"Ключ" без права передачи

@@

Новый министр природных ресурсов Виталий Артюхов готов взвалить на себя ответственность за всю среду обитания россиян

2001-12-19 / Сергей Петров



Проверено еще советской бюрократией: хочешь дело погубить - создай комиссию. Сотни их, помнится, трудились в поте лица при союзном правительстве. Эффект, в том числе экономический, известен: где тот Союз и то правительство?..

В новых рыночных реалиях, однако, число приверженцев подстраховаться очередным надзирающе-советующим органом растет не по дням, а по часам. Количество российских чиновников уже перевалило за планку, обозначенную в прежней огромной стране. Парадокс? Вовсе нет, если учесть, что вот уже десяток лет идет активный передел собственности. Скажем, недр и других природных ресурсов - самого лакомого куска приватизационного пирога.

Логично поэтому, что смена руководства в Министерстве природных ресурсов РФ не могла не отозваться резонансом даже в самых отдаленных уголках страны. Тем более что возглавивший его в июне 2001 года Виталий Артюхов, кроме репутации государственника и крепкого хозяйственника, известен еще и такими качествами, как неуемная энергия и умение отстаивать интересы дела, его общественную пользу. Что он и продемонстрировал с первых дней, буквально на ходу перестраивая работу ведомства и добиваясь повышения его роли и влияния.

Посыл у министра простой: коль скоро есть орган, на который возложены функции управления и контроля за природными ресурсами государства, то и надо с него спрашивать, не распыляя ответственность по другим министерствам и комиссиям. А МПР - главный уполномоченный государства в области природопользования.

Заметим сразу, что эта позиция нашла поддержку большинства. В первую очередь - у президента России Владимира Путина. Во время встречи с министром глава государства, сам профессионал в области природопользования (в 90-е годы В.Путин защитил диссертацию по этой проблематике в Санкт-Петербургской горной академии), поставил перед В.Артюховым стратегические вопросы. Среди них - формирование и реализация государственной политики неистощительного природопользования; организация геологического изучения недр в новых малоисследованных провинциях с привлечением российского бизнеса; поддержание и эффективное рыночное использование государственного фонда разведанных ресурсов; выстраивание долгосрочных взаимоотношений федерального Центра по всей природоохранной проблематике с администрациями субъектов РФ.

Каждый из этих вопросов - уже отдельная программа на многие годы. Поэтому почти немедленно последовала реорганизация министерства. В частности, были созданы управления по работе с природопользователями, по работе с субъектами РФ, госконтроля и профилактики правонарушений в отрасли, по ресурсосбережению и нетрадиционным источникам энергии. Смысл структурных преобразований - в адаптации МПР к задачам, обозначенным президентом и правительством.

Но и до этих управленческих реформ министерство напомнило о себе рядом существенных действий. Только вновь созданными спецморинспекциями МПР с начала года проверено свыше 8,5 тысячи объектов, выявлено более 4 тысяч нарушений, сумма ущерба от которых превысила 168 млн. руб. Часть дел передана на рассмотрение в суды.

Министерство проводит полную инвентаризацию выданных лицензий на пользование недрами (их, напомним, более 50 тысяч). Ряд компаний воспринял это решение в штыки. Широкий резонанс получил случай с отзывом лицензии НК "Северная нефть" на разработку нефтяных месторождений Вала Гамбурцева. Хотя компания резко протестовала, в том числе и с помощью СМИ, но МПР привело данные проверки, неоспоримо свидетельствующие, что "Северная нефть" вышла за правовые рамки.

Подобная принципиальность, что и говорить, дорого дается. Уже не раз и не два на разных уровнях в законодательных и правительственных органах озвучивается идея создания различных комитетов и комиссий, в которые бы перетекла часть полномочий МПР России.

Да ведь и сама нынешняя "смена караула" в МПР России затевалась с подачи В.Путина именно для того, чтобы навести наконец-то порядок в вопросах природопользования.

Просят же В.Артюхов и его специалисты самую малость: не глушите инициативу, дайте окрепнуть начинаниям МПР в законодательной и исполнительной практике. Той же федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы", программе наведения элементарного порядка в лицензионной и разрешительной сферах, сопряжению федеральных и региональных законов, работе только что окрепших спецморинспекций (сегодня их уже 19, в них занято более 400 специалистов) и т.д.

