"Если правительство плохое, об этом надо говорить"

@@

Глава Генерального совета "Единой России" Александр Беспалов считает, что его партия должна контролировать исполнительную власть

2002-03-11 / Ольга Тропкина До начала кампании по выборам в Государственную Думу остается меньше года. Одну из самых влиятельных политических структур - "Единую Россию" фактически ведет на выборы 2003 года питерец Александр Беспалов. Как и в случае с другими представителями питерской команды, его появление в среде российской политической элиты было достаточно неожиданным. Устранились ли Шойгу, Лужков и Шаймиев от партстроительства? Как "Единая Россия" будет строить свои отношения с властью? Какие еще радикальные изменения в законодательство готовит партия власти? На эти и другие вопросы "НГ" отвечает глава Генсовета "Единой России" Александр Беспалов.



- Александр Дмитриевич, складывается впечатление, что именно вы сегодня являетесь фактическим руководителем партии "Единая Россия", а Шойгу, Лужков и Шаймиев от партийного руководства просто отстранились.

- Что касается фактического главы партии, то на прошедшем политсовете я высказался однозначно - у нас есть лидеры, которые дают видение будущего, а есть управленцы, которые ежедневно воплощают в жизнь политику партии. Я себя отношу к управленцам, которые должны решить поставленную задачу - построить партию. Что я и делаю. Как это воспринимается - вопрос второй. Да, я требую исполнения устава. Согласитесь, что все три объединившиеся структуры обращались к одной и той же группе избирателей. И мы не скрываем, что одни структуры были созданы против других. Но пора конфронтации прошла, настало время договариваться ради общей цели.

- В свое время вы уже были одним из руководителей так называемой "партии власти" - ответственным секретарем НДР, - структуры, которая в результате потерпела крах.

- Я был ответственным секретарем ленинградского отделения НДР. Это была не так называемая "партия власти", а действительно партия власти. Я бы сказал, что это был клуб начальников, который и выражал интересы начальников. Никакой работы "внизу" не было, все сводилось к разовым мероприятиям.

- Судя по вашему выступлению на политсовете, "Единая Россия", наоборот, всеми силами старается дистанцироваться от "начальников", но почему-то по большей части от региональных.

- Мы не дистанцируемся от губернаторов. Участвовать в создании партии или нет - их право. Но "карманных" региональных партий больше не будет по закону. А "Единая Россия" - это федеральная партия и создается она не для них.

- И замглавы администрации президента Владислав Сурков, и сопредседатель высшего совета "Единой России" Минтимер Шаймиев говорили о необходимости конкуренции. Как вы думаете, реально ли сейчас с вами конкурировать на центристском поле и какая партия могла бы с вами всерьез побороться?

- На самом деле наша задача - потеснить КПРФ. Они все-таки обманывают своих избирателей, боятся нести ответственность и на самом деле не хотят власти.

- Чем вы собираетесь привлекать электорат КПРФ? Социальной направленностью программ?

- Я не хочу сейчас выдавать секреты. Но коммунистов обязательно "отодвинем", потому что мы собираемся выражать интересы большинства населения. Нас точно так же не устраивает и позиция правых, которые предлагают все капитализировать, а "кто не выжил - мы не виноваты". Это не для нашей страны.

- То есть вы верите в то, что люди будут голосовать именно за ваше "внутреннеее содержание", а не за то, что вы - партия, созданная властью? Но избиратели не читают партийных программ.

- А избирателям и не надо читать программы. Должны быть люди, которые до них это доносят. У нас сейчас нет нормального политического диалога с избирателями, ему никто ничего не объясняет. О них вспоминают накануне выборов и начинают морочить голову баснями. А мы попробуем этот диалог вести.

- В своем жестком выступлении на семинаре "Единой России" Владислав Сурков открыто дал понять, что администрация президента непосредственно курирует строительство вашей партии. С одной стороны, он пожелал вам большей самостоятельности от власти, а с другой - сравнил вас с фирмой, в которую Кремль вкладывает власть, рассчитывая на ее приумножение. Странная самостоятельность получается...

- Все пропустили вводную часть его выступления. Он ведь не говорил только о "Единой России". Он говорил, что мы создавали три партии - НДР, "Единство" и "Отечество" со "Всей Россией". И сказал: "Давайте назовем то, что сделала администрация президента, партией власти и поговорим о том, что за прошедшие годы она ничего не сделала". В Конституции записано, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Поэтому если сравнивать партию с акционерным обществом, то "прибыль" - это завоевание голосов избирателей. Мы же открыто говорим, что поддерживаем президента. Поэтому эти голоса идут не только в нашу, но и в его "копилку". А абсолютной независимости от власти, наверное, все-таки не существует даже нигде в мире.

- А что для вас "оптимальная" самостоятельность партии от власти?

- Это право принимать решения. Причем объективные. Если правительство плохое, если оно проводит антинародную политику, надо иметь возможность о этом сказать.

- Администрация президента обвинила партию в отсутствии каких бы то ни было инициатив. В то же время ваша последняя инициатива о радикальных поправках в избирательное законодательство была забракована самим Кремлем, да и Центризбиркомом. Не кажется ли вам, что солидность партструктуры определяется ее способностью доводить до конца свои обещания?

