"Мертвые души" акционерных обществ

@@

Российские законы не регламентируют взаимоотношений акционеров между собой и с компаниями

2002-10-01 / Антон Иванов



Разрешение споров и тяжб между акционерами одной компании - нелегкая задача для корпоративных юристов. Как избежать этих споров, знатоки права обычно советуют своим клиентам с глазу на глаз. Поговорить о консолидации акционерной собственности, а проще, об укрупнении пакетов акций вчера за круглым столом в гостинице "Ренессанс" собрались специалисты нескольких крупных юридических контор.

Существует мнение, что держатели небольших пакетов акций не слишком заинтересованы в долгосрочных перспективах компании. Но это не может служить основанием для нарушения прав владельцев. Тем более что миноритарии миноритариям рознь. Некоторые из них, получив свою небольшую долю собственности на волне тотальной приватизации, просто исчезли - переехали или ушли в мир иной. Нередко номинальная цена таких пакетов смехотворна. А желающих использовать "мертвые души" в своих интересах (а потом, если все получится, и все предприятие прихватить) найдется немало.

Зачастую миноритарный акционер превращается в серьезного противника компании, играющего в интересах ее главного конкурента. Примеров этого можно привести немало. Взять хотя бы один из наиболее скандальных: в прошлом году действия жительницы Рязанской области Ирины Егоровой приостановили экспорт нефти "ЛУКОЙЛа". Напомним, что вышеупомянутой гражданке принадлежало 5 акций нефтегиганта. Словосочетание "Дело гражданки Егоровой" уже стало нарицательным для целого ряда акционерных скандалов.

Другой сюжет. По российскому законодательству в случае смерти владельца акций, не имеющего наследников, ценные бумаги переходят к муниципалитету. Власть в лице чиновников юридической чистотой своих действий не отличается и подчас подыгрывает одной или другой стороне. Блокирование сделки в этом случае - самый элементарный вариант. Намного опаснее повторная приватизация компании, которая может быть проведена вполне легально с помощью представителей власти.

Ради справедливости приведем и пример, показывающий нарушение прав держателей мелких пакетов акций. Наиболее характерный случай - размывание пакетов акций практически до нуля в результате дополнительной эмиссии. Что, кстати, действующее российское законодательство не запрещает. Решение об эмиссии нередко принимается без участия миноритариев.

@@@
"Мертвые души" акционерных обществ
"Праймериз" для госпредставителей
Балканскую трубу перекрыл взрыв
Бокситы уплывают от государства
Борис Алешин признает лидерство «Рособоронэкспорта»
Бывшего премьера осудят заочно
Виталий Басыгысов: "Конкуренция противопоказана"

Военно-имущественная угроза

@@

Отсутствие прозрачного механизма реализации армейской недвижимости может привести к негативным последствиям

2009-03-30 / Владимир Мухин - обозреватель "Независимой газеты".







Никто не знает, куда направлены средства, полученные от продажи Петровского дворца.

Фото ИТАР-ТАСС

В минувшую пятницу на официальном сайте Кремля опубликован указ президента России Дмитрия Медведева, который отменяет установленный в 90-х годах Борисом Ельциным порядок распределения средств, полученных от реализации высвобождаемого военного имущества (ВВИ). В соответствии с предыдущим документом Министерство обороны от реализации и использования (кроме аренды) высвобождаемого недвижимого военного имущества получало 87,5% доходов.

Теперь же данная квота признана утратившей силу. Кроме того, отменены другие подпункты прежнего указа, устанавливающие порядок распределения денежных средств, полученных от реализации акций открытых акционерных обществ, создаваемых на базе предприятий и организаций, выведенных из состава ВС РФ и других силовых структур. Однако новый порядок распределения получаемых от реализации ВВИ средств пока не определен. На практике это означает то, что переданные от Росимущества к Минобороны в конце 2008 года постановлениями правительства функции по приватизации учреждений военного ведомства и организации аукционов и продаже домов, городков, земли и другой недвижимости, находящейся в ведении армии и флота, зависли, как говорится, в воздухе, то есть не реализуются.