А еще, помимо уже названных документов, идея страховать национальные богатства, проект программы "Водные биоресурсы и аквакультура" на 2002-2010 годы, финансирование геофизических работ на нефть и газ в Якутии с обкаткой на ней рыночных механизмов освоения бюджетных средств в геологоразведке (очень запущенный участок работы, на который обратил внимание и президент), многие другие проблемы, инициируемые самим министром.

Кроме того, в МПР поступает множество неотложных правительственных поручений, например, о переходе к аукционной форме предоставления лицензий (заставил решать этот вопрос спор по Валу Гамбурцева). Или оценка законодательной инициативы группы губернаторов, обратившихся в Федеральное собрание с тем, чтобы законодательно передать право пользования крупнейшими месторождениями стратегического значения Москве (пока требуется и виза главы региона), отказавшись от так называемой процедуры "двух ключей".

@@@
"Ключ" без права передачи
"Момент истины наступит 31 мая"
"При утверждении УПК проблемы будут с Советом Федерации"
"Третья власть" хочет сама себя реформировать
Алиса Фрейндлих и Жорес Алферов стали почетными петербуржцами
Альтернативная служба может быть узаконена уже весной
Будущим депутатам заглянули в кошелек

Бухарестский фактор в молдавской политике

@@

Приднестровский заключенный принял румынское гражданство

2000-11-23 / Наталья Приходко



НАСКОЛЬКО в преддверии президентских и парламентских выборов 26 ноября в Румынии ощущается "молдавский фактор"? И, соответственно, сколь ощутимым оказался в этот период фактор румынский в политике Кишинева?

По мнению вице-председателя правой Партии возрождения и согласия, депутата Виктора Жосу, предвыборная кампания в Бухаресте показала, что румынскую общественность прежде всего интересуют вопросы, связанные с ускорением европейской интеграции страны. Молдавская проблематика при этом явно отошла на задний план. Сходная ситуация, впрочем, наблюдается и в Молдавии: в здешних избирательных баталиях проблема Приднестровья также не становится первостепенной, заметил Виктор Жосу.

Он пояснил, что выдвижение им в соавторстве с депутатами от Демократической партии Алексеем Тулбуре и Владимиром Солонарем законодательной инициативы о недопущении финансирования молдавских СМИ правительствами других стран была неслучайной. Напомним, что в РМ по крайней мере два политических издания праворадикального, унианистского толка официально спонсируются румынским кабинетом. Необходимость прекращения подобной практики, подразумевающей открытое продвижение иностранным государством собственных политических интересов в молдавских изданиях, назрела давно. При этом, подчеркнул Виктор Жосу, предложенная запретительная мера касается лишь госструктур, оказание же поддержки иностранными юридическими лицами местным СМИ разрешается.

Также, по словам Виктору Жосу, частный характер носит решение Илие Илашку принять гражданство Румынии (отказавшись от молдавского) и баллотироваться в тамошний парламент. Находящийся в заключении в Приднестровье Илашку уже дважды избирался депутатом молдавского парламента - по спискам Христианско-демократического народного фронта, ныне Христианско-демократической народной партии, и Партии демократических сил. По сути, здешние политики, использовавшие его имя в собственных конъюнктурных целях, мало что сделали для освобождения Илашку. И теперь остается надеяться на то, что Румыния, которая в следующем году будет председательствовать в ОБСЕ, более преуспеет в этом, заключил Виктор Жосу.

В то же время министр госбезопасности непризнанной ПМР Владимир Антюфеев заявил корреспонденту "НГ", что решение Илашку представляется вполне последовательным, поскольку он и ранее не скрывал, что считает себя румыном. В принципе Илашку оказался первым молдавским парламентарием, решившим легализовать свое румынское гражданство, уточнил Антюфеев. По мнению министра, данное обстоятельство никак не должно отразиться на нынешнем положении Илашку. Рассчитывать на успех переговоров между Румынией и Приднестровьем по данному поводу затруднительно, так как между ними не установлены дипломатические отношения. И поскольку ПМР не является членом ОБСЕ, для последней также затруднительно требовать от Тирасполя соблюдения действующих в ее рамках норм. Таким образом, упомянутые стороны сами затрудняют обсуждение "вопроса Илашку", не желая признать Приднестровье в качестве самостоятельного субъекта и полноправного участника диалога, констатировал Владимир Антюфеев.