- Я по-прежнему считаю, что в требовании о пятидесяти процентах от списочного состава населения есть здравое зерно. Надо сделать так, чтобы не отвращать граждан от демократического процесса. Теперь что касается методов. У нас было закрытое заседание Генсовета, а потом двое уважаемых его членов взяли и поделились его решениями со СМИ. И пришлось вступать в дискуссию. Я противник подобного рода действий, но что сделано, то сделано. И я вас уверяю, что порог явки в пятьдесят процентов от списочного состава в итоге все-таки будет. Поэтому наши требования у некоторых губернаторов вызывают истерику. Я говорил на тему наших предложений с Александром Вешняковым. Уверен, что в душе ему хотелось бы, чтобы были пятьдесят процентов от списочного состава плюс один голос. Ведь в таком случае легитимность выбранного губернатора не ставилась бы под вопрос и не понадобилось бы думать о том, оставлять кому-то третий срок в качестве главы региона или нет. А если за человека голосует более пятидесяти процентов от списочного состава населения субъекта РФ, то ограничивать сроки не надо. Если он пять сроков подряд наберет более пятидесяти процентов, зачем его искусственно менять?

- Но большое количество несостоявшихся выборов - это существенная нагрузка на бюджет.

- Вопрос стоит по-другому. Надо отдавать бюджетные деньги в надежные руки. Если глава субъекта Федерации не смог построить диалога с населением, то пусть не нарушает Конституцию. Я уверен - президент вправе назначить указом на определенный срок того человека, которому он доверяет большие бюджетные средства.

- Последние данные ВЦИОМ показывают, что рейтинг снизился не только у СПС, но и у "Единой России".

- Я ничего плохого не хочу сказать про ВЦИОМ, но у нас все цифры появляются всегда не просто так. Рейтинг "Единой России" был обнародован перед заседанием политсовета. А почему он в другой день-то не появился? Думаю, что "потерянные" нами проценты - это статистическая погрешность.

- Создается впечатление, что вы создаете некую параллельную вертикаль исполнительной власти по контролю за губернаторами.

- Партия не собирается решать проблемы за губернаторов, но если губернатор войдет в партию, то мы с него будем строго спрашивать. Исполнительная власть пусть работает спокойно, никто на нее не посягает, но контролировать будем. "Единая Россия" - это фактически "общественный партийный контроль" за деятельностью глав субъектов РФ и за проведением ими в жизнь, например, послания президента. А кому еще контролировать? Вот, к примеру, в регион приходят трансферты из Центра. И региональные средства, и трансферты сваливаются в "одну кучу". Главы регионов даже своему окружению ничего не говорят и не отчитываются. Возьмите Хабаровский край, где очень сильный губернатор, и спросите у Виктора Ишаева, как в его региональном бюджете делятся средства из Москвы и региональные поступления. Я вам скажу, что средств Москвы в бюджете Хабаровского края гораздо больше. Именно поэтому в регионе более или менее все благополучно.

- Рано или поздно партии придется определяться с приоритетами. Но такие государственные мероприятия, как борьба с беспризорностью, построение миграционных лагерей для беженцев и "оздоровление нации", очень затратны. Между тем государство собирается сокращать свои социальные обязательства из-за нехватки средств. Но какая же партия пойдет на "сокращение" своих обещаний перед выборами?

- Дело не в выборах. Есть вещи, которые все равно надо делать. Разве можно на этом экономить? А наши приоритеты мы обозначим в программе обязательно.

- Какие еще радикальные изменения в законодательство вы готовите?

@@@
"Если правительство плохое, об этом надо говорить"
"Потенциал у нас колоссальный, но денег нет"
"Сегодня искусство более успешно разговаривает с рынком"
"Сейчас мы создаем технологическую культуру"
"Союзные" СМИ - ради чего?
«Аль-Каида» вербует американцев
АРКО учится

АРКО экономит бюджетные средства

@@ 1999-11-10 / Владимир Сысоев



ВЧЕРА руководство Агентства по реструктуризации кредитных организаций наконец объявило журналистам о том, какие решения приняты в отношении банка СБС-АГРО.

АРКО выбрало наименее затратный вариант. По одобренному агентством плану, реструктуризация некогда крупнейшего российского банка (1276 филиалов и 71 дополнительный офис) будет проводиться через две другие кредитные организации: Россельхозбанк (РСХБ) и Российский банк развития (РБР). Впрочем, с выбором банков-партнеров у АРКО случился некий казус. РСХБ еще вообще не создан (даже не утверждена концепция его развития), а РБР, хотя и имеет статус юридического лица, пока не получил лицензии ЦБ из-за того, что до сих пор не оплачен его уставный капитал.

Однако генеральный директор АРКО Александр Турбанов заявил о том, что не видит в этом никакой проблемы и полагает, что обе структуры начнут полноценно функционировать "в самое ближайшее время".

@@@
АРКО экономит бюджетные средства
Атипичная открытость Пекина
Бабич в Грозный не вернется
Банкиров заставят работать на провинцию
В мире: Антикризисная формула Тимоти Гайтнера не прошла
Владельцы СМИ атаковали Медведева
Время блатных проектов прошло

Всемирный банк поможет малому бизнесу

@@

Однако редкий депрессивный регион пройдет конкурс на участие в проекте ВБ

2003-04-15 / Владимир Санько



Все дискуссии о развитии малого и среднего бизнеса заканчиваются в одном тупике - в системе и объемах его кредитования. Даже мизерные по масштабам страны бюджетные средства в размере 100 млн. руб., выделенные в текущем году на эти цели, вице-премьер Алексей Кудрин не смеет выдать, так как схемы кредитования, предложенные Министерством по антимонопольной политике и предпринимательству, противоречат Бюджетному кодексу.

