"Наивный сектор" российского бизнеса

@@

Пока правительство размышляет, как быть с малым предпринимательством, в регионах оно начинает угасать

2003-02-17 / Юрий Тригубович Обзор подготовлен при участии региональных корреспондентов "НГ": Виктор Свинин (Томск), Владимир Терлецкий (Екатеринбург), Александр Шаповалов (Ростов-на-Дону), Светлана Савенок (Смоленск), Андрей Фарутин (Карелия).



Главной проблемой для малого бизнеса в России остаются разные правила игры, которые определяют местные власти. До сих пор государство не установило для муниципальных образований общих принципов регулирования в сфере малого предпринимательства. Недавно первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин заявил, что в верхней палате начали готовить концепцию законотворческой поддержки малого и среднего бизнеса на этот год. Этим займется рабочая группа Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства Совета Федерации, первое заседание которого намечено на 27 февраля. А малый бизнес уже встал на путь вымирания.

Недавно в Кузбассе разразился скандал. На одной из центральных магистралей Кемерова около тысячи предпринимателей перекрыли движение. Отчаянная мера была вызвана 50-процентным повышением цен на торговые места на близлежащем рынке. ЗАО "Творец-Х", арендующее территорию рынка у городских властей, без объяснения причин увеличило плату. Знаменательно, что мэр Кемерова Владимир Михайлов вяло отреагировал на претензии торговцев, ограничившись советом заключить договоры с арендатором рынка. На следующий день пикетчики на встрече с представителями "Творца-Х", в которой участвовали чиновники городской и областной администраций, приняли решение подготовить проект договора.

Симптоматичность вялой реакции властей на проблемы малого бизнеса скорее всего заключается в том, что по большому счету власть не видит необходимости развивать этот сектор бизнеса. Как заметил нашему томскому корреспонденту один из чиновников: "К нам за помощью приходят самые наивные. Кто должен был стать предпринимателем, тот им уже стал". По данным "НГ", малый бизнес на Урале не развивается с середины 90-х годов. Причины в позиции мэра Аркадия Чернецкого, заявившего на съезде представителей малого предпринимательства, что у малого бизнеса свои интересы, у бюджета - свои. При этом екатеринбургские чиновники все же вынуждены считаться с малыми предприятиями как с источником поступления бюджетных средств. Иначе чем объяснить постоянно меняющиеся правила игры: рост ставок единого налога на вмененный доход, потом их отмена, резкий рост арендной платы, которую планировалось поднять уже с нынешнего января аж на 50 процентов? В Новосибирске год назад, увеличивая ставки арендной платы, записали муниципальные аптеки в одну строку с казино и ресторанами.

Непростая ситуация сложилась в Ростовской области.

Главное контрольное управление Ростовской обладминистрации провело анализ действующего в ряде муниципальных образований порядка учета объектов розничной торговли и ситуации с выдачей разрешений. Нормативного или рекомендательного документа, который определял бы общие принципы для всех муниципальных образований, нет ни на федеральном, ни на областном уровнях. Поэтому порядок получения разрешений на открытие предприятий в ряде муниципалитетов имеет различия. Так, в городах Ростове, Гуково, Донецке определена уведомительная форма учета предприятий розничной торговли. В Азове, Звереве, Таганроге, Шахтах, Сальске сведения о хозяйствующих субъектах, ведущих торговую деятельность, вносятся сотрудниками торгового отдела на основании представленного пакета документов. Значительно отличается порядок оформления разрешений на право торговли в городах Зверево и Таганроге, где основание для его выдачи - обследование объекта торговли и сферы услуг сотрудниками отдела торговли. При этом критерии обследования не регламентированы, что позволяет чиновникам субъективно подходить к выдаче разрешений. Значительно варьируется в городах срок действия разрешений. Так, в Ростове-на-Дону, Звереве и Батайске срок действия разрешения до одного года. В Азове, Гуково, Сальске, срок - год и более. В Новошахтинске - три месяца.

По сведениям "НГ", в городах области имеются различия в пакете документов, которые требуются для получения разрешения на торговое предприятие. Так, например, в Ростове, Батайске и Донецке надо получить четыре документа, в остальных городах - до восьми заключений. Более того, в Гуково, Азове, Шахтах и Сальске необходимо пройти согласование ассортимента продукции, которой собирается торговать предприниматель, что явно является нарушением законодательства о конкуренции.

