назначения Сергея Иванова статус Минобороны в общей структуре силовых министерств и ведомств значительно возрастет. Вместе с тем понизится статус Совета безопасности РФ, который из центра принятия важнейших решений превратится в орган, призванный достигать межведомственного консенсуса между заинтересованным сторонами.

***

@@@
Первая революция Путина
Полкрыши для офицера
Путин не боится "человека с ружьем"
Расширение НАТО будет значительным
Рокировочки в Минобороны
СПС и "ЯБЛОКО" поссорила военная реформа
Семь уроков Великой Отечественной

Сергей Иваненко: "ЯБЛОКО" готовит рафинированный бюджет

@@

Кабинет министров пока не ведет предварительных консультаций в Думе не только по альтернативным предложениям, но и по документу собственного исполнения

2001-08-16 / Ольга Тропкина



- СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ, что заставило "ЯБЛОКО" в очередной раз вести работу над альтернативным бюджетом?

- Бюджет, который выходит из правительства, является результатом различных "компромиссов". И, изобилуя здравыми идеями, как, к примеру, в ныне действующем бюджете, он, очевидно, представляет собой результат взаимного давления различных отраслевых ведомств, лоббистов, экономистов различных направлений, политических сил федерального и регионального уровней. Мы же, готовя бюджет (а "ЯБЛОКО" этим занимаемся ежегодно с 1994 года), исходим исключительно из экономической целесообразности, из того, что на самом деле надо делать в экономике, независимо от того, какие силы давят на этот процесс. Это, если угодно, бюджет "рафинированный" - воплощение той экономической политики, которую мы считаем необходимым проводить. Долгие годы наши предложения просто отбрасывались, и мы постоянно голосовали против бюджета. Исключение составил бюджет-2001, который мы поддержали, потому что наши предложения впервые начали учитывать. "ЯБЛОКО" тогда давало 16 основных предложений, и 12 из них вошли в окончательно утвержденный текст. Я считаю, что мы поступили правильно. Итоги полугодия это показывают. Бюджет выполняется, причем с большим запасом, создана основа - в том числе для решения социальных задач. В бюджете 2002 года ставятся уже гораздо более серьезные цели. Это рост зарплаты бюджетников до 80% и рост пенсий вдвое. Мы считаем это возможным благодаря основе, заложенной бюджетом 2001 года.

"ЯБЛОКО" продолжает работать над бюджетом как над экономическим документом концентрированной политики государства. После этого мы сопоставим наши наработки с тем, что выйдет из стен правительства. А выйдет из стен правительства документ, очевидно, "препарированный". Если наш вариант совпадет с правительственным документом, мы его поддержим и не будем предлагать альтернативу. Если он будет противоречить - внесем свой вариант. Если же совпадет на 50% - подготовим комплексные предложения и будем настаивать на их принятии.

- Можете ли вы сейчас спрогнозировать, что не совпадет в правительственном варианте и в вашем?

- Я могу назвать несколько ключевых проблем, по которым будет вестись борьба внутри правительства. Это проблемы, которые, собственно, и определяют параметры экономического развития. Прежде всего речь идет об уровне доходов, об уровне профицита бюджета и его использовании. В частности, речь идет о стабилизационном фонде, о котором говорил президент Владимир Путин. И, судя по всему, в том варианте документа, который сейчас лежит в правительстве, этот вопрос обойден. Кроме того, речь идет о знаменитой формуле "50 на 50" - в соответствии с бюджетным кодексом доходы должны распространяться пропорционально между федеральным бюджетом и бюджетами регионов. Расхождение будет и в оценке перспектив экономического роста. То есть по всем основным позициям, я думаю, будут достаточно серьезные противоречия.