Всемирный банк решил помочь нашей стране найти выход из тупика. В рамках реализуемого проекта развития финансовых учреждений Минфин и ВБ подготовили концепцию новой совместной работы "Развитие малого и среднего предпринимательства и банковского сектора в регионах Российской Федерации". Ее разработка проводилась рабочей группой, сформированной при Торгово-промышленной палате в составе представителей ВБ, ЦБ, Минфина, МЭРТа, МАПа, банковских ассоциаций и объединений предпринимателей - членов ТПП совместно со специалистами Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов. На прошлой неделе подготовленный документ представил в ТПП генеральный директор фонда Мстислав Корольков.

Новый проект направлен на формирование мероприятий на федеральном и региональном уровнях по созданию благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства (МСП), формированию и становлению агентств кредитных историй и системы регистрации залогов, повышению роли финансового посредничества в регионах, предоставлению средне- и долгосрочного кредитования малых предприятий региональными финансовыми институтами.

Естественно, что до старта проекта еще далеко - необходимо разработать критерии отбора предприятий МСП, регионов, приемлемых финансовых посредников для целей проекта. И главное - предстоит разработать типовой договор, соответствующий Бюджетному кодексу, между Минфином и финансовым посредником о государственном кредите.

Величина займа ВБ зависит от числа отобранных регионов: для семи регионов его размер определен в размере 150 млн. долл., а для 14 регионов - вдвое больше. Следует обратить внимание на финансовую обеспеченность проекта - в среднем один регион ежегодно будет получать больше, чем правительство выделило в 2003 году на поддержку малого и среднего бизнеса всей страны. Мстислав Корольков указал на две особенности проекта: его финансовые ресурсы будут поступать непосредственно рыночным игрокам в регионах, и тесное сотрудничество с бизнес-сообществом обеспечивается с самого начала подготовки проекта.

Президент ТПП Евгений Примаков считает, что кредитование МСП является "самым важным звеном", и выразил надежду, что ВБ и ТПП совместными усилиями найдут комплексный подход к решению этой задачи. "ТПП будет выступать сокоординатором проекта как на федеральном уровне, так и на региональном", - пообещал он.

Одной из главных причин криминализации малого бизнеса президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает чрезмерную зарегулированность банковской сферы, что "делает ее неконкурентной с бандитской системой кредитования, которая хотя и регулируется "паханами", но не так жестко и не так бессмысленно и формализованно". По этой причине он считает настоятельно необходимой либерализацию финансового рынка.

Реализация проекта укрепит финансовую систему в субъектах Федерации, уверен президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Александр Мурычев, так как позволит подготовить кадры в банковской сфере по работе с кредитами на основе международных стандартов. Президент АРБР предложил использовать в проекте Бюро кредитных историй, которое начнет свою работу в мае.

Руководитель департамента по поддержке предпринимательства МАП Надежда Каллина опасается, что ни один из 43 депрессивных регионов не сможет пройти конкурс для участия в пилотном проекте. Но именно там финансовая инфраструктура и малый бизнес слабо развиты.

@@@
Всемирный банк поможет малому бизнесу
Высовываться – опасно для жизни и карьеры
Генерал Маслов ведет бои в окружении
Генпрокуратура накануне реформ
Диалог будет трудным
Дискриминация
Единый и неделимый Государственный экзамен

Железнодорожники просят Путина защитить их от металлургов

@@

Владимир Якунин обвинил олигополии во взвинчивании цен на продукцию для его компании

2008-06-18 / Игорь Наумов



Проект стратегии развития железнодорожной отрасли России готов к внесению в правительство. Глава РЖД Владимир Якунин вчера доложил премьеру Владимиру Путину последний вариант этого документа. Естественная монополия готова выполнить поставленные задачи, стать холдингом, однако просит защиты у правительства от произвола частных монополий, бесконтрольно взвинчивающих цены на свою продукцию.

Вчера в центре Москвы опять перекрывали движение на улицах и эвакуировали припаркованные машины – верный признак того, что кто-то из первых лиц государства «пошел в народ». Учитывая любовь президента и премьера ко всякого рода выездным мероприятиям, соответствующим структурам неплохо было бы заблаговременно размещать в интернете предупреждения о том, какие столичные магистрали и в какое время будут перекрыты, какие альтернативные маршруты лучше выбирать автомобилистам и где вообще хорошо бы не парковаться, чтобы избежать нервного потрясения, не обнаружив оставленное авто на привычном месте.

Во вторник, 17 июня, ни в коем случае не следовало оставлять автомобиль даже в разрешенном для парковки месте в начале Каланчевской улицы. Здесь, в Информационном центре РЖД, премьер Владимир Путин слушал доклад главы компании Владимира Якунина о долгосрочных перспективах развития железнодорожного транспорта России, встречался с ветеранами отрасли и, по установившейся традиции, пил чай с рабочими. Как признался «НГ» вице-президент РЖД Борис Лапидус, приезд премьера был использован для презентации последнего варианта проекта стратегии развития железнодорожного транспорта, рассчитанной на период до 2030 года. Впервые документ представили осенью прошлого года. Цели и задачи, этапы реформирования, запрашиваемые объемы финансирования на уровне 13,7 трлн. руб., 20% из которых будут бюджетные средства, остались неизменными.