@@@
Военно-имущественная угроза
Воркутинский уголь прошел мимо бюджета
Впереди - год серьезных испытаний
Госсобственность попала под личный контроль президента
Греф воспринял идеи Чубайса
Депутатов отодвинут от приватизации госимущества
Долговые игры правительства

Заглохшие моторы

@@

Последствия пятилетнего пребывания на крупнейшем авиапредприятии России группы "Интеррос" плачевны

2002-03-22 / Михаил Самарин



Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на недавней встрече губернатора Пермской области Юрия Трутнева с президентом России Владимиром Путиным, было создание на основе ОАО "Пермские моторы" "Федерального центра двигателестроения". По мнению пермского губернатора, данная тема обсуждается уже достаточно давно, но без видимого продвижения. Согласившись с актуальностью этого вопроса, Владимир Путин поручил правительству ускорить работу в направлении создания центра.

История вопроса

О создании на базе пермского моторостроительного холдинга "Федерального центра двигателестроения" впервые заговорили год назад. Решением вопроса занялся вице-премьер российского правительства Илья Клебанов. Главный собственник "Пермских моторов" - холдинговая компания "Интеррос" - идею Центра вроде бы поддержал. С тех пор воз, как говорится, и ныне там…

Пока суд да дело, "Интеррос" даром времени не терял. Только за несколько октябрьских дней прошлого года исполняющий обязанности генерального директора "Пермских моторов", "интерросовец" Дмитрий Харькин (поставленный взамен снятого Виктора Кобелева) подписал ряд документов, фактически выводивших активы "ПМ" на общую сумму около 300 миллионов рублей. Эти действия стали лишь очередным звеном многолетнего вывода активов с "Пермских моторов", методично осуществлявшегося "Интерросом".

Руководство областной администрации выступило с жесткими заявлениями в адрес "Интерроса". В начале ноября прошлого года губернатор Юрий Трутнев и генеральный директор холдинговой компании "Интеррос" Андрей Клишас подписали соглашение. В соответствии с ним в новом составе совета директоров "ПМ" должно быть изменено соотношение представителей "Интерроса" и других собственников. Количество "интерросовцев" должно было уменьшиться, а представителей государства - увеличиться.

В том же соглашении говорилось о том, что отныне решение собственниками любых проблем пермского моторостроительного комплекса должно непременно учитывать стратегические интересы Пермской области и не должно ущемлять права никаких акционеров. Также сторонами в нем признается, что успешное функционирование "ПМ" невозможно без завершения процесса реструктуризации ОАО, включая решение проблем налоговой задолженности и интеллектуальной собственности, и создания на его базе "Федерального центра двигателестроения".

Время показало, что это соглашение "Интерросом" не выполняется. Реструктуризация предприятия завершилась фактически полным выводом его активов. Вопрос о создании "Федерального центра двигателестроения" не решается. А легендарные конструкторские бюро и само моторостроительное объединение постепенно превращаются в пермскую "потемкинскую деревню" с прокламациями на фасаде типа: "Изготовим и поставим 321 двигатель ПС-90А!", "Установим 100 газотурбинных электростанций в Башкирии!"…

Вялотекущая стагнация

После внеочередного собрания акционеров "Пермских моторов", прошедшего 26 декабря прошлого года, многие средства массовой информации поспешили радостно сообщить о том, что холдинг "Интеррос" передал управление пермским моторостроительным комплексом государству.

Действительно, в новый совет директоров "ПМ" вошли пять представителей государства. Однако остальные десять членов совета или напрямую представляют интересы "Интерроса", или же являются руководителями предприятий пермского моторостроительного холдинга, крупные пакеты акций которых принадлежат "империи Владимира Потанина". Стало быть, все они в той или иной степени будут проводниками политики "Интерроса", экспансия которого на Западный Урал продолжается.

По мнению ряда экспертов, в настоящее время "Пермским моторам" принадлежит не более 6% активов, внесенных в уставный капитал предприятия государством при учреждении этого АО. И не принадлежит ничего из того, что относится к моторостроению и промышленному производству.