Административные барьеры - самая настоящая беда для малого бизнеса в регионах. В строительной сфере Новосибирска сроки получения разрешительной документации постоянно увеличиваются. Но новое строительство при этом не прекращается. Предприниматели давно плюнули на справедливость и решают свои проблемы через вопрос - сколько. По нашим данным, в Карелии успех в бизнесе во многом зависит от близости к власти. Не зря из 60 мандатов городского Совета Петрозаводска треть контролирует местная бизнес-элита. А в Томске, например, тормозом развития малого бизнеса считают городскую Думу. Подготовленную в мэрии программу поддержки малого предпринимательства, которая при этом была согласована с ассоциациями предпринимателей, Гордума отвергла.

Тем не менее местные власти проявляют постоянный и разносторонний интерес к малому бизнесу. С одной стороны, правительство постоянно говорит о малом предпринимательстве как опоре отечественной экономики, поэтому не заниматься им на местах нельзя. С другой - "малый сектор" экономики является одновременно источником поступления бюджетных средств и кормушкой для местного чиновничества, порой приобретающей уродливые формы. По некоторой информации, исполняющий обязанности мэра города Березовского (Кемеровская область) заявил, что предприниматели должны перечислить по 23 тысячи рублей с каждого работающего на спонсорскую помощь. Но любопытно в этом случае другое. Местные власти плохо владеют информацией о состоянии дел в этом секторе.

В Новосибирской мэрии автора этих строк сначала прогнали через несколько телефонов, а закончилось все - налоговой инспекцией. Поэтому долю, которую получает новосибирский городской бюджет от малого бизнеса, установить очень сложно. В Смоленске такого рода информацию можно получить только путем официального запроса и на платной основе. Наш томский корреспондент также не сумел получить у властей по этому поводу внятной информации. Оказывается, томские власти два года пытались выяснить, какую долю "вносит" малый бизнес в бюджет города. Но так и не выяснили. То же можно сказать о Петрозаводске, Смоленске, Самаре. По словам руководителя департамента финансов администрации Самары Татьяны Величко, отдельная статистика по доле малого бизнеса в формировании бюджета города не учитывается. Нет такого учета и в налоговой инспекции. Картина примерно везде одинаковая за небольшими исключениями. Хотя, по косвенным данным, в большинстве крупных российских городов доля малого бизнеса в формировании местных бюджетов составляет до 20 процентов. Поэтому не считаться с этим нельзя.

Отсутствие у местных властей ясного представления о состоянии дел в малом бизнесе препятствует выстраиванию взаимоотношений, учету при планировании бюджета, распределению муниципальных заказов… Кстати, о последнем.

Система муниципальных заказов могла бы стать реальным рычагом помощи малому бизнесу. Однако не везде закупки для городских нужд проводятся так, как это определено законом, - открыто и гласно. В Ектеринбурге, например, можно сказать, муниципальных заказов просто нет. Во всяком случае, представители малого предпринимательства плохо представляют, как они распределяются. В Петрозаводске госзаказ невыгоден, поскольку он обслуживается, как правило, с отсрочкой платежа. Не так давно мэра Новосибирска Владимира Городецкого спрашивали, каким образом одна из фирм, которую в недалеком прошлом возглавлял нынешний вице-мэр Виктор Литуев, получила муниципальный заказ. Мэр отделался стандартным ответом. На уровне Новосибирской области госзаказ вообще представляется сплошным нарушением закона. Он проводится на электронной площадке, сервер которой расположен в Москве. Бизнесмены, участвовавшие в электронных торгах, утверждают, что время окончания торгов на сервере не фиксируется. Поэтому зачастую "победители" вдруг узнают, что выигрыш достался конкуренту. Лишь в Самаре ситуация отличается от обычной. В муниципальном заказе участвует до 80 процентов малых предприятий.