Зато уточнены источники господдержки. «Минфин ложился костьми, когда ответственность государства в первоначальном варианте была сформулирована в форме бюджетного финансирования», – пояснил Лапидус. Для того чтобы снять возражения Минфина, пришлось предложить другие источники бюджетного финансирования – за счет тарифов, предоставления госгарантий и т.п.

Пока вице-президент РЖД удовлетворял информационный голод представителей СМИ, Якунин живописал Путину безусловно светлое будущее компании, а значит, и всей российской экономики. На каждый инвестированный рубль он обещал три рубля прибыли и гарантировал снижение в 1,9 раза транспортной емкости ВВП. Правда, только к 2030 году и если правительство поможет железнодорожникам найти управу на злодеев-монополистов из числа металлургических компаний, безбожно заламывающих цены на металлопродукцию. Металлурги-де создали настоящие олигополии, а железнодорожникам, тарифы на услуги которых регулируются государством, чтобы компенсировать растущие издержки, сегодня противопоставить им нечего.

В ораторском порыве Якунин ошибочно назвал РЖД «ведомством», но тут же поправился – речь все-таки идет о госкомпании, которая в конечном счете трансформируется в холдинг с самостоятельными предприятиями по видам деятельности. Премьер сочувственно кивал в ответ. Однако в ряды лоббистов РЖД записываться не спешил. Более того, Путин поймал Якунина на противоречии, когда тот с гордостью сообщил, что РЖД удается выживать в суровых условиях рынка почти исключительно благодаря монополизму. Тот споткнулся на этом вопросе. На помощь пришел оказавшийся поблизости вице-премьер Сергей Иванов. Он заверил Путина, что в случае с РЖД о монополизме следует говорить со знаком плюс. Это – благо для компании, для государства и для потребителей.

@@@
Железнодорожники просят Путина защитить их от металлургов
Жизнь в обмен на дозу
Застройщики надеются на государственные деньги
Игры в "здоровую конкуренцию"
Избирателям пообещали пряник
Изменения назрели
Информационную революцию остановить невозможно

Курсовая разница

@@

Политика Рузвельта и потребности сегодняшнего дня

2006-12-26 / Сергей Гуриев - ректор Российской экономической школы.







Многого можно добиться при помощи конкурентной политики и развития финансовых рынков.

Фото Reuters

В своем Послании к Федеральному собранию 2006 г. президент Путин с большой симпатией процитировал Франклина Делано Рузвельта. Между Путиным и Рузвельтом действительно много общего. Оба пришли к власти во время беспрецедентного экономического спада; с приходом обоих в экономике начался быстрый восстановительный рост; оба предложили стране новый курс, связанный с усилением в экономике роли государства. Однако есть и существенные отличия. С экономической точки зрения президент Путин намного успешнее президента Рузвельта – снизить безработицу до приемлемых показателей Рузвельту удалось лишь к концу второго срока. На третий срок американский президент остался в разгар Второй мировой войны; большинство россиян проголосовало бы за третий срок Путина просто за то, чего он смог достичь в социально-экономической сфере.

Старый «Новый курс»

Поэтому не стоит безоговорочно воспринимать призывы к копированию рузвельтовского «Нового курса», направленного на массированное бюджетное финансирование экономики. Дело в том, что «Новый курс» был введен для поддержки экономики, которая находилась в состоянии рецессии: в стране имелись значительные недоиспользованные производственные мощности и трудовые ресурсы, а цены и зарплаты были выше равновесного уровня. Вклад Кейнса, автора «Нового курса», в экономическую науку заключался в следующем. Он отказался от того классического предположения, что зарплаты и цены снизятся и экономика сама собой придет в равновесие. Следующими поколениями экономистов был придуман целый ряд объяснений негибкости зарплат и цен. Для Кейнса же самым главным были следствия этого предположения: если цены и зарплаты завышены и не могут снижаться, то простое решение проблемы заключается в стимулировании спроса. Государство должно потратить существенную сумму денег на закупку товаров и услуг. Если бюджетные средства будут пущены на то, чтобы дать работу безработным гражданам, то цены и зарплаты останутся теми же (ведь исходно они были завышены). Зато полученные средства продавцы товаров и услуг сами потратят в той же экономике. И так далее по цепочке – возникает эффект мультипликатора. Даже не важно, насколько продуктивно будут потрачены государственные средства – они в любом случае стимулируют спрос, что и помогает выйти из рецессии. Более того, не страшно, что при этом возникнет бюджетный дефицит – как только экономика выйдет из рецессии, бюджет соберет больше налогов и расплатится с накопленными во время рецессии долгами.

@@@
Курсовая разница
Летят самолеты - привет бюджету!
Машиностроительные госпредприятия готовят к приватизации
Местное самоуправление поддержат рублем
Местные власти бунтуют против Минфина
Министров хотели сделать уголовниками
Минус советская власть плюс коррупция

Мосгордума и два по сто пятьдесят

@@

Повесть о велениях времени, полномочиях мэра и парламента и высшей справедливости в ее окончательной редакции

2008-09-17 / Алкей



Я наше правительство и раньше любил, а в последние годы прямо влюблен в него. А после каждых выборов и вовсе хожу, как током пришибленный. На лице улыбка счастливая, министров путаю, о кремлевскую стену головой ударяюсь, а как руководителей фракций по имени и отчеству зовут, забываю напрочь. Потому что такая радость, такое счастье: опять хороших людей куда надо избрали. Вот только слишком часто у нас эти выборы. Только-только привык к любимому начальству, а его уже снова выбирают. Сплошные волнения.