В Тирасполе давно утверждают, что в действительности молдавские власти не слишком заинтересованы в освобождении Илашку, арестованного еще летом 1992 г. и приговоренного к высшей мере наказания по обвинению в террористической деятельности (исполнение приговора отсрочено президентом Игорем Смирновым). Действительно, складывается впечатление, что многие в Кишиневе вздохнули бы с облегчением, если бы со временем Илашку оказался не в Молдавии, а в соседней Румынии. Там, где давно нашли себе пристанище другие местные "возмутители спокойствия", вроде лидеров эпохи национального возрождения экс-премьера Мирчи Друка и поэтессы Леониды Лари. И можно только подивиться кульбитам современной истории, допускающей, чтобы человек, который находится в заключении по столь серьезному обвинению, дважды был избран депутатом от различных партий в парламент одной страны, а теперь, не исключено, попадет еще в законодательный орган другой.

@@@
Бухарестский фактор в молдавской политике
Во взаимоотношениях двух палат парламента заложен конфликт
Военный прокурор двинул в бой священников
Гейдар Алиев обретает статус "экс-президента"
Георгий Полтавченко: "Я не разочарован годом работы в округе"
Диверсия по-депутатски
Думцы хотят урезать права Президента

Заслон для черного пиара

@@

Центризбирком подготовил поправки в закон, которые осложнят жизнь политтехнологам

2001-04-29 / Ольга Тропкина







РОСТ использования черных пиар-технологий в предвыборных кампаниях, особенно губернаторских, достиг небывалых размеров. Иногда кажется, что остановить эту лавину компромата, обрушивающуюся на головы избирателей через СМИ, просто невозможно. Так же, как и найти виновников происходящего. Проще всего, конечно, говорить о несовершенстве избирательного законодательства, особенно в той его части, которая касается регулирования предвыборной агитации. Не последним виновником по инерции называют и Центральную избирательную комиссию, на которую и депутаты Государственной Думы, и общественные организации возлагают основную ответственность за выборы. Что вполне объяснимо - в последнее время именно Центризбирком берет на себя основные функции разработки законов, касающихся избирательного процесса. Это и закон о политических партиях, и законы о выборах депутатов и президента РФ. При этом часто забывают, что ЦИК - орган, не имеющий законодательной инициативы, все проекты, разработанные в ведомстве Александра Вешнякова, как правило, проходят через Главное правовое управление администрации президента и затем вносятся на рассмотрение парламента главой государства. Прошедший на днях в Думе круглый стол, посвященный вопросам регулирования предвыборной агитации, показал, что даже депутаты считают именно ЦИК главным борцом с процветанием черного пиара. Более того, парламентарии пришли к мнению, что вряд ли можно вообще противостоять этому явлению, если заниматься агитацией только в период кампаний. Некоторые думцы высказали мнение, что необходимо разработать и принять специальный закон о политической агитации, который бы выходил за рамки выборного периода и контролировал деятельность партий в этой области безостановочно.

Однако у самих центризбиркомовцев на этот счет существует совершенно иная точка зрения. В беседе с корреспондентом "НГ" член ЦИК, занимающийся проблемами предвыборной агитации, Сергей Большаков пояснил, что данное предложение не оправдано хотя бы потому, что компетенция самой Центральной избирательной комиссии по закону ограничивается лишь регулированием именно избирательных отношений. То есть с того момента, когда выборы объявлены, и до момента, когда утверждены результаты голосования. Поэтому, по словам Большакова, если Государственная Дума того пожелает, заняться разработкой подобного закона депутатам ничто не мешает.