Стараниями "Интерроса" из активов АО "Пермские моторы" выведены акции "Пермского моторного завода" (производство авиационных и промышленных двигателей), АО "Авиадвигатель" (моторостроительное конструкторское бюро), АО "Протон-ПМ" (ракетно-космические двигатели), АО "Редуктор-ПМ" (вертолетные редукторы), ЗАО "Каскад" (мотоблоки), а также дочерних предприятий - "Инструментальный завод-ПМ" (инструмент и оснастка производств), "Металлист-ПМ" (литье, кузница, механическая обработка), "Энергетика-ПМ" (энергетическая инфраструктура), бывшего "Авигаз-ПМ" (работа на объектах "Газпрома"), "Спардж-ПМ" (торговля и общественное питание), "Авиакомпания-ПМ" (авиационные перевозки), "Моторсервис" (обслуживание президентских самолетов и московского узла аэропортов), "Рэмос-ПМ" (изготовление и ремонт станков и стендов), "Железнодорожник-ПМ" (промышленный железнодорожный транспорт), "Керамос" (кирпичный завод).

Взамен утраченных производственных активов сформирована масса открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью с громкими названиями: "ПМ-правление", "Управление-ПМ", "Услуга-ПМ", "Перспектива-ПМ", "Промышленно-инвестиционная компания-ПМ" и ряд других, зарегистрированных, кстати, в одной из пермских деревень. Они представляют собой незатейливую и часто применяемую в российской действительности систему вывода активов и мелиорации финансовых потоков.

Сегодня все 38 260 акционеров АО "Пермские моторы" остались практически ни с чем, кроме долгов общества, а государство не включило холдинг в состав исполнителей федеральных целевых программ развития авиации на 2001-2015 гг. Вместо согласованной с государством реструктуризации в АО "Пермские моторы" "Интеррос" фактически провел глубокую реорганизацию с выводом подавляющего числа промышленных активов.

Пятилетка "Интерроса"

Весной нынешнего года исполнится ровно пять лет с тех пор, как крупный пакет акций "Пермских моторов", принадлежавший компании "Микродин", перешел к новому собственнику - финансово-промышленной группе "Интеррос". Этот юбилей вряд ли вызовет положительные эмоции и у властей Западного Урала, и у работников самого крупного промышленного предприятия региона, каковым являются "Пермские моторы". Ибо абсолютное большинство своих обещаний "интерросовцы" не выполнили и, похоже, выполнять не собирались…

Лавинообразный процесс исхода промышленных активов из АО "Пермские моторы" стартовал с момента появления в декабре 1997 года в составе его акционеров компании "Пермский моторный завод", в уставный капитал которой его непермские учредители внесли вместо обещанных денег 37,27% акций АО "Пермские моторы". Компании "Интеррос-Авиа" удалось тогда сэкономить 184 миллиарда неденоминированных рублей.

В 1997 г. - после прихода "Интерроса" - убытки "Пермских моторов" выросли более чем вдвое, а акции, подскочив со ста рублей в январе 1997 г. в 20 раз - до 2000 рублей за штуку в июле, упали до своего номинала - 400 рублей. К 1998 г. АО "Пермские моторы" уже имело все признаки банкротства. Долги выросли до астрономической цифры. Было ясно, что их никогда не погасят.

В конце 1997 г., когда создавался "Пермский моторный завод", 49% акций "ПМЗ" перешло в собственность "Пермских моторов". По некоторым данным, сейчас "ПМ" принадлежит всего 10 акций "ПМЗ". Фактически это 0% уставного капитала. Это стало возможным благодаря решениям совета директоров "Пермских моторов", большинство в котором имели представители "Интерроса".

С тех пор как на завод пришли партнеры "Интерроса" из американской компании Pratt&Whittney, "Пермскими моторами" не было выпущено ни одного нового двигателя ПС-90А.

Есть мнение, что "Интеррос" по отношению к "Пермским моторам" с самого начал вел себя как типичный спекулянт. Его целью было выгодно перепродать акции "ПМ" тому, кто готов за них заплатить. Есть другое мнение, по которому считается, что четких планов в отношении "ПМ" у "Интерроса" не было. Что делать с заводом, никто не знал, поэтому какое-то время его акции просто валялись на балансе и все.

По всей видимости, "интерросовцы" собирались обанкротить "Пермские моторы". Рассказывают, что от процедуры банкротства "ПМ" московских собственников удержало лишь опасение, что потом введут такое же правило, как в банках, и относительно руководителей предприятий-банкротов: последние не смогут впредь занимать руководящие должности.