А недавно я узнал вот что. В Мосгордуму внесен законопроект, предусматривающий увеличение срока полномочий столичных мэра и парламента. Это, во-первых, сэкономит бюджетные средства, а во-вторых, это, как сказал поддержавший инициативу председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов, веление времени.

Именно так – веление времени. А с велениями времени, на мой взгляд, лучше не шутить. Некоторые, конечно, начнут паниковать. Мол, запутаемся. В регионах четыре, в Москве пять, куда крестьянину податься? Что лучше: три по 200 или четыре по 150? Высшая математика.

Ну а раз математика, то давайте рассуждать логически. Если срок полномочий мэра и парламента 4 года, то это тезис. Если срок полномочий мэра и парламента 5 лет, то это антитезис. Если же, допустим, срок полномочий мэра и парламента – вечность, то это уже синтез, абсолютная истина в первой инстанции, полная и бесповоротная победа сил добра над силами зла и оппозиции и высшая справедливость в ее окончательной редакции.

Так может быть, не стоит и огород городить? Давайте, кстати, подсчитаем. В 2005 году на выборы в столичный парламент было потрачено, если мне не изменяет память, примерно 500 миллионов рублей. 10 предвыборных кампаний за 40 лет. Или 10 предвыборных кампаний за 50 лет. То есть за 40 лет – 8 кампаний. Минус две. Одна предвыборная кампания – это 500 миллионов, а две предвыборные кампании – это... сколько ж это будет? Да это будут сумасшедшие деньги. А если за 100 лет? За 200? За миллион? Да мы не то что Аляску вместе с Сарой Пейлин вернем, мы весь Млечный путь у инопланетян купим. А если учитывать инфляцию... Хотя стоп! Какая инфляция? Инфляция ж будет неуклонно падать. Стремительным, как говорят в Академии наук, домкратом.

@@@
Мосгордума и два по сто пятьдесят
Мэр оружейной столицы полюбил "Россию"
На грани вымирания
На уральских инвалидах сэкономили
Национальным благосостоянием сыграют на бирже
Нервы страны
Николай Аксененко: Стараемся не форсировать процесс подорожания билетов

Новый УПК пора переписывать

@@

Заключенные доверяют только суду присяжных

2002-03-16 / Анна Закатнова



Утверждение пакета законопроектов по судебной реформе в Думе для большинства политиков стало, по существу, концом самой реформы. Задуманная в Кремле радикальная перестройка с федерального уровня практически перешла на ведомственный, а ведомства занялись самореформированием. Так, Генпрокуратура объявила о решении направить 20 тысяч сотрудников из центрального аппарата на городской и районный уровни для поддержания обвинения в судах, а в Верховном суде тем временем собираются добиться внесения изменений в новый Уголовно-процессуальный кодекс по судам присяжных.

Новый УПК должен вступить в силу только с 1 июля нынешнего года, а поправки Верховного суда коснутся тех норм, что определяют процедурные вопросы для судов присяжных. Напомним, что эти положения УПК вступят в силу с 1 января следующего года во всех субъектах Федерации, а не только в девяти, как сейчас. Среди прочего в ВС настаивают на необходимости оставить прежнюю процедуру провозглашения вердикта присяжными заседателями. По мнению председателя кассационной палаты Верховного суда Алексея Шурыгина, "если изменения в эту статью не будут внесены, то это повлечет за собой отмену около 60% приговоров" из-за чисто технических ошибок.

Однако помимо процедурных в Верховном суде также настаивают и на более существенных изменениях, которые в принципе должна была бы вносить исполнительная и законодательная власть. Еще в ходе обсуждения УПК в Думе судьи предлагали оставить в ведении судов присяжных только пять составов преступлений (особо тяжкие посягательства на жизнь человека). Вместо этого подсудность дел, подлежащих рассмотрению присяжными, была расширена. К примеру, добавлены укрывательство преступлений, в том числе подсудных районным судам. Для сравнения стоит отметить, что в США не более 5% от общего числа дел рассматривают суды присяжных, а остальные заканчиваются сделками о признании вины, что значительно экономит бюджетные средства. В России же при старом УПК эта самая дорогостоящая форма правосудия рассматривала 35,4% дел, но среди обвиняемых уже 39% настаивали на рассмотрении их дел в судах присяжных. Курирующий суды присяжных в ВС Алексей Шурыгин уверен, что сейчас необходимо хотя бы обеспечить конституционные права граждан, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений против жизни, иначе государство не выдержит.

Впрочем, расширение подсудности судов присяжных в новом УПК вполне объяснимо, ведь среди судов общей юрисдикции именно эта форма считается самой прогрессивной и максимально гарантирующей защиту прав гражданина. Сама процедура осуществления правосудия в судах присяжных за те восемь лет, пока они существуют в девяти регионах, буквально заставила и судей, и следователей, и прокуроров тщательно следить за исполнением всех норм законности. Любое доказательство, собранное с нарушением закона (например, осмотр места происшествия без участия понятых) на предварительном слушании признается недопустимым, а иногда может закончиться и вынесением оправдательного приговора. Показательно, что в прошлом году в девяти регионах судами присяжных были оправданы 15,6% подсудимых, в то время как по России в остальных регионах были оправданы всего 1,9%.