@@@
"Наивный сектор" российского бизнеса
"Старшего брата" сдали за миллиард долларов
16 миллионов долларов за "Манас"
Арендаторы ТЦ "Черемушки" просят защиты у президента
Баку держит слово
В Бишкеке предложили бизнесу новые правила игры
В чьих карманах осели пропавшие миллионы

Ведомство Михаила Зурабова хочет возродить советские дома быта

@@

Правительство тормозит внедрение закона о государственном соцзаказе

2004-09-08 / Елена Тихомирова



Министерством здравоохранения и социальной защиты создан проект закона о государственном социальном заказе. Предполагается, что он поможет сформировать цивилизованный рынок социальных услуг, которые некогда были доступны малоимущим слоям населения и включали в основном так называемые дополнительные гарантии жизнеобеспечения. Об этом вчера сообщила замдиректора департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздрава Ольга Самарина. В советские времена объектами, которые реализовывали этот спектр услуг, были дома быта. Главная роль создателя непопулярного рынка в законе отведена малому и среднему бизнесу. Согласно законопроекту, местные власти будут обязаны снабдить предпринимателей помещениями и зданиями без арендной платы, с льготами по оплате коммунальных услуг и налогам. Но закону пока не дают «зеленую улицу».

@@@
Ведомство Михаила Зурабова хочет возродить советские дома быта
Виртуальные экономические успехи
Волгоградского экс-спикера отправили на нары
Двойная плата за недострой
Иванов не держится за Севастополь
Иногда крыша кормит
Иностранцы в Ленинградской области потратят 650 миллионов долларов

Как бомжи

@@

К 300-летию Петербурга художников выгонят из мастерских в центре Северной столицы

2002-01-15



Студия для художника - основа. Без нее трудно. Иногда - невозможно: если художник работает с большими объемами. 17 декабря в секции монументальной живописи питерского Союза художников (СПб СХ) больше 80 художников подписали открытое письмо властям города. Новый городской закон разрушает студийную инфраструктуру Северной столицы.

Передел собственности начался не вчера. И художники уже не раз стояли в списке его жертв. Мастерская по улице Большой, 3 (что на Васильевском острове) была построена в прошлом веке банкиром Соловейчиком специально для художников: в ней работали Коровин, Серов, Остроумова-Лебедева. Огромные окна рассчитаны на верхнее и боковое освещение. С 1995 года в мастерской работает Виктор Пискунов. С тех пор он потерял покой. "Подсылают людей: "Мы тебя закопаем!" Я семью 3 дня прятал. Мы металлические двери поставили - срезают петли. Выживают!" - говорит Пискунов. Суть его проблемы - конфликт со стройфирмой. А Владимира Сотникова из мастерской с видом на Исаакий выживают "новые русские" соседи: требуют с художника участия в оплате ремонта лестничных площадок (хотя он как арендатор, а не владелец не только не может, но и не должен входить в "товарищество собственников"); за отказ готовы выгнать на улицу силой. Но это частные случаи, исключения. Они в прошлом. Теперь выселение художников из мастерских в центре Питера наконец станет нормой.

14 ноября Законодательное собрание Петербурга приняло новый Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург". "Суть в том, что за мастерские требуют такой же арендной платы, как за производственные помещения", - считает Василий Петрович Гусаров, председатель секции монументальной живописи СПб СХ: "С новым законом мы сразу теряем не меньше трети из списка Фонда художественных мастерских, потому что ни один художник не сможет платить по коммерческой стоимости".

Художники в Питере платили за мастерские мало. По "социальному коэффициенту" в 0,03 процента от ставки арендной платы. И за коммунальные услуги - по расценкам для жилых помещений. По новому закону (пункт 2.2) "В случае если рыночная ставка арендной платы <...> превышает 75 у.е. за 1 кв. м в год, применяется коэффициент социальной значимости, равный 1". В переводе на русский это значит, что художники должны платить по рыночной ставке в большинстве районов Петербурга. В выигрыше останутся те, кто живет на окраинах, - они будут работать по-прежнему. Остальные окажутся на улице.

Бурлит Союз...

- Нас загнали в угол! С первого января ни один художник не сможет работать!

- А из моей мастерской пирожковую хотят сделать! Уже приходили с документами.

- Об этом нужно писать президенту! Москва, Кремль...

- А что мы можем сказать?

- А ничего!

- А суд?

- Что суд? А ничего - суд.

- Платил полторы тысячи рублей за квартал, теперь - больше полутора тысяч долларов будет...

- А от Управления культуры на Горсовет ходит человек, который ненавидит художников и всегда голосует против них.

- Почему не подписывают куст мастерских на Пушкинской полтора года? Почему КУГИ не продляет аренду?

В Союзе художников кипят большие страсти. Ругают губернатора Яковлева - и надеются на него. Проклинают всесильный КУГИ (Комитет по управлению городским имуществом) и молятся на него же. Завязываются союзы. Рушатся дружбы. Трещат репутации.