Одна из тем, которая напрямую не связана с "ЯБЛОКОМ" и будет активно обсуждаться, это поддержка так называемого реального сектора - дотации сельскому хозяйству, промышленности, различные субсидии, так называемые инвестиционные программы. "ЯБЛОКО" в основном выступает против направления средств, которое плохо контролируется и неэффективно. И в этом смысле мы поддерживаем ту линию правительства, которая проводится весь последний год и, вероятно, будет проводиться и в этом году. Но я предполагаю, что в Думе это встретит ожесточенное сопротивление лоббистов из различных политических фракций. И важно будет защищать позиции правительства от самого же правительства и проправительственной Думы по этим направлениям. На самом деле впечатление, которое складывается от бюджета следующего года, - он принципиально по своей конструкции и политике напоминает бюджет-2001. По сути, это одни и те же подходы и в оценке уровня доходов бюджета, и в оценке их основных источников, те же подходы по распределению дополнительных доходов, расходов. И в этом смысле можно говорить о том, что намечается определенная тенденция в экономической политике.

- Каким отраслям, направлениям в своем документе "ЯБЛОКО" уделяет наибольшее предпочтение?

- Рассмотрение бюджета не случайно делится на различные чтения. Когда обсуждается вопрос о первом чтении документа, внимание уделяется не вопросам отраслей, а вопросам макроэкономической политики: доходы, расходы и профицит. Идет оценка того, что складывает эти цифры - оценка роста ВВП, оценка инфляции, дефлятор ВВП, курс доллара, цена на нефть и так далее. Мы исходим из того, что надо определить условия для всех, а уж потом делить между различными отраслями. Я могу сказать, что для "ЯБЛОКА" всегда были приоритетными отрасли, которые не имеют ярко выраженных лоббистов, в частности в Думе. Это образование, социальная политика. В конце концов направления, которые связаны с выплатой внешнего долга. Легче всего получить дополнительные расходы по какой-то отрасли, сокращая эту статью и создавая проблемы для страны в целом. Поэтому "ЯБЛОКО" себе не изменит и будет продолжать отстаивать те же интересы, которые оно отстаивало всегда. Кроме того, ключевым вопросом для "ЯБЛОКА", касающимся политики расходов, будет военная реформа. Мы в рамках нашего альтернативного бюджета готовим специальный развернутый альтернативный военный бюджет. Я думаю, это будет одна из ключевых позиций "ЯБЛОКА" при рассмотрении бюджета в целом.

- Среди принципиальных для "ЯБЛОКА" вопросов вы назвали межбюджетные отношения. Сейчас заканчивает работу группа Госсовета по этой проблеме. Будете ли вы каким-то образом использовать результаты ее работы?

- Естественно, мы с большим вниманием относимся ко всем экономическим расчетам, оценкам, если они являются серьезными. Мы, безусловно, изучим предложения Госсовета. Вопрос действительно ключевой, и еще в прошлом году он был одним из главных. Хочу напомнить, что я тогда выступил инициатором передачи подоходного налога в регионы, и тем самым мы немножко сократили пропорцию. И теперь она составляет не 60% на 40%, как было в проекте прошлого года, а 55% на 45%. В этом году этот вопрос по-прежнему остается острым, потому что норма Бюджетного кодекса о том, чтобы пропорция была 50% на 50%, похоже, пока не выполняется. И по этому вопросу будет действительно серьезный разговор.

- При подготовке альтернативного бюджета вы консультировались с представителями администрации президента, с министрами?

- Нет. Для "ЯБЛОКА" процесс разработки бюджета является самодостаточным. Обычно представители власти консультируются с нами. У нас есть группа Игоря Артемьева, которая работает над альтернативным бюджетом, у нас есть группа в бюджетном комитете Госдумы, которая работает над бюджетом и пользуется влиянием. Поэтому взаимоотношения "ЯБЛОКА" с правительством в этом смысле - вопрос не консультаций, а вопрос партнерства. Если кабинет министров готов к равноправному диалогу, мы тоже готовы. Нам есть что сказать, есть что предложить правительству в его же собственных интересах.

- Какова, по вашему мнению, вероятность, что правительство внесет документ, который позволит вам не настаивать на альтернативе?

@@@
Сергей Иваненко: "ЯБЛОКО" готовит рафинированный бюджет
Солдатских матерей призвали в политику
Тихое мероприятие с громким названием