Тем не менее в 1999-2001 гг. большинство имущества и ценных бумаг, принадлежащих "ПМ", было выведено в другие АО. Так, были созданы два АО под одним названием - "Управление ПМ". Одно - открытое акционерное общество, другое - закрытое. В первом блокирующий пакет принадлежал "Интеррос-Пром", а во втором 100% - "Пермским моторам". Большинство активов выводилось в ОАО "Управление ПМ". А прессе сообщалось, что ничего страшного не происходит, ведь 100% "Управления ПМ" принадлежит "Пермским моторам".

Заседания советов директоров "ПМ" образца 1998-2001 гг., большинство в которых составляли "интерросовцы", напоминали распродажу. Мотивировка всегда была одна: "для обеспечения выплат в бюджет". При этом, судя по балансам, общая кредиторская задолженность "ПМ" начиная с 1998 года, не уменьшаясь, остается на одном уровне - 1 триллион рублей.

Так и не удалось найти следы государственного пакета в 29% уставного капитала АО "Авиадвигатель", которые в 1994 г. были переданы в управление "Пермским моторам". Зато в 2000 г. появился новый акционер: неизвестно откуда взявшийся пакет в 24% уставного капитала стал принадлежать структурам, входящим в состав американской компании UTC, чьей дочерней компанией является Pratt&Whittney. При этом всем процессом движения собственности пермского моторостроительного холдинга управляет только "Интеррос".

* 1 2 bak cmd cmd_aup cmd_moldova cmd_ng dl gema.txt out_aup_cp1251 out_moldova_cp1251 out_ng_cp1251 out_ng_koi output2 tagsoup tagsoup.hi tagsoup.hs tagsoup.o tagsoup_aup tagsoup_aup.hi tagsoup_aup.hs tagsoup_aup.o tagsoup_moldova tagsoup_moldova.hi tagsoup_moldova.hs tagsoup_moldova.o tagsoup_ng tagsoup_ng.hi tagsoup_ng.hs tagsoup_ng.o test1.html www.rzd-partner.ru *

Словом, за прошедшие пять лет экспансии "Интерроса" в пермскую экономику крупнейшему промышленному предприятию региона был нанесен огромный ущерб. И каждый новый день пребывания этой группы на "Пермских моторах", боюсь, будет этот ущерб увеличивать. Более того, по некоторым данным, "интерросовцы" не оставляют мысли влиять и на пермскую политику.

@@@
Заглохшие моторы
Кто "прокатил" самарский "Шар"?
Кудрин прописал Левитину разгрузочную диету
Лес воруют – щепки летят
Ловушка для губернатора
Минэнерго расширяет полномочия
Москва усиливает влияние в частном бизнесе

На акциях можно было заработать больше, чем на евровалюте

@@

Доходы вкладчиков в паевые инвестиционные фонды в 2002 году выросли

2003-01-14 / Алексей Ефимов



"НГ" продолжает серию публикаций о финансовых инструментах, способных уберечь наши рубли от инфляции. Среди денежных инструментов наиболее доходным в 2002 году оказался евро. Однако европейская валюта была не единственным убежищем для желающих спасти свои деньги от обесценения. В наиболее существенном выигрыше оказались граждане, которые вышли на российский рынок акций - самый доходный сегмент нашего финансового рынка в 2002 г.

Удачливость тех, кто предпочел более рискованные (в сравнении с банковскими вкладами) инвестиции в ценные бумаги, видна из графика. Технически для рядового гражданина существует два выхода на фондовый рынок - через паевые инвестиционные фонды (ПИФы) и лицензированного посредника-брокера. Как свидетельствует график, вложения в ПИФы были наиболее выгодным финансовым инструментом минувшего года. Самая близкая к нему по прибыльности инвестиция - покупка евро и вложение этих денег в банк - отстает достаточно существенно.

Однако золотое правило - чем выше доходность, тем выше и риск - работает в отношении игры на фондовых рынках в полной мере. Скажем, в минувшем году индекс РТС поднимался с 267,70 до 425,43 пунктов и падал до 313, и даже сейчас максимум пока не повторен. Поэтому на фондовом рынке можно было вполне оказаться в убытке - скажем, купив пакет акций в мае (время максимальных цен) и продав его в августе. По итогам года в целом инвестор, работающий на рынке через брокера и владеющий пакетом ценных бумаг, включенных в индекс РТС, мог бы получить прибыль в 24%.