@@@
Как бомжи
Киргизия становится азиатским авианосцем
Книжные магазины потихоньку вымирают
Коммунисты работают в окружении бюстов
Криминальный механизм дождался слома
Малый бизнес зарабатывает 100% годовых в валюте
Надо, в конце концов, думать об интересах России

Несладкая жизнь в "Вишенках"

@@

Руководство смоленского дома престарелых слишком занято, чтобы заботиться только о стариках

2001-10-06 / Светлана Савенок



В ОКТЯБРЕ прошлого года в торжественной обстановке, в присутствии целой когорты высших должностных лиц перед корреспондентами и телекамерами произошло открытие Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Смоленского областного геронтологического центра "Вишенки". Раньше он назывался просто домом-интернатом для ветеранов войны и труда. Но, как очень скоро выяснилось, изменилось не только название. В день торжественного открытия несколько растерянные происходящим старики робко пытались обратить внимание собравшихся на свои беды, в частности на уничтоженные молодые яблоньки, которые, видимо, мешали строительству то ли теннисного корта, то ли спортивной площадки, а они, эти яблоньки, были так дороги пожилым людям... Жалобы в тот торжественный день были не актуальны.

Полным ходом шла демонстрация достижений и проектов, на которые направлялись деньги, "выбитые" новым директором "Вишенок" Сергеем Неделько в высших инстанциях. Восхищенных гостей водили по строящимся помещениям будущих сауны, тренажерного зала, бассейна, комнат для процедур, гидромассажа и т.д. и т.п. У некоторых присутствующих в глазах явно читался вопрос: "Зачем это великолепие, когда рядом стоят недостроенные и уже наполовину разворованные дачниками коттеджи, которые планировалось возвести для детей-инвалидов?" Однако обстановка была настолько торжественна, а хозяин вел себя так уверенно, что любая мысль о недостроенных коттеджах для детей становилась настолько неприличной, что высказана так и не была.

Прошел год. Казалось бы, самое время подвести итоги реформ, производимых новым директором, раструбить на всю страну об удачном опыте смоленского чудо-дома "Вишенки" и гордиться, гордиться... Только постояльцы этого самого интерната ситуацию почему-то оценили по-своему и написали жалобу главному федеральному инспектору в Смоленской области Николаю Рудаку. В результате в геронтологический центр прибыли не коллеги, дабы подучиться хозяйственности, а представители контрольно-ревизионного управления и проверяющие из других организаций. Проверкой были выявлены финансовые и иные нарушения. Правда, средства областного бюджета, использованные, как выявила проверка, не по целевому назначению, не настолько велики, чтобы поразить воображение ревизоров, - 76,8 тыс. руб. Индивидов вроде "голубого воришки" - завхоза 2-го дома Старсобеса, описанного Ильфом и Петровым, - сейчас вряд ли встретишь. Однако образ "не только завхоза, но и вообще заведующего", проводившего в доме "важные реформы и нововведения", назойливо встает перед глазами, когда начинаешь вникать в то, что происходит в смоленском доме-интернате для ветеранов войны и труда, как бы роскошно он сейчас ни именовался.

Из коллективного письма на имя главного федерального инспектора в Смоленской области Николая Рудака: "Назначение нового директора дома-интерната Неделько С.Г. произошло где-то в начале 2000 г. с подачи заместителя главы администрации Смоленской области Горькова В.В., который является зятем Неделько С.Г. Имея такую поддержку, новый директор сразу развил бурную деятельность..." Одним из этапов этой бурной деятельности нового директора, направленной на "улучшение условий проживания престарелых граждан", стала сдача в аренду помещения на первом этаже административного корпуса площадью 50 кв. м частному предпринимателю Якунину под магазин для торговли продуктами питания с размером арендной платы 400 руб. в месяц. При этом, как жалуются подопечные господина Неделько, директор "выжил из помещения магазина представителей торговой фирмы соцобеспечения "Инвапомощь" и отдал его своему родственнику (имеется в виду Якунин. - Авт.)... Магазин уже почти год работает с полупустыми прилавками. Никак этот родственник не может наладить нормальное снабжение, зато цены на продукты подскочили значительно". Любопытна также судьба денег Пенсионного фонда, предназначенных опять же для улучшения условий проживания престарелых граждан. На основании договоров о поставке в счет погашения задолженности перед Пенсионным фондом РФ по Смоленской области завод "Искра" отпустил геронтологическому центру "Вишенки" холодильное оборудование, которое и было установлено в частном магазине Якунина, причем без акта приема-передачи. Поступило в частный магазинчик и торговое оборудование, приобретенное на средства из областного бюджета.