@@@
Новый УПК пора переписывать
Новый мозг «Родины» обвиняет президента
Обезвоживание томского бюджета
Особенности национального бюджетного процесса
Отсутствие закона реформе не помеха
Отщипнуть кусочек бюджета
Панама-покер

Половинка от фуэте,

@@

или Кто пытается подрезать ахиллы «Национальному балету «Кострома»?

2005-10-21 / Валерий Калабугин



Национальный балет «Кострома» – это не имеющие аналогов программы, тысячи представлений в России и по всему миру, профессиональное хореографическое училище, правительственные награды и звания... Костромская прокуратура после четырех лет существования автономной некоммерческой организации (АНО) «Национальный балет «Кострома» заявила о неправомочности ее создания.

С самого начала 1990-х государство бьется над тем, как сделать финансирование сферы культуры более эффективным. Ведь солидная часть выделяемых средств достается многочисленному аппарату и обслуживающему персоналу. Выход есть. Новые организационно-правовые условия деятельности учреждений культуры. О необходимости создания условий для активного привлечения инвестиций из других, помимо государственных, источников в культуру заявил президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию. Одной из таких эффективных форм является автономная некоммерческая организация (АНО). Именно она позволяет максимально рационально использовать государственную собственность, бюджетные средства, привлекать корпоративные и частные деньги.

@@@
Половинка от фуэте,
Полпред президента Петр Латышев: "Я лоббирую только интересы президента"
Профсоюзы подключаются к антикризисной программе поздно и неэффективно
С ЮКОСом и «Роснефтью» разберется Счетная палата
Сезон кадровых решений
Соотечественникам нужен "НЭП"
Спутниковый мониторинг шпал и борделей

Стагнация страшнее внешнего врага

@@

Эксперты "НГ" считают, что коррупция и бюрократия представляют реальную угрозу национальной безопасности страны

2002-07-15 На прошлой неделе проблема темпов экономического роста приобрела новое звучание. В ходе заседания Совета безопасности было подчеркнуто, что стране может угрожать не только внешний враг. Высокопоставленные правительственные чиновники наконец озвучили мысль о том, что собственная экономика, если она находится в состоянии стагнации или развивается слишком медленно, будет представлять потенциальную угрозу для существования государства. "НГ" попросила экспертов назвать главные экономические угрозы национальной безопасности.



Евгений Гавриленков, главный экономист ИК "Тройка-Диалог"

Внешняя угроза - это только одна сторона вопроса национальной безопасности. Но под безопасностью мы понимаем и существование государства как такового. И угрозы здесь могут быть не только внешние, но и внутренние. Преступность и коррупция - это тоже угрозы. А если экономика не будет расти необходимыми темпами и мы будем постоянно отставать от внешнего мира, перед страной встанет проблема удержания огромной территории.

Одна из основных проблем национальной безопасности - разрастающаяся бюрократия. Ее невозможно победить одним декретом или постановлением. Это длительный процесс. Но необходимо учитывать главное правило - если мы недовольны услугами, которые предоставляет государство, его долю нужно сокращать.

Почему попытки дебюрократизировать экономику пока не слишком успешны? Прежде всего правительство само по себе нельзя назвать полностью однородным. Идут дискуссии между отдельными министерствами. Минэкономразвития, со своей стороны, может предложить упростить процедуры, например, лицензирования. Затем начинается длительный процесс согласования внутри правительства. Чиновники не хотят отказываться от своих полномочий. На уровне взаимодействия между правительством, парламентом и региональными администрациями процесс поиска компромисса еще более болезненный. После многочисленных согласований из законопроектов выхолащивается первоначальная суть. Они становятся более обтекаемыми, приобретают двойственную трактовку, в них появляются противоречия. По сути, законы становятся неработоспособными, чем и пользуется бюрократия.

Если государство хочет минимизировать свое участие в экономике, сделать это непросто. Даже если у правительства есть благие намерения, они блокируются уровнем ниже. Даже если законы принимаются, их реализация начинает тормозиться этой самой бюрократией. И это реалии нашей жизни. В заложенных правительством темпах роста поправка на это сделана. Если бы все было идеально, темпы роста могли быть выше.

Андрей Клепач, заместитель руководителя Центра развития

Угрозы и для безопасности страны, и для ее развития - одни и те же. Например, коррупция. А темпы роста экономики, снизившиеся до 3,5% по итогам первого квартала, не отвечают потребностям финансирования как армии, так и науки. На армию, на силовые структуры у нас идет примерно 2,6% ВВП. Чем меньше мы растем, тем меньше средств будет уходить на все эти цели.

Что касается науки, то все эти годы расходы на нее в процентах к ВВП продолжают сокращаться. Была принята программа развития науки и технологий. Но никакого перелома ситуации не произошло. Если брать бюджетное финансирование, это примерно 0,3% ВВП. Если учитывать все остальные расходы, мы, возможно, наберем где-то 1%. Тогда как в советское время они составляли 2-3% ВВП. Для того чтобы на равных конкурировать с Европой и другими странами, надо систематически тратить около 2%. Но мы даже на такой уровень сразу выйти не можем. Ведь надо не просто деньги отдать на науку, нужно финансировать определенные проекты. Но бюджетные средства наряду с дополнительными доходами научных учреждений, например, от аренды, обеспечивают только необходимый уровень заработной платы. При этом бюджет практически не финансирует эксперименты и закупки научной техники, то есть именно то, что действительно может двигать научный прогресс.