ПИФы же до определенной степени позволяют уменьшить риск нестабильности российского фондового рынка, включая в свои активы государственные ценные бумаги, муниципальные ценные бумаги, акции российских акционерных обществ и облигации открытых акционерных обществ. Именно поэтому доходность вложений в ПИФы выше, чем рост индекса РТС.

@@@
На акциях можно было заработать больше, чем на евровалюте
На защиту миноритариев
На собственность ФНПР зарятся
Оборонные предприятия рассортированы на важные и остальные
Олег Толкачев: "Москва обязана быть локомотивом реформ"
Останкино – новый стандарт
От национализации к приватизации и обратно

Отечественные компании по-прежнему недооценены

@@

Президент РТС Олег Сафонов считает, что фондовый рынок очень чувствителен к политическим событиям

2005-02-28 / Татьяна Емельянова О проблемах развития фондового рынка России «НГ» рассказывает президент Фондовой биржи РТС Олег Сафонов.



– Олег Петрович, что влияет на инвестиционный климат в России? Какие факторы, на ваш взгляд, дестабилизируют фондовый рынок, а что дает запас устойчивости?

 

– Положительным фактором является присвоение Standard&Poor’s инвестиционного рейтинга России. Это значит, что заимствования для России и для корпоративного сектора будут обходиться дешевле, что, безусловно, положительно отразится на показателях компаний в перспективе.

Фондовый рынок вообще по определению нестабилен и подвержен более высоким колебаниям по сравнению с другими рынками. Однако стоит отметить, что индикатор российского фондового рынка – индекс РТС в 2004 году продемонстрировал более высокую волатильность по сравнению с индексами других стран. По оценкам экспертов, Россия в 2004 году заняла 33-е место по волатильности рынка. Одной из основных причин этого, на мой взгляд, является узость фондового рынка, где, по сути, торгуется 8 акций из 300, допущенных к торгам, – так называемых голубых фишек. На эти бумаги приходится до 90% всего объема торгов. В то же время в России десятки тысяч акционерных обществ, акции которых вообще не обращаются на организованном рынке. Поэтому наш фондовый рынок так чувствителен к политическим событиям и разбирательствам вокруг отдельно взятой компании. На мой взгляд, для решения этой проблемы необходимо развивать фондовый рынок, предлагая инвесторам новые ликвидные инструменты. В частности, большой потенциал заложен в акциях «второго» и «третьего» эшелона, поэтому РТС, как биржа, видит свою задачу в развитии ликвидности по этим инструментам. Важными факторами, способствующими росту инвестиционной активности, станут, безусловно, решение вопросов регулирования и применения норм законодательства, а также сокращение административного давления на бизнес.

@@@
Отечественные компании по-прежнему недооценены
Официальный отзыв
Парламент предпочел остаться в стороне
Первые проблемы
Переговоры "Газпрома" и НТВ провалились по рекомендации Гусинского?
По двойным реестрам
Полтавченко и "его дело"

Правительство продаст маленькие пакеты акций

@@

В 2008 году бюджет перестанет получать доходы от приватизации госимущества

2003-08-25 / Анна Скорнякова



В следующем году государство собирается избавиться от всех федеральных пакетов акций, размер которых не превышает четверти уставного капитала предприятия. На этом принципе основана программа приватизации федерального имущества на 2004 год, утвержденная на минувшей неделе премьер-министром Михаилом Касьяновым. Всего за следующий год будет продано 1688 объектов, в том числе 635 пакетов акций акционерных обществ и 1050 федеральных государственных унитарных предприятий. Правда, газового хозяйства это правило пока не коснется - с ним правительство будет разбираться через год. В соответствии с программой, федеральный бюджет в 2004 году должен получить не менее 35 млрд. руб. от приватизации госимущества, примерно на такую же сумму правительство рассчитывает в 2005 и 2006 годах.

@@@
Правительство продаст маленькие пакеты акций
Приватизационный список располнел
Приватизация вступила в эпоху минимализма
Продавцам холода предъявили ультиматум
Робот ищет взрывчатку и наркотики
Рушайло формирует "список # 1"
Сергей Маслов: "Правила игры на рынке должно задавать государство"

Сложные фарватеры "Волготанкера"

@@

Вечный мир или перемирие заключили акционеры крупнейшего в Европе пароходства?