По словам Большакова, черный пиар - это не столько вопрос избирательного законодательства, сколько профессионализма налоговых и правоохранительных органов. Они в отличие от ЦИК обладают гораздо большими полномочиями. Сергей Большаков категорически не согласен с мнением, что Центризбирком ничего не предпринимает для того, чтобы поставить преграду грязным избирательным технологиям. По его словам, делается немало, и примером, в частности, могут служить поправки в Закон "О гарантиях избирательных прав граждан...", подготовленные недавно в ЦИКе. Они содержат радикально новое понимание понятий "агитация" и "информирование". Согласно документу, признаками "информации" являются "объективность, сбалансированность, достоверность, равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков". А "предвыборная агитация" - это деятельность, побуждающая к голосованию "за" или "против", тогда как раньше - "побуждающая к участию в выборах и к голосованию "за" или "против" кандидатов". Агитацией также является деятельность, "имеющая цель побудить к голосованию за гражданина". Формулировка "гражданин" в данном случае выбрана не случайно, ведь после объявления начала избирательной кампании не зарегистрированный кандидат расценивался как человек, который сейчас не подпадает под действие закона. Соответственно агитировать за себя недозволенными методами и не привлекаться за это к ответственности ему никто не запрещает до момента регистрации. Внесение поправок должно способствовать упорядочиванию агитационной деятельности будущих кандидатов на начальном этапе кампании.

Впервые обозначены более жесткие требования к опубликованию всевозможных рейтингов и результатов опросов. Согласно проекту, агитацией также считается информация о кандидате, не связанная с его профессиональной деятельностью. Что фактически обязывает кандидатов официально из избирательного фонда оплачивать участие в телепередачах типа "Герой дня без галстука". Кроме того, интересно отметить те требования, согласно которым запрещена агитация, оплаченная из средств других кандидатов. Это, по мнению Большакова, позволит избежать случаев, когда на выборах регистрируются "вспомогательные" кандидаты, не имеющие намерений вступать в серьезную борьбу, но имеющие возможность с помощью СМИ лестно отзываться о кандидате "с серьезными намерениями". Среди других новшеств, призванных попортить жизнь сторонникам применения административного ресурса, - запрет агитировать лицам категории "А", а также запрет на использование изображения другого лица в материалах кандидата без его письменного согласия. Что, как можно вспомнить, до некоторых пор являлось весьма популярным трюком - изображенные на листовках и кандидаты в губернаторы, и лидеры избирательных списков то и дело пожимали руку Владимиру Путину или кому-либо из полпредов президента.

@@@
Заслон для черного пиара
Казус не устранен
Лужков ищет союзников
Лукавый документ
Мордва хочет сохранить в законе национальность
Народная инициатива вместо народного бюджета
Не надо ломать Конституцию

Палате добавят полномочий

@@

Общественники получат право на обязательную экспертизу законопроектов

2008-09-11 / Иван Родин



Полномочия и структуру Общественной палаты предполагается расширить, чтобы она могла более активно участвовать в законотворческой деятельности. В ближайшие несколько лет экспертиза проектов общественниками обойдется российскому бюджету в 250 млн. руб. Соответствующий документ в Думу уже внесен. Разрешение Кремля на его принятие, по данным «НГ», получено.

Депутаты из фракции «Единая Россия» Владимир Груздев и Андрей Макаров предлагают существенно расширить полномочия Общественной палаты. Общественники смогут проводить экспертизу важных проектов законов, например, касающихся прав собственности. ОП также получит право обращаться к органам госвласти с запросами, и ответы на них станут обязательными. У секретаря палаты Евгения Велихова появятся заместители. Поскольку в документе не определено, в каком точно количестве, то, судя по всему, в том, какое будет необходимо.

Таким образом, ОП станет еще больше похожей на некий квазипарламент. Раньше депутаты Госдумы делали все, чтобы этого не допустить, но теперь они вынуждены выступить с соответствующей законодательной инициативой. Ведь с такими просьбами делегация общественников обращалась к Дмитрию Медведеву, получив от него поддержку своим планам. И даже Минфин не смог оказать ОП существенного сопротивления. В проекте правительственного заключения только и указано, что на 258 млн. 54 тыс. руб., вроде как необходимых для осуществления ОП новых полномочий с 2008 по 2011 год, нет «необходимых расчетов и обоснований».