До сих пор не определены приоритеты в промышленной политике. Важно четко знать, в каких нишах мы можем быть действительно конкурентоспособными. Существует необходимость серьезного обновления номенклатуры продукции и оборудования. Хотя разговоры идут уже несколько лет, реально не определены направления, где необходимо сосредоточить свои усилия. Отсутствуют механизмы реализации этих программ и мер. Это говорит о том, что правительство в силу своего кадрового состава, в силу своих интересов, которые больше сосредоточены на финансовых проблемах, не в состоянии принимать соответствующие решения. Пока, во всяком случае.

Если мы будем расти на 5-6% в год, тогда через 7-8 лет наш ВВП вырастет на те 40-50%, о которых говорит МЭРТ. Правительство планирует выйти на такие темпы роста к 2005 году, но думаю, что при отсутствии промышленной политики, с одной стороны, а с другой - при достаточно осторожном притоке иностранного капитала этого не произойдет. Хотя потенциально мы способны выйти на такие темпы экономического развития.

Валентин Межевич, член Совета Федерации

@@@
Стагнация страшнее внешнего врага
Стихийные свалки осаждают иркутские города
Счетная палата "посягает" на Центробанк
Тайна вкладов
У бизнеса теперь есть дело до лампочки
Финансовые романсы
Хиллари Клинтон набирает вес

Центр России от Москвы далеко

@@

Полпред президента должен был доказывать правительству, что Сибирь нужно развивать

2002-12-27 / Юрий Тригубович



Первым испытанием для полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского стала программа "Стратегия развития Сибири", о которой впервые заговорил Владимир Путин, посетив Новосибирск в конце 2000 года. Как ни странно, саму необходимость развития Сибири полпред вынужден был доказывать.

В марте 2001 года ведомством Драчевского была создана рабочая группа для разработки концепции, и уже в июле был готов ее первый вариант. Однако в Минэкономразвития РФ "Стратегию Сибири" подвергли редактуре, с которой разработчики не могли согласиться. Чуть позже в недрах правительства даже родилась аналитическая записка, в которой вообще ставилась под сомнение целесообразность вложения государственных средств в развитие Сибири. По мнению столичных аналитиков, развивать Сибирь - пустая трата средств.

Леонид Драчевский, судя по всему, пытался найти общее решение аппаратными методами. Но в правительстве упорствовали. Тогда полпред ясно и жестко высказал свою позицию. Он заявил, что Сибирь - это центр России, ее основа, а в Центре до сих пор существует непонимание роли Сибири в жизни страны. Драчевский даже пообещал… застрелиться, если правительство не утвердит концепцию.

Безусловно, без одобрения своего главного начальника президентский полпред вряд ли стал бы делать подобные заявления, тем более проявлять излишние эмоции на публике. Однако после борьбы за "Стратегию развития Сибири", в которой он стал победителем, Леонид Драчевский раз и навсегда завоевал в округе авторитет.

Ограниченное "невмешательство"

Стоит вспомнить, что чуть ли не первым заявлением полпреда по вступлении в должность были слова о том, что его влияние не будет распространяться на региональные проблемы. По словам Драчевского, он не намеревался вмешиваться ни в работу губернаторов, ни в политический расклад. Однако вмешиваться все-таки пришлось.

Скажем, в ходе выборов красноярского губернатора в нынешнем году Драчевский поначалу держался отстраненно. Но политический кризис, разразившийся в крае после скандального решения крайизбиркома, отменившего было результаты выборов, кардинально изменил ситуацию. Леонид Драчевский несколько раз выезжал в Красноярск. О целях его визитов внятной информации не было, но всем было ясно - Драчевский по меньшей мере детально изучает ситуацию. Красноярский кризис, в общем-то, разрешил Владимир Путин, назначив и.о. губернатора Александра Хлопонина, легитимность победы которого была установлена позже. Однако очевидно, что президентское решение было принято не без помощи Леонида Драчевского.

Стремление максимально скрыть от общества влияние полпреда (читай - президента) на внутриполитические коллизии регионов говорит о попытках Центра продемонстрировать свою демократичность. Красноярский политический кризис наглядное тому подтверждение. Фактически федеральная власть не дала красноярским событиям развиваться по демократическим принципам - судебной схеме разрешения конфликта.

До создания полпредства снабжением регионов теплом и электроэнергией занимались сами субъекты Федерации, каждый губернатор варился в собственном соку. Леонид Драчевский поставил эту работу "на поток".

В условиях суровой зимы 2000/2001 года удалось предотвратить многие чрезвычайные ситуации за счет объединения усилий регионов. Тем же субъектам, которые пострадали от чрезвычайных ситуаций, Леонид Драчевский помог получить дополнительную финансовую правительственную поддержку. В округе был принят ряд специальных мер для подготовки к нынешнему отопительному сезону. Полпред стал инициатором подготовки соглашения "Об обеспечении устойчивого снабжения предприятий и населения топливно-энергетическими ресурсами и мерах по взаимному сдерживанию роста цен и тарифов на них". Оно было подписано в июне 2001 года, что позволило не допустить сезонного спада добычи энергетических углей в летний период, обеспечить их поставку предприятиям энергетики по более низким "летним" ценам, создать на электростанциях запасы выше, чем были установлены заданиями РАО "ЕЭС России". В целом готовность Сибирского федерального округа к отопительному сезону 2001/2002 года оказалась значительно выше, чем годом ранее.