Безусловно, только заботой о престарелых гражданах, проживающих в интернате, можно объяснить и обустройство водолечебницы по европейским стандартам: с сауной, бассейном, массажным кабинетом, душем "шарко", ванной для подводного массажа, комнатой отдыха и тренажерным залом. Обитатели "Вишенок" оценили инициативу своего директора и его находчивость: "Сделали в стене выход на другую сторону интерната, чтобы меньше глаз наблюдало, сколько машин приезжает сюда и с кем приезжают попариться и "провести время" высокопоставленные чиновники. Жители же интерната моются в старенькой бане, зачем им видеть эти евроаппартаменты". Впрочем, этими благами перечень забот Неделько о вверенных ему стариках не исчерпывается. Конечно же, и приобретение интернатом аппарата для ухода за кожей лица (глубокая очистка, тонизация и питание кожи) за 5040 руб. было продиктовано крайней необходимостью этих процедур для престарелых граждан. Видимо, в этих же целях приобрели и электромиостимулятор за 10 360 руб. Читая инструкцию этого прибора (подразделы: "Лечение целлюлита", "Работаем с талией" и др.), убеждаешься, что руководство интерната всерьез переживает за внешний вид своих подопечных.

Впрочем, безопасности пациентов директор интерната уделяет ничуть не меньшее внимание, чем внешнему виду. При наличии в штатном расписании четырех должностей сторожа с месячной зарплатой 980 руб., круглосуточную охрану геронтологического центра осуществляет еще и частное охранное предприятие "СТЭЛЛС-С". По договору эта "небольшая услуга" обходится интернату в 45 тыс. руб. Сумма же годового договора, вступившего в силу с января с.г., составляет соответственно 540 тыс. руб. Видимо, в этих астрономических расходах и заключался истинный смысл предвыборного слогана бывшего кандидата в депутаты Городского совета Сергея Неделько: "Я буду сражаться за своих стариков!" В Горсовет Сергей Григорьевич не прошел, но через 8 месяцев состоятся выборы в областную Думу, и не исключено, что директор геронтологического центра продолжит сражения за "своих стариков", несмотря ни на что.

@@@
Несладкая жизнь в "Вишенках"
Обнаженная натура Антикварного салона
Отношения России и Украины могут обостриться
Предприятия сами выберут срок аренды
Премьер под двойным огнем
Прошу меня проинформировать!
Путин защищает русских в Астане

Россия в неоплатном долгу?

@@

"Комплекс вины" наносит серьезный ущерб ее экономике

2002-10-21 / Владимир Анатольевич Покровский - профессор, доктор экономических наук, продолжительное время занимающийся проблемами экономического развития в странах СНГ.



Саммит глав государств СНГ, прошедший в начале октября в Кишиневе, пожалуй, отчетливее, чем когда-либо, показал, что будущее Содружества Независимых Государств будет определяться исключительно Россией. Это значит, что СНГ просуществует еще ровно столько времени, сколько в нем будет участвовать Россия. Вопрос же "Надо ли участвовать России в СНГ, а если надо, то как долго?" уже витает в воздухе. Поэтому в ближайшие месяцы и годы мы можем стать свидетелями того, что политика Кремля по отношению к странам ближнего зарубежья претерпит существенные изменения. Попробуем проследить, какими факторами прежде всего будет определяться поведение России в ходе интеграционных процессов, протекающих в Содружестве.

Как известно, с распадом СССР в каждой республике, ставшей суверенным государством, не просто попытались выбраться из кризиса в одиночку, а были убеждены, что "без диктата Москвы" почти сразу наступят благополучие и процветание. К тому времени решение данного вопроса уже было, под маркой регионального хозрасчета, "обосновано" псевдонаучными расчетами, показывающими, что каждая республика без России "заработает" для себя намного больше. Экономический примитивизм дошел до того, что прогнозы стали строить исходя из ориентации на монопроизводство - например, хлопка в республиках Средней Азии, вина - в Молдавии, цитрусовых - в Грузии, зерна и мяса - на Украине, картофеля - в Белоруссии и т.д. А между тем, по оценкам тех лет, на дотации союзным республикам, кроме России (а значит, за ее счет) из госбюджета ежегодно уходило 50 млрд. долл.