1999-09-25 / Андрей Бондаренко



НАВИГАЦИЯ на Волге, начавшаяся в середине апреля, всегда отличается высокой интенсивностью. На главной водной "улице России" сейчас страдная пора: вниз и вверх по реке день и ночь идут грузовые и пассажирские суда. Степенно движутся по знакомым фарватерам танкеры и нефтерудовозы крупнейшей на континенте судоходной компании - открытого акционерного общества "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер". Волгу, реки и моря Европы и Азии бороздят почти три сотни единиц флота "Волготанкера", чья штаб-квартира находится в приметном здании на самарской Набережной.

Пароходство "Волготанкер" сегодня - это материнская компания, 17 закрытых акционерных обществ, 5 представительств и 1 филиал. Его танкерный флот суммарно составляет 223 единицы, 110 барж и 74 буксира. Всего в компании работает свыше 8900 чел., в том числе более 300 - в Самарском управлении. За прошлый год в областной и федеральный бюджеты "Волготанкером" было перечислено 204 млн. рублей налогов, а за первое полугодие 1999 г. только по материнской компании налоговые отчисления превысили 80 млн. рублей.

Начиная с зимы нынешнего года "Волготанкер" периодически оказывается в центре внимания общественности и средств массовой информации. Совет директоров пароходства 9 февраля принял решение о его реорганизации и разделе на несколько отдельных судоходных компаний. Этому воспротивилось государство, прежде всего в лице вице-губернатора Самарской области Алексея Родионова. Начались судебные тяжбы и трудные переговоры с акционерами, которые в середине лета наконец-то, казалось бы, благополучно завершились мировым соглашением. В ответ на протест прокурора Средневолсжкой транспортной прокуратуры совет директоров пароходства пересмотрел и отменил свое февральское решение, оставив компанию единой и неделимой.

Но не успели представители самарской обладминистрации победно отрапортовать о соглашении, достигнутом с руководством нефтяной компании "ЮКОС" о предотвращении растаскивания флота Волжского нефтеналивного пароходства по частям, как неизвестными лицами было совершено покушение на жизнь исполняющего обязанности генерального директора "Волготанкера" Виктора Дмитриева. У многих возникло подозрение в его заказном характере, которое усугубило упорное нежелание руководства пароходства хоть как-то прояснить ситуацию, самарская милиция вообще квалифицировала действия нападавшего как хулиганство, после чего полностью закрылась от прессы и никакой видимой активности в этом деле не демонстрировала.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, возвратимся на полгода назад - ко времени известного решения совета директоров пароходства о его реорганизации. Тогда решение о разделе компании было принято пятью голосами против четырех. Два крупных акционера, которым в совокупности принадлежит контрольный пакет акций предприятия, - английский фонд "Barings" и московская ИК "Русские инвесторы", представляющая интересы нефтяной компании "ЮКОС", объединили свои усилия и фактически поделили пароходство между собой. Если бы государство не воспрепятствовало этому, то на базе "Волготанкера" уже бы к лету возникли два закрытых акционерных общества - "Волготанкер-Север" и "Волготанкер-Юг". По замыслу частных акционеров, к ним должно было отойти и главное богатство пароходства - 106 танкеров и нефтерудовозов, в том числе суда класса "река-море".

Трудовому же коллективу и государству предполагалось милостиво оставить старые нефтеналивные суда и сухогрузы, баржи и громоздкую социальную сферу. Проголосовавший против раздела пароходства прежний руководитель "Волготанкера" Николай Строкин, который занимал пост генерального директора с 1987 года, сразу же после совета директоров на 5 месяцев ушел в отпуск, а затем в отставку.

Длительное судебное разбирательство и переговоры привели к тому, что областной администрации удалось договориться с руководством "ЮКОСа", и на недавнем совете директоров в конце июля был принят во внимание протест транспортного прокурора и отменено скандальное решение о разделе пароходства. Три голоса представителей "Русских инвесторов" - Леонида Симановского, Виктора Казакова и Анатолия Кудряшова - стали решающими при голосовании.