Кстати, в одном из интервью Леонид Драчевский заметил, что почему-то никто в России не говорил о том, что в Читинской области были морозы под 55 градусов, зато вся страна смотрела, как в замерзающее Приморье на самолетах завозятся чугунные радиаторы отопления. А в это время, сказал полпред, Читинская область спокойно отгружала уголь в Приморье, хотя из-за морозов ломались механизмы и даже сходили с рельсов поезда, потому что на железнодорожных путях лопались металлические части креплений.

Могучим точечным ударом...

Играть на "чужих полях" - дело сложное, требующее серьезных усилий и высокой степени информированности, поскольку коррумпированность в Сибири достаточно высока. Что касается осведомленности, то поток информации, идущий в полпредство, очень обширен. Судя по кулуарным оговоркам Леонида Драчевского и его окружения, недостатка в информации у полпредства нет. А вот полномочий - кот наплакал. Между тем проблемы коррупции, когда разворовываются бюджетные средства, очень серьезно влияют на социально-экономическое положение некоторых сибирских территорий. Особенно там, где речь заходит о предприятиях, которые являются одновременно и стратегическими для страны, и градообразующими для маленькой территории.

Если предположить, что у полпреда есть установка на борьбу с коррупцией, сейчас можно сделать вывод лишь о тактическом этапе этой борьбы. Другими словами, о "точечном" решении проблемы коррупции.

После "вмешательства" Леонида Драчевского пограничники блокировали канал проникновения китайской контрабанды через Казахстан и российскую станцию Локоть в Алтайском крае. Ранее поезда, останавливавшиеся на станции Локоть для смены поездных бригад, спокойно разгружали контрабандисты. Далее груз перевозился автомобильным транспортом и до таможни, расположенной в Рубцовске, не доходил. Теперь пограничники, сопровождающие поезда от Локтя до Рубцовска, серьезно усложнили жизнь контрабандистам. Сейчас при участии Министерства путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Федеральной пограничной службы идет подготовка необходимых документов и расчетов для создания железнодорожного пункта пропуска на станции Локоть и нескольких автомобильных пунктов пропуска в Алтайском крае, Новосибирской и Омской областях. Перекрытие канала контрабанды нанесло удар по теневым доходам региональных криминальных группировок.

Другой удар был направлен на решение проблемы северного завоза. Еще два года назад северный завоз частично не исполнялся, частично разворовывался. В первую зиму после назначения Леонид Драчевский инициировал ряд прокурорских проверок в отношении должностных лиц, которые отвечают за выполнение и распределение северного завоза. Уже в следующем году транспортировка продукции на Север была организована в максимально короткие сроки и практически без потерь. Теперь, считают в полпредстве, снабжение сибирского Севера превратилось в чисто техническую операцию, не требующую чрезвычайного вмешательства региональных и окружных властей.

Моральная поддержка - лучший подарок

Однако представляется, что эти точечные меры, если дело ими и ограничится, далеко не соответствуют масштабности полпредства. Поэтому часто возникает вопрос о том, стоит ли вообще перед полпредом задача борьбы с коррупцией. Если стоит, то роль СМИ в этом процессе в полпредстве как минимум недооценивают. Аппарат полномочного представителя, несмотря на определенную открытость, является все же жестко замкнутой структурой. Даже "журналистский эскорт", который практически всегда сопровождает Леонида Драчевского в наиболее значимых поездках, обладает крайне скупой и разрозненной информацией.

Правда, полпред часто заявлял, что его заботит проблема формирования окружного информационного пространства. В частности, создание окружного телевидения. Однако реально полпредство поддерживает лишь один проект, который реализуется ВГТРК на базе ГТРК "Новосибирск", председатель которого Яков Лондон является и руководителем Сибирского телевидения. Леонид Драчевский заявлял, что поддержка Лондону оказана лишь потому, что он единственный, кто пришел в полпредство с проектом.

Отношение к деятельности Якова Лондона в Сибири неоднозначное. В СМИ время от времени появляются сообщения о "претензиях Лондона" на монополизацию телевещания. Опыт работы Лондона на ГТРК "Новосибирск" показал, что с точки зрения содержания и качества телевидения, он мало чем отличается от своих предшественников. Поэтому аргумент, что "кроме Лондона никто не пришел", выглядит слабо. Полпредство для формирования окружного информпространства практически ничего не сделало, кроме моральной поддержки ряда печатных изданий. Окружной информационный центр, который работает при полпредстве, направлен скорее на формирование положительного имиджа самого Леонида Драчевского и констатации официальных совещаний, которые проводятся полпредством в СФО.

Для многих стала неожиданной поддержка Леонидом Драчевским идеи "Российского Сибирского народного собора", учредительный съезд которого состоялся в июне 2002 года в Омске. Цель нового общественного объединения сибирской интеллигенции - консолидация усилий общественных и религиозных организаций, политиков, ученых и деятелей культуры, представителей деловых кругов в решении задач по сохранению национальных и культурных традиций Сибири и развитию ее духовного потенциала.

@@@
Центр России от Москвы далеко
Чубайс заговаривает китайцам зубы
Чубайса огрели «кое-каким» фондом
Эра кормления по-псковски