Интересно, что расширение руководящей номенклатуры в рядах общественников через проект Груздева–Макарова проходит крайне незаметно. Например, о нем ничего не сказано в пояснительной записке, да и в самом тексте его сразу не углядишь. Есть всего лишь небольшая поправка к той статье закона об ОП, которая расписывает, что должно быть в ее регламенте. Сейчас в этой статье значится, что в регламенте должны быть прописаны «полномочия и порядок деятельности секретаря Общественной палаты РФ». И туда просто предлагается дописать – «и заместителей секретаря». И в другую статью, где значится, что на первом заседание ОП избирается ее секретарь, добавляется – «и его заместители». При этом никакого указания на их количество нет, все подробности можно будет найти только в регламенте ОП, который она сама и меняет как хочет. Можно предположить, что скоро общественники если и не победят депутатов ГД, у которых более десятка вице-спикеров, то по крайней мере соперничать с ними в этом деле будут вполне достойно.

Что же касается расширения законотворческого потенциала ОПРФ, то тут можно говорить, что до получения настоящего права законодательной инициативы общественникам осталась всего пара шагов. Напомним: в России даже не все госорганы обладают таковым – например, ни одно министерство или ведомство, ни Генпрокуратура и ее Следственное управление. У ОП такого права пока тоже нет, но скоро уже появится возможность получать в обязательном порядке все подготовленные проекты законов и иных нормативных актов. И если раньше у общественников была обязанность подвергать экспертизе только те документы, которые связаны с ограничением или лишением свободы граждан РФ, то теперь они займутся и любыми вопросами, касающимися ограничения или лишения права собственности. Причем вне зависимости от того, кого лишают или ограничивают – физическое или юридическое лицо. И совсем уже узурпацией полномочий народных избранников выглядит предоставляемое в проекте Груздева–Макарова Общественной палате право направлять в госорганы свои запросы. И на них, как и на депутатские, необходимо будет дать ответ по существу не позднее 30 дней, причем ответить может только сам руководитель органа власти или в крайнем случае исполняющий его обязанности заместитель.

@@@
Палате добавят полномочий
Партия поможет правительству
Ради принципов можно плюнуть на проценты
Раздел требует гласности
Райков потребовал для себя фракции
России нужен рыночный "план ГОЭЛРО"
Споры об альтернативной службе накаляются

Титов обошелся с демографией по-родственному

@@

В Самаре решили повысить рождаемость созданием нового министерства

2006-10-02 / Андрей Бондаренко







Константин Титов увлекся созданием новых министерств.

Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

На первом после летних каникул пленарном заседании Самарской губернской Думы утверждено решение губернатора области Константина Титова о создании двух новых ведомств – министерств демографического развития и нефтехимической и газовой промышленности. Кроме того, были объединены областные министерства здравоохранения и гуманитарного и социального развития.

Правда, весной большинство областных парламентариев достаточно резко высказалось против создания новых ведомств. Но, не получив перед летними парламентскими каникулами депутатской поддержки своей законодательной инициативы, Константин Титов обошелся без Думы. Не привыкший проигрывать губернатор все равно решил сделать по-своему – образовал два новых департамента и дал своим назначенцам статус советников. Он так прокомментировал свое решение: «Я принял решение. Люди назначены. Думаю, что до сентября мы уже покажем конкретные результаты и тогда вернемся к этому разговору». И оказался прав: месяцы индивидуальной работы областного правительства с парламентариями не прошли даром и воплотились в единодушное голосование всех 16 присутствовавших депутатов за губернаторскую инициативу.

Майское сообщение о предстоящем создании в Самаре областного министерства демографического развития вызвало у наблюдателей ироническую реакцию: мол, самарский губернатор и его чиновники решили побыстрее отчитаться о выполнении призывов Владимира Путина решить демографическую проблему. Сторонники губернатора отвечают оппонентам, что это не кампанейщина и что еще в 1991 году в Самаре была создана областная семейно-демографическая служба. Тогда ее возглавила нейрохирург Галина Гусарова.

@@@
Титов обошелся с демографией по-родственному
У Вешнякова забирают графу и карьеру
Формула будущего России
Чтобы все как в Сочи