После Беловежской Пущи и юридического оформления СНГ Россия начала подвергаться особого рода нажиму. Ее образ продолжал связываться с центром, от которого можно ждать "всего", и страны зачастую намеренно, а иногда и театрально демонстрировали полную суверенность и независимость от взглядов Москвы. Российская власть тщетно пыталась доказать, что отныне она ни на чей суверенитет не посягает. Но в то же время при почти полном отсутствии у российского руководства навыков равноправных отношений с "новыми" партнерами по Содружеству у Кремля выработался почти "комплекс вины" перед ними. Что, в свою очередь, привело к принятию целого ряда в большей мере эмоциональных, чем рациональных, решений, нанесших серьезный ущерб экономике молодой России.

Одним из наиболее впечатляющих было решение о выдаче странам СНГ технических кредитов, принятое правительством Егора Гайдара. Достойно удивления, что в сложнейший для России период шоковой терапии доля торговых операций, обеспеченных кредитами в торговле России со странами СНГ, составляла огромную сумму - почти 70% (против менее 8% в настоящее время). Кредиты эти превысили 5 млрд. долл. - 12% от тогдашнего ВВП России. То, что их в результате чрезвычайно трудоемких переговоров удалось переоформить в государственные долги стран СНГ, - было просто чудом.

Однако вскоре по инициативе стран-должников долги оказались либо погашенными (например, для Казахстана - в счет сомнительных потерь экологического характера от функционирования Байконура), либо направлены на оплату услуг (Украине засчитали их в виде арендной платы, связанной с присутствием в Крыму Черноморского флота. Кстати, по имеющимся оценкам, завышенной), либо реструктурированы на длительный период (Таджикистан). Парламент Узбекистана вообще признал свою задолженность недействительной.

Сумма долгов стран СНГ (за исключением Азербайджана, Казахстана и Туркмении) перед Россией, по данным Внешэкономбанка, на 1 января 2001 г. превышала 3,5 млрд. долл.

При этом систематическая подпитка должников продолжается. Прежде всего за счет постоянной задолженности хозяйствующих субъектов стран Содружества российским компаниям. А подобные долги - это тоже кредитование чужих экономик, приобретающее во многих случаях нецивилизованные формы (кражи, задержки, затягивание выверок и т.п.). По различным данным, эта задолженность в 2001 г. составляла 5-8 млрд. долл. Преобладающая доля ее приходится на топливно-энергетический комплекс, а именно: на поставки газа - 82%, на электроэнергию - 14,5%. Наибольшую задолженность по коммерческим долгам перед Россией имеют Украина и Молдавия.

Кроме того, Россия несет потери и от одновекторности миграции. Наша страна безропотно приютила около 5 млн. только легальных переселенцев из стран СНГ. Причем анализ показывает, что вопреки бытующему мнению большую часть переселенцев составляют представители титульных национальностей стран Содружества, а вовсе не вытесненное оттуда русскоязычное население.

Незаконных же переселенцев в России находится около 1,5 млн. человек, и их приток, к сожалению, не ослабевает. Причины известны. Так, на Украине число безработных превышает 1 млн. человек, а вакантных мест на предприятиях, в организациях, фирмах всего 100 тыс. В Армении эти показатели соответственно - 174 тыс. человек и 600 мест. Примерно такое же соотношение в Азербайджане. Вот граждане этих стран и едут работать в Россию. России нужна рабочая сила, но конкретно в сельском хозяйстве и в определенных отраслях промышленности. Однако вопреки мировой практике страны СНГ, экспортируя трудовые ресурсы, никаких преимуществ российским интересам со своей стороны не дают. Представляется, что в этой сфере Москве давно пора избавиться от "комплекса вины" и в полной мере воспользоваться мировым опытом регулирования потоков приезжающих переселенцев. Ведь как построено дело в том же Евросоюзе, где, скажем, Германия - основной импортер рабочей силы, в частности для испанцев, греков, португальцев. Давая заработать гражданам этих стран, Германия имеет преимущества при продаже у них на родине своих товаров и экспорте туда капитала.