Информированные наблюдатели считают, что в качестве "откупных" за такое голосование в поддержку государства "ЮКОС" получил адекватную плату в виде отставки Николая Строкина с поста генерального директора и поддержку кандидатуры вице-президента НК "ЮКОС" Леонида Симановского при его избрании председателем Совета директоров компании. Кстати, в этом их убеждает и достаточно резкое противостояние в ходе заседаний совета директоров г-на Симановского и представителей кипрской компании Николая Гуни, Алексея Калинина и Жана-Мишеля Бруна, которые выступали от имени английских владельцев 35% акций крупнейшего Российского пароходства, безуспешно пытаясь отстоять свои интересы.

При этом обозреватели уверены, что во всей этой истории НК "ЮКОС" не столько интересовала должность генерального директора "Волготанкера", которую занял бывший первый заместитель Строкина и член его команды Валерий Горчаков, слаженно проработавший с ним не один год, сколько пост его первого заместителя по финансам. Эту важнейшую позицию в менеджменте крупнейшей судоходной компании и занял Виктор Дмитриев, некогда трудившийся в АО "Самаранефтегаз", самарской "дочке" НК "ЮКОС". Причем отмечено, что все последнее время г-н Дмитриев исполнял обязанности первого лица - генерального директора "Волготанкера".

И вот в один из августовских дней какой-то неизвестный гражданин утром прямо при входе в пароходство вдруг напал на Виктора Дмитриева. И на глазах многочисленных свидетелей и охраны нанес ему сильнейший удар ножом в грудь, после чего спокойно скрылся с места преступления на синей "девятке". И.о. начальника РУВД Самарского района Геннадий Сидоров только и смог, что поделиться с журналистами быстро собранным объемным словесным портретом преступника, правда официально зачислив того в рядовые "хулиганы".

Виктор Дмитриев с тяжелым ранением попал на лечение в центральную городскую клинику имени Пирогова. Но руководство пароходства постаралось избежать всяких комментариев по этому поводу.

Но многие самарские наблюдатели далеко не разделяют эту точку зрения и убеждены, что Виктор Дмитриев стал жертвой в большой финансовой игре. На сегодня, считают они, государство, которому принадлежит только 20% акций пароходства, сумело отстоять свои интересы, но ценой значительных уступок и укрепления позиций "ЮКОСа" в "Волготанкере". Все это вызывает серьезное раздражение и недовольство у иностранных инвесторов.

Говоря о позиции представителей английской компании "Baring Vostok Capital Investment Ltd", вице-губернатор Алексей Родионов на встрече с журналистами прямо заявил:

- Интерес, по-моему, у них не пропал к этому. Другое дело, что повернулись "Русские инвесторы" к государству. Если раньше они блокировались с иностранной компанией, то сегодня "Русские инвесторы" с нами сотрудничают...

Нет никаких сомнений, что представители английского фонда не отказались от своих замыслов выделения в отдельную компанию, недавно найдя себе союзников в инвестиционной компании "Газинвест". На последнем заседании совета директоров 12 августа их интересы представлял председатель совета директоров ИК "Газинвест" Дмитрий Малышев - по доверенности члена совета директоров "ВТ" Жана-Мишеля Бруно, одного из директоров "Baring Vostok". Поскольку "Газинвест" является частью финансового холдинга Ассоциации делового сотрудничества "Волгопромгаз", структуры, возможности которой способны серьезно изменить расклад сил в совете директоров "Волготанкера", то местные обозреватели считают, что дальнейшее развитие ситуации может сильно ударить по тем планам, которые вынашивает в отношении пароходства группа "Роспром".

Кстати, по ранее опубликованным планам предполагалось включить в контролируемое "Бэрингсом" ЗАО "Волготанкер-Юг" 41 танкер и нефтерудовозы, а также верфь имени Ленина в Астрахани. При этом объем перевозок у новой компании должен был составлять 1,67 млн. тонн, валовая прибыль около 3 млн. долл. при рентабельности 13%. Новое ЗАО было призвано стать ведущим грузоотправителем сырой нефти и нефтепродуктов с Каспия на Черное море через Волго-Донской канал, а также оператором внутренних перевозок "ЛУКОЙЛа", "Туркменнефтегаза" и других отправителей.

@@@
Сложные фарватеры "Волготанкера"
Советско-чиновничьи рецидивы в условиях рынка
Судьбу «Эха» решат сами журналисты
ФКЦБ предлагает всем играть по единым правилам
Флирт с Парижским клубом
Чиновники подготовили ответ президенту
Что в портфеле у инвестора?