Но наибольшие потери Россия несет от систематически применяемых ею льготных цен на основные энергоносители. Конечно, прямого учета подобных потерь не ведется. Но ориентировочно рассчитать их можно См. таблицу "Объемы поставок и цены на энергоносители в 1999-2001 гг. для стран СНГ".

Экстраполируя эти цифры на 10 лет, получается сумма только прямых потерь не менее 20 млрд. долл. На самом же деле Россия несет потери гораздо большие. На примере газа это составляет более 60 млрд. долл. за 10 лет. То есть получается, что потери России за 10 лет функционирования Содружества составили колоссальную величину в 70-80 млрд. долл. Это деньги, которые были отвлечены из российской экономики. Это, конечно, не 50 млрд. долл. времен Советского Союза, о которых шла речь выше, но нельзя забывать, что и объемы экономик бывших республик "сжались" в несколько раз.

Между тем излишне объяснять, что низкие цены на энергоносители выступают мощным стимулом развития экономики, обеспечивая эффект в несколько раз больший, чем тот, который возникает из-за разности в ценах.

За "комплекс вины" в течение 11 лет существования СНГ Россия более чем хорошо заплатила каждой из бывших союзных республик. И, как представляется, в Москве уже начинает складываться понимание того, что с такими экономически не обоснованными подходами нужно заканчивать. В конце концов Россия должна отказаться от развращающих подачек странам СНГ, предложив взамен консолидацию экономических потенциалов. Вопрос только в том, как скоро это будет реализовано. И какое политическое противодействие встретит Москва со стороны ближайших соседей и "стратегических партнеров".

@@@
Россия в неоплатном долгу?
Салон в ЦДХ снова не стал международным
Сахалинское ускорение
Скучная кампания
Смольный отбирает мастерские у художников
Снова на Крымском – антиквариат
Тимошенко подозревают в предательстве национальных интересов

Торг уместен

@@

Спор России и Украины по поводу Черноморского флота обусловлен материальным фактором

2005-05-23 / Владимир Мухин







Российский Черноморский флот в Севастополе становится разменной картой в отношениях между Киевом и Москвой.

Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

Проблемы между Москвой и Киевом в связи с дальнейшей судьбой Черноморского флота опять оказались в центре внимания. Так, подводя итоги своей стодневной работы на посту президента Украины, Виктор Ющенко заявил, что намерен добиваться увеличения арендной платы за пребывание российского ЧФ на территории Украины: «Россия в виде аренды платит за корабли и базы 93 миллиона долларов в год, тогда как Казахстан получает за аренду Байконура – около двухсот миллионов». По мнению украинского президента, это несправедливо. Кроме того, он недоволен и другими обстоятельствами, связанными с базовым договором об аренде Россией объектов ЧФ в Крыму. Как сказал Ющенко, нужно еще урегулировать вопрос собственности «береговой навигации, 70 земельных участков» и «более чем 170 объектов недвижимости», используемых российским флотом.

Новое руководство Украины в условиях нарастающего энергетического кризиса не скрывает своей заинтересованности в получении новых экономических дивидендов от Москвы. Поэтому дискуссии вокруг ЧФ являются, видимо, для Киева разменной картой. Надо сказать, что, несмотря на заявления главы украинского МИДа о том, что Киев не намерен продлевать после 2017 года срок пребывания Черноморского флота Российской Федерации на своей территории, Москва не отказывается от дальнейшего диалога вокруг обсуждений деталей базового договора по ЧФ, подписанного в 1997 году. «Дорабатывать договор нужно. Но отдельными дополнительными соглашениями. Это не подвергает ни на процент, ни на йоту ревизии сам договор, то есть не влияет на существование и жизнедеятельность флота как такового», – считает министр обороны РФ Сергей Иванов. Уже создан и механизм, по которому будут прорабатываться новые соглашения по ЧФ. Как сообщил секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Петр Порошенко, успех решения этих проблем зависит от эффективности работы межгосударственной комиссии «Ющенко–Путин», а в российском МИДе на днях уточнили, что в рамках этой комиссии будет создана отдельная группа по вопросу Черноморского флота, хотя консультации на уровне заместителей министров иностранных дел уже идут.

@@@
Торг уместен
Торговля живым товаром
У леса появился новый старый хозяин
Художники-погорельцы требуют сатисфакции
Черноморский флот РФ – главная проблема любой коалиции в Верховной Раде
Чужая власть
Ярославская элита "больна" бильярдом